А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации
Скачать 5.3 Mb.
|
1 StagnerR. Foreword//Ethnic Conflict: International Perspectives. L., 1987. 2 Дейк T.A. Расизм и язык. М., 1989. С. 28. 237 дельно общих культурно специфических способов оценки как соб ственной группы, так и других культурных групп, невозможно обой тись. Представители другой группы при этом идентифицируются по таким признакам, как пол, этническая принадлежность, особенно сти речи, внешний облик, цвет кожи, брачные обычаи, религиозные убеждения и т.д. Зависимость между культурной принадлежностью того или ино го человека и приписываемыми ему чертами характера обычно не является адекватной. Люди, принадлежащие различным культурам, обладают разным пониманием мира, что делает коммуникацию с «единой» позиции невозможной. Руководствуясь нормами и ценно стями своей культуры, человек сам определяет, какие факты и в каком свете оценивать, что существенно влияет на характер нашей коммуникации с представителями других культур. Например, при общении с оживленно жестикулирующими во время разговора итальянцами у немцев, привыкших к другому сти лю общения, может сложиться стереотип о «взбалмошности» и «неорганизованности» итальянцев. В свою очередь у итальянцев может сложиться стереотип о немцах как о «холодных» и «сдер жанных» и т.д. В зависимости от способов и форм использования стереотипы могут быть полезны или вредны для коммуникации. Стереотипиза ция помогает людям понимать ситуацию и действовать в соответст вии с новыми обстоятельствами в следующих случаях: • если его сознательно придерживаются: индивид должен пони мать, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки, а не специфические качества, свойственные отдельному индивиду из данной группы; • если стереотип является описательным, а не оценочным: это предполагает отражение в стереотипах реальных и объектив ных качеств и свойств людей данной группы, но не их оценку как хороших или плохих; • если стереотип точен: это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек; • если стереотип является лишь догадкой о группе, но не пря мой информацией о ней: это означает, что первое впечатле ние о группе не всегда дает достоверное знание обо всех ин дивидах данной группы; • если стереотип модифицирован, т.е. основан на дальнейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или ис ходит из опыта реальной ситуации. 238 В ситуации межкультурных контактов стереотипы бывают эф фективны только тогда, когда они используются как первая и поло жительная догадка о человеке или ситуации, а не рассматриваются как единственно верная информация о них. Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют комму никацию, когда, ориентируясь на них, ошибочно относят людей не к тем группам, некорректно описывают групповые нормы, когда сме шивают стереотипы с описанием определенного индивида и когда не удается модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и опыте. В таких случаях стереотипы могут стать серь езной помехой при межкультурных контактах. В целом выделяют следующие причины, из-за которых стерео типы могут препятствовать межкультурной коммуникации: • если за стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей: стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на про тяжении определенного промежутка времени несмотря на индивидуальные вариации; • если стереотипы повторяют и усиливают определенные оши бочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не на чинают их принимать за истинные; • если стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе реальные характеристики стереотипизируе- мой группы, стереотипы при этом искажают действитель ность и дают неточные представления о людях, с которыми осуществляются межкультурные контакты. Люди сохраняют свои стереотипы, даже если реальная действи тельность и их жизненный опыт им противоречат. Поэтому в ситуа ции межкультурных контактов важно уметь эффективно обходиться со стереотипами, т.е. осознавать и использовать их, а также уметь от них отказываться при их несоответствии реальной действитель ности. 5.7. Предрассудки в межкультурной коммуникации 5.7.1. Понятие и сущность предрассудка. Представления о типичных чертах других народов зависят как от их характерных черт, так и от форм и разнообразия контактов с ними. При этом результатом контактов являются не только стереотипы, но и пред рассудки. 239 Психология рассматривает предрассудок как психологиче скую установку предвзятого и враждебного отношения к че му-либо без достаточных для такого отношения оснований или причин. Применительно к этническим группам или их культу рам предрассудок выступает в виде установки предвзятого или вра ждебного отношения к представителям этих групп, их культурам и к любым фактам действительности, связанным с их деятельностью, поведением и социальным положением. Главным фактором в возникновении предрассудков является не равенство в социальных, экономических и культурных условиях жиз ни различных этнических общностей. Этот же фактор определяет и такую распространенную форму предрассудка, как ксенофобия — неприязнь к иностранцам. Предрассудки возникают как следствие неполного или искажен ного понимания объекта, по отношению к которому формируется установка. Возникая на основе ассоциации, воображения или пред положения, такая установка с искаженным информационным ком понентом оказывает тем не менее стойкое влияние на отношение людей к объекту. Следует различать стереотип и предрассудок в процессе меж культурной коммуникации. Как уже было отмечено, стереотипы являются отражением тех черт и признаков, которые свойствен ны всем членам той или иной социокультурной группы. Это сво его рода обобщенный, собирательный образ представителей со ответствующей группы, в котором, как правило, отсутствуют ярко выраженные эмоциональные оценки. Поэтому стереотипы содержат возможность позитивных суждений о стереотипизиро- ванной группе. В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой сугубо отрицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида только на основании приписывания им негативных качеств. Для предрассудков характерно бездумное негативное отно шение ко всем членам группы или большей ее части. В практике человеческого общения объектом предрассудков обычно бывают люди, резко отличающиеся от большинства какими-либо чертами, отрицательно оцениваемыми другими людьми. Наиболее известны ми формами предрассудков являются расизм, сексизм, гомофобия, дискриминация по возрастному признаку и т.