Главная страница
Навигация по странице:

  • «Дмитрий и Домна».

  • «Василий и Софья».

  • 47.Жанры народной лирики. Принципы классификации.

  • Делятся на 2 группы

  • рунт билеты. 1. Определение фольклора. Место фольклора в традиционной народной культуре. Фольклор и этнография


    Скачать 346.66 Kb.
    Название1. Определение фольклора. Место фольклора в традиционной народной культуре. Фольклор и этнография
    Анкоррунт билеты
    Дата10.02.2022
    Размер346.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBILETY_RUNT.docx
    ТипДокументы
    #357791
    страница11 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Особенности композиции:

    Одноконфликтность и сжатость

    Прерывистость изложения

    Обилие диалогов

    Повторение с нарастающим драматизмом

    Семейно-бытовые баллады. Авторы видят задачу в том, чтобы показать искренность конфликтов, трагических отношений. С одной стороны в основе сюжетов патриархальная семья (когда отец умирает, главой семьи становится сын от первого брака; героиня решает погубить своего брата); с другой стороны прозорливость семейных отношений. В данных балладах очень много драм, т.к. семья конфликтна по своему существу.

    Баллада всегда выбирает неразрешимые сюжеты, чаще всего в финале кто-то гибнет (героиня-женщина, которая не хочет подчиняться законам).
    «Дмитрий и Домна».Девушка Домна, теремная затворница, вдруг проявляет характер и волю, смело оценивая недостатки своего жениха. Поведение Домны — вызов не только жениху, но и традиционной морали, тем жизненным нормам, при которых согласия девушки на ее брак не спрашивали. Домна сама решает, идти или не идти ей за Дмитрия. Она не прислушивается к предостережениям матушки, отвечает на них так, как в этой ситуации отвечал бы мужчина:
    “Ай же ты родна моя матушка!

    Если спустишь — пойду и не спустишь — пойду”.
    Фактически Домна бросает Дмитрию вызов — и он его принимает. Их "роковой" поединок приводит обоих к гибели. Гибнет от горя и ее матушка.

    Образ Домны неоднозначен. И Дмитрий, и ее мать находятся в рамках традиционной этики. Домна старается эти рамки разрушить, что приводит всех к гибели.

    «Василий и Софья». В данной балладе зло исходит из недр патриархальной семьи (матушке Василия не нравится Софья и она решает её извести. Но Василий замечает яд и обменивается с Софьей бокалом. Он понимает, что Софья рано или поздно погибнет, и решает вместе с ней покинуть эту жизнь. Матушка понимает, какой грех она совершила). В балладе использован международный сюжет о гибели влюбленных, над могилами которых вырастают и переплетаются деревья: любовь оказывается сильнее смерти. Пафос баллады — защита любви, критика семейного деспотизма.


    Известна группа баллад, в которых девица отравила молодца зельем, злыми кореньями ("Девица отравила молодца").

    Обычно они начинаются с рассказа о том, как девица ходила по крутому бережку реки (по желтому, сыпучему песочку) и рыла кореньицо, зелье лютое. Она мыла это зелье в реке, сушила на крутой горе, толкла в ступочке, сеяла на ситочке, сыпала в зелено вино и зазывала добра молодца к себе в гости. Молодец предчувствует гибель, не хочет идти, но и не может отказаться.
    Убирается добрый молодец на веселый пир.

    Скидает с себя платье цветное.

    Надевает на себя платье черное.
    Девица его встречает, берет за правую руку, ведет в свой высокий терем, сажает за дубовый стол и наливает чару зелена вина:
    У рюмочки по краюшкам огонь горит,

    А на донушке люта змея лежит.

    Молодец выпил вино и к полуночи преставился.
    В этих балладах многое поражает: полностью отсутствует мотивировка преступления; молодец покорно идет навстречу неизбежной гибели; иногда девица подробно рассказывает ему, как она готовила зелье, а он дает ей подробное наставление, как его похоронить. Ответ на эти вопросы, вероятно, дает баллада "Девица по ошибке отравила брата":
    ...И хотела извести своего недруга,

    Невзначае извела своего друга милого,

    Она по роду братца родимого.

    Наиболее древняя любовная коллизия, представленная еще в мифологической балладе, была связана с инцестом сестры и брата. Сохранились тексты песен, в которых брат принуждает сестру к любовной связи, а она, сопротивляясь этому, губит себя и его. Известны и другие: сестра пытается совратить брата. Эта тема глубоко вросла в народные лироэпические песни, приспособилась к новой балладе — классической.

    Тема "сестра и брат" находит развитие и в других сюжетах. Например, известна группа баллад, в которых братья строго следят за нравственностью сестры и жестоко карают ее вместе с возлюбленным (напр.: "Иван Дудорович и Софья Волховична").

    46. Духовные стихи. Происхождение. Сюжеты и герои. Поэтика.

