|
Баль, Дроздова Логопедическая работа. 1. Организационные аспекты логопедической работы в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи
52
(натуральные звучащие предметы, технические средства — магнитофоны, диктофоны и др. — для воспроизведения различных неречевых звучаний) должны быть разнообразны и направлены на повышение познавательных интересов детей.
Последовательность ознакомления с акустическими невербальными стимулами: от знакомых к малоизвестным; от громких низкочастотных звучаний (например, барабан) к тихим высокочастотным (шарманка).
Постепенность нарастания сложности предъявляемых на слух неречевых звучаний: от контрастных акустических сигналов к близким.
Е. Л. Черкасова [8, с. 134—135] систематизировала звучания по степени контрастности, которые могут быть использованы при планировании коррекционной работы по формированию слухового восприятия. Выделены три группы лвуков и звучаний, которые являются резко контрастными по отношению друг к другу: «шумы», «голоса», «музыкальные стимулы». Внутри каждой группы в подгруппы объединены менее контрастные звуки.
1. Шумы:
Звучащие игрушки: игрушки, издающие писк; «плачущие» куклы; погремушки.
Бытовые шумы: бытовая техника (пылесос, телефон, стиральная машина, холодильник); звуки часов (тиканье, :шон будильника, бой настенных часов); «деревянные» звуки (стук деревянных ложек, стук в дверь, рубят дерево); «стеклянные» звуки (стеклянный звон, хрустальный звон, звук бьющегося стекла); «металлические» звуки (стук молотка по металлу, звон монет, забивание гвоздя); «шуршащие» звуки (шуршание смятой бумаги, разрывание газеты, вытирание бумагой стола, подметание пола щёткой); «сыпучие» звуки (пересыпание камешков, песка, различных круп).
Эмоциональные и физиологические проявления человека: смех, плач, чихание, кашель, вздохи, топот, шаги.
Городские шумы: шумы транспорта, «шумная улица днём», «спокойная улица вечером».
Шумы, связанные с явлениями природы: звуки воды (дождь, ливень, капель, журчание ручья, плеск морских
53
волн, шторм); звуки ветра (завывание ветра, ветер шелестит j листвой); осенние звуки (сильный ветер, тихий дождь, дождь I стучит в стекло); зимние звуки (зимняя буря, вьюга); весен- I ние звуки (капель, гром, ливень, раскаты грома).
2. Голоса:
Голоса животных домашних (кошка, котята, собака, | щенок, лошадь, корова, свинья, овца, коза; животные на ферме) и диких (лягушка, волк, медведь, лев, слон).
Голоса птиц домашних (петух, куры, цыплята, утки, утята, гуси, индюк, голуби; птичий двор) и диких (воробьи, сова, дятел, вороны, чайки, соловьи, журавли, цапли, жаворонок, ласточка, павлин; птицы в саду; раннее утро в лесу).
Голоса насекомых (пчела, комар; улей).
3. Музыкальные стимулы:
Отдельные звучания музыкальных инструментов (ба- | рабан, бубен, свисток, дудка, шарманка, гармошка, колокольчик, пианино, металлофон, гитара, скрипка).
Музыка: музыкальные фрагменты (соло, оркестр), музыкальные мелодии различного темпа, ритма, тембра.
Работа по развитию слухового восприятия заключается в последовательном формировании следующих умений:
определять звучащий предмет (например, с использованием игры «Покажи, что звучит»);
соотносить характер звучания с дифференцированными движениями (например, на звук барабана — поднять руки вверх, на звук дудочки — развести их в стороны);
запоминать и воспроизводить ряд звучаний (например, дети с закрытыми глазами прослушивают несколько звучаний (от 2 до 5) — звон колокольчика, мяуканье кошки и т. д.; затем они указывают на звучащие предметы или их изображения);
узнавать и различать неречевые звучания по громкости (например, дети-«зайчики» при громких звуках (барабана) разбегаются, а при тихих звуках спокойно играют);
• узнавать и различать неречевые звучания по длитель ности (например, дети показывают одну из двух карточек с изображённой короткой или длинной полоской), соответ ствующей длительности звука (учитель-логопед бубном издаёт длинные и короткие звучания);
54
узнавать и различать неречевые звучания по высоте (например, учитель-логопед воспроизводит на металлофоне, гармонике, пианино) высокие и низкие звуки, а дети, услышав высокие звуки, поднимаются на носочки, а на низкие звуки приседают);
определять количество (1—2, 2—3) звучаний и звучащих предметов (с помощью палочек, фишек и т. д.);
различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребёнка (например, с использованием игры «Покажи, где звук).
