Шнарх. 18Предупреждение в некоторых главах данной
Скачать 4.08 Mb.
|
ОМ-ответ 2013 http://olegmatv.livejournal.com/tag/ОМ-ответ 409 свой личный счет. Но для того, чтобы поверить в то, что я вовсе никакая не дефективная, потребовался гигантский прыжок веры». Филлис и Чарли обмениваются понимающими улыбками. «Нет, это не ты дефективная... Это я!» Эрик, который весь ретрит молчал, наконец решается заговорить. Все уступают ему слово. Эрик продолжает глазеть на Филлис, пока она не осознает, что он обращается к ней лично. Затем он поворачивается к Чарли и продолжает. «Когда-нибудь я хотел бы стать насколько же настоящим мужиком, как ты. Я изображал из себя крутого, трахал кучу баб, но это не сделало меня в большей степени мужчиной. Это лишь привнесло хаос в мою жизнь и кучу сердечных страданий другим людям. Я уже извинился лично перед Филлис, но думаю, что мне нужно еще сделать это перед людьми...» Эрик делает паузу, дожидаясь, пока Филлис снова не посмотрит ему в глаза. «Я юрист, и мне платили за то, чтобы я всех убеждал в том, что я прав – даже когда я знал, что это не так. Каждый раз, когда ты начинала подозревать, что у меня очередной загул, я пытался заставить тебя чувствовать себя глупой и ненормальной. Я великий мастер, когда дело доходит до обыкновенного брачного садизма. Каждый раз, когда ты ловила меня на лжи, я заявлял, что ты пытаешься меня контролировать. Я критиковал тебя за все подряд, потому что боялся, что если ты будешь хорошо к себе относиться, то ты от меня уйдешь». «Я все еще могу это сделать, Эрик». У Эрика такой вид, будто ему со всей силы двинули под дых. Вся его красноречивость внезапно куда-то улетучилась. «Я понимаю это», – медленно продолжает он. «Я бы сейчас тоже себя не выбрал бы. Вопрос ведь в этом, не так ли? Вот почему я никак не могу прекратить свой текущий роман. Я не мог выбрать между тобой и ею, потому что выбор состоит не в вопросе – какую женщину взять. Вопрос в мужчине. Во мне самом. Зачем я самому себе? Я множество раз нарушал свою собственную целостность и лгал всем – включая себя самого». Группа не торопится поддерживать или утешать его. Никто не желает вмешиваться в происходящий с Эриком процесс. Филлис не проявляет никакой немедленной реакции. Несколько людей кивают, поглядывая на Эрика с уважением и завистью. Пол, бывший священник, улыбается мне, заставляя меня вспомнить его слова по поводу присутствия Духа в зале. Хотя пока еще трудно сказать, превратится ли декларация Эрика во что-то существенное, уже возникает ощущение, что наш небольшой «приход», состоящий из семейных пар, опять становится свидетелем небольшого чуда. Наше стремление дифференцироваться Ежедневно пары, приехавшие на ретрит, демонстрировали поразительные картины самоконфронтирования, творчества, юмора и сострадания – люди держались за лучшее в себе и старались соответствовать своему потенциалу. Во многих случаях этот процесс представлял собой нечто большее, чем просто Русский перевод © 2013 Олег Матвеев olegmatv@gmail.com Все права сохранены ОМ-ответ 2013 http://olegmatv.livejournal.com/tag/ОМ-ответ 410 самоконфронтирование и самораскрытие (т.е. близость). Это были проявления личной веры – веры в себя и в свою потенциальную способность функционировать на более высоком уровне, чем тот, который достигался когда-либо ранее. На передний план выходили качества, которые я ранее уже упоминал: героизм, щедрость и духовность. Напомню вам, что все это происходило без каких-либо гарантий конфиденциальности, ввиду невозможности как-либо ее обеспечить при таких обстоятельствах. Можно получить огромную пользу от ретрита, не произнеся ни единого слова на публике – но никому не удается сохранять молчание в течение всего периода. Люди, никогда ранее не выступавшие перед группой, выдают поразительные откровения о себе. Эти демонстрации самоподтверждаемой близости ещё более замечательны тем, что они характеризуются четко наблюдаемым отсутствием личного стыда. Люди поддерживают самих себя не только перед лицом своего партнера, но и перед другими участниками тоже. Множество раз по ходу повествования я называл плохо дифференцированные пары «эмоциональными сиамскими близнецами», ради того, чтобы у вас была яркая картинка этого явления. Это полная противоположность того, о чем я только что говорил: эмоционально слитые пары часто находятся под контролем своего стыда и не проявляют ни малейших признаков героизма или щедрости. Несмотря на то, что некоторые из них могут быть практикующими верующими, их повседневная жизнь выглядит лишенной какого-либо духовного наполнения. Только что описанные пары в самом начале ретрита выглядели именно так. Я часто удивляюсь, когда эмоциональные сиамские близнецы, такие как Эрик и Филлис, вдруг запускаются в такой процесс – пока не вспомню о том, насколько сильно наше побуждение дифференцироваться. Некоторое время назад мне попалась книга о жизни реальных сиамских близнецов – физически слитых идентичных близнецов 147 . Я был глубоко тронут тем, что я из нее узнал: в истории их жизни я обнаружил то же самое мощнейшее побуждение дифференцироваться, что я наблюдаю у себя в кабинете и на ретритах для пар. Я также нашел там те же самые характеристики: героизм, щедрость и отсутствие стыда по поводу самого себя. И хотя я не могу с уверенностью говорить что-либо об их собственном чувстве духовности, я обнаружил, что именно это качество разбудил во мне рассказ об их жизни. Я почувствовал, что отыскал еще один элемент мозаики дифференциации. Позвольте мне представить вам одну такую пару. Чанг и Энг родились в 1811 году в сиамском Меклонге (нынешний Таиланд). Они были знаменитыми сросшимися близнецами, и название их страны стало синонимом этого синдрома. Они имели полностью сформированные тела, за исключением выроста толщиной с запястье и длиной в несколько сантиметров, которое соединяло центры их грудных клеток. Когда они были еще подростками, их в качестве любопытной забавы перевезли в Соединенные Штаты. К моменту прибытия они выучили английский язык (в конце концов они выучились хорошо писать и говорить, а также развили в себе поэтические способности). И хотя Чанг и 147 J. David Smith’s Psychological Profiles of Conjoined Twins: Heredity, Environment, and Identity (Praeger, 1988). Русский перевод © 2013 Олег Матвеев olegmatv@gmail.com Все права сохранены ОМ-ответ 2013 http://olegmatv.livejournal.com/tag/ОМ-ответ 411 Энг были иностранцами в чужой стране, они очень живо реагировали на оскорбления. Они ушли от П. Т. Барнума, который демонстрировал их в своем цирке публике как «уродцев». После чего они сами организовали собственные всемирные гастроли и развлекали европейских коронованных особ – параллельно развлекаясь сами. В возрасте двадцати семи лет они избрали для себя новый стиль жизни и стали успешными фермерами в Северной Каролине. Они научились использовать свое физическое слияние себе во благо: изобрели плуг двойной ширины, за которым они могли работать, и разработали способ валить деревья, поочередно работая топорами. Соседи говорили о них, что эти двое могли сделать работу за четверых. Приход церкви, которую посещали Чанг и Энг, выстроил специально для них лавку двойной ширины в первом ряду. В конце концов братья стали ухаживать за двумя дочерьми местного пастора, Аделаидой и Сарой, вопреки возмущениям местного сообщества. Однако эти две пары выдержали все испытания и в конце концов поженились. У каждого брата был свой дом и собственная семья. Чанг и Энг построили один из этих домов, большое двухэтажное жилище, работая в унисон на высоких лестницах. В результате брака Чанга родилось трое сыновей и семь дочерей; у Энга было шестеро мальчиков и пять девочек. Каким образом выглядел сексуальный этикет между Чангом и Энгом и их женами – неизвестно, но сохранились другие детали их брака 148 Когда Чанг и Энг гостили в домах друг друга, брат-гость полностью подчинялся воле хозяина дома. В своем собственном доме каждый имел полное право идти куда угодно и заниматься чем угодно. Брат-гость сохранял молчание, когда принимались какие-либо решения, позволяя другому быть эффективным отцом в своей собственной манере. Каждые три дня братья меняли место пребывания, и менялись позициями доминирования. Исключая периоды всемирных гастролей, Чанг и Энг неотступно придерживались этой договоренности до самого конца своих жизней. В конце концов с Чангом случился удар, который парализовал его правую руку и ногу. В течение последующих трех лет Энг физически поддерживал своего брата- инвалида. Братья продолжали придерживаться своего графика «три через три», независимо от болезней, брачных кризисов или неудобства. Эта их педантичность и привела их к смерти в 1874 году в возрасте шестидесяти трех лет. Хотя Чанг был болен, близнецы, согласно графику, переехали на новое место в открытой повозке во время грозы. Чанг в результате умер от полученных осложнений. Энг умер 148 Сексуальное поведение физически слитых близнецов всегда привлекало огромное внимание и презрение публики. Некоторое количество их вступали в брак, вопреки возмущениям общественности. Им пришлось дифференцироваться от собственной культуры, а также друг от друга, для того чтобы удовлетворить свои интересы в сексе и близости. В 1969 году еще одна соединенная пара, Виолет и Дейзи Хилтон, объяснили, каким образом они управляли романтическими занятиями. Виолет рассказала, что они научились «избавляться друг от друга» с помощью ментальных техник, которые им преподал Гарри Гудини. Она сообщила, что она не обращала внимания, когда у Дейзи было свидание, и не знала, что там происходит. Иногда она читала, иногда просто спала. «Но даже и до этого мы научились тому, как не знать, что делает другая, если только это не касалось тебя напрямую». Заявление Виолет на заключение брака было отвергнуто в двадцати одном штате. Через два года после того, как Виолет вышла замуж, Дейзи в конце концов тоже завела себе собственного мужа. Вскоре обе они развелись. (Violet and Daisey Hilton, 1969, p. 47). Русский перевод © 2013 Олег Матвеев olegmatv@gmail.com Все права сохранены ОМ-ответ 2013 http://olegmatv.livejournal.com/tag/ОМ-ответ 412 двумя часами позже. Можно лишь вообразить себе, что происходило в течение этих двух часов 149 Близкие друзья рассказывали, что Чанг и Энг отличались личными характеристиками, интересами и темпераментами – точно так же, как отличались бы и любые другие два брата. Хотя оба были достаточно гостеприимны, Чанг был более раздражительным и вспыльчивым. Между ними изредка возникали разногласия, а в одном случае они даже подрались физически. В общем и целом, однако, их отношения были примером взаимности и самообладания – кроме одной совершенно неправдоподобной детали: Чанг был конченым алкоголиком; Энг же был убежденным трезвенником! Каким же образом им удавалось сделать так, что это не отравляло их отношения – чему это могло бы научить эмоциональных сиамских близнецов, таких как Эрик и Филлис? По контрасту с эмоционально слитыми парами, эти физически слитые близнецы были эталоном эмоциональной дифференциации. Задумайтесь вот над чем: обыкновенные идентичные близнецы и физически соединенные близнецы имеют совершенно идентичную генетику (поскольку происходят от единственного оплодотворенного яйца).Идентичные близнецы даже при раздельном воспитании демонстрируют поразительное сходство 150 , но физически соединенные близнецы являются примером как раз противоположного: вопреки одному и тому же окружению – или, возможно, вследствие постоянного контакта – соединенные близнецы обладают четко различимыми личностями и предпочтениями. Дж. Дэвид Смит (J. David Smith) проводил исследования соединенных близнецов 151 и выяснил, что они предпочитают разную еду, напитки и чтение. Они обычно имеют разный режим сна, частоту пульса, право- и леворукость, финансовые привычки, хобби и интересы. Часто у них бывает различающиеся интеллекты, достижения в образовании, агрессивность, разговорчивость, нервность, раздражительность, внимание к деталям, эмоциональная зрелость, физическая энергичность и внимание к вопросам здоровья. Физически слитые близнецы как-то совмещают эти личные различия и сотрудничают друг с другом в совершенно невероятной степени. Некоторые обретают мастерство в акробатике, гольфе или в игре на музыкальных инструментах. Они также добиваются того, чего не могут добиться многие женатые пары: говорят от своего собственного лица, как отдельные индивидуумы, а не от лица «мы». Недавно те же самые закономерности наблюдались у сестер Эбби и Бриттани Хенсель в возрасти шести лет 152 , которые являются физически соединенными близнецами, имеющими общее тело от шеи и ниже. Они научились 149 Сара прожила после этого еще восемнадцать лет; Аделаида – сорок три. Ирвинг и Эми Уоллес (Irving and Amy Wallace) описали жизнь детей Чанга и Энга в книге «Двое» («The Two»). Один из его внуков стал президентом Union Pacific Railroad, другой – помощником президента Вудро Уилсона и генералом ВВС, еще один – законодателем штата. 150 S. L. Farber, Identical Twins Reared Apart: A Reanalysis. New York: Basic, 1981. 151 Ibid. 152 На самом деле, у Эбби и Бриттани общее тело от талии и ниже. У каждой из них есть одна рука, но в грудной клетке у них два комплекта внутренних органов. Life Magazine, April 1996, pp. 46–56. Русский перевод © 2013 Олег Матвеев olegmatv@gmail.com Все права сохранены ОМ-ответ 2013 http://olegmatv.livejournal.com/tag/ОМ-ответ 413 бегать, плавать и кататься на велосипеде. Их храбрость, щедрость и отсутствие стыда являются вдохновением для других. Как же близнецы, обладающие тождественной генетикой и окружением, могут стать такими разными и так хорошо переносить эти трудности? Дж. Дэвид Смит предполагает, что соединенные близнецы демонстрируют один очень важный аспект человеческой дифференциации: намеренность. Он отмечает, что в известных дебатах о том, формируется ли наш характер и стиль жизни природой или воспитанием, была совершенно забыта роль самоопределения. Эти две точки зрения могут казаться совершенно противоположными, но у них имеется один общий аспект, связанный с определением. Даже позиция готовности к компромиссам все еще игнорирует тот факт, что наша судьба формируется через управление собой. Игнорируя роль свободной воли и активного участия в наших собственных жизнях, мы наносим себе вред и лишаем себя оптимизма. Физически слитые близнецы могут преподать эмоционально слитым парам немало уроков о свободе в рамках человеческих отношений. Свобода рождается не вследствие убегания от своего партнера – она приходит благодаря овладению собой до такой степени, что в ваших отношениях находится достаточно места для двух людей. Вы перестаете пытаться контролировать или ограничивать своего партнера ради «гарантий» наличия достаточного пространства для себя. И это не свобода творить все, что угодно, потому что такое качество, как намеренность, состоит не в упрямстве, не в эгоизме и не в безрассудстве. Намеренность дает свободу от тирании наименьшего общего знаменателя. Без свободы обязательства и брак как таковой теряют свой смысл. А без дифференциации нет свободы. Это путь к личному освобождению. Перевернувшие жизни акты самоопределения, случившиеся в моем кабинете и на ретритах для пар, обогащают мою душу. Они иллюстрируют, что происходит, когда хорошее и цельное в нас терпит потрясение, когда мы отказываемся продолжать очернять самих себя и терпеть свой собственный самообман: мы держимся за себя, смотрим в лицо тому развитию, которого мы так долго избегали и избавляемся от нашего тягостного ощущения стыда. Для меня это ничто иное, как триумф человеческого духа. То же самое я почувствовал, когда узнал о способности младенцев к самоутешению. Эти интимные акты героизма всегда наполняют меня ощущением духовности, которое зачастую выходит за рамки того, что я могу объяснить словами. По ходу повествования книги «Страсть и супружество» я ссылался на социобиологические основания дифференциации, но этому взгляду самому по себе недостает некоторых уникальных аспектов самого процесса. Духовность в повседневной жизни Благодаря этой работе проявилась и выросла моя собственная духовность. И я не одинок в этом отношении. Когда я помогаю людям стать более дифференцированными – особенно в плане достижения их сексуального потенциала – они довольно часто спонтанно поднимают тему духовности. Поначалу Русский перевод © 2013 Олег Матвеев olegmatv@gmail.com Все права сохранены ОМ-ответ 2013 http://olegmatv.livejournal.com/tag/ОМ-ответ 414 я удивлялся, потому что я никогда не говорил о духовности – и не делаю этого и сейчас, если только клиенты сами не затрагивают эту тему. Сами пары также удивлялись, поскольку многие не считали себя «духовными людьми». У других была сильная неприязнь к организованной религии. Временами я шутил: «А кого вы ожидали встретить, следуя до самых дальних пределов своей сексуальности – дьявола?» Но я не мог объяснить ни себе, ни им, почему что-то подобное происходит. Я начинаю все лучше понимать духовность повседневных событий в браке, и включаю разделы о сексе и духовности в свои семинары и лекции. И я никогда не думал, что у многих людей проявится такой голод к этой теме. Эти лекции хорошо принимались даже в Австралии, где организованные религии не имеют широкой поддержки населения. В конце концов я даже делал презентации для капелланов армии США, в церквях и синагогах. Но я все еще не мог найти удовлетворительного для меня самого научного объяснения данного явления. Почему так получается, что помощь людям в дифференцировании – в достижении баланса между нашими двумя базовыми побуждениями – к самоуправлению и общности – включает также и тему духовных стремлений. Моя проблема, как и проблема большинства людей, состояла в том, что само понятие «научности» как-то отвратило мой ум от мыслей о дифференциации в терминах духовности. Я следовал общей тенденции полностью отделять науку от Духа. В ретроспективе это моё собственное действие по отделению одного от другого сильно напоминает случай, когда такое наукообразно звучащее утверждение, как «секс – это естественная функция» привело нас к отделению сексуальной функции от темы творческих способностей и чувственности. Я размышлял о дифференциации в терминах социобиологии, а также в терминах процесса личного роста. Но я никогда серьезно не рассматривал то, каким образом духовность могла бы стать еще одним измерением дифференциации. Но потом мне попалась недавняя работа Кена Уилбера. В книге «Секс, экология и духовность: дух эволюции» Уилбер задает вопрос: является ли форма нашего существования результатом космического «ой!»? Ведь именно такой ответ на этот вопрос – лучшее, к чему смогла прийти западная наука на данный момент. Однако весь остальной мир, похоже, все же склоняется к мнению, что по ту сторону ежедневных событий лежит более глубокий (или высокий?) порядок. Уилбер отмечает, что несмотря на многочисленные различия в разных описаниях аспектов Глубинного Порядка (известного под названиями Дао, Бог, Дух, Маат, Архетипы, Разум, Ли, Махамайя, Брахман и Ригпа), имеется общее согласие по поводу того, что вселенная вовсе не дезорганизованна и беспорядочна, как это могло бы показаться. |