Главная страница
Навигация по странице:

  • 32. Былины об Илье Муромце. Эпическая биография героя.

  • 33. Былины о Добрыне Никитиче. Сюжеты. Характер главного героя.

  • 34. Былины об Алеше Поповиче. Противоречивый образ главного героя.

  • рунт билеты. 1. Определение фольклора. Место фольклора в традиционной народной культуре. Фольклор и этнография


    Скачать 346.66 Kb.
    Название1. Определение фольклора. Место фольклора в традиционной народной культуре. Фольклор и этнография
    Анкоррунт билеты
    Дата10.02.2022
    Размер346.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBILETY_RUNT.docx
    ТипДокументы
    #357791
    страница8 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    31. Былины о Садко и о Михайле Потыке. Мифологическое и историческое содержание сюжетов.

    Былины о Садко.

    Былина о Садко сделала своим героем гусляра-новгородца. Былина претерпела изменения, подобные изменениям былины о Ставре, и тематически вышла за пределы областного цикла. Вероятно, до нас дошли сводные варианты, объединившие в себе несколько былин о Садко. Дошедшие до нас варианты явно распадаются на части, исполнявшиеся и отдельно: чудесном приобретении гусляром Садко несметных богатств и о поездке за море — как он побывал у Морского царя.

    В первой былине Садко — еще бедный гусляр, но его игра пришлась по нраву владыке Ильмень-озера, и в благодарость за игру он научил его поспорить с купцами, велел побиться об заклад, что поймает рыбу — золотое перо, какой никто в Ильмень-озерек вылавливал. Гусляр выиграл спор и разбогател. Певцы навороне гусляра, но Садко так высоко занесся, что возомнил будто богаче самого Новгорода. Новый спор купец Садко проиграл. Со всей определенностью в былине выражена мысль о торговой мощи великого города Северной Руси. Эта идея первоначальноицветствовала областным тенденциям новгородского эпоса.

    Во второй былине Садко отправляется с товарами за море. Плывут корабли по морю, и расходилась непогода, бьют волны, ветерpun паруса; все корабли вперед бегут, а корабль Садко встал. Догадались корабельщики, что море требует человеческой жертвы. Кидали жребий, и, как Садко ни ловчил, жребий пал на него. Выхода нет — и, взяв только гусли, Садко бросается в морскую пучину.

    Обрадовался Морской царь, велел Садко играть. Заиграл Садко — начал царь плясать: заходили по морю гибельные волны. Стали тонуть корабли. На помощь корабельщикам пришел Святой Никола. Он сказал Садко: «Расплясался у тебя царь, сколыбалось синее море, разлились реки, тонут корабли, рви струны на гусли не губи народ». Перестал играть Садко — и утихло море.

    Благодарный за потеху Морской царь стал уговаривать Садко жениться на одной из тридцати своих дочерей. По совету Николы выбрал Садко «котора девушка похуже всех» и, когда проснулся, увидел, что лежит на берегу Волхова, одной ногой в реке. Огляделся Садко и узнал Новгород, а по церкви Николы — свой «приход».

    Идея былины раскрывается в предпочтении, которое оказывает Садко Новгороду перед всеми завидными судьбами и богатством. Девушка, которую выбрал Садко, оказывается новгородской рекой. Главную мысль былины очень точно уловил Илья Ефимович Репин,который в картине, написанной еще в молодые годы, изобразил, как Садко выбирает невесту. Гусляр стоит на морском дне — мимо идут «стада» чужеземных невест, но он глядит только на новгородскую Чернавушку. Садко спасли наставления Николы-Миколы. Святой слыл помощником на водах. Покровителя корабельщиков даже называли морским или мокрым. Купец-мореход Садко состоял в братчине Никольщине, и нет ничего удивительного в том, что его спасает именно этот святой. Благодарный Садко возводит соборную церковь в честь Николы. Летопись упоминает под 1167 г. о некоем Садко Сытинца (вариант: Сотко Сытинич), который заложил церковь в «каменном городе-детинце» близ собора Святой Софии. Софийский Временник называет его Сотко богатым. Дело не в том, что былинный Садко тождествен летописному, а в том, что былина соединилась с преданиями о реальном историческом лице.

