А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
Скачать 18.63 Mb.
|
Мироздание. (Мир вещей) От материи как таковой (материя — не идея) следует отличать физическую материю, которая существует в виде традиционных для античного мировоззрения четырех стихий Кормилица же рождаемого, разливаясь влагою и пылая огнем, принимая также формы земли и воздуха и испытывая все другие состояния, представляется на вид всеобразною» (Тимей 52 Д. Это уже материя, отразившая идеи влаги, огня, земли и воздуха, это уже вещная материя. Все вещи — дети идеи и материи. Мир вещей — второй, промежуточный, вид сущего (первый вид — идеи, третий вид материя. О мире вещей в «Тимее» сказано так Соименный и подобный ему те. первому виду, виду идей А. Ч второй вид/есть вид чувство постигаемый, рожденный, всегда подвижный, являющийся в каком- либо месте и опять оттуда исчезающий (52 А. Мир вещей — мир возникновения, бывания, постоянного генезиса и постоянной гибели, это то, что всегда происходит, но никогда не существует (52 Д. В природе все изменчиво, преходяще, непрочно, смертно, несовершенно. Там все возникает на время, а погибает навечно. Отношение вещей и идей. И это у Платона неясно. Мы находим у него три варианта взаимоотношения вещей и идей. Платон говорит о подражании, причастности и присутствии. Подражание — стремление вещей к идеям, это плановский эрос как тоска по идеальному, любовь к нему. С другой стороны, вещи причастны идее. В «Федоне» сказано Любая вещь возникает через ее причастность особой сущности (101 С. Присутствие же означает, что вещи в чувственном мире становятся сходными со своими идеями, когда идеи приходят к ним, начинают в них присутствовать. Так или иначе, вещи тени идей, их эхо, их отображения. Идея же — образец и прообраз вещей. Сам Платон не скрывает того, что у него нет ясности в понимании всех этих отношений. Поэтому они говорит, что вещи — подражания вечносущему, отпечаток по образцам, снятые удивительными неизъяснимым способом (Тимей 50 С. Аристотель чуть позднее скажет, что вопрос о том, что такое подражание и приобщение, Платон оставил без разъяснения В диалоге «Парменид» содержится критика теории идей, как они сформулированы в других диалогах. Эта критика производится прежде всего в аспекте отношения идей к вещам. Если этот диалог действительно принадлежит Платону (в чем некоторые ученые сомневаются, то тогда мы имеем в нем самокритику. Парменид выражает недовольство теорией идей, которая в этом диалоге приписывается Сократу притом весьма юному. Парменид спрашивает Сократа как же все же происходит приобщение, или причастность, вещей идеям Надо ли это приобщение понимать так, что каждая идея, будучи единой и тождественной, содержится в каждой вещи, соответствует ей, отделяясь от самой себя Или же приобщение означает, что в каждой вещи содержится часть идеи Надо сказать, что такая постановка вопроса неправильна, и Сократу нетрудно ответить на последний вопрос, приведя в пример день, который, будучи одними тем же во всех местах, не отделяется от себя и не дробится. Более веско возражение Парменида, обращающего внимание на то, что если вещь подобна идее, то кроме вещи и идеи должны быть еще идея подобия вещи и идеи, например кроме идеи человека и самого человека должна быть еще идея подобия человека идее человека, те. третий человек. Душа космоса. Итак, всякая вещь есть индивидуальное воплощение соответствующей идеи в материи, точнее говоря, множества идей, ибо кошка — материальное воплощение не только идеи кошки, и но идеи живого существа, идеи четвероногого и множества других идей, выражающих качества, состояния, отношения, количественные, пространственные, временные характеристики этой кошки. Но какова бы ни была идея, даже если это идея жизни, сама по себе она безжизненна. Идеи дают только форму, структуру, это, так сказать, эталоны, стандарты для вещей. Тем более безжизненна Платонова материя. Она позволяет внепространственной и вневременной бестелесной структуре обрести телесность, пространственное воплощение. Но пока что мироздание — всего лишь статуя Галатеи, созданная, согласно мифу, Пигмалионом, который влюбился в свое творение и умолял богов оживить его. Поэтому Платон вводит третье, наряду с материей и идеями, начало — душу космоса, космическую душу. Душа космоса — динамическая и творческая сила, источник движения, жизни, одушевленности, сознания и познания. Душа космоса объемлет мир идей и мир вещей, связывает их. Она побуждает подражать идеям, а идеи — присутствовать в вещах. Но чтобы объять оба мира, душа космоса должна быть внутренне противоречивой. Ив самом деле, у Платона душа космоса состоит из трех частей тождественного, иного и смеси тождественного и иного. При этом тождественное соответствует идеям, иное — материи, смесь тождественного и иного — соответствует вещам. Бог. Онтология Платона включает также общее учение о боге. В этом выражается личностный, персоналистический характер объективного идеализма Платона. Однако Платон говорит о боге неоднозначно. В Государстве платоновский бог обозначается термином «футургос», а в «Тимее» термином демиург. Бог-футургос творит идеи, бог-деми- ург (ремесленник) имеет их перед собой как заданные ему образцы, на которые он должен равняться. Такое представление о боге у Платона более развито, чем представление о боге как творце идей. В Законах Платон говорит о боге как о мере всех вещей (716 С). Онтология и космология (физика) Платона. Они настолько тесно связаны, что их трудно различить. В качестве собственно онтологии Платона примем его учение о вневременном и довременном существовании мира, когда еще не было неба. Ведь у Платона сказано Сущее, пространство и рождение являются, как три троякие начала, еще до появления неба (Тимей, 52 Д. Неясно, конечно, как рождение могло быть до рожденного — была, по-видимому, идея рождения. Тогда было пространство, ноне было времени. У Платона ни идеи, ни материя пространство) не обладают временностью. Время возникает позднее вместе с небом (38 В, а небо было создано богом-демиургом. И это уже предмет физики, куда входят и космология, и космогония Платона. Физика Платона. К физике как учению о природе Платон относился несерьезно. Физика — наука о вещах, а вещи — несовершенные подобия идей. Но о том, что лишь воспроизводит первообраз и являет собой лишь подобие настоящего образа, и говорить можно не более как правдоподобно (Тимей, 29 С. Поэтому свое физическое учение Платон скромно называет всего лишь правдоподобным мифом (29 Д. Сущностью этого мифя является телеология. Телеология. Телеология — учение о целях. Вся сознательная человеческая деятельность целесообразна, те. подчинена реализации тех или иных поставленных перед собой людьми целей, в основном глупых. Поэтому Сократу Платона в «Федоне» — по существу это уже Платон — правильно думает, что поведение человека определяется целями. Сократ призывает различать между истинной причиной и тем, без чего причина не могла бы быть причиною (Федон 99 В. Истинная причина — целевая причина, а вторая причина — средство осуществления целевой причины. Применительно к целесообразной сознательной деятельности людей это совершенно верно. Но это неверно по отношению к миру. Переносить на природу свойства целесообразной и тем более разумно-сознательной деятельности человека — одно из проявлений философского антропоморфизг ма. Искать в природе цели и находить высшее объяснение в обнаружении их в природе — неверный методологический подход. Оц антинаучен, ибо заводит естествознание в тупик. А между тем Платов требует от физики именно того, чтобы она не только о&ьясняла, для чего все в природе устроено так, а не иначе, но показала бы даже, что в природе все устроено наилучшим образом. Это уже ценностный этический телеологизм, который вдвойне неуместен в естествознании. Сократ сетует, что он ждал от Анаксагора, чтобы он объяснил не только то, почему Земля находится в центре мира, но и почему ей лучше быть в центре (97 Е, а также почему Земле лучше быть именно такой, а не какой-либо другой (там же. И вообще, говоря о природных явлениях, нужно объяснить, что всего лучше для каждого ив чем их общее благо (98 В). Такова, согласно Платону, главная проблема физики. Такая физика предполагает наличие мирового архитектора силы, которая наилучшим образом устроила все так, как оно есть сейчас (99 С. Платон осуждает тех, кто в своих физических теориях не ищет этой силы. Ум-демиург. Платон осуждает Анаксагора зато, что уму него остается без всякого применения (Федон, 98 С. Платон же принимает этот ум всерьез и превращает его в демиурга (устроителя) мира, в отца всех вещей (Тимей, 28 С. Этот «ум-демиург» (47 Е) — вечный первообраз космоса, причина его и устроитель. Причина возникновения мира — воля «ума-демиурга», или бога, который пожелал, чтобы все вещи стали как можно более подобны ему самому (29 Е. Однако созданный им мир не столь благостен, как его устроитель, так как воля демиурга столкнулась с сопротивлением материальной необходимости, и уму-демиургу удалось обратить к наилучшему лишь часть того, что рождалось. До вмешательства же ума-демиурга вообще все в природе пребывало в состоянии нестройного и беспорядочного движения. Первоначала космоса. Из вышесказанного следует, что это ум-де миург (бог, материя и идеи как образцы. Иначе говоря, богу как уму-демиургу заданы идеи — носители целесообразной причинности, с одной стороны, и материя — носитель естественной необходимости, с другой. Само творение состоит в том, что демиург вкладывает в материю идеи как целесообразные причины. Тот порядок, который превозносит Платон, — целесообразность живого организма, где все часта служат целому и без целого нежизнеспособны. /Космос. Космос, по Платону осуществление бога в материи, превращение физического мира в живой организм. Платон определяет космос как живое существо, наделенное душой и умом (30 В. Творя космос как живой организм, демиург устроил ум в душе, а душу — в теле. Итак, мы имеем три части космоса ум, душу и тело. Тело космоса творится из материи. К моменту творения материя существовала уже в виде воды, воздуха, огня и земли, которые отличаются друг от друга геометрической формой своих частица эти формы состоят, в свою очередь, из двух видов прямоугольных треугольников равнобедренных, из которых состоит только земля, и неравнобедрен ных, одинаковых для всех трех остальных стихий. Из первых треугольников состоят шестигранники (гексаэдры) земли, из вторых — четырехгранные пирамиды (тетраэдры) огня, восьмигранники (октаэдры) воздуха, двадцатигранники (икосаэдры) воды. До вмешательства демиурга эти четыре стихии находились в беспорядочном движении, представляя собой неравномерно сотрясаемую и колеблемую материю. Из нее-то и создал ум-демиург тело космоса. Оно шарообразно, в центре его ось, на которой покоится неподвижная земля. Платон — геоцентрист. Космос вращается вокруг земли. Тело космоса находится внутри души космоса. Космическая нсихология. Душа космоса творится демиургом еще раньше его тела. Процесс творения души космоса описан нечетко. Ум-демиург воспользовался двумя непонятно откуда взявшимися сущ ностями: неделимой и вечно тождественной, с одной стороны, и иной, претерпевающей телесное разделение, с другой стороны. Две эти сущности демиург частично смешали получил третью сущность, причастную тождественному и иному. Из этих трех сущностей (тождественного, иного, смеси тождественного и иного) демиурги создал душу космоса, разделив ее на части, находящиеся в сложной пропорциональной зависимости. Эти части — души космических небесных тел. Мировая душа пронизывает тело космоса и объемлет его. Она производит два вида движения внешнее и внутреннее, первое из которых соответствует тождественному, а второе — иному. Внешним, тождественным движением движется сфера неподвижных звезд внутренним, иным движением движутся планеты, Луна, Солнце. Таким образом, первая функция мировой души — движение. Вторая функция мировой души — познание при всяком соприкосновении с вещью, чья сущность разделена или, напротив, неделима, она (мировая душа. —: А. Ч всем своим существом приходит в движение и выражает в слове, чему данная вещь тождественна и для чего она иное (37 АВ). Своей тождественной частью мировая душа постигает идею, своей иной частью — материю, а смесью тождественного и иного — вещи. Это космическое знание выражается в космическом слове, и это слово безгласно и беззвучно изрекается в самодвижущемся (37 В, те. душе космоса. Структура мировой души числовая. Время. Время родилось из разума и мысли бога и возникло вместе с небом. Платон определяет время как некое движущееся подобие вечности (37 Д. Таким образом, Платон принципиально разрывает пространство и время первое — от материи, второе — от ума-демиурга бога) и мировой души. Другие боги. Ум-демиург творит и других, низших, богов. Это небесный род богов (40 А. Они сотворены исключительно из одной стихии — из огня. Это нечто иное, как шаровидные небесные тела, наделенные как равномерным — звезды, таки неравномерным движением, — планеты. Земля — старейшее и почтеннейшее из богов, рожденных внутри неба (40 С. Перед нами некая космическая религия, религия Земли и Неба Это особый, космический политеизм. Что же касается обычного, мифологического политеизма, то Платон отзывался о нем уклончиво, говоря о традиционных мифах, что приходится им верить, чтобы не ослушаться закона (40 Е. Надо верить тому, что рассказывают дети богов — источник мифов. Таков единый космос, созданный демиургом. Физика Платона, полная всяких фантазий и несообразностей, показывает невозможность построить картину мира на идеалистической основе и принципиально уступает физической картине мира Демокрита, о котором Платон систематически в своих произведениях умалчивает. Психология. Тело и душа. Идеалистическая философия Платона дополняет противопоставление материи и идей противопоставлением тела и души. Тело смертно — душа бессмертна. Тело живого существа создано из частиц огня, земли, воды и воздуха, заимствованных у тела космоса. Эти частицы должны быть возвращены космосу. Назначение тела — быть временным вместилищем и пристанищем души, рабом ее. Как тела, таки души сотворены богами. Души творятся из остатка от той смеси тождественного, иного и тождественно-иного, из которой