Главная страница

А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов


Скачать 18.63 Mb.
НазваниеА. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
Анкорchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
Дата12.03.2017
Размер18.63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
ТипДокументы
#3672
страница38 из 84
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   84
Аскесис. Древнегреческое слово — аскесис означало упражнение, практическое изучение, практика образ жизни, занятие образ мыслей, направление, так что здесь до аскетизма как самоистязания во имя какой-либо надуманной цели (как это было, например, в христианском аскетизме как соучастии в страданиях Христа и умерщвлении плоти ради спасения души) было далеко. Киники придавали большое значение такой практике Тому, кто хочет стать добродетельным человеком, следует укреплять тело гимнастическими упражнениями, а душу — образованием и воспитанием (Анткин, 116-117). Киники считали, что без таких упражнений никакой успех в жизни невозможен. Они различали два вида аскесиса: для тела и для души. Однако их аскесис был настолько суров, что о нем можно говорить как об аскетизме в нашем понимании этого слова. Кинический аскесис — максимальное опрощение, максимальное ограничение своих элементарных потребностей, привыкание к холоду, голоду, жажде, полный отказ от всех искусственных надуманных потребностей, не говоря уже о роскоши.
Диоген Лаэртский говорит, что мнение их (киников.— А. Ч, что жить нужно в простоте, есть в меру голода, ходить водном плаще (VI,
105). Кинический плащ - грубый короткий плащ, который надевали на голое тело. Весь багаж бродячего киника состоял из котомки и посоха. Ходили они обычно босиком. Борода и длинные нечесаные волосы завершали облик киника. Киники думали, что самой здоровой
была жизнь первобытного человека, у которого еще не было и огня. Поэтому они осуждали Прометея, который, одарив людей огнем, положил начало их испорченности. Идеалом их был Геракл.
Закаляя свою душу, Диоген Синопский просил подаяния у статуй, чтобы приучить себя к отказам. Закаляя тело, он зимой обнимал туже статую, запорошенную снегом, а летом катался по раскаленному песку. Говорят, что он даже ходил босыми ногами по снегу и пытался есть сырое мясо, ноне мог его переварить (см. VI, 34). Стремясь к максимальной свободе от вещей, Диоген, увидев, как мальчик пил воду из горсти, выбросил из котомки чашку, а когда увидел, как другой мальчик, нечаянно разбив свою плошку, ест чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба, выбросили миску. Некоторое время Диоген ночевал в большом глиняном сосуде — пифосе.
Киники думали, что боги, дав людям все самое необходимое для жизни, обеспечили им легкую и счастливую жизнь. Люди жене зная меры в своих потребностях, сами себя сделали вечно озабоченными и несчастными.
Обратной стороной кинического аскесиса было презрение к наслаждениям, которое, правда, само приняло форму наслаждения.
Киники с наслаждением презирают самое наслаждение (VI, Свой идеал по возможности простой жизни киники пытались прививать через воспитание. Когда, став нечаянно рабом, Диоген из
Синопы оказался воспитателем детей своего хозяина, грека Ксениада в Коринфе, он учил их, чтобы они сами о себе заботились, чтобы ели простую пищу и пили воду, коротко стриглись, не надевали украшений, не носили ни хитонов, ни сандалий, по улицам ходили молча и потупив взгляд (VI, 31).
Киники презирали богатство. Переоценка ценностей и состояла прежде всего в том, чтобы бедные перестали стыдиться своей нищеты. Если Гесиод полтысячелетием ранее сказал в своей поэме Труды и дни, что стыд удел бедняков, а взоры богатого смелы ( О происхождении богов. МС, то киники вознамерились перевернуть эту вечную ситуацию и добиться того, чтобы стыд стал уделом богатых, а взоры бедных стали бы смелыми. Напрасная затея Но так или иначе киники учили, что богатство не относится к числу необходимых вещей (Анткин, 106). Богатство аморально — таков основной тезис киников. Киники утверждали, что стяжатель не может быть хорошим человеком (Анткин, 113), что нив богатом государстве, нив богатом домене может жить добродетель (Анткин, 140). Диоген Лаэртский пишет о Диогене Синопском, что алчность он называл матерью всех бед (VI, 50). Богатство — источник тирании. Стобей в своей Антологии сообщает Когда один человек стал упрекать Диогена в бедности, тот сказал "Несчастный, я никогда еще не видел, чтобы из-за бедности кто-нибудь стал тираном, а все становятся тиранами только из-за богатства (Анткин, 140— 141).
Напротив, бедность благодетельна Бедность Диоген называл самоучкой добродетели (Анткин, 140). Именно бедность влечет человека в философию. «Диоген говорил, что бедность сама пролагает путь к философии. Тов чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять наделе (Анткин, 140), те. вести, надо полагать, киническую жизнь. В таком случае все бедняки — философы!
Апайдеусиа. С бедностью связаны и такие, казалось бы, унизительные и постыдные для человека явления, как необразованность и непросвещенность, невоспитанность и некультурность. Переоценивая и здесь признанные ценности, киники учили не стыдиться всего этого. Неграмотность — не такой уж большой недостаток. Это даже скорее достоинство. При неграмотности знание находится и живет в сознании, а не лежит мертвым грузом на полке. Однажды ученик пожаловался
Антисфену, что потерял свои записи. Надо было хранить их в душе, — отрезал киник. Здесь киники следовали платоновскому Сократу, который в сочинении Платона «Федр» (275 а) рассказывает о том, как египетский фараон Тамус не одобрил изобретенные Тевтом письмена, ибо в душах научившихся им они вызовут забывчивость. припоминать станут внешне, а не внутренне — сами от себя. Это верно. Письменность при всех своих достоинствах отчуждает человека от знания. Знания становятся мертвыми, а души пустыми.
Киники доказывали, далее, что знания не делают людей лучше. Изобретатель Паламед также изобрел письмена и цифры, научил греков играть в шашки. Но, научившись писать, читать, считать, играть в шашки, люди не стали лучше — и, не умея отличить правду от лжи, побили Паламеда камнями по ложному доносу. А именно умение различать правду и ложь — главное качество мудрости!
Поэтому киники недооценивали науку и образование. Диоген
Лаэртский пишет «...киники пренебрегают общим образованием (VI,
103), а также музыкой, геометрией, астрономией и прочими подобными науками Диоген пренебрегал, почитая их бесполезными и ненужными (VI, И вместе стем мы находим у них прославление разума Антисфен учил, что разумение — незыблемая твердыня ее не сокрушить силой и не одолеть изменой. Стены ее должны быть сложены из неопровержимых суждений (VI, 12). Тот же киник говорил, что нужно или приобрести разум, или надеть петлю на шею (Анткин, 116). Диоген любил повторять эти слова учителя. Он постоянно говорил Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю (VI, 24). В другом переводе Он часто говаривал, что для жизни надо запастись разумом или веревкой на шею (Анткин 62).
Антисфен признавал, что образованного и умного человека трудно переносить, так как неразумие — вещь легкая и необременительная, а разум непреклонен, непоколебим, тяжесть его неодолима (Анткин,
III).
Но разум киников — практический, а не теоретический. Он смыкается с обыденным сознанием, с житейской мудростью. Ведь логику и физику киники отвергли и оставили от философии одну дремучую этику (см. VI, 103). Задача философии — учить, как надо жить. Для Антисфена философия — умение беседовать с самим собой
(VI,
6
), умение оставаться наедине с собой (Анткин, 55). Для Диогена из Синопы философия дает готовность ко всякому повороту судьбы
(VI, 63). Философия необходима для жизни Человеку, сказавшему Мне нет дела до философии, Диоген Синопский возразил Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить (VI, Жить хорошо — не значит жить богато. Выше мы видели, что путь к философии проходит через бедность. К ней ведут и другие неблагоприятные, казалось бы, для философии жизненные обстоятельства. Когда «кто-то корил Диогена за его изгнание, Несчастный — отвечал он Ведь благодаря изгнанию я стал философом (VI. 49).
Киники не питали особого уважения к людям. Ко всем он относился с язвительным презрением (VI, 24), — рассказывает Диоген
Лаэртский о Диогене Синопском. И это относилось не только к людям простым, но и к философам. Диоген презирал Демосфена. Он называл его афинским демагогом (Анткин, 65). Простые люди вызывали у
Диогена Синопского состояние недоумения. Его удивляло, что люди соревнуются, сталкивая друг друга пинком в канаву (вид упражнения для тела в палестре), но никто не соревнуется в искусстве быть прекрасными добрым. Грамматики выискивают грехи у Одиссея, а своих не видят. Музыканты налаживают струны и неспособны гармонизировать свой нрав. Математики следят за Луной и Солнцем, ноне видят, что у них под ногами. Риторы вовсю говорят о справедливости, асами в своих делах ей вовсе не следуют. Многие приносят богам жертвы, моля о здоровье, а затем на радостях на пирах объедаются. У мегарцев овцы ходят в кожаных попонах, а дети бегают голыми поэтому Диоген сказал Лучше быть у мегарца бараном, чем сыном
(VI, 41)]. Ясно, что таких людей киники не могли принимать всерьез. Когда Диогена спросили, много ли было людей на Олимпийских играх, откуда он возвращался, тот ответил Народу много, а людей немного
(VI, 60). На вопрос, где он видел хороших людей, тот же ведущий киник ответил Хороших людей — нигде, хороших детей — в Лакедемоне»
(VI, 27). Вот отчего Диоген демонстративно среди бела дня. бродил с фонарем в руках, объясняя Ищу человека (VI, 41). Правда, Диоген не всех считал глупцами. Он говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек — самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой или богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека (VI, 24).
Презирая людей, киники не стеснялись передними. Отсюда их воинствующее нарушение норм приличия, отчего кинизм вошел в историю как цинизм, те. нигилистическое отношение к человеческой культуре и правилам нравственности. Однако вместе с этим киники думали, что предельная цель есть жизнь, согласная с добродетелью
(VI, 104), что добро прекрасно, а зло безобразно (VI, 12). Киники думали, что добродетели можно научить (VI, 105). Ниспровергая такую ценность, как знатность, киники учили, что благородство и добродетель — одно и тоже. Диоген Синопский добродетельных людей. называл подобием богов (VI, 51). Эта добродетель. состоит в делах и не нуждается нив многословии, нив науках
(VI, 11). О кинизме и другие говорили, что это кратчайшая дорога к добродетели (VI, 104). Но что же киники понимали под добродетелью Кто самые благородные и добродетельные (ведь истинное благородство и добродетель совпадают) люди Кто тот человек, которого искал днем согнем Диоген Синопский? Кого Диоген называл подобием богов
(VI, 51). Это некто иной, как презирающие богатство, славу, удовольствия, жизнь, но почитающие все противоположное — бедность, безвестность, труд, смерть (Анткин, 140). Антисфен считал, что труд — благо (VI, 2). Эти люди — истинные мудрецы.
Аутаркея. Аутаркея, автаркия — независимость, самодостаточность, самоудовлетворенность, умение довольствоваться своим, как бы мало оно ни было, и следующая из нее свобода — цель и кинического
аскесиса, и кинической апайдеусии. Они средства. Автаркия — цель.
Киник не из мазохизма истязает себя, ограничивая себя во всем. В том числе ив образовании, которое все равно ему недоступно. Также недоступны ему и те материальные блага, от которых он отказывается. Он не хочет того, что ему не дано. Но даже если такая возможность появится, киник на это решительно не пойдет. Так, Антисфен пишет
Аристиппу, который пресмыкается перед тираном истинный философ должен оставаться на родине и довольствоваться тем, что имеет
(Анткин, 106). Мудрец вне государства и вне обыденной жизни мудрец живет не по законам государства, а по законам добродетели
(Анткин, 56).
Киническая автаркия означала отказ от семьи. Правда, здесь у киников были расхождения. Нищий безродный Антисфен заявлял, что мудрец должен жениться для имения детей ипритом от самых красивых женщин (см. VI, 11). Асам умер от чахотки. Напротив, Диоген
Синопский провозглашал, что жены должны быть общими, и отрицал законный брак кто какую склонит, тот стою и сожительствует, поэтому же и сыновья должны быть общими (VI, 72). Отвергая институт брака, тот же Диоген Синопский на вопрос, в каком возрасте следует жениться, ответил Молодым еще рано, старым уже поздно (VI, 54).
Киническая автаркия означала и независимость киника не только от семьи, но и от государства. Правда, у киников встречаются глубокие
мысли о государстве. Поразительно точна догадка Антисфена о том, что государства погибают тогда, когда они не могут более отличать хороших людей от дурных (VI, 5). Он же высказывает замечательную убежденность, что лучше сражаться среди немногих хороших против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших (VI, Однако киники были далеки от государства. Это и неудивительно. Ведь они в своем большинстве были метеками-переселенцами; в Афинах такие платили особый налог за проживание там. (Таким афинским метеком были Аристотель) Они жили не там, где родились. Не в том полисе. Диоген Синопский говорило себе словами неизвестной трагедии:
ч
Лишенный крова, города, отчизны,
Живущий со дня надень нищий странник, ИЛИ Безродный изгнанник, лишенный отчизны.
Бродяга и нищий, без крова и пищи
(Анткин, Какой может быть полисный патриотизму такого человека Ки­
ники были равнодушны к своему местопребыванию. Когда какой-то человек пожаловался, что умрет на чужбине, киник Диоген сказал "Не печалься, глупец. Дорога в Аид отовсюду одна и та же (Анткин, 141).
Диоген Синопский был, по-видимому, первым космополитом в истории человечества. Возможно, что именно он — создатель этого слова. Диоген Синопский единственным истинным государством. считал весь мир (VI, 72). На вопрос, откуда он, Диоген сказал "Я гражданин мира (VI, 63).
По-видимому, под космосом здесь имелось ввиду не мироздание в целом, а ойкумена — в узком смысле слова греческая, а в широком — вся обитаемая земля. Расширить границы первой до границ второй пытался Александр Македонский, тоже чужой на своей родине, сын не-македонки, нелюбимый своим народом и своим отцом. Он, Александр, тоже был космополитом, гражданином мира. Плутарх пишет, что Александр сводил воедино различные племена. заставляя всех считать родиной вселенную...^(Плутарх. Сочинения. МС. Но киники небыли абсолютными индивидуалистами. Их автаркия не исключала дружбу. Антисфен говорил, что все те, кто стремится к добродетели, друзья между собой (VI, 12); при этом братская близость единомыслящих. крепче всяких стен (VI, Будучи равнодушными к государству, к полису, киники ненавидели тиранию — форму правления, которая всех лишает права на участие
в общественной жизни. Антисфен говорил, что опасно давать безумцу в руки меча негодяю власть (Анткин, 27). Палачи лучше тиранов, потому что палачи убивают преступников, а тираны — невинных людей (Анткин, 113). На вопрос какого-то тирана, какая медь лучше всего годится для статуй, Диоген Синопский ответил с вызовом Та, из которой отлиты Гармодий и Аристогитон» (VI, 50) — знаменитые тираноубийцы.
Но киники не идеализировали и демократию. Иронизируя над демократическими выборами государственных должностных лиц, Ан­
тисфен советовал афинянам принять постановление Считать ослов конями когда это сочли нелепостью, он заметил А ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей — полководцев (VI,
8). Диоген называл неизбежных при демократии демагогов прислужниками черни (VI, 24).
Антисфен был против войн. Когда кто-то сказал, что война уничтожает бедняков, сократик Антисфен заметил "Напротив, она их рождает во множестве (Анткин, 114). Диоген выступал против пьянства. Когда на каком-то пиру Диогену налили много вина, он вылил его. Тогда его стали бранить, на что он ответил "Если я его выпью, то погибнет не только оно, но вместе с ним погибну и я (Анткин, Возникает вопрос, как можно сочетать автаркию, независимость с рабством. На рабов, конечно, этот кинический идеал не мог распространяться. Но киники небыли апологетами рабовладения. Эти в основном бедные люди были близки крабам. Некоторые из них были сами в прошлом рабы. Основоположник кинизма .Антисфен был презираемым сыном фракиянки. Диоген из свободного бродяги стал рабом. Его взяли в плен морские пираты, игрека продали греку на невольничьем рынке на Крите. Пока же он был свободным, Диоген не искал сбежавшего у него раба, как ему советовали и как делали все рабовладельцы. Смешно, — сказал Диоген, — если Манет (имя раба А. Ч может жить без Диогена, а Диоген не может жить без
Манета» (VI, 55). Он потешался над типичным рабовладельцем, которому раб надевал сандалии, говоря Ты был бы совсем счастлив, если бы они сморкался за тебя (Анткин, Но киники толковали рабство слишком расширительно. Рабство как социальное явление они растворяли в моральном рабстве, в котором пребывает и большинство свободных — рабов своих страстей и предрассудков. Диоген говорил, что как слуги в рабстве у господ, так дурные люди в рабстве у своих желаний (VI, 66). В сущности, мудрец, даже и оказавшись рабом, никогда им не будет. Рабу свойствен страха мудрец бесстрашен. Продаваемый на невольничьем рынке
Диоген предложил продавцу объявить, не хочет ли кто купить себе господина.
Киническая автаркия распространялась и на религию. Они, кини­
ки, не отрицали богов, но считали достаточным знать, что они суще-
зоо
ствуют, и ничего у них не просить, дабы не нарушить свою независимость. Традиционную политеистическую религию киники считали нелепой. Разве не уговаривали афиняне Диогена Синопского принять посвящение в таинства, уверяя, что в Аиде посвященные пользуются преимуществами. Смешно, — отвечал философ, — когда Агесилай и
Эпаминонд будут барахтаться в нечистотах, а никчемные людишки только зато, что они приняли посвящение, обитать на Островах Блаженных (Анткин, 147). Также высмеивал Диоген из Синопы обряд очищения Увидев какого-то человека, совершавшего омовение, он обратился к нему "Бедняжка, как же тыне понимаешь, что омовением не исправишь ни грамматических, ни жизненных ошибок (Анткин,
149). Простодушного философа удивляло в людях, что они просят богов не об истинном благе, а лишь о том, что им кажется таковым
(Анткин, В общем-то, киники не отрицали существования бога. Но они понимали его по-своему. Антисфен был монотеистом. Филодем в сочинении О благочестии передает слова Антисфена из его Физика Согласно мнениям людей, существует множество богов, по природе же — один (Анткин, 149). Цицерон в трактате О природе богов писал, что «Антисфен в той книге, которая называется Физик, утверждая, что народных богов много, а природный (naturalis) только один, уничтожает этим самыми природу богов (Цицерон. Философские трактаты. С. 70). Более поздние авторы, христианские теологи Климент Александрийский и Лактанций, свидетельствуют, исходя из Физика
Антисфена, что «Антисфен о боге всего сущего провозглашает его нельзя узнать на изображениях, глазами его нельзя увидеть, он ни на что непохож (Анткин, 100). Единый, лишенный образа бог киников вездесущ. Диоген Синопский думал, что все полно. присутствием бога (VI, 37).
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   84


написать администратору сайта