ФСИН путь из сумрака (ПУТИРО). Андрей Вепрев фсин путь из сумракаРоссийская пенитенциарная
Скачать 1.3 Mb.
|
Глава II Нет идеалов – нет воспитания По всей логике вещей возврат заключенного к состоянию гражданского полноправия возможен при отдаче им во время от- бывания срока наказания обществу и государству некой платы за содеянное преступление. Следовательно, преступник должен ис- правиться и измениться до состояния законопослушного гражда- нина своей страны. Принято считать, что для исправления морально- нравственного облика преступившего закон преступника, доста- точно создать строгие социально-бытовые условия жизни в изоля- ции от общества с классическим приложением: труд, учеба, твор- чество и режим. Тогда человек подобно монаху, также удаленному от суеты мира, начнет перерождаться и очищаться от всего лишне- го в своей внутренней и внешней жизни. Но есть одно «но»! Все это может произойти только в том случае, если в душе такого че- ловека будет находиться образ высокого и чистого идеала, к кото- рому он будет стремиться, желая этому идеалу соответствовать. Воспитатели и учителя, начиная от наших родителей, всегда говорили нам: «необходимо стать настоящим человеком». Каков же он этот – «настоящий человек»? ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев 106 Очень вразумительно сказал по этому поводу православный священник и писатель – иерей Владимир (Соколов). Вот строки из его книги «На гране жизни». «Для ищущего человека вопрос в тюрьме так и стоит: сде- латься истинным Человеком или окончательно озвереть? По- этому прежде чем стать Человеком, необходимо узнать: кто же такой истинный человек? Тюремное сообщество является не только частью всего человечества, но, в силу своей замкнутости, и его моделью, поэтому и проблемы тюрьмы – это проблемы все- го человечества. Каким образом вообще человек осознает, что его жизнь неверно устроена? Очевидно, у него имеется тот идеаль- ный образ бытия, сопоставляя с которым реальную жизнь, он осознает ее искаженность. Изменение и покаяние было бы невоз- можно без приобщения к этому идеалу. Да и вообще жизнь чело- века невозможна без идеала, который подспудно наполняет ее часто неведомым ему смыслом. Если даже человек считает, что мир бессмысленен, а поэтому бессмысленна и его жизнь, то от- куда у него взялась жажда и понятие самого смысла, ведь мери- лом бессмысленности всегда является смысл? Человек, не имею- щий этого мерила в самом себе, будет доволен миром, потому что повод для недовольства рождается только из сознания несо- ответствия мира идеалу или смыслу. Неудовлетворенность же бессмыслицей жизни – есть уже начало обретения ее смысла. Поэтому на той границе, где жизнь ускользает и обессмыслива- ется, человек начинает отчаянно искать Истину, незыблемую идеальную сущность Бытия…». Как видим, секрет исправления осужденного прост: сначала начинается поиск смысла жизни, а дальше продолжается большая, трудная и кропотливая работа над собой. Когда идеал найден, че- ловек начинает осознавать, что с таким грузом пороков и грехов далеко не уйдешь. И если он ставит главной задачей спасение сво- ей души и решил идти к этой цели, то автоматически становится безопасным для общества. Все, чем ему в этом деле может помочь администрация исправительного учреждения – это, не мешать. Есть ли в нашем современном тюремном ведомстве идеа- лы для исправления осужденных? На этот вопрос можно дать ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев 107 только один однозначный ответ. В психо-педагогических ме- тодиках исправления ФСИН таких идеалов сегодня нет! Какой образ и идеал для исправления может предоставить тю- ремная служба? Может быть, это размытый образ «добропорядоч- ного гражданина»? Но, что это значит? Кого можно поставить в пример? На кого равняться? На «добропорядочных граждан» «че- стно» заработавших свои миллионы и покупающих «для прести- жа» нашей страны футбольные клубы и дорогие яхты? Или на ге- роев идиотских сериалов, которые, оправдываясь своим служени- ем закону с улыбкой на лице сеют смерть налево и направо? Для людей с нормальным, неизвращенным разумом идеалом всегда был и должен оставаться Бог и все, угодившие Ему при жизни люди – его святые. У христиан это так. У мусульман их идеалом бытия также является Творец. К числу идеалов можно смело причислить и героев, сражавшихся за нашу Отчизну. Но в последнее время взамен истинным идеалам любви и доб- ра мы все чаще стали выбирать идолов богатства, власти и похоти. Не секрет, что этот «наш» выбор появился с приходом так назы- ваемой – демократии. Привезенные из-за моря «игрушки» понравились «детям, сбе- жавшим из дома отчего». «Детки» начали играть в них, и повзрос- лев стали теми, кто стал разворовывать оборонное ведомство и ра- зоружать армию. Это по крупному. А «по мелочам» началось то, что принято называть «Содом и Гоморра». Причем это стало про- являться не только как половое извращение, но в делах и отноше- ниях людей – извращение (переворачивание) истины и здравого смысла. Над идеалами, спасавшими и воодушевлявшими наших пред- ков, мы стали смеяться. Как сказал классик: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!». Но мы не поняли всей глубины этого изре- чения. А большинство из нас и не слышали его вовсе. И вот мы уже стали высмеивать самих себя, свою историю, свое предназна- чение, свою культуру, свой язык. Начались упреки и осуждение великих правителей России, которые оставили нам в наследство огромные просторы земли и несметных богатств в ней. Сейчас эти многосложные процессы принято называть одним словом – «ру- софобия». И как результат, мы перестали искать идеалы в своей истории и в современном государстве. ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев 108 Осознание того, что мир сохраняется только благодаря огром- ным усилиям, затраченным на подготовку к войне («хочешь мира – готовься к войне»), мы в очередной раз зацепились за мощный идеал пригодный для подражания воспитания человека любого возраста и пола, – это идеал воина. Потому, все свои усилия мы бросили на создание такого идеала через литературу и кино. И в этом нет ничего плохого. Но как преподнести идеал воина для тех, кто преступил зако- ны, которые эти воины защищают? Преподнести, конечно, можно, но для этого необходимы очень сильные и авторитетные воспита- тели. Фактически они должны стать боевыми командирами тех, кого они перевоспитывают, чтобы на своем личном примере дока- зать свою правоту, оставаясь и днем и ночью со своим «солдата- ми». Но начальник отряда в колонии или начальник воспитатель- ного отдела ИУ – это обычный паренек, который после смены пойдет домой. А «ученики» останутся одни отбывать свой срок и этой ночью и всеми другими днями и ночами. Они будут предос- тавлены другим «учителям» и «авторитетам», которые всегда на- ходятся рядом и не бросят их в трудное время. Это сами осужден- ные, члены их семьи и другие близкие им люди. Сегодня наша жизнь продолжаются в окружении чужеземных идеалов. Разве можем мы, увлеченные бизнесом и потреблением благ современности отказать себе в удовольствии развлекаться сказочных картинок и зрелищами с суперменами, человеками- пауками, вампирами и прочим бесовством призрачного мира, соз- данного по «чертежам» Аллена Даллеса и других политтехноло- гов? Уже целое поколение наших детей выросло на бэтмэне и че- репашках-ниндзя. Многие из этих детишек уже сидят за свои «подвиги» в зонах и тюрьмах. «Кто» или «что» – их идеалы для исправления? Воспитатели исправительных колоний не смогут рассказать им, что означает понятие «законопослушный человек». Потому что этих законопослушных «человеков» стало слишком много, они слишком разные, говорят на разных языках, а некото- рые даже живут за пределами России. Например – законопослуш- ный олигарх. Правда звучит? Он исключительно честно «привати- зировал» пять заводов и за «свои» «кровно-заработанные» купил ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев 109 себе несколько вилл за рубежом. Туда он летает отдыхать на своем самолете и возит с собою сорок девушек легкого поведения, кото- рых там и поселить где-то надо, и накормить, и одеть. Несмотря на эти его «маленькие» слабости, он честно платит налоги! И только за это его уже можно считать законопослушным человеком?! Чем не образец для исправления осужденного? И воспитатель какой- нибудь ИК, каким бы шутником он ни был, вряд ли позволит себе так глупо пошутить над зэком, объясняя ему, на кого тот должен равняться. Нет идеала – нет исправления! Воспитательная работа в российской зоне сейчас в идеологи- ческом вакууме. Все те же экономические интересы не позволяют ФСИНовцам так быстро отказаться от статуса - «исправительная колония». Ведь исправлять и перевоспитывать они желают, ис- ключительно, педагогическими методами, пусть где-то и жестки- ми. К тому же за исправление убийц и насильников налогопла- тельщики платят немалые деньги. А тут еще и налоги не берут за электроэнергию, которую зэки-«ученики» с промзоны тратят на производство шлакоблоков и плит для строительства многоэтажек. Вырубка леса в Сибири силами лесорубов в черной робе с именными бирками, это целая индустрия, способная приносить прибыль не только самой системе ФСИН, но и удовлетворять ин- тересы нашего государства. Получается полная самоокупаемость или как говорят – самодостаточность. А для чего же тогда бюджет обременяет налогоплательщиков? Не для того ли, чтобы необос- нованно завысить педагогическую роль ФСИНовцев, маскируя ею свои чисто экономические интересы? Кто и что сегодня может реально повлиять на мировоззрение преступника, исправить его, привести к покаянию? Из личного опыта можно с уверенностью сказать, что это – вера в Бога. Роль Русской Православной Церкви в деле перевоспитания осужденных-христиан на сегодняшний день является первосте- пенной. Мусульмане-осужденные одухотворяются в колонийских мечетях. Это не отрицают и сами сотрудники пенитенциарных уч- реждений, родственники осужденных и уже освободившихся из- под стражи граждан. ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев 110 Благодаря огромным усилиям ныне упокоившегося Патриарха Алексия II, в 90-е годы в большинстве ИУ России были организо- ваны православные приходы, построены храмы и молельные ком- наты. Строительство продолжается и сейчас. Не случайно на Руси тюрьмы всегда назывались «богоугодными заведениями». Исправление самих себя перед обществом для верующих- осужденных, основано, прежде всего, на исправлении самих себя перед Богом. Это идеальное внутреннее состояние души называет- ся – покаянием. Покаяние не может быть выборочным. Оно либо есть, либо его нет. Значит, и каются верующие осужденные во всем, что сделали. И не выбирают: «тот-то был сам виноват, по- этому я его и убил» или: «я украл, потому что меня к этому под- толкнула моя бедность и жадность тух, у кого я украл». Отрадно то, что хотя бы часть бывших преступников искренне осознает свою вину не только в совершенных преступлениях, за которое их осудил уголовный суд, но и во всех других грехах, про которые знают только они сами да ведает Бог. (К сожалению, духовное вразумление никак не регламентируется в законах и не рассматри- вается в положении об УДО). Но даже этот единственный, в сущности, и реально дейст- вующий сегодня в местах лишения свободы религиозный институт исправления наскоро начинают уничтожать последователи ГУЛАГА, сидящие в высоких кабинетах власти. Как это происхо- дит? Вот показательный пример одной такой, не побоюсь сказать предательской, антигосударственной акции. В 2016 году по всем региональным управлениям ФСИН Рос- сии были распространены какие-то «засекреченные» требования к сотрудникам оперативных отделов по проверке религиозных об- щин в исправительных учреждениях на предмет поиска экстреми- сткой литературы. Об этом стало известно самим осужденным сразу после того, как колонии стали посещать региональные кура- торы ФСИН, ответственные за проведение возложенных на них обязанностей по обнаружению и изъятию данной запрещенной ли- тературы. Мне лично довелось увидеть и испытать на себе все последст- вия посещения «борцов с экстремизмом». Вернее назвать это не ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев 111 посещением, а налетом на ИК строгого режима № 9 поселка Ме- ловой Завод Оренбургской области. Все началось с того, как некий сотрудник управления ФСИН России по Оренбургской области – назовем его – «Т» вместе с ме- стными сотрудниками зашел в данном учреждении в православ- ную часовню во славу святой великомученицы Анастасии Узоре- шительницы, и провели там, так называемые, «обыскные меро- приятия». Помимо изъятых «запрещенных» предметов – стульев и лавки, сей деятель из управления в грубой форме, не говоря уже об элементарном уважении к чувствам верующих прихожан и, ра- зумеется без всякого страха и благоговения, зашел в алтарь и по- пытался снять с престола специальную скатерть – идинтию, кото- рая изображает славу престола Господня. Им были сделаны по- пытки снять «лишние» по его словам иконы со стен внутри хра- ма(!), но самое страшное было дальше. В часовне храма находится маленькая комната, где храниться около тысячи православных книг, включая периодические издания епархиальных ведомостей и общероссийского православного из- дания – журнала «Фома». Сотрудник Т. приказал вынести из этой православной библиотеки при часовне все эти издания, и оставить в ней книги в количестве пятидесяти штук! Каких и сколько – он решил буквально на глазок на ходу. Перепуганные и послушные долгу (читай, любым, даже пре- ступным приказам вышестоящего начальства) сотрудники учреж- дения послушно выполнили приказания руководителя этой акции. Книги были перенесены в здание карантина и вместе с книгами, изъятыми из местной мечети, были запечатаны в коробки для вы- носа их за пределы колонии. Возмущенным прихожанам – осужденным, сотрудники объ- яснили свои действия указаниями свыше, мол: «вынужденная мера по выявлению экстремисткой литературы, в связи с обострением международной обстановки, террористической угрозой, исходя- щей, главным образом от исламских радикальных организаций, запрещенных в России…». Как позже выяснилось, такие акции были проведены во всех учреждениях Оренбургского управления ФСИН России. Богатые некогда православные библиотеки, собираемые годами и попол- няемые благодаря усилиям не только самих осужденных, но и ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев 112 священства были за один день разграблены «антитеррористиче- скими» потомками ГУЛАГа из современного ФСИН. И это – 2016 год! И это современная Россия!! Я, и многие другие верующие осужденные, только поддержи- ваем предусмотрительность власти и какие-либо ее профилактиче- ские меры, если они адресные, правомерны, и, прежде всего, на- правлены на выявление экстремисткой литературы у тех, кто под- рывает нашу государственность и безопасность. Но уравнивать литературу, столетиями издаваемую и благословляемую иерарха- ми Русской Православной Церкви с литературой радикалов- исламистов, причем с помощью сотрудников российской феде- ральной службы, означает очередной удавшийся замысел запад- ных спецслужб по уничтожению главного оплота российской го- сударственности и духовности русского народа и других народов России, исповедующих православное христианство, находящихся в местах лишения свободы. Так, под видом борьбы с терроризмом были фактически уничтожены последние островки духовной кла- дези –православные библиотеки в исправительных учреждениях Оренбургской области. Меня и других верующих осужденных (и не только осужден- ных) очень настораживают подобные отголоски ГУЛАГа. В связи с этими событиями возникает сомнение относительно того, что руководство ГУФСИН России, вообще, имеет какое-то отноше- ние к подобному произволу местных ФСИНовских чиновников. К тому же, действующий в настоящее время министр юстиции Рос- сии, – Александр Владимирович Коновалов, помимо юридическо- го образования, еще к тому же человек духовно образованный (о его православном образовании известно из официальных СМИ). Думаю, он не допустил бы подобного произвола вверенных ему сотрудников. Мною были предприняты попытки законного протеста, про- исходящим в колонии, событиям. Я написал открытое письмо ми- нистру юстиции и отправил его через специальный отдел учреж- дения. По этому поводу начальник колонии даже вызвал меня и подтвердил, что мое письмо отправлено адресату (в чем я, естест- венно, сомневался), и даже сообщил о своем решении оставить книги в колонии в общей библиотеке. На этот счет я высказал ему свои сомнения в правильности принятого им решения, указав ряд ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев 113 неизбежных последствий размещения духовной литературы в об- щеколонийской библиотеке. А последствия эти таковы. Дело в том, что православная духовная литература, (рецензи- рованная и благославленная духовенством) не продается в обыч- ных книжных магазинах! Такие издания реализуются в церковных лавках и специальных торговых точках. Читатели и, соответствен- но, покупатели такой литературы, приобретая эти книги, не ставят их на одну полку со светскими изданиями и уж тем более низко- пробной литературой развлекательного жанра. Но в ИК-9 Библия и труды святых отцов православной церкви решением ФСИНов- ских «воспитателей» оказались в одной компании с низкопробным бульварным чтиво типа: «Я вор», «По следам шакала», «Отчаян- ный против слепого» и прочей антилитературной мерзостью. Теперь книги из православной библиотеки стали доступны всем – и атеистам, и верующим и инаковерующим. По имеющей теперь печальной практике, эти издания частенько оказываются в руках не ищущего свой путь и не кающегося в своих поступках, а надсмехающегося над верой проходимца, который полистает, по- листает, а после пустит книгу на хозяйственные нужды. Поверьте, мне приходилось видеть, как духовная литература оказывается в туалете!!! Сегодня там окажется Библия, а завтра, какой ни будь незадавшийся мститель, специально принесет туда и использует по такому же назначению Коран. И все это в колонии, находящей- ся в приграничной зоне с Казахстаном… Вот так наши «стратеги» из внутренней службы, самолично закладывают фундамент для разжигания межконфессиональной и межнациональной розни. Стоит ли тут говорить о каких бы то ни было усилиях с их стороны к воспитательной работе с осужден- ными? К всеобщему сожалению, всем здравомыслящим гражданам нашей страны, уже давно известно о плачевном состоянии «воспи- тательной» работы в ФСИН, ущербность которой проявляется в виде высокого процентного соотношения рецидивной преступно- сти. Отсутствие четких идеалов для воспитания подрастающего поколения в гражданском обществе, не говоря уже о взрослых лю- дях и тем более граждан, преступивших закон, с лихвою компен- сирует духовная работа и служение священства РПЦ в исправи- ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев 114 тельных учреждениях. А наличие православных духовных биб- лиотек в храмах и часовнях учреждений УИС позволяет осужден- ным и подследственным иметь возможность не только духовного просвещения, но и в связи с таким просвещением осуществлять процесс весьма эффективной социально-правовой корректировки своей личности. На фоне перечисленных мною неоспоримых фактов, взятых из личной практики и наблюдений, полученных в течении, почти 14 лет моей изоляции в колонии строго режима, я обоснованно считаю действия сотрудников управления ФСИН России по Орен- бургской области по отношению к единственно существующим на сегодняшний день островкам духовной и моральной чистоты, за- конности, государственности и социальной защищенности – к православным приходам и библиотекам в них – прямой угрозой правопорядка в учреждениях УИС, разжиганием межнациональ- ной и межконфессиональной розни, нарушением прав православ- ных верующих и их Конституционных прав. Моими гражданскими представителями были изучены соот- ветствующие законы и юридическая документация МИНЮСТА по деятельности ФСИН. В частности, (Приказ № 718 от 18.08.05 «О правовом обеспечении деятельности ФСИН России с изменениями от 26.12.08 № 755, а также «Административный регламент ис- полнения государственных функций по правовому обеспечению деятельности учреждений и органов ФСИН»). В этих документах имеются вполне разумные механизмы решения возникшей про- блемы. Так, если решение о сокращении количества уникальных (неповторяющихся в данном случае) изданий (книг) православной духовной литературы в библиотеках при храмах в учреждениях было вынесено без учета мнения начальствующего духовенства РПЦ в частности, то есть все основания это решение отменить и пересмотреть. Конечно же, в ФСИН работают взрослые люди, большинство из которых прекрасно понимают, что существующими методами никого и никогда не исправить. Проблема в том, что табличка с надписью «ИК» обозначает – «исправительная колония», вот и приходится сотрудникам этой службы изворачиваться и фактиче- ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев 115 ски врать всему обществу, что это именно они исправляют осуж- денных. Отдельно и независимо от всего общества ФСИН своему спецконтингенту сама идеологию не придумает и нигде ни за ка- кие деньги не купит. Отсутствие идеалов в обществе равно отсут- ствию идеалов во всех его закутках, будь то образовательные структуры или государственный силовой институт – ФСИН. Су- щественной проблемой, которая достается обществу в виде истра- ченной впустую весомой части федерального бюджета на содер- жание тюремной системы остается миф о перевоспитательной функции этой структуры. Общество платит налоги в том числе и за то, чтобы преступ- ников не только изолировали, но еще и исправляли – так сказать, – перевоспитывали. А вместо этого оно получает обратно почти по- ловину из общего числа сидельцев в виде рецидивистов, ставших еще опаснее и озлобленнее на государство и общество. Государственные мужи прекрасно понимают это и принимают все возможные меры для того, чтобы не подпустить этих мстите- лей близко к рычагам и механизмам власти 7 Подобная тенденция напоминает дискриминацию отдельной категории граждан, которые являются бывшими заключенными. Однако последствия того, что бывшие осужденные лишены права принимать участие в работе государственных служб, будут выра- жаться в формировании у них собственной антигосударственной идеологии, заявлять о которой они до поры до времени не станут, а если и сделают это, то за деньги каких-нибудь оппозиционных правительству сил. По истечении определенного времени этот процесс может привести к попыткам создать свое собственное го- сударство (правда на крови и за чужой счет), что в истории России уже было. Вспомним, как и кем осуществлялась практическая ра- бота по организации и проведению внутриполитической антигосу- 7 В соответствии с рядом законов и специальных негласных указаний, бывших осужденных (даже при условии снятия судимости) не прини- мают на работу в госструктуры и на стратегически важные объекты. А в последнее время бывшим осужденным трудно устроиться на работу да- же простым дворником. Службы безопасности фирм, организаций и уч- реждений отсеивают таких кандидатов на все вакантные рабочие места. ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев 116 дарственной деятельности в России в начале прошлого века? Ре- волюцию 1917 года возглавили бывшие заключенные царских тю- рем! Нужно ли напоминать их имена? А два друга – Гитлер и Гим- лер? Они тоже, несколько лет вместе провели в тюрьме Шпандау, набрались «арестантского» опыта и, – что было потом? Система ФСИН сама, целенаправленно и методично, год за годом производит «класс» отверженных обществом изгоев. Имен- но «исправительные» методики, применяемые в наших колониях приводят одних к оскотивливанию (таких большинство), делая их бездумным стадом потребителей, других к озлобленному поумне- нию, взращивая из них злых гениев новых преступлений. А треть- их (таких немного) – к позитивному возмужанию, делая из них осознавших свою вину умудренных житейским опытом людей. Представителей категорий «оскотинившихся» и «злых гени- ев» в нашей стране набралось слишком много, чтобы кое-кому уже сейчас не начать всерьез задумываться о формировании этой группы в целый политико-социальный класс. Остановить этот конвейер по штамповке пушечного мяса для оппозиционеров, вскормленных «пепсикольной» идеологией запада в настоящее время практически невозможно, пока государство на сто процен- тов не контролирует СМИ и большинство своих властных инсти- тутов. Глядя на такое «исправление» хочется сказать этим исправи- телям: «Все ребята, хватит! Посадили, изолировали, оградили – только не губите души наказуемых методами вашего исправления. И членов их семей тоже не добивайте горем от того, что они уже никогда не узнают в родном человеке, вернувшимся из мест ли- шения свободы прежнего отца, брата, мужа, сына». Если мы действительно желаем, чтобы человек исправился за время изоляции в наших исправительных колониях, ему необхо- димо вернуть все то, что у него было отнято или даже дать то, что не было ему дано прежде. Для кого-то это «отнятое» есть самая обыкновенная материнская любовь или отцовская строгость, для кого-то – возможность создать свою семью и быть образованным, а для кого-то – просто внимание и забота, которых не было в дет- стве. ФСИН: путь из сумрака. А.Н. Вепрев 117 Кто или что вберет в себя все эти отнятые нематериальные блага прошлой жизни? И возможно ли все это собрать и раздать всем желающим? Как видно, во всех перечисленных и недополученных немате- риальных «благах» проглядывается, прежде всего, обыкновенная любовь к своему ближнему. Если любви нет, то все методики «ис- правительной системы» тщетны. Есть один идеал, который почему-то никто не замечает (или не хочет замечать), но именно он может послужить поводом изме- нить себя и свои взгляды на жизнь и в конце концов, исправиться любому человеку, отбывающему наказание в изоляции от общест- ва. Почти в каждой российской исправительной колонии до сих пор можно встретить плакаты и вывески с пропагандистским ло- зунгом-призывом: «Помни! Тебя ждут дома!». На сегодняшний день таким обобщенным для всех идеа- лом и образом, ради которого большинство из нас готовы от- дать последнее и даже свою жизнь, является семья. Семья – вот единственная общечеловеческая ценность, которая фор- мирует стержень любого государства. Именно семья является универсальным и почти абсолютным (после Бога) идеалом для любого человека. |