Главная страница
Навигация по странице:

  • ДУБЛЯЖ Дубляж — дублирование кинофильмов, создание новой, идентичной оригиналу фонограммы на другом языке. ДУХОВНАЯ МУЗЫКА

  • ДУХОВНЫЕ СТИХИ

  • ДУХОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

  • Алянский - Азбука театра - кино и эстрады. Азбука театра, кино и эстрады


    Скачать 6.93 Mb.
    НазваниеАзбука театра, кино и эстрады
    Дата17.07.2022
    Размер6.93 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАлянский - Азбука театра - кино и эстрады.docx
    ТипКнига
    #632035
    страница22 из 66
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   66

    ДРАМАТУРГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ


    Драматургия музыкальная - система выразит. средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценич. жанра (опере, балете, оперетте).

    Драматургия, драматический - эти слова образованы от слова драма. Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщенно передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение и т.п. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Именно на этом основана драматургия и музыкального спектакля.

    В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и т. д.

    ДУБЛЁР

    Дублёр — (франц. doublure, от doubler — удваивать) — каскадер, лицо, заменяющее актера при сложных съемках, требующих специальных навыков. Чаще всего дублеров используют в спортивных, приключенческих или музыкальных картинах.

    ДУБЛЬ


    Так называют в кукольном театре подменную куклу. Внешне это точная копия «основной», за исключением одежды или внутреннего устройства. Когда в какой-либо сцене спектакля основная кукла не может выполнить то или иное действие (прыгать, летать, кувыркаться, превратиться во что-нибудь и т. д.) или должна быть по-другому одета, ее незаметно для зрителей меняют на куклу-дубль.

    ДУБЛЯЖ

    Дубляж — дублирование кинофильмов, создание новой, идентичной оригиналу фонограммы на другом языке.

    ДУХОВНАЯ МУЗЫКА

    Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту.

    Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством.

    Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, католическая месса), так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии).

    Духовная музыка - музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения и в быту. К сфере духовной музыки относят прежде всего вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы.

    Церковная музыка всегда обращена к темам Священного писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которого лежит знаменный распев. В западной, католической церкви - месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.

    Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха и русского композитора М. Березовского. Бах чаще всего писал музыку для органа и хора, а Березовский - для хора a capella. Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие.

    Как компонент культового ритуала входила в храмовое искусство первых цивилизаций (Месопотамия, Египет и др.). Древнейшая форма духовной музыки в тесном смысле – синагогальная (в иудаизме) и церковная (у христиан) – пение псалмов. Раннехристианская духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. В Западной Европе со временем господствующим стало григорианское пение, на Руси – знаменный распев. Многоголосие в духовной музыке Римской католической церкви складывалось в 9-13 вв., на Руси – в 17 в. (строчное пение, партесное пение). В западной духовной музыке с конца 15-16 вв. хоровые партии могли дублироваться инструментами, в некоторых разделах богослужения хор заменяется органом; русская духовная музыка чисто вокальная.

    ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


    Духовная литература – та, что помогает человеку саморазвиваться внутренне и стремиться к возвышению над своей низменной, животной природой и удовлетворением элементарных потребностей.

    Книги духовной литературы можно условно разделить на несколько групп (видов):

    По возрастному признаку:

    • Литература для взрослых.

    • Детская литература.

    По языковому признаку:

    • Оригинальная литература.

    • Переводная литература.

    По целевому назначению:

    • Каноническая литература (религиозные первоисточники) (Священные Книги, Библия, Коран и др.);

    • Литургическая (богослужебная) литература (Псалтырь, Требник, Слово и др.);

    • Теологическая (богословская) литература (теологические трактаты, трактовки канонических текстов);

    • Учебная религиозная литература (учебники для семинарии);

    • Справочная религиозная литература;

    • Молитвенная литература (православный толковый молитвослов);

    • Религиозно-публицистическая (агиографическая) (проповеди святых отцов, поучения старцев, жития святых и т. п.);

    • Религиозно-популярная (художественная) литература (рассказы, повести и даже сказки с поучительным смыслом).

    По содержанию всю духовную литературу можно разделить на 2 части:

    • Духовно-нравственная литература,

    • Духовно-художественная литература.

    • Духовно-нравственная литература – это ортодоксальные религиозные духовные книги. Духовно-нравственная литература, как правило, предстает больше в эпическом жанре, но есть и лирика (катрены, молитвы, заговоры), а драма как жанр практически отсутствует.