    Былины о Михайле Потыке

    Мифологическую основу былины о Михаиле Потыке признавали лишь Ф. И. Буслаев и его последователи. Сам Буслаев видел древний элемент в образе Марьи-белой лебеди, полагая, что перед ним мифическое воплощение стихии воды. Другие ученые не согласились с этим толкованием и объяснили содержание былины усвоением древноболгарского жития — указывали на совпадение имени воина Михаила Потукского с былинным Потыком. В. Ф. Миллер считал,что былина примыкает к южным славянским версиям бродячего сюжета о герое и деве-лебеди.

    Былина о Михаиле Потыке восприняла из мифологических сказок сюжетную основу — тему встречи человека с девой-лебедью, которая оказывается оборотнем, но узнают об этом не сразу. Былина начинается с рассказа, как князь Владимир повелел Михаилу Потыке сослужить службу — съездить на море, настрелять гусей, лебедей, уточек к столу. Набив разной дичи, Михаил хотел было уже вернуться в Киев, как увидел на тихой заводи белую лебедь.

    Натянул Потык лук и осталось только спустить стрелу с шелковой тетивы, как заговорила лебедь. Вышла лебедь на крутой бережок и обратилась красной девицей. Авдотья (по другим вариантам, Марья) взяла с Потыка слово, что пойдет за него замуж с условием: кто из них раньше помрет, другому за ним живому в могилу лечь.

    Обвенчали Потыка с Авдотьей, но недолго прожил Потык с женой. Захворала Авдотья: «С вечера она расхворалась, ко полуночи разболелася, а к утру и преставилася». Погребли Авдотьино тело. Похоронение совершается по старинному обычаю — на санях.

    Верный слову, Михаил Потык опустился в могилу — с конем и сбруей. Над могилой настлали дубовый потолок, а сверху насыпали желтые пески, предусмотрительно оставив место для вертки, привязанной к соборному колоколу. И вот стоит Михаил Потык в могиле. В самую полночь приполз большой огненный змей. Богатырским ударом Потык срубил ему голову и змеиной кровью начал Авдотьино тело мазать. Пробудилась Авдотья. Потык ухватился за веревку и ударил в колокол. Собрался народ, разрыли могилу Видят: жив Потык, жива и Авдотья.

    Понимание былины о Потыке как повествования о богатыре борце позволяет указать первоначальные традиции, уводящие былину к мифам о столкновении человека с чудовищами. Авдотья приняла пленительный образ белой лебеди по воли темных сил, олицетворенных в образе змея. Убил Потык змея и с .Авдотьи спали чары, она стала обычной женщиной.

    Приуроченность былины к древнему периоду подтверждает и упоминанием обычая хоронить главу семьи с женой. Скончавшийся Михаил Потык похоронен с Авдотьей: «с ним же живую зарыт во сыру землю».

    Христианские и вообще поздние мотивы сосуществуй и в былинах с языческими и не заслоняют друг друга. Связь с конкретной историей в мифологических былинах просматривается с трудом, но что они заключают в себе преимущественно общемировоззренческие представления докиевского времени, сомневаться не приходится.

    32. Былины об Илье Муромце. Эпическая биография героя.

    В сознании народа крепла мысль о том, что Северо-Восточная Русь продолжает историю Киевской Руси. Северо-Восточная Русь вплела в число эпических героев выходца из своей земли — Илью, прозваного Муромцем по городу Мурому, вблизи которого и родилось его родное село — Карачарово. В главной роли Иль яМуромец заменил Добрыню Никитича. Обращением Ильи в главного персонажа эпоса ознаменовались возвышение Ростово-Суздальского княжества и преемственность реальных культурно-этнических связей Северо-Восточной Руси с Киевской Русью.

