Электронный учебник (1). 1. Воспитание как педагогический процесс
Скачать 2.62 Mb.
|
4. Система воспитательной работы общеобразовательной школы Современный национальный педагогический идеал и система базовых ценностей определяют рамочный характер культурно-воспитательного пространства российских школьников. Национальный воспитательный идеал – воспитание гражданина России – является главной педагогической задачей, задает смыслы и характер воспитательного процесса. Базовые ценности, группируемые по источникам человечности, определяют содержание, качество и количество воспитательных программ в общеобразовательной школе. Воспитание в российских школах должно начинаться с широкого, повсеместного употребления понятий «гражданин России», «россиянин», «российский народ», «Россия» непосредственно в образовательном процессе 133 и вне его. Эти категории необходимо поставить во главу угла современной гуманитарной, образовательной политики. Российский народ вправе гордиться своим именем, а государство призвано всячески поддерживать и развивать гражданскую идентичность и социальную солидарность россиян, в том числе средствами образования. Самосознание народа рождается из его имени. В утверждении самого понятия «российский народ», в его звучании, уместном употреблении, созвучии с именами народов России, актуализации в контексте социальных и личностных проблем прошлого и настоящего берет свое начало воспитание российской гражданской идентичности у школьников. Ведущим субъектом общественной жизни в нашей стране является российский народ и каждый гражданин Российской Федерации – в первую очередь россиянин. Последовательность и терпеливость в этом вопросе диктуются тем, что дети приходят в школу с уже полученными в семье знаниями о своей этнической принадлежности. Тот факт, что все мы принадлежим к единому российскому народу, необходимо объяснять детям из русских, башкирских, чеченских и иных семей. Национальная российская идентичность не поглощает этническую идентичность человека, а дополняет ее, расширяет и конкретизирует. «Российскость» как идентичность и российский народ- нация – не результат внутренней унификации, а естественное наложение более широкой историко-культурной и социально-политической идентичности на множество внутренних этнокультурных различий, которые существуют среди населения страны. Задача не в том, чтобы нивелировать эти различия. Напротив, их надо укреплять и расширять, но в контексте представлений о едином российском народе, его национальных интересах, культуре, истории, судьбе, всемирном значении. Российская идентичность имеет многоуровневую структуру. Понятие «россияне», уходя своими корнями в давнюю отечественную историю, начиная от М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина и А.С. Пушкина, является собирательным и относится к 134 единой российской нации. Сложная идентичность гражданина России утверждает его как полноценного, активного субъекта современного этногражданского процесса, как личность, находящую себя и активно развивающуюся на гранях разных культур, традиций, верований, мировоззрений, форм духовной и социальной жизни. То, что все мы россияне, нисколько не отрицает нашей укорененности в той или иной традиции. Напротив, наша национальная, российская идентичность делает нашу этническую идентичность более осознанной, полной и действенной. Мы принадлежим к той или иной этнической общности (народу) по факту своего происхождения и воспитания. Здесь мы мало что можем изменить, так как не властны над своим прошлым. Но если мы хотим действовать в настоящем ради лучшего будущего для себя, своих детей и потомков, мы должны сообща решать общие проблемы. Этому в первую очередь следует учить наших детей. Первоочередная задача воспитания в общеобразовательной школе – развитие личности гражданина России – не локализована исключительно в учебно-воспитательном процессе. Для ее осуществления необходима гражданская позиция педагогического коллектива школы. Российская идентичность не будет сформирована у школьников, если она отсутствует или имеет формальный, отчужденный характер у учителей, руководителей образовательных учреждений, родителей, иных лиц, чья деятельность определенным образом влияет на воспитание школьников. Необходимо последовательно и терпеливо взращивать национальную воспитательную культуру школы и ее социально-культурного окружения. Духовно-нравственное развитие российских школьников в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации. Их может быть восемь, в соответствии с теми источниками человечности, которые были определены выше. 135 Программы воспитания и социализации имеют комплексный характер. Каждая разделяется на ряд подпрограмм согласно соответствующей системе ценностей. Подпрограмма получает свое название от той базовой ценности, принятие которой школьником она должна обеспечить. Например, воспитательная программа «Гражданственность» включает в себя подпрограммы: «Правовое государство», «Долг», «Закон», «Правопорядок», «Гражданское общество», «Межнациональное согласие». Таким же образом структурируются и иные воспитательные программы. Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, поставленный педагогом перед обучающимся как воспитательная задача, поиск решения которой направляет учебно-воспитательную деятельность. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в ключевую воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию: − общеобразовательных дисциплин; − произведений искусства и кино для детей и юношества; − периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; − традиционных российских религий; − фольклора народов России; − истории своей семьи; − жизненного опыта своих родителей и прародителей; − общественно полезной и личностно-значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; − других источников информации и научного знания. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они 136 пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью. Целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы структурируется множеством воспитательных программ и подпрограмм. Каждая воспитательная программа (подпрограмма) осуществляется по пяти направлениям: 1) урочная деятельность; 2) внеурочная деятельность (культурные практики); 3) внешкольная деятельность (социальные и культурные практики); 4) семейное воспитание; 5) изучение культурологических основ традиционных российских религий. Урочная деятельность. Воспитательные программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию. Учебная деятельность формирует когнитивный компонент российской идентичности. Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, 137 викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика – организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре. Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д. – организуются в пределах целостного, социально- открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика – педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. Во внеурочной и внешкольной деятельности формируются эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание. Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство 138 духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо синхронизировать организационно и содержательно. Каждая воспитательная подпрограмма содержит систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. Например, в рамках подпрограммы «Бережливость» одно из заданий может быть названо «Мой семейный бюджет». Для его выполнения школьник с помощью родителей определяет статьи семейного бюджета, расходы по ним за месяц, составляет свой собственный бюджет (расходы на школу, одежду, развлечения и т.д.), оптимизирует свой личный бюджет в рамках бюджета семьи, определяет возможности экономии родительских средств, их рационального использования. Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально- педагогическую технологию нравственного оздоровления общества. Изучение культурологических основ традиционных российских религий. Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный вариативный компонент программ воспитания и социализации школьников. Обязательным требованием изучения определенной традиционной российской религии является сохранение целостного воспитательного пространства общеобразовательной школы. На религиозно-культурологический компонент, как и на другие компоненты духовно-нравственного воспитания (учебный, внеучебный, внешкольный, семейный), согласно Федеральным государственным образовательным стандартам распространяются единые 139 требования. Все компоненты воспитательного пространства общеобразовательной школы призваны обеспечивать достижение единой цели – духовно-нравственное развитие личности гражданина России. В разработке воспитательных программ общеобразовательной школы, основанных на системе базовых национальных ценностей, можно также учитывать педагогический опыт современных западных стран. Например, в воспитательной практике многих зарубежных школ используются так называемые заявления о ценностях. Такие программные документы, своего рода этический кодекс, могут создаваться как образовательным учреждением, так и отдельным школьником. Определяя и декларируя собственные ценностные приоритеты, школьный коллектив и отдельные учащиеся принимают на себя обязательства в отношении собственного поведения, правил и ограничений. Заявления о ценностях, декларируемые школой, классом и учащимся, можно рассматривать как одну из педагогических технологий воспитания социальной солидарности. Тема 8. Современные воспитательные технологии 1. Воспитательные технологии: понятие, сущность, классификация. 2. Виды воспитательных технологий. 1. Воспитательные технологии: понятие, сущность, классификация Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяют педагогу наилучшим образом 140 осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела. Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющая достигать поставленных воспитательных целей. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. Под воспитательной технологией (технологией воспитания) понимается также комплекс увязанных между собой методов, форм и средств воспитания, поддерживаемый человеческими и материальными ресурсами, направленный на создание продукта. В воспитании продукт есть заданные целью качества личности. Ни цели, ни продукт в состав технологии не входят. Они лишь задают технологию. Цель сформировать определенный тип поведения еще не является технологией и даже ее элементом, в то время как полученный продукт – уже не технология, а результат. Современные исследователи педагогических технологий Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, Г.К. Селевко, В.М. Коротов, Л.Ю. Гордин, A.B. Мудрик, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, В.В. Воронов понимают под педагогической технологией как систему образования, так и воспитания, принятую и реализуемую в школе. Разрабатывая в своих трудах базовые понятия: технология воспитания, воспитательная система, методика воспитательной работы, педагогическая техника, педагогическое мастерство, технология работы классного руководителя – термином «воспитательные технологии» они, по существу, называют систему работы авторских школ, оригинальные направления, методику, опыт воспитательной работы отдельных педагогов, имея в виду методы и формы организации воспитания. Распространяя технологический подход к воспитанию, под технологией воспитания данные авторы понимают такое направление педагогики, которое занимается проектированием управляемых воспроизводимых воспитательных 141 процессов. Говоря о технологии в воспитании, они имеют в виду несколько значений. Технология воспитания характеризуется ими как научная дисциплина о рациональном управлении, проектировании процессов воспитания и как сам проект (совокупность материалов для учителя и учеников, обеспечивающих решение учителем учебных или воспитательных задач), разработка, описание процесса воспитания, благодаря которому педагог осуществляет конкретную работу. В создании воспитывающих технологических систем ими проявляется тенденция автоматизировать учебно-воспитательный процесс, как это ни парадоксально звучит по отношению к творческому и сложному делу воспитания Можно ли совместить понятия технология и творчество? Несмотря на индивидуальный и творческий характер труда воспитателя, его профессиональные действия могут рассматриваться как технологические, «производственные», что стимулирует создание технологий воспитания. Процесс технологизации воспитания достаточно широко используется в современной педагогике и методике воспитания, разрабатываются новые технологии, которые приходят на смену классическим методическим рекомендациям. Они дают возможность оптимально в определенных условиях провести воспитательную беседу, помочь «трудному» ученику. Одним из главных возражений против технологизации воспитания является утверждение о несовместимости личностного творческого процесса воспитания с техникой, стандартом, автоматизацией. Безусловно, ни личность учителя, ни личность воспитанника не могут подвергаться технологизации. Личность воспитателя, равно как и ученика, является составной частью педагогического процесса, и «человеческий фактор» в социальных процессах имеет решающее значение. Однако субъект и объект воспитания требуют приспособления участников к процессу воспитания, коррекции технологических предписаний и поведения учителя и ученика, при общем следовании принципам, нормам, правилам, заложенным в технологии. 142 Технологией называют такой проект педагогического процесса, который описывает его от воспитательных задач до проверки результатов, так что им может воспользоваться любой специалист-педагог. Таким образом, выстраивается цепочка, соединяющая теорию с практикой: теория воспитания – методика воспитания – технология – техника – личность учителя. Некоторые современные исследователи педагогики подменяют технологию воспитания методикой или техникой воспитания. Рассмотрим, как соотносятся между собой педагогическая техника и технология воспитания. Педагогическая техника представляет собой комплекс умений учителя владеть, управлять собой и воздействовать на учащихся психофизическими средствами, голосом, жестом, взглядом, своим состоянием, чувствами. К психотехническим умениям учителя относятся техника и культура речи, мимика и пантомимика, владение своим психическим состоянием, умение проводить психофизиологическую саморегуляцию, используя, в частности, систему аутотренинга. Названные умения необходимы как в традиционной воспитательной работе, так и в «технологизированном» учебно-воспитательном процессе. Воспитательный процесс на основе технологии, безусловно, предполагает наличие профессионально компетентного учителя, владеющего комплексом профессиональных умений, педагогической техникой и технологией, которые и составляют основу педагогического мастерства. |