д. Предрассудки, как и стереотипы, являются элементами куль туры, поскольку порождены общественными причинами, а не био логическими. Однако они представляют собой устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной культуры, 240 которые передаются их носителями из поколения в поколение и со храняются при помощи обычаев или нормативных актов. Чаще все го предрассудки включены в культуру в виде нормативных запове дей, т.е. строгих представлений о том, «что и как должно быть», каким образом следует относиться к представителям соответствую щих этнических или социокультурных групп. 5.7.2. Механизм формирования предрассудков. Многочислен ные отечественные и зарубежные психологические исследования показывают, что существует особый механизм, при помощи которо го возможно направить свою эмоциональную реакцию на человека, причинно не связанного с возникновением этой реакции. Данный механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется психологическим про цессом перемещения. Суть этого процесса сводится к переносу выражения эмоций в иную ситуацию, где это можно осуществить либо безопасно, либо с большой выгодой. Психологическое перемещение используется людьми или бессознательно — в качестве защитного механизма психики, или преднамеренно — в поисках «козла отпущения», на котором вымещают досаду по поводу какой-либо неудачи или ошибки. При этом психологическое перемещение не является атри бутом только индивидуальной психической деятельности. Оно ха рактерно и для коллективных психических процессов и может охва тывать значительные массы людей. Использование механизма пе ремещения позволяет направить гнев и враждебность людей на объект, не имеющий отношения к причинам этих эмоций. Развиваясь на почве неполного или искаженного знания, пред рассудки могут возникать по отношению к объектам самого различ ного рода — к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к идеям и представлениям и т.д. Самым распространенным видом предрассудков являются этнические. Сохранению и широкому их распространению способствуют некоторые социально-психологиче- ские причины, вытекающие из социально-экономических условий жизни людей. Одна из этих причин — попытка представителей до минирующей этнической группы найти источник психического удов летворения от чувства мнимого превосходства, находясь внизу со циальной лестницы из-за сложного материального положения. От сутствие действительного престижа при низком социальном поло жении среди господствующей этнической группы компенсируется иллюзорным престижем от сознания принадлежности к «высшей расе». 16-4910 241 В зарубежной психологии существует довольно много теорий происхождения предрассудков. Одной из них является теория фрустрации и агрессии. Ее суть заключается в том, что в челове ческой психике в силу определенных причин, вызванных какими-то отрицательными эмоциями, создается состояние напряжения — фрустрация. Это состояние требует разрядки, и ее объектом мо жет стать любой человек. Когда причины трудностей и невзгод ви дятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против этой группы, по отношению к которой, как правило, уже имеется негативная установка или враждебное предубеждение. Согласно другой теории, формирование предрассудков объясня ется потребностью людей определить свое положение по отноше нию к другим, основываясь на превосходстве своей этнической группы и тем самым своего индивидуального над другими. В про цессе такого самоутверждения уничижаются достижения другой группы и подчеркивается неприязненное отношение к ней. В дан ном случае, по мнению Г. Тэджфела, можно говорить о социаль но-экономическом, культурном и политическом контекстах меж- групповых отношений, которые в свою очередь связаны с этниче ской и культурной идентификацией взаимодействующих групп. Причем позитивная идентификация связывается в основном со сво ей культурной группой, а по отношению к чужой культурной группе демонстрируется негативная идентификация или даже открытая дискриминация1. Сказанное означает, что каждым отдельным индивидом пред рассудки усваиваются в процессе социализации и кристаллизуются под влиянием культурно-групповых норм и ценностей. Их источни ком служит ближнее окружение человека, в первую очередь роди тели, учителя, приятели. Таким образом индивидуальные предрас судки в большинстве случаев возникают не из личного опыта меж- культурного общения, а в результате усвоения сложившихся ранее предрассудков. 5.7.3. Типы предрассудков. В повседневной жизни человека предрассудки играют весьма значительную роль. Во-первых, нали чие того или иного предрассудка серьезно искажает для его носите ля процесс восприятия людей из других этнических или социокуль турных групп — он видит в них то, что хочет видеть, а не то, что 1 См.: Tajfel Н. Social stereotypes and social groups//J. С. Turner, H. Giles (Ed.). Intergroup Behaviour. Oxford, 1984. 242 есть на самом деле, поэтому положительные качества объекта пред рассудка не учитываются при общении и взаимодействии. Во-вто рых, в среде людей, зараженных предрассудками, возникает неосоз нанное чувство тревоги и страха перед теми, кто для них является объектом дискриминации. Носители предрассудков видят в их ли цах потенциальную угрозу, что порождает еще больше недоверия к ним. В-третьих, существование предрассудков и основанных на них традиций и практики дискриминации, сегрегации, ущемления граж данских прав в конечном счете искажает самооценку объектов этих предрассудков. Значительному числу людей навязывается чувство социальной неполноценности, и как реакция на это чувство возни кает готовность к утверждению личностной полноценности через межэтнические и межкультурные конфликты. Различного рода негативные формы взаимоотношений возника ют в результате влияния какого-то одного предрассудка или группы предрассудков. Все зависит от того, к какому типу принадлежит со ответствующий предрассудок. В психологии принято вьщелять шесть основных типов предрассудков: • яркие необоснованные предрассудки, в содержании кото рых открыто декларируется утверждение, что члены чужой группы по тем или иным признакам хуже представителей соб ственной группы; • символические предрассудки основываются на наличии не гативных чувств к членам чужой группы, которые восприни маются как угрожающие культурным базовым ценностям собственной группы; • токенизский тип предрассудков выражается в предоставле нии социальных преимуществ этническим или социокультур ным группам в обществе, чтобы создать видимость справед ливости. Предрассудки этого типа предполагают наличие не гативных чувств по отношению к чужой группе, однако члены собственной группы не хотят признаться себе в том, что у них есть предрассудки в отношении других. • предрассудки типа «длинной руки» подразумевают пози тивное поведение по отношению к членам чужой группы только в определенных обстоятельствах (например, случайное знакомство, формальные встречи). В ситуации более близко го контакта (например, соседство) демонстрируется недруже любное поведение; 16 * 243 • фактические антипатии как тип предрассудков предпола гают наличие открытого негативного отношения к членам чу жой группы в случае, если их поведение действительно не устраивает членов собственной группы; • предрассудки типа «знакомое и незнакомое» подразумевают отказ от контактов с членами чужой группы, поскольку пред ставители данной группы всегда в той или иной степени ис пытывают неудобства при общении с чужаками и предпочита ют взаимодействовать с людьми собственной группы, по скольку такое взаимодействие не вызывает нервных и эмо циональных переживаний. 5.7.4. Корректировка и изменение предрассудков. В процессе жизнедеятельности каждый человек постоянно подвергается влия нию друзей, знакомых, которые бессознательно или осознанно пы таются изменить предрассудки, корректируя их в «лучшую» сторо ну. На самом деле предрассудки поддаются изменению с трудом, и если они однажды были усвоены, то от них очень трудно отказать ся. В этом отношении особой «живучестью» отличаются этниче ские предрассудки. Так, человек довольно просто может отказаться от предрассудка относительно автомобилей той или иной марки, но гораздо сложнее отказаться от негативного мнения о какой-либо этнической группе. Условием для изменения предрассудков служит одинаковый статус индивидов. Например, если глава русской семьи, имеющий предрассудки, скажем, относительно цыган, узнает, что в следующем году класс, где учатся его дети, будет посещать цыганский ребенок, то это при ведет к диссонансу на когнитивном уровне. Для того чтобы снизить когнитивный диссонанс, он будет скорее всего пытаться пересмот реть свое отношение к цыганам и «смягчить» его. Изменению предрассудков могут способствовать средства мас совой информации. Однако для этого нужны годы. К тому же пред рассудок нельзя вычеркнуть из сознания людей «совсем», его мож но лишь сделать более обоснованным, доступным для понимания, модифицировать и описать. Наивно полагать, что изменение стереотипов и предрассуд ков — несложное дело, быстро осуществимое при помощи соци альных технологий или других методик. Фактически люди склонны помнить ту информацию, которая поддерживает предрассудок, и иг норировать информацию, которая им противоречит, и если пред рассудки были когда-либо усвоены человеком, то они проявляются в течение длительного времени. 244 5.8. Результаты межкультурной коммуникации 5.8.1. Межкультурная компетенция в межкультурной комму никации. Главная цель любого коммуникативного процесса — желание быть понятым своим партнером, что предполагает необхо димость максимально полно и точно донести свою информацию, знания и опыт до собеседника. В то же время эффективность обще ния прямо пропорциональна уровню взаимопонимания между ком муникантами. Для достижения взаимопонимания необходима опре деленная совокупность знаний, навыков и умений, общих для всех коммуникантов, которые в теории межкультурной коммуникации получили название межкультурной компетентности. Термин «компетенция» специалистами в области коммуникации употребляется как в значении «совокупность знаний, навыков и умений»1, как «способность личности к осуществлению какой-либо деятельности, каких-либо действий»2, как «уровень сформирован ное™ межличностного опыта, т.е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе»3 или же как «способность к выбору и реализа ции программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в различной обстановке, то есть умения оценивать ситуации с учетом темы, задач, коммуникативных устано вок, возникающих у участников до и во время беседы»4. Кроме того, различные точки зрения на сущность коммуника тивной компетенции представлены также в работах зарубежных ученых5. Знакомство с работами российских и западных ученых позволя ет сделать вывод, что коммуникативная компетенция представляет собой довольно сложное явление, объединяющее в себе лингвисти |