ум-демиург создал душу космоса. Качество индивидуальных душ ниже, чем качество души космоса. Однако из упомянутого остатка создается лишь разумная часть души. Ноу души имеются и неразумные части. В платоновском Государстве Сократ различает в душе два начала «логистикон» разумное) и «алогон» (неразумное. Одно из них, с помощью которого человек способен рассуждать говорит Сократ мы назовем разумным началом души, а второе, из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумными вожделеющим» (439 В. Далее, внутри неразумного начала различаются «т(х)юмоейдес» и «епитюмэ- кон, ведь на многих примерах мы замечаем, как человек, одолеваемый вож делениями вопреки способности рассуждать («епит(х)юмэтикон»), бранит сам себя и гневается на этих поселившихся в нем насильников. Гнев такого человека («т(х)юмоейдёс») становится союзником его разуму в этой распре (440 В. Весь смысл бытия человека, вся его судьба зависит оттого, кто кого осилит низменное, неразумное, вожделеющее, смыкающееся с телом начало души или разум со своим союзником — яростным духом («т(х)юмоей- дёс»), иначе говоря, низшая часть души или средняя в союзе с высшей. Низменное, неразумное, вожделяющее начало души — раб тела, оно препятствует высшему, духовному образу жизни. Этому же мешает и тело. Поэтому Сократ перед своей казнью радуется предстоящей смерти, которая избавит его от тела, ведь тело не только доставляет нам тысячи хлопот — ему необходимо пропитание — но вдобавок подвержено недугам. Тело наполняет нас желаниями, страстями страхами. по вине тела у нас нет досуга для философии (Федон, 66 Д)- В «Тимее» каждой части души отводится определенное вместилище в теле. Разумная часть души находится в голове, круглая форма которой подобна космосу, средняя часть — в груди, низшая — в брюшной полости. Диафрагма служит тому, чтобы оградить среднюю и высшую части души от низшей, шея — чтобы связать высшую часть души со средней. Метемпсихоз. Платон всерьез принимает орфико-раннепифагорей- ский миф о переселении душ, которые могут вселяться в тела как людей, таки животных и растений в зависимости оттого, насколько высшей части души удалось подавить ее низшую часть. Платон развил это древнее фантастическое учение, приспособив его к своему учению об идеях и основав на нем свою теорию познания. Для этого Платон подробно описал существование душ до их вселения в какое бы тони было тело. Сотворив души, боги поместили их на звездах. Каждая душа имела свою звезду. Душ столько, сколько в небе звезд (разумеется, видимых невооруженным глазом — античность не имела телескопа. Следовательно, число душ велико, ноне бесконечно. Души более не творятся. Этим античный идеализм отличался от будущего христианства, в котором души творятся постоянно — у каждого новорожденного своя душа. (Кроме того, христианство отрицает наличие души у животных и растений, оно знает лишь человеческие души — эти души строго индивидуальны и имеют лишь одно тело) В платонизме оке творение души — лишь акт в прошлом, после чего души только переходят из тела в тело. Отсюда один из аргументов Платона в пользу бессмертия души если бы души были смертны, то их бы давно уже не было. У Платона, так сказать, имеет место своего рода закон сохранения душ. О пребывании душна звездах подробно рассказывается в диалоге Платона «Федр». Души уподобляются греческой колеснице с двумя конями и возничим. У богов оба коня хороши, у не-богов хорош лишь один конь, тогда как второй конь причастен к злу. Кони крылатые, и колесницы вместе с возничим летают по небу. Возничие стремятся увидеть занебесную область, те. идеальный мир, ибо созерцание ее питает ум богов и не-богов, а ум — это и есть возничий. Они созерцают саму справедливость, вообще наиболее чистое бытие идей. Но созерцать идеи в полной мере удается лишь душам богов. Остальные души делают это ущербно, им мешает конь, причастный к злу, который тянет души вниз, в мир чувственного бытия. Поэтому души не-богов, недостаточно насыщаясь созерцанием знания-бытия, тяжелеют, сталкиваются, их крылья ломаются, и они падают в телесный чувственный мир. Но и эти небожественные души неравны ведь им все же в разной степени удалось приобщиться к высшему бытию идей. Отсюда иерархия падших души как ее следствие иерархия профессий и классов Эта иерархия начинается с философа и нисходит через царя, государственного деятеля, врача, прорицателя, поэта, ремесленника и земледельца и, софиста к тирану. Здесь нетрудно видеть классовое самосознание Платона, его презрение к трудящимся, но также и его ненависть к тирании и софистике. Хорошо виден и интеллектуальный аристократизм Платона, ставящего философов выше царей. В Государстве социальная иерархия проще. Там различаются три сословия философы, воины и трудящиеся. |