    В эпический жанр входят:

    • религиозные трактаты,

    • притчи,

    • различные исторические хроники, воспоминания,

    • описания жизни святых пророков (житие),

    • проповеди,

    • челенги, в том числе труды, посвященные устройству загробного мира и о том, какая судьба ждет каждого человека после смерти.

    Иерархия системы жанров духовной-нравственной литературы в средние века:

    агнографические памятники, в которых представлен сословный идеал (святой),

    – хроники, фиксировавшие движение мирового времени к его последним срокам;

    – визионы (видения, челенги), посвященные устройству загробного мира и судьбе индивидуальной души после смерти,

    – притчи,

    – проповеди,

    – примеры, предназначенные к непосредственному воздействию на сознание паствы.

    Лирика представлена духовными гимнами и покаянными стихами, а драматические жанры – литургической драмой. Литургическая драма – это духовная драма, которая приобрела популярность в эпоху средневековья в IX-XIII вв. Литургическая драма использовала латинский текст Библии, ее исполняли духовные лица у алтаря согласия ом латинский текст заменили национальным. В IX в легенды о смерти и воскресении Христа читали в диалогах, из этих диалогов сформировалась литургическая драма.

    Особенности базовых жанров духовной литературы.

    Жития святых. Делятся на три типа, соответствующих путям обретения святости: жития аскетов, миссионеров и человеколюбцев. Эволюция жанра связана с изменением представления о святости в средневековой культуре. В ранних житиях святой – ϶ᴛᴏ живое воплощение нравственных норм христианства. В житиях более поздних – чудотворец.

    Хроника. Ее отличие от внешне близких ей исторических сочинений: история исследует причины уже состоявшихся событий, пытаясь понять степень их закономерности. Хронист записывает внешне не связанные друг с другом факты, пытаясь угадать в них посылаемые Богом знаки грядущих событий – либо приближающих мир к концу, либо отдаляющих от него.

    Визион – имеет ряд устойчивых признаков:

    1) визионер – почти всегда мирянин и грешник, которому опыт путешествия в потусторонний мир посылается как предупреждение;

    2) путешествию души по загробному миру предшествует ее отделение от тела;

    3) проводник души в потустороннем мире – ее ангел-хранитель;

    4) в своем путешествии душа видит места казни грешников и блаженства праведников, расположенные в общем пространстве и не разделённые границами;

    5) потусторонний мир ориентирован по горизонтали, а не по вертикали.

    Проповедь. Особенности католической проповеди по сравнению с православной. Православная проповедь рассчитана на единомыслие слушателей и призвана возвысить их до торжественно-праздничного состояния. Католический проповедник, напротив знает, что его аудитория состоит из разных людей, в т.ч. – несогласных с ним. По этой причине его задача – овладеть вниманием аудитории, чтобы убедить ее в важности излагаемых истин.

    Притча – иллюстративная часть проповеди, конкретизирующая либо чересчур трудные, либо чересчур абстрактные для слушателей идеи проповедника в виде увлекательного иносказания.

    Пример – тоже иллюстративная часть проповеди, но не иносказание, а якобы взятый из жизни случай, призванный убедить слушателей в действенности тех нравственных законов, о которых говорит проповедник.

    Духовные гимны. Представляют характерный для средневекового христианина эмоциональный комплекс, сочетающий в себе страх перед гневом Бога, сознание неискупимости собственной вины, позднее раскаяние, ужас одиночества и беспомощности. Самые известные – ʼʼDe profundisʼʼ и ʼʼDies ikaeʼʼ.

    • Духовно-художественная литература – художественные произведения с духовным (теистическим) смыслом. Духовно-художественная литература – именно так можно определить те произведения великих русских писателей, в которых через главных героев и их жизненный путь автор передает незыблемые христианские ценности. Существует ряд произведений русской и зарубежной классики, которые должен прочитать каждый человек, независимо от своих религиозных убеждений.

    – Основные виды (жанры) эпической духовно-художественной литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ (рождественский рассказ, святочный рассказ), новелла, художественный очерк.

    – Лирический жанр представлен духовными стихами и песнями, гимнами.

    – Драматические произведения как жанр духовно-художественной литературы представлены трагедией, драмой.

    ДУХОВНЫЕ СТИХИ

    Духовные стихи – поэзия на религиозные темы. Исторически такой жанр искусства появился еще в Древней Греции.

    На Руси кроме этого – это жанр изустной народной поэзии (фольклора) на религиозные темы о благочестии, добре, грехе, раскаянии, Высшем Суде, о святых и Ангелах и т.д. Духовные стихи носят эпический характер, они близки былинам, нередко исполнялись под аккомпанемент гуслей. Складывались они людьми, знающими православие и стихосложение, выступающими посредниками между церковью и народом. Исполнялись эти стихи, можно сказать, профессиональными певцами – каликами перехожими, бродячими сказителями в дни праздников и особо важных событий – на ярмарках, базарных площадях, у храмов.

    Духовные стихи – это переложение церковного вдохновения на язык масс. Они выражали глубинные процессы русского самосознания как самосознания глубоко христианского. Специалисты отмечают в них ясность понимания и глубину постижения религиозного вопроса, остроту религиозного чувства, обширность познания. Стихи целомудренны, благоговейны, вселенского масштаба. Особенно популярны они были в XV – XVI вв. в территориях Центральной России.

    К духовным стихам можно отнести и балладу «Светлана» Василия Андреевича Жуковского (1783-1852). Баллада «Светлана» написана Жуковским в начале 19-го века. В основе её лежит христианская тематика. То есть понять, в чем истинное чудо души главной героини может только теист, который знаком с традициями православия.

    По сюжету баллады, с точки зрения обычного атеиста происходит страшная вещь: девушке снится мертвый жених. Более того, мертвец срывает с себя покрывало и пытается встать из гроба. Ну чем скажете не «страшилка» по типу гоголевского «Вия»? Какая тут может быть романтика? С чего это автор баллады так мило улыбается в конце и желает своей героини всех благ?

    А дело все в том, что смерти души на самом деле не происходит. Умирает только тело, когда приходит для этого срок. Правда, не многие люди могут представить себе, что могут существовать и вне своего физического тела. Тело рождается и умирает, а душа продолжает жить.

    Как человек сбрасывает с себя старую одежду и надевает новую, так душа надевает новое тело, сбросив старое и бесполезное. Люди, верящие в переселение душ, смерти и ада не боятся.

    Душам же Светланы и её суженого смерть не страшна! Они спасены от мук ада, они попадут только в рай. В этом и есть чудо души героини с точки зрения замысла автора Баллады. Он говорит нам: светлые (праведные) души после смерти тела попадут только в рай. Смерти бояться не надо! Это все просто кажется, что дурной сон, а на самом деле все во благо!

    Но главное чудо души Светланы – это чистая невинная Любовь. По народным приметам у того, кто будет засватан на Крещение, будет счастливая семейная жизнь. Это именно по-христиански знать, что Бог – есть Любовь! Бог создал этот мир для Любви. И что это и есть наивысшее Счастье в жизни, дарованное нам Богом. Только праведные души могут обрести такое счастье. Брак – это Любовь. Настоящий брак по любви – это обретение рая на земле, еще при жизни. Вот в этом суть счастливого конца якобы страшного сна.

    ДУХОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны), группа музыкальных инструментов, источник звука которых – колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).

    Ж

    ЖАНР

    Жанр (фр. genre – род) – совокупность таких особенностей произведения, которые определяются эмоциональным отношением художника к объекту изображения. Способ отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе. Род произведения, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками. Определяемая разновидность художественного произведения. Жанры имеют следующие разновидности:

    1. Трагедия

    2. Комедия

    3. Драма

    4. Трагикомедия

    5. Мелодрама

    6. Фарс

    7. Сатира и т. д.

    Понятие жанра этим не ограничивается. Жанр драмы и комедии также могут иметь многочисленные разновидности: детектив, фантазия, сон, трагифарс, трагикомедия, версия, роман, психологическая драма, и т.д.

    ЖЕСТ

    Жест (лат. – движение тела) – телодвижения, особенно движения руками, сопровождающие речь для усиления ее выразительности или заменяющие ее. Жест — выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации. Жесты подразделяются на

    указательные (индикативные),

    иллюстративные, поясняющие и выделяющие к.-л. высказываемую мысль, и

    выразительные, выявляющие эмоционально-волевое состояние человека.

    Некоторые виды жестов приобрели в процессе общественно-исторической практики определенное символическое обобщенное значение. Жесты специально отрабатывают ораторы, актеры, танцовщики. См Экспрессия.

    Язык жеста раскрывает для зрителя характер, душевное состояние, социальное происхождение, образование персонажа.

    “Театр должен пользоваться только тем движением, которое мгновенно расшифровывается, все остальное излишне.” В. Мейерхольд.

    О психологических жестах писал М. А. Чехов (1891-1955) – русский и американский драматический актёр, театральный педагог, режиссёр, в своей книге “Об искусстве актера”.

    З
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   66


    написать администратору сайта