рунт билеты. 1. Определение фольклора. Место фольклора в традиционной народной культуре. Фольклор и этнография
Скачать 346.66 Kb.
|
Легенды – прозаические произведения, в которых фантастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей; со сверхъестественными существами. (Б.П. Кирдан) В.Я Пропп считал легенду промежуточным жанром, исходной точкой отсчета была сказка. Т.е. легенда граничит с эпосом, сказкой и преданием, все они выходят из мифа и плавно перетекают друг в друга. Основные функции легенд: объяснительная и нравоучительная. Легенды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы. Главным свойством их как жанра стало утверждение морально-этических норм христианства или идей, возникших под влиянием воодушевленного отношения к вере, хотя и понимаемой на мирской, житейский, обыденный лад. Легенда как жанр достаточно ясно выделяется среди видов устной прозы. Легенда всегда основывается на христианском мировосприятии, хотя и соединяет его с житейскими понятиями и представлениями. Степень воздействия христианского вероучения на легенду бывает разной – от определяющего до весьма поверхностного, но свободных от христианской веры легенд не существует. По этой причине уже первые ученые предложили классификацию легендарных сюжетов и мотивов, приняв за основание их близость к темам и содержанию письменных произведений Основные разновидности легенд (Б.Н. Кирдан): этиологические – дают знания об окружающем мире; религиозно-назидательные – о Боге и т.д. Здесь выделяется особый сборник легенд об юродивых: а)о прядильщике на фабрике Максимке Прозорливом; б)о Васеньке – прозорливом человеке; в)о художнике Ефиме Честнякове. В устном традиционном христианстве легенды могли принимать форму сказок (легендарные сказки) – «Марко Богатый», «Безручка» и т.д. социально-утопические выразили страстную, но несбыточную мечту угнетённого крестьянства о справедливом общественном устройстве. Русская социальная утопия была связана с мировоззрением средневекового человека, т.е. христианина. В фольклоре социально-утопические легенды – сравнительно поздние произведения, датируемые от начала XVII до середины XIX вв. В своей форме, легенды часто сближаются с бытовыми сказками. Некоторые из них приобрели сатирическое истолкование сюжетов Священного Писания. Отказ от отвлечённо-абстрактной фантастики библейских книг говорит о земной, социально-бытовой основе народных легенд. Эти свойства дали В.И.Чичерову основание именовать легенды «сказками-легендами». Эту черту у легенд замечали ранее. А.Н. Афанасьев писал об усвоении ими «атрибутов чисто сказочного эпоса». Нередкий отказ от библейской фантастики говорит о земной, бытовой основе легенд. Легенда всегда выражала идеи, которые и при религиозном характере их сюжетов и стиля несла на своем знамени оппозиционная мысль. Композиция легенды. (А.М. Жердева) Легенда привязана к историческому времени и (или) к определённому географическому месту. Легенда имеет повествовательную форму, элемент «чудесного», установку на достоверность. В легенде чудо строгим образом подобрано, чтобы подчеркнуть важность происходящего события. Исключение – чудеса, которые происходят в легендах о святых. Легенда - жанр свободной формы, он не имеет таких структурных элементов, как устойчивого начала. В.Н. Морохин отмечал, что у легенды «отсутствует устойчивая композиционная структура построения, её текст не содержит традиционных присказок, зачинов и концовок». Легенда иногда использует начальные формулы сказки, главным образом волшебной. Действующие лица, боги и герои, выглядят приземлённо. В легенде различные персонажи, например, старик и Христос могут представать как в равной мере достоверные. Легенда может возникать на любом этапе исторического развития, сохраняя привязанность к определённому хронотопу, но вбирая в себя мифические представления, ставшие неотъемлемой частью культурного сознания. 27. Идеология русского героического эпоса. Эпическое время и пространство. Эпические сюжеты и герои (общая характеристика). Поэтика былины. Циклизация былины. Идеология русского героического эпоса (былины). Эпос создается при родовом строе, но не в пору его развития и расцвета, а в пору его разложения. (начал складываться в эпоху Киевской Руси (своими корнями уход в глубины первобытнообщинного строя)). До нас дошли былины, сложенные в первые века русской государственности. Многие исследователи приходили к мнению об эволюции русского былевого эпоса от простейших форм (мифологических), до сложных (исторических) => 2 периода: доисторический и исторический. Одна из основных особенностей, унаследованных древнейшим эпосом от мифа, но впоследствии также преодолеваемая, это — представление о том, что мир будто бы разделен на два мира: на мир здешний и мир потусторонний. Эпос направлен также против одного из основных идеологических отражений первобытнообщинного строя — против мифологии, как системы мировоззрения. «Всякая мифология, — говорит К Маркс, — преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и. при помощи воображения; она исчезает, следовательно, с действительным господством над этими силами природы». Преодоление сил природы в мифологии совершается, по выражению К. Маркса, «в воображении и при помощи воображения». В эпосе при помощи воображения повергаются старые властители этой природы. Реальная же, не воображаемая борьба с природой находит в эпосе совершенно реалистические формы художественного отражения. Былины - это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточнославянскую эпоху и развившиеся в условиях Древней Руси; имея целью возвеличить народные идеалы, былины отразили историческую действительность в образах, жизненная основа которых соединена с вымыслом; былины обладают торжественно-патетическим тоном: их стихотворная ритмическая организация, стиль соответствуют назначению прославить необыкновенных людей и величественные событии истории. Эпическое время и пространство. Былины так же, как и другие фольклорные жанры, не имеют авторского времени. Их время — время действия и время исполнительское. Время действия былин, как и время действия сказок, отнесено к прошлому. Когда бы ни слагалась былина и какое бы реальное событие она ни отражала,— она переносит свое действие в своеобразное «эпическое время» — в Новгород, ко двору князя Владимира и т. д. Русские былины воспроизводят мир социальных отношений и историческую обстановку именно этого времени и только героев киевского цикла называют богатырями. Время же действия былин строго локализовано в этом прошлом — в условной эпохе русского прошлого, которую можно было бы назвать «эпической эпохой». Эта «эпическая эпоха» — некая идеальная «старина», не имеющая непосредственных переходов к новому времени. Итак, действие былин все происходит в прошлом, но не в неопределенном условном прошлом сказок, а в строго ограниченном идеализированном эпическом времени. Определяя время действия былин как условное, мы все же должны иметь в виду, что оно воспринималось тем не менее как строго историческое, действительно существовавшее, а не фантастическое. Вот почему героев исторического эпоса народ никогда не наделяет вымышленными именами, а действие былин происходит среди реально существовавших городов и сел. Эпические сюжеты и герои (общая характеристика). Основным действующим лицом в былинах, сказках и мифах является человек. При этом эпические герои олицетворяют собой народ. То, с чем им приходится сталкиваться в жизни, это не что иное, как судьба государства и общества. Эпические герои лишены каких бы то ни было эгоистических черт. Кроме того, они внутренне и внешне связаны с общенародным делом. Герои былин умны, наделены силой и мудростью, народным почётом и являются защитниками Русской земли. Сюжеты имеют примерно одну схему повествования – появление неких злых сил, противоборство народной стороны в лице богатырей и победа над тёмными силами (чудовищами, разбойниками, монстрами и т. д.). Во всех сюжетных развязках борьба богатыря с врагами заканчивается победой, что выражается полную уверенность в победе русского народа над внешними врагами. Таким образом, основная задача былин заключается в необходимости защиты Русской земли. В былинах отражались мечты народа о справедливом мире, о могуществе Руси, которые могли бы осуществиться руками самого народа в лице его представителей – богатырей. Главным содержанием героических былин В. Я. Пропп определяет борьбу за самые высокие идеалы народа и победу во имя их осуществления. Былины пропитаны патриотичностью и воспитательным духом. Поэтика былины. Один из главнейших признаков русского эпоса, отличающий его от других произведений героического содержания, состоит в том, что он слагается из песен, которые назначены не для чтения, а для музыкального исполнения. Исторические и бытовые реалии своеобразно соединяются с вымыслом, который порой носит фантастическую окраску, что возникает как результат, с одной стороны, поэтического переосмысления мифологических мотивов и образов (применительно к идейно-художественным задачам былин), а с другой — гиперболизации сюжетных ситуаций (поединок) и образов (богатырь и враг). Эпичность былин проявляется и в так называемой «эпической широте» картин, а вместе с тем в торжественном, величавом тоне повествования, медлительном и спокойном стиле и напеве (речитативе). Былины представляют собой песни среднего объема. К их отличительной особенности относят довольно устойчивую структуру и особенность их поэтики: запевы и зачины, замедлениями действий (ретардациями), общими местами и концовками. Частое использование эпитетов, применение уменьшительно-ласкательных, или, наоборот, пренебрежительно-бранных форм придает былинам многогранное живописное богатство. Худ. Особенности: 1. Б. как и др. жанры не имеют авторского времени. Их время – это время действия и исполнения. Действие их отнесено к прошлому. Это условная эпоха прошлого. Для большей части Б. –это идеализированная эпоха князя Владимира Киевского (этот князь княжит вечно, вечно живут богатыри), для других – эпоха новгородской вольности. В какое бы время Б. не слагалась, она переносит свое действие в эпическое время. Б. воспроизводит мир социальных отношенийи историч. обстановку именно этого эпич. Времени. Время в Б. условно, но воспроизводилось оно как реальное, а не фантастическое(отл. от сказки) 2. Все имена исторические и традиционные 3. Все конфликты развиваются однонаправленно и однолинейно(на это указ время: “3 года Добрыня стольничал…9 лет плотничал…на 10-ый год погулять захотел). Последовательность действия подчеркивается традиционной формой “втопоры”(в то время, в ту пору) Время течет то замедляясь(если есть действие), то ускоряясь(если ничего не происходит). Это происходит из-за принципа относительноси. 4. Победа богатыря мгновенна. 5. Время в эпизодах, где действие быстро - прош; где действие долго – настоящее (не “вывел”, а “выводил”, не “сказал”, а “говорил”) 6. Мотив оборотничества – сокральный мотив. Богатырь Вольга постоянно превращается в зверей, птиц, рыб - это высокая мудрость. 7. Эстетизация силы - сила –это дар природы. Она приобретается при контакте с землей или путем испития жидкости, символизирующее животворны силы. Богатырь- мифологич. воплощенная часть этих сил. Однако даже богатырю трудно носить в себе эти силы. Эстетизация сил приобретает впоследствии нравственно-патриотическую ориентацию. Сила получает моральное оправдание 8. Элементы сказочного сюжета – сущ-ют Б., в которых действие развивается в соответствии с логикой сказки, но в сочетании со специфической трактовкой сюжета. (ех: “Добрыня Никитич и змей”- Б. начинается, как и сказки, с рассказа о материнском запрете. Д. Не слушает матушку. Идет во конюшню, седлает коня. Далее, Д. пренебрег словами матери – топтал змеенышей (неосторожное действие) и роковые последствия нарушения запрета (отл. От сказки - в сказках всегда нарушение запрета невольное, из-за любопытства героя). Сказочный конь - помощник Добрыни. В сказке Баба-яга советует, как вести себя герою, здесь – мать советует. Также сказочные представления о змее. Победил змея колпаком греческим. Циклизация былины. Традиционно принято считать, что русские былины делятся на два цикла: 1) героические, в центре которых герой-воин; 2) социально-бытовые и новеллистические, изображающие бытовую сторону жизни государства (былины о Садко, Василии Буслаевиче, Микуле Селяниновиче). Не случайно былинный эпос возникает именно в период раздробленности Древнерусского государства. Именно в это насыщенное борьбой с печенегами и половцами время возникает у древнерусских людей потребность выразить свою любовь к русской земле, свои надежды и чаянья в художественных, эпических произведениях. Среди былин в отдельную категорию выделяются наиболее древние – былины о «старших» богатырях. Эти героя являются олицетворением природных сил, связанных с мифологией. К ним относятся: Святогор, Волхв Всеславьевич, Михайор Потрыск, Дунай. Существует два цикла былин: Киевский цикл Новгородский В Киевском цикле действие происходит в Киеве, при князе Владимире. И основной темой этих произведений является защита русских земель от кочевников. Главными героями киевских былин являются три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Новгородский цикл былин представляет собой произведения, действия которых происходят в Новгороде или близ него. Основной тематикой является торговля, плавание в другие страны и социально-бытовые темы. 28. Былины. История собирания и изучения. Значительную трудность создает то обстоятельство, что до нас не дошло, а может быть вовсе не имелось, записей былин ранее начала XVII века. Самые старшие Б. записи имеют всего лишь 300-летнюю давность. Принимая же во внимание неизбежную изменчивость всякого фольклорного текста в устной передаче из поколения в поколение, приходится признать, что даже наши древнейшие записи Б. не сохранили Б. в их первоначальном содержании и форме. Более поздние записи былин, сделанные учеными собирателями из уст народа в XVIII—XX вв., вполне естественно включили в себя ряд еще дальнейших «наслоений» и подверглись бо́льшим или меньшим изменениям и привнесениям со стороны длинного ряда поколений отдельных сказителей. Восстановление первоначального вида каждой Б. и ее дальнейшей эволюции может быть (и то относительно) сделано лишь на