При выполнении заданий на узнавание и различение звуков используется невербальное и вербальное реагирование детей на звучание, причём характер заданий, предлагаемый детям более старшего возраста, значительно усложняется [8, с. 137—139]:
| Тип упражнений на развитие
| Виды заданий, основанных на:
|
|
| слухового
восприятия
неречевых звуков
| невербальной реакции
| вербальной реакции
|
|
| 1
| 2
| 3
|
|
| Соотнесение раз-
| Выполнение условных движений
| Называние
|
|
| личных по ха-
| (поворот головы, хлопки, подпры-
| предмета (с
|
|
| рактеру акусти-
| гивание, выкладывание фишки и
| 3—4 лет)
|
|
| ческих сигналов
| т. п.) на звучание конкретного
|
|
|
| с конкретными
| предмета (с 3—4 лет).
|
|
|
| предметами
| Показывание звучащего предмета
|
|
|
|
| (с 3—4 лет).
|
|
|
|
| Выполнение дифференцирован-
|
|
|
|
| ных движений на звучания различных предметов (с 4—5 лет).
|
|
|
| ■
| Выбор звучащего предмета из мно-
|
|
|
|
| жества предметов (с 4—5 лет). Раскладывание предметов по порядку следования звучания (с 5—6 лет)
|
|
| Соотнесение раз-
| Указание на изображение звуча-
| Называние
|
|
| личных по ха-
| щего предмета (с 3—4 лет).
| изображе-
|
|
| рактеру акусти-
| Указание на изображение услы-
| ния звучаще-
|
|
| ческих сигналов
| шанного природного явления (с
| го предмета
|
|
| с изображениями
| 4—5 лет).
| (с 3—4 лет).
|
|
|
|
| 55
|
|
|
|
|
| Окончание таблицы
| 1
| 2
| 3
| предметов и при-
| Выбор из нескольких картинок
| Называние
| родных явлений
| изображения, соответствующего
| изображе-
| на картинках
| звучащему предмету или явле-
| ния звуча-
|
| нию (с 4—5 лет).
| щего предме-
|
| Подбор картинок к звучаниям (с
| та или при-
|
| 4—5 лет),
| родного яв-
|
| Раскладывание картинок по по-
| ления (с
|
| рядку звучаний (с 5—6 лет). Подбор контурного изображения
| 4—5 лет)
|
| к звучанию (с 5—6 лет).
|
|
| Складывание разрезанной кар-
|
|
| тинки, отражающей звучание (с 5—6 лет)
|
| Соотнесение
| Воспроизведение звучаний по
| Имитация
| звучаний с дей-
| демонстрации действий (с 3—4
| звучания —
| ствиями и сюжетными кар-
| лет).
Самостоятельное воспроизведе-
| звукоподражание (с
| тинками
| ние звучания по заданию (с 4—5
| 3—4 лет).
|
| лет).
| Называние
|
| Выбор картинки с изображением
| действий (с
|
| ситуации, передающей определённое звучание (с 4—5 лет).
| 4—5 лет). Составление
|
| Подбор картинок к определённым
| простых не-
|
| звучаниям (с 4—5 лет).
| распрост-
|
| Складывание разрезанной сюжет-
| ранённых
|
| ной картинки, отражающей звучание (с 6 лет).
| предложений (с 4—5
|
| Рисование услышанного (с 6 лет)
| лет).
Составление простых распростра-н ё н н ы х предложений (с 5—6 лет)
| 56
|
|
| Важным разделом работы по развитию слухового восприятия является формирование чувства ритма и темпа. Как подчёркивает Е. Л. Черкасова, темпо-ритмические упражнения способствуют развитию слухового внимания и памяти, слухо-двигательных координации, являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи.
Задания, проводимые без музыкального сопровождения и под музыку, направлены на формирование умений:
различать (воспринимать и воспроизводить) простые и усложнённые ритмы с помощью хлопков, отстукивания, звучания музыкальных игрушек и других предметов;
определять музыкальные темпы (замедленный, умеренный, быстрый) и отражать их в движениях.
Учитель-логопед использует показ и словесное объяснение (восприятие слухо-зрительное и только слуховое).
С детьми среднего дошкольного возраста (с 4—4, 5 лет) проводятся упражнения по восприятию и воспроизведению по образцу и по словесной инструкции простых ритмов (до 5 ритмических сигналов), например: //, ///, ////. Также формируется умение воспринимать и воспроизводить ритмические структуры типа // //, / //, // /, /// /. С этой целью используются игры типа «А ну-ка, повтори!», «Телефон» и др.
С детьми старшего дошкольного возраста проводится работа по развитию умений воспринимать и воспроизводить простые ритмы (до 6 ритмических сигналов) преимущественно по словесной инструкции, а также различать неакцентированные и акцентированные ритмические рисунки и воспроизводить их по образцу и по словесной инструкции, например: /// ///,
// lilt I t - I, II >■■//,-/-/(/ — громкий удар,
тихий звук).
Помимо различения ритмов дети обучаются определять музыкальный темп. С этой целью под медленную или ритмичную музыку выполняются игровые движения (в заданном темпе), например: «красим кисточкой», «солим салат», «ключом открываем дверь». Полезным является выполнение движений головой, плечами, руками под музыкальное сопровождение. Так, под плавную музыку могут выполняться медленные движения головой (вправо — прямо, вправо —
вниз, вперёд — прямо и т. п.), плечами — двумя и поочерё но левым и правым (вверх — вниз, назад — прямо и т. п. руками — двумя и поочерёдно левой и правой (поднимать и опускать). Под ритмичную музыку выполняются движения кистями рук (вращение, поднимание вверх — опускание вниз, сжимание в кулак — разжимание, «игра на пианино» и др.), хлопки ладонями в ладоши, по коленям и плечам, отстукивание ритма ногами. Выполнение комплекса движен под музыку (плавную — ритмичную — затем вновь медле ную) направлено на синхронизацию общих тонких движени и музыкального темпа и ритма.
Работа по формированию речевого слуха предполагает развитие фонетического, интонационного и фонематического слуха [8, с. 20—21]. Фонетический слух обеспечивает восприятие всех акустических признаков звука, не имеющих сигнального значения, а фонематический — смыслоразличительных (понимание различной речевой информации). Фонематический слух включает фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.
Развитие фонетического слуха проводится одновременно с формированием звукопроизношения и предполагает формирование умений различать звукокомплексы, слоги по таким акустическим характеристикам, как громкость, высота, длительность.
Для развития восприятия и умения определять различную громкость речевых стимулов могут использоваться такие
упражнения:
хлопнуть в ладоши, услышав тихие гласные звуки, и «спрятаться», услышав громкие звуки;
повторить звукокомплексы различным по силе голосом
(игра «Эхо» и др.).
Для формирования умения различать высоту звуков речи
используются:
движения руки, соответствующие понижению или повышению голоса учителя-логопеда;
опоры;
• раскладывание предметов и картинок в соответствии с
повышением высоты голоса; 58
голосовые упражнения (пропевание гласных звуков низким и высоким голосом) по показу и по инструкции;
«озвучивание» предметов и т. д.
Примерами упражнений для формирования умения определять длительность речевых сигналов являются:
показ длительности и краткости услышанных звуков, звукокомплексов движениями руки;
показ одной из двух карточек (с изображённой короткой или длинной полоской), соответствующей длительности звуков и их сочетаний.
Развитие интонационного слуха заключается в различении и воспроизведении [8]: речевого темпа:
выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слов учителем-логопедом;
воспроизведение ребёнком слогов и коротких слов в различном темпе, скоординированных с темпом собственных движений или демонстрацией движений с помощью движений;
воспроизведение в различном темпе доступного для правильного произнесения речевого материала;
тембра речевых звучаний:
определение тембра мужского, женского и детского голосов;
узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (ой, ну, ах и др.) и демонстрация её с помощью жестов;
самостоятельное эмоциональное озвучивание различных состояний и настроений человека по иллюстрациям, словесной инструкции;
слогового ритма:
отстукивание простых слогоритмов без акцентуации на ударном слоге и с акцентированием;
отстукивание слогового ритма с одновременным прого-вариванием;
отстукивание ритмического контура слова с последующим воспроизведением его слоговой структуры (например, «машина» — «та-та-та» и т. п.).
|
|
|