Главная страница

Электронный учебник (1). 1. Воспитание как педагогический процесс


Скачать 2.62 Mb.
Название1. Воспитание как педагогический процесс
Дата21.11.2022
Размер2.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЭлектронный учебник (1).pdf
ТипЗакон
#802859
страница16 из 52
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   52
Накопленные знания служили для семьи и педагогики фундаментом организации совместной работы со школой в вопросах воспитания детей.
Имея объективную картину положения детей в семье, учителя строили свою педагогическую деятельность не вслепую, а сознательно и добивались серьезных успехов в работе.
Анализ контактов школы с родителями выявляет определенные трудности на пути к их совместной работе. Вмешательство школы в жизнь семьи было новым для традиционных отношений между школой и семьей.
Признание пришло лишь после того, как родители убедились в целесообразности начинаний школы, в их ценности для здоровья и деятельности детей.
Родительские собрания и школьные комитеты играли роль проводников влияния школы на население. Они решали широкий круг вопросов, связанных с хозяйственной и педагогической деятельностью школ, при необходимости помогали материально из средств, собранных родителями. К работе в школьных комитетах привлекались широкие круги общественности: делегаты населения, выбранные на сходках, представители общественных организаций, родители. Пропаганда прогрессивных педагогических идей, распространение знаний и правил общения с детьми с помощью актива проходили быстрее и эффективнее. В Первой опытной станции систематически проводились съезды школьных комитетов, где обсуждались насущные вопросы жизни школы, деревни.

165
Часто родительские собрания устраивались совместно с детьми. Дети рассказывали о своей учебе, общественной работе, планах. Чтобы убедить родителей в высоком качестве обучения, стали практиковаться приглашения их в определенные дни на уроки. Родители не только внимательно выслушивали ответы детей, но и принимали участие в оценке их знаний.
Кроме работы с семьей, необходимо было тесно сотрудничать с общественными организациями. Для работы этих организаций были характерны ориентация не на количество, а на качество работы, идейная убежденность, высокая дисциплинированность
Таким образом, по-прежнему актуально и современно звучат сегодня суждения С.Т. Шацкого о том, что:
− единство целей и задач образования должно органически сочетаться с разнообразием школ, гибкостью учебных планов и программ, опираться на передовую педагогическую практику, новаторские методы обучения и воспитания;
− школа призвана способствовать активному включению учащихся в производительный труд, систему общественно-трудовых отношений, давать им разнообразные трудовые навыки. Труд учащихся должен быть целесообразным, связанным с реальными запросами жизни, полезным для общества и семьи, выступать источником познания и радости;
− семья и школа – естественные союзники, две могучие силы воспитания.
Объединить их – значит во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения;
− учитель, преподаватель – ключевая фигура перестройки школы.
Культурность и высокая нравственность делают педагога личностью.
Без такой личности нет школы. Личный пример педагога оставляет след у молодых людей на всю последующую жизнь.

166
Воспитательная система В.А. Караковского: интеграция воспитательных воздействий, творчество, научный поиск
Система В.А. Караковского – это система московской школы № 825. Но при этом нельзя не отметить одну особенность. У каждой интересной школы есть своя «визитная карточка», опознавательный знак, нечто уникальное, отличающее ее от других. Говорят: в этой школе – ученический кооператив, а в этой – «погружение» в предмет и т.д. Но хотя в школе В.А. Караковского много ярких находок, ни одна из них в отдельности не определяет ее лицо. Школа эта интересна именно как целое, как система, в основе которой лежат идеи интеграции воспитательных воздействий, творчества и научного поиска.
Идея интеграции воспитательных воздействий означает, что воспитательный процесс концентрируется во времени и пространстве в несколько ярких событий, в «ударные дозы». Это означает также, что любое отдельное воздействие, как бы значительно оно ни было само по себе, должно быть встроено в воспитательную систему, интегрировано системой.
Школа № 825 – это та школа, где успешно применяется коммунарская методика, или методика коллективных творческих дел.
Главным композиционным узлом системы является, пожалуй, коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул старшеклассниками, учителями и выпускниками прошлых лет («старичками»).
Внешне сбор выглядит так: 200–250 человек детей и взрослых, образовав на время нечто вроде коммуны, проводят три дня в напряженном творчестве, игре, труде, общении. Коммунарский сбор трудно отнести к какому-то определенному виду деятельности. Это сложная педагогическая композиция.
Вместе с тем сбор – самостоятельная духовная ценность, феномен школьной культуры, передающийся из поколения в поколение. Условно можно сказать, что коммунарский сбор – действующая модель идеальных человеческих отношений. Сюда приходят для того, чтобы на несколько дней окунуться в особый мир, созданный не по законам повседневной жизни, а по образцу

167 идеальной человеческой общности, который в той или иной форме существует в сознании каждого человека. Может быть, в силу относительной изолированности или в силу непродолжительности сбора, но эта мечта почти всегда осуществляется.
Однако интересен не сам по себе коммунарский сбор (хотя это и важно), а сбор как компонент системы. Функции сбора в воспитательной системе школы № 825 весьма разнообразны. Прежде всего, он является чрезвычайно значимой личностной ценностью для большинства ребят, да и взрослых. Это подтверждают многочисленные опросы, сочинения, воспоминания ребят, педагогический анализ и научные исследования. Сбор, по времени занимая менее одного процента учебного года, является самым сильным средством объединения, создания чувства «мы». Кроме того, сбор – это и школа актива, поскольку он включает интенсивную организационную работу, выполняемую почти целиком самими детьми. Сбор имеет и развивающее, и психокоррекционное, и даже психотерапевтическое значение. Но самое главное заключается в том, что сбор, являясь «действующим идеалом», создает противоречие между этим идеалом и повседневной действительностью.
На этом противоречии стоит остановиться подробнее. Дело в том, что коммунарский сбор может существовать и вне воспитательной системы, и даже в обычной средней школе. В этом случае указанное противоречие, видимо, не несет в себе созидательного потенциала. Сбор вне системы – это только отдушина, компенсация за серость будней, за неудовлетворенность повседневной школьной жизнью. Кроме весеннего сбора, здесь еще проводится несколько ключевых комплексных общешкольных дел, которые внутренне связаны со сборовским образом жизни и в то же время не изолированы от повседневной деятельности, от реальных условий (это еще одна важная особенность системы). Эти дела являются, по сути, связью между реальным и идеальным, между буднями и праздником. Всякий, кто знаком с

168 коммунарским движением, знает, что жизнь часто устраивает коммунарам жестокие испытания. В школе В.А. Караковского тоже проверяют на прочность сборовские идеалы, но делают это, создавая условия для успеха.
Общешкольные комплексные дела выполняют и другие, самостоятельные функции. Они вносят организационную упорядоченность в жизнедеятельность школьного коллектива, задают определенный ритм.
Каждое из них решает, кроме общих, еще и свои специфические задачи.
Например, клуб выходного дня удовлетворяет потребность ребят в свободном творческом общении. Праздник чести школы реализует потребность личности в общественном признании. Дидактический театр, как часть праздника знаний, активизирует познавательные интересы, дает возможность утвердить себя школьным интеллектуалам. Если на сборе деятельность подчинена главным образом отношениям, развитию эмоциональной сферы коллектива, то в комплексных делах гораздо большую роль играют собственно деятельность и ее продукт. Таким образом, комплексные дела во многих отношениях как бы уравновешивают, дополняют коммунарские сборы, позволяют поддерживать творческую форму, сохранять в течение года сборовский дух.
В системе В.А. Караковского существует цепь ситуаций, которые дают возможность продуктивного разрешения противоречий между идеалом и реальностью, между праздником и буднями. С одной стороны, педагоги школы при всех своих романтических устремлениях не отрывают детей от повседневной реальности, не внушают им пренебрежения к будничным делам.
Работа есть работа. И если ты сравниваешь какое-то дело со сбором и видишь очевидную разницу в уровне творчества и стиле взаимоотношений, то из этого следует только один вывод: это дело надо поднять до уровня сбора. Конечно, реальная жизнь подвержена инерции, но это не исключает стремления к идеалу и борьбы за него.
Будни и праздники – не только противоположности, но и предпосылки друг друга. Сбор и связанные с ним творческие дела создают доверительные,

169 теплые отношения между учителями и учениками, которые не прерываются после сбора. Поэтому конфликты, которых нельзя избежать, никогда не заходят слишком далеко.
В школе В.А. Караковского большое внимание уделяется вопросу самоуправления. Здесь очень простая структура самоуправления. Уже давно нет крайних проявлений авторитарности; влияние учителей опирается не на особые права, а на авторитет опыта. Например, один из девятых классов при подготовке дидактического театра отказался работать по сценарию, написанному классным руководителем. Поспорив, ребята по совету учителя выбрали две инициативные группы, которые создали еще два сценария. Потом все варианты сравнили и стало очевидно, что классный руководитель сделал лучше. Таким образом, стратегия педагогического коллектива состоит не в том, чтобы противопоставлять учеников и учителей, а в том, чтобы решать общие проблемы совместно.
Отсутствие или малое число писаных законов в школе вовсе не говорит о том, что ее жизнь протекает стихийно и недемократично. Здесь действуют нормы, вытекающие из принципа «так принято». Создана система больших и малых традиций, которые, как правило, соблюдаются. И это, как здесь считают, более приемлемо для школы, поскольку для воспитательной системы саморегуляция предпочтительнее, нежели постоянное управление через систему принятых требований огромным количеством повседневных ситуаций
(все равно управляет ими администрация или органы самоуправления). В школе В.А. Караковского считают, что школа по типу отношений в ней должна быть ближе к семье, нежели к парламенту.
Упорядоченность, предсказуемость большинства ситуаций, отлаженность основных механизмов саморегуляции позволяют педагогам сосредоточиться на более тонких психолого-педагогических проблемах. Еще одна важная черта жизни этой школы, которая, впрочем, характерна для многих школьных систем. Сама традиционность, стабильность позволяет

170 задуматься всерьез о перспективах и является одной из предпосылок развития воспитательной системы.
Опыт показывает, что создание системы, разрешая ряд первоочередных проблем, ставит множество других, еще более значимых. Более сложные проблемы требуют и более глубоких подходов к их решению. Несколько лет назад в школе началась систематическая работа по соединению внеурочной и учебной деятельности. Стали развиваться коллективные, групповые формы работы на уроках, проводились дидактические игры, в том числе общешкольные познавательные робинзонады, научно-познавательные экспедиции, аукционы знаний. В последние годы появились новые формы урока: уроки творчества, межпредметные уроки, интегративные уроки, разновозрастные уроки. В познавательной деятельности тоже появились свои праздники, ключевые дела, формы интеграции. И хотя проблема формирования интереса к знаниям остается, стало фактом, что в условиях воспитательной системы дети лучше учатся.
Система школы № 825 не только саморегулирующаяся, но и научно управляемая. Планомерные, целенаправленные исследования позволяют не только определять состояние системы в каждый конкретный момент, но и достаточно эффективно прогнозировать ее развитие, оказывать на него педагогическое воздействие. Педагоги чутко следят за пульсом всего сложного организма и при первых признаках старения системы обновляют ее компоненты. В школе складывается целый механизм научной корректировки и регулирования. Какой бы ни была система, какими бы достоинствами она ни обладала, ее характеристики не вечны. Меняется социальная ситуация, усложняются задачи школы, приходят новые поколения учеников, значительные изменения происходят в современной семье – все это необходимо учитывать. Бывает, что отработанный годами прием сегодня не дает желаемых результатов. Поэтому система как бы обрекает ее участников на постоянный поиск.

171
Воспитательная система А.А. Захаренко: воспитательные центры и воспитывающие ситуации
Опыт А.А. Захаренко, как и других руководителей «авторских» школ, уникален, а значит, неповторим. Но идеи, из него вытекающие и характеризующие систему А.А. Захаренко, могут быть положены в основу создания собственных воспитательных систем в школах, которые работают в условиях, близких к Сахновке. Могут они быть использованы и в процессе совершенствования уже сложившихся систем.
Прежде всего – идея воспитательных центров, в рамках которых организуются жизнь и творчество школьников разных возрастов. Таких центров несколько. Это само школьное здание с его кабинетами, рекреациями.
Школьный двор с дорожками, клумбами, фонтаном, зелеными уголками классов, скамейками для отдыха. Краеведческий музей
, отражающий историю родного села, его далекое прошлое, судьбы его жителей, их участие в исторических событиях, его быт и культуру. Школьная обсерватория с телескопом, вращающимся куполом. Школьная теплица, где выращиваются и рассада для хозяйства, и овощи для школьной столовой, и цветы. Это и центр здоровья: бассейны – зимний с подогревом и летний, целебная туевая роща.
Важнейшей в воспитательной системе А.А. Захаренко является идея
«средового подхода». Смысл его в том, что воспитательные цели определяются исходя из особенностей и потребностей среды. Сахновская школа должна воспитывать грамотного, творческого, интеллигентного труженика села – таков социальный заказ. Исходя из особенностей среды и поставленных задач, определяются те воспитательные центры, на создание которых направляются усилия и педагогов, и школьников, и родителей. Так, краеведческий музей – результат колоссальных усилий ребят – стал, как это и было задумано, одним из самых социально значимых центров села. Сюда приносят семейные реликвии.

172
В Сахновке практически невозможно четко обозначить границы между школой и селом, они связаны органично. События школы становятся событиями села, и во всем, чем живет село, участвует школа, внося в его быт непосредственность детства, выдумку, красочность, оптимизм.
Системообразующей деятельностью в Сахновской школе является труд
– созидательный, творческий, социально значимый. Трудятся дети много: все, что сделано в школе и вокруг нее, сделано руками самих ребят, их родителей и учителей. Конечно же, школьники старательно учатся, занимаются спортом и эстетической деятельностью. Но корень, стержень воспитательной системы
А.А. Захаренко – совместный созидательный труд, который воспитывает. А замысел, сам процесс и его результаты влияют уже не только на настоящее, но и на последующие поколения школьников.
Любая «авторская» система носит отпечаток личности ее создателя. В
Сахновской школе личность директора особенно сказывается в техническом уклоне, в увлечении ребят техникой, причем новейшей. А.А. Захаренко закончил физико-математический факультет. У него умелые руки, интерес к техническим новинкам. И вот с его помощью ребята строят фонтан с автоматическими устройствами, изготовляют серию ЭВМ, создают парк картингов, строят спортивный самолет. Кипы прочитанной литературы, увлеченные разговоры, озарения, находки. И уже не поймешь, кто ведомый, а кто ведущий – педагог или дети.
Очень важна в воспитательной системе А.А. Захаренко организация эмоциональной жизни детей. Александр Антонович считает, что школа злоупотребляет воздействием на разум и пускает на самотек формирование эмоциональной сферы. А в результате дети либо растут рассудочными педантами, либо уходят из-под влияния школы и семьи в сферу неформального общения. Надо, чтобы жизнь детей и в школе, и вне ее была яркой, красочной, насыщенной игрой, юмором, романтикой, чтобы детей окружали цветы, произведения искусства, музыка. При этом необходимо,

173 чтобы они в этой эмоционально насыщенной атмосфере были не только слушателями и зрителями, но и активными участниками. Важно, чтобы все пели, все танцевали, все создавали произведения искусства – пусть и не шедевры.
Школа утопает в цветах. На Аллеях памяти, где высажено 216 кустов роз
(столько жителей села погибло в Великую Отечественную войну), под каждым кустом таблички с именами не только солдат, но и ребят – хранителей памяти о них.
В арсенале школы множество средств эмоционального воздействия на детей. Это не «волшебная палочка» воспитания, а прием, включенный в целостную систему. Включенность любого метода, приема, детали в систему – не только характерная черта системы А.А. Захаренко, но и одна из исходных ее идей. Основу системы составляют как удачные способы, приемы и методы, так и неудачи. Педагогически обыгранные, они начинают работать на систему.
Организуя разнообразную, насыщенную трудом и эмоциями деятельность детей, сахновские педагоги отчетливо понимают, что это лишь часть воспитательной системы – та часть, что рассчитана на всех. Но не все, что рассчитано на всю массу детей, срабатывает в отношении каждого ребенка. А значит, нужна обратная связь и коррекция. В Сахновке эти проблемы решались на разных этапах по-разному. Было время, когда об эффективности системы судили по наличию или отсутствию ЧП в коллективе. На них и реагировали. Но со временем пришли к выводу, что, надо иметь постоянную информацию о воспитанности каждого и по этим данным судить о состоянии системы. Так были введены табели воспитанности на каждого школьника. Метод независимых характеристик: оценивают себя по определенным параметрам сами школьники, оценивают товарищи, педагоги, родители, а старшеклассников еще и шефы. Тут не менее чем итоговая оценка, важен сам процесс оценивания, который тоже воспитывает.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   52


написать администратору сайта