Главная страница
Навигация по странице:

  • 23. Былички и бывальщины. Происхождение. Классификация. Поэтика.

  • Отличительный признак жанра

  • Личное воспоминание, перешедшее в традицию, интересное другим рассказчикам, подвергнутое ими правке и изменениям, становится бывальщиной.

  • Бывальшины начали записываться поздно

  • 24. Предания. Разновидности. Типы сюжетов. Поэтика. Предание Предание

  • 25. Легенды. Разновидности. Содержание. По этика. Легенда

  • рунт билеты. 1. Определение фольклора. Место фольклора в традиционной народной культуре. Фольклор и этнография


    Скачать 346.66 Kb.
    Название1. Определение фольклора. Место фольклора в традиционной народной культуре. Фольклор и этнография
    Анкоррунт билеты
    Дата10.02.2022
    Размер346.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBILETY_RUNT.docx
    ТипДокументы
    #357791
    страница6 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    22. Фольклорная несказочная проза (быличка, легенда, предание, устный рассказ). Принципы разграничения жанров.

    Сказки и несказочная проза имеют ряд сходных признаков, но их основное отличие в том, что в них по-разному решается вопрос о вымысле и достоверности. Если в сказке сказитель и слушатель знают, что им будет рассказана вымышленная, волшебная история, в которую не надо верить, то в несказочной прозе главное – установка на достоверность, желание внушить слушателю веру в реальность происходящего в рассказе. Среди действующих лиц в несказочной прозе главным героем стал не царский сын, а исторические или библейские лица, отдельные интересные личности, с деятельностью которых рассказчик связывает необычайные явления в жизни общества. Часто сказитель в этих рассказах сообщает важные сведения о жизни общества, явлениях природы, возникновении городов и сел и т.д. Причем эти рассказы почти всегда эмоционально окрашены, слушатель – активный участник происходящего. Устная проза характеризуется исторической, бытовой, религиозной и художественной трактовкой жизненных тем. В несказочной прозе современная фольклористика выделяет такие жанры, как предания, легенды, сказы и былины. Еще одна характерная особенность несказочной прозы в том, что она рассказывается «по случаю», в процессе разговора, хотя переход к названным произведениям обязательно отделяется словесными формулами: «Сам не знаю, не видел, а вот люди сказывают», или: «Видать не видел, а слухать – слыхивал», или: «Всякое говорят, а я вот знаю доподлинно» и т.п. Каждая из жанровых разновидностей устной несказочной прозы характеризуется определенным кругом устойчивых сюжетных мотивов, что также позволяет ввести жанровую дифференциацию. У каждого из жанров свое происхождение, история, образы, структурно-стилистические свойства.

    • Несказочная проза как совокупность повествовательных форм, обладающих конкретно-информативной функцией: сообщение достоверного факта или сведений, принимаемых за достоверные. Отсутствие жестких стилевых канонов, а также зависимость композиции повествования от коммуникативной ситуации как общее свойство всех форм несказочной прозы.

    • Несказочная проза имеет иную, нежели сказки, модальность: ее прозведения приурочены к реальному времени, реальной местности, реальным лицам. Для несказочной прозы характерна невыделенность из потока обыденной речи, недостаток специальных жанровых и стилевых канонов.

    • Несказочная проза имеет установку на достоверность описываемых событий. От сказок отличается функциями. Произведения фольклорной несказочной прозы, с точки зрения народа, важны как источник информации, а в отдельных случаях еще и как предостережение, назидание. Следовательно, в несказочной прозе познавательная и дидактическая функции преобладают над художественной. Важный признак несказочной прозы - сюжет (содержание).

    • Обычно сюжеты одномотивны, но могут передаваться как сжато, так и подробно. Сказка выполняет эстетическую функцию, а несказочная проза – информационную.


    Жанровые формы и разновидности несказочной прозы сложны для дифференцирования, это обусловлено:

    • неупорядоченностью или отсутствием жанровых обозначений в народной среде;

    • трудностью выделения произведений несказочной прозы из общего потока устной речи;

    • недостаточной проявленностью худ. структуры в силу стихийности, неосознанности эстетического начала в условиях доминирования информативной или дидактической функции;

    • активным взаимодействием отдельных жанровых форм, их генетическими связями, обеспечивающими легкость перехода одной формы в другую.


    23. Былички и бывальщины. Происхождение. Классификация. Поэтика.

    К фольклорной несказочной прозе относят рассказы, вызывающие доверие слушателей. Поэтому в первую очередь они выполняют информативную функцию. Собственно художественного статуса у этих рассказов нет: они являются непосредственным выражением народного мировосприятия.

    По содержанию устные народные рассказы делятся на былички (мифологические рассказы), бывальщины. «Для всех этих жанров характерна относительно слабая выработанность стилистических средств. Они обычно не рассказываются без внешнего повода и не имеют зачинов и концовок, формально выделяющих их из обыденного речевого потока». Они бытуют в трех формах (выделенных скандинавским фольклористом Карлом фон Сидовым):

    - слухи и толки,

    - меморат - быличка (рассказы-воспоминания) – устный рассказ, передающий воспоминание рассказчика о событиях, участником или очевидцем которых он был.

    - фабулат - бывальщины (сюжетные рассказы, вошедшие в устную традицию) – устный рассказ, основанный на реальных событиях и жизненных наблюдениях, но не являющийся непосредственным их отображением.

    Быличка (мифологические рассказы)

    • это устные рассказы о леших, домовых, водяных, русалках, кикиморе, баннике, овиннике, огненном змее, оживших мертвецах, чертях и вообще о вмешательстве в людскую жизнь разны х сверхъестественных сил из мира народной рели

    • Быличка — выражение религиозного сознания.

    • Она так и осознается рассказчиком.

    Былички можно разделить на два вида:

    1. Первый близок к форме сказа, излагается в форме рассказа о том, что произошло с рассказчиком или кем-нибудь из его современников.

    2. Второй близок к форме предания. Здесь быличка связывает события, о которых говорит, со временем, относительно сильно удалённым от момента сказывания былички. В быличке предполагается торжество добра.

    Отличительный признак жанра - установка на реальность описываемых событий.

    В основе таких рассказов могут лежать действительные случаи (были), интерпретированные в свете господствующих мифологических представлений. К числу таких быличек следует отнести и рассказы, которыми матери «стращают» детей. Быличка сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок.

    В быличках всегда действует определенный демонический персонаж, а круг его деятельности строго ограничен; в быличках повторяются мотивы его действия, место действия (лес, болото, река и т.п.), а также объекты, на которые направлены действия. Былички отражают бытовые симпатии и антипатии их рассказчиков, их сюжеты немногочисленны. Содержание быличек очень наивно, однотипно, но они очень поэтичны, в них встречаются прекрасные описания русской природы, русского быта, даже народных праздников.
    Рассказы о существах и людях, наделенных сверхъестественными способностями, называются быличками. Они отража ют не древние представления о мире, а верования русского человека XIX — XX вв. Быличка — выражение религиозного сознания.

    Происхождение былички таится где-то в глубинах истории Руси. Слово было заимствовано у крестьян Белозерья (один из северных районов Вологодчины) и стало употребляться фольклористами в практике исследовательской работы.

    Само название «быличка» утверждает правдивость истории, реальность событий, которые случились с людьми, хорошо известными рассказчику. Возможна и передача повествования знакомых, ставших очевидцами.

    В любом случае жанр подразумевает искреннюю веру в реальность произошедшего. События былички обязательно происходят в обычной жизни. Место действия – территория хорошо известная рассказчику и его слушателям. Это дополнительный способ придания правдивости истории. Изначально целью этого вида устного народного творчества было предостережение от каких-то поступков. Например, ходить ночью на кладбище (мертвеца встретишь) или не наклоняться близко к воде в реке (водяной утащит). С другой стороны, просто череда праздных историй о встречах с мифическими персонажами во время общения группы лиц на отдыхе.

    В начале ХIХ века набирает обороты интерес исследователей к этим произведениям.

    Во второй половине 20 века быличка оформилась как официальный жанр, когда началось её детальное изучение и разграничение с другими видами устного народного творчества.

    Классификация быличек

    Литературоведами был составлен каталог быличек по тематическим разделам:

    • О духах природы. Эта группа страшилок содержит подразделы, в которых главными персонажами выступают леший, водяной, кикиморы, русалки и прочая нечисть.

    • О домашних духах.

    • О черте, змее, проклятых.

    • О колдунах, ведьмах, покойниках.

    • О кладах.

    • О вестниках судьбы, предзнаменованиях.

    • О небесных силах.

    Сюжеты устного фольклора объединили дохристианские и христианские представления народа о сверхъестественных силах. Характерно, что нечистая пришла из язычества, а вот обереги (молитва, крестное знамение, святая вода и другие атрибуты) взяты из христианства.
    Бывальщины

    -Устные рассказы о различных событиях реальной жизни народа, близких к тому времени, когда о них рассказывается, относят к сказам или бывальщинам.

    Сказ – это рассказ, истинность которого подтверждается либо рассказчиком либо свидетельством его современника. И хотя у сказов много общего с историческими преданиями, но их полностью отождествлять нельзя, так как предания в основном рассказы о прошлом, у них другая позиция отношения рассказчика к изображаемым событиям. Сказ представляет слушателю разнообразные необычные обстоятельства из недавнего прошлого местной жизни. Популярные герои сказов – это выдающиеся местные умельцы, силачи, золотоискатели, правдоискатели, «благородные разбойники», беглые каторжники, герои Гражданской войны (в фольклоре ХХ века).

    Рассказы, в которых переданы личные воспоминания, получили в международной фольклористике наименование меморатов (как полагают, в науку термин ввел шведский ученый К.В.Сидов). Личное воспоминание, перешедшее в традицию, интересное другим рассказчикам, подвергнутое ими правке и изменениям, становится бывальщиной. От простого личного рассказа они отличаются известностью в определенной местности, крае. В бывальшинах не наблюдается точного повторения того, о чем идет речь, каждый новый рассказчик излагает события по-своему, но сохраняются простейшие составные части – главные моменты рассказа. Все сказы начинаются с указания на реальность и точную географическую местность. Обычно сказитель дает точную, но очень краткую характеристику главным персонажам, за краткой экспозицией следует быстрое развитие действия, обострение конфликта. Завершается сказ обычно обобщением, оценочной риторической фразой. В конце сказа иногда указывается на уход героя в другое место, где возможно продолжение событий.

    Сказ нередко заимствует фантастические идеи и образы из смежных жанров несказочной прозы, в них стали использоваться элементы сказочной атрибутики.

    В XIX и ХХ веках сказ стал трансформироваться: в XIX веке сказы стали распространяться в среде заводских рабочих, они дают представления о быте и труде, о жизни рабочих. Рабочие часто изображали героями своих произведений людей большой физической силы, рассказывали о трагической участи людей. Незабываемые годы гражданской войны запечатлелись в многочисленных сказах, повествующих о местных героях, о подвигах красных бойцов; в этих рассказах велика тяга к фактической достоверности, очень точно изображаются отдельные события и герои.

    Бывальшины начали записываться поздно, но тематически они близки к устным рассказам, так называемым «анекдотам» о памятных случаях из жизни общественных и государственных деятелей.

    ……

    Былички — это мемораты, которые «документированы». Бывальщины ближе к фабулатам, и начинаются они нередко словом «сказывают». Бывальщины стоят между меморатами и фабулатами. Им верят, но строгой достоверностью бывальщины не обладают: «сказывают», но ведь могут сказывать и выдумку.
    24. Предания. Разновидности. Типы сюжетов. Поэтика.

    Предание

    Предание – это широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на достоверность, объяснение реальных фактов прошлой истории, быта, название отдельных местностей. Сам народ отметил достоверность как самое характерное свойство преданий, он называет их «бывальщинами», «былями» и еще «досюльщиной», то есть рассказом о давних временах, событиях, случившихся в «досюльные времена» до нынешнего времени.

    Преданиям свойственна интенсивность идейно-эмоционального воздействия. Они кратки, у них форма строгого эпического повествования. Достоверность сообщения не подвержена сомнению, каким бы невероятным оно ни было само по себе. Формула «стары люди говорят» обычная ссылка тех, кто сообщает предание.

    Определение жанра. Фольклористы еще не дали достаточно удовлетворительного и обоснованного определения преданий. Нередко в научной литературе смешивают предания и легенды, хотя это различные жанры. Это объясняется их близостью, а также наличием переходных форм, одни из которых ближе к преданиям, а другие — к легендам. Предания в народе называют «былями» и «бывальщинами». Для них характерна историческая тематика. Предания сохраняют память о событиях и деятелях национальной истории.

