Катлип С. Паблик рилейшнз_теория и практика. 1 Введение в современные технологии связей с общественностью
Скачать 16.37 Mb.
|
Дореволюционная ситуация Традиции создания паблисити в целях добывания денежных средств, рекламирования коммерческих предприятий, продажи земли и популяризации отдельных личностей в Соединенных Штатах, наверное, имеют даже более глубокие корни, чем сама нация. Американские таланты по части "проталкивания" видны уже на примере первых поселений, которые начали появляться на восточном побережье североамериканского континента в семнадцатом столетии. По- видимому, первые систематические усилия по добыванию денежных средств на этом континенте были предприняты еще в 1641 году, когда руководство создававшегося в то время Гарвардского колледжа отправило в Англию трех просителей с миссией "выколачивания денег" для колледжа. Оказавшись в Англии, они уведомили Гарвард о том, что им требуется брошюра, посвященная сбору средств (в наше время ставшая стандартным элементом проведения любой кампании по сбору средств). В ответ на этот запрос вышла брошюра NewEngland'sFirstFruits, в основном подготовленная в Массачусетсе, но отпечатанная в Лондоне в 1643 году, — первый пример начавших затем появляться в огромных количествах брошюр и проспектов из области паблик рилейшенз. Эпоха независимости Инструменты и методы PR в течение длительного времени были важными элементами арсенала политической борьбы. Продолжительные кампании, направленные на манипулирование общественным мнением, велись еще во времена Революции (вспомним хотя бы деятельность Сэмюэля Адамса (Samuel Adams) и его сподвижников). Эти революционеры осознавали важность общественной поддержки и интуитивно понимали, как добиться ее, а затем и направлять в нужное русло. Они достаточно широко и творчески пользовались пером, трибуной оратора, различными инсценированными событиями, символикой, умело и вовремя подбрасываемыми обществу "новостями". Адаме неустанно работал над формированием выгодного общественного мнения, твердо придерживаясь в своей деятельности известного принципа, гласящего, что "люди, как правило, руководствуются своими ощущениями, а не причинами, которые их вызывают". Довольно рано он подметил, что общественное мнение является результатом определенного хода событий и того, как эти события воспринимаются общественно активными людьми. Адаме умел "создавать" события, удовлетворяющие ту или иную потребность, если поблизости не находилось кого- либо, кто мог бы реализовать эту потребность.4 В гораздо большей степени, чем многим сейчас кажется, современные модели деятельности в сфере связей с общественностью сформировались под воздействием новаторских подходов к мобилизации общественного мнения, разработанных Адам сом и его сподвижниками. Готовя восстание против английского владычества, эти новоиспеченные пропагандисты, руководствуясь в основном интуицией, разработали соответствующие методы, а затем и продемонстрировали их мощь. 1. Необходимость создания организации для практического осуществления деятельности, обеспечиваемой проведением соответствующей PR- кампании. Например, организация "Сыновья свободы", созданная в Бостоне (январь 1766 г.), и Комитеты согласия, также созданная в Бостоне в 1775 г.5 2. Использование символики, которая легко воспринимается людьми и вызывает у них требуемые эмоции. Например, Дерево свободы (Liberty Tree). 3. Использование лозунгов, которые в сжатой и легкой для запоминания и воспроизведения форме выражают те или иные сложные идеи и проблемы. Например, "Налогообложение без опротестования — путь к тирании". 4. Инсценированные события, которые привлекают общественное внимание, возбуждают дискуссии и таким образом "кристаллизуют" пока еще неструктурированное общественное мнение.6 5. Важность донесения до общественности в первую очередь своей точки зрения на то или иное событие. В результате в общественное сознание внедряется ваша собственная интерпретация этого события. Например, "Бостонская резня". 6. Необходимость проведения с помощью указанных методов продолжительной "кампании насыщения" с использованием при этом всех доступных каналов коммуникации для внедрения в общественное сознание новых идей или новых взглядов. Чрезвычайная трудность мобилизации общественного мнения для победы революции и формирования правительства оценивается в наши дни по достоинству лишь немногими. Они отдавали себе отчет в наличии огромной пропасти между своими общественными профессиями и американскими реалиями. Они знали о существовании ожесточенной оппозиции идее независимости и о фактической индифферентности огромной массы людей. Знали они и о наличии острого соперничества и серьезных разногласий между колониями.8 В отличие от революционеров, построивших свою работу с общественностью на основе эффективных коммуникаций, консерваторы, бывшие горячими сторонниками короля Георга и Британской империи, полагались не столько на пропаганду, сколько на правовое и военное давление — впрочем, без особого успеха. Поэтому неудивительно, что неукротимый Сэм Адаме так радовался, когда услышал пальбу в Лексингтоне: "О, какое замечательное утро!". Он и его соратники- пропагандисты действительно успешно справились со своей работой. Эта революционная кампания, которая была так богата на эмоции, породила модели для последующих политических баталий в стране.10 Следующей важной вехой в становлении паблик рилейшенз зарождающейся американской нации оказалась публикация "писем 85 федералистов", отправленных в газеты на протяжении 1787-1788 гг. Александером Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном и Джоном Джеем. Авторы этих писем настаивали на принятии Конституции и, по сути дела, проводили (по утверждению одного историка) "первую общенациональную политическую кампанию". Политическая эпопея, которая привела к появлению в 1787 г. Конституции и ее принятию в 1788 г., оказалась уникальным явлением в истории человечества. Никогда ранее представители целой нации таким способом и за столь короткое время не обсуждали, не планировали и не воплощали в жизнь новую форму правления страной.11 Другой историк, Броудус Митчелл (Broadus Mitchell), пишет: Парируя наскоки своих противников и мобилизуя общественное мнение в поддержку Конституций, авторы "писем 85 федералистов" провели, возможно, самую успешную в истории кампанию по организации связей с общественностью. Возражения оппонентов приходилось не столько отвергать, сколько опровергать. Искренние сомнения и страхи удалось рассеять. Невежество удалось победить путем распространения соответствующей информации. Манера убеждения была скорее серьезной, чем пристрастной, а доказательства, приводимые сторонниками Конституции, основывались на искренности и непредвзятости, без каких- либо признаков самоуверенности и собственного превосходства. Он [Гамильтон] обращался к разуму своих читателей, проявляя спокойствие и выдержку.12 Историк Аллан Невинс (Allan Nevins) выражает благодарность Алексан- деру Гамильтону за проведение "самой искусной PR- кампании в истории человечества". Обеспечение общенациональной поддержки Конституции явилось, по сути, примером успешного проведения PR- кампании, и Гамильтон, обладавший острым чутьем на все, что касалось паблик рилейшенз, уделял внимание не только самому "продукту", но и возражениям со стороны умных людей; он охотно делился своими соображениями с другими... Как только перед страной встала задача принятия Конституции, эффективость, с которой Гамильтон начал решать эту проблему, может и поныне служить замечательным примером удачной организации связей с общественностью. Он понимал, что если в общественном сознании возникнет вакуум, он обязательно заполнится невежественными и откровенно глупыми воззрениями. Одним словом, когда речь заходит о доведении до общественности точных фактов и плодотворных идей, нельзя терять ни минуты.13 Политика и перемены Перемены в паблик рилейшенз, происходившие на протяжении двадцатого столетия, непосредственно связаны с борьбой за власть, вызванной движениями за политические реформы. Эти движения, отражающие мощные всплески протеста против глубоко укоренившихся правящих группировок, выполняли роль катализаторов, ускорявших развитие и становление PR, поскольку стремление различных экономических и политических групп добиться доминирования порождало потребность в обеспечении общественной поддержки. Паблик рилейшенз развивались также в ответ на потребность получить общественное признание и согласие на применение быстро развивающейся технологии. Когда, например, компания Bell Telephone System разработала новый тип АТС, она столкнулась на Западном побережье с мощной общественной оппозицией со стороны так называемой Лиги антицифрового набора номера (Anti-Digit Dialing League), организованной Карлом Мэем (Carl May), известным борцом против того, что он называл "культом технологии".14 С аналогичным сопротивлением столкнулась Почтовая служба США, когда она начала вводить почтовые индексы. Первые отчетливые свидетельства использования общественной президентской кампании и появления функции президентского пресс- секретаря мы обнаруживаем в годы правления Президента Эндрю Джексона. В конце 20-х и начале 30-х годов XIX века президентские выборы впервые выиграл рядовой гражданин США и впервые в стране появилась бесплатная средняя школа. Резко повысилась грамотность населения, а политический интерес стимулировался стремительно растущим влиянием партий. Когда народ добился политического влияния в стране, стало необходимым проводить общественные кампании, чтобы заручиться его поддержкой. Управление страной перестало быть уделом лишь узкого круга избранных. С развитием демократии в Америке началась борьба за расширение прав и влияние отдельной личности. Последовавшая за этим борьба за власть дала стране такого известного первопроходца в области паблик рилейшенз, как Амос Кендалл (Amos Kendall). Являясь ключевой фигурой в "кухонном кабинете" Президента Джексона, Кендалл выполнял при этом роль специалиста по организации опросов общественного мнения, консультанта, составителя письменных материалов для Президента и публициста. Члены "кухонного кабинета" оказались непревзойденными мастерами по части организации событий, формирующих общественное мнение. По всем жизненно важным проблемам Джексон консультировался со своими главными советниками, большинство из которых, подобно Кендаллу, были когда-то журналистами. Джексон, человек весьма неискушенный в политических и социальных науках, испытывал немалые затруднения, пытаясь грамотно изложить свои собственные идеи. Подобно многим современным руководителям, он нуждался в специалисте, который мог бы представить его идеи Конгрессу и всей стране. Политические кампании Джексона и его политические подходы неопровержимо свидетельствуют о влиянии на них хорошо продуманной стратегии, знания общественного мнения и мастерства коммуникатора, которыми сполна обладал Кендалл.16 Точно так же президент Банка Соединенных Штатов Николас Биддл (Nicholas Biddle) и его помощники были хорошо осведомлены о методах воздействия на общественное сознание в их политических баталиях с Джексоном и Кендаллом. Фактически именно банки были первыми предприятиями, которые использовали прессу для этой цели: предоставляя кредиты редакторам и размещая у себя рекламу банков, они оказывали огромное влияние на многие газеты, заставляя молчать других. Джон К. Кэлхоун (John С. Calhoun) еще в 1816 г. пришел к выводу, что банки "в значительной степени контролируют прессу". Публицист Николаса Билла, Мэтью Сент- клер Кларк (Mathew St. Clair Clarke), буквально наводнял прессу США всевозможными пресс- релизами, отчетами и памфлетами, вовсю рекламируя свой банк. В марте 1831 г. совет банка уполномочил Бидла "подготовить и запустить в прессу такие документы и материалы, которые информировали бы людей о сущности и деятельности банка". Однако все эти памфлеты, множество статей, появлявшихся в прессе, и лоббистская деятельность Бидла и его партнеров так и не перевесили усилий, предпринимавшихся Джексоном и Кендаллом.1' История развития паблик рилейшенз приобретает смысл только при сопоставлении ее с этой борьбой за власть и сопровождающими ее переменами. Вряд ли можно считать простым совпадением то обстоятельство, что в прошлом бизнес относился к проблеме паблик рилейшенз со всей серьезностью именно в те моменты, когда возникала угроза его могуществу со стороны профсоюзов, фермеров, владельцев магазинов, органов государственного регулирования или взрослеющего поколения. Нельзя считать простым совпадением и то обстоятельство, что программы деятельности профсоюзов заметно активизировались именно в те моменты, когда неблагоприятная общественная реакция на эту деятельность выкристаллизовывалась в очередное регуляционное законодательство или вызывала ослабление общественной поддержки. Аналогично периоды наиболее интенсивного развития паблик рилейшенз в государственных структурах приходятся на кризисные времена, в числе которых первая мировая война, Великая депрессия и Новый курс, вторая мировая война, войны в Корее и во Вьетнаме, тяжелые годы холодной войны с Советским Союзом, захват Панамы, война в Персидском заливе и продолжающийся конфликт с Ираком Саддама Хусейна. Период взросления Многие из тех сил, которые породили паблик рилейшенз, коренятся в девятнадцатом столетии, хотя современная концепция паблик рилейшенз в молодой Америке была мало кому известна. Для их полномасштабного развития было не так уж много побудительных мотивов, не говоря уж об общенациональных средствах массовой коммуникации. Взаимоотношения между различными группами были относительно простыми: люди были относительно самодостаточны и независимы, большинство из них к тому же проживали на фермах. Однако корни современных связей с общественностью прослеживаются еще в те времена. Алан Роучер (Alan Raucher) пишет: Трех основных предшественников паблисити образца двадцатого века можно выделить из их иногда довольно темного прошлого. Одним из них является пресс- агентство, вторым - реклама, а третьим предшественником паблисити - причем довольно неожиданно - оказываются критики и реформаторы бизнеса. К первому десятилетию двадцатого века эти три элемента, так и оставшиеся незамеченными многими современниками, объединились, создав в результате некое новое качество.18 Пресс- агентство Утверждение, будто PR возникли на основе пресс- агентства, хоть и является чрезмерным упрощением, содержит зерно истины. Систематические усилия, направляемые на то, чтобы привлечь или, наоборот, отвлечь общественное внимание от какого- либо факта, события и т.п., имеют столь же древнюю историю, как и попытки убедить других в чем- либо или "распропагандировать" что- либо. Многое из того, что мы определяем как паб- лик рилейшенз, называлось пресс- агентством в те времена, когда оно использовалось для пропаганды заселения земель на неосвоенных просторах Дикого Запада или создания для некоторых деятелей образа политического героя. Элементы пресс- агентства в наши дни можно обнаружить во многих программах паблик рилейшенз, впрочем, они не столь сильны, как привыкли утверждать критики. Пресс- агентство, начиная со времен Файниса Тейлора Барнума (Phineas Taylor Barnum) и его последователей в лице театральных пресс- агентов, развивалось как придаток шоу- бизнеса. Следует отметить, что предприятия шоу- бизнеса по- прежнему остаются основными работодателями пресс- агентов. Пресс- агентство достигло своего зенита во всемирных рекламных кампаниях в сфере профессионального спорта, таких как Super Bowl, Daytona 500, матчи на звание чемпиона мира по боксу и баскетбольные матчи серии Final Four, организуемые NCAA. Времена Амоса Кендалла явили нам превосходные образцы "раскрутки", когда оппоненты Джексона сотворили миф Дэйви Крокетта (Davy Crockett), чтобы отвоевать у "Старого Хикори" голоса поселенцев на новых территориях. Пресс- агентом Крокетта был Мэтью Сент- клер Кларк. (Легенду Дэйви Крокетта оживили в 50- е годы XX столетия, когда Уолт Дисней вывел образ этого "сказочного лесного цветка" в своих фильмах, телепрограммах, книгах и записях. Однако нельзя утверждать, будто именно Дисней создал легенду Дэйви Крокетта, — он лишь приукрасил ее.19) Однако мастером из мастеров был Ф. Т. Барнум, и он знал себе цену. Годы жизни Барнума (1810-1891) приходились на период, имевший огромное значение для эволюции паблик рилейшенз, а его влияние на паблик рилейшенз сохраняется и поныне. Выдающиеся способности Барнума как шоумена проявлялись не только в инстинктивной ловкости, с которой он ухитрялся давать массам именно то, что им хотелось, но и в его умении диктовать им свою волю, которую они воспринимали как собственные желания... У каждого своя счастливая звезда. Счастливой звездой Барнума можно считать восклицательный знак.20 Промоутер Барнум даже имел своего собственного пресс- агента, Ричарда Ф. "Тоди" Гамильтона (Richard F. "Tody" Hamilton).21 Так называемые железнодорожные публицисты играли важную роль в расселении людей на неосвоенных еще землях Соединенных Штатов и в создании романтического ореола, который и по сей день окружает Запад. Начиная с 50-х годов девятнадцатого века железнодорожные компании и покорители новых земель в своих попытках увлечь людей на запад широко использовали паблисити и рекламу. Чарльз Рассел Лаувелл (Charles Russel Lowell), который руководил инициированной в 1858 г. кампанией по созданию паблисити на Барлингтонской железной дороге, писал: "Мы начинаем понимать, что тот, кто собирается строить железную дорогу на запад, должен найти для этого людей и выстроить собственный бизнес". Он дает хороший совет современному специалисту в области паблик рилейшенз: "Мы должны трубить о себе так громко, как это диктуют выгоды нашего положения". С тех пор и до завершения освоения новых земель, которое пришлось примерно на конец девятнадцатого века, паблисити, обеспечиваемое пресс- агентами, было главной силой, толкавшей людей к новой жизни и заставлявшей их осваивать новые территории. Другие промоутеры быстро признали огромный потенциал паблисити и рекламы. Когда промоутеры Всемирной колумбовской выставки в Чикаго (1893 г.) увидели, как их грандиозные планы искажаются и осмеиваются в американской и европейской прессе, они быстро создали Отдел паблисити и промоушена. Руководить этим отделом было поручено журналисту Мозесу П. Хэнди (Moses P. Handy), который должен был "использовать силу печатного слова любым доступным способом".2 Усилия Хэнди на этом поприще увенчались успехом. Успех привлек внимание подражателей. Барнум проложил путь, по которому устремились толпы его последователей. В течение последних двух десятилетий девятнадцатого века пресс- агентство распространилось с шоу- бизнеса на родственные ему предприятия. Но по мере того как число пресс- агентов непрерывно увеличивалось, а их "подвиги" (чаще всего приводившие к желаемому результату) вызывали все большее возмущение общественности им все чаще приходилось сталкиваться с враждебным и подозрительным отношением к себе со стороны редакторов, а сама профессия и ее носители стали для общества символом нечистоплотности. Это клеймо, к сожалению, досталось по наследству и паблик рилейшенз. |