Главная страница
Навигация по странице:

  • 27.Социальные отношения. Их место и роль в жизни общества

  • 28.Социальные контроль и социальное поведение. Внешний и внутренний социальный контроль.

  • Соц. контроль

  • Задача социального контроля

  • 29.Социальные нормы как регуляторы социального поведения. Социальные нормы

  • 30.Понятия аномии и девиантного поведения. Аномия

  • Девиантное поведение

  • 31.Типы девиантного поведения. Девиантное поведение

  • Конформность

  • СОЦИОЛОГИЯ экзамен. 1. Объект, предмет, структура и функции социологи Термин социология существует от соединения двух слов, лат. Социо и логос, которое означает наука об обществе


    Скачать 229.59 Kb.
    Название1. Объект, предмет, структура и функции социологи Термин социология существует от соединения двух слов, лат. Социо и логос, которое означает наука об обществе
    АнкорСОЦИОЛОГИЯ экзамен.docx
    Дата01.02.2017
    Размер229.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСОЦИОЛОГИЯ экзамен.docx
    ТипДокументы
    #1625
    страница7 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Трансакционный анализ личности, учредителем которого стал американский психолог Э. Берн, является методом групповой психотерапии, который базируется на своеобразном представлении о структуре человеческой психики. Ученый пришел к выводу, что в каждом человеке можно найти три типа состояний собственного «Я»: родитель, взрослый, ребенок.
    При этом трансакцей называется единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на это обращение). Э. Берн считает, что «незрелых личностей» нет, а есть люди, в которых «ребенок» совершенно не кстати и неумело берет на себя функцию управления всей личностью, в то время как у них есть и хорошо структурированный «взрослый», которого нужно только обнаружить и привести в действие.
    По мнению психолога, в так называемых «зрелых людей», наоборот, контроль за поведением всегда осуществляет «взрослый», но и у них «ребенок» может прорваться к власти. По Э. Берну, состояние «взрослый» необходимо для жизни, человек перерабатывает информацию, ищет пути выхода из сложных ситуаций и т.д. «Взрослый» контролирует действия «родителя» и «ребенка», является посредником между ними.

    27.Социальные отношения. Их место и роль в жизни общества

    В ходе устойчивого взаимодействия взаимные ожидания индивида видоизменяются, но в то же время формируется определенный набор устойчивых социальных норм, которые придают социальному взаимодействию достаточно предсказуемый и упорядоченный вид. Такие упорядоченные и устойчивые взаимодействия называют социальными отношениями.
    Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Социальные отношения - это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей. Из всего многообразия употреблений понятия отношений выделяют два следующих наиболее важных его значения. В первом случае под ним подразумевается определенное состояние или положение А и Б, т.е. такое состояние взаимной зависимости, к возникновению которого они сознательно не стремились и не имели никаких субъективных намерений по этому поводу. Например, производственные отношения. Во втором случае — это сознательное и субъективно направленное действие А относительно Б, которое основано на осознании субъективно определенной зависимости одного от другого. Пример - отношения дружбы. Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей. Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно только подготавливает исследователя к изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущностей социальных отношений.
    Существуют несколько классификаций общественных отношений.
    В частности различают:

    • Классовые отношения

    • Национальные отношения

    • Этнические отношения

    • Групповые отношения

    • Личностные социальные отношения


    Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни.
    Ценности выступают необходимым условием социальных отношений.
    Для определения отношений индивидов используются два показателя:

    • ценностные ожидания (экспектации), которые характеризуют удовлетворенность ценностным образцом;

    • ценностные требования, которые выдвигает индивид в процессе распределения ценностей.


    Реальная возможность достижения той или иной ценностной позиции составляет ценностный потенциал. Часто он остается лишь возможностью, поскольку индивид или группа не предпринимают активных действий для занятия ценностно более привлекательных позиций.
    Социальная зависимость основывается также на различии статусов в группе, что характерно для организаций. Так, индивиды с низким статусом зависимы от индивидов или групп, которые имеют более высокий статус; подчиненные зависят от руководителя. Зависимость возникает из-за различий в обладании значимыми ценностями независимо от официального статуса. Так, руководитель может зависеть в денежном отношении от подчиненного, у которого он взял взаймы крупную сумму денег. Латентные, т.е. скрытые, зависимости играют важную роль в жизни организаций, коллективов, групп.

    28.Социальные контроль и социальное поведение. Внешний и внутренний социальный контроль.

    Соц. поведение всегда ограничено определенными рамками, создаваемыми обществом. Эти рамки поддерживаются с помощью социального контроля.
    Соц. контроль–сложное социокультурное явления, представляемое собой реакцию группы на действия индивида или другой группы.
    Структура соц. контроля:

    1. индивидуальное действие

    2. соц. шкала оценок как результат обобщения ценностей, идеалов, интересов и т.д. соц. группы и общества в целом

    3. категоризация индивидуальных действий, когда группа или общество с одной стороны, а индивид с другой оценивают индивидуальные ценности как социально желаемые, одобряемые или наоборот социально неприемлемые. Конкретное действие подводится под правило «хорошо/плохо».

    4. общественное самосознание - совокупность общественных оценок

    5. санкции, выполняющие позитивную или негативную функции, которые завият от состояния общественного самосознания.


    Все эти элементы вместе составляют систему внешнего социального контроля. Но кроме внешнего соц. контроля имеет место и внутренний самоконтроль, который осуществляется на основе индивидуальной шкалы оценок. Именно на основе этой шкалы происходит принятие индивидом самоидентификации.
    Система внешнего соц. контроля, дополняемая внутренним самоконтролем, приобретает вид процесса взаимодействия общества и личности по любому поводу, если этот повод так или иначе затрагивает интересы группы или общества в целом.
    Задача социального контроля: воспроизводство господствующего типа общественных отношений. Это достигается при помощи системы социальных норм.
    Социальный контроль может осуществляться в институциональной и неинституциональной формах.

    Институциональная форма социального контроля реализуется посредством особого, специализирующегося на контрольной деятельности аппарата, представляющего собой совокупность государственных и общественных организаций (органов, учреждений и объединений).

    Неинституциональная форма – особый вид саморегулирования, присущего различным общественным системам, контроль над поведением людей со стороны массового сознания.

    29.Социальные нормы как регуляторы социального поведения.

    Социальные нормы — общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.
    В социальной норме соединяются и переплетаются 2 начала:

    1. С одной стороны, социальная норма всегда направлена на какой-то идеал

    2. С другой стороны, всегда отражает то, что есть в действительности, что воспринимается, как правильное, нормальное


    Правильное - это то, что соответствует господствующим представлениям о том, что и как надо делать, как надо поступать. В реальной жизни идеал и действительность не всегда совпадают, поэтому социальный контроль нельзя рассматривать как формальное принуждение субъекта к исполнению нормы.
    Сама социальная норма является фактором социальной жизни и изменяется с изменением социальной реальности. Социальная норма может вполне соответствовать целям общества или группы, а может от них отрываться, тормозить процесс достижения цели. В этом случае норма становится дисфункциональной и подлежит замене новой нормой, поэтому социальная норма – это явление относительное, так как любая норма утверждалась вопреки старым нормам и в тоже время любая норма со временем уступает место новой норме.
    Относительно социального поведения нормы выполняют приписуючу и оценочную функции. Они задают субъектам определенный тип поведения, дают им возможность оценивать свои поступки, поступки других, ситуации, соотносить явления, которые оцениваются, с эталонами, выбирать, отстаивать, формировать, направлять и корректировать свое поведение. Зафиксированные в воображении социальные нормы каждый субъект использует как масштаб, критерий, за которыми оценивается собственное и чужое поведение, избирается определенный ее вариант. Объективизуются нормы в поступках, моральных качествах лица, моральных позициях и отношении к окружению. Способность норм к такой объективизации и делает их настоящими регуляторами социального поведения. Их приписуюча функция помогает индивиду выбрать соответствующее поведение, а оценочная - судить о правильности такого выбора.
    Во всех сферах общественной жизни нормы действуют рядом с ценностями. Общее между социальными нормами и ценностями заключается в том, что они регулируют социальное отношения. С их помощью координируются действия и поступки субъектов социальных отношений. Они должны оказывать содействие поэтому, чтобы каждое лицо действовало в общих интересах группы, сообщества, общества.
    Тем не менее между ценностями и нормами являются существенные отличия. Если в понятии «ценность» превалируют добровольные старания, то в понятии «норма» - обязанности.
    В свою очередь, каждое лицо имеет свои ценности и нормы. Важно, чтобы ценности и нормы, присущие обществу, группе, были признанные и соблюдали каждым лицом. Поэтому необходимо всей социальной организацией убеждать человека в необходимости придерживаться таких ценностей и создавать для этого соответствующие условии.

    30.Понятия аномии и девиантного поведения.

    Аномия — понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения, когда невозможно достичь определяемые обществом цели законным способом.

    Согласно Дюркгейму, аномия — это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Равновесие в обществе поддерживается пока велика удовлетворенность индивида или групп, предлагаемыми целями и средствами их достижения. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения - с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений:

    • расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;

    • низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;

    • частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.


    Дальнейшее развитие концепции аномии связано с именем Роберта Мертона.

    Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.
    Девиантное поведение (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).
    Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

    Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

    31.Типы девиантного поведения.

    Девиантное поведение — это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.
    Девиантное поведение относительно, потому что соизмеряется только с культурными нормами данной группы. Например, преступники считают нормальным видом заработка вымогательство, однако большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и некоторых видов социального поведения: в одних обществах они считаются девиантными, в других нет. В целом к формам девиантного поведения обычно относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.
    Одной из признанных в современной социологии является типология девиантного поведения, разработанная Р. Мертоном в русле представлений о девиации как результате аномии, т.е. процесса разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.
    Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:


    • Конформность – индивиды удовлетворены и целями и средствами их достижения ++

    • Инновация( акцент на цели, а средства достижения менее эффективны, которые приписывает общество +-), предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);

    • ритуализм( акцентирование на средствах достижения цели -+), связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;

    • ретретизм (или бегство от действительности --), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);

    • бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).


    Единственным типом недевиантного поведения Мертон считает конформное, выражающееся в согласии с целями и средствами их достижения.

    Некоторые причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Так, Мертон, используя понятие «аномия» (состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной девиантного поведения считал несогласованность целей, выдвигаемых обществом, и средств, которое оно предлагает для их достижения. В рамках направления, базирующегося на теории конфликта, утверждается, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Ряд современных отечественных социологов считает, что источниками девиации являются социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

    Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое. Например, алкоголизм способствует усилению хулиганства.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта