Главная страница

А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов


Скачать 18.63 Mb.
НазваниеА. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
Анкорchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
Дата12.03.2017
Размер18.63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
ТипДокументы
#3672
страница46 из 84
1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   ...   84
Философы как правители. Это еще одна парадоксальная мысль
Платона-социолога. Сократ говорит у Платона, что ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока владыкой государств не станет племя философов (501 Е. На возражение удивленного Адиманта, что философы странные и никчемные люди (Ведь кто устремился к философии нес целью образования, как это бывает, когда в молодости коснутся ее, а потом бросают, но, напротив, потратил на нее много времени, те большей частью становятся очень странными, чтобы не сказать совсем негодными (487 D), Сократ возражает, что иначе и не может быть в неправильно устроенном государстве, где все лучшее становится худшими где прирожденных философов портят софисты и безумие большинства (496 D). Платон обосновывает право философов на политическое господство тем, что философы, которые созерцают нечто стройное и вечно тождественное, не творящее несправедливости и от нее не страдающее, полное порядка и смысла
(500 С, сами подражая этому, внесут то, что они находят в мире идеального бытия в частный общественный быт людей (500 D), сделают человеческие нравы угодными богу. Но для этого они сначала очистят государство и нравы людей, как очищают доску, ortto создадут прообраз человека. Платон не замечает того, что политик должен хорошо знать вовсе неидеальное бытие, а тоу что Платон презирает как пещеру, а поэтому когда он говорит что тридцатипятилетние философы будут вынуждены вновь спуститься в ту пещеру, дабы заняться государственными делами и проявить при этом опытность, происхождение последней непонятно.
Платон ничего не может сказать о путях построения его образца государственного устройства, Прекрасного города, кроме упования на случай Ведь может случиться, что среди потомков царей и властителей встретятся философские натуры (502 Аи далее Достаточно появиться одному такому лицу, имеющему в своем подчинении государство, и человек этот совершит все то, чему теперь не верят
(502 В. Такое лицо Платон безуспешно пытался найти в Сиракузах. Отсюда его три поездки к сиракузским тиранам Дионисиям. Результат для Платона был плачевным.
Платоновское идеальное государство утопично. Все оно — плод вымысла идеалиста, идеолога антидемократического класса афинской аристократии. Образец совершенного государства Платона был подвергнут вскоре критике со стороны Аристотеля.
Эстетика. Говоря о государстве Платона и о воспитании граждан, мы уже касались вопросов искусства в платоновской системе. Платон невысоко ставит искусство. Как творец, человек — всего лишь подражатель, и подражает он не идеям, а вещам, создавая их изображения статуи, картины и т. п. Искусство, таким образом, не дает, по Платону, непосредственного выхода в идеальный мир, хотя Платон высоко оценивает такой вид одержимости и неистовства, как одержимость и неистовство от Муз. Этот вид охватывает нежную и непорочную душу, пробуждает ее, заставляет выражать вакхический восторг в песнопениях и других видах творчества, подчеркивая, что без посланного Музами неистовства нельзя стать хорошим поэтом — ведь всегда творения здравомыслящих людей затмятся творениями неистовых (Федр
245 АУ Платона даже есть все же намек на то, что искусство дает выход к идеальному бытию, когда он говорит, что произведения ваяния и живописи служат лишь образным выражением того, что можно видеть не иначе, как мысленным взором (511 А. Однако этот моменту Платона неразвит, и прекрасные произведения искусства не в большей мере причастны у него к идее прекрасного и не в большей мере способствуют анамнезису и восхождению души к идеальному, чем сами прекрасные вещи. Искусство есть подражание вещам, вещи же — подражания идеям, поэтому искусство — подражание подражанию. Какую задачу ставит перед собой каждый раз живопись Стремится ли она воспроизвести действительное бытие или только кажимость Иначе говоря, живопись — это воспроизведение призраков или действительности — спрашивает Сократ в платоновском Государстве
(598 В. И следует ответ живопись — воспроизведение призраков. Это же относится к эпосу и к драматургии. Платон третирует Гомера, чьи творения втрое отстоят от подлинно сущего, те. от идеального мира. Было бы лучше, если бы Гомер не рассказывало войнах, о руководстве военными действиями, об управлении государством, о воспитании людей, а все это осуществлял наделе тогда он стоял бы на втором месте от подлинника. Гомеру было бы, считает Платон, уместно задать вопрос Какое из государств получило благодаря тебе лучшее устройство, подобно тому как это было с Лакедемоном благодаря Ликургу?»
(599 DE). Или, может быть, Гомер был искусен в разных замысловатых изобретениях, как люди передают о милетце Фалесе и о скифе
Анахарсисе» (600 А Или, если не в государственных делах, то говорят, что в частном обиходе Гомер, когда он еще был в живых, руководил чьим-либо воспитанием и эти люди ценили общение сними передали потомству некий гомеровский путь жизни, подобно тому как за это особенно ценили Пифагора, а его последователи даже и до сих пор называют свой образ жизни пифагорейскими явно выделяются среди остальных людей (600 АВ). На все эти вопросы следует отрицательный ответ. Неудивительно после этого, говорит Сократ, что Гомером и Гесиодом совершенно пренебрегали при их жизни, что люди предоставили им возможность вести жизнь бродячих певцов. Да и могли ли Гомер и Гесиод пользоваться уважением Ведь они поэты, а поэт с помощью слови различных выражений. передает оттенки тех
или иных искусств и ремесел, хотя ничего в них не смыслит, а умеет лишь подражать (601 А. Однако под влиянием очарования от размеренных и складных стихов людям кажется, что поэт говорит сознанием дела о сапожном деле и о военных походах. Кроме того, поэзия не поддается измерению, счету и взвешиванию, она же изображает распрю и внутреннюю борьбу в человеке — ведь яростное начало в душе легче поддается воспроизведению в искусстве, чем разумное, а потому подражательный поэт пробуждает, питает и укрепляет худшую сторону души и губит ее разумное начало (605 Вон внедряет в душу каждого человека в отдельности плохой государственный строй, потакая неразумному началу души (там же. Такого поэта нельзя принять в будущее благоустроенное государство. Сократ говорит, что в наше государствотюэзия принимается лишь постольку, поскольку это гимны богами хвала добродетельным людям (607 А).
А РИС ТОТ ЕЛЬ Жизнь Аристотель — величайший древнегреческий философ. Он жил в
384 — 322 гг. до н.э. Родина Аристотеля — полис Стагира. Этот город- государство был расположен к северу от Афин на расстоянии трех градусов широты на северо-западном побережье Эгейского моря, рядом с Македонией, от которой родина Аристотеля зависела. Огец Аристотеля — придворный врач македонского царя Аминты III, асам Аристотель сверстник сына Аминты, будущего македонского царя Филиппа II, с которым Аристотель был знаком с детства. Аристотель рано потерял своих родителей, его опекуном стал дядя по матери.
Первый афинский период. В 367 г. до н.э. семнадцатилетний Аристотель прибыл в Афины и стал слушателем Академии Платона, где он пробыл двадцать лет, вплоть до смерти основателя Академии в
347 г. до н.э. Платон был намного старше Аристотеля. Он сумел разглядеть гениального юношу и высоко его оценить. Сравнивая Аристотеля, которого он называл умом, с другим своим учеником —
Ксенократом, Платон говорил, что если Ксенократ нуждается в шпорах, то Аристотель — в узде. Со своей стороны Аристотель высоко ценил Платона. В написанном Аристотелем насмерть Платона стихотворении говорилось, что дурной человек не должен сметь даже хвалить
Платона.
Однако уже в школе Платона Аристотель увидел уязвимые места платоновского идеализма. Позднее Аристотель скажет Платон мне
См. также Чанышев АН Аристотель. М, 1981, 1987.
друг, но истина дороже. Платонизм будет подвергнут им проницательной и нелицеприятной критике.
Но в первое время, как это видно из сочинений Аристотеля, он полностью разделяет взгляды Платона. В 355 г. до н.э. положение Аристотеля в Афинах упрочилось в связи с приходом к власти в этом полисе, столице Аттики, промакедонской партии. Однако смерть Платона и нежелание Аристотеля оставаться в Академии, возглавленной преемником Платона, его племянником Спевсиппом, побудили Аристотеля оставить Афины.
Годы странствий. Покинув Афины, Аристотель первые шесть лет живет в малоазийской Греции, сначала в прибрежном городе Ассосе, а затем в городе Митилена на соседнем с Ассосом острове Лесбосе. Выбор Аристотеля не был случайным. В Малой Азии проживали два ученика Платона — Эраст и Кориск, в Митилену же Аристотеля пригласил уроженец Лесбоса Теофраст— друг и сотрудник великого мыслителя. В Ассосе Аристотель нашел себе жену в лице некоей
Пифиады — приемной дочери Гермия. Гермий — тиран в городе Атар- ней и основатель города Ассос. Связанный с Македонией, Гермий был вскоре казнен исконными врагами греков и македонян персами после жесточайших пыток. Перед смертью он просил передать своим друзь- ям-философам, что он не совершил ничего недостойного философии, которую он, видимо, высоко ценил. Признанный героем и мучеником
Эллады, Гермий был удостоен памятника в ее религиозном центре — в Дельфах. Надпись к памятнику сделал Аристотель. Он же воспел своего тестя в пеане (пеан — древняя песня-молитва, обращенная к божеству, где сравнил его с Гераклом и Ахиллом.
В конце х годов IV в. до н.э-. Аристотель был приглашен Филиппом II на роль воспитателя своего сына тринадцатилетнего Александра — и перебрался в столицу Македонии Пеллу. Воспитание Александра Аристотелем продолжалось около четырех лет. Впоследствии великий полководец скажет Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену. Аристотель не пытался сделать из Александра философа, как это сделал бы, по-видимому, Платон, одержимый мыслью, что люди не будут счастливы, пока ими не начнут управлять философы. Трудно, конечно, сказать, насколько Аристотелю удалось облагородить характер македонца — человека, стоявшего, по представлениям классического грека, на границе между эллином и варваром. Отношения учителя и ученика никогда небыли теплыми. И как только Александр стал царем Македонии, он постарался избавиться от Аристотеля, которому пришлось вернуться на родину — в Стагиру, где он провел около трех лет. В это время произошло важное историческое событие в битве при Херонее (338 г. до н.э.) македонское войско Филиппа II разгромило соединенное войско греческих полисов. Классической Греции как совокупности суверенных полисов пришел конец. Аристотель же возвращается в Афины
Второй афинский период. Оказавшись снова в Афинах пятидесятилетним мужем, Аристотель открывает здесь свою философскую школу Ликей, названную так потому, что школа находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского (Волчьего. В состав территории школы эходили тенистый сад скрытыми галереями для прогулок, поэтому школа Аристотеля называлась также перипатетической (те. прогулочной, а члены школы — перипатетиками (те. прогуливающимися. Их было много, ибо Аристотель имел не одну сотню учеников и последователей. Аристотель преподавал в Ликее двенадцать лет. Второй афинский период Аристотеля полностью совпадает с завоевательной эпопеей Александра, покорившего всю западную часть полосы древней цивилизации и вторгшегося даже в ее среднюю часть — в Индию, тес эпохой Александра, с временем высочайшего внешнего расцвета Эл­
лады.
Скоропостижная смерть Александра вызвала в Афинах антимаке- донское восстание. Аристотель был обвинен в богохульстве — вспомнили о пеане Аристотеля в честь Гермия, который был человеком, тогда как пеан подобает лишь богу. Не дожидаясь суда, Аристотель передал управление Ликеем Теофрасту и покинул Афины, как оказалось, навсегда. Аристотель вскоре умер на острове Эвбея на вилле своей покойной матери, которая происходила из тех мест. В своем завещании Аристотель просил перезахоронить останки своей первой жены (в соответствии с ее предсмертной просьбой) рядом со своей могилой, определил содержание своей второй, жене, а фактически наложнице,
Герпилле — матери своего сына Никомаха, отдал распоряжение относительно обоих своих детей Пифиады (от первого брака) и Никомаха; некоторым своим рабам он даровал свободу. Схолархом Ликея стал
Теофраст.
Сочинения
Наследие Аристотеля велико, хотя оно дошло до нас далеко не полностью. Еще будучи слушателем Академии, Аристотель писал здесь диалоги, в которых начинающий философ подражал Платону. От них до нас дошли лишь фрагменты, а также переложения. Ив тех, ив других Аристотель оставался еще в основном на позициях платоновского идеализма. В эпоху же Ликея были созданы коллективные труды, выполненные под руководством Аристотеля. В частности, там было описание ста пятидесяти восьми реальных государственных устройств, которые тогда существавали в греческом мире и даже в соседних с ним странах.
Самая большая группа произведений эпохи Ликея (хотя частично они были написаны до этой эпохи) — собственные произведения зрелого Аристотеля. Это в большинстве своем неотработанные произведения, состоящие из книг, созданных в разное время, на разных этапах философского развития философа.
Существует Аристотелев вопрос — вопрос о хронологической последовательности трудов Аристотеля, и при этом не только самих этих сочинений, но и входящих в их состав частей — книг. (В Древней Греции книгой называлась часть произведения, которая трактовала какой-либо более или менее законченный вопрос и помещалась на отдельном папирусном свитке) Однако этот вопрос еще менее разрешим, чем аналогичный Платонов вопрос. Исследователи дают порой совершенно различные решения, например одни относят биологические труды Аристотеля к третьему периоду (те. ко второму афинскому периоду, а другие — ко второму (годы странствий. Единственное, с чем согласны, по-видимому, все то, что диалоги Аристотеля предшествуют его трактатами написаны в период его пребывания в Академии. Однако важный диалог О философии некоторые исследователи относят ко второму периоду.
«Эвдем». Другой диалог раннего Аристотеля — «Эвдем» рисует нам автора как убежденного платоника, полностью разделяющего идеалистическое учение о потусторонних идеях как вечных и неизменных образцах и причинах преходящих вещей чувственного мира, об антагонизме бессмертной и возвышенной души и смертного, низменного тела, опознании как воспоминании душой некогда полученного ею в потустороннем мире знания, которое она утратила в результате телесного воплощения. В диалоге. рассказывается о том, как молодой киприот Эвдем, друг Аристотеля, изгнанный со своего родного острова по политическим мотивами примкнувший к платоновской школе, находясь в фессалийском городе Фора, тяжело заболел. Во сне ему было предсказано, что он выздоровеет и вернется на родину, тиран же города Фора будет убит. Ив самом деле Эвдем выздоровела тиран был убит, носам Эвдем также вскоре погиб, таки не вернувшись на родину. Однако Аристотель утверждает, что сбылось и третье предсказание, ибо возвращением на родину, предсказанным прекрасным юношей, явившимся Эвдему во сне, должно считать вовсе неприбытие
Эвдема на Кипра возвращение души Эвдема в идеальный мир, в мир истины, красоты и добра. В этом диалоге Аристотель прямо объявляет союз души и тела противоестественным. Он одобряет слова Феогнида:
Лучшая доля для смертных — на свет никогда не родиться И никогда не видать яркого Солнца лучей.
Если ж родился, войти поскорее в. ворота Аида И глубоко под землей в темной могиле лежать.
«Протрептик». В произведении «Протрептик» (обращение, увещевание, написанном не в диалогической форме, Аристотель обращается к правителю Кипра Темисону, увещевая его стать покровителем философии. Аристотель выдвигает мысль о неупразднимости философии
ибо ей служат даже те, кто ее отрицает говоря, что философия никчемна, они уже одним этим связывают себя философским сужде-
^
ием. Аристотель же готов согласиться стем, что философия трудна, о он никак несогласен с ее мнимой никчемностью и бесполезностью,
К
тя философия ив самом деле не снисходит до частностей, оставаясь, ворит Аристотель, на уровне всеобщего и неизменного бытия. Но даже ив таком случае философия полезна, так как она дает человеку образцы поведения в частной и общественной жизни. Философию нельзя считать и трудной, о чем свидетельствует ее быстрое развитие без посторонней помощи. Нетрудно представить, сколь велики будут успехи науки (в «Протрептике» философия трактуется как знание вообще, если она получит поддержку со стороны государства. Оставаясь в данном произведении еще на позициях платоновского мировоззрения, Аристотель доводит до крайности платоновский антагонизм души и тела своим чудовищным сравнением душа в теле подобна живому человеку, связанному струпом (так этрусские пираты поступали с оставшимися в живых пленниками).
Трактаты. Сохранившиеся произведения зрелого Аристотеля можно разбить на восемь групп логические, общефилософские, физические, биологические, психологические, этические, политико-эко­
номические и искусствоведческие произведения.
Л огика— детище Аристотеля. Наука о мышлении и его законах изложена великим ученым в таких его трактатах, как Первая аналитика, Вторая аналитика, Топика, Опровержение софизмов, Категории (впрочем, есть небезосновательное мнение, что это не аристотелевское произведение, Об истолковании. Позднее логические сочинения Аристотеля были объединены под общим названием Органон («Орудие»).
Умозрительная физика Аристотеля отразилась в таких его сочинениях, как Физика, О небе, О возникновении и уничтожении, Метеорология и др.
Биология, также ведет свое начало с Аристотеля, сего работ История животных, О частях животных, О движении животных, О происхождении животных».
Аристотелю принадлежит и первый психологический трактат — сочинение О душе, к которому примыкают восемь небольших трактатов на аналогичные темы.
Велики заслуги Аристотеля в области этики. До нас дошли три этических сочинения Аристотеля «Никомахова этика, «Эвдемова этика, Большая этика».
«Политика» и Экономика Аристотеля составляют группу поли­
тико-экономических сочинений.
Вопросы искусствоведения рассмотрены Аристотелем в его Поэтике. К ней примыкает Риторика
Главное собственно философское произведение Аристотеля Метафизика. Метафизика. Аристотель никогда не называл свою философии метафизикой. Вообще во времена Аристотеля этого слова не было. Это неологизм, возникший, по-видимому, в I в. до н.э. Когда Андрони* Родосский систематизировал рукописи Аристотеля, он поместил собг ственно философские книги философа после книг по физике и, не зная, каких назвать, обозначил словами То, что после физики после — по-древнегречески мета. Так образовалось новое слово — метафизика, получившее со временем широкое распространение в философии.
«Метафизика» Аристотеля — как бы полуфабрикат. Она сложилась стихийно из разных книги частей книг. Отсюда ее неясности, противоречия и повторы. В Метафизике четырнадцать книг. При этом книга V самостоятельна — это первый в истории философии словарь философских терминов. Книга XII также самостоятельна, как и XIV и частично XIII. Поздняя часть XIII книги — новый вариант
XIV и частично I книг (я и я главы XIII книги — прямое переложение й и й глав I книги. Ранняя часть XI книги предвосхищает содержание III, IV и VI книг. В целом в Метафизике можно различить ранние и поздние части, а внутри них — основные и побочные. Ранние части были созданы во второй период (годы странствий, поздние — в третий (второй афинский период. Ранними считаются I, III и IV книги, поздними и основными VI, VII и VIII книги, к ним примыкают
IX и X. Остальные книги — II, V, XI, XII, XIII, XIV — можно считать побочными. Итак, ядро Метафизики VI, VII и VIII книги, с них надо начинать изучение этого памятника древнегреческой философии.
1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   ...   84


написать администратору сайта