Главная страница

Электронный учебник (1). 1. Воспитание как педагогический процесс


Скачать 2.62 Mb.
Название1. Воспитание как педагогический процесс
Дата21.11.2022
Размер2.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЭлектронный учебник (1).pdf
ТипЗакон
#802859
страница19 из 52
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   52
Убеждения школьника утверждаются путем преодоления противоречий, в которое вступают приобретаемые им научные знания с обыденными представлениями, стихийным личным опытом. В его сознании в процессе учебной деятельности осуществляется критика искаженных, ненаучных привычных представлений и понятий. Это противоречие теоретического познания способствует превращению убеждения в духовное достояние личности, побуждает к его отстаиванию, проведению в жизнь.
Мировоззренческие убеждения становятся духовной основой социальной активности. Переход знаний в устойчивые взгляды осуществляется более интенсивно, когда учащиеся вовлекаются в самостоятельный поиск.
Возникновение потребности в теоретическом знании и его практическом применении облегчает детям процесс превращения знаний и взглядов в

195 убеждения. По мере того как ребенок обогащается духовно, он активно включает в круг своего общения приобретенные убеждения: рассказывает о них родителям и знакомым взрослым, исподволь проверяя самого себя, обсуждает их с единомышленниками-сверстниками, вступает в жаркие споры и дискуссии с идейными противниками. Школьник стремится быть в согласии с самим собой, своим внутренним миром, поступая в соответствии с убеждениями и борясь с тем, что им противоречит.
3. Формирование мировоззрения на разных возрастных этапах
В начальных классах уже существует принципиальная возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие. Пониманию младших школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. Например, начальные представления о сезонных изменениях в природе, о материальном единстве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречиях и др.
Подростки делают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерности и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам и обобщениям. Вместе с тем, для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка, преувеличенная склонность к подражанию.
В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. У старшеклассников формируются фундаментальные идеи высокого уровня обобщенности, твердые взгляды и убеждения. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение.

196
Целостный процесс формирования у учащихся научного мировоззрения обеспечивается благодаря взаимопроникающим связям между учебными предметами. Как уже отмечалось, осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное представление о нем.
Это достигается и в ходе проведения воспитательных мероприятий, которые охватывают нравственное, интеллектуальное, трудовое, экономическое, эстетическое, физическое воспитание и т. д.
Немаловажное значение имеет социальная и профессиональная позиции педагога, так как его поступки, действия, убеждения являются важнейшим примером формирования мировоззрения. Успех его формирования основывается во многом на доверии учащихся к учителю. В процессе взаимодействия с учителем усваиваются основные понятия теории нравственной культуры, которые также характеризуют мировоззрение обучающихся.
Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило, распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы.
Норма – это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми. Понятия морали, охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. К таким категориям относится нравственный идеал.
Нравственный идеал – образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.
Он формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; в готовности

197 прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии – умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатии – способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности – терпимости к чужим мнениям, поведению.
Важным условием формирования мировоззрения школьников является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.
Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.
Дисциплина – составная часть нравственности, соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе.
Дисциплинированность характеризует поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным и общественным целям, установкам, нормам и принципам.
Мировоззренческая культура включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура.
Формирование мировоззрения на разных возрастных этапах представлено в табл. 3.
Таблица 3
Формирование мировоззрения на разных возрастных этапах
Младший школьный возраст
Подростковый возраст
Юношеский возраст
Пониманию учащихся доступны некоторые
Создаются благоприятные условия
Важнейшее новообразование


198 существенные зависимости, связи между явлениями природы и общества, которые носят мировоззренческий характер (представления о сезонных изменениях в жизни природы, о постоянном развитии мира и другие) для овладения учащимися диалектико- материалистической картиной мира в процессе изучения систематических курсов основ наук.
У подростков невелик жизненный опыт, их взгляды не всегда отличаются стройностью, полнотой и устойчивостью. Для них обычно характерна неадекватная самооценка, склонность к подражанию. Поэтому важно побуждать подростков к самостоятельной и обоснованной оценке предметов и явлений самосознание личности
– определяет готовность старшеклассников к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте.
Для них характерны философская направленность мышления, потребность проникнуть в суть вещей и явлений окружающего мира.
Это создает основу для формирования фундаментальных методологических идей, прочных взглядов и убеждений учащихся, обеспечивающих принципы их поведения и деятельности.
Складывающиеся мировоззренческие позиции способствуют также профессиональному самоопределению

199 старшеклассников
Помимо учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся педагогическими условиями формирования научного мировоззрения школьников являются:
− обеспечение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера;
− придание общественной направленности обучению; соблюдение принципа историзма в изучении содержания учебных предметов;
− развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в педагогическом процессе; стимулирование эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу;
− связь обучения с жизнью, включение учащихся в разнообразную практическую деятельность;
− взгляды и убеждения самих педагогов, их личностные и профессиональные качества.
К общим критериям сформированности мировоззрения учащихся относятся:
− глубина научных знаний, их объединение в целостную систему, объясняющую сущность и закономерности явлений природы, общества, мышления;
− развитая способность диалектического осмысления действительности, совершенствования мировоззрения, обнаруживающаяся в умелом анализе школьниками новых для них явлений, общественных событий, произведений искусства;

200
− проявление социальной активности, эмоционально-волевой общественной целеустремленности, направленности деятельности на воплощение идеалов в жизни, их пропаганду и защиту.
Таким образом, мировоззрение школьников представляет собой исходные основы научных взглядов и убеждений, тесно связанных с чувствами и волей. Оно вооружает учащихся научной методологией и способами мышления, дает возможность объяснять мир с научных позиций, познавать его, опираясь на законы диалектики.
Мировоззрение детей начинает формироваться еще до школы, но только в учебно-воспитательном процессе под непосредственным руководством педагога и при взаимодействии с ним оно приобретает черты осознанности, осмысленности и целенаправленности.
Тема 11. Нравственное воспитание школьников
1. Содержание и педагогические принципы нравственного воспитания школьников
2.
Ориентиры и принципы нравственного воспитания в современной школе
3. Особенности нравственного воспитания на каждом возрастном этапе
1. Содержание и педагогические принципы нравственного воспитания школьников
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, предполагает становление его уважительного отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и самому себе.

201
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто, если не учитель, имеющий возможность влиять на воспитание ребенка, должен определить этой проблеме особое место в своей деятельности? Поэтому целью педагога является стремление оградить учащихся от мира жестокости и грубости, познакомить их с принципами морали и этики, сформировать нравственные представления и понятия.
Нравственное воспитание – это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества.
Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности. Нравственная культура личности – освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору. Осуществление нравственного воспитания предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств:
− отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);
− отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и др.).
− отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);

202
− отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность и др.);
− отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, бережливость, забота о сохранении общественного достояния, личных вещей).
Методологической основой нравственного воспитания является этика – отрасль философии, изучающая мораль. Мораль – форма общественного или индивидуального сознания, интегрирующая категории, принципы, правила, нормы, идеалы, которые регулируют взаимодействия между людьми.
Моральная норма – это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.
Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как «добро», «честь», «совесть», «справедливость».
Все эти понятия имеют оценочный характер.
Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.
Нравственность – освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности. Нравственное сознание – это синтез нравственных представлений, понятий, этических оценок, моральных мотивов и т. д.
Нравственные чувства – форма переживания человеком своего отношения к природным и общественным явлениям, к другим людям и к самому себе. Только став предметом устойчивых чувств, нравственные понятия, оценки, убеждения и т. п. становятся реальными побуждениями к

203 деятельности. Нравственная воспитанность – общественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся в отношениях, общении, деятельности.
Нравственно-этическая культура личности включает в качестве важнейшей своей составляющей культуру поведения – синтез культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры.
Культура поведения представлена формами поведения человека в повседневной жизни (в трудовой деятельности, в быту, в общении с другими людьми и т. п.).
Осуществляя нравственное воспитание, педагогу следует организовать целенаправленную работу по нравственному просвещению учащихся, направленную на формирование у них понимания нравственных основ общества, на развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания и др.), на воспитание моральных качеств, формирование норм этикета.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Это требует реализации педагогических принципов и содержательной сущности воспитания, которая базируется на общепринятых значимых для школьников ценностных основаниях человеческой жизни и жизни общества. Эти основания отрабатывались веками и при большом разнообразии критериальных подходов и приоритетов, тем не менее, сводились к нравственным постулатам, утверждающим жизнь и человека наивысшей ценностью, а всё значимое для их развития основополагающим смыслом.
Эти постулаты отражали нравственное значение и достоинство личности, её ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, – моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Это то, что выделяется человеком в качестве наиболее значимого, что он вложил в основу представлений о должном относительно своего Я,

204 нормах отношений с людьми и окружающим миром, собственного жизнеосмысления и жизнедеятельности.
Это тот ценностный смысл, который существует для необходимой ориентировки каждого человека в своей жизни. В основе его лежит нравственный выбор самой личности, требующий напряжения сил собственного разума и чувств и стремления понять сущность общечеловеческих законов в каждом конкретном случае.
Достигается это воспитанием, где выбор может рассматриваться как метод познания и личностного осознания школьником социальных процессов и нравственно-этических отношений. Нравственный выбор и связанные с ним приоритеты определяют жизненные позиции личности, поэтому так важно, чтобы ученик выбирал поступки сам через обретение нравственных знаний, их эмоциональное чувствование, опробование в собственном опыте построения отношений с людьми и окружающим миром.
В таком контексте воспитание ведёт к постижению и принятию школьниками ценностных приоритетов человеческой жизни, поэтому главной задачей воспитательного процесса становится осмысление этики и этических категорий, определяющих нравственную основу жизненных проявлений личности.
Данное осмысление становится педагогически значимой задачей нравственно-этического воспитания, необходимого и востребованного современной школой.
Этика, аккумулируя нравственные проблемы человеческого бытия, может сконцентрировать педагогические усилия учителей и потенциальные резервы школьного учреждения на реализации эффективных путей гуманистического воспитания учащихся, формировании их нравственно ценных ориентиров, актуализации духовного потенциала, этической культуры личности. Она может стать неистощимым источником нравственного осмысления жизни человека, его бытования в обществе, становления человеческого Я, осознания его

205 ценности через познание сущности этических понятий, погружение в историю этических учений, диалог эпох и культур.
Специальные исследования и педагогический опыт показали, что сегодня назрела необходимость органичного включения в учебно-воспитательный процесс школы системы нравственно-этического воспитания детей, несущей гуманистические основы общечеловеческих ценностей. Это становится на сегодня одним из важнейших педагогических условий и принципов воспитательной политики государства и требует специально выделенного времени в базовых программах школы и методической подготовки педагогического коллектива.
Значимость нравственно-этического воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Недооценка нравственных ценностей и пренебрежение моральным нормами становятся повсеместным явлением.
2. Ориентиры и принципы нравственного воспитания в современной школе
Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, ориентирами, к которым следует стремиться учащимся, следует считать:
− гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру;
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   52


написать администратору сайта