Главная страница
Навигация по странице:

  • Наша уголовно-исполнительная система имеет свою уни- кальность. И эта уникальность нашего тюремного института на фоне прочих тюремных систем мира, заключается в его

  • При всем этом, как живой организм, система исполнения наказаний всегда требует новую «пищу», пропуская через себя огромное количество людей: спецконтингент (осужденных) и

  • «…идея меньшего есть подобие большего»

  • ФСИН путь из сумрака (ПУТИРО). Андрей Вепрев фсин путь из сумракаРоссийская пенитенциарная


    Скачать 1.3 Mb.
    НазваниеАндрей Вепрев фсин путь из сумракаРоссийская пенитенциарная
    Дата17.01.2019
    Размер1.3 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФСИН путь из сумрака (ПУТИРО).pdf
    ТипКнига
    #64035
    страница2 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    Глава I
    Параллельная вотчина
    Тюремная система России. Какой она должны быть?
    Есть ли в мире государства, у которых мы должны заимство- вать опыт и брать пример, как, именно, наше общество должно на- казывать своих преступников, преступивших, именно, наш закон?
    А нужно ли нам, вообще, учиться у чужаков их лицемерному гу- манизму, взращенному на средневековой инквизиции? Или мы должны почерпнуть что-то полезное у тех, кто казнит своих пре- ступников на электрическом стуле?
    Россия, как бы ни старались представить ее дикой страной, где вместе с медведями живет варварский народ (можно подумать, в северной Америке мало медведей), на самом деле является стра- ной с самым образованным населением.
    Варвары не способны создавать прогрессивные технологии и высокоточное оружие массового поражения. Мировоззрение вар- варов должно быть примитивным, где-то на уровне потребитель- ского сообщества, больше схожего с племенем, чьи законы и воз- даяния за их нарушение почти, что самосуд с публичной казнью для устрашения остальных членов племени. Разве мы перенесли в наше время из былых веков эти «славные» традиции, чего не ска- жешь о других «развитых» странах?
    Наказание в царской России было суровым, но лишенным ка- кой-либо изощренной жестокости. Да, была смертная казнь! Но она могла быть отменена даже в самый последний момент высо- чайшим повелением. Да, была каторга! Но за соответствующие преступления. Да, была ссылка – самое гуманное наказание, пре- дусматривающее практически свободное жительство осужденного в специально предусмотренном для этого населенном пункте или районе. Такой наказуемый мог трудиться, зарабатывать себе день- ги, обзаводиться собственностью, жить семейной жизнью и также рассчитывать на помилование. К примеру, А.И. Герцен – автор
    «Былое и думы», будучи государственным преступником и нахо-

    ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев
    17 дясь в ссылке, служил царским чиновником в присутственном месте и занимался делами общественного управления.
    В 1917 году советская власть полностью разрушила прежние механизмы исполнения наказания самодержавного государства.
    Новые механизмы были созданы богоборческой властной элитой за кратчайшее время в пекле военных, социальных и экономиче- ских кризисов. Именно тогда в нашей стране стали в массовом по- рядке появляться концентрационные лагеря, позже трансформиро- вавшиеся в колонии (зоны) – то, что имеем в качестве мест для изоляции преступников и по сей день.
    «Зона» – очень верное, укоренившееся в народе название та- ких мест, полностью отражающее суть «территории наказания».
    Судите сами: там, за заборами из колючей проволоки находиться тщательно охраняемый участок земли, предназначенный для раз- мещения определенного количества людей, оснащенный всеми необходимыми коммуникациями и социально-бытовой инфра- структурой для их жизнеобеспечения. Этакий, практически авто- номный мирок, со своим специфическим обществом, почти полно- стью оторванным от общения с населением внешнего мира.
    В отличие от полностью зависимого от обеспечения извне тюремного комплекса, колония, представляет собой маленькое административное поселение, способное к социально- экономическому развитию, самообслуживанию и самосодержа- нию.
    Новая власть, взявшая в свои руки управление огромной стра- ной после 1917 года, стала спешно формировать и новую уголов- но-правовую систему, что непосредственно отразилось на системе исполнения наказаний и, прежде всего, в способе наказания про- винившихся. Да и само понятие «вины» было до неузнаваемости извращено с помощью всевозможных временных «постановле- ний» и «распоряжений», заменявших тогда законы. Вожди- богоборцы создали тогда совершенно чуждый, устоявшимся куль- турным и религиозным традициям народа институт исполнения наказания. Образным символом нового исполнительного механиз- ма стал не пастуший кнут, направляющий заблудших на правиль- ную дорогу, а страшное ударно-дробительное оружие – молот.
    Тюрьмы и зоны быстро «наплодились» в 30-е годы прошлого столетия не потому, что вдруг сразу стало много убийц, насильни-

    ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев
    18 ков и расхитителей чужого добра (они всегда были). Просто «но- вая метла» власти начала мести по-новому, сметая тех, кто мешал ей править.
    Россия была переполнена консервативной интеллигенцией, не принимавшей инородную власть. Противясь новаторам, грамот- ные и духовно-образованные представители недовольной общест- венности составляли весомый интеллектуальный перевес, стано- вясь реальной оппозицией. Время на политические споры с недо- вольными у правителей не было. Перевоспитывать смутьянов с помощью «кнута» было небезопасно и многозатратно. Проще их было перемолоть «молотом» концентрационных лагерей, а перед этим извлечь хоть какую-то пользу и материальную выгоду через эксплуатацию их рабского труда за забором.
    Формирующаяся по новому система наказания в молодом со- ветском государстве не могла создаваться в отдельности от тради- ций армии и постулатов примитивной экономики воюющей стра- ны – это было велением времени. Так появилась огромная трудо- вая «армия» заключенных и целая сеть специализированных ин- фраструктурных объектов для их размещения, распределенных подобно военным базам по всей территории прежней империи.
    Этой новой системой наказания (этим «молотом»), стали дробить людей, превращая их в мелкие камешки и пыль, непригодные как материал для строительства нового государственного здания, ста- ли превращать их в мусор. Идеальной и конечной целью такого
    «исправления» было физическое истребление заключенных. Те же, кому доводилось выжить, становились либо пожизненными раба- ми системы, приняв ее правила, либо ее злейшими врагами, отри- цающими все, что с ней связано.
    Когда войны прекратились, а послевоенная разруха пошла на убыль, стало ясно, что содержание режимных объектов лагерей с осужденными обойдется казне в большую копеечку. Мирное вре- мя требовало соответствующего подхода к своим оступившимся гражданам вместо политики, фактического геноцида с помощью тюремно-лагерных институтов на основе идеологического терро- ра. Такая политика требовала фактического сокращения колоний, что сделать практически было возможно, лишь сократив и уволив большое число сотрудников и персонала. Сокращения привели бы к росту безработицы и, соответственно к росту преступности сре-

    ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев
    19 ди тюремщиков, и без того озверевших от образа жизни и состоя- ния их психики, деформированной уставом и личным страхом.
    Поэтому сохранение рабочих мест автоматически исключало со- кращение численности режимных учреждений. Это обстоятельст- во заставляло искать в этой проблеме позитивные стороны. И та- ким «позитивом» оказался принцип географического охвата не- объятных просторов России с помощью живых точек на карте – колоний, расположенных в труднодоступных местах, на экономи- чески и стратегически выгодных землях на карте Евразии. Таким образом, сохранение большого количества колоний стало задачей, оправдывающей, прежде всего геополитические интересы госу- дарства.
    В послевоенные годы в советском обществе не предусматри- валось кардинальной смены идеологии. Однако целенаправленные и хорошо завуалированные усилия извне по принудительной сме- не идеологии советского народа с менталитета воинов- победителей на потребительское мышление начали предприни- маться спецслужбами запада сразу после войны. Помимо мощных атак на фронтах информационной войны с геополитическим про- тивником, где потребительская идея насаждалась через кино, ху- дожественную литературу и музыку, население СССР стремилось к улучшению своего материального благополучия своим, естест- венным путем.
    Главной благодетельницей – «матерью» благополучия для каждого гражданина в Союзе, разумеется, была Коммунистиче- ская Партия (КПСС), а всеобщим источником материальных благ являлась «социалистическая собственность». Сохранение и при- умножение этой собственности считалось для каждого трудящего- ся первоочередной задачей. Такой подход в принципе, представля- ет собою идеальную экономическую модель для сохранения силь- ной государственности, но при обязательном условии сохранения
    «железного занавеса». Соответственно этому идеалу, в уголовном законодательстве Советского Союза стали прорисовываться новые идеологические «крючки», за которые теперь можно было заце- пить воришку любого масштаба и признать его расхитителем со- циалистической собственности, посягнувшим на «святыню».

    ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев
    20
    Какое именно решение было принято для того, чтобы сохра- нить огромное количество исправительно-трудовых колоний и на- полнить их трудовым ресурсом?
    Велика вероятность того, что тогдашние идеологи верно рас- считали последствия новой экономической модели. Когда у боль- шого «хозяина» социалистической экономики в лице советского государства воровали почти все, и почти всё, дело оставалось за
    «малым» – как можно больше ловить и сажать расхитителей со- циалистической собственности. А до этого момента была нужна этакая передышка для опустошенного бюджета. (Большая амни- стия 1953 года в СССР имела, прежде всего, экономические корни, а ее причины были преподнесены советской общественности хру- щевскими политтехнологами под видом «оттепели»).
    Поколение запуганных и униженных в лагерях людей породи- ло новое поколение, которому генетически передалась ненависть к своей стране и ее новейшей истории. Уже в 80-х, потомки узников
    ГУЛАГА стали называть свою Родину «совком» и «совдепом», передавая это как эстафету презрения в массы раскрепощающего- ся населения Советского Союза.
    И вот в 90-х годах произошло то, что обычно называют рево- люцией. Стыдясь слова «революция» (однажды мы ее уже полу- чили), руководителями тогдашней смуты было озвучено в СМИ, что у нас не революция, а путч. И за исключением не многих такая аббревиатура спланированного государственного переворота уст- роила тогда почти всех.
    Пользуясь ситуацией временного безвластия и хаоса, народ торопился поскорее вернуть забытые и преданные на поругание атрибуты дореволюционной жизни. Официальные гонения на ре- лигию были сняты, и массы потянулись к духовным истокам. Но среди искренне страждущих воцерковления оказались и те, кто привык действовать «под шумок». И таких, к сожалению, оказа- лось больше чем искренне верующих. Подобный религиозный на- пор, с которым некоторые из них до сих пор «утверждаются» в ве- ре, привел к голому следованию церковным традициям и обрядно- сти – без главного достояния православной веры – любви к своему ближнему и исполнению заповедей Божьих. Вооружились своей причастностью к числу верующих, а не верой как таковой те, кому

    ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев
    21 по долгу службы приходится решать людские судьбы, засели в ка- бинетах госучреждений. Вот и гулаговцы одели крестики, поло- жили Библию на рабочий стол, и стали вытирать с неё пыль в ми- нуты свободные от будней службы. Все же, что досталось нам от признания этими чиновниками религиозных свобод осужденных – это невоспрепятствование строительству и обустройству в местах лишения свободы православных храмов, молельных комнат и ме- четей.
    Семена от плодов массового истребления своего народа с по- мощью института исполнения наказания дали свои всходы, и не успев родиться на свет, мы уже не любим и не верим в свою власть, пока она не достанется нам самим. Не доверять и проти- виться собственной власти – это почти что генетическая наследст- венность, переданная нам от прародителей, искореженных «мо- лотками» ГУЛАГА. Мы по-прежнему не любим своих ближних, а если и любим, то только тех, кто близок нам по крови.
    А как же быть с теми, кто и вовсе нас ненавидит? Как же быть с теми, кто нарушает законы: ограбил или убил наших близких?
    Как же нам – новым русским «православным», быть со своими преступниками? Мы до сих пор не готовы их прощать. Поэтому и не ждем обратно в наше общество.
    «Молот» системы наказания никуда не делся! Мы все те же отступники от истины и горделивые мстители друг другу. И это уничтожает нас как народ, как нацию, ослабляя наше государство.
    Неспособность к прощению ближнего была хитро заменена ее дешевым заменителем. Им оказалось расплывчатое и неопреде- ленное никакими конкретными рамками понятие гуманности.
    Игры в модный и надуманный гуманизм, привезенный из за- морских стран в конце 80-х, только больше замаскировал нашу ненависть к своим преступникам. И теперь все сложнее разобрать- ся в том, чего же мы хотим на самом деле: «заморозить» их в тюрьмах и зонах на как можно долгое время – фактически списать их из общества, или перевоспитывать, считая своими оступивши- мися братьями и сестрами.
    И вот в 90-х, изменился российский уголовный кодекс. В од- ночасье став «гуманными» к оступившимся, приняв закон о мора- тории на смертную казнь, мы стали раздавать им запредельные

    ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев
    22 срока, изолировав осужденных на долгие годы, тем самым вы- черкнув из гражданского общества их самих и членов их семей.
    Давайте трезво посмотрим на факты. Списывая этот пласт граждан, их фактически хоронят заживо. Срок в десять лет и вы- ше, проведенный в лагерях в условиях изоляции «по-нашему», ос- тавляет необратимые последствия в психике осужденного. Чело- век, отсидевший такой срок, становится маниакальным одиночкой, а это уже идеальный материал для его повторного употребления тюремной системой. Условия для совершения освободившимся нового преступления созданы просто идеальные. В лучшем случае он станет «домохозяйкой» для какой-нибудь вдовы или «разведен- ки», разделяя участь либо хорошего семьянина, либо, хитрого альфонса. Отдельным направлением в перспективах будущего жи- тия «списанного» человечка с огромным сроком за спиной, может оказаться его профессиональная пригодность в качестве почетного члена в криминальных структурах или агента-осведомителя для наших спецслужб – это обычная практика, использующаяся во всем мире. Нет семьи, нет имущества, нет ничего, кроме энергии и злости. Ну чем не солдат?
    Время очередного геополитического раскроя мира выявило в
    России острый дефицит кадров, способных за кратчайшее время рассредоточиться по территории страны, чтобы заселить и начать осваивать ее территории в целях безопасности государства и бла- гополучия его граждан.
    Было бы непростительной ошибкой для власть имущих упус- кать из виду наличие такого мощнейшего духовного, интеллекту- ального, материально-технического и просто людского резерва, как отечественная ФСИН.
    Сегодня Россия способна и должна выстраивать свою внут- реннюю и внешнюю политику, надежно опираясь, в том числе и на такой, казалось бы, закрытый и внутрисистемный институт, как
    Федеральная Служба Исполнения Наказания.
    Наша уголовно-исполнительная система имеет свою уни-
    кальность. И эта уникальность нашего тюремного института
    на фоне прочих тюремных систем мира, заключается в его
    единстве с народом и как не странно, с армией и государством,
    черпая из народа людские резервы, беря от армии дисциплину,

    ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев
    23
    режим и жесткие уставные отношения, копируя, а точнее от-
    ражая в себе государственное устройство. Однако в тоже вре-
    мя отечественная тюремная система существует как парал-
    лельная от действующей власти самодостаточная вотчина.
    Любая исправительная колония со своей иерархией и
    службами (как армия и спецслужбы в государстве), наличием
    спецконтингента – образ народа, и даже своей собственной
    производственно-экономической базой, напоминает собой, как
    уже было сказано, полноценное государство в миниатюре. Эта
    «
    параллельность» отнюдь не означает инородность с дейст-
    вующей властью. Скорее всего, это независимость от любых
    политических и экономических катаклизмов и кризисов.
    При всем этом, как живой организм, система исполнения
    наказаний всегда требует новую «пищу», пропуская через себя
    огромное количество людей: спецконтингент (осужденных) и
    административный ресурс. Именно в таком виде она стала в
    конечном итоге полноценной структурой государственной
    власти – Службой Исполнения Наказания.

    ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев
    24
    «…идея меньшего есть подобие большего»
    Платон
    Глава II
    «Свет мой, зеркальце…»
    Люди, прошедшие испытания неволей в российских исправи- тельных учреждениях, в разное время, находясь в разных уголках страны, независимо друг от друга одинаково утверждают, что тюрьма – это зеркало государства.
    В продолжении нескольких лет изоляции от общества у осуж- денных вырабатывается собственная тактика поведения, состоя- щая из специфических приемов защиты от всевозможных отрица- тельных воздействий на психику при контакте с сотрудниками ко- лонии. Благодаря повседневному общению с представителями власти у заключенных нарабатывается опыт мирного сожительст- ва с администрацией исправительного учреждения. Этот опыт формирует законную модель будущего сожительства в граждан- ском обществе. После освобождения он может быть использован для общения, с практически любым представителем власти, стано- вясь палочкой-выручалочкой в решении многих вопросов. И лишь в отдельных случаях этот опыт, который почему-то, принято на- зывать «авторитетом», для некоторых бывших осужденных (таких не много), становится своеобразной профессией и средством при- обретения собственной власти в обществе.
    Находясь долгое время в изоляции, и хорошо приглядевшись ко всем «повадкам» системы, осужденный понимает, что колония и тюрьма, действительно, являются ничем иным, как моделью го- сударства в миниатюре. Осознавая это как некое собственное от- крытие, зэк-мыслитель ищет различные образы, ассоциирующиеся с местом заключения, и человек метафорически называет тюрьму
    «зеркалом государства».
    Впоследствии, такому «мыслителю» могут повстречаться лю- ди, близкие по образу мышления, интересам и также, имеющие опыт тюремного заключения. В результате общения вырисовыва-

    ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев
    25 ется одинаковая для них тенденция, что тюрьма – это модель госу- дарства. И они понимают, что их «открытие» всего лишь неизмен- ная истина, до которой они дошли своим умом, будучи там, где удобнее всего эту истину находить. Вот и выясняется, что форму- ла – «тюрьма-зеркало государства» – не единоличное открытие, а некий общедоступный для понимания факт, открывающийся тем, кто там побывал.
    Сильные мира сего наверняка понимают, что прозревшие и распознавшие сущность своего государства люди, но не наделен- ные государственной властью, вряд ли когда-либо смогут ее до- биться, тем более, законным путем. (Хотя стремиться к этому, скорее всего, будут). Примерами могут служить известные многим люди, отсидевшие долгое время и ставшие деятелями культуры, искусства, бизнесменами и даже политиками.
    Находясь в местах лишения свободы многие распознали тон- кости и секреты управления массами и получили возможность увидеть часть «лица» государства без маски, побывав прямо в его
    «
    гримёрке» – в тюрьме, где оно эту маску снимает и уже без ак- терского мастерства и бутафории ведет свой диалог с провинив- шимися.
    Тюрьма – гримерка государства -
    Лаборатория коварства.
    Попав сюда – увидишь маски,
    Пока артист играет в сказке
    И кто спектаклем не доволен,
    Вахтер того лишает воли,
    Кто аплодировал негромко,
    Того ведут в подвал – в гримерку.
    Актера повидав без грима,
    Изучишь все его морщины,
    Спектакля будешь знать исход
    И в шоу без билета вход.

    ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев
    26
    Поймешь ты сам, что реквизиты –
    Всего лишь фальшь и наспех сбиты.
    Набьешь в сценариях ты руку,
    Свой балаган создашь иль труппу.
    А.Н. Юрьев
    Итак, доподлинно известно, что одним из мест, где человек может увидеть истинное лицо государства является тюрьма.
    Страны, настроенные к нам враждебно (а таких полмира), ведя свою борьбу с нашим государством, обязательно рассматри- вают возможность использования в своих интересах часть населе- ния страны, более других недовольную своей властью. Этой недо- вольной частью как раз и являются бывшие заключенные и осуж- денные, отбывающие наказание в данный момент.
    Не иначе как по законам психологической войны, политстра- теги противника будут использовать указанный пласт населения в качестве катализатора искусственных агрессивно-реакционных общественных процессов, направленных против государства – от чьего имени им был вынесен судебный приговор. Например, вне- дрят некоторые корректировки в социально-правовое поле нашего тюремного ведомства, заставив систему своей деятельностью про- тиворечить Конституции и другим законам государства. Заклю- ченные будут видеть и чувствовать на себе эти извращения и пе- рекосы, и воспринимать их как почерк власти. Так будет фабрико- ваться образ деспотичной правящей верхушки – угнетателей сво- его народа. И он будет воспринят огромным количеством заклю- ченных по всей стране все по той же формуле «тюрьма – зеркало государства».
    Авторитет «мучеников-страдальцев» из зоны сделает свое де- ло. Родственники, а позже и широкие массы общественности уз- нают о «беспределе» родной власти на примере отдельно взятых перегибов в отдельно-взятых учреждениях, с отдельно-взятыми садистами в погонах (в семье не без урода). И потекут потоки за- казных статей и документальных фильмов о «стране лагерей». Ор- ганизаторами этих медиапроектов, как всегда будут «правдолю- бы» и свободопочитатели из разных зарубежных фондов и обще- ственных организаций.

    ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев
    27
    Если изуродовать само «лицо» государства у них так быстро не получится, то все старания они будут прикладывать к тому, чтобы изуродовать зеркало в котором это «лицо» отражается.
    Сделать тюрьму разбитым зеркалом целого государства, зада- ча тоже не из легких. Но все же, сотворить такое с государствен- ной службой, у которой с населением страны сложились давние и далеко не теплые отношения вполне возможно.
    Любые начинания по очернению образа системы исполняю- щей наказание будут горячо подержаны всеми, кто желает этому государству скорейшего конца и, к сожалению, даже теми, кто в нем проживает, являясь его гражданами.
    Большая часть российского общества не воспринимает всерь- ез проблемы пенитенциарной системы. «Кому надо, тот пусть и думает…» – вот стандартные суждения на тему этого, по их мне- нию «отхожего» места.
    Если сравнивать неполадки в функционировании тюремного института с неиправностью, извините – своего клозета, который мы не хотим чинить сами, то плата за нашу брезгливость будет непомерно высокой. Нет таких «добрых сантехников» в мировой политике, готовых испачкаться в наших фекалиях и починить «ка- нализационную трубу» за символическую плату. «Слесари» по- добного рода придут в ваш дом не для выполнения услуг по ре- монту канализации. Ее они лишь слегка «прочистят», сделают в ней дыру где-нибудь за пределами дома, а потом заберутся в жи- лище через этот смрадный туннель, ограбят дом и натворят чего похуже.
    Возвращаясь от метафор к реалиям, нужно вспомнить о том, как во время Великой Отечественной войны, при наступлении фашистских войск наши власти поступали с теми, кто находился в местах изоляции от общества. Если линия фронта приближалась к месту расположения колонии с заключенными, ее спецконтингент по всей логике, надлежало переместить вглубь тыла – в какую- нибудь другую колонию или в срочном порядке построить новую.
    Но война это не время, когда обстоятельства складываются со- гласно хрестоматийным инструкциям и предписаниям. Военное время диктовало более жесткий и рациональный подход в отно- шении осужденных граждан.

    ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев
    28
    В любом лагере заключенные разделялись на всевозможные сообщества. Об этом уже много сказано и не хочется впадать в эту приевшуюся градацию, о которой почти все знают. Стоит отме- тить всего две степени, на которые в военное время администра- ция исправительно-трудовых учреждений разделяла осужденных, решая их судьбу в преддверии экстренной эвакуации колонии: благонадежные и не благонадежные.
    Сексоты (стукачи), явные антисоветчики, морально и физиче- ски сломленные осужденные, закоренелые преступники, отри- цающие и закон и советскую власть, все они подлежали (по тай- ному предписанию) физическому уничтожению. Судьба же ос- тальных была не столь плачевна. Самой популярной мерой по ис- пользованию осужденных было создание штрафных батальонов.
    Об этом снято немало телефильмов и написано много книг и ста- тей. Нам лишь остается домысливать то, о чем думали представи- тели власти, решая судьбу многих осужденных. И чтобы это по- нять, не нужно много ума и аналитических способностей: нельзя подпускать врага к тем, в ком ты не уверен.

    ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев
    29
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта