Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Органическая теория Спенсера. Принцип эволюции

  • 7.Марксизм. Его взгляды на становление и развитие общества. Источники и движущие силы общественного развития. Маркси́зм

  • Производственные отношения

  • 8.Матералистическое понимание общества. Базис и надстройка учения об общественно-экономической формации.

  • Базис и надстройка

  • 9.Социологический метод Э.Дюркгейма. Механическая и органическая солидарность.

  • СОЦИОЛОГИЯ экзамен. 1. Объект, предмет, структура и функции социологи Термин социология существует от соединения двух слов, лат. Социо и логос, которое означает наука об обществе


    Скачать 229.59 Kb.
    Название1. Объект, предмет, структура и функции социологи Термин социология существует от соединения двух слов, лат. Социо и логос, которое означает наука об обществе
    АнкорСОЦИОЛОГИЯ экзамен.docx
    Дата01.02.2017
    Размер229.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСОЦИОЛОГИЯ экзамен.docx
    ТипДокументы
    #1625
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    «Понимающая социология»: Макс Вебер


    Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании.

    Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности4.Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны.

    Сам М. Вебер создал много научных трудов, в том числе: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество», «Объективность социально – научного и социально – политического познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Основные социологические понятия».

    M. Вебер называет четыре вида социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. Целерациональное — это ожидание определенного поведения других людей, с целью достижения успеха; ценностно-рациональное — это сознательная вера в этическую, эстетическую, религиозную ценность индивидуального поведения вне зависимости от успеха, аффективное — это поведение под влиянием чувств и эмоций; традиционное — поведение индивида, обусловленное привычками. В разных типах обществ те или иные виды действий могут быть только преобладающими. В традиционных обществах преобладает традиционный и аффективный типы ориентации действия, в индустриальных — целерациональный и ценностно-рациональный, причем первый с развитием общества выступает доминирующим.

    М. Вебер был убежден, что рационализация социального действия — это путь прогрессивного развития исторического процесса. Для рационализации общемировой цивилизации, полагал он, необходимо рационализировать способ ведения хозяйства, управление во всех сферах социальной жизни, образ мышления и образ жизни людей.


    Характеризуя социологию как систему знаний, важно учитывать, что между классической социологией и современной социологией существует определённое различие. Классическая социология стремилась к постижению окружающего мира как бы со стороны. Задача её состояла в том, чтобы описать объект, раскрыть сущность, не рассматривая деятельности субъекта. Современная социология пытается преодолеть противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения к миру.

     

    В классическом периоде развития социологии можно выделить такие главные черты:

    1) произошла структурализация уровней социологического анализа общества;

    2) сформировались различные школы, направления, теоретико-методологические подходы в социологии;

    3) существенно обновилось само социологическое знание.

    Классический период — это своего рода социологическое «осевое время», предопределившее дальнейшее развитие социологической мысли. Это нельзя не учитывать при изучении социологии, современных социологических теорий.
    6. Органическая теория Спенсера. Принцип эволюции

    Спенсер считал, что главной причиной изменения общества является эволюция. Под эволюцией он понимал процесс постепенного, плавного и естественного развития человеческих сообществ. Эволюция есть переход от бессвязного, однородного, гомогенного к неоднородному, упорядоченному.

    Спенсер является основателем органицизма т.к. связывал общество с биологическим организмом, а отдельные части общества частями организма. Оно подобно биологическому организму — растёт (а не строится, поэтому Спенсер выступал противником всяких реформ) и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции.

    Общество состоит из 3-х относительно автономных частей (систем «органов»):

    • поддерживающая — производство необходимых продуктов

    • дистрибутивная (распределительная) — разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма)

    • регулятивная (государство) — организация частей на основе их подчинения целому.

    Под влиянием идей Дарвина он считал, что естественный отбор имеет место и в человеческом обществе, государственное принудительное перераспределение социальных благ должно стать частным делом, задача которого — «смягчать несправедливости природы». Он является сторонником индивидуального либерализма т.к. по его мнению, только на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнуто естественное и устойчивое равновесие интересов членов общества.

    С органической теорией общества Спенсера тесно связано его учение о всеобщей эволюции, сложившееся во многом под влиянием идей Ч. Дарвина. Эволюцию Спенсер рассматривал как высший закон всего существующего, как источник любого природного и общественного явления. Ее основные моменты – переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация), от неопределенного к определенному (возрастаниепорядка) и приспособление к среде (общество к природе).
    7.Марксизм. Его взгляды на становление и развитие общества. Источники и движущие силы общественного развития.

    Маркси́зм — философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

    Главное место в марксистском учении занимает всесторонний социально-экономический анализ современного К.Марксу капиталистического строя.


      Сущность марксистской концепции заключается в том, что в основе развития общества лежит единство и борьба противоположностей и создание более совершенных структур. Базис любого общества - экономические отношения и классовая борьба, а политика, религия, семья, образование составляют надстройку общественной системы. Производственные отношения, в которые вступают люди , соответствуют определенной ступени общественного развития и не зависят от воли людей. Бытие человека определяет его сознание. Развитие общества - естественный исторический процесс, а конфликты и революции являются движущей силой общественного развития. В современном капиталистическом обществе он также выделял два основных класса: класс крупных собственников (буржуазию) и класс наёмных рабочих (пролетариат). По мере развития капиталистического общества противоречия между этими классами должны были всё более усиливаться. Хотя он допускал существование при капитализме и других социальных слоёв, занимавших промежуточное положение между этими классами: крестьяне и ремесленники. Но, как полагал Маркс, развитие капитализма должно было привести к постепенному исчезновению таких промежуточных слоёв. И в результате общество должно было разделиться на два и только два противостоящих друг другу класса. В конечном итоге противоречие между этими классами должно было привести к социальной революции, открыв путь к революции, которая приводит к бесклассовому равенству.
    Впервые были определены и изучены основные классы буржуазного общества - пролетариат, буржуазия, крестьянство и выделены пять общественно-экономических формаций:
      - первобытнообщинный строй;
      - рабовладельческий строй;
      - феодальный строй;
      - капиталистический строй;
      - коммунистический строй.
      Эксплуатацию одного класса другим невозможно реформировать. Ее можно только уничтожить в ходе революции, когда бесклассовое общество сменит классовое.
    Важное место в работах Маркса занимает понятие идеологии. Он понимал под ней ложное искаженное сознание представителей правящего класса. Как утверждал Маркс, правящий класс был заинтересован в сохранении общественного строя и поэтому представители данного класса были способны адекватно воспринимать лишь те явления общественной жизни, которые свидетельствовали об устойчивости, стабильности этого строя.
    Маркс считал свою теорию подлинно-научной и свободной от каких-либо идеологических искажений. Тем не менее, критики Маркса неоднократно указывали, что в его теории содержались элементы социальной утопии. Когда Маркс анализировал современное ему капиталистическое общество, он в основном оставался на научных позициях. Но его прогнозы относительно будущего бесклассового общества часто расценивались как утопические.

    8.Матералистическое понимание общества. Базис и надстройка учения об общественно-экономической формации.

    Материалистическое понимание общества заключается в том, чтобы объяснить политические, нравственные, правовые отношения между людьми, исходя из производственных отношений, а общественное сознание – из общественного бытия: «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, общественное бытие определяет их сознание».
    В основе всех общественных отношений, согласно К.Марксу, лежат производственные отношения, в которые люди вынуждены вступать, чтобы совместно производить все нужное для жизни: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается экономическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы жизни».
    Итак, ведущую сторону способа производства образуют производительные силы; каждой ступени их развития соответствуют определенные производственные отношения. Главная производительная сила – человек.
    Базис и надстройка - понятия, обозначающие общественные отношения исторически определённого общества как целостную систему, в которой материальные отношения представляют его реальный базис, основание общества, а политические и идеологические отношения — надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную.

    Базис общества — это совокупность исторически определенных производственных отношений.

    Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений; в неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения.

    Базис определяет надстройку, но последняя не только отражает базис, но и в дальнейшем создает условия для его развития (закрепляя идеологические ценности, общественные нормы).

    Категория экономического базиса является одновременно общеисторической

    и конкретно – исторической. Это значит, что каждой общественной формации

    присущ свой экономический базис. Сообразно различным типам производственных

    отношений складываются соответствующие типы экономических базисов:

    первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, коммунистический.

    Следовательно, господствующий тип производственных отношений определяет

    соответствующий тип экономического базиса.

     Маркс выделял пять формации, в соответствии с господствующими производственными отношениями (или формами собственности):

    • первобытно-общинную (общинная собственность, одинаковое отношение к средствам производства);

    • рабовладельческую;

    • феодальную( главное средство производства — земля находится в монопольной собственности господствующего класса , а хозяйство ведётся силами и техническими средствами мелких производителей — крестьян)

    • капиталистическую(основывающаяся на частной собственности класса буржуазии на средства производства и эксплуатации капиталом наёмных рабочих, лишённых средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу);

    • коммунистическую(общественная собственность.


    Переход от одной формации к другой вызывается противоречиями, возникающими в способе производства: развившиеся производительные силы требуют изменений в экономических отношениях, а затем и во всей надстройке. 
    9.Социологический метод Э.Дюркгейма. Механическая и органическая солидарность.

    Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог. Разделяя частично точку зрения позитивизма, он выступал против биологизации социологии Контом. Основное произведение Дюркгейма — «Метод социологии» (1898). В отличие от марксизма, его теория большее значение придает субъективной составляющей социальной деятельности.

    Общество — это совокупность социальных фактов и отношений между ними. Предметом социологии являются социальные факты (институты), представляющие объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Сущность социальных фактов образуют «коллективные представления» людей. Таким образом, социальные факты (институты) есть единство сознательного (субъективного) и материального (объективного). Например, студенты в процессе обучения совершают какие-то действия (слушают, пишут, читают ит. п.) ради получения профессии. Главным в социальных фактах, по мнению Дюркгейма, является субъективное.

    В качестве субъективной составляющей социального поведения Дюркгейм выделил группу социальных (правовые, моральные) норм, принудительно организующих поведение индивидов. В результате возникают социальные взаимосвязи (семейные, родовые, государственные, экономические и т. п.). Общее (массовое) сознание (коллективные представления), образующее сущность социальной деятельности, представляет собой как предмет социологического анализа, так и главное содержание общественного развития. 

    Дюркгейм был приверженцем классического научного метода в социологии. Основные принципы классической методологии сводятся к следующему:

    - социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности, социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук, метод социального исследования должен быть точным и строгим. Социальные явления должны быть описаны количественно, важным критерием научности является объективность. Что означает, что социология не должна содержать субъективных впечатлений и умозрительных выводов.

    Наиболее четко эти принципы научности Дюркгейм сформулировал в работе «Правила социологического метода». Его социология основывается на теории социального факта. В этой работе он излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы социологии существовать в качестве науки:

    1. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещь». Это означает, что социальные факты:

    а) внешни для индивидов,

    б) они материальны, наблюдаемы и безличны,

    в) существующие между фактами отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества.

    2. Второе правило состоит в том, чтобы социология не должна подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают индивиды.

    3. Третье правило состоит в признании примата (приоритета) целого над составляющими его частями. Это означает, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б) общество есть автономная система, управляемая своими законами не сводимыми к сознанию или действиям каждого индивида. Итак социология по мнению Дюркгейма основывается на признании социальных фактов, который порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается от того, что происходит на уровне отдельных индивидуальных сознаний, потому, что у него другая природа — коллективное сознание.

    Центральная социологическая идея учения Дюркгейма — идея общественной солидарности. Отталкиваясь от двух типов общества — традиционного и современного, он выделяет два типа социальной солидарности:

    • механическая социальная солидарность присуща традиционному обществу. Она основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество моделей. Индивид здесь не принадлежал себе: «Я — это только МЫ». Социальное принуждение выражалось в репрессивных мерах;

    • органическая солидарность порождается общественным разделением труда и основана на разделении индивидов.



    Если первая предполагает поглощение индивида коллективом, то вторая предполагает развитие личности, основанное на разделении труда.
    Таким образом, разделение труда выступает источником социальной солидарности, а наличие проблем и конфликтов в современном обществе объясняется ученым как простое отклонение от норм, вызванное недостаточной отрегулированностью отношений между главными классами общества.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта