римка. 1. Понятие римского частного права. Отличия частного права от публичного права
Скачать 198.7 Kb.
|
Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном. Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домовладыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве. На смену патриархальной семье приходит семья, представляющая собой круг лиц, обладающих взаимными правами и обязанностями. Тенденцией развития права является постепенное расширение объема правоспособности подвластных лиц, а также женщин. Виды родства: Когнатское Агнатское В римском праве различались два вида родства – агнатское и когнатское. По цивильному праву юридическое значение имело только агнатское родство. Агнаты – это лица, состоящие под властью одного домовладыки, а также лица, которые состояли бы под общей властью, если бы их родоначальник был жив. Агнатическое родство складывалось только по мужской линии, поскольку женщины не имели детей в своей власти. Отсюда дочь, выходившая замуж, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т.п. Когнатское родство – это кровное родство, юридическое значение оно приобрело значительно позднее, с развитием преторского права. Существуют линии и степени кровного родства. Выделяют прямую и боковую линии родства, в свою очередь прямая линия делится на восходящую и нисходящую. К восходящим родственникам по прямой линии относятся предки лица (родители, бабушка и дедушка и т. д.), к нисходящим – его потомки (дети, внуки и т. д.). Степень родства определяется количеством рождений, отделяющих родственников по прямой линии друг от друга, либо количеством рождений, отделяющих боковых родственников от общего предка. Степень родства отражается в таких названиях, как двоюродные, троюродные братья и сестры. В римском праве юридическое значение имело когнатическое родство до шестой степени. Оно играло важную роль в наследственном и брачно-семейном праве. Так, браки между родственниками по прямой линии были запрещены совсем, а по боковой – между близкими родственниками; например, дядя не мог жениться на племяннице (исключение было сделано для императора Клавдия, который женился на своей племяннице Агриппине). Вступлению в брак препятствовало не только родство, но и свойство. Свойство – это отношения между одним из супругов, с одной стороны, и родственниками другого супруга, с другой стороны. Так, после смерти сына его отец не мог жениться на своей невестке, поскольку, по мнению римлян, она занимала по отношению к нему положение дочери. 23. Понятие и формы брака. Способы его заключения. Конкубинат Близким к понятию семьи является понятие брак. Модестин писал: «Брак есть союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права» (D.23.2.1). Но такое определение не является юридическим. Под браком следует понимать союз мужчины и женщины, порождающий взаимные права и обязанности. До Юстиниана – законный брак между лицами с ис конубии и брак между лицами без юс конубии. От брака отличается конкубинат – дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла правового статуса мужа + дети не подлежали отцовской власти. Наряду с браком существовало дозволенное законом сожительство – конкубинат. Видимо, необходимость в допущении подобных союзов была связана с тем, что для заключения законного римского брака требовалось ius connubii, следовательно, не все свободные лица могли между собой заключить брак (как отмечено выше, не допускались браки между лицом сенаторского сословия и вольноотпущенницей). Так, Марциан пишет: «Находиться в конкубинате может и вольноотпущенница другого лица, и свободнорожденная, и главным образом такая (женщина), место рождения которой неясно или которая продавала свое тело. Если же кто-либо предпочтет иметь конкубиной женщину честной жизни и свободнорожденную, то это не разрешается без заявления перед свидетелями» (D.25.7.3). С формальной стороны брак ничем не отличался от конкубината, в связи с этим в Дигестах отмечено: «Является ли женщина конкубиной, – этот вопрос разрешается лишь на основании направления воли» (D.25.7.4). В отличие от брака, конкубинат порождал более ограниченные правовые последствия. Ни конкубина, ни ее дети не пользовались правами законной жены. Дети юридически не имели отца, хотя по своему желанию он мог их узаконить. После смерти мужчины конкубина и ее дети были вправе претендовать на долю в наследстве. С древнейших времен в Риме существовали две формы брака – с мужней властью (cum manu) и без мужней власти (sine manu). При первой форме брака жена не обладала имущественной самостоятельностью, но наряду со своими детьми имела право наследования после смерти мужа и его родственников. Вступая в брак с мужней властью, женщина переходила в агнатическую семью мужа. Эта форма брака редко встречалась уже в классический период. Вторая форма брака также появилась в архаический период. В браке без мужней власти юридически жена оставалась в своей прежней семье и могла обладать имущественной самостоятельностью. Внешне похож на конкубинат, н отличается намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Правильный брак – союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; ϶ᴛᴏт брак заключался в специальных, признанных законами формах, ϶ᴛᴏт брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов. Неправильный брак или вообще брачный союз – союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.); ϶ᴛᴏт брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с предписаниями цивильного права. Виды законного римского брака: • cum manu – брак с властью мужа, в силу кᴏᴛᴏᴩой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. В случае если до брака она была in potestate ϲʙᴏего отца, то, вступив в ϶ᴛᴏт вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа; • sine manu – брак без власти мужа, при кᴏᴛᴏᴩом жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из ϲʙᴏего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Законы XII Таблиц). Способы заключения брака cum manu: • религиозный свадебный обряд; • путем покупки жены; • признание брака по истечении давности пребывания жены в доме супруга в течение 1 года без каких-либо претензий со стороны ее родственников. Способы заключения брака sine manu: • увод жены в дом мужа, кᴏᴛᴏᴩый рождал все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера; • usus – совершение неформального брака путем простого соглашения, за кᴏᴛᴏᴩым должно было крайне важно следовать deductio feminae in domum nuptias. Условия вступления в брак: Свободное согласие жениха и невесты, если они под властью домовладыки - согласие домовладыки (если отказывал без должного основания, его можно принудить через магистрат) Брачное совершеннолетие: м – 14 + д. – 12. Отсутствие непрекращенных браков Наличие у вступающих в брак jus conubii (право на вступление в брак) Брак считался недействительным: Между родственниками по прямой линии Между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один состоит общему предку в первой степени родства. Так же в отношении свойственников. жених и невеста еще не достигли брачного возраста Права заключать законный римский брак (ius connubii) были лишены иностранцы и некоторые латины, существовали также и определенные ограничения на браки и между римлянами. «Папиевым законом предусмотрено, что всем свободнорожденным, кроме сенаторов и их детей, разрешается брать в жены вольноотпущенниц» (D.23.2.23). Как правило, браки заключались неформально. Торжественный обряд – конфарреация – редко совершался уже в классический период. Достаточно выражения согласия жениха и невесты и отведения ее в дом жениха. Брачный союз прекращался: Смертью одного из супругов Утратой свободы одним из супругов Разводом. Развод в классическую эпоху – как по обоюдному согласию, так и по одностороннему заявлению. Абсолютная монархия – существенные ограничения. Развод по обоюдному запрещен Ютинианом. Односторонние разрешены только в сл.,если упруг нарушил верность, покушался на жизнь другого супруга, допустил к-л др.виновное д-е + по уважительной причине (неспособность к половой жизни, желание в монастырь). Односторонний без уважительной – штраф. 24. Условия заключения брака Условия вступления в брак: Свободное согласие жениха и невесты, если они под властью домовладыки - согласие домовладыки (если отказывал без должного основания, его можно принудить через магистрат) Брачное совершеннолетие: м – 14 + д. – 12. Отсутствие непрекращенных браков Наличие у вступающих в брак jus conubii Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам. Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин. Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только paterfamilias. Жених выражал свою волю, если он был persona sui iuris (лицо своего права); невеста sui iuris нуждалась в согласии опекуна, auctoritas tutoris. Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак лица alieni iuris (лица чужого права) нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие paterfamilias невесты и согласие как paterfamilias жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью paterfamilias. Так согласие на брак внука дает не только его paterfamilias, — дед, но и отец, подчиненный patria potestas того же деда, ибо после смерти деда внук окажется in patria potestate своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте ее paterfamilias. Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был paterfamilias, носителем отцовской власти. Но по мере того, как личность детей начинает эманципироваться от когда- то неограниченной власти paterfamilias, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии paterfamilias на вступление в брак. Так закон Iulia (4 г. н. з.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ paterfamilias в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без согласия paterfamilias, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Был, наконец, и один случай, в котором согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина sui iuris, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак не иначе, как получив auctoritas tutoris, после отпадения опеки над женщинами, была обязана испрашивать разрешение на брак у отца, а за отсутствием отца -- у матери или у других близких родственников. . Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачующихся tiis conubii (о нем — выше, л. 102). Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этою условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других, существовавших между ними отношений. Так, прежде всего до lex Canuleia (445 г. до н. э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного закона Августа, lex Iulia (18 г. до н. э.), не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после закона Iulia — с лицами сенаторского сословия. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики — между consobrini, т. е. между лицами, матери которых были сестрами, а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т. д. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия. В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах — и в боковых линиях между зятем и золовкой. Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних. Lex lulia de adulteriis запретила браки между супругом, виновным в прелюбодеянии, и его сообщником. 25. Личные и имущественные права супругов Личные: Брак сum manu mariti: жена поступала к мужу а одинаковых основаниях с его детьми. Брак sine manu: жена под властью своего отца или, если самостоятельна, то сохраняет самостоятельность. В браке cum manu жена обладала и сословным, и гражданским положением, так же как и муж. Жена приравнивалась к дочери, а муж приобретал над ней абсолютную власть как глава семейства. Судьба жены полностью зависела от воли мужа: он мог продать ее в рабство, наложить наказание вплоть до лишения жизни. Однако в соответствии с обычаями муж не должен был налагать на жену наказание, предварительно не выслушав совета родственников. Жена должна была жить вместе с мужем. Мужу предоставлялось право заставить жену жить вместе с ним, прибегнув для этого либо к насилию, либо к помощи властей. Муж также мог истребовать жену путем предъявления виндикационного иска. Муж мог предъявить требования к возврату жены даже к ее родственникам, поскольку, выйдя замуж, женщина разрывает когнатскую связь со своими кровными родственниками и вступает в агнатское родство с семьей мужа. Всё имущество жены принадлежало мужу на праве собственности. Причем в случае разрыва брачных отношений имущество жены не возвращалось. Однако после смерти мужа жена признавалась его наследницей и получала определенную долю наследства. Заключая брак sine manu, женщина не изменяла своего юридического положения. Она либо оставалась под властью своего отца, либо становилась независимым лицом своего права (если до замужества она находилось в этом положении). После заключения брака когнатическое родство жены со своими родственниками не прекращалось, так же как и не возникало агнатическое родство с мужем и его семьей. Никакой властью в отношении жены муж не обладал, супруги являлись юридически равными субъектами. Муж не обладал правом принудительно вернуть жену, которая покинула его дом. Но, несмотря ни на что, муж обладал решающим словом в решении вопросов семейной жизни. Имущество, приобретенное женой до брака, оставалось в ее собственности. Всё приобретенное женой во время брака, также оставалось в ее собственности. Независимо от формы брака на жену возлагались обязанности по ведению домашних работ и поддержанию дома в состоянии, отвечающем положению семьи. Жена и муж были обязаны поддерживать нормальные отношения в семье как личного, так и сексуального характера. Наличие между ними половой связи было обязательно. Отказ в выполнении супружеского долга и измена жены считались основаниями для прекращения брака. Муж являлся представителем жены в частно-правовых отношениях, что, в частности, позволяло ему защищать ее интересы в суде без специальных полномочий. Супруги были обязаны уважать друг друга, при этом уважение понималось в широком смысле. Муж и жена не только должны были хранить супружескую верность, но и уважительно относиться к родственникам другого супруга. Супружеская измена со времен Августа по закону Юлия о прелюбодеяниях (lex Julia de adulteriis) стала рассматриваться как уголовно наказуемое деяние. Оба обязаны были относиться друг к другу с уважением, поэтому если один из супругов имел основание предъявить другому иск, связанный для ответчика с бесчестьем, этот иск заменялся другим. Нарушение верности – основание для развода – решение в его пользу вопроса о возврате приданого. Последствия нарушения для жены тяжелее, чем для мужа. Имущественные: Регламентации имущественных отношений супругов в источниках уделено значительное место. Такие отношения можно разделить на три группы: отношения по поводу приданого, дарения между супругами и предбрачный дар. Следует