    Биографию Ильи открывает былина о его встрече со слепыми старцами. Калики-нищие застают Илью одного в доме ипросят испить воды. Илья говорит, что не ходит — нет ему «во ногах хожденьица». Калики сказали: «Стань и иди». Илья встал и пошел. Испили старцы воды и сказали Илье: «Напейся». Послушался Илья. Старцы спросили: «Что же, Илюша, в себе чувствуешь?» — «А я чувствую в себе силу великую». Велели старцы Илье еще испить из ковша, и почувствовал он,что убавилось в нем силы наполовину. Сказали старцы: «Живи Илья, и будь воином!»

    Существует и другая версия обретения силы Ильей Муромцем, он получает ее от Святогора. Муромец перенимает силу у старшеюбогатыря и по одному этому после его кончины становится первымбогатырем. Допустимо считать эту мотивировку положения Ильи в эпосе поздней, введенной дополнительно к уже существующей. Эпос питал особый интерес к мысли о первенстве среди богатырей.

    Первый подвиг Ильи — раскорчевка и расчистка лесной землипод пашню. Илья приходит на помощь отцу в тяжелой крестьянской работе.

    Былина об отъезде Ильи Муромца в Киев. Соловей-разбойник. С родительского благословения Илья решает ехать в Киев, что несомненно говорит о времени, после которого было бы бессмысленно посылать Илью к киевскому князю: это могло быть до разгрома Киева татаро-монгольскими завоевателями в 1240 г. Илья избирает для службы Киев — решение связано с верностью единству Русской земли. Богатырь намерен служить Руси, не только своему краю. Хотя северо-восточный эпос и выдвинул своего героя на первое место, но по-прежнему держался концепции великого Киева. Илья олицетворяет собой стремление к единству Руси ипотому должен быть киевским богатырем. Эпос не мирился с раздробленностью страны.

    Поездке Ильи в стольный Киев, где пирует, рядит и судит, задает службы богатырям «вечный» князь Владимир, посвящена былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Она среднерусского происхождения. В ней говорится о реальных препятствиях, с которыми вынуждены были считаться все, кто ездил с севера на юг, из Северо-Восточной Руси в Киев.

    В былине все характерно для времени, о котором идет речь. Подъезжая к городу, затерянному в лесах, — город назван то Смольным, то Черниговым, то Турговым, то Обалковым, то Чиженцем (именуется он и по-другому) — Илья увидел вражескую силу. Собралось ее «черным-черно как черно ворона». Тут Илью останавливает размышление: вступив в бой, он нарушит обет, данный отцу, не кровавить меча — дело происходит на Пасху. И все же богатырь напускается на вражью силу. Он находит оправдание: «Всяк человек завет завечает, а не всякий его справляет».

    Благодарные горожане открыли ворота, стали звать Илью к себе воеводою, но богатырь не согласился — он тверд в намерении служить стольному киевскому князю, всей Руси, а не отдельной земле. В эпоху междуусобий и распадения Руси на удельные княжества такая разработка сюжета отвечала реалиям времени. Вместе с этим былина свидетельствует и об отношении творцов к горестному положению Руси.

    Дорога завалена колодами — по ней никто не ездит, а у самой грязи у Черной, у покляпой березы, у речки Смородины в Бринских лесах сидит на дубах Соловей-разбойник, не дает проезда-прохода ни конному, ни пешему. Илья с трудом пробирается через болота — «мостит мосты», кладет настилы низыбкие трясины. Как и сказали горожане, наехал Илья на Соловья-разбойника. Закричал-засвистал Соловей — трава-мурава заплелась, лазоревы цветочки осыпались, а лес приклонился к земле. Не простая птица Соловей, а чудовище. Натянул Илья лук, спустил стрелу и сшиб Соловья с дуба, выбил разбойнику око с окосицей, виском, поднял поверженного на землю, пристегнул к стремени и поехал дальше.

    Илья с плененным Соловьем на своем могучем коне приехал в Киев. Тут его никто не знает. На распросы князя Владимира Илья отвечает, кто он и что ехал прямой дорогой. Князь гневается, думает,что неизвестный ему богатырь «в глазах подлыгается». Чтобы убедить в своей правоте, Илья показывает ему Соловья, но и увидев пленника, князь не верит. Тогда Илья велит Соловью посвистать, но не в полный свист, а вполовину. Соловей ослушался и засвистал в полный свист — попадали люди наземь, а князь «окорач пополз” Устоял на ногах только Илья. За ослушание он срубил Соловью голову.

    Подвиг Ильи Муромца был наполнен особым смыслом для современников. Помеха свободному проезду, чинимая на дорогах полупокоренным племенем в глубине Брянских лесов, была злом, которое разобщало Северо-Восточную и Южную Русь. Илье оказалосьпод силу то, что не мог сделать киевский князь.

    “Илья и сын”. Илья высоко поднят над всеми остальными богатырями. Эта мысль раскрыта и в трагической былине «Илья и сын». Принятый на службу к киевскому князю, Илья с другими богатырями следит с высоких холмов за спокойствием русских рубежей. Родственная связь с сыном, ставшим врагом Киева, не остановила Илью. Богатырь остался верен долгу. Коварный сын бросился на Илью, и богатырь убил сына. К мысли о служении Руси у Ильи не примешиваются никакие соображения выгоды. Эта черта Муромца столкнула Илью с князем.

    Выработанная эпосом в предшествующее время мысль о не правой княжеской власти в былинах об Илье доведена до оправдании мятежа против стольного князя. Былина «Бунт Ильи против Владимира» в вариантах по-разному объясняет причину столкновении. Некоторые из них превращают в повод буйных действий Ильи скупость князя. Богатырь будто бы получил от князя в подарок худую шубу, оставшуюся после смерти Дуная. Илья понял княжеский поступок как желание унизить его: «Да Илье-то шуба не в честь пришла». В других вариантах Илья оскорблен тем, что его не позвали на княжеский пир. На пирах князь совещался с дружиной, значит Илья отстранен от решения дел. Это и толкнуло его на бунтовские действия. Он собрал вокруг себя городскую голь, стал стрелять по золоченым маковкам церквей.

    У былины два исхода. В одних вариантах повествование закан-'ишается примирением Ильи с князем. Причем мирит разбушевавмитося богатыря с Владимиром Добрыня. В других вариантах Ильяизмывается посаженным в погреб. Князь намерен уморить богатыря голодной смертью.

    Илья-бунтарь получил черты патриархального крестьянина, котирый ненавидел бояр и господ. Вместе с тем он сохранял характерные крестьянские иллюзии полюбовного разрешения спора с верховной властью.

    33. Былины о Добрыне Никитиче. Сюжеты. Характер главного героя.

    Добрыня Никитич вошел в сознание певцов как доблестный воин земли Русской. Это сразу поставило его выше богатырей предшествующего времени. Возвышение Добрыни отчетливо обнаруживает былина о Добрыни с Дунаем. При равных с Дунаем силах и благородства, высшей похвалы заслужил именно Добрыня, так как действует во благо Руси. Порицание Дуная может быть понято как осуждение его, свободно переезжающего из одной земли в другую, уважение Руси стало мерой уважения воина.

    Переосмысление прежних традиций в условиях киевского времещл и полной мере выразилось и в былине о столкновении еще неженатого Добрыни с Маринкой («Добрыня и Маринка»), и особено в былине о Добрыне-змееборце. Давний враг песенно-эпических— змей уже не в качестве соперника в любви, а как иноземный враг попытался победить богатыря. Сюжет былины о схватке Добрыни со змеем вышел из сказочно-мифологического фольклора.

    Былина о борьбе Добрыни со змеем. Былина открывается сказом о том, как мать велит Добрыне не ездить к Пучай-реке икупаться в ней: река и свирепа, и сердита. Это типичный запрет, которым начинаются сказки. И, как в сказке, Добрыня не пужается совета матери: для него Пучай-река — лужа. Добрыня заплыл в Пучай-реку, и тут сбылось опасение матери: налетел змей. Нагому Добрыне нечем биться со змеем. Былина упоминает «колпак земли греческой», которому случилось быть на берегу. Ударил Добрыня змея колпаком и отшиб ему все двенадцать хоботов. Взмолился змей, запросил пощады и посулил: великую заповедь — не летать змею на святую Русь, а Добрыне не ездить в змеиные места. Богатырь согласился.

    Вернулся Добрыня домой и узнал: летел змей через Киев, схватил молодую Забаву Путятичну, племянницу стольного князи. унес в хоботах. Ищет Владимир, кто бы возвратил Забаву. Добрыня стал собираться в поездку, а ехать надо на далекие сорочинские горы к пещерам лютого змея. Мать учит Добрыню, когда станешь топтать змеенышей, не давать им налипать на конские копыта, и позволять присасываться к бокам — пусть Добрыня плетью заставит коня поскакивать и тогда стряхнет змеенышей. На этот раз добрыня внял матушкину наказу. Притоптал он всех змеенышей. Трое суток и три часа длился бой со змеем, пока не победил Добрыня.

    Потекла змеиная кровь вниз с гор от востока до запада, и не «жет поглотить ее земля. Ударил Добрыня копьем о землю и проговорил: «Расступись-ка ты же, матушка сыра земля, на четыре все стороны, ты прижри-ка эту кровь да всю змеиную!» По Добрыниному слову это и произошло. Вошел Добрыня в пещеру и вынес из нее всех русских и чужестранных пленников. Освободил Добрыня и Забаву, посадил на коня и свез в Киев.

    Давняя сказочно-мифологическая традиция, говоря о змееборстве, сталкивала героя со змеем как с похитителем женщины. Змей Горыныч в былине также предстает в этой роли, но в мифологических сказках герой вел борьбу с чудовищем, чтобы создать семью. Добрыня являет собой образ воителя иного типа. Забава Путятична показана не как невеста. Сказочный мотив борьбы за женщину становится мотивом борьбы за русскую полонянку. Добрыня Прославился как освободитель Руси от губительных налетов змея-насильника.

    В былине есть еще одна как будто незначительная деталь, по которой можно судить об общем переосмыслении мифа. Добрыня бьет змея "колпаком земли греческой». «Колпак земли греческой» — головной убор духовных лиц и паломников, побывавших в Византии, оплоте православия в киевскую эпоху. Добрыня — «святорусский» богатырь. Таким его сделали певцы духовных стихнипевшие былины. Возможно, именно они и дали название реке, в которой купается Добрыня, — Пучай-река. Исследователи, и в том числе знаменитый В. Ф. Миллер, считали, что это Почайна-река, в которой были крещены киевляне.

    Характер:

    Добрыня ревниво оберегает свое достоинство воина. Как правило он разумен в речах, сдержан, тактичен, его вежество “врожденное”, а не приобретенное. Заботливый сын и любящий супруг. Он незаменим во всякого рода делах. Он достойно представляет Киев, держит престиж в сношениях Руси с другими землями.

    34. Былины об Алеше Поповиче. Противоречивый образ главного героя.

    Среди героев северо-восточного эпоса выведен Алеша Попович. Подобно Илье Муромцу, он тоже приехал в Киев с северо-востока и, как богатырь из Муромской земли, родом из близкого ей «славного Ростова, красного города».

    Об Алеше Поповиче сложено несколько былин. Самые древние из них восходят к времени не ранее начала XIII в., а поздние — в отдельных вариантах уже говорят о существовании Московского государства. Для хронологического приурочения былин об Алеше Поповиче большое значение имеют летописные известия о храбреце XIII в. Александре Поповиче. Доказано, что сообщение тверского летописца о подвигах известного в Ростовской земле Александра, или Олешки, Поповича своим источником имело местные ростовские предания. Характерно, что былины прошли мимо всех перипетий службы Александра Поповича у ростовского князя. Певцы поставили в заслугу богатырю не подвиги в битвах за удельные права ростовского киизя, а службу у киевского князя. В этом отношении характерно упоминание о раздумьях былинного Алеши у росстани. Доехал он и его крестовый брат Еким до камня. Лежит камень среди трех широких дорог. Спрашивает Еким, куда ехать, ответил Алеша Попович: «Лучше нам ехать ко городу Киеву».

    Включив в свой рассказ какие-то реальные исторические черты действительно жившего и некогда воевавшего «храбра» родом из Ростова, былина во всем остальном следовала собственной традиции. Александр Попович введен в обстановку традиционного сюжета о змееборцах. Змеевичем в былине об Алеше сделан Тугарин-иноземец. Чтобы в песенно-эпическом фольклоре сложили образ хозяйничающего в Киеве Тугарина, должен быть ряд фактов, воспринимаемых народом как угроза независимости Киева. Исследователи счимют, что былина о победе Алеши над Тугарином вобрала в себя воспоминания об убийстве в Киевской Руси половецкого хана Туюр-кана. Былина сделала богатыря из Северо-Восточной Руси освободителем Киева от опасного врага.

    Приехавший к Владимиру Алеша видит, как слуги внесли иноземца на раззолоченной доске в гридню пирующего киевского князя. Подали кушанья. Тугарин, не замешкавшись, сглотнул целиком белую лебедь, положил за щеку ковригу хлеба. Веселый и насмешливый, Алеша облек свое негодование в едкую шутку, сказав Тугарину, что у его батюшки, у ростовского воина, была старая корова: охоча была она ходить по поварням есть Бовину» (остатки от варки пива), «да ёловины корова да обожрался». В досаде Тугарин бросил в насмешника ножом, но Алешеньки «ухватчив был» — поймал на лету нож. Вихрем выскочил Тугарин из гридни. В поле съехался богатырь с чудищем. У Тугарина — конь с огненными крыльями, и летает чудище по поднебесью, пал Алеша просить у небес дождя. Нанесло тучу, пролился дождь,натушило огненные крылья у Тугаринова коня, спустился Змеевич на землю. Крикнул Алеша Тугарину: «Оглянись-ка назад: там стоитполк богатырей». Повернулся Тугарин, ударил его Алеша мечом и рассек голову, потом изрубил Тугарина, разметал мелкие части по чистому полю черным воронам на съедение, а тугаринову голомувзял с собой, отвез князю Владимиру.

    Алеша Попович обладает особыми «эпохиальными» свойствами ,которых в пору независимости Руси не имели ни Добрыня, ни Илья. Алеша ничего предосудительного не видит в обмане врага, но и он ревниво бережет честь стольного князя, между тем как сам Владимир смиренно терпит позор. Не располагая силами для победы, богатырь полагается на хитрость и изворотливость. Таков Алеша-богатырь эпоса эпохи ордынского ига.

    С именем Алеши Поповича тесно связана былина о его неудамшейся женитьбе. В. Ф. Миллер усматривал в ней «омрачение древнего ростовского богатыря» и делал предположение, что, вероятно,оно вызвано «его происхождением». Поповский сын получил в эпосе некоторые свойства того сословия, над которым издавна иронизировал простой люд. Алеша слыл «бабьим пересмешником --склонным хвастать любовными связями, человеком, мало задумывающимся над выбором средств в достижении целей. Народ столкнул лицом к лицу Добрыню и Алешу. Недавний герой — ростовский богатырь тесно сближен в былинах с князем. Алеша живет придворной жизнью. Неправые дела вошли в обыкновение великокнижеского двора. Былина о неудавшейся женитьбе Алеши развилимысль прежних песен о неблаговидных делах Владимира. Образ богатыря претерпел изменения, характерные для эпоса позднего вромени, но герой не совсем лишен симпатий певцов. С его образом сопряжено представление о насмешнике. Буйная, молодая сила Алеши ищет выхода, и он озорует. Возвращаясь из чистого поля с головой убитого Тугарина, Алеша увидел у Днепра баб, полощущих белье. Он показывает им срубленную голову и смеется над их испугом. Веселость делает Алешу Поповича любимым героем у певцов, склонных к иронии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта