рунт билеты. 1. Определение фольклора. Место фольклора в традиционной народной культуре. Фольклор и этнография
Скачать 346.66 Kb.
|
VI век в истории русского народа занимает особое место. Это — время укрепления Руси, сбросившей с себя татарское иго, время возвеличения Москвы, собирания ею русских земель, рождения новой Руси, противостоявшей Руси боярской. Победа внутренней политики Грозного изменила положение и роль боярства и церкви в государственной жизни страны; решительная внешняя политика Ивана Грозного имела прогрессивное значение и во многом отвечала интересам народа. Крутой поворот к усилению царской власти сопровождался суровой борьбой с боярством — исконным врагом-угнетателем народных масс, с изменой, предательством, гнездившимися в княжеских и боярских теремах. Народная историческая песня XVI в. развивает антибоярские тенденции, повествуя о внутренней и внешней политике того времени. Из множества событий второй половины XVI в. брались только некоторые; но, говоря об отдельных событиях, песни типизировали их, поднимаясь до широкого обобщения характерных явлений эпохи. Наиболее значительны песня о взятии Казанского царства, утверждающая успехи внешней политики Грозного и укрепление Московского государства; песня об убийстве Грозным сына, разрабатывающая по существу тему борьбы с изменой; песни о походах Ермака, в которых впервые вырисовывается образ широких народных масс. Песня о взятии Казани Песня о взятии Казани открывает цикл песен второй половины XVI в. Это одна из распространенных песен, записи которой сделаны в различных местах. Взятие Казани не случайно привлекло внимание народа и вызвало появление песни. Это было событие большой важности. С падением Казанского царства уничтожалась опасность вражеского вторжения в русские земли с востока. Память о татарском иге заставляла осознавать казанский поход как этап, заключающий многолетнюю борьбу с татарами. Не случайно народное воображение связывает с этим не только поход войск Грозного, но и воинские действия казаков, якобы взявших Казань под предводительством Ермака Тимофеевича Отмечая песней о взятии Казани событие большой государственной значимости, народ утверждал прогрессивность внешней политики Ивана IV. Но все же не Грозный предстает главным героем, осуществляющим взятие Казани. Не только в песне об осаде Казани казаками Ермака, но и в песне о походе Грозного главный герой — простой человек, в песне о Казани — пушкарь. Такой герой — пушкарь-воин — впервые появляется в русской исторической поэзии XVI в. Появление его было исторически обусловлено. Положив начало регулярному войску, Иван Грозный обратил особое внимание на артиллерию, которая в его время становится грозной силой. В казанском походе у Грозного было 150 крупных орудий, обслуживаемых специально обученными людьми. Роль артиллерии при взятии Казани была значительна. Народная поэзия делает воина-пушкаря героем, который мужественно, но с воинским расчетом применяет свои знания, противостоит своей стойкостью и выдержкой горячности и подозрительности Грозного. Содержанием песни о взятии Казани собственно и является столкновение Ивана IV, заподозрившего измену в войске, с пушкарями, преданными родине и обеспечившими победу над врагом. Под стены Казани подвели подкоп, в подкоп закатили бочки с порохом. Равные свечи поставили и зажгли одну в подкопе на бочке с порохом, другую — в шатре Грозного. Сгорела свеча в шатре «великого князя Московского», а взрыва нет. В гневе Иван хочет казнить пушкарей. Молодой пушкарь смело говорит царю: «На ветру свеча горит скорее, под землей свеча горит тишее». Задержал великий князь московский расправу с пушкарями, догорела свеча до пороха, взорвались стены города, была взята Казань. Песнь правдиво обрисовывает обстановку взятия Казани. Некоторые варианты песни исторически верно указывали даже движение войск. Подходили иод Казанское царство на пятнадцать верст, Становились они подкопыо под Булат-реку, Подходили под другую, под реку под Казанку... Правдиво передавались в песнях многие другие детали. Интересное отражение в песне получили жившие в народе рассказы о сопротивлении русскому войску Едигера, правившего казанским царством. Едигер в оскорбительной, грубой форме отказался покориться московскому царю. Его отказ и противо- доставление себя Московскому государству определили его образ в исторической песне, как образ врага, который должен быть уничтожен. Отступая от исторической правды, — по