Главная страница

рунт билеты. 1. Определение фольклора. Место фольклора в традиционной народной культуре. Фольклор и этнография


Скачать 346.66 Kb.
Название1. Определение фольклора. Место фольклора в традиционной народной культуре. Фольклор и этнография
Анкоррунт билеты
Дата10.02.2022
Размер346.66 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаBILETY_RUNT.docx
ТипДокументы
#357791
страница5 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

19. Сказки о животных. Жанровое многообразие. Сюжеты. Происхождение художественного вымысла.

Человек невольно перенес на животных свои свойства. Не делал м-ду собой и животным => животный эпос.
При разложении этого эпоса выделились сказки о животных и басни.

Это сказки, в которых животные — основные действующие лица. Мир зверей в сказках выражает мысли и чувства людей, их взгляды на жизнь.

В сказках о животных человек:

1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»))

2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою(тематическая):

1. Дикие животные.

· Лиса.

· Другие дикие животные.

2. Дикие и домашние животные

3. Человек и дикие животные.

4. Домашние животные.

5. Птицы и рыбы.

6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку:

По Проппу:
1) Кумулятивная сказка о животных.

2) Волшебная сказка о животных

3) Басня (аполог)

4) Сатирическая сказка

По признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

1. Детские сказки.

· Сказки, рассказанные для детей.

· Сказки, рассказанные детьми.

2. Взрослые сказки.

Около двадцати сюжетов сказок о животных - это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета.  Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

1. С бесконечным повторением:

· Докучные сказки типа «Про белого бычка».

· Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).

2. С Конечным повторением:

· «Репка» - нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.

· «Петушок подавился» - происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.

Ведущее место занимают комические сказки - о проделках животных ("Лиса крадёт рыбу с саней, "Волк у проруби"). Сюжетное ядро = случайная встреча и проделка (обман). Герой – трикстер, обычно лиса. Жертвы обычно волк или медведь. Лиса против слабого героя – проигрывает, против сильного – выигрывает.

Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы.

Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных. Новелла в животной сказке - это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. В нём, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято («Благодарные звери»).

Сказки о животных восприняли формы вымысла из анимистического и антропоморфических представлений и понятий людей, приписывавших животным способность думать, говорить разумно действовать.

20. Бытовые сказки. Специфика художественного вымысла. Основные сюжетно-тематические группы. Поэтика.

Отсылает к героям, в кот-х маркеры – соц. статус:

  1. Мужик, баба – крестьяне.

  2. Поп, царь.

  3. Черт, горе, доля – абстрактное понятие судьбы.

Соц. обиженный герой выходит победителем = некая справедливость.

Дурак в бытовой сказке, как и герой в волшебных сказ­ках, — это третий младший брат, обманутый старшими братья­ми в дележе отцовского наследств. В бытовых сказках передано устойчивое представление о младшем сыне-дураке, который вечно лежит на печи. Оказался забытым прежний мотив связи человека с мифическими силами. Удача героя в бытовой сказке мотивируется иначе: Иван де­лается богачом по иронии судьбы.

Тип сюжетов:

  1. О мудрых отгадчиках

  2. О ловких ворах

  3. Хозяин и работник

  4. О попах

  5. О неправедных судьях

  6. О супругах

  7. О круглом дураке

  8. О шутах

  9. О судьбе

  10. Об одураченном черте

Поэтика:

  1. Сюжет всегда прост:

А) Хитрая проделка

Б) Глупый проступок

2) Цепь однотипных эпизодов.

3) Сокращается круг поэтических формул.

4) Композиция открыта для продолжения.

21. Кумулятивные сказки. Сюжеты. Поэтика

Комулятивные сказки.

Не очень обширный вид сказок, который обладает специфическими композиционными и стилевыми особенностями. По данным Проппа (русская сказка) в русском сказочном репертуаре можно насчитать около 20 разных типов кумулятивных сказок.

Основной их композиционный прием состоит в многократном,нарастающем повторении одних и тех же действий, пока созданная цепь не обрывается или же не расплетается в обратном, убывающем, порядке.