учесть, что в римском праве ни одна форма брака не порождала общности имущества супругов. Разница в том, что при браке с мужней властью женщина не могла обладать собственным имуществом, даже в случае прекращения брака имущество, принесенной женой, оставалось во власти мужа. Жена получала лишь известную долю в порядке наследования в случае смерти мужа. А в браке без мужней власти она могла иметь вещи на праве собственности. Во избежание смешения вещей жены с вещами мужа, составляли список того, что принадлежит супруге. В случае спора применяли презумпцию (presumptio Muciana): вещь считалась принадлежащей мужу, пока не доказано иное. Согласно древнеримским обычаям, при заключении брака было принято предоставлять за невестой приданое (dos). Тем самым, по мнению римлян, возвышается положение жены в доме мужа. Приданое – вещи или иные части имущества, представляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни. Следовательно, цель его предоставления – не обогащение мужа, а помощь в содержании семьи. Установить приданое может любое лицо: отец, родственник невесты, сама женщина, если она является лицом своего права. Это может быть сделано в любой момент: как до, так и после заключения брака. Во время брака приданое находилось в собственности мужа. В древнейший период в случае развода оно не подлежало возврату независимо от причин расторжения брака. Это приводило к злоупотреблениям: браки стали заключаться с единственной целью – обогатиться за счет приданого. Постепенно такое положение было устранено. В случае развода предоставлялся иск строгого права (actio ex stipulatu). По этому иску приданое подлежало возврату в любом случае, муж мог вычесть только необходимые издержки; при этом размер присуждения не ограничивался размерами имущества супруга, т. е. муж не пользовался benefitium competentiae. Позднее появляется особый преторский иск (actio rei uxoriae) о возврате dos при разводе. Это иск доброй совести. Муж по нему не всегда присуждается к возвращению приданого. В частности, приданое не возвращается, если жена умерла. В случае возвращения приданого он вправе оставить за собой одну пятую часть на каждого ребенка; кроме того, он имеет право сделать некоторые вычеты (например, в размере полезных улучшений), при этом он пользуется benefitium competentiae(Право должника оставить себе из имущества на необходимые нужды, все же остальное имущество предоставить на уплату долгов) По желанию сторон могла быть сделана оценка приданого (dos aestimata). В этом случае риск случайной гибели вещей, входящих в приданое, переходил на мужа; следовательно, при расторжении брака он возвращал оговоренную денежную сумму, независимо от того, сохранились ли вещи или нет. По общему же правилу риск случайной гибели вещей лежал на лице, которому принадлежит требование о возвращении приданого. В ряде случаев жена имела право истребовать приданое в период брака, например, при расточительности мужа, для выкупа близких родственников из плена. В постклассический период права мужа на приданое ограничиваются лишь управлением, а в случае развода по вине жены оно поступает в собственность детей. В силу древнего обычая дарения между супругами были запрещены. «Принято же это для того, чтобы в силу взаимной любви (супруги) не отнимали путем дарений (имущества) друг у друга, не соблюдая меры и (действуя) с легкомысленной расточительностью в отношении себя» (D.24.1.1). Как видно из этого фрагмента, дарения были запрещены по этическим соображениям. Исключение было сделано для дарений, в результате которых одаренный не обогащался. Так, разрешалось подарить участок земли для захоронения, поскольку после погребения участок становится религиозной вещью, а такие вещи были изъяты из оборота. Причем такое дарение вступало в силу только после захоронения на этом участке. Помимо этого, супруги могли делать друг другу подарки к праздникам, соответствующие их сословному положению. Допускались так называемые дарения на случай смерти (donatio mortis causa), они приобретали юридическую силу в момент смерти дарителя. До этого момента даритель был вправе в любое время истребовать свои вещи с помощью виндикационного иска, либо возместить их стоимость путем предъявления кондикционного иска. Как было отмечено, муж был обязан содержать жену и детей, поэтому он должен был выдавать жене деньги на текущие расходы. В постклассическом праве возник еще один институт – предбрачный дар (donatio propter nuptias). Если приданое передавалось в пользу мужа, то предбрачный дар предназначался жене. Само название говорит о том, что он совершался до заключения брака. Имущество, переданное на таком основании, во время брака являлось собственностью супруга, а при его расторжении подлежало передаче жене, при условии, что имеются общие дети. По размеру предбрачный дар, как правило, был равен стоимости приданого. Ограничения, установленные на распоряжение дотальной недвижимостью, распространялись и на предбрачный дар. |