Главная страница

аацшщаоцущшацущацй. никифоров психология здоровья (7). Ббк я


Скачать 3.65 Mb.
НазваниеБбк я
Анкораацшщаоцущшацущацй
Дата22.10.2022
Размер3.65 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файланикифоров психология здоровья (7).pdf
ТипПрограмма
#748965
страница15 из 84
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   84
110 Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье происходящих в духовной, социальной и физической жизни личности, психическими физическим тонусом индивида) [9]. Выше были перечислены основные составляющие психологической устойчивости личности. Однако они не охватывают весь базис психологической устойчивости. В ее поддержании так или иначе участвуют все сферы личности. На уровне темперамента особенностью, предрасполагающей к возникновению неустойчивости, является повышенная эмоциональность. В эмоциональной сфере важны, кроме перечисленных, тревожность, склонность к агрессии, гневливость, гииотим- ность. Существенное влияние оказывает выраженность волевых качеств настойчивости, энергичности, умения управлять собой. Важная составляющая психологической устойчивости — позитивный образ Я, в котором, в свою очередь, существенную роль играет позитивная групповая идентичность личности. Значение этого фактора нетрудно увидеть, если обратить внимание на стремительный рост числа разных групп и общин в период исчезновения жесткого идеологического контроля со стороны государства в СССР, а затем в России (кришнаиты и хиппи, Белое братство и рокеры, группы духовной практики и восточных оздоровительных систем и т. п. Предпринимаются попытки возродить уничтоженные за годы советской власти общности действуют общества потомков дворян и купцов, казачество. Партии исчисляются сотнями. Эти группы с разной степенью успешности выполняют цени ости о - ори е н та ц и о иную из а щит ну ю функции для большинства граждан России. Часто эти объединения оказываются лишь -инсценировками групп, как называет их социолог ЛГИ они н [1]. Он отмечает, что в подобных группах превалируют внешние знаки идентификации их члены осваивают символику одежды (сари, кожаные куртки, казачью форму, специфический жаргон, стиль движений и приветствий. Для многих объединений такого рода характерна своя субкультура. В период резких социально-экономических изменений значимость опор психологической устойчивости возрастает, в частности, это проявляется в том, что обостряется потребность в групповой принадлежности. Как ив других странах, переживающих
( или переживавших) эпоху выраженной социальной нестабильности, в России удовлетворить эту потребность в наибольшей степени способны межпоколениые общности — семья и этнос. Семья играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание в значительной степени определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные, благоприятные межличностные отношения. Семья может оказывать целительное воздействие на каждого своего члена, давать эмоциональную поддержку, незаменимую ничем. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутри личностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.
Глава 5. Психологическая устойчивость личности Можно выделить индивидуальные особенности предрасполагающие к снижению устойчивости
• повышенная тревожность
• гневливость, враждебность (особенно подавляемые, агрессия, направленная на себя
• эмоциональная возбудимость, нестабильность
• пессимистическое отношение к жизненной ситуации
• замкнутость, закрытость. Психологическую устойчивость снижают также затруднения самореализации, восприятие себя неудачником внутриличностные конфликты телесные расстройства. Существенным фактором в снижении устойчивости является тип поведения Л.

Врачи-исследователи Р ГР о з е нм ан и Г. Фри дм ан и их последователи описали два типа поведения, различающиеся степенью риска возникновения сердечно­
сосудистых расстройств. Личностные особенности и стиль поведения, повышающие риск, былина званы типом Лили коронарным типом снижающие типом Б по 20]. Коронарному типу свойственны
• честолюбие потребность в одобрении
• импульсивность
• нетерпеливость
• неспособность понизить активность стремление все успеть
• эмоциональность раздражительность враждебность
• гневливость. К числу их личностных особенностей относятся высокая мотивация достижения, стремление соревноваться, дух борьбы, высокая активность даже в ситуациях с низкими требованиями. Люди такого типа не всегда способны принять игровой аспект в подвижных играх и занятиях. Они легко находят в них новый источник стресса. Мотив соревнования позволяет им найти оценку достижений в двигательных упражнениях и устремиться к повышению показателей. Р. ГР о з е нм ан и Г. Фри дм ан, помимо личностных особенностей, отметили улиц, склонных к ишемической болезни сердца, быстрый, усиленный слышный вдох воздуха, эксплозивные интонации голоса, подчеркивание определенных слов в предложениях, напряжение мускулатуры лица и тела, частое сжимание кулаков вовремя обычного разговора, постоянное стремление ускорить ход обычной беседы, обрывая высказывания собеседника или подбадривая его говорить быстрее. Поведение типа Л примерно в два раза увеличивает вероятность развития сер­
дечно-сосудистых расстройств.

112 Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье Поданным американских психологов, этот тип весьма распространен, к нему может быть отнесена половина населения США. Тип Б характеризуют более позитивные представления о себе, спокойствие, удовлетворенность жизнью, неторопливость. Они чередуют работу и отдых, им свойственна меньшая эмоциональная напряженность и другие качества, противоположные тем, который есть у типа Л. Тип поведения не имеет однозначной связи с жизнеспособностью. У людей, принадлежащих к типу Л, больше шансов выжить после второго инфаркта, чему принадлежащих к типу J5. Высказывается предположение, что люди типа Л лучше перестраивают поведение после первого инфаркта. Потребность получения поддержки, прежде всего со стороны близких, вполне естественна для человека. Больные коронарного типа, перенесшие инфаркт миокарда, испытывают чувство отчуждения от социальной среды, не могут наладить контакты с людьми, которые могли бы оказать им помощь. Для людей с типом поведения Б такой контакт обычен и не зависит от состояния их здоровья. Вера как опора психологической устойчивости Вера — предмет изучения не одной лишь психологической науки. Что касается психологии, то необходимо заметить, что в ней феномен веры малоисследован. Одна из главных причин этого в том, что веру часто отождествляют исключительно с религиозной верой. Нельзя не заметить несколько настороженного отношения к вере как к предмету психологического исследования итого, что близкие вере феномены давно и прочно заняли свое место во многих концепциях, разработанных в разных областях психологии. Например, широко используются понятия доверия и недоверия (другому человеку, организации, партии, подходу и т. д) или понятие уверенности в себе (убежденности в своей правоте, уверенности в своей адекватности, точности, силе. Понятие верования обозначает разного рода когнитивные конструкты, необязательно связанные с религиозной верой. Не буде. углубляться в поиск причин такого состояния вопроса, заметим лишь, что все перечисленные однокоренные слова имеют отнюдь не одно лингвистическое родство. Ив уверенности, ив доверии, ив верованиях основой является именно вера. Третьего декабря 2001 г. в новостях радио промелькнуло сообщение об увольнении учительницы одной из австралийских школ. Вряд ли этот факт мог привлечь внимание ряда СМИ мира, если бы не причина увольнения. Учительница сказала детям младших классово том, что Санта-Клаус — выдумка, что на самом деле он не существует. Дети вернулись домой в слезах. Администрация школы на жалобы родителей отреагировала весьма решительно. Вышестоящие инстанции рекомендовали школьным педагогам уклоняться от обсуждения подобных вопросов, пусть дети о Санта-Клаусе и рождественском кролике говорят с родителями. Этот случай говорит о том, что покушение на веру человек готов принять как оскорбление, пегому как в любом возрасте у него есть нечто особо ценное, греющее душу. Реальность того, что свято, не требует доказательств, потому что святое выше реальности и ничем в ней имеющимся не может быть доказано. Более того, нередко и само предложение представить доказательства воспринимается как кощунство.
Глава 5. Психологическая устойчивость личности ГО л л порт писал Нужно осознать еще один важный момент продуктивные рассуждения о проблемах психического здоровья требуют владения двумя языками. Необходима как поэтическая и пророческая метафоричность религии, таки грамматическая точность науки [16, с. 116]. Трудно найти что-либо в природе человека, сопоставимое по своему значению и сложностью с верой. Это короткое слово объединяет широкий круг разнообразных феноменов. Вера может выполнять функции мотива, установки и ориентира в человеческой деятельности. Вера часто сопровождается чувством уверенности и рядом других чувств. В истории философии и психологии различают три подхода к пониманию веры
1. вера преимущественно как эмоциональный, чувственный феномен Ю мДж ем сидр. вера как феномен интеллекта ( Дж. Ст. Милль, Брентано, Гегель и др
3. вера как феномен воли, как атрибут воли (Декарт, Фи х те и др. Вера — необходимый элемент индивидуального и общественного сознания, важный момент деятельности людей. Объекты веры — факты, явления, тенденции развития природной и социальной действительности — нед ан ы субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этом объект веры представляется существующим в действительности, образно, причем представление сопровождается достаточно сильными переживаниями. [21]. Слово вера многозначно. Два значения выступают как основные поклонение