В нагромождении и состоит весь интерес сказок: в них нет интересных сюжетных событий, наоборот событие ничтожно, и эта ничтожность всегда в комическом контрасте, ибо влечет за собой катастрофу.

Основной художественный прием этих сказок состоит в каком-либо многократном повторении одних и тех же действий или элементов, пока созданная таким способом цепь не порывается или же не расплетается в обратном убывающем порядке. Простейшим примером кумулятивной сказки может служить русская сказка «Репка». К этой сказке вполне применимо немецкое обозначение Kettenmarchen — цепные сказки. Кумулятивные сказки строятся не только по принципу цепи, но и по самым разнообразным формам присоединения, нагромождения или нарастания, которое кончается какой-нибудь веселой катастрофой. В разнообразном в своих формах нагромождении и состоит весь интерес и все содержание таких сказок. Они не содержат никаких интересных или содержательных «событий» сюжетного порядка. Наоборот, самые события ничтожны (или начинаются с ничтожных), и ничтожность этих событий иногда стоит в комическом контрасте с чудовищным нарастанием вытекающих из них последствий и с конечной катастрофой (начало: разбилось яичко, конец — сгорает вся деревня).

Композиционный принцип кумулятивных сказок:

В основном можно наметить два разных типа кумулятивных сказок:

  1. Формульные.

  • Эти сказки — чистая формула, чистая схема.

  • Все они четко делятся на одинаково оформленные повторяющиеся синтаксические звенья.

  • Все фразы очень коротки и однотипны.

  1. Эпические.

  • Тоже состоят из одинаковых эпических звеньев, но каждое из этих звеньев может синтаксически оформляться различно и более или менее подробно.

  • Они рассказываются эпически спокойно, стилем волшебных или других прозаических сказок.

  • Образцом этого вида кумулятивных сказок может служить сказка «Мена». Герой меняет лошадь на корову, корову на свинью и т. д., вплоть до иглы, которую он теряет, так что домой он приходит ни с чем (Андр. 1415, АТ 1415).

Композиционный принцип (кумуляция) в обоих случаях один и тот же, и этим объясняется, что иногда «формульная» сказка может рассказываться эпически и наоборот. Но в общем можно все же отметить, что каждый тип тяготеет к той или другой исполнительской технике.

Формульные сказки могут принимать не только стихотворную, но и песенную форму. Так, например, в песенном сборнике Шейна «Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях...» (1898) есть песни, композиция и сюжет которых основаны на кумуляции. Их следует включить в указатели кумулятивных сказок. Здесь можно указать, что и «Репка» была записана как песня.
Композиция кумулятивных сказок независимо от форм исполнения:

Она слагается из трех частей: из экспозиции, из кумуляции и из финала.

Экспозиция чаще всего состоит из какого-нибудь незначительного события или очень обычной в жизни ситуации: дед сажает репку, баба печет колобок, девушка идет на реку выполаскивать швабру, разбивается яичко, мужик нацеливается в зайца и т. д. Такое начало не может быть названо завязкой, так как действие развивается не изнутри, а извне, большей частью совершенно случайно и неожиданно. В этой неожиданности — один из главных художественных эффектов таких сказок.

За экспозицией следует цепь (кумуляция). Способов соединения экспозиции с цепью чрезвычайно много. Приведем несколько примеров: в упомянутой сказке о репке создание цепи вызвано тем, что репка сидит в земле очень крепко, ее невозможно вытащить, и зовут все новых и новых помощников. В сказке «Терем мухи» муха строит терем или поселяется в какой-нибудь брошенной рукавице или в мертвой голове и т. д. Но вот один за другим в нарастающем порядке величины являются звери и напрашиваются в избушку: сперва вошка, блошка, комар, затем лягушка, мышка, ящерица, далее — заяц, лисица и другие звери. Последним является медведь, который кончает дело тем, что садится на этот терем и всех раздавливает. В первом случае («Репка») создание цепи мотивировано и внутренне необходимо. Во втором случае («Теремок») никакой логической необходимости в появлении все новых и новых зверей нет. По этому признаку можно бы отличать два вида этих сказок. Преобладает второй — искусство таких сказок не требует никакой логики. Однако для установления видов кумулятивных сказок это различие не имеет существенного значения.

Принципы, по которым наращивается цепь: Так, например, в сказке «Петушок подавился» (Андр. *241 I; AT 2021А) мы имеем ряд отсылок: петушок посылает курочку за водой к реке, река посылает ее предварительно к липе за листом, липа — к девке за нитками, девка — к корове за молоком и т. д., причем никакой логики в том, какие персонажи за какими предметами посылаются, нет: река, например, посылает за листьями и т. д. Логика здесь не нужна, и ее не ищут и не требуют. Другие сказки построены на ряде мен или обменов, причем мена может происходить в нарастающем порядке от худшего к лучшему или, наоборот, в убывающем — от лучшего к худшему. Так, сказка «За курочку уточку» повествует о том, как лиса за якобы пропавшую у нее курочку (которую она сама же съела) требует гусочку, за гусочку — индюшечку и т. д. — вплоть до лошади. Наоборот: в уже упомянутой сказке «Мена» обмен происходит от лучшего к худшему. Мужик, заработав слиток золота, меняет его на лошадь, лошадь на корову, корову на свинью и т. д. вплоть до иголки, которую он теряет, и приходит домой ни с чем. Нарастающий обмен может происходить в действительности или о нем только мечтают. Мужик, прицеливаясь из ружья в зайца, мечтает, как он его продаст, как на вырученные деньги он купит поросенка, потом корову, затем дом, потом женится и т. д. Заяц убегает.



Обладая совершенно четкой композиционной системой, кумулятивные сказки отличаются от других и своим стилем, своим словесным нарядом, формой своего исполнения. Надо, однако, иметь в виду, что по форме исполнения имеются, как указывалось, два вида этих сказок. Одни рассказываются эпически спокойно и медленно, как и всякие другие сказки. Они могут быть названы кумулятивными только по лежащей в их основе композиции. Такова уже упомянутая нами сказка «Мена», которая обычно относится к новеллистическим, или сказка «За скалочку уточку», в указателях относимая к сказкам о животных.

Другие сказки обладают типичной только для них и характерной техникой повествования. Нагромождению или наращиванию событий здесь соответствует нагромождение и повторение совершенно одинаковых синтаксических единиц, различающихся лишь обозначением все новых и новых синтаксических субъектов или объектов или других синтаксических элементов.

Присоединение новых звеньев в этих сказках происходит двояко: в одних случаях звенья перечисляются одно за другим по очереди. Другой тип присоединения сложнее: при присоединении каждого нового звена повторяются все предыдущие. В качестве примера такого типа может служить сказка «Терем мухи». Каждый новоприбывший спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Отвечающий перечисляет всех пришедших, т. е. сперва одного, потом двух, потом трех и т. д. В этом повторении и состоят основная прелесть этих сказок. Весь смысл их — в красочном, художественном исполнении. Так, в данном случае каждый зверь характеризуется каким-нибудь метким словом или несколькими словами, обычно в рифму (вошь-поползуха, блоха-попрядуха, мыш- ка-норышка, мушечка-тютюрушечка, ящерка-шерошерочка, лягушка-квакушка и т. д.). Исполнение их требует величайшего мастерства. По исполнению они иногда приближаются к скороговоркам, иногда поются. Весь интерес их — это интерес к колоритному слову как таковому. Нагромождение слов интересно только тогда, когда и слова сами по себе интересны. Поэтому такие сказки тяготеют к рифме, стихам, консонансам и ассонансам, и в этом стремлении исполнители не останавливаются перед смелыми новообразованиями. Так, заяц назван «на горе увертыш» или «на поле сверстень», лисица — «везде поскокишь», мышь — «из-за угла хлыстень» и т. д. Все эти слова — смелые и колоритные новообразования.

