Главная страница

Электронный учебник (1). 1. Воспитание как педагогический процесс


Скачать 2.62 Mb.
Название1. Воспитание как педагогический процесс
Дата21.11.2022
Размер2.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЭлектронный учебник (1).pdf
ТипЗакон
#802859
страница18 из 52
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   52
В мировоззрение входит также и мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии. Понимание того, что хорошо или плохо в обществе и как оно должно быть устроено, нередко формируется примерами из реальной жизни или из мира, создаваемого искусством и литературой.
Мировоззрение всегда связано с убеждением. У каждого человека мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его «Я», определяют жизненные позиции, основы самореализации, что непосредственно связано с формированием «Я- концепции».
Мировоззрение всегда насыщено чувственными отношениями. Это может быть ощущение гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворенность или неудовлетворенность реальностью. Важные аспекты

185 мировоззрения и действительности могут рассматриваться личностью с чувством радости, стыда, тревоги. Восприятие ожидаемого будущего может быть оптимистичным, пессимистичным или даже трагичным.
Мировоззренческий идеал культуры связан с эмоциональными переживаниями личности. Общепринятые социальные нормы соотносятся с индивидуальным жизненным опытом человека. При этом личность испытывает чувство удовлетворенности или неудовлетворенности в своих действиях, поступках и корректирует их сообразно изменяющимся условиям,
Это понятие служит для раскрытия необходимой связи между мировоззрением как духовно практическим способом утверждения человека в мире и его практическим утверждением в собственной жизнедеятельности.
Оно отражает соотношение определенного уровня развития мировоззрения личности и его образа жизни.
Мировоззренческая культура – это воплощаемое в образе жизни человека мировоззрение особого качества, идеально отражающее именно культурный образ жизни.
Мировоззренческое сознание личности неоднородно и представляет собой сложную иерархию его слоев, в которой отражается опыт самоопределения человека.
2.
Структура научного мировоззрения
Научное мировоззрение включает в себя следующие компоненты:
− знания – относятся к объективному компоненту, то есть образцы свойств, процессов, отношений действительности, сохраняющиеся в памяти человека в форме понятий, представлений, чувств, отношений.
Основу мировоззрения составляют знания о природе, обществе, мышлении. Для того, чтобы знания стали убеждениями и вошли в систему ценностных ориентаций, они должны проникнуть в сферу чувств

186 и воли личности, приобрести субъективный смысл. Научное мировоззрение формируется в результате последовательного овладения научно-философскими знаниями, современными научными достижениями, а также общими методами познания действительности;
− взгляды – входят в субъективный компонент, – это принятые человеком в качестве достоверных идей знания, теоретические концепции, предположения, которые объясняют явления природы и общества, служат ориентирами в поведении, деятельности и отношении. Взгляды имеют огромное значение для мировоззрения, хотя сами по себе они еще не определяют мировоззрение;
− убеждения – качественно более высокое состояние взглядов, также знания идей, концепций, теории, гипотезы, в которые человек верит как в истину и считает их реализацию в жизнь необходимым для людей благом. Эмоционально отстаивая их, он готов за них пострадать, стремится увлечь ими других людей, прилагает волевые усилия и практические действия в целях их осуществления. В качестве убеждения могут выступать общественно-политические, нравственно-эстетические идеи;
− интеллект, чувства – это радость познания, вера в неограниченность истины, эстетическое наслаждение, преданность своим убеждениям.
Чувства – это органичное свойство убеждений, поэтому отстаивание, защита своих убеждений всегда связана с эмоциональными переживаниями;
− воля – важный элемент мировоззрения, который позволяет объединить теоретическое сознание и критическое сознание с волевым действием.
Это способность человека к творческому осмыслению знаний, явлений действительности, совершенствование мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.

187
Кроме этого, мировоззрение включает в себя такие компоненты, как:
1. Интеллектуальный – предполагает движение от непосредственного, чувственного познания действительности к абстрактному, понятийному мышлению, а вслед за этим начинается восхождение от абстрактного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному происходит синтетическим способом, который означает дальнейшее углубление в сущность явлений материального мира во всех их причинно-следственных связях.
2. Эмоционально-волевой компонент – предполагает соблюдение определенного условия. Для того, чтобы знания переросли в убеждения, вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентаций личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положительное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обращаться к своему личному опыту, к жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей, к произведениям литературы и искусства. Готовность и решимость личности достичь намеченной цели непосредственно связаны с волей. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обоснованным решениям, действиям и поступкам.
3. Практически-действенный компонент – связан с вовлечением учащихся в учебно-трудовую и общественную деятельность, в широкий круг социальных отношений, формируя таким образом опыт общения. Это перестраивает внутренний мир школьников, развивает у них потребность активного созидания.
Целостный процесс формирования у учащихся научного мировоззрения обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представление о нем. Особенно большое значение в

188 мировоззренческом плане имеют такие межпредметные связи, которые дают учащимся возможность всесторонне охватить все свойства и связи изучаемых объектов. Так, например, на основе межпредметных связей у школьников формируются такие мировоззренческие понятия, как единство живой и неживой природы, общность естественнонаучных и общественно- исторических основ взаимодействия человека, общества и природы.
Социальная и профессиональная позиции педагога являются важнейшим стимулом формирования научного мировоззрения. Успех формирования мировоззрения основывается во многом на доверии учащихся к учителю. «Это идеальное юношеское верование, – отмечал Н.А. Добролюбов, – облегчает действия учителя и делает его пример благотворным... Но горе учителю, который неосторожным своим поведением, проявлением своих страстей перед учениками разрушил то обаяние, которым он был окружен в их глазах... Как только нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу».
Только учитель, который всем своим существом понял и принял смысл науки, передовые идеи века, который сформирован как творческая личность, может быть духовным наставником молодежи
Научная педагогическая концепция исходит из идеи целостного становления личности в системе общественных отношений, деятельности, общения, в органическом единстве ее мировоззренческого сознания, чувств и воли. Мировоззрение личности действенно и жизненно эффективно тогда, когда в нем отражаются гармония и противоречия жизни. Мировоззренческое сознание обусловливает чувства и волю ребенка: чувства подкрепляют сознание и стимулируют волю, воля, в свою очередь, направляется сознанием и управляет чувствами.
Мировоззрение, как устойчивое внутреннее состояние детского сознания, представляет собой органическое единство научных взглядов и убеждений с процессом их познания, творческого применения,

189 сопутствующими чувствами и эмоциональными переживаниями, а также волевыми устремлениями. Оно повседневно проявляется в поведении ребенка, в его отношениях с миром. Поэтому воспитание мировоззрения не может быть лишь формированием чистого сознания. В действительности это сложный процесс одновременного развития научного сознания, культуры мышления, чувств и эмоциональных отношений, целеустремленности и культуры волевых действий.
Мировоззренческое воспитание как органическое единство сознания, мышления, чувств и воли, осуществляющееся в единстве учебно- воспитательного процесса и жизни, требует комплексного подхода ко всему делу воспитания. Мировоззрение может явиться только результатом целостной, комплексной организации учебно-воспитательного процесса: интеллектуально-эмоционального познания мира и его практического освоения.
Сознание ребенка, как система взглядов и убеждений, формируется в результате освоения науки. В этом процессе также формируются чувства и воля. Чувства ребенка как система эмоционального отношения к миру проявляются и воспитываются в реальных отношениях и в результате овладения искусством как формой общественного сознания. Вместе с тем в процессе общения и овладения искусством формируются общественное сознание детей, стимулы поведения и волевая направленность. Воля ребенка как система целенаправленных действий и поведения проявляется прежде всего в труде и общественно полезной работе. Одновременно в ходе практической целеустремленной деятельности укрепляется общественное сознание и совершенствуется культура чувств.
Мировоззрение формируется у школьников в процессе освоения основ учебного плана, которым определяется набор основных предметов, способных в совокупности с достаточной полнотой раскрыть перед учащимися мировоззренческую картину мира и обеспечить научной базой их

190 практическую деятельность. Этим обеспечивается внутренняя логика взаимосвязи и взаимозависимости подлежащих изучению наук.
Все учебные предметы имеют две основные педагогические задачи: прямую – раскрытие законов и изучение фактов конкретной науки и косвенную – включение ее фактов и законов в целостную систему мировоззрения.
Косвенная задача в мировоззренческом смысле является для учителя одной из важнейших, поскольку предметы естественно-математического цикла дают возможность учителю, с учетом особенностей возрастного развития детей, раскрыть перед ними идею материальности мира природы.
Межпредметные связи позволяют показать единство материальной действительности, взаимосвязь и взаимозависимость различных форм существования и движения материи. Еще до знакомства с философским определением материи как объективной реальности, данной нам в ощущении, дети учатся познавать ее в теории и на практике, открывают для себя тот непреложный факт, что материальный мир постоянно развивается, движется, изменяется и что процесс его познания человеком бесконечен.
Наиболее сложным для детей является уяснение идеи изначального самодвижения и саморазвития материи. Учитель на конкретных фактах противоречивого взаимодействия явлений природы показывает подлинные механизмы развития объективной действительности. Предметы естественно- математического цикла, особенно биология, математика, физика, химия, дают богатый материал для изучения и практического познания общих законов диалектики. Школьники накапливают целый арсенал фактов, наблюдений, дающих пищу для диалектических умозаключений. Они знакомятся с явлениями перехода вещества из одного качественного состояния в другое, выясняя механизмы подобных превращений, узнают о противоречиях, единстве и взаимодействии положительно и отрицательно заряженных частиц, о так называемых молекулах – зеркальных антиподах.

191
Учащиеся изучают взаимозависимость процессов, протекающих в микро-, макро- и мегамирах, преемственность в развитии жизни, старение, умирание и рождение новых растений и организмов.
Все это рисует в сознании детей подлинно научную картину противоречивого, динамичного мира, материального единства природы, взаимозависимости и всеобщей взаимосвязанности явлений, универсальности и специфичности законов развития. Школьники убеждаются, что приобретенные ими знания являются истинными, проверенными на общественно-историческом опыте людей, составляющими научную основу производства материальных благ. Это придает их формирующимся взглядам действенно-практический характер. В ходе научного познания естественного мира как диалектически развивающейся, целостной материальной системы учащиеся преодолевают формализм и догматизм в мышлении, приучают и направляют свою мысль к адекватному отражению диалектики жизненных процессов. Правильно схваченная и отраженная в сознании, диалектика вещей делает само мышление диалектическим.
Особо важное значение для формирования мировоззрения как совокупности взглядов, убеждений, чувств, воли имеют предметы общественно-гуманитарного цикла. История, обществоведение, основы государства и права, как и естественные предметы, имеют единую философскую и историческую основы. Изучая общественно-гуманитарный цикл предметов, дети усваивают реальные факты из жизни человеческого общества, основные законы и перспективы его развития.
В процессе изучения предметов общественно-гуманитарного цикла продолжается дальнейшее формирование мышления школьников.
Они учатся конкретно-историческому анализу для понимания общественных явлений и событий. Рассматривая общественное явление исторически, ребята узнают, почему и как оно возникло, проявилось, с какими другими явлениями связано, какое место занимает в общем процессе и в каком направлении

192 развивается. Учащиеся учатся видеть противоречивость общественных событий, понимать противоречия как движущую силу развития.
Конкретно-историческое мышление дает возможность детям уже в школе овладеть способностью грамотно оценивать события в стране и за рубежом, самостоятельно разбираться в потоке научной и политической информации.
Центральное место в формировании мировоззрения детей в процессе воспитания нравственно-эстетических чувств занимают учебные предметы, такие как литература, изобразительное искусство, музыка и проникающие в содержание различных учебных предметов театр и кино.
Преподавание предметов художественно-эстетического цикла в школе связано с особенностью целостного восприятия детьми художественных произведений как явления изящного искусства, развития идейно- эмоционального, подлинно эстетического отношения к ним, а также специфического анализа художественного образа.
Диалектика художественного произведения заключается в том, что оно одновременно является объективной картиной действительности и системой взаимозависимых и взаимодействующих, созданных с определенных идейных позиций художественных образов, способных пробуждать в человеке эмоциональный отклик.
Чтобы художественная действительность, заключенная в произведении, ожила, эффективно пробудила чувства детей, стала внутренним достоянием ребенка, необходимы развитая духовная потребность и умение целостного восприятия всего произведения.
Школьник может анализировать произведение искусства только тогда, когда оно отражается в сознании и порождает переживания, мысли, чувства – все то, что может быть соотнесено с мыслями, переживаниями, чувствами героев, других людей, самого автора и подвергнуто анализу, сравнению, обобщению.
Огромную роль в формировании мировоззрения школьников играет

193 собственная практическая, творческая деятельность в различных видах искусства.
Дети творят в области изобразительной деятельности, литературы, музыки, танца, театра. Все это порождает необходимость не только развивать у школьников способность восприятия художественных произведений, но и знакомить их с языком искусства, формировать умения и навыки практической деятельности. В период детства, наиболее активного эмоционального отношения ребенка к миру, важно использовать самодеятельность детей в области искусства как средства мировоззренческого самовыражения и самосознания, как средства самопознания и самовоспитания. Создавая литературное произведение, изображая свои представления и мысли на бумаге, исполняя ту или иную роль в пьесе, ребенок утверждает себя, выражает свои взгляды и убеждения, расширяет мировоззренческий кругозор. Практически действенному утверждению мировоззрения детей активно способствует и их общественно полезный и производительный труд.
Трудовая деятельность, участие в деловых отношениях, достижение успеха в труде дают возможность убедиться в правильности своих взглядов, реализовать себя как личность, действующую в соответствии с убеждениями.
Мировоззрение определяет отношение к миру, ко всем формам общественного сознания. Его формирование у детей осуществляется постепенно, концентрически и противоречиво. Сначала ребенок относится к окружающей действительности, побуждаемый непосредственными потребностями, интересами, обыденными представлениями. Но уже к подростковому возрасту потребности и интересы осмысливаются на основе научных знаний, приобретаемых в обучении, уточняющих или заменяющих обыденное понимание.
В сознании подростка происходит переоценка ценностей, расширение кругозора научных представлений и углубление понятий. Этому содействует

194 постепенно укрепляющееся стремление к самообразованию и самовоспитанию, являющееся важнейшей движущей силой превращения знаний в убеждения. В подростковый период развития дети с увлечением углубляются в изучение отдельных учебных предметов, осознанно заменяют обыденное понимание жизни научным. Избирательный интерес к познанию отдельных наук продолжает укрепляться у старшеклассников. Вместе с тем юноши и девушки становятся способными объединять в своем мышлении знания из различных наук, делать теоретические обобщения, устанавливать связи и зависимости между явлениями и событиями, придавать накопленным знаниям определенную завершенность, приводить их в систему. Единство и целостность представлений реальной деятельности – важнейший признак наличия мировоззрения, способного оказывать влияние на отношение школьника и его поведение.
В педагогическом процессе мировоззрение формируется как система знаний, способствующая осмыслению мира в его развитии.
Утверждение истины в сознании, превращение ее в убеждение достигаются в результате преодоления противоречий, реально существующих в жизни.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   52


написать администратору сайта