основании внимательного сравнения и сопоставления всех дошедших до нас вариантов Б. как старых, так и новых записей. Этим объясняется, почему ученые фольклористы так дорожат каждой старой рукописью с былинным текстом и каждой новой записью Б. на один и тот же сюжет. Б. сюжетов насчитывается всего около 40, записей же Б. текстов сейчас накопилось свыше 1 500 номеров. Древнейшей записью русских эпических песен является запись исторических песен, почти современная воспеваемым в них событиям, сделанная для англичанина Ричарда Джемса, жившего в России в 1619—1620. Собственно Б. текстов в рукописях XVII в. дошло до нас пять. Самым древним рукописным текстом является «Сказание о киевских богатырях, как ходили в Царьград и как побили цареградских богатырей и учинили себе честь» (в конце текста это «Сказание» названо «Богатырским словом»). Этот и им подобные рукописные тексты Б. XVII в. надо рассматривать вместе с другими рукописными Б. текстами XVIII и начала XIX вв. Исследование былин пошло по двум направлениям: во-первых, изучались былины как таковые, их содержание, язык, их поэтическая форма и происхождение. Во-вторых, рассматривались источниковедческие вопросы, связанные с характером современного бытования былин; их географическое распределение, различие вариантов, творческая роль отдельных сказителей, эволюция и отмирание жанра. Историографические итоговые обзоры изучения былин писались уже с конца XIX в. Важным этапом в истории изучения былин явились результаты дискуссии об историзме русского народного эпоса. Ее участники - Ю.И. Юдин, И.Я. Фроянов, С.Н. Азбелев, Ф.М. Селиванов, М.Б. Свердлов, Б.А. Рыбаков и др. - пришли к выводу о необходимости исторического изучения былин. Теоретико-методологические принципы исторического исследования русского эпоса были изложены в работах В.П. Аникина, С.Н. Азбелева. 29. Мифологическое начало в былинах о Волхве Всеславовиче и о Вольге и Микуле. (Волхв и Вольга – один и тот же богатырь, персонаж). Обстоятельства появления на свет персонажа, носящего в разных вариантах имена Волх (Всеславьевич) или Вольга (Буславлевич, Святославович), соотносимые исследователями со словами "волхв", "волхвовать" и именем Волоса. Вот как начинается былина о нем в самой ранней записи, которая была впервые опубликована еще в 1818 г.: По саду, по саду по зеленому ходила, гуляла Молода княжна Марфа Всеславьевна, Она с камню скочила на лютого на змея. Обвивается лютый змей около чебота зелен сафьян, Около чулочка шелкова, хоботом бьет по белу стегну А в та поры княгиня понос понесла (т.е. забеременела), А понос понесла и дитя родила, А и на небе просветя светел месяц. А в Киеве родился могуч богатырь, Как бы молод Волх Всеславьевич Перед нами лишь слегка модернизированный (княжна, чулочек шелков и т.п.) вариант мотива соития женщины со змеем (нечистым духом), от чего, по преданиям, рождались колдуны и оборотни. С точки зрения реконструкции "основного мифа" здесь можно увидеть отражение сюжета измены супруги Громовержца со змеем. В имени героини сохранился древний звуковой комплексMAP-, уже знакомый нам по фольклору. Каковы же характерные черты рожденного от этой связи младенца? 1. Ранние способности - к речи (в возрасте полутора часов), военному делу, грамоте и "премудростям" ("Волх он догадлив был"). 2. Овладение тремя "премудростями": а) "обвертываться" ясным соколом; б) серым волком; в) гнедым туром - золотые рога, а затем горностаем и "мурашиком". В былине о Вольге он оборачивается "левом зверем", Науй-птицей и "рыбой щученькой", а затем - "малою птицей, пташицей", серым волком и "малым горностаюшком"; в другом варианте "похотелося Вольге много мудрости: Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, Птицей-соколом летать под оболока, Серым волком рыскать да по чистыим полям". Любопытно сравнить этот отрывок с известным местом из "Слова о полку Игореве" - "Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, растокашется мыслию (вероятно, "мысью", т.е. "белкой") по древу, серым волком по земли, сизым орлом под облакы". 3. Удачливость в охоте и в войне, причем не столько благодаря силе, сколько хитрости и волшебным способностям. Итак, перед нами не типичный былинный богатырь. Последние отличаются небывалой силой, но не грамотностью (во всяком случае, об этом признаке, как несущественном, обычно не упоминается). Волху/Вольге свойственны: тайное знание, авантюрность решений, быстрое передвижение, причем в разных мирах (птицей - в верхнем, копытным туром или волком - в среднем, рыбой - в подводном, нижнем), и - в силу легкого пересечения границ - посредничество между этими мирами (горностай - животное, двигающееся по стволу Мирового Дерева, соответственно - посредник). Эти качества приписывались колдунам и чародеям, каковым и является герой. |