Все ответы по Педагогике 1-40. 6. Метапринципы развития высшего образования аксиологический метапринцип 9
Скачать 156.58 Kb.
|
8. Метапринципы развития высшего образования: антропологический метапринципАнтропология в энциклопедических словарях определяется как наука о происхождении и эволюции человека. В учебниках педагогики для высшей школы ФРГ наряду с разделами дидактики, воспитания, социализации, управления школой, четко вводятся и разделы антропологии. Более того, многие ученые в ФРГ, как например, Ф.В. Крон, рассматривают вопросы антропологии как «сквозные», пронизывающие все основные разделы современных курсов педагогики. то есть, по существу речь идет об антропологическом метапринципе в разработке ключевых педагогических проблем. Антропологический подход в педагогике – это такой философско-методологический принцип, в соответствии с которым исследование осуществляется с учетом достижений комплекса наук о человеке с целью получения целостного и системного знания о человеке в условиях развития и саморазвития образовательно-воспитательных систем. Знать человека во всех его отношениях для преподавателя, воспитателя – это знать его семью, его быт и традиции, знать его духовные и физические силы и способности, его надежды и разочарования, причины его успехов и ошибок, его возможности сегодня и в обозримом будущем. В связи с реализацией антропологического подхода в аспекте «познать человека» педагогика должна значительно усилить свои диагностические функции. В рамках самого антропологического подхода как метапринципа в изучении эволюции человека можно выделить несколько наиболее характерных, относительно самостоятельных научных течений, частных подходов. Личностно-целостный подход. для этого подхода характерна интеграция знаний о человеке, которые дает философия, психология, физиология, педагогика, искусство и т.д. с позиций становления личности как органически целостного феномена. Из отечественных ученах можно назвать М.М. Рубинштейна, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.Ф. Лазурского и других. Духовно-нравственный подход. опора на духовно-нравственные критерии для обоснования нравственных приоритетов в поиске целей, ценностей и смыслов жизни в процессе становления и самосовершенствования свободной, целостной личности характерны для многих ученых, мыслителей, пытавшихся осмыслить духовное бытие человека. Ф.М. достоевского, Л.Н Толстого и других русских и зарубежных писателей. Биолого-генетический и экспериментальный подход. для этого направления характерно стремление изучить человека, углубляя наши представления о физиологических, биолого-генетических механизмах и условиях эволюции человека с опорой на научные факты и экспериментальные данные. К представителям этого направления можно отнести З. Фрейда, В. Штерна, А. Бине, Э. Торндайка, Т. Рибо, С.С. Корсакова, А.П. Нечаева, Г.И. Челпанова, В.П. Вахтерова и др Социальный подход. Исследования п.А. Кропоткина, н.А. рубакина, Э. дюркгейма, М. Вебера, с.г. Шацкого и других показали, что превращение человека из биологического существа в социальное есть специфический процесс социализации, который имеет свои особенности и закономерности. Антропологический подход в педагогике, как и современная педагогическая антропология, синтезирует и активно использует для решения своих задач достижения многих наук и искусств: философии, культурологии, логики, психологии, кибернетики, науковедения, физиологии, биологии, медицины, генетики, этики, эстетики, изобразительного искусства, музыки, театра, кино, телевидения и др. Для синтеза знаний об эволюции человека, его онтогенеза и филогенеза, влияния внутренних н внешних причин и условий, для выявления уровней и пределов развития в человеке истинно человеческих свойств и качеств предстоит еще огромная по объему и значимости работа. но этот синтез, это целостное знание о человеке позволит по новому, всякий раз более целенаправленно и эффективно решать задачи обучения и воспитания. 9. Метапринципы развития высшего образования: синергетический метапринципНачнем с понятия «синергия» (единство), смысл которого раскрывается только в контексте анализа самоорганизации и саморазвития больших систем. среди ученых, внесших наибольший вклад в развитие философского осмысления идей синергетики, следует назвать п. Анохина, е. Князеву, с. Курдюмова, н. Моисеева, д. Мехонцеву, И. пригожина и других, которые полагают, что синергетический подход открывает новый этап в современной философии, дает принципиально новый импульс в разработке многих научных проблем, связанных с самоорганизацией и саморазвитием сложных открытых систем. Как общенаучная дисциплина, синергетика реализуется в двух направлениях: в процессе сближения гуманитарного образа мировоззрения с естественнонаучным и в изменении структуры научного познания. далее попытаемся рассмотреть систему представлений синергетики в приложении к педагогической науке. Как известно, одной из главных задач педагогики является обучение и воспитание личности, а также развитие и саморазвитие личности как человека культуры. при этом на определенных уровнях своего развития воспитание переходит в самовоспитание, обучение в самообучение и образование в процесс самообразования. По своей сути процесс приобретения человеком своей «самости» и является моментом становления и перехода индивидуума в личность. Переход человека из организуемого в самоорганизующуюся личность носит нелинейный характер и наступает на определенном этапе воздействия общественных институтов воспитания (например, педагогической системы) на него. процесс становления человека, превращения его в личность подобен рождению порядка из беспорядка, например, в биологии. Студент или учащийся средней школы, находясь под воздействием целого ансамбля управляющих параметров – своих преподавателей, как бы оказывается под синтетическим (синергетическим) влиянием этого окружения. В свою очередь и подсистема, например, «деятельность вузовского преподавателя» обладает синергетическими свойствами, постоянно взаимодействуя со студентом, она также выходит на новые уровни Саморазвитие самоорганизующихся систем требует активного функционирования памяти как условия минимизации ошибок самогенерации, а это неизбежно ведет к возникновению информационных процессов. В рамках педагогических систем, которые являются частью социальных систем, функции памяти берет на себя культура, которая проявляется в процессах саморазвития, самоорганизации человека и трансформируется в его личностные качества. Синергетика, будучи синтетической наукой о системах, позволяет со своих позиций интегративно осуществлять многие основные философско-педагогические метапринципы, такие как аксиологический, гуманистический, антропологический, герменевтический. Законы синергетики уже содержат в своей основе как необходимость и неизбежность существование нелинейности в самодвижении развивающихся систем и рассматривают так называемые точки бифуркации. точка бифуркации – это такая точка нелинейности в развитии системы, когда определяющее значение для этой системы начинают играть не законы макрообъектов, а статистические. теория самоорганизации в этом плане нам указывает, что дальнейшее поведение системы за критической точкой в принципе предсказать невозможно. синергетический подход позволяет осуществлять в педагогической деятельности также и гуманистические идеи и гармонически сбалансировать гуманитарное мировоззрение с естественнонаучным. синергетический метапринцип, рассматривая взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания сложных самоорганизующихся и саморазвивающихся систем, выдвигает три критерия эффективности научного анализа систем. Первый критерий – обеспечить права человека на его взаимодействие с природой. В рамках педагогики, воспитания и образования личности он имеет очень важное значение в том плане, что человек должен относиться к природе как к живой системе, от здоровья которой зависит и здоровье самого человека. то есть синергетика дает возможность человеку самореализоваться только как часть окружающего его мира. Второй критерий задает требования к процессу восприятия объекта в ходе его изучения, исследования посредством использования множества уровней описания, то есть позволяет методологически осуществить системный и многомерный подход. Третий критерий призван формировать новую и постоянно обновляющуюся логику развития знания в рамках теории самоорганизации и саморазвития. он может быть представлен как норматив – «истина в данной ситуации», которому необходимо удовлетворять в процессе отбора теоретических конструкций, концепций, гипотез для теории самоорганизации и саморазвития системы. На основе идей синергетики можно сформулировать ряд принципов, которые, на наш взгляд, применимы к развитию (саморазвитию) образовательных систем
|