Такая словесная колоритность этих сказок делает их излюбленным развлечением детей, которые так любят новые, острые и яркие словечки, скороговорки и т. д. Европейские кумулятивные сказки с полным правом могут быть названы детским жанром по преимуществу.

Кумулятивными можно назвать только такие сказки, композиция которых сплошь основана на обрисованном принципе кумуляции. Наряду с этим кумуляция может входить как вставной эпизод или элемент в сказки любых других композиционных систем. Так, например, элемент кумуляции имеется в сказке о царевне Несмеяне, где пастух смешит царевну тем, что магическими средствами заставляет прилипать друг к другу все новых и новых животных и людей, образующих целую цепь.

Проблематика кумулятивных сказок не может быть разрешена с достаточной полнотой. Принцип кумуляции ощущается нами как реликтовый. Современный образованный читатель, правда, с удовольствием прочтет или прослушает ряд таких сказок, восхищаясь, главным образом, словесной тканью этих произведений, но эти сказки уже не соответствуют нашим формам сознания и художественного творчества. Они — продукт каких-то более ранних форм сознания. Мы в этих повествованиях имеем некоторое расположение явлений в ряд. Примитивное мышление не знает времени и пространства как продукта абстракции, как оно вообще не знает обобщений. Оно знает только эмпирическое расстояние в пространстве и эмпирический отрезок времени, измеряемый действиями. Пространство и в жизни, и в фантазии преодолевается не от начального звена непосредственно к конечному, а через конкретные реально данные посредствующие звенья: так ходят слепые, перебираясь от предмета к предмету. Нанизывание есть не только художественный прием, но и форма мышления вообще, сказывающаяся не только в фольклоре, но и на явлениях языка. Но вместе с тем сказка показывает уже и некоторое преодоление этой стадии. Эти сказки у нас — удел детей, новых типов не создается. Искусство их рассказывания закономерно приходит в забвение и упадок, уступая место новым, более соответствующим современности формам повествования.

(Финал – обычно катастрофа комической природы.)

Типы, имеющиеся в русском фольклоре:

Расположения сказочного материала по типам композиции. Нужно выделение конструктивных элементов. Соответственно каждый устанавливаемый тип фиксируется следующим образом. Прежде всего формулируется экспозиция, т. е. начало, от которого нанизывается цепь. Определение экспозиции всегда укладывается в одно-два предложения (Дед посеял репку и т. д.). За ней следует кумуляция. Сцепление звеньев, как уже говорилось, может быть двояким: при включении каждого нового звена повторяются (рассказчиком от себя или действующим лицом сказки в форме пересказа или хвастовства) все предыдущие звенья. Схема такой кумуляции: а+(а+Ь)+(а+Ь+с) и т. д. Другая форма последовательности проще: звенья следуют одно за другим без повторения предыдущих звеньев по схеме а+Ы-с и т. д. (образец: «Глиняный паренек»). Развязка обычно также укладывается в одно-два предложения. Есть и такие случаи, когда развязки нет совсем: последнее звено цепи одновременно служит концом сказки.

Между экспозицией и развязкой имеется соответствие позитивное или негативное. Петушок подавился, он посылает курочку за водой; следует кумуляция. Развязка — курочка приносит воды и спасает петушка; или она опаздывает, петушок уже издох. Иногда цепь не разрывается, а расплетается звено за звеном в обратном порядке, после чего дается развязка. Иногда с концом цепи сказка не кончается. Следует другая сказка (механическое присоединение) или данная же сказка имеет продолжение (органическое соединение), большей частью также кумулятивное.

  1. Ряд отсылок или насылок

  2. Ряд (осуществленных или избегнутых) пожираний

  3. Ряд мен или обменов

  4. Напрашиваются в избу или изгоняются из нее (или не пускают в нее)

  5. Напрашиваются в сани (телегу, лодку)

  6. Ряд приобретений или наград

  7. Ряд действий невпопад

  8. Ряд отказов в помощи

  9. Цепляются друг за друга, становятся друг на друга

  10. Убиваются о пустяках

  11. Спрашивают, перечисляют, многократно рассказывают и пр.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта