Пробуждение разума или как стать личностью. Абеляр Пьер. Тысячи путей ведут к заблуждению
Скачать 4.63 Mb.
|
УВАЖЕНИЕ – СОЧУВСТВИЕ Действие – это утешение. Это Враг мыслей и друг иллюзий. Джозеф Конрад. Равенства трудно достичь Потому, что мы стремимся Стать равными только с теми, Кто выше нас. Лео Бек. Все люди рождаются свободными И равными в своем достоинстве И правах. Всеобщая декларация Прав человека. Кто легко склонен терять Уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя. Ф.М.Достоевский. Что такое УВАЖЕНИЕ? В чем его смысл, и имеет ли смысл то УВАЖЕНИЕ, которое мы испытываем к другим людям? Мы рассматривали до этого понятие самоуважение, как признания своей личности, теперь мы говорим о том, что значит признать личность другого человека. Прежде чем определять данные понятия обратимся к основам мышления, то есть операциям мозга. Основные операции мышления – это сравнение, анализ, синтез, противопоставление, конкретизация и абстрагирование. Почему именно эти операции? Они естественны для мозга любого живого организма, чтобы делать выбор. Основой выбора является операции конкретизация и противопоставление. Для того, чтобы совершить любой выбор нужен анализ того из чего мы выбираем. То есть, здесь мозг рассматривает условия предложенной среды. К примеру, чтобы употребить в пищу какой-либо растительный объект, животное должно проанализировать его вид, запах, вкус. Во время анализа мозг сравнивает каждый незнакомый вкус с ранее известными. Далее операция синтез, которая является основой изменения условий в пользу организма. Птицы, например, вьют гнезда. Для того, чтобы правильно, в определенном порядке складывать веточки, нужно в голове представлять уже готовое гнездо – это операция синтез. Но все эти операции нужны только для того, чтобы выживать в данных условиях. То есть, раз природе все организмы приспосабливаются к условиям, мы будем говорить о том, что природа логична и в ней нет ничего разумного. Все организмы эгоистичны и их эгоизм является основой естественного отбора. Но выбор каждого субъекта в природе зависит от строения его организма. Хищники имеют сильный организм, это их преимущество, поэтому они нападают на тех, у кого организм более слабый, а те в свою очередь вынуждены скрываться и убегать. У людей, в отличие от животных строение организма одинаковое, то есть мы можем одинаково приспосабливаться и делать одинаковый при этом выбор действий. То, что мы ведем себя по-разному – работа сознания, сформированного в разных условиях. Таким образом, мы тоже приспосабливаемся друг к другу и приспосабливаем свое сознание к меняющимся условиям, сообразно выгоде для организма. Теперь перейдем к понятию УВАЖЕНИЕ. Скорее всего, понятие УВАЖЕНИЕ появилось вначале от понятия страх. Люди боялись более сильного и вынуждены были признавать и покоряться его силе и могуществу. Но чтобы оправдать свою трусость придумали УВАЖЕНИЕ. Но УВАЖЕНИЕ, как и самоуважение – это признание высоких моральных качеств, таких, как честь, достоинство и признание в человеке личности, равной себе. Таким образом, УВАЖЕНИЕ – это признание равенства всех людей на земле. Когда мы говорим равенство, то речь идет о единстве сознаний разных людей. Сегодня мы добиваемся равенства перед законом или пытаемся приблизить условия каждого человека к справедливым, то есть более менее равным, однако все эти действия лишь оправдания той иллюзии справедливости, которую мы имеем. В логике невозможно достичь ни равенства, ни справедливости. Во-первых, мы рождаемся в разное время, поэтому тот, кто родился раньше успевает устроить свою жизнь с большей выгодой. Как только человек достигает более выгодного положения, он тут же начинает оберегать свою нишу всеми возможными способами, в частности СОЧУВСТВИЕМ к тому, кто по каким-то причинам находится в менее выгодном положении. И это СОЧУВСТВИЕ выдается за УВАЖЕНИЕ. Здесь уважение является своеобразной защитой от раздражения тех, кто в менее выгодных условиях. Но нас людей и запутала логика. Ведь из-за нее мы приспосабливаемся к существующей действительности, но даже не задумываемся о той действительности, которая ждет нас завтра. Поэтому наши законы автоматически являются несправедливыми, так как они защищают интересы только определенного круга граждан, особенно тех, кто эти законы придумывает, то есть предыдущее поколение эгоистов. Такие законы нельзя принимать как законные и разумные, они полностью несправедливые и не могут считаться законами вообще ни с разумной точки зрения ни с логичной. Наши законы не уважают и даже не сочувствуют людям, поэтому соблюдать их и присягать им и уважать их – это безумие и невежество. Возьмем пример с врачами. Они лечат наших детей и спасают от смерти наших родителей. Мы должны УВАЖАТЬ людей данной профессии, и мы это делаем. Но в чем выражается наше УВАЖЕНИЕ? Мы же не делаем их жизнь достойной. Мы обрекли их на недостойное существование, значит, не признаем их равными, скажем, предпринимателю, но вынуждены СОЧУВСТВОВАТЬ им и одновременно признавать их как личностей, достойных УВАЖЕНИЯ. В чем же разница между СОЧУВСТВИЕМ и УВАЖЕНИЕМ? Здесь речь будет идти о понимании другого человека (пара понимающий – соглашающийся). Понимать – это значит действовать. Если мы говорим, что понимаем, но бездействуем, значит здесь идет соглашательство. СОЧУВСТВИЕ – непонимание мыслей, действий и стереотипов другого человека. Мы не понимаем почему врачи продолжают делать свое дело, их действия практически бескорыстны в создавшихся условиях, они как чудо для нас, и страх перед болезнью и смертью вынуждает нас УВАЖАТЬ врачей. Здесь уже идет пара уважение – страх. Мы можем также одновременно восхищаться мастерством тех же врачей, но в этом случае нужно рассматривать сопряженные понятия уважение – гордость. Приведем еще ситуацию. Подумаем уважает ли кто-нибудь солдата, который отдает свою жизнь защищая нашу страну. Возможно есть какой-то момент уважения в форме лицемерия во время праздника, когда солдаты наряжаются и всюду в их честь звучат добрые слова, которые, кстати, солдатам не нужны, а нужны больше политикам, чтобы отвлечь и развлечь людей. Уважение к солдату проявляется, когда его молодого силой гонят в армию, где создаются условия для его окончательной деградации. Мы не можем нормально даже кормить наших детей, которые на следующий день отдают за нас же свои жизни. А потом они, когда вырастают не считают нужным кормить нас, и мы в старости бегаем с пенсионными книжками, орденами и медалями, уже, будучи инвалидами и больными, доказываем им, что мы достойны куска хлеба и трех таблеток, потому что строили эту страну, и на стройках мечтали, как заживут счастливо наши дети. Но дети выросли и слили этот глупый и дурацкий социализм, вместе с ленинскими томами и братскими могилами. Потому что они забыли, какой ценой достигалось относительное равноправие между людьми, когда их просто тупо сосредоточили на идеале и они вдруг пошли не против друг друга, а в одну сторону и перестали мешать один другому. Они забыли, потому что дорвались до кормушки и сразу сменился контекст. Эгоисты быстро меняют и принципы, и устремления, и ценности стоит появиться выгоде. Теперь, пожалуйста, вернулись к капитализму, где большая часть страны передает из рук в руки купюры, и все работают по двадцать часов в день, чтобы повесить на шею мобильный телефон и заслужить сразу же УВАЖЕНИЕ у тех, у кого они уже висят. Но наш век не долог. Следом за нами уже идут те, которых мы породили. Сегодня поколение семидесятых уже не могут найти работу, а новое поколение уже забивает тюрьмы и кто знает, может там будут жить все наши дети, а мы в старости будем носить им передачи, потому что очень любили их в детстве, практически также, как и себя. Смертную казнь не могли отменить из-за гуманности, ведь эгоисты не знают что это такое. Скорее всего, ее убрали, потому что смертников стало очень много, и они постоянно прибывают. Мы прописали в таблице понятие «понимание» в логике, потому, что именно оно является основой нашего УВАЖЕНИЯ и СОЧУВСТВИЯ. Но понимать другого человека - значит знать, почему он такой, почему не такой как ты. И здесь нужно просто немного разбираться в логическом мышлении. В логике человека делают условия, поэтому каковы были условия, таким стал и человек. И упрекать или сочувствовать ему – значит продолжать оставаться человеком чувственным, или эгоистом. Нужно научиться уважать других людей, а значит действовать ради них. УВЖЕНИЕ – это понимание в действии.
Из приведенной таблицы видно, что вновь чувства и переживания не дают возможности нам делать разумный выбор. Чтобы мы смогли уважать в другом человеке честь, достоинство и личность, нужно, чтобы эти явления стали основными его качествами. То есть, личность можно УВАЖАТЬ за что-то. А для этого нужно воспитать человека именно личностью, а не эгоистом. Эгоисты не могут никого уважать, потому, что они думают только о себе, признают только себя и соответственно УВАЖЕНИЕ проявляют только по отношению к себе. Основой УВАЖЕНИЯ к другим людям является страх, корысть, сочувствие и даже безразличие. Воспитывая детей, мы должны учить их относиться одинаково ко всем людям на земле, и признавать всех равными себе. Чувства симпатии, схожесть характеров или общие интересы, которые являются основой уважения среди детей, должны быть определены в голове ребенка, как не самые важные. Иначе, искаженное представление о людях сформирует искаженный стереотип и узость мышления. Лучше всего, чтобы ребенок имел очень много знакомых и друзей, так он быстрее научится понимать людей. Взрослым обязательно нужно обсуждать отношения их ребенка с другими детьми и направлять его мысли и действия в разумные русла. Привязанность к ограниченному кругу друзей даст только ограниченный выбор действий и увлечений. В системе образования детей всегда закрепляют за определенной группой, поэтому они привязываются к одним людям и испытывают дискомфорт и сомнение, находясь в незнакомой компании. Это порождает симпатию и УВАЖЕНИЕ в виде гордости к одним, и антипатию и УВАЖЕНИЕ в виде СОЧУВСТВИЯ или страха по отношению к другим людям. УВАЖЕНИЕ появляется только в процессе общения и совместной деятельности. Каждый человек добивается того, чтобы его уважали в той среде, где он живет и ему не важны уже те чувства, которые к нему питают люди другого круга. Преступника уважают в своем круге, который уважает и он, и дальше ему безразлично мнение кого-то еще. Принадлежность к определенной группе людей формирует узкое сознание и искаженный стереотип. Человек должен причислять себя в первую очередь ко всему человеческому роду. Мы должны УВАЖАТЬ и в себе и в людях то, что является высшим достижением развития – личность и разум. УВАЖАТЬ – значит беречь и хранить, передавая из поколения в поколение свой смысл. Наконец, возьмем контекст международной политики. Капиталистические государства всего мира, которые противостояли социализму видимо из чувства УВАЖЕНИЯ к нам к русским утверждали, что их товары и продукты намного лучше наших. Они утверждали, что мы русские тоже достойны ездить на хороших автомобилях и пить качественное вино. Если бы речь шла об уважении, то они бы могли просто научить нас производить качественные товары, но здесь была чистая корысть, захватить экономическое пространство и наводнить страну своими якобы качественными товарами. Теперь мы, благодаря им, имеем разваленную экономику и толпы безработных людей, которые готовы работать, но не имеют возможности, ведь все ниши заняты иностранными товарами. И ото всюду слышны голоса, сочувствующих нам действительно искренне, и стремящихся помочь из УВАЖЕНИЯ, своими кредитами под выгодные проценты. И когда наши руководители посещают западные страны удивляясь степенью развития той цивилизации, в их мозги редко приходят мысли о том, что такое развитие досталось им в том числе и за наш счет. ТВОРЧЕСТВО – ИЗВРАЩЕНИЕ В некоторых источниках Вдохновения музы моют ноги. Станислав Ежи лец. Искусство имеет своей задачей Раскрывать истину в Чувственной форме. Гегель. Все художественное эстетично, Но не все эстетичное Художественно. А.Ф.Лосев. Ах, красота, красота, сколько Из-за нее делается безобразия. Н.С.Лесков. Рассматривая таблицы с объяснением разницы в сопряженных нравственных понятиях, мы говорим о смыслах понятий в двух видах мышления: логическом и разумном. Смысл понятий в логике определяется индивидуально и доказывается ситуативно и интуитивно. В логике никто и не думает о смысле, каждый занят своим делом. В разуме каждое понятие сопоставляется с общим смыслом, то есть с истиной. Истина – это причина всего, основа всего и общий закон, которому подчиняется сознание любого разумного человека. Мы уже обсуждали понятие меры и приходили к выводу, что мера не имеет смысла, потому что основной ее смысла, в любом случае – ограничение. Никто и никогда не сможет в чем-либо ограничить личность или эгоиста. Здесь нужно идти другим путем. Мы должны стремиться к доступности всего для всех. Справедливость будет достигнута только тогда, когда мы придем к равенству условий и благ. Каждый человек на земле, как член человеческого сообщества должен иметь право пользования и доступа ко всему, что изобретено, сделано другими людьми или существует в природе. Задача общества удовлетворить разумные потребности всех людей живущих в данный отрезок времени, следить за их развитием и не допускать деградации. Таким образом, мера станет естественным явлением, ведь если организовать доступ ко всему, то каждый будет брать столько, сколько необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности. Тогда мы сможем вывести формулу меры, как перехода от количества к качеству. Количество – это понятие логики, так как здесь речь идет об условиях, то есть о сумме всего, что мы имеем в предложенной временем и эволюцией ситуации. Качество – это понятие абсолютное, то есть здесь мы говорим о сознании или разуме. Сегодня, при относительности сознания мы имеем относительную категорию качества, которое определяется индивидуальностью стереотипа. Качество станет понятием абсолютным, если мы научимся определять его как объективную и оптимальную категорию. Это вопрос сознания людей, их стремления к разуму и общему благу. Как только качество станет общим для всех понятием, мы сможем договориться о мере для всех, с точки зрения целесообразности и разумности. Другими словами если представители общества решат, что целесообразно, чтобы у каждого было бы по две машины, значит, так тому и быть. Мы должны произвести столько машин, чтобы у каждого было их две, причем рассчитать и на следующее поколение. Если люди решат, что достаточно и одной, те, кто захотят иметь десять, вынуждены будут объяснять свою позицию остальным с точки зрения эгоизма. К этому нужно стремиться, а это уже вопрос ТВОРЧЕСТВА. ТВОРЧЕСТВО – это создание нового, оригинального, неповторимого. В данном определении речь не идет о качестве, так как в логике это понятие зависит от условий. ИЗВРАЩЕНИЕ – это переделывание уже готовых творений, показ их в новом свете или с дугой стороны, а также противоестественность и ненормальность. Но каждый раз, когда мы что-то создаем оригинальное и неповторимое мозг отталкивается от созданного ранее, то есть за основу своих творений мы берем чужой опыт. Таким образом, можно сказать, что мы в любом случае повторяем в творчестве друг друга, то есть переделываем. Кроме того, момент ненормальности определяется мозгом, который привыкает к тому творчеству, которое он видит ранее, поэтому все, что создается нового, мозг сравнивает с прежним творчеством и измеряет относительно него. Где же граница между ТВОРЧЕСТВОМ и ИЗВРАЩЕНИЕМ? Границы – нет. Все, что человек создавал на протяжении тысячелетий, он называл творчеством. Великие художники, скульпторы, музыканты, поэты, каждый из них стремился показать то, что он чувствовал. Они отражали индивидуальное понимание красоты и гармонии, и лишь время и интуиция людей определяли тех, кто был ближе к истинному ТВОРЧЕСТВУ. Те творческие произведения, которые создавались на одних чувствах и душевных порывах и понимались лишь чувствами людей. Чувство восхищения являлось причиной для обоснования произведения как настоящего искусства, чувство отвращения определяло творчество художника как образец ИЗВРАЩЕНИЯ. То есть восприятие эстетичности формы стало основой понимания красоты. Момент нравственности и морали интересовал нас уже в контексте с условиями. Художники в основном видели красоту в женской наготе, поэты и композиторы воспевали чувственную сторону любви – страсть, скульпторы оттачивали мастерство, вылепляя человеческое тело. Почему люди не называли это ТВОРЧЕСТВО ИЗВРАЩЕНИЯМИ? Хотя нет, церковь и религия всегда были против наготы и сладострастных чувств. Они со времен средневековья прославляли божественные стороны души. Поэтому инквизиция была совершенно не случайной в те времена. Гнев верующего человека - это раздражение фанатика. Но восхищение верующих людей красотой человеческого тела явилось началом потери власти религией. То есть, реакция мозга создала условия для перемены чувств. Так мы ушли от чувства страха перед богом и обожествили самих себя. Но в логике все имеет право на существование: теперь душу стали рассматривать как дополнение к красивому телу. Смущение и стыд были вечными спутниками наготы. Они и являлись олицетворением морали и нравственности. В современном мире, когда религия уже является экзотикой и воспринимается только как традиция и форма лицемерия, а мораль и нравственность интересует людей лишь в определенных контекстах, мы пришли к тому, что человек уже не стыдится своего тела. Но в контексте с нашей темой мы говорим о том, что не нужно стремиться к нравственности и морали и не нужно посвящать жизнь молитвам мифическим существам, ровно, как и совершенно не обязательно уподобляться животным, давая волю своим низменным инстинктам. Здесь нужен средний путь, золотая середина – разум. То есть, чувства, наоборот, нужно применять в различных контекстах, а постоянным должно оставаться сознание человека. В конце концов, отнюдь не сердце – главный орган в организме, выше него – в голове есть мозг, который должен царствовать над всем живым.
Из таблицы следует понимать, что настоящее творчество должно иметь разумную цель сделать чувства людей чище и светлее, устремлять их к развитию и совершенству. Только с этой точки зрения каждый человек должен оценивать свое и любое чужое ТВОРЧЕСТВО и определять его место в ТВОРЧЕСТВЕ всего человечества. Но для того, чтобы действительно творить и создавать настоящее искусство, необходимо уходить от своих личных потребностей и стремления угодить потребностям других людей. Смысл творца – указывать путь, и этот путь как просветление должен рождаться в его сознании и как солнце сиять над душами других людей и вызывать не содрогание чувств, а потрясение разума своим абсолютным совершенством. Тогда ИЗВРАЩЕНИЕМ мы будем называть любое творение, которое вызывает разложение чувств и деградацию человека, как личности. Это происходит когда появляется стремление творить для собственной выгоды или от порыва души личного самосовершенствования. Ведь совершенствование художника и творца заключается в признании его мастерства другими людьми, то есть, личность создателя кроется в результате его деятельности, в том, как его ТВОРЧЕСТВО влияет на развитие других людей и в том, как его произведения выглядят в сознании других людей. Таким образом, мы пришли вновь к тому, что красота и творчество – это то, что наше сознание считает красивым. Поэтому здесь просто необходимо общее мнение, и оно должно быть абсолютным, то есть самым оптимальным для развития всех. Когда мы вводим понятие абсолютности, это совсем не значит, что достигнув совершенства мы не сможем развиваться дальше. К совершенству мы можем лишь стремиться, чтобы достичь его нужно знать, что это такое. Совершенство – это высшая степень развития человека, в первую очередь как личности. То есть, совершенство одного имеет смысл только для совершенствования других людей. В противном случае оно лишь станет началом высокомерия, а значит падением чести и достоинства личности и возвращения к логике. В нашем контексте мы говорим всего лишь о развитии разумного мышления, которое также является абсолютным только относительно общества, так как оно будет способствовать развитию и общества и личности, как субъекту общественных отношений. Дальнейшее совершенство человека, как разумного существа будет в любом случае зависеть от условий, в которых он будет пребывать. Очень трудно привести примеры настоящего творчества в огромном количестве произведений, созданных людьми за тысячи лет. Дело не в том, что все наши создания не красивы, а в том, что в них нет абсолютности. Если взять портреты, то в них не отражена личность человека, а передана скорее индивидуальность и стереотип мышления. Если говорить о пейзажах, то та гармония, которую художники пытались отобразить в природе, на самом деле являлась хаосом и дисгармонией. Музыкой, в любом случае, можно передать лишь форму, а содержанием будет индивидуальное понимание чувств. То есть ТВОРЧЕСТВО, как абсолютное понятие и совершенство форм и содержания нас ждут впереди. Этим займутся грядущие творцы. В современном мире мы видим в основном различного рода ИЗВРАЩЕНИЯ, ради завоевания зрителя, который постоянно деградирует и требует соответствующего своей деградации ТВОРЧЕСТВА, за которое готов выкладывать любые деньги. Но и ТВОЧЕСТВО как ИЗВРАЩЕНИЕ нам нужно лишь как времяпровождение и смена ощущений для органов чувств. Поэтому каждое произведение, например, в кинематографе или в современной музыке и называется развлекательным, потому что мы развлекаем наши глаза, уши и мозг, который реагирует сменой эмоций. Настоящее творчество должно указывать путь людям и заставлять их понимать смысл всего общества людей и указывать роль каждого человека в нем, как личности. Приведем пример. Мы создали идеальное произведение, например, картину, на которой изобразили настоящую личность, абсолютного, разумного человека обладающим сознанием. Каким должен быть разумный человек? Если у него красивая внешность, то мы не будем знать какое в нем содержание. Содержание не передать формой, ведь выражение лица может быть лицемерным, а действия корыстными. Поэтому как бы мы не изображали личность, сознание каждого разумного человека не будет понимать творца, который представил нам свое творчество. Здесь мы вновь будем приходить к мысли, что нет ничего совершеннее сознания. |