СОЦИОЛОГИЯ экзамен. 1. Объект, предмет, структура и функции социологи Термин социология существует от соединения двух слов, лат. Социо и логос, которое означает наука об обществе
Скачать 229.59 Kb.
|
47.Каналы вертикальной мобильности. Социальная мобильность предполагает наличие в обществе каналов или социальных лифтов, которые обеспечивают переход индивидов или групп из одного страта в другой по восходящей или нисходящей линии. Наличие этих каналов способствует обновлению и оптимальному заполнению соответствующих этажей данного общества людьми достойными и подготовленными. Функции каналов вертикальной мобильности, а также механизмов селекции и распределения индивидов возложены на социальные институты (семья, образование, армия). Питирим Сорокин, один из крупнейших теоретиков социальной стратификации, отмечал, что там, где есть мощная вертикальная мобильность, там есть жизнь и движение. Затухание мобильности порождает общественный застой. Он различил вертикальную (возвышающуюся и падающую) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Правда, П. Сорокин называет социальную мобильность «каналами вертикальной циркуляции». Мы рассмотрим такие социальные институты, как армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции (мобильности). Армия функционирует в качестве канала не в мирное время, а в военное. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатства. У них появляется возможность мародерствовать, грабить, захватывать. Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 – из средних слоев. Школа как институт образования и воспитания, какую бы конкретную форму ни приобретала, во все века служила мощным каналом социальной мобильности. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатства. Согласно его расчетам в 29 % случаях это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21 % – банкира и биржевика, в 12 % – торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей и тому подобные не дают таких возможностей. Семья и брак являются каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. Например, пример такой мобильности можно увидеть в Античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина. Следует отметить, что термин «социальная мобильность» не пользовался популярностью у отечественных социологов советского периода. Советские авторы считали неудобным использование терминологии, предлагаемой антикоммунистом П. А. Сорокиным, которого в свое время подверг разгромной критике В. И. Ленин. Вместе с «социальной стратификацией» отвергалась и «социальная мобильность» как понятие чуждое и ненужное. Чем лучше функционируют институты, тем больше вероятностей того, что в социальной стратификации адекватно отразится распределение индивидов по стратам в соответствии с их способностями, талантами, трудолюбием. От этой адекватности зависит процветание общества. 48.Маргиналы и маргинальность. Причины и следствия. Маргинальность — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Характерный пример маргинальности – эмигрантские кварталы Нью-Йорка: китайский Чайна-Таун и русский Брайтон-Бич. Тысячи эмигрантов в силу сложившегося менталитета оказываются за бортом американского общества, не в силах интегрироваться в него и принять новые ценности. Другой пример – маргиналы как подкласс российского общества, возникший в результате «ломки» старых и появления новых социально-экономических отношений в 90-е годы XX века. Причем к числу маргиналов тогда относились представители обоих полюсов социального неравенства: низшие слои общества («социальное дно») и, так называемые, «новые русские». Маргинальность в целом приводит к появлению чувства растерянности и беспокойства, в значительной степени увеличивает возможность отклонений от групповых норм и появления кризиса доверия у индивидов. Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей. Маргинал, маргинальный элемент — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д. В современном русском языке это слово часто также употребляется как синоним понятия деклассированный элемент — представитель социального «дна». Индивидуальная и групповая маргинальность Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп. Групповаямаргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение. Следствия маргинализации Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т. п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности. Причины маргинальности: 1) миграция в чужую этническую среду 2) незавершенность социального перемещения 3) потеря работы и материального благополучия 4) утрата общепринятых норм и ценностей Причины маргинальности: Маргинальные индивиды и группы появляются в самых разных социальных условиях: 1. межрегиональные миграции 2. плохо совместимые или взаимоисключающие роли в группах 3. социальное неравенство в обществе 4. экономические, политические, социальные, культурные изменения (кризисы, смена религии, изменения социальной структуры общества) Следствия маргинальности: 1. появление чувства растерянности и беспокойства 2. появление кризиса доверия у индивидов 3. девиантное поведение 4. изменение социального статуса 5. высокая творческая активность 49.Социальные движения. Их место и роль в современном обществе. Социальные движения - массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей (как материальных, так и духовных), и направленные на социальные изменения или сопротивления им в конфликтном противодействии с другими социальными группами. Социальные движения высокодинамичны, изменчивы и имеют неопределенные жизненные циклы, для них характерны спонтанность, неустойчивость культурных образцов и норм, отсутствие жестко закрепляемых за отдельными людьми социальных статусов и ролей. Все социальные движения начинаются с чувства недовольства существующим социальным устройством. Объективные события и ситуации создают условия для понимания несправедливости существующего положения вещей. Люди видят, что власти не принимают мер, чтобы изменить ситуацию. При этом существуют определенные эталоны, нормы, знание того, как должно быть. Тогда люди объединяются в общественное движение. Признаки · децентрализация, отсутствие жесткой и иерархической организации · коллективность действия людей, которая обладает низким уровнем формальной организации · единство целей, мыслей и идей · действия имеют высокую степень стихийности · наличие неформального лидера, роль которого изменяется по мере развития социального движения · корпоративизм интересов и отношений внутри социального движения · групповая мораль и идейная убежденность в конечной цели Виды:
50. Группа как фактор социализации личности. Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией. Принадлежность человека к социальной группе определяет его статус, ценности, поведение, отношение к миру. Группа наделяет индивида определенным уровнем свободы, так как способствует формированию у него умений, навыков, способностей, представлений о мире, помогающие ему достичь желаемого и правильно ориентироваться в мире. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности. Процесс перевода групповых норм, ценностей, стандартов поведения во внутренний мир человека называется интернализацией. Американский социолог Джордж Герберт Мид описывает этот процесс через понятия: I(Я) и Me(Мне, Меня). Эти понятия совместно отражают двойственность личности и разделённость на две части: внешнюю и внутреннюю. Внутренняя часть личности(Я) – это ее стержень, позицию которую личность рассматривает и оценивает внешние социальные требования. Внешняя часть(Me) – привносится из вне, из общества в виде требований, образцов поведения. В процессе интернализации индивиды формируют свою жизненную позицию, разрабатывают стратегию поведения и несут за нее ответственность. Зрелость индивида проявляется в его умении выходить в различные социальные связи и способность подвергать сомнению внешние социальные давления и самостоятельно делать свой выбор. Отмечая роль социальной группы в формировании социального облика индивида, социология не отвергает его естественные предрасположенности в виде инстинктов и влечений. Социология считает, что именно группа должна формировать приемлемые для общества способы их удовлетворения. Процесс формирования обеих сторон личности (I, Me), подавление инстинктов и выработки суперЭГО называется социализацией. Индивид социализирован – это значит преобразован в существо, способное благодаря интернализации , соц. принуждения жить и действовать в группе поскольку он приобрел навыки поведения разрешенного общества и готовность за него ответственность. 51.Виды социальных групп: первичные и вторичные, «мы» - группа о «они» - группа, малые и большие. Социальная группа есть результат соц. взаимодействия индивидов, который порождает различные типы связей и отношений. Связи делятся на экспрессивные (эмоционально-психологические) и инструментальные, в соответствии с чем группы делятся на первичные и вторичные. Первичная группа – это 2 и более индивидов, имеющих непосредственно личные взаимосвязи, характеризуемые эмоционально-психологическим участием в проблемах друг друга. (семья, друзья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом. Вторичная группа — это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.). в этой группе преобладает инструментальный тип связи, а индивиды рассматриваются как средства достижения практической цели, а не как самоцель взаимного общения. В данных группах могут возникать совершенно разные отношения: близость или отдаленность, симпатия или антипатия, доверие или подозрительность, безопасность или страх. Между первичной группой и вторичной возможны взаимопереходы. Нередко люди, первоначально собравшиеся для достижения конкретной цели, тесно сближаются в процессе групповой деятельности и становятся необходимы друг для друга. Например, в студенческой группе возникают дружеские союзы и любовные пары. Первый тип отношений характерен для групп, получивших название в социологии и психологии «Мы-группа». Второй – для групп, под название «Они-группа». Мы-группа – это такая группа, где членство индивидуально добровольное, то есть где индивид сам себя причисляет к ней. Он чувствует себя в этой группе уютно, комфортно, он понимает все, что в ней происходит, разделяет ее требования и с удовольствием в нее возвращается. Они-группа – напротив, это группа, к которой индивид не хочет или не может принадлежать. Его представления о ней смутные и отрывистые. Он плохо понимает поведение ее членов и тем самым они его отпугивают, что может привести к возникновению чувств неприязни между членами группы Мы и Они. Различия между Мы и Они в социологии часто представляются как различия между внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Эти отношения взаимообуславливают и взаимодополняют друг друга, так как не может быть внутригрупповых отношений без межгрупповых и наоборот. Из этого можно сделать вывод о том, что внешняя группа является той самой противовесной стороной, тем самым противовесом, который необходим данной группе для самоидентификации внутренней сплоченности и эмоциональной безопасности. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей социальные группы разделяются на малые и большие. Малая социальная группа — немногочисленная группа людей (от 2-3 до 20-30 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений. При большем количестве людей, группа, как правило, разбивается на подгруппы. Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшими молекуламималой группы. Диадасостоит из двух человек и считается крайне непрочным объединением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна. Характерными чертами малой группы являются: § малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек); § пространственная близость членов группы; §устойчивость и длительность существования: §высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения; §интенсивность межличностных отношений; §развитое чувство принадлежности к группе; §неформальный контроль и информационная насыщенность в группе. Большая группа — это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации. Большие социальные группы являются воображаемыми сообществами, так как черты общности, присущие им сами по себе еще не гарантируют солидарные действия и взаимопонимание, которое обычно ассоциируется с истинной Мы-группой. Образ большой группы (класс, нация) должен быть «навязан реальности». Формирование данного образа, смысла того, что значит принадлежать к этой группе, есть задача «активистов» (партии, правительства). В условиях гетерогенности (неоднородности) социальной среды у индивидов иногда возникает потребность выхода их группы и поиска новой внешней для него группы, которая становится для него значимой, референтной. 52.Динамические процессы в малой социальной группе. Групповая динамика - это совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т. е. ее развитие. Групповая динамика включает следующие процессы: 1) сплочение или разобщение групп; 2) процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных; 3) становление групповых норм (это важнейший процесс), спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида. Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых процессов основывается на подробном анализе, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей, система межличностных отношений и т. д. В своем развитии группа проходит следующие четыре стадии: 1) стадию проверки и зависимости. Для вновь образованных групп на данной стадии характерно формирование чувства принадлежности к группе, возникновение желания устанавливать отношения с другими участниками, ориентация в групповых задачах и нормах, распределение групповых ролей. Существующие малые группы вновь проходят эту стадию при определенных условиях, например появлении нового члена группы, изменении целей группы; 2) стадию внутреннего конфликта. Характеризуется тем, что в группе падает сплоченность, возрастает напряжение и недовольство, начинается процесс распределения ролей. Однако процессы, проходящие с группой в этот период, необходимо отличать от процессов, происходящих в межличностном конфликте. Данная стадия имеет большое значение для последующего развития группы, поскольку от нее зависит эффективность следующей стадии. Успешность прохождения группой данной стадии определяется ее руководителем или лидером; 3) стадию продуктивности. На этой стадии развивается групповая сплоченность, участники группы начинают эффективно взаимодействовать друг с другом, решая поставленные цели; 4) стадию сплоченности и привязанности. Участники группы устанавливают более тесную эмоциональную связь, они собираются вместе только для того, чтобы пообщаться друг с другом, при этом (если это, например, производственный коллектив) ее непосредственные цели и задачи отступают на второй план. 53.Понятие социальных изменений. Социальный прогресс и его критерии. Обществу характерны 2 состояния - статика и динамика (по Конту). Классики социологии утверждали, что общество нельзя рассматривать как некую жесткую сущность отдельно он происходящих в нем процессов. Динамические процессы, затронувшие общество могут наблюдаться в различных его компонентах, в том числе в составе, структуре, функциях, отношениях подсистем. Соц. изменения многообразны и многочисленны и могут затрагивать в той или иной степени все выше отмеченные элементы общества. Под соц изменениями понимаются различия, которые имеют место между состоянием одной и той же системы, которые возникают в определенный промежуток времени. Для характеристики состоянии соц системы используют такие понятия как, равновесие\неустойчивость, гармония\раздоры, консенсус\несогласие, процветание\кризис, мир\война. Изменения, происходящие в обществе, млгут носить лиюо частичный постепенный характер, либо охватывать все его компоненты, что привдит к полному перерождению соц системы. Иллюстрацией последних является соц революции. Различают также структурные, процессуальные, функциональные, мотивационные и другие изменения. В последнее время говорят об инновациях, как особой форме соц изменений. Инновация – это комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей и сопряженные с этими новшествами изменения в соц и вещественной среде. Изменения охватывают технологические, научные, культурные, идеологические сферы общества. Все эти изменения взаимосвязаны, определяют друг друга. Однако в некоторых случаях изменения в материально-технической сфере опережают приспособления к ним соц ролей, норм, ценностей, мотивационных струтур. Изменения, происходящие в обществе, выступают в форме процессов, таких кака индустриализация, глобализация, социализация, адаптация и тд. В среде соц процессов выделяют 2 основные формы: соц развитие и со цикл. Соц развитие предполагает выход соц системы на новый качественный уровень, который не был в прошлом и не будет в будущем, причем этот выход стимулируется эмонентными свойствами самой системы (внутр противоречиями). Другая форма соц процесса – соц цикл, предполагает возврат, повторение состояний, которые уже случались в прошлом и будут в будущем. Социальный прогресс его критерии. К числу наиболее влиятельных в истории общественной мысли, но и наиболее спорных относится идея соц прогресса. Эта идея привносит в объективную нейтральную среду аксиологические (ценностные) измерения и уводит от строгого научного расчета в область норм и предписаний. Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто оценочным. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного познания:. Более глубокую трактовку прогресса дал Гегель. Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Диалектический материализм выработал принципиально иной подход к этой проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса. Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцентентная цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Общая тенденция исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Более высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные формы производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в рос- те производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества. Изменения, происходящие в обществе, выступают в форме социальных прогрессов, таких как индустриализация, глобализация, социализация, адаптация и тд. Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при некоторых модификациях. Такие формы развития выражаются категориями прогресса, регресса и одноплоского развития. Прогресс – поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания. Общественный прогресс – развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества. Критерий прогресса – нет единого мнения: 1. Развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Главное в производительных силах - это человек. Этим объясняется то, что в данном критерии воплощаются и достижения науки, принципы управления, и социально-политическое состояние общества. 2. Способ производства материальных благ. Проблема – как определить прогрессивность этого нового Способа производства. 3. Степень свободы в обществе. 4. Развитие самого человека. 54.Референтные и нереферентные группы. Понятие коллектива. Референтная группа — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке. Референтная группа выполняет в основном две функции: 1) Нормативную Референтная группа выступает при этом в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида. 2) Сравнительно-оценочную Референтная группа выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других. Соответственно референтные группы делятся на нормативные и сравнительные. Нормативные и сравнительные функции могут выполняться одной и той же группой. Выделяют также: "положительные" референтные группы: членом которой он хочет состоять. "отрицательные" референтные группы: вызывающие у индивида неприятие. Нереферентные группы (группы членства) – это группы, в которых люди реально включены и трудятся. характеризуются малым вниманием и ценностью общегруппового мнения для отдельного индивида Коллектив – это высшая форма общности, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Коллектив обладает характерными признаками, отличающими его от других форм объединения людей. 1) Его деятельность направлена на общий для всех членов коллектива объект и в процессе ее они связаны по месту работы, времени и имеют общие орудия производства, производственные помещения и т.д. 2) коллектив – это организованное объединение людей, имеющее четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразителем которой выступают доверенные лица (руководители). 3) всем членам коллектива присущи общие идеи и мысли, единые нравственные и этические нормативы, близкие взаимоотношения. 55.Культура как социальное явление. Понятие культура имеет множество определений, но все они сводятся к тому, что:
Дргими словами , крультура – это определенный способ жизни человека и общества, исходящий из понимания общественных требований, идей, смыслов и значений его действий. Культура вырабатывает ценности, влияющие на поведение человека. Их либо активно разделяют, либо пассивно признают. Культура во многом результат обучения, т.к. поведение человека интстинктивно лишь отчасти и в отл от животных свободно от прямого генетического контроля. Способность чека обучаться имеет след следствия:
В данном отношении необходимо отметить два момента:
т.е. новое поколение обогащает старые элементы культуры. важность культуры прослеживается на примере маугли 56.Основные элементы культуры и её функции. Язык – система знаков и символов, наделенных определенным значением.Будучи исходным условием образования любых сообществ, предпосылкой любого социального взаимодействия, язык выполняет разнообразные функции, главная из которых – создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т. е. ее распространения. Наконец, в языке содержатся понятия, с помощью которых люди осмысливают окружающий мир, делают его понятным для восприятия. Понятия – выражаются с помощью слов разных языков и помогающие людям организовать и упорядочить свой опыт. Изучение слов того или иного языка дает человеку средства ориентировки в окружающем мире путем накопления опыта. Отношения – различные типы культу не только описывают понятиями то, из чего состоит мир, но и содержат определенные представления о том, как эти составные части связаны др с др во времени, пространстве и казуально (причинно-следственные связи). Ценности – как элемент культуры представляет собой способность того или иного общественного предмета , явления, отношения удовлетворять потребности , желания, интересы. Правила и нормы – предполагают наличие в обществе согласия такого действия, которое соответствует ожиданиям правильного поведения, вытекающего из ценностей той или иной культуры Идеология - система идей, выражающих главные интересы ее народонаселения в сфере культуры, определяющая направления действий людей по ее развитию. Из всего многообразия функций культуры сциология выделяет 2 основные :
Способность культуры к осуществлению функции соц контроля проявляется в том, что она расписывает людям что и как делать, подчиняет их своим законам. Культура часто подавляет некоторые побуждения человека, такие как агрессивные и сексуальные, не отменяя их полностью, но диктуя рамки, в которых возможно их удовлетворение (место, время и средства их удовлетворения) Функция отбора и тиражирования информации говорит о том, что культура отбирает и тиражирует такой опыт и аспекты поведения, которые способствуют развитию и совершенствованию человека и общества. Основываясь на анализе основных элементов, составляющих культуру, можно сделать выводы о функциях. Основные функции, выполняемые социальной системой: 1) познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. 2) практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей; 3) регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе; 4) коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга; 5) функция социализации человека. Социализация является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность, внутреннее, нравственное ограничение, в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности; 6) информационная. Передаёт социальный опыт из поколения в поколение. 57.Основные подходы к изучению становления личности. Личность как проблема социально-философского анализа рассматривается в литературе с двух основных позиций: Если с 1 точно зрения личность формирует таланты и способности данные человеку от рождения, то со 2 точки зрения, личность исходит из признания важности при ее формировании социального окружения. Эти 2 подхода нашли отражение в истории общественной мысли. Так Аристотель рассуждал о личности исходя из того, что человек – это общественное животное, а общество – это явление изначально социальное. Исходя из этого, можно сделать вывод, что личность должна подчинять свои интересы общественным целям. Иную точку зрения выразил Т. Гобс. Он считал, что враждебность между людьми, а так же между человеком и обществом является естественным состоянием общества, а забота о своем благополучии всегда сильнее общественных интересов. Компромиссную точку зрения выразил Шарль Фурье в теории «разумного эгоизма». Он утверждал, что в хозяйственной системе капиталистического общества каждый отдельный человек объективно находится в состоянии преднамеренной войны с массой и для того, чтобы индивид мог достигать своей цели, он должен осознать необходимость самоограничения, чтобы дать другим людям достигать своей цели. Карл Маркс раскритиковал данную теорию за ее оторванность от реальных, материальных интересов личности. Считал, что люди руководствуются экономическими интересами, а не нравственными. Он полагал: для того, чтобы личные интересы совпали с общественными, необходимо не внедрение нравственных заповедей, а изменение материального базиса общества, прежде всего способа производства, основанного на ЧС и эксплуатации человека человеком. Именно способ производства является фундаментом, на котором базируется социальная среда, оформляющая личностные качества индивидов. Из данного исторического ответа можно сделать выводы:
Таким образом, между структурой общества и структурой личности имеются определенные связи, формирующие социальные типы личности, включающие в себя следующие элементы: Потребности, знания, умения, навыки, нравственные нормы, принципы, осознание личностью своих интересов. 58.Структура личности. Социальные типы личности. Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях. Структура личности - основные части личности и способы взаимодействия между ними. Одна из главных задач социологии –проблема структурного анализа личности.С труктура личности складывается из следующих элементов: -соц.память; -культура; -деятельность; -опыт(умения ,знания, навыки, привычки); -особенности отражения действительности (особенности мышления, памяти ,восприятия, ощущения, внимания ;эмоциональных процессов –эмоций , чувств и др.) -личные качества (убеждения, мировоззрение ,интересы ); -биологические характеристики (протекание нервных процессов –возбуждения ,торможения и т.п.; особенности ,присущие определенному полу и возрасту). Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе. Понятие «социальный тип личности» фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность. Как уже было указано, личность является сложным многоуровневым явлением, что обуславливает существование различных вариаций. В социологии накоплен значительный материал по этой проблеме. Остановимся на наиболее разработанных и существующих классификациях.Шесть типов личности : 1)теоретический- ориентированность на получение новых знаний; 2)экономический-личное материальное благополучие; 3)политический- стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;; 4)социальный- стремление к общению, направленность на социальное окружение; 5)эстетический- склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;; 6)религиозный- ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом. . За основу этих типов берутся преобладающие социальные установки .Например, тип экономического человека характеризуется поисками собственного материального благополучия и т.п. Существует не мало характеристик национальных типов личности .В зависимости от ценностей выделяют следующие типы личностей :традиционалисты – ориентированы в основном на исполнение долга , порядка, ;идеалисты- сильно выражено критическое отношение к традициям и пренебрежение авторитетами ; реалисты – развитое чувство долга самодисциплина и самоконтроль ; гедонисты – ориентированы на получение удовольствий. Социальные типы личности 1)традиционалисты ориентированы в первую очередь на ценности долга ,порядка, дисциплины ,законно послушания , а выражение таких качеств как креативность , стремление к самореализации у данного типа личности весьма низкое. 2)Идеалисты имеют сильно выраженное критическое отношение к традиционным нормам , независимы , пренебрегают авторитетами ,имеют установку на саморазвитие при любых обстоятельствах. 3)Фрустрированный тип склонен к низкой самооценке ,угнетенному подавленному самочувствию ,ощущению выброшенного себя из потока жизни . 4)Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности , у них присутствует здоровый скептицизм к жизни ,самоконтроль ,самодисциплина . 5)Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий от жизни прямо здесь и прямо сейчас. 59.Личность как объект и субъект общественных отношений. Понятие социализации. Элементами любых социальных систем являются люди, их связи и отношения. Взаимодействие человека с обществом осуществляется через различные социальные образования, в которые он включен, и занимает в них определенное положение (статус), с которым связаны образцы его поведения. В силу этого любой человек оказывается одновременно включенным во множество социальных общностей (семья, школа, вуз, трудовой коллектив, нация и т.д.), каждое из которых оказывает на него определенное систематизирующее воздействие. Социология исследует личность в качестве объекта и субъекта социальных отношений на уровне ее взаимодействия с социальными общностями. В одном отношении личность выступает в качестве продукта социальных и культурных условий, но в другом она же является создателем своих собственных условий существования, т. е. социальным субъектом. В социологии личность - целостность социальных свойств человека. Личность является продуктом общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений. Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки. При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на точность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность. направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий, в современном обществе - других. В процессе развития индивида как личности он все более полно включается в систему общественных отношений. Процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация - процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли -- работника, семьянина, спортсмена и др. Они меняются на протяжении все жизни (дедушка). Тогда говорят, что социализация человека длится всю его жизнь. По своему содержанию социализация – это двусторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой – их усвоение индивидом. В этом также раскрывается человек, как объект и субъект. Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания. Приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации -основополагающий феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир. Так личность не только научается произвольно регулировать своё поведение, но и что еще более важно - в процессе развития на определенной его стадии она начинает сама сознательно организовывать свою собственную жизнь, а значит, и определять в той пли иной мере свое собственное развитие. Благодаря социализации, человек становится дееспособным членом общества. Ни у кого, кроме человека, нет социализации - периода, когда человек обучается жить в обществе, в мире общественных отношений. Ни одно социальное свойство не является врожденным. Чувство совести, ответственность, честь и пр. генетически не передаются. Социализация - это не только обучение в школе, институте. Такое обучение - лишь формальное приобретение знаний. Школа не может научить человека быть хорошим мужем, деловым партнером, внимательным родителем, сыном и т.д. Этому приходится обучаться всю жизнь в реальных, а не лабораторных условиях. Каждая социальная роль включает в себя множество правил, культурных норм, стереотипов поведения, которые надо осваивать. Взрослея, человек приобретает новые роли (например, отца, начальника) и должен их осваивать. Поэтому социализация идет всю жизнь. Понятно, что научиться жизни в обществе можно, только живя в обществе. 60.Теория конфликта Р.Дарендорфа. Понятие феноменологии. Социолог Ральф Дарендорф разработал и обосновал свою теорию конфликтной модели общества. Конфликт является центральной категорией всей его социологической деятельности. Она представлена в его книге «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» и более зрелой публикации «Современный социальный конфликт». Взгляды социолога на конфликт перекликаются с его более ранними диссертационными изысканиями, посвященными критике теории Маркса. Поэтому классовая борьба между пролетариатом и буржуазией признана Дарендорфомкак основной конфликт, но не объясняет конфликты современного общества. Общество, по Дарендорфу, представлено как постоянно меняющаяся система взаимоотношений между конфликтующими социальными группами или классами. Социальные конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие конфликта считается ненормальным для общества. Выступал за либерализацию общества. |