Электронный учебник (1). 1. Воспитание как педагогический процесс
Скачать 2.62 Mb.
|
Младшие школьники должны постоянно учиться применять данные правила и нормы во взаимоотношениях с учителями, другими взрослыми, сверстниками. Дети младшего школьного возраста психологически готовы к пониманию смысла всех нравственных норм и правил. В этом возрасте происходит становление таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, коллективизма, способности к сопереживанию, эмпатии. Но нравственному развитию младшего школьника присущи возрастные изменения. На этом возрастном этапе дети еще не способны к выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая моральные требования, младший школьник продолжает полагаться на авторитет родителей, учителя, более старших учащихся. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обусловливают его легкую восприимчивость как к положительному, так и к отрицательному влиянию. Начиная с подросткового возраста, основными движущими силами нравственного развития выступают биологическое взросление и социальное научение. Биологическое развитие является необходимой основой нравственного развития подростка. Наибольшее значение для нравственного развития в подростковом возрасте приобретают идеалы. Их формирование тесно связано с интересом к нравственным качествам людей, их поступкам, взаимоотношениям друг с другом. И если первоначально идеалы возникают у ребенка непроизвольно, 217 без сознательного поиска, то уже в старшем подростковом и юношеском возрасте ведется активный поиск людей, образы которых соответствуют нравственным стремлениям и служат опорой нравственного поведения. В подростковом возрасте урок этики может стать своеобразным аккумулятором накопленных нравственных представлений в жизненном опыте подростков, в соотнесении этого опыта с этически выверенными нормами образа жизни людей в вековом опыте человечества. Это соотнесение, сопоставление и личностное осмысление подростков и должно стать основой диалога с растущей личностью. Здесь необходимы те психолого- педагогические механизмы, которые позволяют выстроить действенное диалогическое взаимодействие с подростками на уровне их возраста, пробудить их мысли и чувства, вызвать стремления выразить свои мнения, направить к совместному поиску истины, пробудить желание оценить себя, наметить пути к самосовершенствованию. Содержание этического занятия с подростками как бы вытекает из повседневной жизнедеятельности детей, актуальных для них вопросов бытия, с которыми они сталкиваются. В соответствии с этим этическое занятие строится как непрерывный развивающийся диалог подростка с окружающим миром, в процессе которого происходят эмоциональное проживание и обогащение нравственного опыта школьников. В методике построения занятия приоритетным должен стать поиск воспитанниками нравственного решения в ситуациях морального выбора, приёмы стимулирования нравственной самооценки, осознания своего Я. Особенное внимание следует отвести этическому диалогу, ориентированному на более старший возраст. Это многоплановый диалог, ориентированный на нравственную рефлексию, в процессе которой школьник получает опосредованно выраженную помощь в самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека. Это обеспечивается 218 опосредованными способами овладения старшеклассниками этическими знаниями, созданием условий для нравственного напряжения и личностного усилия в процессе диалога с целью решения конкретной этической задачи или проблемы. В старшем школьном возрасте нравственное развитие характеризуется появлением нравственных убеждений, представляющих сплав соответствующих знаний и чувств. В убеждениях находит свое выражение проанализированный жизненный опыт школьника. Это делает их убеждения специфическими мотивами поведения и деятельности школьников, придает поведению большую устойчивость, последовательность и гибкость. С возникновением убеждений сначала перестраиваются, а затем полностью исчезают идеалы, воплощенные в образе конкретного человека. Вместо единичного конкретного образа возникает некий собирательный идеал. У старшеклассников появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Стремление старшеклассников к моральным знаниям обусловлено интересом к собственной личности. Нравственный поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве элемента социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Решая проблему смысла жизни, старшеклассники задумываются не столько над вопросом «кем быть?», сколько над вопросом «каким быть?» Возрастные особенности нравственного воспитания школьников представлены в табл. 4. Таблица 4 Возрастные особенности нравственного воспитания школьников 219 Младший школьный возраст Подростковый возраст Старший школьный возраст Формирование первоначальных основ нравственности. Освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками, педагогами, формирование нравственного отношения к природе, заботы об окружающих людях, культуры ненасилия, формирование ценностного отношения к труду Приобщение к общечеловеческим ценностям (дружба, милосердие и др.), формирование гуманности, справедливости, ответственности, доброжелательности и других качеств, а также способности и умений нравственного самосовершенствования. Формирование нравственного опыта. Изучение внутриколлективных отношений, уровня воспитанности подростков. Выделение нравственного аспекта во всех видах деятельности. Решение таких проблем, как эстетика внешнего вида и речи, санитарно- Освоение системы нравственных ценностей (труд, творчество, любовь, ответственность и др.), сочетание этой деятельности с решением задач нравственного самосовершенствования. Организация дискуссий, пресс-конференций, встреч и т. п., в ходе которых формируется духовность как главный компонент самосознания и мировоззрения старшеклассников 220 гигиеническая культура подростка, формы общения со сверстниками и взрослыми, этикет взаимоотношений между полами и т. п. с применением групповых и индивидуальных форм воспитания. Профилактика отклонений в нравственном развитии, предупреждение конфликтов со взрослыми и сверстниками Таким образом, в процессе нравственного воспитания школьников применяются такие методы и формы воспитания, как убеждение, внушение, пример, совет, одобрение, порицание, создание воспитывающих ситуаций, приучение и упражнение, дискуссии, ролевые игры, тренинги, поручение, требование, беседы, лекции, вечера, встречи, конференции и многое другое. Всё это способствует переводу современного образования от «человека образованного» к «человеку культуры», что и определяет психолого- педагогические параметры нравственного воспитания. 221 Тема 12. Интеллектуальное воспитание учащихся 1. Понятие, сущность, педагогические условия интеллектуального воспитания 2. Задачи умственного воспитания 3. Методы и формы интеллектуального воспитания 4. Интеллектуальное воспитание школьников на разных возрастных этапах 1. Понятие, сущность, педагогические условия интеллектуального воспитания Интеллектуальное (умственное) воспитание – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому ученику индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей. Интеллектуальные возможности личности – один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности. К сожалению, мир, в котором живет человек, становится все более сложным и противоречивым. Чтобы выработать разумную стратегию собственной жизни в этом мире, необходимо иметь достаточно высокий интеллектуальный потенциал. К тому же и общество заинтересовано в увеличении числа умных людей, т. к. именно от них зависит улучшение качества жизни граждан. Безусловно, умных людей в обществе будет больше, если педагоги будут целенаправленно заниматься интеллектуальным воспитанием подрастающего поколения. С этой точки зрения интеллектуальное воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных методов и приемов, которые ориентированы на 222 формирование и организацию различных интеллектуальных способностей, на развитие психических функций воспитуемого в процессе познания окружающего мира и себя. Интеллектуальное воспитание представляет собой систематическое и целенаправленное продуктивное воздействие воспитателя на воспитуемого, а также их взаимодействие, которое является основополагающим фактором развития и формирования интеллекта ребенка и его мировоззрения. Интеллектуальное воспитание включает в себя два взаимосвязанных аспекта: − во-первых, повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика (за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, находить причинно-следственные связи и отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать свою точку зрения, находить новые идеи, в том числе и в решении учебных задач); − во-вторых, рост индивидуального своеобразия склада ума (на основе учета индивидуальных познавательных склонностей, предпочитаемых способов познания, избирательности в выборе учебного материала и т. д.). Ориентация на интеллектуальное воспитание учащихся позволяет говорить о новых тенденциях в развитии современного образования, связанных с пересмотром основных компонентов школьного образования: его назначения, содержания, критериев эффективности форм и методов обучения, функции учителя. В контексте задачи интеллектуального воспитания содержание школьного образования должно быть таким, чтобы ребенок плодотворно развивался. Таким образом, не ребенок должен подстраиваться под содержание образования, а напротив, содержание образования должно подстраиваться 223 под ребенка. При этом имеется в виду не просто адаптация содержания школьного предмета к индивидуальным и возрастным особенностям школьников, а кардинальная его перестройка с учетом реальных психологических механизмов интеллектуального развития личности, а также ориентацией ребенка на анализ своих решений уточняющих, проблемных вопросов. В основе умственного воспитания лежит интеллект. Интеллект – это совокупность различных познавательных процессов, которые представлены такими элементами, как ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Критериями интеллекта являются: − объем, характеристика и содержание знаний; − процесс динамики интеллектуальной деятельности, т. е. ее изменение, а также скорость; − способность мыслить критически, т. е. навыки и умения оценки результата; − способность к обобщению; − способность к творческому восприятию и стремление к нему; − различные другие способности, качество различных видов памяти, характер основной деятельности, а также степень успешности ее осуществления. Средством и способом развития и воспитания интеллектуальных способностей является обучение, которое включает в себя: − развитие таких психических процессов, как воля, различные виды памяти, образное и логическое мышление, хорошее внимание и восприятие. Эти процессы служат основными условиями, обусловливающими возникновение и формирование познавательного и образовательного процессов; 224 − формирование и организация культуры учебного процесса и интеллектуального труда. Только четкое представление воспитуемых о самом процессе обучения способствует наилучшему усвоению знаний, а следовательно, умственному развитию; − стимулирование и инициация заинтересованности в работе с литературой и различными новыми видами информационных технологий. Для этого, прежде всего, обязательными являются ненавязчивая организация досуга воспитуемых и создание различных компьютерных комнат и кружков; − необходимо также обязательное развитие и формирование личностных качеств воспитуемых. К ним относятся самостоятельность, широта кругозора, эрудированность, способность к творчеству и творческим решениям различных жизненных проблем. Интеллектуальное (умственное) воспитание – педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения. Интеллектуальная культура (культура мышления) – совокупность формально-логических, языковых, содержательно-методологических и этических знаний, умений и навыков, проявляющихся в интеллектуальной деятельности человека. От этой культуры зависят процессы социализации личности, ее творческие и профессиональные достижения. Интеллектуальная культура включает комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда, то есть умение: − определять цели познавательной деятельности; − планировать их; − выполнять познавательные операции; 225 − работать с источниками информации, оргтехникой, заниматься самообразованием и т. п. В структуру этого компонента базовой культуры личности входят общие и специальные учебные умения, а также такие интеллектуальные качества, как быстрота, гибкость, глубина, широта, логичность, ясность, активность, самостоятельность ума. Формирование интеллектуальной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов. Умственные силы (ум) – совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершению мыслительных операций. Свойства ума – быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность. В природе ума и его развитии много сложного и неясного. Педагогу надо знать, что имеются две точки зрения на природу умственного развития. Согласно одной, интеллект, умственные способности даны от рождения в особых психологических структурах, обеспечивающих восприятие и переработку информации. С ростом человека способности генетически вступают в силу, проявляются (гештальтпсихология, генетическая психология Ж. Пиаже). Согласно другой теории, умственные силы на генетической основе развиваются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность – обучение (Л.С. Выготский). В соответствии с этим в отечественной педагогике разрабатывалась система умственного воспитания, задачи которой: − формирование знаний как условия умственного роста; − овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями; − формирование научного мировоззрения. 226 Основные мыслительные операции – это анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения: читать, писать, считать, излагать свои мысли, и специальные умения: читать карты, чертежи и т. п. К общим интеллектуальным умениям относят также навыки самостоятельной работы, культуру умственного труда. Пути решения задач умственного воспитания – это обучение и внеклассная работа с учащимися. Проблему умственного развития в процессе обучения разрабатывали Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин и др. Опорой служили выводы Л.С. Выготского о том, что обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на «зону ближайшего развития». Это означает, что ученикам нужно предъявлять такие задания, которые они могут выполнить с помощью взрослых. Согласно этому подходу, умственное развитие обеспечивается, кроме содержания обучения и воспитания, подбором заданий исследовательского характера, на установление причинно-следственных связей, на сравнение и др. В 60-е годы прошедшего века Л.В. Занков с сотрудниками обосновал развивающую дидактику для начальной школы. В настоящее время довольно широкое распространение получила концепция и методика развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Основные пути умственного воспитания – систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения, и внеурочная деятельность по развитию их умственной культуры. Во внеклассной работе используются такие формы умственного воспитания, как научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады. 227 Учитель и исследователь И.П. Волков для развития ума и других способностей создал комнату творчества учащихся, где они могут пробовать себя в разных занятиях. Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности: потребностями, мотивами, интересами. Средства их формирования таковы: содержание учебного и внеурочного материала, методы его подачи и организации мыслительной деятельности, создание положительных эмоций в деятельности детей. В тесной связи с интеллектуальным развитием протекает процесс формирования мировоззрения ученика – системы философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Взгляды и убеждения – это принятые человеком представления о мире как достоверные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убеждений являются научные знания, общественный и личный жизненный опыт. Для выработки учениками убеждений важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений. Можно считать, что в отечественной школе учитель традиционно выступает как носитель определенных норм и позиций. Средствами интеллектуального воспитания являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников. Усвоение знаний обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегрированных курсов. |