истории Едигер был во время штурма Казани выдан, увезен в Москву, крещен, при крещении получил имя Симеона, — песнь рассказывает о смерти непомерно гордого казанского царя, жена которого идет в монастырь. Уничтожение царя Симеона, о котором говорит песня, несомненно воспринималось в общей связи с идеей централизации государственной власти в руках правителя Москвы. Поэтическим символом централизации в песне является рассказ о том, что князь Иван Васильевич Московский снял с Симеона царскую порфиру, принял в руки царский «костыль» и воцарился в Московском царстве. Борьба с изменой в песнях второй половины XVI в. звучит, как важнейшая тема, с которой связывается борьба за усиление государства; она позволяет с особой силой проявиться антибоярским тенденциям. С наибольшей остротой эта тема звучит в песне об убийстве Грозным сына. Исторический факт воскресил старое эпическое противопоставление отца — защитника Руси, и сына — ее врага. Убийство Грозным царевича поразило воображение народа, но не получило удовлетворительного объяснения. История не знает причин, вызвавших гнев царя и его роковой удар; их не объясняют ни документы, ни свидетельства современников. Народ искал объяснение факту в политической жизни страны, в борьбе с внутригосударственной изменой. Такое осмысление факта народом сказалось на исторической песне, которая часто начинает рассказ словами о борьбе с изменой: Наш прогрозный сударь-царь Иван Васильевич, Он повывел тут измену из Казани-града, Он повывел тут измену из Рязань-града, Он повывел-то изменушку из Опскова... . Народ мало соприкасался с царевичем Иваном, убитым царем. Он знал другого царского сына — Федора, воцарившегося в 1584 г. Забвение имени Ивана при сохранении титула обусловило путаницу имен. Песнь стала говорить не о царевиче Иване, а о царевиче Федоре. В силу того, что Федор после смерти отца воцарился, она не могла говорить об убийстве царского сына. Трагический исход смерти Ивана был заменен счастливым концом — возвращением живого Федора Грозному царю. Полная напряженного драматизма песнь об убийстве Грозным сына, следовательно, не совпадает с историческими фактами и воспринимается как вымысел, варьирующий историческую тему. Но даже будучи вымышленной, песнь оставалась верной принципу исторической правды. Цикл песен об Иване Грозном разрабатывал тему борьбы с внешними и внутренними врагами за укрепление и объединение русской земли вокруг Москвы. Песни использовали старые эпические традиции: организация их сюжетов, приемы повествования, стилистика во многом были заимствованы из былин. Так, например, "Песня о Кострюке" в некоторых вариантах имела характерный конец. Побежденный Кострюк говорит царю: "Спасибо те, зятюшко. Царь Иван Васильевич, На твоей каменной Москве! Не дай Бог мне больше бывать Во твоей каменной Москве, А не то бы мне, да и детям моим!" По поводу женитьбы Грозного на черкесской княжне Марии Темрюковне была сложена пародийная "Песня о Кострюке". Кострюк, шурин царя, изображен гиперболически, в былинном стиле. Он хвастает своей силой, требует поединщика. Но на самом деле он — мнимый богатырь. Московские борцы не только побеждают Костркжа, но и, сняв с него платье, выставляют на посмешище. Песня сложена в стиле веселой скоморошины. Ее сюжет скорее всего вымышлен, так как исторических подтверждений о борьбе царского шурина с русскими кулачными бойцами нет. 42. Исторические песни о Степане Разине и Емельяне Пугачеве. Образы народных заступников. Песни о Степане Разине. Песни этого цикла — самые популярные среди всех русских исторических песен. Это объясняется тем, что в них затронуты важнейшие вопросы жизни народа, его угнетенное положение и стремление сбросить гнет. Песни о Разине имеют историческую основу. Во второй половине XVII в. нарастало народное недовольство и возмущение окончательным закрепощением крестьян и теми мерами правительства, которые были направлены на ограничение «вольности» казачества. К этому времени значительно проявлялось социальное расслоение в среде казаков. Все это переросло в восстание, в крестьянско-казачий открытый протест. В 1670—1671 гг. на Дону и Волге бушевало народное восстание под предводительством Степана Разина. Сюжеты песен о Степане Разине довольно полно охватывают его деятельность: отношения к казакам, походы на Яик и Каспийское море, на Астрахань. Есть песня о его заключении в тюрьму, о его казни. Но нет песен о его походе в Персию. Этот широко освещаемый в романтической