Главная страница
Навигация по странице:

  • Константин Кавелин

  • Петр Лавров

  • Михаил Ковалевский

  • 17.Вклад российской социологии в развитие мировой социологической мысли.

  • П.А. Сорокин

  • 18. П.А.Сорокин как видный представитель мировой социологии. Питирим Александрович Сорокин

  • Количественные и качественные методы социологических исследований

  • Программа социологического исследования

  • СОЦИОЛОГИЯ экзамен. 1. Объект, предмет, структура и функции социологи Термин социология существует от соединения двух слов, лат. Социо и логос, которое означает наука об обществе


    Скачать 229.59 Kb.
    Название1. Объект, предмет, структура и функции социологи Термин социология существует от соединения двух слов, лат. Социо и логос, которое означает наука об обществе
    АнкорСОЦИОЛОГИЯ экзамен.docx
    Дата01.02.2017
    Размер229.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСОЦИОЛОГИЯ экзамен.docx
    ТипДокументы
    #1625
    страница5 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Петр Ткачев – анархист, выдающийся теоретик мятежного направления, публицист, социолог.

    Константин Кавелин – социальный философ. Его программа выходила за рамки программы предшественников и закладывала основы новой социальной науки, а его идеи оказались центральными для российской социологии:

    - поиск и выявление социокультурных факторов развития социальных форм;

    - конкретный анализ социальных форм;

    - проблема прогресса и развития личности

    Фактически он заложил основы социальной методологии.

    Одним из первых истинно социологических направлений было распространение и популяризация позитивизма П Лавровым, Д Писаревым, М Михайловским и др. Именно в позитивизме русских социологов привлекало стремление к научному методу, синтезу знаний, создания науки об обществе. На этом этапе была осознана и принята сущность социологии.

    Петр Лавров – основоположник народнической доктрины, лидер пропагандистов.

    Михайловский – философ, социолог, публицист.

    Лавров и Михайловский видели в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. Конечно, поведение и деятельность людей определяются многими объективными обстоятельствами, природными и а социальными, но главными факторами, которые направляют деятельность людей, считают теоретики, являются их внутренние мотивы, идеалы, воля. А потому объективный анализ явлений общественной жизни легко сочетается с субъективным, оценочным подходом.

    По мнению Михайловского, объективная точка зрения является обязательным для естественных наук и совершенно непригодна для социологии

    Большинство идей П Лаврова тяготела к марксизму и экономизма, а М Михайловского - в сторону социальной психологии, одним из первых родоначальников которой он и был в России.

    Много внимания уделяли Михайловский и Лавров решению проблемы взаимодействия личности и общества, где на первый план выходит личность, которой присуща индивидуальность, неповторимость. Общественные цели могут быть достигнуты исключительно благодаря личностям, которые развиваются на основе критической мысли и критики.

    Приверженцы социалистических идей. Михайловский отводил большое место учению о кооперации, желая выяснить, каким образом общество через кооперацию влияет на личность По его мнению, сельская община предоставляет возможность для всестороннего и гармоничного развития каждой личности, подчиняет их взаимные интересы.

    Прогресс по Лаврову - развитие в человеке сознания и осуществления истины и справедливости, укрепление солидарности.

    Михаил Ковалевский – благодаря его деятельности российская социология выходит на международную арену. Первый открыл многофакторный подход к изучению общества. Ковалевский указывает на роль многих факторов общественного развития: экономические, демографические, политические, психологические, моральные, религиозные Однако ни одному из них он не придавал решающее значение в ре из них в ситуациях им отводятся разные роли, и любой из указанных факторов может выйти на первый план.

    Георгий Плеханов – развил социологические идеи марксизма. в свете материалистического понимания истории. Он разработал вопрос о соотношении роли личности и народных масс в истории, критикковал концепцию народников, согласно которой Россия идет своим самобытным путем развития, а капитализм - искусственно пересаженное в Россию явление. Отсюда и возникает потребность задержать, остановить развитие капитализма, остановить ломкую вековых устоев русской жизни.

    Плеханов сопоставлял условия возникновения и историческую роль капитализма на Западе с условиями его развития в России и выяснял общие предпосылки развития капитализма в разных странах, делая при этом выводы об ошибочности противопоставления России и Запада. Он показал, что капиталистические отношения сами себе прокладывают путь и вызывают ломкую старых устройств. Большой вклад внес Плеханов в разработку вопрос о роли народных масс и личности в истории. Хотя он был весьма далек от того, чтобы отрицать роль личности в истории, однако блестяще раскритиковал идеологический культ личности, который к сожалению, имел место в истории бывшего СССР и имеет место во многих слаборазвитых стран мира.
    17.Вклад российской социологии в развитие мировой социологической мысли.

    Основным направлением развития российской социологии в конце XIX века стал субъективизм (субъективная социология-В основе его лежит использование социологом в качестве основного инструмента исследования субъективного метод), который можно рассматривать как новое течение в европейской социологии. Российский субъективизм оказал значительное влияние на развитие мировой социологии и дал много нового методологии социологического исследования. Наиболее яркими представителями субъективизма были Петр ЛавровНиколай МихайловскийСергей Южаков и Николай Кареев.

    Петр Лавров (1823—1900) явился первым теоретиком российского субъективизма и ввел целый ряд новых понятий, используемых до сих пор.

    Лавров утверждал, что в социологии и истории есть вечные, неизменные и абсолютные истины, которые выходят в свет, когда общество готово их понять и принять,также как в других науках.

    Субъективизм Лаврова и всей российской школы определялся тем, что он совершенно иначе, чем представители западной социологии, смотрел на проблему взаимозависимости и взаимовлияния человека и общества. По мнению Лаврова, индивид является реальной движущей силой общества. Хотя ход истории и определен объективными законами, индивид по-своему интерпретируя исторический процесс ставит свои цели и средства, трансформируя объективно необходимое в акт собственной воли. Лавров отвечал, что личность всегда имеет право и обязанность изменить существующие формы, сообразно своим нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом.

    Лавров был первым российском социологом, который дал определение предмету социологии. По Лаврову, «Социология есть наука исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями, и поэтому охватывает, с одной стороны— все животные общества, в которых особи выработали в себе достаточную степень индивидуального сознания, с другой— не только уже существующие формы человеческого общежития, но и те общественные идеалы, в которых человек надеется осуществить более солидарное и более справедливое общежитие, а также те практические задачи, которые неизбежно вытекают для личности и стремление осуществить свои общественные идеалы».

    Николай Михайловский (1842—1904) — другой представитель субъективизма — утверждал, что коренная и ничем не изгладимая разница между отношением человека к человеку и человека к остальной природе, состоит прежде всего в том, что в первом случае мы имеем дело не просто с явлениями, а с явлениями, тяготеющими к определенной цели, тогда как во втором, цель эта не существует. Различие между ними до того важно и существенно, что само по себе намекает на необходимость применения различных методов к «двум великим областям человеческого ведения». Мы не можем общественные явления оценивать иначе, чем субъективно.

    В целом можно говорить о следующих основных проблемах, выдвинутых субъективной социологией: 1) соотношение истории и социологии; 2) проблема свободы и необходимости; 3) построение социологической системы на психологической основе; 4) социальный прогресс. 

    Бесспорен вклад ученого М.М. Ковалевского в обоснование методологического плюрализма в социологии, определения места социологии в системе социогуманитарных наук, а также распространения социологических идей, постановки преподавания социологии, формирования ее организационной структуры, становления социологической корпорации и социологической культуры.

    Метод социологии Ковалевского — историко-сравнительный, основанный на выделении у разных народов групп, сходных по политическим, юридическим, историческим и другим подобным характеристикам, рассмотрение которых позволяет выявить основные этапы развития общества в целом. Критерий выделения сходных групп Ковалевский видел во внешнем сходстве анализируемых явлений, что усложняло их классификацию и выявление причин, их породивших. Стремясь преодолеть эту трудность, Ковалевский установил главную причину изменений для каждой сферы общественной жизни: в экономике — биосоциальный фактор — рост численности населения, в политике — экономические сдвиги, в общественной жизни — политическая практика. Анализ социальных явлений на основе их происхождения Ковалевский называл генетической социологией, с помощью которой он исследовал образование основных общественных институтов — семьи, собственности, государства. Эволюцию этих институтов определяют в основном факторы биосоциального (рост численности населения) и психологического порядка.

    Ковалевский отстаивал положение о преходящем характере частной собственности. После поражения революции 1905 г. он обратился к анализу государства, которое понимал как расширение «замиренной сферы», возникающее в результате психологической склонности людей признавать над собой власть выдающихся личностей, которые якобы наделены магической силой управлять природой. Происхождение классов Ковалевский не связывал с возникновением государства, считая основой социальной дифференциации рост плотности населения и возникающее на этой основе разделение труда.

    Наиболее ярко сущность социологической концепции Ковалевского отразилась в его взглядах на прогресс, которые складывались под влиянием идей о росте «замирения» как главном признаке прогресса. Под «замирснностью» он понимал прекращение всеобщей естественной борьбы и гармонизацию социальных отношений, развитие солидарности между членами общества. Содержание прогресса Ковалевский отождествлял с расширением сферы солидарности, считая ее рост важнейшим и универсальным социальным законом. Солидарность — норма общественной жизни, а классовая борьба — отклонение от нормы. Хотя Ковалевский и признавал революцию как способ движения вперед, но считал се «противоестественной формой», результатом ошибок правительства.

    П.А. Сорокин создал как минимум четыре совершенно уникальных и эпохальных научных парадигмы: 1) работы по социологии экстремальных ситуаций; 2) интегративный подход, приведший к появлению теории социальной стратификации, к теории мобильности; 3) социальная и культурная динамика; 4) теория социальной любви и творческого альтруизма.
    18. П.А.Сорокин как видный представитель мировой социологии.

    Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — один из виднейших классиков социологии, оказавший большое влияние на се развитие в XX в. Иногда П. Сорокина называют не русским социологом, а американским. Действительно, хронологически «русский» период его деятельности жестко ограничен 1922 г. — годом его высылки из России. Однако становление социологических взглядов Сорокина, а также его политической позиции происходило именно на родине, в условиях войн, революций, борьбы политических партий и научных школ. В основном труде «русского» периода — двухтомной «Системе социологии» (1920) — он формулирует основные принципы теории социальной стратификации и социальной мобильности (эти термины он и ввел в научный оборот), структурирует теоретическую социологию, выделяя в ней социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику.

    Основой социологического анализа Сорокин считает социальное поведение, социальное взаимодействие индивидов, которое он рассматривает как родовую модель и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы он подразделяет на организованные и неорганизованные, особое внимание уделяя анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация является неизменной характеристикой любого организованного общества и существует в недемократическом обществе и в обществе с «процветающей демократией».

    Сорокин говорит о наличии в обществе социальной мобильности двух типов — вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный «лифт» для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д.; кроме того, самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственно неравенство, но это неравенство должно быть разумным.

    Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революции. В работе «Социология революции» (1925) Сорокин называет революцию «великой трагедией» и определяет ее как «машину смерти, нарочито уничтожающую с обеих сторон самые здоровые и трудоспособные, самые выдающиеся, одаренные, волевые и умственно квалифицированные элементы населения». Революция сопровождается насилием и жестокостью, сокращением свободы, а не ее приращением. Она деформирует социальную структуру общества, ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса. Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно «тестироваться» в малом социальном масштабе.

    Теоретическое наследие Сорокина и его вклад в развитие отечественной и мировой социологии трудно переоценить, настолько он богат глубоко осмысленным, теоретически и методологически подкрепленным знанием социальной реальности и тенденций будущего развития общества.


    1. Количественные и качественные методы социологических исследований

    Методология социологических исследований - это совокупность методов социологических исследований, способов и подходов к их применению. Все методы социологических исследований можно условно разделить на две группы: 1) методы сбора данных и 2) методы обработки социологических данных. 
    Методы сбора данных в социологическом исследовании делятся на две группы: 1) количественные методы и 2) качественные методы социологического исследования. Поэтому существуют такие виды социологических исследований как количественные и качественные/
    Качественные методы социологии позволяют социологу понять суть какого-либо социального явления, а количественные - понять насколько массово (часто встречаемо) это социальное явление и насколько оно важно для общества. 
    К количественным методам исследования относятся: социологический опрос, анкетирование, стандартизированное интервью (в след. вопросах)
    Качественные методы социологии – это наблюдение, анализ документа, свободные интервью ( в след. вопросах)

    1. Программа социологического исследования

    Любое социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа представляет собой изложение общей концепции исследовательского проекта. Это научный документ, в котором содержатся методологические и процедурные основы исследования социального объекта, своего рода план и правила осуществления последовательной деятельности. Программа выражает, что надо делать, с помощью чего и как это выполнить. От научной обоснованности этого документа в значительной степени зависят результаты исследования.
    В процессе составления программы решаются проблемы выбора объекта, разработки конкретной методики сбора, обработки и анализа данных, апробируется надёжность эмпирической информации. Разработка обстоятельно аргументированной программы требует не менее половины интеллектуальных затрат исследования.
    В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет следующие функции:

    · методологическую: определение цели, проблемы, задач исследования и т.д.

    · методическую: разрабатывается общий логический план исследования, методы и способы сбора информации, разработка процедуры исследования, проводится сравнительный анализ полученных результатов,

    · организационная: разделение труда, контроль за процессом исследования.
    В идеальном виде программа социологического исследования имеет следующие разделы:

    1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

    2. Выдвижение цели и постановка задач исследования.

    3. Уточнение и интерпретация основных понятий исследования.

    4. Развертывание рабочих гипотез.

    5. Составление анкеты.

    6. Обоснование системы выборки, единиц наблюдения и измерения.

    7. Анализ и обобщение социологической информации.

    8. Составление отчета и выдвижение рекомендаций по исследуемой проблеме.


    Основные требования к программе: необходимость, ясность и чёткость, логическая последовательность её структуры, гибкость. Подготовка программы – очень сложное дело, требующее значительных затрат времени и усилий. На её разработку уходит времени больше, чем на само исследование. Тщательно продуманная программа социологического исследования является непременным условием его осуществления на высоком научном уровне.

    Условия получения достоверной и качественной информации в ходе анкетного опроса является грамотное составление анкеты.

    Анкета включает в себя следующие блоки:

    1.      Блок демографической информации (паспортичка)

    2.      Блок событий

    3.      Блок мотивационно- оценочной информации

    4.      Блок проективных вопросов

     

    По конструкции вопросы делятся на открытые и закрытые. Открытые вопросы применяются на начальной стадии исследования. Закрытые вопросы в ходе проведения масштабных исследований.

    Для обеспечения качественного сбора и обработки информации, необходимо правильно построить выборку.

    Суть выборки в том, чтобы на основе меньшего количества опрошенных получить достоверные знания о генеральной совокупности.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта