Главная страница

Электронный учебник (1). 1. Воспитание как педагогический процесс


Скачать 2.62 Mb.
Название1. Воспитание как педагогический процесс
Дата21.11.2022
Размер2.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЭлектронный учебник (1).pdf
ТипЗакон
#802859
страница11 из 52
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   52
Согласованность и скорректированность деятельности
V. Совершенствование
10. Совершенствование
Эвристические методы – изучение достижений наук, передового опыта воспитания и обучения, опытная и экспериментальная работа. Продуктивность творческой деятельности.
Творческие способности
Таким образом, Н.М. Таланчук представил по-новому сущность содержания педагогической деятельности, ее технологию, методы, критерии

111 оценки, педагогическое мастерство, педагогическую технику в их системно- синергетическом единстве и взаимодействии. Автор также предложил системно-функциональную теорию самовоспитательной деятельности личности.
Современный период характеризуется появлением региональных концепций, которые имеют не только местное значение, но могут быть полезными для любого российского педагога. Так, привлекает внимание
Петербургская концепция, авторами которой являются И.А. Колесникова, А.С.
Навагина, Е.Н. Барышников.
Цель воспитания, по их мнению, ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.
Будучи потенциальным носителем различных социальных ролей
(семьянин, член детского сообщества, ученый, житель города, гражданин
Отечества, гражданин мира), школьник является неповторимой индивидуальностью, источником творческого начала, субъектом жизнедеятельности.
В концепции наряду с известными принципами культуросообразности и природосообразности, целостности педагогического процесса, демократизации определены также принципы ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка, креативности, творческого начала в воспитании.
С начала 1990-х под руководством М.И. Рожкова был разработан ряд концепций, которые отражали различные аспекты организации воспитания молодежи. Все концепции были объединены общей идеей развития субъектности ребенка в его социальном развитии.
В 1990 г. была принята в качестве основополагающей концепция социализации ребенка в деятельности детских организаций, в 1996 г. в

112
Ярославской области была разработана концепция региональных подходов к организации воспитательной работы, в 1998 г. – концепция деятельности классного руководителя.
Во всех этих концепциях содержался общий подход, который можно назвать синергетическим. В какой-то степени он близок идеям Н.М. Таланчука.
Воспитание зависит от множества факторов, существенно влияющих на этот процесс. С одной стороны, невозможно регламентировать всевозможные влияния на ребенка, которые формируют у него определенные установки на отношения к различным группам людей. С другой стороны, процесс воспитания всегда будет нелинейным и асимметричным в силу постоянно меняющихся обстоятельств.
Соотношение управляемости и спонтанности процесса воспитания может быть в полной мере реализовано в синергетическом подходе.
Это свидетельствует о том, что в сложных системах в разных временах и масштабах существуют основные переменные, характеристики, параметры, к которым, как правило, подстраиваются все остальные параметры порядка.
Такой основной переменной характеристикой в процессе воспитания являются индивидуализированная программа воспитательного влияния на каждого ребенка, не исключающая при возможности реализации дифференцированного подхода. Именно персонифицированная цель воспитания и является фактором, интегрирующим разнообразные позитивные воздействия на ребенка и нейтрализующим негативные воздействия.
Реализация синергетического подхода позволяет расширить эвристические возможности педагогического влияния на ребенка. Основная идея этого подхода заключается в отказе от жестко регламентированного фронтального воздействия на детей без учета реально складывающейся ситуации. В качестве цели организации процесса ставится задача создания базовых условий, обеспечивающих саморазвитие каждого ребенка. При этом

113 данный подход рассматривает ребенка как субъекта социальной самоорганизации различных групп детей.
Движущей силой процесса воспитания является разрешение противоречия между разнообразными (часто разнонаправленными) воздействиями на ученика и готовностью ребенка отражать эти воздействия.
Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые педагогами персонифицированные цели воспитания находятся в зоне ближайшего развития и возможности учеников соответствуют их оценкам значимости воспринимаемых отношений между людьми. И наоборот, подобное противоречие не будет содействовать воспитанию, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога.
В педагогической литературе обосновывается концепция личностно ориентированного образования, основанная на гуманистической педагогике, воспитании в духе любви и свободы, педагогике ненасилия.
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание», что предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.
Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, обращенной к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием «социального заказа», на который работала педагогическая наука в советский период своего существования.

114
Выход из жестких рамок такого социального заказа требует изучения и развития личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъективности и своей жизни. Такой подход связан с утверждением и развитием в российской педагогической науке и практике идей гуманистического воспитания, ведущей среди которых является развитие личности.
Гуманистическое воспитание осуществляется в рамках социализации, воспитания и саморазвития, каждый из этих процессов вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиян.
Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.
При разработке концепции за основу берется одна значимая проблема, например: самореализация личности, формирование культурно-компетентной личности или формирование здорового образа жизни. Теоретический анализ конкретной проблемы позволяет выйти на путь или пути достижения поставленной цели. Смысл концепции заключается в том, чтобы обозначить эти пути. Творчество при разработке концепции заключается в нахождении

115 самой идеи, которая позволяет ответить на вопрос, как, например, создать условия для самореализации личности.
Идея саморазвития, самореализации является чрезвычайно значимой для многих современных концепций воспитания.
В начале 1990-х гг. коллективом ученых под руководством А.А.
Бодалева, 3.И. Мальковой, Л.И. Новиковой была предложена концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире. Она ориентирует педагогов на гуманистическое воспитание, социальное взаимодействие с личностью.
Цель воспитания в данной концепции – всестороннее развитие личности.
Задачи воспитания были сформулированы следующим образом: приобщение учащихся к системе ценностей; выявление творческого потенциала детей; формирование чувства свободы, способности к объективной самооценке; уважение к правилам, нормам совместной жизни; воспитание положительного отношения к труду.
В основу концепции положены следующие идеи:
− личностный подход – признание личности высшей социальной ценностью;
− отношение к воспитаннику как субъекту воспитания;
− природосообразность – учет половых и возрастных особенностей учащихся;
− культуросообразность – опора на национальные традиции народа;
− гуманизация межличностных отношений;
− опора на чувства воспитанников.
В концепции воспитания Η.Е. Щурковой лежит понимание воспитания как вхождения в культуру. Смысл «вхождения в культуру» заключается в формировании у школьника образа достойной жизни. Педагог не навязывает какие-либо догматические идеи и ценности, а помогает ребенку самому выработать свое отношение к жизни и сформировать собственное понимание

116 того, что есть истина, добро и красота. Средством для общения педагога с ребенком является предметный мир (мир вещей) и мир идей. Педагог в совместной групповой деятельности «проживает» с ребенком какой-то отрезок жизни, обмениваясь ценностями и жизненными смыслами. Конечной целью воспитания является личность, способная строить жизнь, достойную человека.
Стержнем данных концепций воспитания является ребенок. Все они ориентированы на совместную деятельность субъектов образовательного процесса.
Исходной позицией в разработке указанной концепции является вера в то, что реальность подобного перехода зависит от образования, от воспитания человека культуры, который и выступает в концепции в качестве культурно- воспитательного идеала. Другим концептуальным ориентиром для автора является образ российского общества XXI века как общества открытого, демократического, правового, с развитой структурой общественного самоуправления, населенного образованными, воспитанными, культурными людьми. Воспитание должно указывать человеку путь в такое общество.
Центральным ориентиром в построении концепции явился образ культуры XXI века, которому должен соответствовать человек культуры – основной и единственный предмет заботы школы и цель воспитания.
Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.
Автор концепции рассматривает воспитание, с одной стороны, как целенаправленную деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой – как восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций. Поэтому главным элементом личностно ориентированного воспитательного процесса является личность ребенка, сам же процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом

117 которых является личностный рост ребенка. Иными словами, воспитательный процесс – это процесс, происходящий с личностью ребенка, суть которого – в становлении его личностного образа.
Таким образом, рассмотренные концепции являются наиболее значимыми, на наш взгляд, но не исчерпывают всей информации о концепциях воспитания.
Тема 7. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
1. Национальный воспитательный идеал.
2. Цель и задачи воспитания школьников.
3. Духовно-нравственное развитие гражданина России.
4. Система воспитательной работы общеобразовательной школы.
1. Национальный воспитательный идеал
Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.
Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, абсолютно нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи.
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Христа.
Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-

118 нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.
Православие объединяло русских (ими считались все принявшие православие, а не только великороссы) людей в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой православной Руси.
В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха. Государство возвышается над церковью, формулируется новый воспитательный идеал – «человек государственный, слуга царю и отечеству». Образовательная система ориентируется на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, – утверждал М.В.
Ломоносов, – должно быть мерилом жизненного смысла». Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением
России. Представление о новом воспитательном идеале, который должна была поддерживать отечественная школа, содержала книга «О должностях человека и гражданина», изучавшаяся с 1783 г. во всех учебных заведениях империи. В ней были изложены нравственные и правовые нормы того времени, среди которых забота о благе Отечества была важнейшей.
Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина. В XIX в. происходит возвращение к нравственно-религиозному подходу. Александра I отменяет чтение книги «О должностях человека и гражданина» в образовательных учреждениях,

119 закону Божьему возвращается статус главного учебного и воспитательного предмета. Это не меняет государственной образовательной политики, направленной на воспитание благонадежных подданных, преданных и полезных монархии и Отечеству.
После Октябрьской революции 1917 г. в советский период государство обретает всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. В дореволюционную эпоху «обожание» власти сдерживалось православием, пониманием ценности человека как творения Божьего и его права на духовное совершенствование. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само претендовало на то, чтобы стать новой вселенской церковью. Власть обожествляет советский строй, превращает вождя в богочеловека, который выводит свой народ из плена капиталистического рабства и ведет его в коммунизм – Землю обетованную. Спектр жизненных смыслов сжимается до веры в коммунизм и беззаветного служения партии и советскому народу
(фактически – советскому строю). Важнейшей педагогической задачей становится формирование советского человека, строителя коммунизма.
Конец прошлого и первые годы нынешнего века – особое время в российской истории и образовании. Этот исторический период порождает собственный педагогический идеал – свободная в своем самоопределении и развитии личность.
В определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.
Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Наличие такой личности делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При этом надо помнить, что человек становиться личностью только в обществе.

120
Необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции.
В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, большое социальное и политическое значение приобретают солидарная устремленность в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного состояния, наполненность личной жизни социальными смыслами. Устремленность в будущее не может сопровождаться разрывом с прошлым. Патриотическая, творческая, созидательная личность должна не только любить Россию, но по гражданскому долгу и по совести нести ответственность за свое Отечество перед историей, современниками, потомками. Модернизация России не самоцель, а способ сделать жизнь в нашей стране нравственнее, гуманнее, человечнее, комфортнее. Чтобы придать модернизации гуманистическое и нравственное измерение, необходимо включить в систему воспитания также традиционные для России религиозные ценности.
Выбор национального воспитательного идеала осложняется фрагментированностью российского общества по этническому, религиозному и социальному признакам. Представители разных общественных групп могут иметь разные ценности. Законное право каждого человека и коллективного сообщества – обеспечивать свое социальное воспроизводство и утверждать свою идентичность, в том числе и через образование. Но национальные российские ценности имеют приоритет над другими групповыми интересами и целями. Россия представляет собой единое государство, единый народ, скрепленный общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   52


написать администратору сайта