литературе сюжет из песен выпал. Среди сюжетов основное место занимают его походы и его отношения с казаками. В песнях изображаются два рода походов Разина: на «басурманов», против «Орды богатой», и на Казань и Астрахань, и даже на Москву. Это походы против воевод и бояр. В песнях, относящихся к первым походам, есть проявление стихийности, целью иногда ставится «забрать богатую казну». Есть своеобразный мотив веры в царя и неверия в бояр. Когда приходит указ выслать Разина в Москву, он говорит: «Не умыслы царские, а умыслы боярские». Однако у казаков зарождаются сомнения в справедливости царя. есьма важна в песнях тема отношения Разина к народу, который представлен в них «голытьбой» и казаками. Разин все более склоняется к голытьбе, мечтающей о воле. Это придает песням разинского цикла антикрепостнический характер. В песнях выражены чаяния и ожидания народные, стремление к свободному труду и справедливости. Голытьба поддерживает Разина. Все это делает значительной социальную сущность цикла. Песни о Разине носят героический характер. Голытьба и казаки совершают военные подвиги: берут города, разбивают царские войска, посланные против них, расправляются с воеводами. В песнях создается образ народа, складывающийся из характеристик и действий голытьбы и казаков, тех, кто бежал от бояр и воевод, и тех, кто считал себя «вольными людьми». Поэтическая образность лирической песенной поэзии, органически вошедшая в исторические песни второй половины XVII в., с глубоким чувством любви раскрывает облик Разина, восставшего против бояр-воевод, полного решимости бороться, возглавившего неимущий, притесненный люд. В народной поэзии образ Степана Разина слился с образом народа. Песни об Емельяне Пугачеве Волнения крестьян и казаков не прекращались на протяжении почти всего XVIII в. В 1773— 1774 гг. вспыхнуло пугачевское восстание. Песни о нем в некоторой степени напоминают песни о разинском восстании: перерабатываются отдельные сюжеты, приспособляясь к новым событиям и личности Пугачева. Песни о Пугачеве более реалистичны. В них нет мотивов чудесного, нет романтической удали. Но в них более ясно выражена ненависть народных масс к барам, боярам и воеводам. В песнях чаще всего разрабатываются сюжеты о разгроме отрядов Пугачева, о его «беседах» с губернаторами и воеводами. На вопрос астраханского губернатора, не царь ли он или царский сын, Пугачев отвечает: Я не царь и не царский сынок, А родом — Емеля Пугач. Много я вешал господ и князей, По Рассей вешал я неправедных людей. Сам Емельян Пугач — казачьего рода. Собирается к нему голытьба, люд крестьянский, казаки. С различными слоями населения, объединившимися в пугачевском движении, связаны и стилевые различия песенной поэзии. Наряду с традиционными по стилю крестьянскими песнями, близкими к песням о Степане Разине , встречается, например, протяжная солдатская песня, сохраняющая традиции крестьянской лирики. Песни о пугачевском восстании отличаются четкой социальной направленностью, антикрепостническим характером, смелым обличением властей, в них значительное развитие получила сатира. Смерть Пугачева так же оплакивается, как и смерть Разина. Стилевое разнообразие песен о народном восстании под руководством Пугачева свидетельствует о том, что в исторической песенной поэзии, в которой до второй половины XVIII в. главенствовали традиции крестьянской протяжной лирической песни, наметились изменения. Песня выходила за пределы установившихся канонов, и это наблюдалось не только в песнях о народных восстаниях, но и в военно-героических песнях, создававшихся в солдатской среде 43.Исторические песни о военных походах 18 века и отечественной войне 1812 года. В песнях 18-19 вв. усиливается социальная проблематика, ярче выступает классовый антагонизм (например, в песне «Судил граф Панин вора Пугачева»). Создаются резко обличительные песни об А. А. Аракчееве и других царских сановниках. Крупный цикл патриотических исторических песен посвящен Отечественной войне 1812. Позже исторические песни мельчают, утрачивают прежнее значение; дольше сохранялись они на севере, у казаков и в Среднем Поволжье. Главные черты поэтики и манеры исполнения исторических песен - лаконизм, драматизм, простота языка. В песнях 18 века герой – Петр I. Он идеализирован, противопоставлен генералами полковникам. В песнях он всегда к сражению, всегда на стороне солдат. В середине 18 века складывается песня о событиях семилетней войны. Ее герой Чернышев попал в плен и захотел перейти на службу к царю. В песне он показан как типичный несчастный пленный. Емельян Пугачев. В цикле повторяется сюжет разинского цикла: об удачных военных походах. В песнях рассказывается о пленение Пугачева.(берете из прошлого билета, там все об этом расписано) Песни 19 в. Отображаются события отечественной войны 1812 г. Герои – Кутузов, Наполеон, атаман Платов. Кутузов – типичный идеальный полководец, не испугавшийся противника. Наполеон изображается в типичных пленных традициях. Образ ничего общего с реальным не имеет. Наполеон – удалой добрый молодец, разбойник, пришел на русскую землю потешиться. В песнях изображается и в сатирических тонах – фор француз. Атаман Платов – казачий атаман. Исторические факты практически не присутствуют. Песня рассказывает о том, как он ходил на разведку к Наполеону. К концу 19 в. меняется ритмический строй песни. Они становятся маршевыми, исполняются хором. В песнях есть рифма, приобретают куплетную форму строения. В период Отечественной войны 1812 г., когда над страной нависла угроза подчинения чужеземным завоевателям, в военно-политическую жизнь государства активно вовлекаются широкие крестьянские массы, в связи с чем происходит дальнейшее развитие устного поэтического творчества. В отличие от песен о предшествующих войнах в песнях об Отечественной войне 1812 г. более отчетливо проявляется историзм народного мировоззрения. В них звучит мысль об освободительном характере войны для России, ставится вопрос о социальных силах, обеспечивающих победу. Это показывает, что Отечественная война 1812 г. сыграла большую роль в формировании национального самосознания русского народа. В песнях говорилось о кровопролитных сражениях, о неисчислимых бедствиях, которые принесла война. Характерной особенностью поэтической формы исторических песен об Отечественной войне 1812 г. является использование отдельных формул, строк и даже целых эпизодов из военно-исторических песен о прошлых войнах?6. Обогащение песен об Отечественной войне шло по линии употребления уже готовых поэтических форм и даже готовых произведений (о допросе пленного майора, о письме раненого Лопухина и ряд других). Устное творчество не создало монументальных исторических песен с новыми сюжетами, в которых могли бы отразиться значительные ситуации Отечественной войны 1812 г. Песни отличаются схематизмом и шаблонностью в изображении батальных сцен, недостаточной мотивированностью переходов. Это объясняется тем, что народное сознание уже не укладывалось в выработанные традицией художественные рамки жанра. Исторические песни об Отечественной войне 1812 г. в большой степени испытали влияние и литературной поэзии, в этот цикл широким потоком вошли песни литературного происхождения (например, «Что двенадцатого года поседелые орлы»", «Пойдем, братцы, за границу», сатирические песни о Наполеоне: «Шут на острове родился» «За горами, за долами»). Многообразное использование литературы в жанре исторической песни свидетельствует о том, что народная мысль настойчиво искала новых форм поэтического выражения. И литература шла навстречу устному народному творчеству. 44.Жанровые особенности баллады. Сюжеты и поэтика семейно-бытовых баллад. Баллада - эпическая либо лироэпическая песня с драматическим сюжетом средней формы: они короче былин и длиннее лирических песен. Термин «баллада» был предложен еще в середине XIX века П.В. Киреевским. Балладу можно отнести к песенному жанру. Герой баллад отличается от героев-богатырей, совершающих подвиг, от сказочных персонажей. Это безымянный человек, переживающий, страдающий и иногда погибающий в тяжелых жизненных обстоятельствах. Сюжет баллады зарождается в былинах или исторических песнях. Эстетика баллады включает как непременное условие элемент романтически необычного, преимущественно трагического. Как жанр проявляет интерес к сфере частичных отношений (повествовательные песни драматического содержания). Трагический исход баллады свидетельствует о кризисе эпического сознания, баллада сторонится каких-либо заключений. Если былина героизировала историю; героическая песня ставила перед собой поэтическую историю, то баллада – это зарождение внутрисемейных отношений в рамках былинных сюжетов или исторических песен. Никаких подробных описаний, никаких развёрнутых общих мест. Баллада легко отказывается от своей логико-хронологической приуроченности. Отсутствие мотивировок, трагические противоречия, отсутствие экспозиции. |