    Среди разных преданий выделяются 2 большие тематические группы:

    • исторические предания о памятных событиях истории и лицах

    • топонимические предания об обосновании разных городов, о происхождении их названий, названий урочищ, гор и др.

    Топонимические предания объясняют происхождения названий, и даже самое появление гор, урочищ, и других приметных мест на земле.

    Историческим преданиям больше, чем какому-либо другому жанру повезло, их внесли в летописи уже первые грамотные люди. В них вошли исторические предания, связанные с княжением киевских князей с битвами, которые вели восточные славяне. Предания об обрах – мучителях славян, о хозарских старцах, предсказавших силу и мощь киевского государства, о походах Олега на Царьград, о смерти Олега, о мести княгини Ольги за смерть Игоря, о сватовстве князя Владимира к Рогнеде, к историческим преданиям также относятся предания о Разине и Пугачеве, о выдающихся царях Иване Грозном и Петре Великом.

    Исторические предания – повествовательный жанр народнопоэтического творчества (фольклора), тексты которого содержат сведения о реальных лицах и событиях прошлого. Источник возникновения – рассказы очевидцев, которые при передаче другим постепенно удаляются от фактической первоосновы, подвергаясь переработке по законам жанра и придерживаясь устной повествовательной традиции народа. Вымысел при этом чаще всего бывает неосознанным; рассказывающий ориентируется на правдивость событий и действительность героев, этим исторические предания близки к мифам и бывальщинам.

    Историзм преданий состоит прежде всего в том, что они имеют историческую основу. В летописях и народной традиции предания выполняют роль достоверного исторического источника, на них ссылаются как на верное свидетельство о прошлом родной страны. Историзм преданий состоит и в том, что со временем происходят изменения жизненного содержания и формы произведений. Непрестанно обновляются их темы, сюжеты, мотивы, персонажи, характер изображения событий и лиц.

    Специфично в предании и отражение действительности: внимание к деталям, частностям, подробностям прошлого.

    В репертуаре русских преданий можно выделить следующие основные циклы:\

    • древнейшие предания

    • предания о "справедливом царе"

    • предания о предводителях народных движений

    • предания о разбойниках и кладах.

    Древнейшие предания появились в то время, когда сверхъес­тественные персонажи родоплеменных мифов были заменены обычными людьми (А. Н. Афанасьев назвал этот процесс "низведением богов с неба на землю"). Предания повествуют о расселении славянских племен и об их родоначальниках, с именами которых связывалось название самих племен

    Предания о справедливом царе связаны с именами Ивана IV (Грозного) и Петра I.

    Предания о предводителях народных движений дополняли утопическую мечту народа о справедливом царе. В фольклоре самый ранний исторический образ народного предводителя — атаман сибирских казаков Ермак Тимофеевич, победивший сибирского хана Кучума. Цикл преданий о Ермаке складывался одновременно с циклом об Иване Грозном (в кон­це XVI — начале XVIII в.). Образ Ермака впитал эпические чер­ты былинных богатырей и окрашен народными представления­ми о "благородном разбойнике".

    Предания о разбойниках и кладах рассказывались повсюду в России, так как повсеместно были известны места, связанные с разбойниками, и места, где они будто бы зарыли клады. Типо­логический образ "благородного разбойника" (герой грабит бо­гатых и заступается за бедных) представал во многочисленных локальных вариациях.

    Предание хотя и имеет «свободную форму», при которой отсутствует определенная модель построения произведения, не лишено внутренней структуры, принципов идейно-художественной организации произведения:

    скрепления всего повествовательного материала одним сюжетным эпизодом, одним основным героем, созданию образа которого подчинены и сюжетные и выразительные средства. Предания обладают и эстетической функцией, что проявляется в необычности сюжетной ситуации, идеализации положительного героя, употреблении особых выразительно-изобразительных средств.
    25. Легенды. Разновидности. Содержание. Поэтика.

    Легенда

    -народные рассказы с религиозным вымыслом, фантастика которых идёт не от языческой, а от христианства. В своей форме легенды часто сближаются с бытовыми сказками. Некоторые из них приобрели сатирическое истолкование сюжетов священного писания. Отказ от отвлечённо-абстрактной фантастики библейских книг говорит о земной, социально-бытовой основе народных легенд. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта