Главная страница
Навигация по странице:

  • Интеракиионные чувства личности Сближающие чувства Удаляющие чувства

  • аацшщаоцущшацущацй. никифоров психология здоровья (7). Ббк я


    Скачать 3.65 Mb.
    НазваниеБбк я
    Анкораацшщаоцущшацущацй
    Дата22.10.2022
    Размер3.65 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файланикифоров психология здоровья (7).pdf
    ТипПрограмма
    #748965
    страница13 из 84
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   84
    Гармония личности проявляется в усилении стремления к самоизменению и самосовершенствованию, в повышенном внимании к своему внутреннему миру. Происходящие в нем события приобретают большее значение. В этой сфере личность автономна от окружающей социальной среды и поэтому потенциально имеет широкие возможности для проявления активности. Закономерности телесной и психической жизни индивида, связи между ними часто выступали и выступают предметом исследований. Этого нес кажешь оду ховной жизни как предмете психологического исследования. Разумеется, духовное бытие, духовность человека — предмет междисциплинарного исследования, а не одного лишь психологического. Однако усвоенная личностью духовная культура, принятые ею гуманистические ценности, каноны духовной жизни, способность переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством — все это факторы, обусловливающие жизненно важные выборы личности. В связи с этим рассмотрение основ личности будет явно неполным, если не коснуться вопросов ее духовного бытия. Пространство духовного бытия особое. Если можно определить хотя бы некоторые параметры внешнего пространства и отношений личности (социальных, экономических, правовых и т. д, которые его составляют, в координатах физического или географического пространства, то пространство духовного бытия таких координат не имеет. Найти сколько-нибудь отчетливые пространственные границы гуманистических ценностей или духовных традиций невозможно. И смысл бытия человечества, и смысл жизни каждого отдельного человека не имеет эквивалентов в физических пространственных измерениях. Это явления, одновременно принадлежащие и внутреннему пространству личности, и ее внешнему пространству и пространству социума. Духовность как явление общечеловеческого масштаба не могла бы существовать, если бы у отдельной личности не было ее внутреннего мира и ее собственного смысла жизни или желания обрести таковой. Гармония личности как гуманитарная проблема Актуальность тезиса Человек есть мера всей вещей достаточно хорошо осознана во многих цивилизованных странах. Но реализация этого принципа явно идет с трудом. Рассмотрим подробнее конфликт между тремя мирами природным, предметным (рукотворным, техногенными социальным. Гармонию личности невозможно обсуждать, обращаясь клич нос т и как к чему- то, что может существовать вне среды, вне связей с миром. Стремясь определить суть происходящего в современном мире, следует выбрать в качестве исходной точки анализа основные составляющие, основные измерения человеческого мира. Таковыми, на наш взгляд, являются мир природный (и неживая и живая природа, мир социальный мир людей, наций, этносов, обществ, групп разного масштаба) ими р предметный (рукотворный, инструментальный, техногенный. Заметим, что все они составляют как бытие отдельного конкретного человека, таки человечества в целом. Существенно важно то, что настоящий период развития человечества характеризуется конфликтом между тремя названными мирами. Под конфликтом здесь

    94 Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье понимается выраженная рассогласованность этих трех миров, трех сторон человеческого бытия, человеческой деятельности — рассогласованность, наносящая вполне ощутимый ущерб каждому из трех миров. Становление предметного мира шло параллельно развитию социального мира. Не касаясь всех аспектов взаимосвязей между этими мирами, отметим, что предметный мир недостаточно управляем, в нем нет необходимой подчиненности миру социальному. Например, современные СМИ, прежде всего электронные, превратились в монстра, практически неконтролируемого социумом. Немногие, обладающие властью над СМИ, к сожалению, не отражают и не представляют всех потребностей общества в этой сфере. С особенной силой это проявляется в России, свободной не только от многих необходимых контролирующих механизмов, но и регулирующих. В шквал плохо структурированной или вовсе неструктурированной информации, обрушивающейся на человека и явно превышающей возможности его отражающей системы, вклинивается огромный поток рекламной информации. В России не учитывается характер воздействия СМИ на настроения, эмоциональные состояния зрителей и слушателей. Для поддержания гармоничного настроения имеет значение общий тони н формации о разных сторонах жизни в той стране, в которой человек проживает, важно соотношение позитивной и негативной информации, а также оценка социально-экономической ситуации, интерпретация действий центральных и местных властей, сообщения об успехах или неус­
    пехах враз личных сферах жизни страны. В настоящее время в нашей стране многие политики и политологи, каналы СМИ состязаются в том, чтобы нарисовать самую мрачную картину завтрашнего дня, победить конкурентов в этом дурном соревновании по запугиванию населения. Результат этого — разнообразные негативные последствия, в том числе ив аспекте душевного здоровья. Человеку нужны не только верные представления о жизни, но еще и вера в то, что жизнь может быть иной. Вера в будущее, гордость за свою страну, чувство единства — это тот настрой, без которого невозможно наладить эффективное производство, строить ровные дороги, теплые и красивые дома й т. д. Именно эти черты общественного сознания помогли в свое время преодолеть США Великую депрессию, ФРГ восстановить после войны экономику и жилищную сферу. Еще один момент контроля за СМИ демонстрация сцен насилия, фильмов ужаса (монстров, чудовищ) и подобных сюжетов без предварительной информации о характере фильма или телепередачи. Негативно воздействует наличность и реклама. Дело нет о ль ко в том, что усиленная громкость рекламных роликов нате лев и де ни и и радио просто мешает смотреть передачу или фильма также заставляет часто регулировать громкость. Более значимо разрушительное воздействие рекламы на сознание. Рекламные клипы делают красочными, броскими, динамичными. Независимо от характера рекламируемого товара или услуги они в большинстве случаев вызывают эротические ассоциации, тем самым глубже уходят в эмоциональную память. Отдельные клипы по вполне понятным причинам никак логически нес вяза н ы друг с
    Глава 4. Гармония личности другом. Их появление в фильме или других программах, имеющих собственную сюжетную логику и продуманную создателем временную композицию, нарушает гештальт-переживания у зрителя, снижает его включенность и эмпатию. По этими некоторым другим причинам произведение искусства не вызывает эффекта катарсиса ( очищения. Затруднена и когнитивная переработка воспринятого, трудно удерживать целостный образ просмотренного фильма, спектакля или спортивного поединка. Перечисленные характеристики рекламных интервенций приводят к диссоциации сознания (разъединению, разделению. Яркость рекламных клипов не позволяет образной и эмоциональной памяти легко освободиться от них. Поскольку они содержательно не связаны с текущей жизненной ситуацией субъекта, тоне поддаются связыванию, структурированию или какой-либо другой форме переработки. Частое цитирование текстов рекламных роликов в речи людей (нередко в слабой связи с основным контекстом разговора) представляет собой попытку ассимилировать эти чужеродные для сознания включения. Навязанные множественными повторами фразы не могут выполнять тех функций, которые выполняют поговорки в языковой ткани сознания. Ситуация неблагоприятна еще и тем, что в личности отсутствуют необходимые защитные механизмы, ограждающие от этого явления. Мы не утверждаем изначальной, корневой враждебности предметного мира. Разумеется, этого нет. Предметный, инструментальный мир помогал человеку не только пользоваться богатствами природного мира, но и противостоять ему в тех случаях, когда это было необходимо (природа и наст их и й н ы е бедствия богата. Именно благодаря возможности использовать инструменты, благодаря оснащенности из а щи щ е н нос т и предметами человеческий вид достиг столь большой численности. С другой стороны, с помощью инструментального мира человек покоряла часто просто уничтожал) природу. С этим связан еще один конфликт. Природа человека двойственна: биологическая и социальная. Число человеческих особей стало настолько огромным, что специалисты разных наук все чаще говорят о перегруженности планеты биомассой, о неизбежном сокращении ресурсов, которые дают пищу, позволяют удовлетворять витальные потребности. Может ли инструментальный мир ликвидировать этот конфликт вопрос открытый. Другой аспект хорошо известен, но и его надо упомянуть вредоносное воздействие промышленности, транспорта и многих других областей практической деятельности человека на природу (загрязнение, техногенные катастрофы, парниковый эффект и т. п. К настоящему времени предметный мир достиг значительного развития и достаточно сложен. Он все больше вторгается и перестраивает не только образ жизни, но и многие душевные и телесные процессы. К последствиям такой перестройки мы относим
    • ускорение ритма жизни гигантское увеличение производства и потребления псих о активных лекарств (снотворных, седативных, тонизирующих, стимулирующих и т. п
    • увеличение производства и потребления психоактивных наркотизирующих веществ (алкоголя, наркотиков, токсикантов).

    96 Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье Ускорение ритма жизни привело к существенному повышению стрессовой нагрузки. Наиболее печальные последствия этого значительное увеличение психических расстройств, суицидов, психогенных заболеваний. Увеличение продолжительности жизни в ряде развитых стран достигнуто, скорее всего, не за счету крепления психического здоровья и переживания благополучия ( измерения социального мира, аза счет новых лекарств, медицинских приборов ( измерения инструментального мира. Порой инструментальный мир начинает дублировать, замещать или заслонять мир природный. Кроме того, инструментальный мир чрезвычайно богат возможностями построения иллюзий. Так, возникла виртуальная компьютерная реальность и новые виды психологической зависимости (поглощенность компьютерными играми, Интернет-зависимость). Таким образом, все противоречия разных миров человеческого бытия таки ли иначе негативно отражаются на психическом здоровье, на благополучии человека. Добавим к этим проблемам невротическое стремление человека все переделать в природном мире, причем как можно скорее. Что позволяет человеку сохранять душевное равновесие, обретать душевный покой, усмирять страсти или вдохновляться будущими подвигами Это дает психологическая устойчивость личности [2], В число основных опор устойчивости входят доминанты активности доминанта познания и самопознания, доминанта деятельности, доминанта интеракции. Итак, психическое здоровье, внутренняя гармония и гармония сокр ужа ю щи м миром редко даны человеку от природы сполна, чаще для этого требуются старания и соответствующая работа. К этому невозможно прийти без активного творческого отношения к собственной жизни. Отсутствие мотивации к самопознанию, саморегулированию и саморазвитию создает основу для ослабления психологической устойчивости, а затем и к болезням как следствию образа жизни, как расплате за свое невежество. Отсутствие соответствующей психологической компетентности может быть причиной того, что человек не осознает связи между эмоциональным дискомфортом, углубляющейся дисгармонией личности и соматическим расстройством. Люди западной культуры сильнее, чем восточной, склонны драматизировать свои личные и семейные проблемы, что в некоторой степени создает более благоприятную почву для психосоматических расстройств. Высокий уровень социальной напряженности, характерный для нашей страны, может быть снижен на основе комплексного подхода. Это требует использования разнообразных средств и методов. Большую роль должно сыграть развитие и распространение психологической культуры и психогигиены среди всех слоев населения. Гармония личности не может быть типовой, но только — уникальной. Социализация, считает А. А. Реан, протекает в единстве с другим процессом — индивидуализацией [3]. Он подчеркивает, что социализация не есть антипод индивидуализации, якобы ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложными противоречивым образом Распространенная в психологии личности (ив науках о личности в целом)
    Глава. Гармония личности
    97 парадигма от социального к индивидуальному, несомненно, имеет серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее прямолинейное понимание и соответствующее развитие лишают человека субъектного начала или же рассматривают его как незначимое. Гармония отношений личности Личность феномен одновременно и индивидного, и социального бытия. Внутренняя гармония невозможна без гармоничных связей с социальным окружением, без удовлетворяющего личность социального бытия. В свою очередь, гармония межличностных отношений предполагает согласие индивида с самим собой, настроенность (а не расстроенность) внутреннего мира личности. В перечне чувств мы выделяем такой их вид, как интеракционные (диспозиционные) чувства, регулирующие межличностное взаимодействие субъекта, и два их подвида — сближающие и удаляющие. Самые важные в этом перечне — девять пар противоположных друг другу чувств, выделенных на основе принятия другого человека и стремления сблизиться (уменьшить межличностную дистанцию) либо, наоборот, непринятия и стремления удалиться от него (табл. 4.1).
    Таблииа 4.1
    Интеракиионные чувства личности Сближающие чувства Удаляющие чувства
    1 Единство (общность) с человеком (людьми) Одиночество
    2 Дружелюбие Отвращение (или неприязнь)
    3 Добросердечие Злоба, злость
    4 Уверенность в собственной правоте Вина (или раскаяние)
    5 Собственная достаточная значимость Зависть
    6 Гордость (за себя) Стыдили смущение)
    7 Признательность (какому-либо человеку Обида или людям)
    8 Уважение (по отношению какому-либо Презрение (по отношению человеку или людям) к какому-либо человеку или людям)
    9 Любовь Ненависть (по отношению к этому человеку) Гармония возможна при достаточно выраженных сближающих чувствах, превышающих по силе удаляющие чувства. Вероятно, чем больше сближающих чувств, тем полнее, совершеннее гармония личности. Но даже односильное удаляющее чувство может разрушить гармонию при выраженных сближающих чувствах. Сила сближающих чувств должна быть соразмерной, а не чрезмерной. Безмерное заострение отдельных сближающих чувств может нарушать гармонию. Единство приводит к потере собственной индивидуальности, дружелюбие — к неразборчивости в межличностных отношениях ив оценках людей, добросердечие —

    98 Раздел И. Физическое, психическое и социальное здоровье ко всепрощенчеству (беспринципности, уверенность — к неадекватной самоуверенности или уверенности в собственной непогрешимости, собственная значимость — к собственной сверхценности; гордость переходит в гордыню, признательность — в утрированную благодарность и неадекватное восхваление, уважение — в культовое преклонение и идолопоклонство, любовь — в любовную слепоту (неспособность видеть и воспринимать что-либо иное, кроме объекта любви, фикс и - рованность с обеднением всей гаммы чувств. Уважение, перешедшее в культовое преклонение, порождает сильные удаляющие чувства по отношению ко многим окружающим, инициирует ряд удаляющих чувств презрение, отвращение, ненависть. Преклонение при фиксированное на одном объекте может перейти в фанатизм. Он особенно опасен, поскольку лишает личность способности к эмпатии, сопереживанию из-за предельной центри­
    рованности на чем-то, из-за иррационального принятия кого-либо, преданности чему-то (делу, идее. В последнем случае он позволяет обрести в кругу подобных чувство принадлежности. Если снизить значимость остальной части социума родителей, учителей, правительства, то для полного принятия себя и самоуважения может хватить включенности в группу фанов того или иного эстрадного певца, футбольной команды, толкиенистов и т. д. Остальные, не входящие вкруг своих, при этом начинают восприниматься и оцениваться как недалекие (ограниченные, неспособные проникнуться) В любой страсти есть свое очарование, притягивающие людей. Истовость, ревностность, рьяность имеет красоту силы. Это то природное явление, на которое в человеке отзываются глубинные струны. Вероятно, немалая часть этого объясняется достаточно просто — феноменом индукции (психической заразительности, идущей от человека с повышенной силой внушения. У истероидной личности энергия появляется благодаря обратным токам, идущим от окружающих. Этой энергией лидер с горящими глазами и подпитывается. Гармония развития личности Еще один аспект гармонии личности — согласованность развития и функционирования основных сфер личности. Начиная со средних веков в западной цивилизации (к которой в большей степени принадлежит Россия) доминируют ценности развития когнитивной сферы личности. Однако обилие знаний автоматически не делает человека ни более гармоничным, ни более благополучным, ни более счастливым. Такое одностороннее развитие привело в XX в. к научно-технической революции без адекватных, соразмерных продвижений в гуманитарном развитии. Именно в этом кроется причина разрушения экологии планеты и топтания в духовной сфере. Во многих обществах и у большинства индивидов усилилась тенденция не тратить время на чувства, эмоции, должное внимание к витальным потребностям. Это не способствует духовному и физическому здоровью человека накопившиеся чувства и желания, вырываясь на волю, вносят разрушительный элемент в устоявшуюся жизнь, приводят к дефицитарному развитию эмоциональ­
    но-чувственной сферы, к невротизации общества и снижению жизненного тону
    Глава 4. Гармония личности
    са людей во многих, в том числе ивы сок о развитых технологически, странах. На контроль и сдерживание эмоций тратится много энергии. Будучи живым существом, человек теряет в себе живое. О какой гармонии отношений может идти речь, если ценности конкуренции доминируют и во многих обществах, ив человеческом сообществе в целом Открытость миру, сближающие чувства прорываются часто лишь в моменты трагедий. Сейчас нередко обсуждается доминирование в российских этносах ценностей индивидуализма — коллективизма, рассматриваемых в качестве полюсов одной шкалы. Две эти ценности, скорее всего, можно рассматривать как противоположные. В российских этносах заметно определенное продвижение в сторону инди- видуалистичности. Учитывая опасность и повышенную неустойчивость крайностей, можно относиться к перемещению от полюса коллективизма как к положительному явлению. Однако здесь надо выделить два существенных момента.
    Во-первых, нежелательна другая крайность. Во-вторых, более конструктивными в личностном ив социальном масштабе было бы продвижение не к индивидуали- стичности, а к полноценной индивидуальности каждого члена социума. К этому может вести прежде всего ориентация на ценности самопринятия, более полного принятия своей индивидуальности и принятие индивидуальности других. В личностном плане это связано с усилением ощущения самодостаточности, а в социальном — продолжении личностного — это проявится в таких остро необходимых аспектах отношения к другому человеку, другому этносу, другому обществу, другой религии, как терпимость, толерантность. Индивидуализм без индивидуальности — вариант дисгармонии и на уровне личности, и на уровне межличностных отношений. Можно полагать, что отход от коллективистских ценностей способствовал бы сокращению базы для возникновения чувства ненависти между отдельными социальными группами, в частности привел бык уменьшению числа сектантских общий. К сожалению, действительность не вселяет пока большого оптимизма относительно продвижения человечества поэтому пути. Вместо продвижения к индивидуальности, не отрицающей многие ценности коллективизма (участие в жизни других, готовность прийти на помощь и надежда на помощь, ощущение общей судьбы, чувство общности в адлеровском смысле, мы наблюдаем скорее обратное — стандартизацию. Возьмем, к примеру, пандемию похудания, поразившую огромное количество девушек и молодых женщин от 13 до 30 лет на Западе (заметим, что она обошла стороной женскую часть государств третьего мира. Этана вяз ч ива я идея все чаще принимает форму психического расстройства (искажение образа собственного тела, страх перед лишними килограммами, приводящего к отказу от еды и серьезной — иногда необратимой — потере веса. Среди причин этого недуга называют погоню за идеалом ( стандартным, которым в современной западной культуре является стройная и даже худая фотомодель, а также моду на мальчиковую одежду, обувь и оформление внешности. Того же плана и новые веяния у представительниц юго-восточных этносов, например, японок менять посредством косметических операций разрез глаз с восточного наев ро пейс кий Раздел II.
    Физическое, психическое и социальное здоровье Духовное бытие и смысл жизни личности Выше мы уже говорили, что бытие личности многопланово, три его стороны выделяют как основные физическое (телесное, психическое (душевное) и духовное бытие. Потребность находить, понимать или переживать смысл своего бытия занимает, возможно, центральное место в духовном пространстве личности. Отечественный психологи философ С. Л. Франк утверждал, что вопрос о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого человека Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах или в какие-либо сверх- личные страсти и дела — в политику, борьбу партий и т. п, — но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предвестников — старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей пашей жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов — этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни (Смысл жизни // Вопросы философии. — 1990. — № б. Вопросы духовности длительные годы не считались проблемами научной психологии. Основная причина этого заключается в том идеологическом контроле, которому была подчинена отечественная психологическая наука в советское время. Для официальной пропаганды смысл жизни для всех граждан страны был определен в Моральном кодексе строителя коммунизма. Все другие толкования данной темы любителей пофилософствовать, гурманов гуманитарной мысли вытеснялись из общественного сознания. Слабая разработанность этих вопросов в гуманитарных науках имеет свои негативные последствия до сих пор. В настоящее время в понятии духовности не усматривают какого-либо мистического контекста, оно не воспринимается как образное выражение. К нему относят освоенные личностью богатства духовной культуры человечества, основные ценности общества, нравственные принципы и правила, понимание и переживание смысла жизни. Смысл жизни и духовность личности многие века были предметом размышлений отечественных ученых, писателей, религиозных деятелей. Ученые прошлого и современности находили и находят решение узловых проблем духовности в христианском учении. Многие века нравственные принципы людей самых разных слоев населения опирались именно на религиозные нормы. Лучшие умы России принимали это не только умом, но и сердцем. Вспомним Ф. Тютчева:
    Растленье души пустота, Что гложет ум ив сердце пост, — Кто их излечит, кто прикроет Ты, риза чистая Христа. Духовное бытие можно рассматривать не только как одну из сторон бытия, но и как высшую форму личного существования, характеризующуюся освобождением
    Глава 4. Гармония личности от давления обыденной жизни, от соблазна влечений и пристрастий собственной самости, а также признанием приоритета духовных ценностей над остальными. Духовное бытие — это процесс постоянного духовного развития, процесс формирования духовных потребностей и процесс их удовлетворения, ненасыщаемо- го удовлетворения. Входе этого развития человек обнаруживает наиболее близкие ему ценности общества (добро, красота, истина) и приобретает представления о нравственных принципах и правилах. Духовные потребности присущи каждому человеку нет о ль ко тому, кого принято называть духовной личностью. Любой человек имеет собственные представления о добре и зле, нравственном и безнравственном, красоте и уродстве, истине и заблуждении, любви и ненависти, о главных ценностях события — совместного бытия в обществе. Разумеется, острота этих потребностей весьма различна, человеческая индивидуальность проявляется ив этой сфере. У большинства людей сильна потребность в самореализации (самоактуализа­
    ции, самоутверждении) — освоении социального пространства. В этом освоении человек непременно опирается нате или иные духовные ценности, учитывает эту важную сторону общественной жизни. И духовное развитие, и личностное развитие в целом, и формирование индивидуальности возможны в спонтанном, свободном поведении, в деятельности, позволяющей проявлять творческие наклонности. Свобода безответственности за себя, за свои решения и поступки превращается вилл юз и ю свободы. Ответственность без свободы выбора превращается в рабство. Положение раба исключает возможность самореализации личности, саморазвития, духовного и социального роста. Людей, имеющих скромные духовные потребности, — меньшинство. Большинство же ощущает их достаточно сильно и ищет способы их удовлетворения. Человеческая индивидуальность в этом аспекте проявляется в том, что далеко не все ищущие имеют достаточный ресурс терпения и выносливости на этом нелегком пути. Не все ищущие понимают, что вопрос о смысле жизни не имеет простых, общих или универсальных решений. Смысл жизни, конечно, в той или иной мере может быть сходным у разных людей. Нов любом случае путь обретения смысла человек должен пройти самостоятельно. Возвращаясь к значению индивидуальности, необходимо подчеркнуть, что и по этой характеристике — ощущению духовного голода — люди весьма различаются. Одни понимают или, точнее, чувствуют, что некоторая неудовлетворенность решением будет сопровождать всю жизнь, что известная неопределенность нормальна и неизбежна. Ведь иначе трудно представить себе источник энергии для саморазвития. Другие же ждут простых, однозначных, быстрых решений. И находятся люди, предлагающие эти быстрые решения, которые нередко преподносят деструктивные культы. Последние наносят огромный вред духовному и душевному здоровью. В культовых сетях часто оказываются молодые люди. Для молодых людей с обостренной потребностью в самореализации деструктивные культы имеют дополнительные привлекательные стороны, поскольку в них взращивается идея избранности, высокого предназначения каждого последо-

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   84


    написать администратору сайта