римка. 1. Понятие римского частного права. Отличия частного права от публичного права
Скачать 198.7 Kb.
|
36. Завладение (оккупация) и давность владения как способы приобретения права собственности Одним из наиболее распространенных первоначальных способов является захват (occupatio) вещей. Не все вещи могут приобретаться в собственность этим способом, а только три категории. Во-первых, через оккупацию приобретаются вещи врагов. «По общенародному праву нам принадлежит также и то, что мы захватываем у неприятелей». (Инст. Гая. II.69). Во-вторых, оккупация применяется в отношении вещей, не имевших собственника (res nullius), прежде всего это относится к диким животным, рыбе, лесным плодам. В-третьих, можно оккупировать брошенные вещи (res derelicta). Брошенную вещь следует отличать от потерянной, поскольку потерянные вещи путем захвата не приобретаются. Лицо, нашедшее потерянную вещь, может приобрести ее по давности владения. Под оккупацией (occupatio) разумелось присвоение и завладение вещами с намерением удержать их за собой. Она обосновывала право собственности захватчика и распространялась на все бесхозяйные вещи согласно принципу, выраженному в законах XII таблиц — res nullius cedit primo occu- panti — бесхозяйная вещь следует за первым захватившим. Вещи, принадлежавшие всем — res omnium communes — были главными объектами для такого захвата — путем охоты, рыболовства и птицеводства. Сюда относились появившиеся в море острова, а также камни, раковины и т. п., находимые на морском берегу или его дне, дикие звери в их естественном состоянии свободы, независимо от того, как последовало овладение ими. Римское право не признавало за собственником земельного участка исключительного права охоты на этом участке, которое мешало бы таким захватам. Наконец, сюда относились вещи, брошенные прежним собственником — res derelictae (D. 41. 1. 1. 5). Вражеское имущество считалось бесхозяйным и могло быть предметом оккупации, но не все. Утверждение Гая, что римлянин особенно считал своим то, что взято им у врагов, является лишь воспоминанием о древнейших временах; в исторические времена военная добыча принадлежала государству (D. 48. 13. 15). Солдаты получали в собственность лишь часть добычи, предоставлявшуюся им полководцами. К оккупации приравнивался захват морского берега или дна путем застройки и установления ограждений. В Древнем Риме широко применялся такой цивильный первоначальный способ приобретения права собственности, как приобретательная давность. Согласно Законам ХII таблиц, в отношении недвижимых вещей срок был равен 2 годам, в отношении движимых – 1 году. Но истечения указанного периода времени недостаточно для того, чтобы владелец стал собственником вещи, для этого требуется совокупность ряда условий. Прежде всего, срок давности не течет при простом держании. Поэтому, например, сколько бы хранитель ни владел чужой вещью, он не станет ее собственником. Срок давности может течь только в пользу владельцев, причем исключительно в пользу добросовестных владельцев. Не всякая вещь может приобретаться по давности. Очевидно, что давности не подлежат вещи, изъятые из оборота. В силу закона не могут приобретаться по давности: 1) манципируемые вещи (res mancipi), отчужденные женщиной без согласия опекуна, 2) ворованные (на основании Законов ХII таблиц) и насильственно захваченные вещи (по закону Юлия и Плавтия), 3) недвижимые имущества в провинциях. Среди юристов существовал спор о том, возможно ли воровство недвижимости. В итоге мнение о возможности воровства недвижимости было отвергнуто. Поэтому срок давности тек в пользу владельца чужого земельного участка, пустующего из-за нерадения хозяина или по причине его длительного отсутствия. Владение лица должно быть открытым и непрерывным. Давностный срок не прерывался, если вещь переходила от одного лица к новому владельцу в порядке правопреемства, например, при наследовании. По давности приобретаются потерянные, бесхозяйные вещи, а также манципируемые вещи, приобретенные неформальным способом. Давность, кроме владения, требовала наличия законного основания и добросовестности в течение всего срока давности. Давностный срок должен был течь непрерывно. Это требование было облегчено допущением так называемого преемства во владении — successio possessions, которое позволяло наследнику воспользоваться владением наследодателя. Coeptam usucapionem a defuncto posse et ante aditam hereditatem impleri constitutum est (D. 41. 3. 40). - Установлено, что давность, начатую умершим, можно закончить и раньше принятия наследства. Точно так же, в прижизненных сделках допускался зачет и причисление времени владения предшественника в пользу добросовестного преемника. Это называлось приращением во владении — accessio possessions. Longi temporis praescriptio. Приобретательная давность применялась только к италийским землям и между римскими гражданами. Однако в провинциях, в отношении провинциальных земель, римские правители, а затем и императорское законодательство, в борьбе с упадком земледелия и забрасыванием земель, ввели институт исковой погасительной давности. Он был основан на эллинистическом принципе, что нельзя сохранить за собою право, которое долго оставалось в пренебрежении. Новому институту дали процессуальное название praescriptio longi temporis. Прескрипцией называлась приписка в начале формулы иска. В данном случае в формуле иска об истребовании вещи делалась приписка, в которой судье предлагалось претором освободить ответчика, провладевшего недвижимостью десять лет, если прежний собственник жил в одной с ним провинции, и двадцать лет, если они жили в разных провинциях, без различия движимых и недвижимых вещей. Требовалось только основание, оправдывающее вступление во владение. Юриспруденция распространила на эту давность требование доброй совести и законного титула владения. Будучи сначала средством защиты против исков нерачительного собственника, десять или двадцать лет не владевшего своей вещью, такое владение затем приобрело значение особого основания для иска (а не только возражения) со стороны давностного владельца, который мог вытребовать себе вещь, даже если она потом попадала во владение прежнего нерадивого хозяина. Таким образом давностный владелец приобретал право собственности (провинциальной). Преторский эдикт распространил этот способ приобретения права собственности и на все вообще вещи, находившиеся в давностном владении перегринов. Впоследствии этот институт стал применяться к италийским землям параллельно с приобретательной давностью (usucapio). Приобретательная давность в праве Юстиниана. В праве Юстиниана был подведен итог развития этих двух институтов, причем были объединены соответствующие постановления. Необходимый срок владении для приобретения по давности был yci.iiи>в пен для движимых вещей в три года, для недвижимых — в десять jiei, гг п прежний собственник и давностный владелец живут в одной проишпши и и двадцать, если они живут в разных провинциях. Юстиниан ввел еще другой срок — тридцатилетней, чрезвычайный ми пости. Кто добросовестно приобрел вещь и оставался во владении ею а<> ж течения срока погашения иска собственника (тридцать лет), тот имел и р. пи» если он терял вещь, предъявлять иск о выдаче ее, как если бы он был аеж а вительным собственником. При этом он не был обязан доказывать наличш законного титула (С. 7. 39. 8). Здесь проявляется тот же характер развита как и при прескрипции: сначала защита путем возражения, а затем и прет сгавление иска, но с удлинением срока. Изъяты от действия этой давним i были только вещи, насильственно захваченные, вещи, не допускавшие и ы новления частной собственности, и вещи, находившиеся в общественна пользовании. 37. Спецификация, соединение, смешение как способы приобретения собственности К первоначальным способам относится и спецификация (specificatio, т. е. переработка) вещей. Если собственник материала самостоятельно изготовил новую вещь, то, бесспорно, она принадлежит ему на праве собственности. Спор о собственности возникает тогда, когда добросовестный изготовитель использовал чужой материал. Если спецификатор был недобросовестным, то его действия рассматриваются как воровство, и на него возлагается ответственность в виде штрафа. Мнения классических юристов по вопросу о праве собственности на вновь созданную вещь разделились. Так, сабинианцы полагали, что собственником является собственник материала и тем самым не признавали факта существования новой вещи. Прокулианцы же придерживались противоположного мнения. На первый взгляд, любое из этих двух мнений может быть принято законодателем. Однако при более внимательном анализе становится понятным, что прокулианцы своим решением вопроса установили новый способ приобретения права собственности. Признание за спецификатором права собственности на вновь изготовленную вещь имеет то преимущество, что ограждает права добросовестных владельцев, которые могли приобрести вещь, не подозревая, что она сделана из чужого материала. Интересы собственника материала защищаются иском об истребовании от спецификатора стоимости материала. Под этим именем разумелось изготовление новой вещи (nova species) из одной или нескольких других. Юридическое затруднение возникало, когда создатель новой вещи воспользовался материалом, принадлежав-шим другому лицу. Юристы-сабинианцы, последователи стоиков, по учению которых материал (materia) доминирует над формой, держались воззрения, что собственник материала оставался собственником вещи и в ее новом виде. Прокулианцы, следуя Аристотелю и перипатетикам, считали форму доминирующей и существенной, тогда как материя была вещью побочной, придаточной и несуществующей, пока не получит формы. Поэтому новая вещь принадлежит на правах собственности своему создателю, собственник же материала имеет к последнему actio furti (иск из воровства об уплате штрафа) и condictio furti- va (о возвращении владения), а при невозможности возврата — об уплате вознаграждения (Гай. 2. 79 и D. 13. 1. 8). В праве Юстиниана возобладало среднее мнение, по которому новая вещь принадлежит собственнику материала или спецификатору, в зависимости от того, может ли она быть обращена в прежнюю форму или нет. По праву Юстиниана спецификатор становился всегда собственником новой вещи, если он к чужому материалу прибавил частично и свой собственный. Конечно и при таком решении спецификатор обязан возместим собственнику стоимость переработанного материала. Являлась ли добросовестность спецификатора условием приобретения права собственности, источники не указывают. При смешении однородных вещей возникает право общей долевой собственности у собственников таких вещей. Если произошло соединение вещей, причем одна вещь является главной, а другая – принадлежностью, то принадлежность следует судьбе главной вещи. Так, еще Законы ХII таблиц запрещали виндицировать бревно, встроенное в чужую постройку до тех пор, пока постройка не будет разобрана. До этого момента с собственника постройки можно было взыскать двойную стоимость бревна. Существуют и иные первоначальные способы приобретения права собственности, применяемые в редких случаях. К производным способам относятся манципация, in iure cessio и традиция (traditio). Первые два способа являются формальными и они были описаны ранее. 38. Передача вещи как способ приобретения права собственности Традиция как способ приобретения права собственности представляет собой неформальную передачу вещи. Традиция переносит цивильную собственность в отношении неманципируемых вещей, и преторскую собственность в отношении манципируемых вещей. Не всякая передача вещи приводит к переносу права собственности, для этого требуется совокупность следующих условий: вещь передается с намерением перенести право собственности (animus domini); наличие законного основания, а именно вещь должна передаваться или на основании купли-продажи, или для погашения обязательства, или в качестве приданого, или в дар; отчуждатель должен быть управомочен на передачу права собственности. По общему правилу в римском праве для передачи права собственности требовалась передача владения. Помимо реального вручения вещи, к традиции приравнивалась символическая передача (например, вручение ключа от амбара, где хранится зерно). В качестве способа перенесения права собственности, традиция была усвоена правом народов — ius gentium — как составной частью римского права. Традиция состояла в передаче фактического владения вещью от отчуждателя приобретателю. Передача эта была выполнением предварительного соглашения обеих сторон о том, что собственность переносится одним лицом на другое. В классическом праве применение традиции к res mancipi приводило к приобретению не квиритской, а лишь преторской бонитарной собственности (п. 193). Возможно, что в древности традиция требовала дополнительно еще истечения годового давностного срока для перенесения права собственности. В послеклассическое время традиция вытеснила старые формальные способы и стала единственным способом передачи собственности. Вероятно также, что первоначально традиция была реальной, торжественной сделкой. Отчуждатель — tradcns, передающий — действительно и публично совершал передачу вещи приобретателю — accipiens. Введение в оборот недвижимых имуществ, а также тех способов передачи владения, которые ограничивались обозрением передаваемого участка, обменом заявлений сторон и передачей планов, — постепенно сгладили реальный характер передачи, как акта. В классическом праве были известны и несколько упрощенные формы традиции: traditio longa manu, traditio brevi manu, constitutum possessorium, которые были дополнены вручением документа в праве Юстиниана (п. 172). Они приравнивались к традиции в собственном смысле слова. Для перенесения права собственности при помощи traditio имело значение основание (iusta causa possessions), по которому передача совершалась. Этим основанием должна была быть взаимная воля сторон отчудить и приобрести вещь. Она должна была предшествовать передаче вещи и последняя была лишь заключающим актом. Но для римлян этот предшествующий целевой акт согласования всегда представлялся в форме одной из существующих сделок: продажи, дарения, отказа и др., объясняющих и мотивирующих волю и цель сторон перенести собственность. Наличия одной из таких сделок было достаточно для юридического действия традиции. Такая сделка, лежащая в основании приобретения владения, носила название iustus titulus (закон-ный титул) (см. п. 203). Павел и Ульпиан строго держались требования целевого назначения передачи и требовали, чтобы поставленная цель была достигнута. Восторжествовало, однако, мнение Юлиана, согласно которому традиция переносит право собственности на приобретателя и при недостаточности iusta causa. Правда, отчуждатель мог в этом случае вытребовать переданную вещь посредством иска о недолжном или неосновательном перенесении права — condictio indebiti, condictio sine causa, но все же право собственности переходило окончательно. Кроме этого, существовала традиция «длинной рукой» и «короткой рукой». Традиция «длинной рукой» (traditio longi manu) означала указание границ имения с высокого места с той целью, чтобы приобретатель точно знал границы земельного участка. Традиция «короткой рукой» (traditio brevi manu) не подразумевала фактическую передачу; этим термином обозначается тот случай, когда вещь уже находилась у приобретателя, а изменилось лишь основание владения. Например, вещь была получена в аренду, а позднее состоялось соглашение с арендодателем о покупке этой вещи арендатором. В этом случае новая передача будет излишней, поскольку вещь уже находится у нового собственника. 39. Защита права собственности Для защиты права собственности могут использоваться как вещные, так и личные иски; помимо этого во многих случаях защита права собственности могла быть осуществлена с помощью интердиктов. Однако в данном параграфе будут рассмотрены только специальные вещные иски. Главным иском для защиты права собственности является виндикационный иск (rei vindicatio). Виндикационный иск – это вещный реиперсекуторный иск об истребовании вещи из чужого незаконного владения. Это иск невладеющего собственника к владеющему несобственнику об истребовании вещи. Предмет иска – вещь со всеми плодами и приращениями. В разные эпохи существовали различные формы виндикационного иска. В легисакционном процессе применялась сакраментальная формула – legis actio sacramentо in rem. Обе стороны приносили торжественную клятву о том, что вещь принадлежит спорящему. Судья решал, чья клятва является истинной, а чья - ложной. В этом случае устанавливалось не абсолютное право на вещь, а определялось лишь, кто из спорящих имеет больше прав на нее. В классическую эпоху использовалась петиторная формула (per formula petitoriam): истец просил осудить ответчика в том случае, если его право собственности будет доказано. Предметом данного иска является индивидуально-определенная вещь со всеми ее плодами и принадлежностями. В отношении родовых вещей виндикация не допускается, а собственник вправе воспользоваться особым личным иском – кондикционным. Допускалась виндикация совокупности вещей, образующих единое целое. Так, собственник может истребовать стадо животных с помощью виндикационного иска, при этом не требуется доказывать право собственности на всех животных, достаточно доказать его наличие в отношении некоторых. При этом чужое животное, оказавшееся в таком стаде, также может быть истребовано его собственником. Если бы истребование совокупности вещей было невозможным, то собственнику пришлось бы предъявлять множество исков в отношении каждого животного. Виндикация вещей, изъятых из оборота, невозможна. По этой причине нельзя виндицировать священные и религиозные вещи. Если однородные вещи слиты или смешаны воедино, в результате чего образовалась общая собственность, то каждый из сособственников вправе виндицировать лишь часть от целого. «Например, мое и твое серебро соединено в один слиток: он является нашим общим, и каждый может виндицировать (его) лишь в доле веса, которую мы имеем в слитке…» (D.6.1.3. Ульпиан). Перед предъявлением иска истец должен полностью убедиться в том, что отыскиваемая им вещь и вещь, находящаяся в руках у ответчика, тождественны. Для этого он может предварительно получить иск о предъявлении вещи к осмотру. Если индивидуально-определенная вещь погибла, то виндикация невозможна. Собственник вправе лишь потребовать возмещение ущерба с помощью кондикционного иска. Ответчиком по иску выступает незаконный владелец или держатель. Исключение сделано для так называемого фиктивного владельца – лица, которое владело вещью, но умышленно избавилось от нее с целью избежать ответственности. Если добросовестный владелец утратил вещь до начала процесса, то он освобождался от ответственности. Истец в этом споре должен доказать наличие права собственности. Сделать это во многих случаях достаточно трудно, поэтому средневековые юристы называли доказательство права собственности «дьявольским» (probatio diabolica). Ведь для доказательства права собственности необходимо проследить юридическую судьбу вещи до того момента, когда она была приобретена первоначальным способом. Например, если Гай, истребующий свою вещь, докажет, что купил ее на рынке у Тиция, этого будет недостаточно. Тиций также должен указать, как он приобрел эту вещь. Если выяснится, что он ее сам изготовил, или вещь является плодом от другой его вещи, то право собственности Гая будет доказано. В некоторых случаях ответчик имеет право удерживать вещь, несмотря на доказанность права собственности истца. Во-первых, если он имеет более «сильное» право на вещь (залоговое право, узуфрукт). Во-вторых, он вправе не выдавать вещь до тех пор, пока ему не будут возмещены необходимые издержки. При наличии этих обстоятельств ответчик вправе заявить эксцепцию. Независимо от того, был ли ответчик добросовестным или недобросовестным, он имеет право требовать возмещения необходимых издержек на содержание вещи (однако не может потребовать возмещения издержек вор). Разница между добросовестным и недобросовестным владением заключается в том, что добросовестный владелец является собственником плодов, полученных от вещи до момента, когда он узнал о том, что вещь чужая. Недобросовестный владелец обязан возместить стоимость всех плодов. Если вещь ухудшилась по вине ответчика (скажем, раб передан ослабленным или избитым), то истец вправе либо потребовать возмещения ущерба, либо предъявить другой иск, например о возмещении вреда по закону Аквилия или иск из личной обиды. Как указывалось выше, для защиты преторского собственника давался вещный реиперсекуторный Публицианов иск. Этот иск предоставляется покупателю, а также лицу, получившему вещь в качестве приданого, или в силу завещательного отказа, или по судебному решению, или в погашение обязательства. «Публицианов иск рассматривается как подобие (иска о) собственности, а не как подобие (иска о) владении…» (D.6.2.7.6. Ульпиан). Из этого следует, что при рассмотрении Публицианова иска недостаточно доказать только факт владения, но также требуется доказать правомерное основание его приобретения. К этому иску применяются те же правила, что и относительно виндикации. Против Публицианова иска может быть выставлена эксцепция о цивильной собственности Если нарушения права собственности не связаны с лишением владения, но кто-либо незаконно чинит препятствия в реализации иных его правомочий, то собственник вправе предъявить негаторный иск (actio negatoria). Этот иск может быть вчинен против лица, препятствующего пользованию, распоряжению, извлечению плодов. Негаторный иск не подлежит удовлетворению, если ответчик обладает ограниченным вещным правом на вещь, являющуюся предметом спора. Например, Законы ХII таблиц предусматривали право собственника дерева, ветки которого свешиваются на чужой участок, через день ходить и собирать упавшие на чужой участок плоды. В таком случае негаторный иск собственника участка не будет удовлетворен, так как ответчик обладает так называемым легальным сервитутом. Истец обязан доказать наличие у него права собственности, а также факт нарушения со стороны ответчика, но вот свободу своей собственности истец доказывать не обязан. 40. Общая собственность Под общей собственностью (communium, condominimum) подразумевалась в Риме принадлежность права собственности на одну и ту же вещь (имущество) одновременно нескольким лицам. Это право носило долевой характер, т. е. абстрактной долей долей в праве собственности на вещь обладал каждый из субъектов. Абстрактность долей подразумевала, что любой из собственником мог пользоваться и распоряжаться всей вещью , но только при наличии общего согласия. Плоды и доходы от общего имущества либо прирастали к основному объекту, либо делились между собственниками пропорционально их долям в праве. Осуществляя сделки на предмет общей вещи сособственники действовали от своего имени, а согласие на эти действия со стороны других сособственников подразумевалось. Однако, если постфактум выяснялось, что согласия не было, а действия привели к ущербу общей вещи или интересам других собственников, тот кто совершил такие действия обязывался возместить причиненный ущерб. Например, если сособственник продавал общую вещь без ведома остальных, вещь оставалась в собственности покупателя, но сособственники получали компенсацию причиненного им вреда. Каждый сособственник мог свободно распоряжаться своей долей в праве, но при отчуждении доли он обязан был предложить ее другим сособственникам и только после их отказа — третьим лицам. Каждый сособственник мог в любое время потребовать раздела вещи и абстрактная доля в праве превращалась в право на часть вещи. Если объект кондоминимума относился к неделимым вещам, право на него присуждалось одному из субъектов с обязанностью выплатить остальным компенсацию за утрату их долей. Общая собственность появлялась на основе сонаследования семейного имущества, на основе объединения вещей участниками договора товарищества и на основе смешивания вещей. Если участники кондоминимума не согласовывали иного, их доли в праве считались равными. Право защищалось также, как обычное право собственности, иск или интердикт предоставлялся любому участнику кондоминимума. Прекращалась общая собственность гибелью вещи (имущества), отказом от прав всех участников, разделом вещи. При разделе судья руководился собственным усмотрением, но оценивать делимую вещь должен был по справедливой цене — iusto pretio aestimare. Древнейшим иском о разделе представляется указанный законами XII таблиц иск о разделе наследства — actio familiae herciscundae; к нему примыкали иски о проведении границ — finium regundorum и о разделе общности — сот- muni dividundo. 41. Понятие и виды сервитутов Древнейшим видом прав на чужие вещи являются римские сервитуты (буквально «рабство вещей»). Сервитут представляет собой право пользования вещью в каком-либо отношении. Объектом сервитута является вещь, находящаяся в частной собственности другого лица. Сервитутное право не предполагало получения собственником каких-либо выгод от субъекта сервитута, они предоставлялись безвозмездно. К середине классического периода сформировались 2 вида сервитутов — предеальные (или реальные), объектом которых служили земельные участки и личные, объектом которых могла служить любая не изъятая из оборота вещь. Первоначально появились предеальные сервитуты, призванные обеспечить собственникам земли относительно равные возможности ведения хозяйства. Участки, ставшие частной собственностью, отличались друг от друга по географическому положению, плодородию, обеспеченностью водными ресурсами. Хорошие отношения между соседями могли сгладить недостатки одного участка по сравнению с другими, но стабильность таких отношений была сомнительной. Государство закрепило определенные права на пользование соседним участком для восполнения недостатков собственного. Юридически сервитутное право в земельных отношениях устанавливало как бы связь между участками, один из которых являлся господствующим, другой — служебным. Эта связь становилась принадлежностью участка и не зависела от смены собственника как господствующей, так и служебной земли. Предеальный сервитут рассматривался юристами как не только в качестве права, но и как бестелесная вещь. Предеальные сервитуты подразделялись на сельские (более древние) и городские. К первым можно отнести дорожные (право прохода, проезда, прогона скота через соседний участок для выхода на публичную дорогу или пастбище), водные (право забора воды на участке соседа) и пастбищные (право пасти скот на участке соседа). К городским сервитутам относились: право провести водопровод или канализацию через участок соседа, право опереть балку о стену соседнего дома, право «вида» и право «света» (право потребовать от соседа не возводить на его участке постройки, загораживающие обзор и доступ света в здание, ранее построенное на господствующем участке. Значительно позднее, чем предиальные сервитуты, в законодательстве Рима появились такие права как узус, узуфрукт, хабитацио (право проживания) и некоторые другие, представлявшие собой закрепление за конкретными личностями прав на любые объекты собственности других лиц пожизненно. Причина появления — стремление к преодолению ограничений наследственного права, не допускающего завещания в пользу женщин и несовершеннолетних. Только в период кодификации эти права были объединены в группу личных (персональных) сервитутов. В отличие от предеальных, персональные сервитуты не могли переходить от субъекта к субъекту, но их существование также как и существование предеальных сервитутов не зависело от смены собственника служебной вещи. Любой сервитут существенно ограничивал права собственника, не получавшего за пользование другими лицами своей вещью никаких выгод. Не случайно сервитут — в переводе на русский язык- рабство вещей. Кроме того сервитуты пользовались преимущественной защитой, т. е. При возникновении коллизий между правом собственности и сервитутом, преимущество отдавалось праву сервитутуария (если вещи не могла одновременно использоваться собственником и сервитутуарием, пользование осуществлялось последним). Способами приобретения сервитутов являлись: соглашения; завещания; судебные решения (в основном при разделе общего имущества); давность пользования (обычай); закон. Непосредственно законом устанавливалась для всех собственников такие сервитуты как дорожные и входные в сельской местности ( право прохода, проезда, провоза клади и прогона скота на общественную дорогу или к водопою, право брать воду на соседнем участке); право провести клоаку или водопровод через участок соседа, опереть балку или стену о стену соседа, право вида и право света (в городской местности); узуфрукт домовладыки на имущество, входящее в военный и квазивоенный пекулий сына. Помимо частных существовали публичные сервитуты, позволявшие не только соседям, но и любому гражданину использовать чужой участок (например, для охоты, если на участке рос лес или было другое невозделываемое пространство). Собственник служебной вещи не обязан был что-либо делать для обеспечения сервитутов, но не должен был создавать препятствий для пользования его вещью субъектами сервитута. Прекращение сервитута происходило в случае гибели вещи, смерти субъекта персонального сервитута, отказа субъекта от прав и в случае соединения сервитута с правом собственности (никто не может иметь сервитут на свою собственную вещь). В отличие от земельных, количество личных сервитутов невелико. К ним относятся: узуфрукт, узус, право проживания в чужом доме и право пользоваться услугами чужого раба или чужим животным. Установление личных сервитутов не связано с хозяйственной необходимостью, это проявление щедрости со стороны собственника, поэтому они тесно связаны с личностью сервитуария. Личные сервитуты: Узуфрукт Узус Право проживания в чужом доме Узуфрукт – это право пользования и извлечения плодов из чужой вещи с сохранением ее субстанции(сущности вещи). Среди сервитутов узуфрукт является самым широким по содержанию правом, можно сказать, что у собственника вещи остается лишь голое право (nudum ius). Тем не менее после прекращения узуфрукта право собственности восстанавливается в полном объеме. При установлении узуфрукта собственник вправе потребовать заключения особого обеспечительного обязательства (cautio), в силу которого узуфруктуарий обязуется возместить ущерб, который может быть причинен вещи по его вине. Если он отказывается заключить данное обязательство, то у собственника есть право не выдавать вещь, а если она была передана ранее, то истребовать ее обратно с помощью виндикационного иска. В то же время узуфруктуарий несет ответственность за причиненный ущерб по закону Аквилия, по интердиктам о насилии и воровстве, а также по иску о воровстве. В содержание этого вещного права включается право владения, пользования и извлечения плодов. Более того, узуфруктуарий может извлекать не только натуральные, но и цивильные плоды. Под цивильными плодами понимаются доходы, которые вещь приносит в силу договора, поэтому узуфруктуарий вправе сдать вещь в аренду. «Извлекающий плоды не должен ухудшать положение собственника, но может его улучшать. Если, к примеру, имущество состояло из вещей, служащих для удовольствия: садов, аллей, в которых неплодородными деревьями создавалась тень и услада, – то (узуфруктуарий) не должен их вырубать, чтобы, например, насадить огород» (D.7.1.13.4). Риск случайной гибели вещи несет собственник, поэтому узуфруктуарий, в частности, не обязан восстанавливать деревья, поваленные без его вины ураганом. Узуфрукт как личный сервитут прекращается со смертью узуфруктуария. Кроме того, собственник может потребовать его прекращения в тех случаях, когда узуфруктуарий изменяет субстанцию вещи. Узус – это право пользования чужой вещью без права извлечения плодов. Однако, если вещь такова, что пользование ею без извлечения плодов не приносит никакой пользы, то узуар вправе потреблять плоды лично, но не вправе их продавать или передавать другим лицам. Если установлен сервитут проживания в чужом доме, то сервитуарий получает право проживать в нем со своей супругой (супругом). 42. Установление, прекращение и защита сервитутов |