Главная страница

Электронный учебник (1). 1. Воспитание как педагогический процесс


Скачать 2.62 Mb.
Название1. Воспитание как педагогический процесс
Дата21.11.2022
Размер2.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЭлектронный учебник (1).pdf
ТипЗакон
#802859
страница20 из 52
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   52
− ответственность как моральную готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями;
− долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой;

206
− совестливость как регулятивную основу всей жизнедеятельности человека;
− чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку;
− гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
Эти ориентиры позволяют школьникам осмысливать и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие значимые и образные понятия, как:
− культура чувств – умение и стремление к эмоциональному проявлению и отношению к своим поступкам и поступкам других людей.
− способность к нравственному усилию, «усилию человека быть» как основа для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.
− чувство эмпатии – эмоциональное сочувствие другому, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.
Для осуществления нравственного воспитания в этом направлении необходимо соблюдение ряда педагогических требований:
− взаимосвязь и взаимодействие триады «знание – чувство – поведение» как важнейший принцип соотнесения усвоения с освоением и присвоением смыслов человеческой жизнедеятельности. Особое значение здесь имеет соотнесение нравственных знаний как основы личностного развития школьников с эмоциональными переживаниями, стимулирующими их включение в опыт поведения;

207
− диалог, диалогическое взаимодействие педагогов и учащихся как основной принцип всей воспитательной политики школы. Он выступает побудительной основой самоопределения школьников, источником нравственного осмысления жизни человека в обществе, самоосмысления. Форма диалога – эффективный инструмент выработки у школьников самостоятельного, недогматичного мышления;
− актуализация проблемного характера воспитательных ситуаций, предполагающих включённость когнитивных, этических и эстетических способностей сознания, рефлексивных реакций воспитанников, что делает их незаменимым инструментом для построения продуктивной воспитательной педагогики.
Учеными доказано, что гуманизация воспитания невозможна без эмоциональной составляющей как важнейшего психолого-педагогического параметра личностного становления школьников. Ими обозначены параметры психолого-педагогических путей формирования эмоционально окрашенного нравственного климата коллектива, построения ученических взаимоотношений как важнейшего условия полноценного развития школьников. К ним относятся:
− диалог, диалогическое взаимодействие педагогов и учащихся как основной принцип всей воспитательной деятельности школы. Он выступает побудительной силой самоопределения школьников, источником нравственного осмысления жизни человека в обществе.
Форма диалога – эффективный инструмент выработки у школьников самостоятельного мышления;
− актуализация проблемного характера воспитательных ситуаций, предполагающих включённость когнитивных, этических и эстетических способностей сознания, рефлексивных реакций воспитанников, что делает их незаменимыми средствами для построения продуктивной воспитательной педагогики.

208
К приоритетным направлениям в организации воспитательной деятельности следует отнести:
− организацию разностороннего позитивно и эмоционально окрашенного взаимодействия детей и взрослых во всех сферах жизнедеятельности образовательного учреждения;
− создание педагогических условий, формирующих моральную устойчивость школьников средствами актуализации этического разнообразия ситуаций, активизирующих возможность выбора и формирующих необходимость нравственных усилий школьников;
− развитие потребностной и эмоциональной сферы учащихся в нравственно-духовном контексте, формирование нравственно ориентированной мотивации;
− использование методов воспитания, ориентированных на субъектную позицию, самооценку, самоанализ, самоопределение учащихся в процессе учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения, выводящих на потребность самовоспитания и самосовершенствования.
Нравственное воспитание как педагогический процесс направлено на развитие и укрепление механизмов, организующих и регулирующих нравственную жизнь школьников, их жизнедеятельность. Процесс нравственного воспитания учащихся в образовательном учреждении предполагает овладение личностью необходимыми этическими знаниями, их осмысление через эмоционально-образное представление и практическое опробование форм морального поведения, что влияет на развитие культуры нравственно ориентированного мышления и поведения воспитанников.
Сам процесс нравственного воспитания школьников следует рассматривать как постепенное достижение гармонии и психолого- педагогического единства развивающего действия эмоционально-чувственной

209 и интеллектуально-рациональной сфер личности. Это обеспечивает накопление, осознание и развитие школьником эмоционально пережитых и личностно принятых этических норм поведения.
Логика данного процесса предполагает направленность на совершенствование и реализацию всей совокупности моральных ориентиров и ценностно-значимых смыслов в образе жизни и деятельности школьников.
Всё это требует чёткого вычленения психолого-педагогических принципов организации процесса нравственного воспитания школьников, которые базируются на двухмерной позиции ученика, выступающего в роли объекта и субъекта воспитания. И это очень важно, поскольку действенность организуемого процесса зависит от характера взаимодействия этих позиций, в котором необходимо обеспечить нравственные ориентиры ребёнка, движение от позиции объекта к всё более выраженной и осознаваемой самим учеником позиции субъекта.
В соответствии с этим важнейшим психолого-педагогическим принципом организации процесса нравственного воспитания является поэтапность.
Внутри каждого этапа также заложены в соответствии со стоящими задачами и обеспечивающие их принципы и методические подходы.
На первом этапе, когда субъектность ученика сравнительно невелика, педагог стремится вызвать его интерес к нравственному знанию, способствовать развитию моральных устремлений и потребностей личности. С помощью разнообразных методов приобщает школьников к нравственным знаниям, включает в эмоционально окрашенные виды деятельности: игры, упражнения, размышления, диалогическое взаимодействие, групповые и коллективные формы деятельности с учётом возрастных особенностей детей, их уровня воспитанности.
На втором этапе, когда наблюдается расширение сферы субъектного начала личности школьника, необходимо эмоционально-образное сосредоточение учеников на нравственно ценных ориентирах их

210 жизнедеятельности через накопление эмоциональных реакций, проявлений, действий, утверждающих нравственное начало личности. Усиление эмоционального начала в реакциях на других людей психологи связывают с проявлением гуманности. Этому способствует позитивный эмоциональный настрой ученика, который проявляется в контактах и отношениях с окружающими. При этом нравственное чувство и нравственное сознание как опосредствующие духовные звенья во взаимодействии и общении школьников приводят к конкретизации и осмыслению собственной нравственной позиции ученика как на этических занятиях, так и в повседневной жизнедеятельности.
На третьем этапе, на основе имеющихся моральных представлений и чувств нравственного опыта поведения, максимально используемых педагогом стимулирующих внутренние усилия школьников ситуациях нравственного выбора, актуализируется субъектная позиция ученика.
Нравственный выбор и связанные с ним приоритеты направлены на становление жизненно важных смыслов, поскольку учащимся важно сделать свой субъективный выбор. Происходит как бы саморазвёртывание нравственных свойств личности, формируются и развиваются движущие силы её субъектного начала.
Четвёртый этап направлен на создание педагогических условий для нравственной рефлексии, ведущей к самоопределению школьников, самооценки через актуализацию нравственного потенциала личности.
Утверждение положительного начала личности происходит через оценку других, а также развитием нравственного отношения к самому себе, уважения к своим человеческим достоинствам, осознания себя равным другим и формированием ответственности за последствия своего поступка, поведения.
На этом этапе следование нравственным принципам и нормам поведения обусловлено внутренним принятием их личностью. Данные нормы становятся устойчивым требованием школьников к себе.

211
В этом педагогический смысл нравственно-этического воспитания и его непрерывности. В соответствии с этим в воспитательной политике образовательного учреждения важен, прежде всего, системный подход, ведущий к целостному позитивному развитию школьников, воспитанию нравственной устойчивости личности, стабильности её ценностных ориентиров. Значимым является воспитание социального и гражданского иммунитета школьников ко всему деструктивному, выпадающему из нравственного поля жизнедеятельности людей.
Отсюда первоочередная задача – создание нравственного поля жизнедеятельности образовательного учреждения, что требует продуманной системы нравственного воспитания школьников, разработки его концептуальных положений.
Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе школьного обучения, так и во внеурочное время, и могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические вечера.
Для реализации нравственного воспитания школьников необходима программа, она очень обширна и охватывает круг различных нравственных отношений, в которых проявляются моральные качества.
Структура воспитательного процесса состоит во взаимосвязи воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.
Для воспитания любого нравственного качества применяются различные методы. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает

212 группа методов и средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты на этические темы.
Многие учителя справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем провести обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что они ни в коем случае не должны переходить в чрезмерную назидательность, беседы должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание.
Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.
Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний недостаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, который упражняется в совершении нравственных поступков.
Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей оказывает учитель. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира – это характерный признак духовной жизни детской личности.
Слово учителя – это инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно беседы с педагогом, духовное развитие, самообразование, ощущение радости при достижении целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самосовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой посвящена работа педагога, его индивидуальные беседы. Важно, чтобы воспитанники были

213 правдивыми и откровенными с самими собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали и никогда не противоречат истинным этическим нормам.
В зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть то, как он будет вести себя в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.
Воспитание – искусство, а это искусство заключается в том, чтобы человек, которого педагог воспитывает, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое – разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.
Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому он отдает свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное – включить школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.
Для того, чтобы объективно оценить состояние проблем нравственного воспитания на современном этапе, необходимо провести четкий анализ мероприятий, неоднократно на практике проводить различные беседы и дискуссии, но уже на данный момент можно с уверенностью сказать, насколько велико значение этой проблемы; в школе необходимы дополнительные занятия, систематизирующие и углубляющие представления школьников.
Нравственное формирование личности – сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий.
Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и внутренних воздействий. Все, с чем соприкасаются дети, – люди, вещи,

214 явления окружающей жизни, накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.
Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважения к старшим. Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество.
Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными.
Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания.
Во-вторых, для освоения нравственного опыта личный опыт детей весьма узок,
ограничен, они нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом.
Отсюда возникает необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных нравственных качеств и преодоление отрицательных. Любые качества личности, уровень ее интеллектуального развития, физического совершенства, силы воли имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании с нравственным развитием личности.
3. Особенности нравственного воспитания на каждом возрастном этапе
Педагогу важно разобраться в том, как нравственное воспитание влияет на развитие воспитанника, как ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку нравственного совершенства. Это можно понять, если целостный

215 процесс нравственного воспитания разделить на отдельные составляющие и рассмотреть их по отдельности на каждом возрастном этапе.
Нравственные основы бытия современный школьник сможет понять при условии пробуждения самостоятельной мысли, и начало этого поиска в школе может быть положено вхождением в диалог с другими о самых животрепещущих вопросах жизни на уроках курса «Основы этической культуры». В логике его непрерывности как предмета воспитания происходит творческое личностное осмысление учеником нравственных проблем человеческого существования.
Это достигается путём создания многообразных приёмов включения школьников в осмысление, осознание и практическое освоение нравственных аспектов жизни человека.
Необходимо учитывать новообразования школьников: способы стимулирования усилий личности в моральном самовыражении, самооценки в младшем школьном возрасте, стремлений к самоопределению и самовоспитанию – в подростковом, самосовершенствованию – в старшем.
Немаловажными являются активизация личностных духовно- нравственных потребностей и природных интеллектуальных, эмоциональных ресурсов, организация рефлексивной работы.
Процесс осознания школьником моральной основы поведения и отношений длителен и требует педагогически выверенных и личностно ориентированных подходов в соответствии с его возрастными особенностями.
Этот процесс выстроен в последовательной логической цепочке: от первоначального ознакомления детей и подростков с этическими знаниями, понятиями через эмоциональное и интеллектуальное погружение учеников в мир этических норм бытия, к постепенному накоплению в самосознании детей оценочных суждений и практических действий, требующих нравственного выбора. Этот выбор должен быть сделан осознанно на основе ориентированных представлений о ценностях человеческого бытия,

216 реализуемых в формирующемся опыте нравственных отношений к окружающему миру и людям.
В младшем школьном возрасте, в период собственного нравственного развития детей, нравственная сфера претерпевает дальнейшие изменения. В начальной школе дети сталкиваются с тем, что они постоянно должны следовать моральным правилам и нормам, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   52


написать администратору сайта