А. П. СадохинВведение в теорию межкультурной коммуникации
Скачать 5.3 Mb.
|
253 вычным стандартам и критериям своей собственной культуры, че ловек тем самым становится на позиции культурного центризма, суть которого заключается в убеждении, что чужая культура непре менно хуже, чем собственная. Естественно, что такая точка зрения препятствует межкультурной коммуникации, поскольку не ведет к эффективному взаимодействию коммуникантов. Дело в том, что каждая культура отражает лишь часть опыта, на копленного человечеством. При общении с представителями других культур необходимо иметь представление об их традиционных осо бенностях. Один из основополагающих моментов межкультурной коммуникации заключается в том, что не следует спешить с умозак лючениями и оценками, когда другие люди делают что-то странное, а постараться понять их культуру. Иными словами, в таких ситуа циях необходимо избавиться от культурного центризма в оценке по ведения людей, что возможно только через формирование межкуль турной толерантности, в которой переплетаются готовность к ак тивному общению с людьми другой культуры, открытость, свобода от предубеждений, терпимость, способность позволять другому су ществовать рядом со своим. Современные представления о толерантности были во многом подготовлены деятельностью философов XVI—XVIII вв., и прежде всего Вольтером, — последовательным критиком фанатизма и за щитником толерантности. Общественное признание толерантности всеобщей человеческой ценностью и основополагающим компонен том мира и согласия между религиями, народами и различными со циокультурными группами произошло в 1789 г., когда Учредитель ное собрание Франции приняло Декларацию прав и свобод чело века и гражданина. Эта декларация стала предвестницей совре менных деклараций о правах человека, итогом которых стало по явление в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека. Впервые в истории в ней были изложены основные принципы мира, ненаси лия и демократии и было отмечено, что насилие, войны являются следствием подавления демократии и результатом проявления не терпимости. Понятие «толерантность» широко вошло в отечественную нау ку сравнительно недавно. Его этимология восходит к латинскому глаголу tolero — «нести», «держать», «терпеть», который при менялся в тех случаях, когда было необходимо «нести», «дер жать» в руках какую-либо вещь. При этом подразумевалось, что для держания и переноса этой вещи человек должен прилагать оп ределенные усилия, страдать и терпеть. Широкое распростране 254 ние термин «толерантность» получил в его английской интерпре тации («tolerance»), где наряду с терпимостью он стал означать так же «допускать». Категория «толерантность» в современном понимании имеет широкий спектр трактовок и интерпретаций. Ее понимание не одно значно в разных культурах. В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение тер петь, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступ кам других людей». В таком понимании «толерантность» не являет ся синонимом терпения или терпеливости. Как отмечает В.А. Тиш- ков, «если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы нега тивного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или на силия»'. Социально-психологическое понимание толерантности предпо лагает терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий2. При таком подходе основу толерантности составляет психологический механизм, обеспечивающий терпимость личности при ее взаимодействии с окружающей средой. Содержа ние терпимости составляют определенные установки личности, со вокупность ее отношений к действительности, к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя. При этом выделяются три фактора, обусловливающих толерантное отноше ние к миру: социогенетический, психогенетический и биогенетиче ский. Социогенетический фактор означает влияние субъективно-объ ективных условий на формирование и проявление толерантности в обществе, в различных группах и у отдельных индивидов. Речь вдет о формировании и проявлении толерантности под воздействием господствующих в данный момент в обществе социальных устано вок, эталонов, стереотипов. Психогенетический фактор представляет собой влияние бли жайшего окружения ивдиввда (семьи, трудового коллектива, не формальной группы и т.п.) на формирование личной толерантности. 1 Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах//То- лерантность и культурная традиция. М., 2002. С. 12. 2 См.: Коломинский ЯЛ . Психология взаимоотношений в малых группах (общие возрастные особенности): Учебное пособие. Минск, 2000; РеанА.А. Психология изу чения личности: Учебное пособие. СПб., 1999. 255 При отсутствии блокирующего воздействия социогенетических ус ловий толерантность как черта характера индивида определяется именно этим фактором. Под биогенетическим фактором понимается влияние психофи зических особенностей индивида на формирование и проявление толерантности. Здесь речь идет о различных проявлениях толерант ности в зависимости от половых, возрастных и темпераментных особенностей. Сегодня большинство научных направлений рассматривают «толерантность» как уважение и признание равенства, отказ от до минирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию и преобладанию какой-либо одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять дру гих такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она не должна сводиться к индифферентности, конфор мизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимную и активную позицию всех заинтересован ных сторон. Основой толерантного отношения к окружающему миру являет ся позитивная этническая идентичность, в структуре которой пози тивный образ собственной этнической группы сосуществует с пози тивным ценностным отношением к другим этническим группам. По зитивную этническую идентичность можно рассматривать, с одной стороны, как условие самостоятельного и стабильного существова ния этнической группы, а с другой — как условие межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире. Ее формирование предпо лагает постижение культурного и этнического многообразия мира, понимание непохожести и единства как двух сторон одного и того же процесса. Исходя из этого, толерантность предполагает признание прав другого человека, восприятие этого другого как равного себе, пре тендующего на понимание и сочувствие, готовность принять пред ставителей других народов и культур такими, какие они есть, взаи модействовать с ними на основе согласия и уважения. Она являет ся необходимым компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой их защищать, но при этом с уважением относящейся к ценностям других людей. Исходя из сказанного, можно рассматривать толерантность как чувст во терпимости и уважительного отношения к культуре и мнениям других людей, не совпадающих с собственными. Толе 256 рантность допускает право представителя любой культуры на сво бодное выражение своих взглядов и реальное поведение в практи ческой жизни при одновременном благожелательном отношении к культуре, поведению и мнениям других людей. Таким образом, толерантность допускает право человека делать то, что он хочет, но не во вред другим людям. Свобода одного че ловека начинается там, где заканчивается свобода другого. Каж дый индивид свободен придерживаться своих убеждений и призна ет такое же право за другими индивидами. Это означает признание того факта, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, языку, поведению и ценностям и обладают пра вом сохранять свою индивидуальность. Это означает также, что взгляды одного человека не могут быть принудительно навязаны другим людям. Вероятно, практическим примером толерантного отношения к окружающим людям могут служить правила поведения, разрабо танные на заводах американской фирмы «Дженерал Электрик» и включающие такие советы: «Будь внимателен к чужому мнению, даже если оно неверно. Имей бесконечное терпение. Будь вежлив, никогда не раздражайся. Будь справедлив, особенно с подчиненны ми. Не делай им замечаний в присутствии третьего лица. Всегда благодари подчиненного за хорошую работу. Никогда не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, за исключением случаев, когда это связано с опасностью для жизни. Если то, что делают твои сотрудники, в корне не расходится с твоим мнением, давай им максимальную свободу деятельности. Не бойся, если они способнее тебя, а гордись этим. Не спорь по мелочам, мелочи только затруд няют общую работу. Никогда не используй своей власти до тех пор, пока все остальные средства не использованы, но и в этом случае применяй ее в минимально возможной степени. Если твои распоря жения оказались ошибочными, признавай ошибку»1. Толерантность воспринимается как одна из самых ярких черт русского национального характера и проявляется в способности безропотно переносить жизненные трудности. Американцы, с дру гой стороны, считаются более терпимыми. Основы их толерантно сти заключаются в особенностях исторического развития США и многообразии американской культурной жизни. Большое количест во эмигрантов с их собственными культурными традициями, при 1 Цитируется по:ЛысенкоА.И. Культурология. Учебное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения. Новосибирск, 1997. С. 73. 1 7 -4 9 1 0 2 5 7 вычками, религиозными верованиями и т.д. требовало определен ного уровня терпимости, необходимого для того, чтобы люди, насе ляющие США, могли уживаться в мире и согласии. Толерантность в межкультурной коммуникации. Практи чески любой человек способен интуитивно отличать доброе поведе ние от дурного, но это качество не является врожденным для чело века, оно формируется в процессе практического общения людей и выражает их исторический опыт коллективных и индивидуальных представлений, чувств и установок. В связи с этим формирование толерантности происходит в процессе межкультурного общения, в котором осуществляется воспитание чувства уважения к другим на родам, их традициям, ценностям и достижениям, осознание непохо жести и принятие всего этнического и культурного многообразия мира. Моделью толерантных отношений в таком контексте являет ся такое общество, в котором господствуют свобода и терпимость к любому мнению. Толерантность — «...это взаимная свобода, кото рую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таким образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия...»1 Толерантность как императив взаимодействия народов и куль тур основывается на существовании различий в человеческих со обществах и уважении этих различий. Но дело в том, что различия бывают разные — культурные, этнические, расовые, социальные и др. Культура толерантности предполагает безусловное призна ние и уважение большей части таких различий, поскольку они яв ляются результатом естественноисторического развития. Однако при этом культура толерантности не предполагает безусловной терпимости к социальному неравенству в его крайних проявлени ях. Как отмечает М. Уолцер, там, где групповая принадлежность совпадает с классовой (т.е. с социальным неравенством), «терпи мость определенно исключена»2. По его мнению, когда различия культурного порядка совпадают с классовыми различиями (с соци альным неравенством), нетерпимость приобретает «особенно ожесточенный характер»3. Толерантный подход в межкультурной коммуникации означает, что те или иные культурные особенности индивида или группы при знаются лишь одними из многих и не могут подчинить себе все 1 Conche М. La tolerance francaise et sa signifikation universalle//Dokument de travial pourle 19 Congres mondial de philosophic. Moskou, 22— 28 August. 1993. P. 77. 2 Уолцер М. О терпимости. М., 2000. С. 73. 3 Там же. С. 71. 258 остальные. Он выступает как условие сохранения отличий, как пра во на отличность, непохожесть, инаковость. При таком подходе вос приятие чужой культуры происходит на основе сравнения прежнего опыта и нового, сравнения с аналогичными элементами собствен ной культуры одновременно на рациональной и чувственно-эмоцио- нальной основе. Чувства человека стимулируют понимание или препятствуют ему, устанавливают его границы. В ходе этого срав нения происходит вживание в мир чужой культуры. В межкультурной коммуникации толерантность выступает как необходимое условие оптимизации межкультурных отношений, как формы разрешения межкультурных противоречий. Она, как уни версальный нравственный принцип, предполагает разумную уступ чивость, постоянную готовность к диалогу, равенство взаимодейст вующих сторон, признание другого мнения, уникальности и ценно сти другой личности. Именно на этой основе создается атмосфера доверия, равенства и терпимости, обеспечивающая эффективную межкультурную коммуникацию. Толерантность как принцип меж культурной коммуникации понимается как отсутствие негативного отношения к иной культуре, наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей .собствен ной культуры. Проявления толерантности в межкультурной коммуникации но сят относительный характер. Например, американцы никак не мо гут понять, почему русские терпят бытовую неустроенность, нару шение прав потребителей, невыполнение законов со стороны долж ностных лиц, бытовой вандализм, нарушение прав человека. Рус ские, в свою очередь недоумевают, почему американцы, проявляю щие высокую степень толерантности к сексуальным меньшинствам или некоторым проявлениям религиозной розни, не допускают аль тернативной точки зрения по вопросам прав женщин, политики, роли США в мире и т.д. Различные проявления толерантности выражаются также и в том, что американцы в процессе взаимодействия намного больше, чем русские, стремятся к компромиссу и сглаживанию противоре чий, в то время как русские больше склонны к эмоциям и крайно стям. С другой стороны, американцы обычно ждут быстрых реше ний и действий, а русские имеют тенденцию выжидать, проверяя надежность своих партнеров и устанавливая с ними более довери тельные отношения. Позитивное понимание толерантности достигается через уясне ние ее противоположности — интолерантности, или нетерпимости, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система 17 * 259 взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. В основе инто- лерантности лежит неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. В результате этого формируется не терпимость, которая порождает стремление к господству и уничто жению, к отказу в праве на существование тому, кто придержива ется иных норм жизни. Практически интолерантность проявляется в широком диапазоне форм поведения — от обычной невежливо сти, пренебрежительного отношения к людям другой национально сти и культуры до этнических чисток и геноцида, умышленного и целенаправленного уничтожения людей. Основными формами про явления интолерантности являются: • оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения; • негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, осно вывающиеся на отрицательных чертах и качествах; • этноцентризм; • дискриминация по различным основаниям в ввде лишения со циальных благ, ограничение прав человека, искусственная изоляция в обществе; • расизм, национализм, эксплуатация, фашизм; • ксенофобия в форме этнофобий, мигрантофобий; • осквернение религиозных и культурных памятников; • изгнание, сегрегация, репрессии; • религиозное преследование. В современной жизни эти формы интолерантности порождают самые разные причины, и поэтому актуальной является проблема целенаправленного воспитания толерантности. Любая культура для своего сохранения и выживания должна осуществлять обучение и воспитание своих носителей собственным ценностям и нормам, причем воспитать их таким образом, чтобы они стали проводниками толерантности в отношении других культур, сохраняя и воспроизво дя свои традиционные культурные отличия. В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности вос питание толерантности многопланово и приобретает чаще всего ха рактер поликультурного образования, основными целями которого являются следующие: • глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа как обязательное условие интеграции в иные куль туры; • формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным раз личиям; 260 • создание условий для интеграции в культуры других народов; • формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; • воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнацио нального общения. Основным образовательным принципом в достижении отмечен ных целей может служить принцип диалога, который позволяет со единять в мышлении и деятельности людей различные, не своди мые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные ори ентации и формы поведения. Данное значение диалога обусловлено тем, что: • диалог рассматривается не только в качестве эвристического приема усвоения каких-либо знаний, но и как фактор, опре деляющий суть и смысл передаваемой информации; • диалог придает реальный практический смысл взаимодейст вию культур, общающихся между собой; • диалог становится постоянно действующей основой в разви тии и. взаимодействии культур. Принцип диалога, распространяемый в сферу в меж^льтурной коммуникации, означает уважение и признание всех национальных культур в структуре современной мировой культуры. Здесь основ ным содержанием является формирование терпимого отношения к людям, различающимся по этническому, религиозному и иным при знакам. Этому могут помочь практические рекомендации, вырабо танные американскими исследователями К. Ситарамом и Р. Когдел- лом, которые можно назвать кодексом межкультурной коммуника ции, поскольку они способствуют выработке толерантного отноше ния к чужой культуре. 1. Сознавать, что представитель какой-либо культуры не уста навливает мировых стандартов. 2. Относиться к культуре аудитории с тем же уважением, с ка ким относился бы к своей собственной. 3. Не судить о ценностях, убеждениях и обычаях других культур на основе собственных ценностей. 4. Всегда помнить о необходимости понимать культурную осно ву чужих ценностей. 5. Никогда не исходить из превосходства своей религии над ре лигией другого. 6. Общаясь с представителями другой религии, пытаться пони мать и уважать эту религию. |