Главная страница

Дмитрий Глуховский - ПОСТ. 9Эта сторона


Скачать 7.08 Mb.
Название9Эта сторона
Дата21.03.2022
Размер7.08 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДмитрий Глуховский - ПОСТ.pdf
ТипДокументы
#406830
страница3 из 49
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49
ПОСТ
27
— Ярославский пост! Пирогов! Слушаю!
— Это Покровский. Нет новостей?
— Нету, Константин Сергеевич. Без сознания.
— А люди наши не прибыли еще?
— Какие люди, Константин Сергеевич?
— Вам не сказали? В вашем направлении выбыл отряд. С заданием. Вот уже должны у вас быть. Встречайте, значит. Ну все, отбой.
— Погодите, Константин Сергеевич! Вопросик еще. Мы тут поставочку ждем.
У нас как бы… Ну, мясные консервы на исходе. Да и с крупами плохо…
— Вы по части продовольствия с соответствующим департаментом решайте.
Служба тыла. Я-то тут при чем?
Трубка бухтит недовольно; Полкан утирает лоб рукавом.
— С соответствующими мы уже пытались… А вот люди, которые едут к нам…
Они ничего для нас не везут?
— Вот у них и спросите. До связи.
Гудки.
Полкан смотрит в трубку, замахивается ей так, словно хочет разбить ее об угол стола, но в ложе укладывает аккуратно.
Потом встает, отпирает обитую поролоном дверь, выходит на лестничную клетку, вслушивается и спускается вниз, в пищеблок.
Проходит мимо составленных рядами столов, смотрит на нарезанные из ста- рых журналов гирлянды — вчера всей коммуной отмечали день рождения у ма- ленькой дочки Фроловых — и у плиты находит Льва Сергеевича. Откашливается и сообщает ему:
— Слушай, Лева. Говорят, к нам гости едут. Из Москвы. Встретить бы их, на- кормить по-человечески. Ну и наших всех заодно. А то люди нос повесили.
Лев Сергеевич, худосочный гарнизонный повар, смотрит на него, скрестив на груди руки. Смотрит мрачно одним своим глазом — на другом повязка, отчего
Лев Сергеевич походит на пирата. Произносит взвешенно:
— У меня мяса осталось на два дня, а крупы на неделю. Сегодня по-чело ве- чески поедим, а через пару недель на человечину переходить придется.
— Что ж ты за злыдень такой! Будет поставка! Куда они денутся?
— Ты с ними говорил?
— Только что вот от телефона.
— О! Духу набрался. И что они?
— Ну, футболят они меня. От одного департамента к другому. Скоро, скоро, завтра, завтра. Но не отказывают же!
Повар берет жухлую, странной формы луковицу, тычет в нее каким-то при- бором с длинным острым жалом. Прибор истошно верещит. Лев Сергеевич от- швыривает луковицу в помойное ведро, хватает из кучи другую. Ворчит:

28
Дмитрий Глуховский
— Еще б отказались! Мы им тут за так, что ль, границу стережем? Мы у них на довольствии вообще-то. У них, а не у китаез. Вон, гляди, что шлют, нехристи. Вся картоха отравленная, а лук так мне вообще сейчас прибор запорет.
— Какая работа, такое и довольствие!
Полкан пытается пошутить, но пират его шутке не смеется.
— А если мы им тут не нужны, тогда пускай бы нас отпустили. Мы бы взяли тогда и переехали куда-нибудь от этой реки подальше. Не дышали мы бы тут этим дерьмом, и земля бы родила, глядишь. За какой такой надобностью нам-то тут торчать, спрашивается, если Москва на нас класть хотела?
— Короче, Лев Сергеич! Ты присягу приносил? Я приносил. Так что давай, ту- шенку открывай и cтавь на стол. Ты свое дело делай, а за политику я с ними сам разберусь, лады? И бражки бы еще…
Пират Лев Сергеевич с отвращением отбрасывает еще одну истошно вереща- щую луковицу в помойное ведро и поднимает на Полкана свой пламенеющий глаз.
— Два месяца жрать нам не шлют, а бражки им подавай. Грош доверия у меня твоим москвичам. Пускай с собой бражку везут, дармоеды.
— Они, может, и везут. Они и тушенку, может быть, везут.
Не дожидаясь ответа, Полкан ретируется.
А во дворе его уже дожидается раскрасневшаяся от волнения Фаина.
3
Мишель трет руки одна о другую — ожесточенно.
Серое хозяйственное мыло дерет кожу. Вода ледяная. Руки от нее становятся пунцовыми, саднят. Но запах птичника мыло с них соскребает.
Надо что-то делать. Все на Посту должны что-то делать. Ее вот поставили на птичник — ничего особенного. Обычное бабское дело. Предлагали еще воспи- талкой в детский сад идти — но Мишель от мелких держится подальше. Была бы своя сестренка там или брат — еще куда ни шло. Но с чужими сопляками возить- ся… Плюс ответственность. В том году у Морозовых старший выпал из окна, учи- тельница проморгала. Нет, спасибо. Лучше куры. За дохлых кур не спросят.
Лучше безмозглые идиотские вонючие куры.
Мишель трет руки вафельным полотенцем, трет с ненавистью. Потом подхо- дит к окну — сумерки наползают на город от леса. Она приоткрывает окно — хотя бы в кухне проветрить. Слушает дурацкий гомон двора — такой же назойливый, как гомон птичника. И вдруг видит за стеной, в просвете между корпусами — какой-то проблеск.
Луч.

ПОСТ
29
Он бьет от железной дороги, с запада — оттуда, где идет ветка до Москвы.
Кто-то едет сюда, на Пост. Мишель поворачивает ухо по ветру, и ветер обрывка- ми, сгустками доносит до нее песню — мужские голоса, сбитые в хор, поют что-то бравое.
Из Москвы приезжают обычно смурные мужики в засаленных спецовках. Ве- зут положенное гарнизону Поста довольствие — банки с тушенкой, пакеты с кру- пами. Мужики одни и те же: один в оспинах, другой брюхатый такой бородач, третий какой-то мутный головорез с ними ездит, для охраны. И все трое знакомы с Мишелью, конечно. Знают ее заказ — если хоть что-то услышат о ее родных в Москве, сразу ей доложить.
Правда, этих троих уже несколько месяцев тут не было — перебои с поставка- ми; так что уже и по их оспяным рожам Мишель скучала, ждала, как письма от дорогого человека.
Но это не они.
Сноп света все ближе, и все громче песня. Подъезжают!
Дворовые собаки заходятся в лае. Бегут охранники, поправляя на бегу авто- маты.
Выходит из подъезда, расправляя плечи и выкатывая вперед пузо, Полкан.
Ворота со скрежетом отворяются — и по специально положенным рельсам на
Пост вкатывается сначала одна, потом другая, а потом и третья дрезина.
У Мишель из ее окна второго этажа лучший вид на эту сцену: и Полкан, и приезжие у нее как на ладони.
Тут одни мужчины, все молодые, все затянутые в зеленую форму с погонами.
За спинами стволы, на головах фуражки с красными околышами. Потягиваются, смеются. С головной дрезины спрыгивает первым, наверное, старший отряда.
Мишель потихоньку приоткрывает оконную створку — чтоб все расслышать.
Старший отдает честь подошедшему Полкану. Рапортует:
— Кригов Александр Евгеньич, Государя императора Московского казачьего войска подъесаул!
Полкан важно отзывается:
— Полковник Пирогов, Сергей Петрович.
Кригов энергично жмет Полкану его пухлую пятерню, снимает фуражку — ви- ски выбриты, а выше соломенные волосы копной — и короткая борода тоже из соломы. Улыбка белая, глаза… Какие у него глаза?
Полкан ехидно уточняет:
— Подъесаул ведь навроде нашего капитана, а, Александр Евгеньевич?
— Нашего — это какого?
— Я в полиции звания получал.
— А… В полиции, — усмехается тот, дальше спорить не собираясь.
Подъесаул. А Мишель про себя решила уже называть его атаманом.

30
Дмитрий Глуховский
И тут этот атаман берет и сразу, не ища даже, откуда на него так пристально смотрят, а будто все уже зная, поднимает эти самые глаза — стальные — и наце- ливает их на прячущуюся за оконными стеклами Мишель.
Красивый.
4
Прибывшие спешиваются. Дрезины у них большие, моторизованные, у каж- дой есть кузов, в кузове под брезентом лежат ящики. Полкан смотрит на эти ящи- ки — дощатые, с трафаретными надписями «Останкинский мясокомбинат» — и сердце у него радуется.
Ящики пока не трогают, но Полкан решает вопрос не форсировать. Когда бу- дет время — тогда и отгрузят. Что с ходу клянчить — гостей надо сначала принять как следует, отогреть и накормить. Тогда уже и просить будет сподручней.
Но главное свое дело подъесаул Кригов в долгий ящик не откладывает.
— Ну что, господин полковник. Показывайте вашего гостя!
Шагая через двор, на здешнее хозяйство он озирается с кислой миной. Вы- правка у него что надо, шаг пружинит, взгляд строгий. Полкан глядит на свою крепость его глазами и понимает, что радоваться тут и вправду нечему. По двору гуляют куры, дети играют в караулке, к скамейке прислонен чей-то автомат — хо- рошо еще, без рожка. Бардак, а не пост.
В лазарете казак задерживается в дверях, оглядывается на врачицу — дадут халат? Но на Посту и тут без церемоний. Он снова недовольно качает головой.
Пришлый уже сидит в постели, обернувшись в одеяло, вокруг смотрит недо- верчиво. Фаина объясняет казаку:
— Повезло вам как. Он только ведь сегодня очнулся. А так, чем уж ни пыта- лись… От реки надышался! Проснулся — совсем горячечный. Все сбежать норо- вил.
Кригов смотрит на этого пришлого, на крест на его впалой груди. Улыбается ему и осеняет себя крестным знамением.
— Ты, брат, к своим попал, не бойся! Какое у тебя распятие знатное! Ты не монах ли, часом?
Тот в ответ только хмурится. Полкан разводит руками:
— Такое впечатление, что он по-русски ни бельмеса!
Казак тянет к гостю руку, а тот весь съеживается, словно его ударить хотят.
— Братец, слушай! Мы тебе плохого не сделаем, — хочет успокоить его
Кригов.
Достает из ворота серебряный образок на цепочке, предъявляет его при- шельцу.

ПОСТ
31
— Видишь? Мы тоже православные! В одного бога веруем!
Пришлого образок зачаровывает, его взгляд перестает метаться с одного до- знавателя на другого. Казак продолжает так же спокойно, ласково:
— Ты просто скажи — что стряслось-то? Напал на тебя кто-нибудь?
Рваное дыхание у пришлого налаживается, он кивает казаку.
— Ну вот! Так и расскажи, брат, что там?
Теперь гость качает головой.
Он, кажется, овладевает собой. Лицо его обретает осмысленное выражение.
И вместо ответа он показывает на ухо и разводит руками. Фаина переводит:
— Глухой, мол! Вот мне с самого начала так и показалось, что он ничего не слышит.
Полкан скребет себе череп. Сомневается.
— Ну уж… Глухой.
Они приглядываются к гостю повнимательнее. Полкан напоминает:
— А ведь он не слышал, когда ему от заставы кричали. Шел, распевал «Госпо- ди, помилуй!». В него палили даже. Хорошо хоть, мимо.
Фаина вставляет свои две копейки:
— Мог и вообще ничего не понимать, если интоксикация серьезная. Мог на- ходиться в бредовом состоянии.
Кригов наклоняется вперед, к сидящему на кровати гостю, тоже показывает себе на ухо, подсказывает ему:
— Глуховат ты, брат?
Пришлый с этим соглашается. Кивает. А потом, будто вспомнив, что умеет говорить, ровно, без перепадов и ударений, гундосит:
— Господь слуха не дал.
Кригов распрямляет спину.
— Ну вот.
Изучает его еще немного, потом кладет ему руку на плечо — тот вздрагивает, но руку не сбрасывает. Кригов медленно и тщательно выговаривает:
— А как звать тебя?
Пришлый не понимает. Тогда казак показывает пальцем на себя и произ- носит:
— Я Кригов. Александр Кригов.
— Игорь?
— Да какое! Ручка есть у вас и бумага?
Фаина приносит ему исписанную тетрадь и карандаш. Казак пишет свое имя на клетчатом листке, но пришлый смотрит в буквы тупо; насупливается, как будто не все узнает, пытается один раз их прочесть, другой, потом сдается и опять раз- водит руками. Полкан не выдерживает:

32
Дмитрий Глуховский
— Еще и безграмотный, что ли? Тьфу ты!
Казак смотрит на гостя вприщур.
— Да сколько ему лет? Он ведь не старый. Детство, небось, на войну при- шлось. У нас и в Москве даже таких вот сирот знаешь, сколько! Может быть, и не- грамотный.
Тут до гостя все-таки доходит, чего от него хотят. Он тоже тычет себя в грудь пальцем и выговаривает.
— Раб божий Даниил.
Фаина квохчет:
— Ну вот. А я его Алешей, Алешей…
Кригов кивает. Раздумывает.
— Слушай, брат Даниил. Выручай нас. Нам нужно знать, что там, за мостом. А?
Тот хмурится, тужится, хочет понять — но все-таки не понимает. Тогда Кригов, почесав бровь, снова берет карандаш и рисует: две извилистых линии — реку.
Мост через нее. Периметр стены Поста очерчивает прямоугольником. Показыва- ет на себя, на Пост. Потом на мост, потом на тот берег.
— Там что? Что там?
Брат Даниил вдруг прищуривается. Поджимается. Собирается. Выгова ри- вает:
— Что на том берегу?
— Да, да!
Он кивает: понял.
— Дорога там. Железная. На восток идет.
— Ну дорога-то ладно. А города какие? Люди живут там? Или все пусто?
— Не понимаю. Что?
Кригову приходится еще раз это же самое спрашивать, и произносить все медленно и терпеливо, губами четко показывая звуки. Даниил вроде под конец соображает, чего от него хотят, но вместо ответа спрашивает сам:
— А ты, божий человек, кому служишь?
— Я-то?
Кригов приосанивается, показывает Даниилу свои погоны, кокарду на фу- ражке.
— Государю Императору и Московской империи.
— Московской?
Кажется, что из всех этих слов пришлый узнал по губам только одно.
— Так точно.
Проходит еще несколько мгновений — и маска из задубевшей кожи, кото- рая у гостя вместо лица была, расслабляется. Он пытается улыбнуться — выходит плохо.

ПОСТ
33
— Слава Богу. Дошел, значит.
И он тоже крестится.
Раб божий Даниил понимает вопрос по выражению их лиц — и казака, и Полкана.
— Обитель мою разорили. Братьев убили. Я последний остался. Пошел в Мо- скву за заступничеством. По дороге звери напали. Думал, не дойду.
— Кто напал на обитель? Кто? Кто напал?!
— Лихие люди. Там у нас каждый сам за себя. Не разберешь.
Дальше разговор идет трудно: каждый вопрос Даниилу нужно объяснять три и четыре раза, а какие-то он не понимает вообще. Но вроде приходят к тому, что сам он не издалека шел, вроде бы из-под Нерехты откуда-то, где и находился, пока не был разграблен, его самодельный монастырь.
Насколько он знал, дальше имелись города, и в них жили понемногу люди, хотя крупные центры, вроде Екатеринбурга, все еще лежали в руинах. Кригов все услышанное записывает, а, записав, уточняет:
— А как там у вас про Москву думают? Что говорят? Помнят Распад? Зла на нас не держат?
— Да что Москва? — подтягивает свои худые плечи брат Даниил. — Там у нас такое началось после большой войны, брат на брата, сын на отца… Безбожный мир, Сатане преданный. Какая уж разница, кто начал? Все бьют, бьют друг друга…
На монахов нападать — виданное ли дело?
— А что же раньше от вас никто к нам не приходил тогда, раз у вас там столь- ко народищу живет? — хмурится Полкан.
Отец Даниил разводит руками.
— Я за всех не могу сказать. Многие-то думают, что Москвы Сам слышал, что
Москвы нет давно, в войну сгинула. Разбомбили ее или еще чего… Не знаю. Так все говорили, кого спрашивал. А когда обитель разорили нашу, я себе так сказал: терять нечего — пойду. Посмотрю своими глазами. И вот, одолел сатанинские козни, добрался.
Рабу божьему тоже интересно, как живут на Посту.
— Одержимых тут нету у вас? — строго спрашивает он.
Полкан думает про жену и хмыкает:
— Да нет, вроде бы.
— Во грехе живете или праведно?
— Живем по мере сил, — Полкан машет рукой. — Ладно. Пойдемте, что ли, ужинать, а, Александр Евгеньевич?
Он похлопывает себя по пузу, и это вот пришлый понимает отлично. Кригов его оживление сразу подмечает.
— Что, оголодал, брат Даниил? Давайте его с нами на ужин, а, Сергей Петро- вич? Пускай знает, что дошел до своих наконец.

34
Дмитрий Глуховский
5
За ужином Кригов весел. Он щедро смеется Полкановым шуткам, то и дело встает, чтобы произнести тост. Тосты все эти за Государя императора, долгая ему лета, и за Отечество, чтоб возрождалось шибче; а супостатам чтоб икалось.
И всякий раз, вместо того, чтобы обращаться к Полкану Кригов нашаривает взглядом сидящую через два ряда Мишель. А Мишель — иногда смотрит в тарел- ку, иногда на деда, а иной раз встречает глазами Кригова.
Егор, которого посадили, как мелкого, между родителей, каждый этот ее взгляд видит и запоминает: на него она так не смотрела никогда. Ему хочется как- то этого самодовольного казачка ковырнуть. И он без спроса вклинивается в их с Полканом разговор.
— Ну, а как там Москва? Стоит?
Кригов удивленно оглядывается на него: он-то, видать, думал, что у Егора язык отрезан. Потом снисходительно улыбается пацану и отвечает ему, а заодно и всем присутствующим:
— Не просто стоит! Порядок наконец навели, уличное освещение вон даже заработало на Садовом кольце! Можно хоть днем, хоть ночью гулять — патрули круглосуточные, наши, казачьи. Полная безопасность. Медицину отладили, Пи- роговская больница работает. Не ваш ли родственник, Сергей Петрович, ха-ха?
Лечат все — и чахотку, и сифилис, прошу прощения у присутствующих здесь дам.
И вообще город восстанавливаем. Внутри Бульварного — почти все остеклили.
И красят сейчас. Церкви в порядок привели, в каждом храме службу служат, по вечерам такой перезвон стоит, что душа поет. Чистота! Да за что ни возьмись!
В городе рестораны работают, танцы вечерами. Цветет Москва!
Мишель ни слова из этой его речи не пропускает. Перестала отвлекаться, смо- трит только на подъесаула. И тот, зараза, чувствует все. И продолжает нахвали- вать эту свою гребаную Москву, продолжает! Егор уже сто раз пожалел, что спро- сил, но Кригова теперь не заткнуть.
Поп, которого посадили напротив Кригова, слушает казачка внимательно и даже с восторгом, хотя и хмурится иногда — наверное, понимает не все. Всеоб- щего веселья ему не слышно, но видно: и смех, и тосты, и одобрительный каза- чий хор, и яркие солдатские улыбки.
Подъесаул поднимается опять — со стаканом в руке.
— Эх, братья. Я-то еще мальчишкой был, когда наше государство целым было. Но помню кое-что. Помню проспекты, забитые людьми и машинами, пом- ню «Сапсаны» белые от Москвы до Петербурга, помню Шереметьево с сотнями самолетов, синих с серебром! Помню парады нашей грозной военной техники на
Тверской! Я у отца на шее сидел, он меня поднимал, чтоб лучше видно было… Вот я и запомнил. Сколько мы потеряли, братцы! Из-за предательств и заговоров, да

ПОСТ
35
и просто по случайности. Была Россия величайшей в мире страной… Только знае- те, что? То время, когда мы сидели у папок на закорках, прошло. То, что у наших отцов выпало из рук, нам нужно подобрать. Любо ли вам это? А?!
— Любо! Любо!!
Остальные казаки вскакивают со своих мест, кричат наперебой. Полкан тоже что-то такое одобрительно гудит, хотя его свиной глаз блестит тускловато. Поп крестится и закрывает глаза.
Егор подглядывает за Мишель. Но она этого не ощущает.
Он ковыряет вилкой щедро наваленную на тарелку в честь прибытия этих га- дов тушенку. Тушенки осталось ненадолго, надо лопать до отвала.
Кусок в рот не лезет.
Забрали бы уже этого чувака и катили бы поскорей обратно в свою Москву.
И тут грохот — поп потерял сознание и рухнул со стула на пол.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49


написать администратору сайта