    Духовные стихи. Происхождение.

    Духовные стихи - русские народные стихотворения-песни на христианские песни и сюжеты.

    Носителями духовных стихов были профессиональные певцы — калики

    перехожие. Эти, живущие подаянием, бродячие певцы (обычно слепые с

    поводырем) объединялись в артели (ватаги) и обходили храмы, монастыри во

    время приходских праздников, богомольных паломничеств...Процесс

    формирования репертуара духовных стихов, предположительно начался вскоре

    после крещения Руси (X-XI вв.) и продолжался в течение ряда веков, получив

    новый творческий импульс во время церковного раскола (50-е — 70-е гг. XVII

    в.). Сформировавшись в допетровской Руси духовные стихи несут в себе черты

    древнерусской и средневековой культуры.
    Духовные стихи возникли как поэтическое освоение народом христианского вероучения. Народные названия духовных стихов — стихи, канты, старины, псальмы. Главный признак духовных стихов заключается в противопоставлении всего христианского мирскому. В фольклоре духовные

    стихи появились значительно позже X века (Крещение Руси), только после укоренения христианства в коллективном сознании народа. Установить время появления духовных стихов точно затруднительно. Самый старший по времени стих «Плач Адама» был известен в XII веке. Массовое же распространение духовных стихов в России начинается с XV век. Цель создания стихов прежде всего нравоучительная, дидактическая... Они, как и христианская литература в целом, содержат нравственные ориентиры и побуждают человека к благочестивому образу жизни: не лги, не воруй, не прелюбодействуй, не пьянствуй, не сквернословь, почитай родителей, соблюдай посты, помогай убогим и нищим, блюди обычаи и т.д.

    Основными адресатами духовных стихов являются Господь, Богородица, Ангел — хранитель, святые великомученики. В этом случае стихи строятся как молитва... Иногда стих обращен к массовому

    слушателю и у него нет конкретного адресата... Большая же часть народных

    духовных стихов строится как повествование о божественных чудесах (О юном

    отшельнике), житии праведников (Алексей — Божий человек).
    Духовные стихи функционировали на территории Древней Руси, Российской империи, а также в сопредельных славянских государствах, которые исповедовали православие и использовали кириллический алфавит, - Сербии, Боснии, Болгарии

    Так, одни тексты чаще всего фиксировались в северных российских регионах, другие – были характерны для южных или западных. Духовные стихи часто не принадлежали определенному региону.

    Социальная среда, в которой стих создавался и распространялся, включала все культурные слои общества. Это малограмотное крестьянское и городское население, среди которого стих распространялся и существовал в устной фольклорной традиции, а также образованная часть общества, которая владела не только грамотой, но и знанием церковных догматов, воспринимала стих из письменных церковных источников.

    Сюжеты и герои.

    Сюжеты духовных стихов отражают христианское мировоззрение в вопросах мироздания, жизни на земле, неминуемом воздаянии за все грехи после смерти. Героями стихов по большей части являются подлинные исторические лица – из Библии (Ветхого и Нового Завета), персонажи агиографической литературы, различных апокрифов и литургических произведений, древнерусской литературы.
    Поэтика.

    По форме изложения духовные стихи распадаются на ряд песенных групп. Старшие эпические стихи строятся как ряд последовательных эпизодов (например, изображающих жизнь персонажа: "Алексей Божий человек"). Другая группа представляет собой монологи-причитания ("Плач Адама"). Одной из основных форм старообрядческих псальм также являются монологи ("Покаянный стих"). Заметное место занимают стихи, построенные как диалоги персонажей. Во всех этих группах совпадает только концовка — провозглашение вечной славы тому, о ком пропето, или Богу, или им обоим. Последним словом часто бывает аминь (т. е. 'истинно так') — священное конечное заклинание.
    В построении песенных строк духовные стихи опирались на традиции русского народного тонического стихосложения, без рифмы. Характерны строки с тремя ударениями, когда последнее ударение падает на 3-й или на 2-й слог от конца строки. Однако, как отмечал Ф. М. Селиванов, у духовных стихов нет единых принципов композиции стиха.
    В поэтическом стиле духовных стихов используются образы-олицетворения, выступающие в одном ряду с христианскими святыми. Например, в стихе "Аника-воин" Смерть предстает в виде кентавра:

    При пути при дороги

    Аники же чудо объявилось:

    У чуда ноги лошадины,

    У чудо тулово зверино,

    У чуда буйна глава человечья,

    На буйной главе власы до споясу.
    В старообрядческих псальмах была развита система иносказаний, в которой использованы библейские аллегорические образы. Так, люди именуются овцы мысленные. Этот образ восходит к Страшному суду, когда Бог воздаст всем по делам их: человечество будет разделено на грешных — "козлищ" и праведных — "овец" (Евангелие от Матфея, 25, 106).

    В духовных стихах использовались гиперболы, параллелизмы. Часто употребляемые сравнения наследовали, с одной стороны, книжно-христианскую символику, а с другой — фольклорную. Ф. М. Селиванов отметил в сравнениях опору на принцип от неизвестного к известному, от абстрактного к конкретному: Душа с телом расставалась, как птенец со гнездом.
    Насыщенность языка духовных стихов церковнославянизмами объясняется тем, что в старообрядческой среде они сочинялись на церковнославянском языке и распространялись в письменном виде. Но чем популярнее был стих, тем больше он освобождался от этой зависимости и наполнялся особенностями народной поэтической речи.

    47.Жанры народной лирики. Принципы классификации.

    Лирические песни охватывают самые разные по происхождению, содержанию и поэтике произведения. Лирическая песня - это словесно-музыкальное произведение, в котором раскрывается эмоциональное отношение человека к явлениям окружающего мира.
    В лирической песне слово соединяется с музыкой, мелодией. Они существуют неразрывно. Лирическая песня выражают чувства, мысли и переживания человека. Они могли быть веселыми и грустными..

    Отличаются от обрядовой поэзии по функциям. Лирические песни не связаны с обрядами. Они могли исполняться в любое время и при любых занятиях.

    Особенность лирических песен заключается в том, что в них создан красочный условный мир.
    История

    По мнению музыковедов, основной состав лирических песен сформировался в 16-17 вв. Их предыстория неизвестна. Жанр лирической песни сложнее и разнообразнее, чем остальные жанры народной песни. Это объясняется тем, что обрядовые песни возникли на более ранних этапах развития общества. Обрядовые песни употреблялись при определенных действиях , поэтому сохранилась устойчивость образов, содержания, поэтических приемов.
    Лирическая песня в отличие от обрядовых более подвижна, открыта для нового. Историческое развитие жанра лирической песни документально зафиксировано на протяжение трех столетий. Лирическая песня принимала новые сюжеты, образы, использовала новые поэтические средства.

    В народе лирические песни назывались по способу или месту исполнения. Лирические псни возникают в разное время, они неоднородны, их внутренний состав разнообразен.
    При анализе лирических песен ученые пользуются принципами классификации:
    Во-первых, используется тематический принцип: любовные, семейные, разбойничьи, тюремные..
    Кроме тематической классификации используется этнографическая классификация (географическая).
    По характеру исполнения – частые и протяжные.
    Частые песни – веселые, шуточные, сатирические. По происхождению древнее протяжных. Они связаны с творчеством скоморохов. Герои – молодые люди, их родители, друзья, соседи, муж и жена. В частых песнях изображены забавные бытовые эпизоды, в них высмеиваются пороки, трагедия превращается в фарс. Основным приемом частых песен являются ирония.
    Протяжные песни. Герои – подруга – соперница, родители, молодая жена , старый муж, молодые любовники и наоборот свекор и свекровь. За пределами семейного быта героями были рекрут, солдат, разбойник, узник, ямщик, бурлак купец. Общий эпизодический тон – грусть, тоска обида.
    Делятся на 2 группы:
    1. Песни-повествования. Имеют четко выраженный сюжет, однако в отличие от эпических произведений сюжет в них менее развит. В них изображаются конкретные жизненные ситуации. Это своего рода энциклопедия старого уклада жизни.
    2. Песни- раздумья. В них нет элементов сюжета, а есть только высказывание или раздумье по какому-либо поводу. В этих песнях нет завязки, развязки, конфликта, а есть отдельные зарисовки описаний портрета, пейзажей. В раздумьях есть отдельные картины душевной жизни, но нет выводов. Вывод должен сделать слушатель.

    Композиция

    Композиция лирической песни достаточно проста. Они могут представлять собой, монолог, диалог или монолог +диалог. В песнях используется параллелизм (символический и не символический). Символический предполагает двучастное строение песни ( 1 часть – картина из мира природы, 2 часть – картина переносится на мир людей). Ступенчатое сужение образа ( как правило в начале песни изображается широкая картина места действия, затем взгляд сосредотачивается на главном герое).
    В лирической песне используется 2 художественные системы: 1. Описание; 2. Иносказание, построенное на символике. В песнях есть свой условный язык, который состоит из традиционных формул. Без знания трудно понять содержание лирической песни
    В песнях внутреннее состояние передается через внешнее (сидение – формула грусти, задумчивости.). Чувства человека раскрываются в сопоставление с природой. Природа одушевлена и поэтому часто становится главным героем. В л.п. богато представлена символика. Символы устойчивы, песенная символика восходит к архаическим представлениям. Символичны песенные персонажи, растения, животные.
    В песнях присутствует богатая цветовая гамма , причем в одном тексте встречается до 10 цветовых сочетаний. Цвет не имеет символический характер, он носит оценочный характер.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта