Сборник АРГО 2020_compressed. Ассоциация российских географовобществоведов тихоокеанский институт географии дво ран xi научная Ассамблея
Скачать 7.5 Mb.
|
Литература 1. Колосов, В.А., Мироненко, Н.С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 479 с. 2. Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник / Отв. ред. А.П. Горкин. Смоленск: Ойкумена, 2013. 328 с. 3. Туровский, Р.Ф. Политическая география. Учеб. пособие. Москва – Смоленск: Изд-во СГУ, 1999. 4. Бусыгина, И.М. Регионы Германии. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. 351 с. 5. Федеральный статистический департамент Германии. URL: https://www.destatis.de/DE/Startseite.html 6. Dietlein, J., Thiel, M. Verwaltungsreform in Rheinland-Pfalz. Ein Beitrag zur Debatte um die Zukunft der Verbandsgemeindeverfassung. Mainz: Auftrag des Gemeinde- und Städtebundes Rheinland-Pfalz, 2006., 209 s. 7. Kuhlmann, S., Wollmann, H. The Evaluation of Institutional Reforms at Sub-national Government Levels: A Still Neglected Research Agenda // Local Government Studies. 2011. Vol. 37. No 5. P. 479-494. 8. Wollmann, H. The Two Waves of Territorial Reform of Local Government in Germany // Redrawing Local Government Boundaries / Ed. by J. Meligrana. Vancouver – Toronto: UBC Press, 2004. P. 106-129. 130 преобладавшие в ландтаге этой земли, скептически относились к упразднению мелких общин и протестовали против реформы, поскольку считали, что в случае кардинального укрупнения общин, ключевые посты в их администрациях заняли бы представители городов, и проблемы сельских территорий были бы отодвинуты на второй план. Политики выступали в защиту интересов сельского населения, так как до 30% жителей проживало в мелких поселениях. Также местные элиты и представители ХДС не хотели перестраивать сложившуюся организацию власти, терять свои посты и стремились заработать политические дивиденды на консервативных настроениях граждан [6, 8]. В результате этого в Германии сложилась сильная территориальная дифференциация размеров общин. Медианная площадь общин Северного Рейна – Вестфалии – 75 км 2 , а Рейнланд- Пфальца – 6 км 2 (рис. 1) [5]. В то время как в Рейнланд-Пфальце крупнейшими общинами являются города, а мелкие единицы распространены в сельских районах, то в соседних землях все общины имеют примерно одинаковый размер вне зависимости от характера расселения. Рис. 1. Общины Германии в долине Среднего Рейна. 131 Заключение. Системы общин двух земель Германии: Северного Рейна – Вестфалии и Рейнланд-Пфальца – претерпели кардинальную трансформацию в 1970-е гг. Реформа была вызвана стремлением властей повысить демографический и экономический потенциал локальных единиц, передать им больше полномочий и компетенций, сократить бюджетные расходы. Однако возникавшее противоречие между сохранением сложившейся структуры власти, условий для развития локальной демократии в мелких общинах и повышением демографических и финансовых возможностей администраций единиц решалось разными способами вследствие различного соотношения политических факторов. В Северном Рейне – Вестфалии баланс политических сил и желания властей и граждан благоприятствовали кардинальному укрупнению общин; в Рейнланд-Пфальце, где сложилась противоположная ситуация, единицы были сохранены с условием их вхождения в ассоциации. В результате этого сложилась крайне контрастная территориальная дифференциация сетки общин Германии. Литература 1. Колосов, В.А., Мироненко, Н.С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 479 с. 2. Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник / Отв. ред. А.П. Горкин. Смоленск: Ойкумена, 2013. 328 с. 3. Туровский, Р.Ф. Политическая география. Учеб. пособие. Москва – Смоленск: Изд-во СГУ, 1999. 4. Бусыгина, И.М. Регионы Германии. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. 351 с. 5. Федеральный статистический департамент Германии. URL: https://www.destatis.de/DE/Startseite.html 6. Dietlein, J., Thiel, M. Verwaltungsreform in Rheinland-Pfalz. Ein Beitrag zur Debatte um die Zukunft der Verbandsgemeindeverfassung. Mainz: Auftrag des Gemeinde- und Städtebundes Rheinland-Pfalz, 2006., 209 s. 7. Kuhlmann, S., Wollmann, H. The Evaluation of Institutional Reforms at Sub-national Government Levels: A Still Neglected Research Agenda // Local Government Studies. 2011. Vol. 37. No 5. P. 479-494. 8. Wollmann, H. The Two Waves of Territorial Reform of Local Government in Germany // Redrawing Local Government Boundaries / Ed. by J. Meligrana. Vancouver – Toronto: UBC Press, 2004. P. 106-129. 132 Сведения об авторе: Васильев Алексей Павлович, кандидат географических наук, ведущий редактор в отделе актуализации, ОАО «Большая Российская Энциклопедия». E-mail: alvasilev7@yandex.ru ; Контактный телефон:8 (909) 921-36-21. УДК 911.3 Герасимович С.А. Herasimovich S. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОМПЛЕКСОВ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛАРУСИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ВИЛЕЙСКОГО И НЕВЕЛЬСКОГО РАЙОНОВ THE CURRENT STATE OF THE COMPLEX OF THE TRADITIONAL CULTURE OF BELARUS AND ADJACEENT TERRITIRIES OF RUSSIA ON THE EXAMPLE OF THE VILEIKA AND NEVEL DISTRICTS Комплексы традиционной культуры – это природные пространства, ценность которых определяется отношением к ним коллективной фольклорной памяти. Это могут быть холмы, источники, камни и т. д. Определённая информация об абстрактном объекте делает его значимым для человека или сообщества людей. Обладание этой информацией об объекте становится маркером принадлежности человека к сообществу. На территории Вилейского района Минской области Беларуси и Невельского района Псковской области России расположено множество этих комплексов, которые функционируют и в наше время, укрепляя локальную идентичность. Monuments of traditional culture are natural spaces, the value of which is determined by the attitude of collective folklore memory. It can be hills, springs, stones, etc. Special information about abstract object makes this object meaningful for a person or a community of people. The possession of this information about the object becomes a marker of the person's belonging to the community. 133 On the territory of the Vileika district of the Minsk region of Belarus and the Nevel district of the Pskov region of Russia there are many complexes that are currently functioning to strengthen local identity. Ключевые слова: Памятники традиционной культуры, интерпретация объектов, локальная идентичность, Вилейский район, Невельский район. Key words: Monuments of traditional culture, interpreting objects, local identity, Vileika district, Nevel district. В настоящее время, одним из актуальных вопросов, стоящих перед человечеством, является охрана нематериальной культуры. Особое место среди объектов нематериального наследия занимают урочища и прочие пространства, ценность которых обусловлена не их природной составляющей как таковой, а отношением к ним коллективной фольклорной памяти. Иногда такие объекты называют объектами сакральной топографии или святыми местами, однако целесообразно назвать их комплексами традиционной культуры, ведь некоторые из них не несут сакрального смысла. Комплексный или даже дуалистический характер данных объектов объясняется наличием двух составляющих: природной или антропогенной основы – урочища, материального объекта, а также ассоциируемой с ним легенды – фольклорной привязки, объясняющей его важность для местного сообщества, а иногда – и обрядовой системы, связанной с посещением данного объекта представителями местного сообщества. При этом комплексами народной традиционной культуры могут быть локусы как природного, так и антропогенного происхождения. Комплексы традиционной культуры называют также деревенскими или сельскими святынями, что объясняется их концентрацией в сельской местности. В Восточной Европе особенно велика концентрация комплексов традиционной культуры в Восточной Беларуси и сопредельных областях России (Псковской, Смоленской, Брянской), а также на севере России. Такая концентрация связана с приграничным, фронтирным характером данной территории. Многочисленные войны и конфликты неоднократно приводили к разрушению здесь культовых объектов, храмов. И данная ниша частично была занята комплексами традиционной культуры. На территории Беларуси и сопредельных регионов России к ним относятся: отдельные холмы (святые и лысые горы, красные горки и др.), озёра, реки, родники, болота, камни (следовики, портные, с ямками), каменные кресты, валуны, отдельные деревья, курганы (татарские, шведские, французские могилы), городища, старые кладбища, валы, прощи. Многие из них носят палимпсестный характер. 132 Сведения об авторе: Васильев Алексей Павлович, кандидат географических наук, ведущий редактор в отделе актуализации, ОАО «Большая Российская Энциклопедия». E-mail: alvasilev7@yandex.ru ; Контактный телефон:8 (909) 921-36-21. УДК 911.3 Герасимович С.А. Herasimovich S. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОМПЛЕКСОВ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛАРУСИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ВИЛЕЙСКОГО И НЕВЕЛЬСКОГО РАЙОНОВ THE CURRENT STATE OF THE COMPLEX OF THE TRADITIONAL CULTURE OF BELARUS AND ADJACEENT TERRITIRIES OF RUSSIA ON THE EXAMPLE OF THE VILEIKA AND NEVEL DISTRICTS Комплексы традиционной культуры – это природные пространства, ценность которых определяется отношением к ним коллективной фольклорной памяти. Это могут быть холмы, источники, камни и т. д. Определённая информация об абстрактном объекте делает его значимым для человека или сообщества людей. Обладание этой информацией об объекте становится маркером принадлежности человека к сообществу. На территории Вилейского района Минской области Беларуси и Невельского района Псковской области России расположено множество этих комплексов, которые функционируют и в наше время, укрепляя локальную идентичность. Monuments of traditional culture are natural spaces, the value of which is determined by the attitude of collective folklore memory. It can be hills, springs, stones, etc. Special information about abstract object makes this object meaningful for a person or a community of people. The possession of this information about the object becomes a marker of the person's belonging to the community. 133 On the territory of the Vileika district of the Minsk region of Belarus and the Nevel district of the Pskov region of Russia there are many complexes that are currently functioning to strengthen local identity. Ключевые слова: Памятники традиционной культуры, интерпретация объектов, локальная идентичность, Вилейский район, Невельский район. Key words: Monuments of traditional culture, interpreting objects, local identity, Vileika district, Nevel district. В настоящее время, одним из актуальных вопросов, стоящих перед человечеством, является охрана нематериальной культуры. Особое место среди объектов нематериального наследия занимают урочища и прочие пространства, ценность которых обусловлена не их природной составляющей как таковой, а отношением к ним коллективной фольклорной памяти. Иногда такие объекты называют объектами сакральной топографии или святыми местами, однако целесообразно назвать их комплексами традиционной культуры, ведь некоторые из них не несут сакрального смысла. Комплексный или даже дуалистический характер данных объектов объясняется наличием двух составляющих: природной или антропогенной основы – урочища, материального объекта, а также ассоциируемой с ним легенды – фольклорной привязки, объясняющей его важность для местного сообщества, а иногда – и обрядовой системы, связанной с посещением данного объекта представителями местного сообщества. При этом комплексами народной традиционной культуры могут быть локусы как природного, так и антропогенного происхождения. Комплексы традиционной культуры называют также деревенскими или сельскими святынями, что объясняется их концентрацией в сельской местности. В Восточной Европе особенно велика концентрация комплексов традиционной культуры в Восточной Беларуси и сопредельных областях России (Псковской, Смоленской, Брянской), а также на севере России. Такая концентрация связана с приграничным, фронтирным характером данной территории. Многочисленные войны и конфликты неоднократно приводили к разрушению здесь культовых объектов, храмов. И данная ниша частично была занята комплексами традиционной культуры. На территории Беларуси и сопредельных регионов России к ним относятся: отдельные холмы (святые и лысые горы, красные горки и др.), озёра, реки, родники, болота, камни (следовики, портные, с ямками), каменные кресты, валуны, отдельные деревья, курганы (татарские, шведские, французские могилы), городища, старые кладбища, валы, прощи. Многие из них носят палимпсестный характер. 134 Включение новых объектов в социокультурное пространство происходит по мере его освоения в процессе интерпретации этих объектов общностью людей. Абстрактный лес, парк, другой объект не является частью социокультурного пространства до тех пор, пока не возникает устойчивой информационной привязки к нему, которая делает данный объект значимым для общности людей. Обладание данной информацией об объекте становится маркером принадлежности человека к общности. Комплексы традиционной культуры принято считать элементами культурного ландшафта. Комплексы традиционной культуры являются важнейшими узловыми объектами социокультурного пространства на локальном уровне, а также важнейшим компонентом при конструировании локальной идентичности. Вилейский район Минской области относится к наиболее изученным территориям Беларуси с условной концентрацией комплексов традиционной культуры. Условный характер концентрации объясняется сложностью количественной оценки наличия данных комплексов во многих других из 118 районов страны, подобная работа там просто не ведётся систематически. А в Вилейском районе уже более 30 лет исследованиями в данной области занимается группа энтузиастов во главе с Александром Петровичем Зайцевым [1]. Вилейский район можно назвать настоящим заповедником, где сохранилось много древних ямочных камней, составляющих особую группу комплексов традиционной культуры Беларуси. Единственный в Беларуси специалист по ямочным камням – Александр Зайцев. Писатель и бывший военный Леонид Васильевич Лукша, житель района, уроженец деревни Тарасовичи, рассказал, что, когда служил в Сибири, встретился там с родственниками, которые оказались там во время Столыпинской реформы. Его не признавали за своего, пока он не рассказал, что особенного есть в их деревне. А вспомнил он про камень с ямкой. Вот так работает механизм распознавания «своих» в системе локальной идентичности. Камни с ямками (или лунками) наиболее часто встречаются в Северной и Средней Европе [2]. Причем существуют различные версии насчет назначения лунок. Наиболее вероятно, что эти камни связаны с культом предков. С камнями связаны различные легенды. Так, на Вилейщине – это легенды о том, что из такой лунки воду пил Бог; что ямка – это отпечаток Божьего следа и т.п. Камней с рукотворными ямками, выявленных в Вилейском районе, насчитывается около двух десятков. 135 К комплексам традиционной культуры относятся и валуны. На Вилейщине был найден уникальный каменный идол – двухметровая антропоморфная женская фигура. Сейчас он выставлен в здании Института геологии Национальной академии наук Беларуси. На Вилейщине находится самый большой валун Минской области – Гомсин-камень возле агрогородка Куренец – вес его надповерхностной части около 90 тонн. Он относится к камням-портным, по легенде – это окаменевший портной, который шил в Пасху, когда все молились в храме. Возле деревни Кузьмичи по той же причине окаменел пахарь. Имеется тут уникальный «Борисов камень» – межевой знак, который в 12 веке показывал границы Полоцкого княжества. Этот валун имеет название «Воротишин крест» — из-за нанесенной надписи и высеченного креста. Наиболее интересным объектом района является комплекс камней возле д. Стеберяки. Есть мнение, что это древнейшая обсерватория – своеобразный белорусский Стоунхендж. Комплекс представляет собой пять стоящих вертикально камней. На первом и последнем камнях изображен знак, напоминающий лук со стрелой или треугольник на перекладине. На всех камнях также располагаются рогов-ритонов. Все камни ориентированы строго на север, на Полярную звезду. Основной ареал распространения ритонов на камнях расположен значительнее севернее и западнее – этот сюжет хорошо известен в Скандинавии и в землях, некогда заселённых кельтами, а также на юге, в Греции. В восточнославянских землях это практически единственный подобный объект. Сохранилось народное название комплекса – «Каменные Быки». Согласно легенде, быки окаменели во время того, когда крестьянин пахал поле в праздник. Возле деревни Ерхи лежит Белый камень. По легенде под ним находится исток реки. А вот возле деревни Жуковка находится камень Чёртовы жернова, дождевая вода, собиравшаяся в его углублении по преданию лечит детей от испуга. Кроме того, в районе есть несколько других комплексов традиционной культуры [3]. Возле агрогородка Селище располагается Лысая гора с курганным могильником. Топоним «Лысая» указывает на сакральный характер объекта. Королевская гора находится возле деревни Ижа, Чёртова гора – возле самой Вилейки, а возле агрогородка Долгиново – Змеева гора. Каждая из них имеет свою легенду. К классическим палимпсестам относится курганная группа Шведские могилы возле деревни Русское село. 134 Включение новых объектов в социокультурное пространство происходит по мере его освоения в процессе интерпретации этих объектов общностью людей. Абстрактный лес, парк, другой объект не является частью социокультурного пространства до тех пор, пока не возникает устойчивой информационной привязки к нему, которая делает данный объект значимым для общности людей. Обладание данной информацией об объекте становится маркером принадлежности человека к общности. Комплексы традиционной культуры принято считать элементами культурного ландшафта. Комплексы традиционной культуры являются важнейшими узловыми объектами социокультурного пространства на локальном уровне, а также важнейшим компонентом при конструировании локальной идентичности. Вилейский район Минской области относится к наиболее изученным территориям Беларуси с условной концентрацией комплексов традиционной культуры. Условный характер концентрации объясняется сложностью количественной оценки наличия данных комплексов во многих других из 118 районов страны, подобная работа там просто не ведётся систематически. А в Вилейском районе уже более 30 лет исследованиями в данной области занимается группа энтузиастов во главе с Александром Петровичем Зайцевым [1]. Вилейский район можно назвать настоящим заповедником, где сохранилось много древних ямочных камней, составляющих особую группу комплексов традиционной культуры Беларуси. Единственный в Беларуси специалист по ямочным камням – Александр Зайцев. Писатель и бывший военный Леонид Васильевич Лукша, житель района, уроженец деревни Тарасовичи, рассказал, что, когда служил в Сибири, встретился там с родственниками, которые оказались там во время Столыпинской реформы. Его не признавали за своего, пока он не рассказал, что особенного есть в их деревне. А вспомнил он про камень с ямкой. Вот так работает механизм распознавания «своих» в системе локальной идентичности. Камни с ямками (или лунками) наиболее часто встречаются в Северной и Средней Европе [2]. Причем существуют различные версии насчет назначения лунок. Наиболее вероятно, что эти камни связаны с культом предков. С камнями связаны различные легенды. Так, на Вилейщине – это легенды о том, что из такой лунки воду пил Бог; что ямка – это отпечаток Божьего следа и т.п. Камней с рукотворными ямками, выявленных в Вилейском районе, насчитывается около двух десятков. 135 К комплексам традиционной культуры относятся и валуны. На Вилейщине был найден уникальный каменный идол – двухметровая антропоморфная женская фигура. Сейчас он выставлен в здании Института геологии Национальной академии наук Беларуси. На Вилейщине находится самый большой валун Минской области – Гомсин-камень возле агрогородка Куренец – вес его надповерхностной части около 90 тонн. Он относится к камням-портным, по легенде – это окаменевший портной, который шил в Пасху, когда все молились в храме. Возле деревни Кузьмичи по той же причине окаменел пахарь. Имеется тут уникальный «Борисов камень» – межевой знак, который в 12 веке показывал границы Полоцкого княжества. Этот валун имеет название «Воротишин крест» — из-за нанесенной надписи и высеченного креста. Наиболее интересным объектом района является комплекс камней возле д. Стеберяки. Есть мнение, что это древнейшая обсерватория – своеобразный белорусский Стоунхендж. Комплекс представляет собой пять стоящих вертикально камней. На первом и последнем камнях изображен знак, напоминающий лук со стрелой или треугольник на перекладине. На всех камнях также располагаются рогов-ритонов. Все камни ориентированы строго на север, на Полярную звезду. Основной ареал распространения ритонов на камнях расположен значительнее севернее и западнее – этот сюжет хорошо известен в Скандинавии и в землях, некогда заселённых кельтами, а также на юге, в Греции. В восточнославянских землях это практически единственный подобный объект. Сохранилось народное название комплекса – «Каменные Быки». Согласно легенде, быки окаменели во время того, когда крестьянин пахал поле в праздник. Возле деревни Ерхи лежит Белый камень. По легенде под ним находится исток реки. А вот возле деревни Жуковка находится камень Чёртовы жернова, дождевая вода, собиравшаяся в его углублении по преданию лечит детей от испуга. Кроме того, в районе есть несколько других комплексов традиционной культуры [3]. Возле агрогородка Селище располагается Лысая гора с курганным могильником. Топоним «Лысая» указывает на сакральный характер объекта. Королевская гора находится возле деревни Ижа, Чёртова гора – возле самой Вилейки, а возле агрогородка Долгиново – Змеева гора. Каждая из них имеет свою легенду. К классическим палимпсестам относится курганная группа Шведские могилы возле деревни Русское село. 136 Святых источников на Вилейщине немного: вода из источника возле деревни Есьмановцы особенно целебна на Маккавея (14 августа), а из источника возле деревни Талуть в окрестностях Чёрной речки – по преданию помогает от глазных болезней. В озере Погановка возле Костеневич по преданию утонула свадьба. Практически две трети выявленных объектов в районе являются действующими комплексами традиционной культуры: существуют народные легенды, объясняющие их появление, знание которых определяет принадлежность человека к локальному сообществу. Сложно сказать, когда впервые появился интерес к комплексам традиционной культуры, расположенным на территории Невельского района. Но особенно много исследований приходится на рубеж 19-20 вв., своеобразный Золотой век местного краеведения. Уже в 1870-е года местные длинные курганы изучал А.А. Спицын, который и выдвинул первые гипотезы их происхождения [4]. Огромен вклад в изучение комплексов традиционной культуры Яна Барщевского [5]. Классическим комплексом традиционной культуры являются Девичьи Горы в урочище Голубовка Леховской волости Невельского района. Легенда гласит, что название «Девичьи Горы» произошло из-за того, что французские солдаты из войск Наполеона в случае смерти местных девушек хоронили их в этих холмах. Существует 2 группы курганов: Северная и Южная. В Северной группе – 7 курганов, а в Южной – 28. Во время Великой Отечественной войны некоторые из них были разрушены окопами и снарядами. В конце 20 века их уничтожают «черные копатели», а также техника, с помощью которой расширялись дороги. В 7 км от Лехова существует ещё один подобный комплекс традиционной культуры – Волчьи Горы. Практически повсеместно на юге Псковской области встречаются классические палимпсесты – французские горы или могилы. Механизм наслоения информации в таких палимпсестах связан со сменой завоевателей, вторгавшихся на данную территорию. Так, французские горы когда-то были шведскими и т.д. Большинство данных объектов представляет собой классические курганные могильники, обычно балтского, но часто и славянского генезиса. Иногда это могут быть также раннесредневековые городища. Основной сюжет легенд, связанных с ними – они были нанесены шапками врагов, которые когда-то проходили по этой территории (французов и т.п.). Также тут найдено определённое количество камней-следовиков. Таким образом, в обоих районах существует множество комплексов традиционной культуры, фольклорные сюжеты, связанные 137 с которыми, до сих пор живут в памяти местных жителей, укрепляя и цементируя их локальную идентичность. |