100 проектов для малого бизнеса2018 содержание
Скачать 4.6 Mb.
|
9. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДОМБРЫ ИЗ ЦЕЛЬНОГО ДЕРЕВА НА 3D-ФРЕЗЕРНОМ СТАНКЕ Концепция проекта «Нағыз қазақ қазақ емес, Нағыз қазақ – домбыра» , что буквально означает: «настоящий казах это тот, кто умеет играть на домбре». А если учесть то, что были когда-то времена, когда каждый казах мог «управлять» домброй, то смысл еще од- ной пословицы «Әу демейтін қазақ жоқ» («Нет казаха, который не поет») сегодня также остается актуальным. Настолько актуален, что на самом деле сегодня очень много молодых людей, которые несмотря ни на что, развивают искусство игры на домбре. Всевозможные фестивали, конкурсы, а также супермодные домбыра-party служат примером. Реализация данного проекта позволит предпринимателю организовать инновационное производство на местном уров- не в виде мини-цеха, деятельность которого обеспечит диверсификацию, увеличение доходности и конкурентоспособно- сти предприятия. Наряду с этим, модернизация действующего цеха современным оборудованием позволить увеличить объем выпуска национальных изделий прикладного искуства и даст новый импульс по содействию развитию националь- ного искуства сочетающего в себе элементы современного инновационного производства, а также росту производитель- ных сил. Проект направлен на создание новых рабочих мест. Общие инвестиционные затраты по проекту включают в себя: Расходы, тыс.тенге Сумма, тыс.тенге Источник Приобретение оборудования 3000.0 Средства гранта Приобретение инструментов 300,0 Собственные средства Всего 300,0 Финансирование проекта планируется осуществить как за счет собственных средств инициатора проекта, так и за счет средств гранта в рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020». Общие инвестиционные затраты составят: Источник финансирования Сумма, тыс.тенге Доля, % Собственные средства 300,0 10% Средства гранта 30000,0 90% Всего 3300,0 100% 50 100 ЖОБА 100 ПРОЕКТОВ короткий номер 1432 www.atameken.kz Конкурентоспособность бизнес-проекта подтверждается динамикой роста уровня жизни наших соотечественников и повышением их интереса к истокам прикладного искусства, желанием людей окружать себя экологически чистыми и кра- сивыми изделиями. В первые годы независимости в стране работало от силы десять профессиональных мастеров. Сегодня их гораздо больше. Народ постепенно возвращается к своим корням, детей чаще отдают в классы и кружки народной музыки. На инструменты снова появился спрос. Описание продукта (услуги). Домбра – это виртуозный философский инструмент казаха, в умелых руках домбра может передать всю гамму че- ловеческих чувств и переживаний, в домбре воплощена символика учения аль-Фараби. Самым узнаваемым символом казахской культуры, бесспорно, остается домбра. И если музыканты столетиями передают поколениям кюи Великой степи, так же трепетно относятся настоящие масте- ра к изготовлению самого инструмента. У мастеров тоже есть своя школа, и у каждого своя школа. Первейшая задача в изготовлении домбры – подобрать дерево: березу, дуб, клен или бук. У каждого дерева свои свойства, которые влияют на тембр и звучание. Чтобы инструмент передавал все тончайшие нюансы богатейшей палитры звуков, каждая деталь долж- на быть тщательно отшлифована и подогнана. Изучению и совершенствованию искусства изготовления музыкального инструмента мастера посвящают всё свое время, потому что домбра должна отвечать требованиям национального духа. Сегодня мастерских, которые создают домбру, в стране можно пересчитать по пальцам. Тем ценнее опыт народных мастеров. Конечно, инструмент делать нелегко. Когда играет, он должен отдавать яркий и красивый звук, а в неумело созданных инструментах звук глухой. В изготовлении домбры – множество нюансов. Процесс состоит из множества деталей. Какими быть корпусу, деке, грифу и струнам? Составляющие инструмента делают из разных сортов дерева: белый клен, ель, сосна, африканский па- лисандр, черное дерево. От вида материала зависит конечная цена. Чтобы добиться лучшего звучания инструментов, в работе мы следуем нескольким правилам. Прежде всего, сохра- нение самобытности инструментов. В тренде – электродомбры. По форме они почти не отличаются от оригинала, но они утратили аутентичное звучание и скорее напоминают электрогитары. Сейчас в производстве используют разные породы древесины. Корпус инструментов мы делаем в основном из клёна, в Казахстане пока нет отечественной деревоперерабатывающей промышленности, направленной на изготовление матери- алов для казахских народных музыкальных инструментов. В свою работу мы внедряем современные технологии, сохраняя традиции. В последнее время особой популярно- стью пользуются станки с компьютерным управлением. Раньше программирование обеспечивало беспрерывное выпол- нение единственной задачи, поэтому результатом оказывалась выработка единственного продукта. Теперь же на практике успешно применяются современные модели, позволяющие создавать сложные предметы. Искусство резьбы по дереву также стало доступно для машины. Человек при помощи компьютера легко управляет инструментом, пока на поверхности проявляются витиеватые узоры. Некоторые люди до сих пор полагают, что краси- вейшие изделия изготавливаются вручную. Они сильно ошибаются, ведь такой трудоемкий процесс был бы не оправдан низкой стоимостью изделия. Соответственно, практически все изящные деревянные декоративные предметы создаются на станках. Часть трудоемкой работы мы выполняем на станках. При этом сборку, покраску, чистку, подгонку и много другое делаем сами. Сокращение ручного труда позволяет работать эффективнее и экономить время. Неважно, будут ли на наших инструментах играть опытные музыканты или дети в музыкальной школе, качество должно всех одинаково устраивать. Маркетинговый план Основными потребителями являются жители г. Астана и прилегающих к столице населенных пунктов. В первые годы независимости в стране работало от силы десять профессиональных мастеров. Сегодня их гораздо больше. Народ по- степенно возвращается к своим корням, детей чаще отдают в классы и кружки народной музыки. На инструменты снова появился спрос. Учитывая современные темпы роста жилищного строительства, населения столицы, а также развитие внешнего и внутреннего туризма, надеемся на достаточный спрос на указанный перечень продукций. Немаловажным является рост количества состоятельных соотечественников, желающих иметь в своем доме домбру. В Астане и в других городах и се- лах появляются рестораны, кафе с национальной кухней, которым требуется соответствующее оформление. Рынок музыкальных инструментов представляет собой довольно узкий сегмент по сравнению с рынком товаров по- требления или электроники, и, следовательно, зачастую подходы в вычленении практик и механизмов PR в данном сег- менте носят уникальные свойства и самобытный характер. У нас в стране широкое развитие получает патриотическое движение продажи отечественных товаров под общим названием «Сделано в Казахстане», было бы замечательно видеть в этом ряду и товаров этого профиля. Большое влияние на рынок оказывает государственная программа поддержки культурных мероприятий, музыкаль- ных школ и консерваторий вместе с наличием большого количества концертных залов и домов культуры. Большая доля продаж приходится именно на музыкальные учебные заведения и их учеников. Спрос на инструменты не падает, значит Казахстан даст миру еще много талантливых музыкантов. Исходя из вышеизложенного считаю своевременным развитие бизнеса данного направления. Предлагаемый ассортимент продукции должен, по возможности, соответствовать запросам рынка, хотя само исполь- зование традиционных по форме и назначению изделий обеспечивает в условиях расцвета национальной культуры посто- янный уровень интереса среди потенциальных потребителей. Расширение ассортимента и повышение качества резных изделий из дерева позволит ИП «Алтын Агаш» сформиро- вать устойчивый положительный имидж и обеспечить свою позицию на рынке резных изделий из дерева и оказания услуг по выполнению заказов по 3D резьбам. 51 100 ЖОБА 100 ПРОЕКТОВ короткий номер 1432 www.atameken.kz Этой же цели будет способствовать применение адекватных цен на изделия, доступных людям со средним уровнем доходов. Планируемые цены на предлагаемые изделия Наименование Ед.изм Цена, тенге Примечание Домбыра с орнаментом шт от 70 000 Домбыра с портретом шт от 100 000 Домбра с овальным корпусом (цельный), гриф с орнаментом (шпон) шт от 80 000 Стимулирование сбыта и рекламная деятельность. На начальном этапе сбыт такой продукции требует рекламы и затрат на поиски клиентов: 1) Рекламная компания через СМИ, интернет. 2) Искать заказы через знакомых. 3) Изготовить буклеты для рассылки дизайнерам, офисным центрам и т.д. 4) Прямые предложения состоятельным людям. 5) Создать Интернет сайт. Особое внимание при этом планируется уделить продуманному тексту обращения к потребителям, привлекающему внимание и подчеркивающему качества и преимущества нашего товара. Немаловажное значение для привлечения внимания потребителей играют также личные контакты с потребителями. Возможно, эта мера окажется не менее эффективной, чем реклама. По мере развития ИП и выпуска высококачественных изделий будут направлены усилия на то, чтобы быть в числе товаров, реализуемых по программе «Сделано в Казахстане» Количество средств, затрачиваемых на продвижение услуги (рекламную деятельность), необходимо корректировать ежемесячно на основании сравнения количества потребителей, привлеченных каждым из вышеуказанных способов. Для увеличения потока клиентов потребуются дополнительные усилия и затраты на маркетинг. Программа производства Рассмотрим, из каких статей складываются затраты на сырье и расходные материалы на изготовление 1 изделия. Наименование статей Стоимость, тенге Норма расхода Сумма, тенге Шанак (корпуса т.е заготовка), м3 52 000,00 0,06 3120,00 Какпак, м3 45 000,00 0,012 540,00 Гриф, м3 52 000,00 0,015 780,00 Накладка (красное дерево и черное дерево), м3 360 000,00 0,0020 720,00 Пружина, м3 48 000,00 0,0004 19,20 Обечайки (шпон), м2 3 000,00 0,54 1620 Подставка, м3 52 000,00 0,0001 5,20 Струна (леска), м 4,00 5,6 22,40 Клей (ПВА), гр 2,00 100 200,00 Лак, мл 1,70 80 136,00 Кисть, шт 50,00 3 150,00 Наждачная бумага, м 600,00 4 2400,00 Морилка, краска, мл 3,29 80 263,20 Всего 9976,00 В следующей таблице представлена планируемая программа производства по годам проекта. 52 100 ЖОБА 100 ПРОЕКТОВ короткий номер 1432 www.atameken.kz Планируемая программа производства по годам: показатель 2018 2019 2020 2021 2022 Домбра, шт 72 100 120 140 160 Техническое планирование Технология процесса изготовления домбры Для казахского народа домбра – настоящая реликвия. Она почитается не одно столетие. На ней виртуозно играли лю- бимцы кочевников – кюйши. Есть два вида домбр – это академический инструмент токпе, на них играют в оркестрах, и второй вид – калак-домбра. К сожалению, почти не осталось мастеров, которые бы выпускали такие инструменты, и мы бы хотели возродить это ре- месло, чтобы молодое поколение не забывало о своих корнях и национальной культуре. Строение домбры Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся рас- ширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Так, например, центрально-казахстанская домбра отличается плоским корпусом и на ней две жильные струны. Типичная, наиболее распространенная домбра с овальным корпусом, представлена на фотографии. Ниже даны названия составных частей домбры. Шанак – корпус домбры, выполняет роль усилите- ля звука. Какпак – дека домбры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает опреде- ленную окраску звучанию инструмента – тембр. Гриф (мойын) – на нем расположены лады и нот- ные точки (ладов 19, точек 7). Пружина – это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «der bassbalken». В казахской домбре пружины раньше не было. Длина пружины скрип- ки предполагается в пределах от 250 до 270-295 мм. У домбры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длинной от 250-300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили. Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм. Подставка – очень ответственный функциональный элемент домбыры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным клю- чом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента. Их три: пяточная подструнная подставка; пороговая подструнная подставка; подвижная подструнная подставка. Струна – источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготав- ливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн, изготавливаемых из бараньих кишок. Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбры у казахов стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания. Изготовление домбры условно можно разделить на 5 этапов. 1. подготовка материала (подготовительный этап); 2. точение цельной заготовки на токарном станке по копиру; 3. изготовление отдельных частей изделия; 4. сборка изделия. 5. декоративная отделка. Изучение технологической карты и ознакомление с техникой безопасности. Последовательность изготовления изделия. Оборудование и инструменты. Рабочий чертёж. 1. Подготовить материал: отрезать рейку, выстрогать в размер, распилить рейку пополам. Необходимые инструменты и материалы: линейка, угольник, верстак ножовка, рубанок. 2. Склеить 2 бруска, вложив между поверхностями брусков бумагу. Необходимые инструменты и материалы: бумага, клей, ножницы, кисть, зажим верстака или струбцина. 3. Разметить поверхность торцов под страховочные кольца, предварительно обозначив центр и начертить диаметр окружности кольца. Необходимые инструменты и материалы: верстак, линейка, карандаш, угольник. 4. Запилить выступы на торцах и, используя стамеску, обработать поверхность в размер (по высоте кольца). Необходимые инструменты и материалы: ножовка, зажим верстака, стамеска, киянка, рашпиль. 53 100 ЖОБА 100 ПРОЕКТОВ короткий номер 1432 www.atameken.kz 5. Установить на шипы страховочные кольца. Необходимые инструменты и материалы: верстак, рашпиль, киянка. 6. Установить заготовку на токарном станке. Необходимые инструменты и материалы: токарный станок, резцы, копир. 7. Обработать поверхность заготовки по копиру. 8. Отделка поверхности шлифованием. 9. Снять заготовку с центров. 10. Располовинить заготовку, предварительно сняв кольца. 11. Отрезать выступы с торцов и зачистить поверхности Необходимые инструменты и материалы: токарный станок, наждачная бумага, нож, электролобзик. 12. Придать форму и уклон ладошки. Разметить центры отвер- стий для колышков. Необходимые инструменты и материалы: нож или стамеска, шлифовальный круг. 13. Изготовить деку (по форме корпуса), разметить центр звукового отверстия и про- сверлить. Необходимые инструменты и материалы: ручной или электролобзик, карандаш, корпус домбры, линейка, центровое сверло, сверлильный станок. 14. Выдолбить отверстие в корпусе и обрезать кромку корпуса на толщину деки. Склеить деку с корпусом. Необходимые инструменты и материалы: приспособление для крепления заготовки домбры, сверлильный станок, сверло, шлифо- вальный круг, минициркульная пила, карандаш, клей, кисть. 15. Изготовить пороговую подструнную подставку (у ладошки) и пяточную подструнную подставку (между грифом и декой, закрепить по месту (приклеить) подвижную подставку. Необходимые инструменты и ма- териалы: нож, кисть, клей. 16. Разметить нотные деления. 17. Декоративная отделка домбры (орнамент, морение-покраска, лаки- рование). Необходимые инструменты и ма- териалы: морилка, краска, кисти, лак, клей, орнаменты, ножницы. 18. Закрепить леску на грифе по раз- метке ладов и натянуть струны. Необходимые инструменты и материалы: леска, нож. Технологическая карта изготовления домбры № Последовательность выполнения работы Инструменты и приспособления 1 Выбрать заготовку с учетом припусков на обработку и прострогать брусок. Верстак, рубанок. 2 Разметить заготовку по ширине, длине и толщине. Линейка, карандаш. 3 Распилить заготовку, сохраняя линии разметки. Верстаж, ножовка. 4 Зачистить и склеить изделие. Наждачная бумага, клей ПВА. 5 Расписать и покрыть изделие лаком. Кисть, лак. Сегодня деревообрабатывающие станки с ЧПУ получили широкое распространение. По сравнению с прежними моде- лями они оказались настоящим скачком прогресса, показавшим истинную производительность. Правда, это не единствен- ный фактор, заставивший столь серьезно менять технологические линии. Главным преимуществом оказалась скорость переработки. Заранее подготовленная программа позволяет с постоянной скоростью обрабатывать древесину практиче- ски без участия человека. Таким образом, правильно организованная технологическая линия повышает выход продукта в несколько раз. |