кому-либо, чему-либо и стойкость — спокойная уверенность в своем выборе, не требующая опоры на мнение окружающих, самодостаточная уверенность, независимая от точек зрения других. Если взглянуть на поклонение иначе, то у него причины внутренние, а не внешние. У человека религиозной веры Бог живет прежде всего в сердце, ив этом его сила. У слова стойкость неслучайно один корень со словами стоять, выстоять. Имея опору, больше шансов выстоять при различных испытаниях. Стойкость, устойчивость — это также способность не терять равновесие, поддавшись той или иной страсти, тому или иному увлечению, способность сохранять спокойствие среди искушений мира. Веру и ее производные (уверенность, оптимистический настрой, доверие — чувства, составляющие позитивную установку) мы понимаем как важную часть нерациональной сферы личности. Человек живет в ситуации постоянной неопределенности, осознание которой — сильный стрессор. Давление этого стрессора подкрепляет двойственность личности ее рациональность и нерациональность — внелогическое принятие реальности. Уточним внелогическое не значит противоречащее или противопоставленное логике. Нерациональная часть личности функционирует вне законов логики, но это не означает, что у нее нет своих законов закономерностей. Заметим также, что нерациональная нед о л ж на быть оценена как нецелесообразная. Она действует как защитный механизм личности (не в психоаналитическом, а в широком смысле) и потому выполняет важную роль снижение тревоги, избавление отряда страхов, переключение внимания с оценки значимости ситуации на переработку релевантной информации, обду-

114 Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровьем ы ван и е и принятие решения. То есть прерывает фиксирован нос т ь на возможных неблагоприятных последствиях развития ситуации ив о з вращает внимание и фокус сознания) в рациональную плоскость — мышление по правилам, алгоритмами т. п. ЭФ ром м утверждает, что необходимо разграничивать иррациональную и рациональную веру. Иррациональная вера берет начало не в собственном опыте мышления и чувств человека, она основана на эмоциональном подчинении иррациональному авторитету (Богу, вождю, лидеру секты, авторитету в науке, искусстве, политике. Иррациональна вера в Абсолют. Под верой в Абсолют понимают веру в Бога, мировой разум, в абсолютную нравственность, интуицию и т. д. Абсолют — то, что вечно, бесконечно, безусловно, совершенно, самодостаточно, не зависит ни отчего другого. Абсолют сам по себе содержит все существующее и творит его. Если иррациональная вера признает нечто истинным, потому что так велит авторитет или большинство, то рациональная вера коренится в независимом убеждении, основанном на собственном плодотворном наблюдении и размышлении человека. Рациональная вера вырастает из плодотворной деятельности и опыта, свидетельствующего, что каждый из нас — активный обладатель дара деятельной жизни. К рациональной вере Фр ом м относит веру в себя, в другого человека, в человечество. Фр ом м упоминает, что термин вера, как он употреблен в Ветхом Завете —
«эмуна» — означает устойчивость и, таким образом, в большей степени обозначает определенное качество, черту характера, чем полноту веры во что-то. Фр ом м признает веру главной установкой личности. Первостепенное значение имеет она сама, а не ее предмет. Человек не может жить без веры, В теории психосоциального развития Э. Эриксона позитивное развитие личности на первой психосоциальной стадии формирует у человека способность к надежде. Эри к сон замечал, что религия веками служила возрождению через регулярные интервалы времени чувства доверия в форме веры, в тоже время придавая ощутимую форму чувству зла, которое она обещает предать анафеме. Таким образом, религия и религиозная вера поддерживает развитие эго, свойственное первой стадии психосоциального развития, и укрепляет базальное доверие, позволяя избавляться от базального недоверия. Религию могут заменить другие формы социального и культурного бытия общества, они также могут поддерживать эту силу эго (базальное доверие. К источникам веры некоторых людей Эри к сон причислил товарищество, продуктивную работу, социальные акции, научный поиски художественное творчество [цит. по 2]. Религиозная вера имеет еще один рычаг поддержания душевного равновесия. Вера в Бога и любовь к Богу настраивают на нужную высоту чувство гордости. Для многих нелишним может быть напоминание о том, что сколь ни велика твоя власть и сила, она — ничто в сравнении с могуществом Бога. Для чувства гордости может быть необходим потолок, но может быть необходима и опора. Вспомним замечание Ф. М. Достоевского о том, что человек иногда верит в Бога из гордости. Он не соглашается поклоняться обществу, людям и поклоняется Богу как единственному источнику своей независимости и свободы от власти мира. Гордость проявляется в нежелании поклоняться никому и ничему, кроме Бога.
Глава 5. Психологическая устойчивость личности Поскольку социальная среда (макросреда и микросреда) — основная среда существования личности, то принципиально важной является психологическая устойчивость в межличностном взаимодействии. В плане межличностного взаимодействия на передний план выходит уверенность (ассертивность), способность к уверенному (самоутверждающему) поведению. Уверенность проявляется в умении выражать своим ы с ли и чувства в социально приемлемой форме, те. не унижая при этом достоинства других в готовности принимать на себя ответственность за свои действия в конструктивном подходе к решению проблем в стремлении не ущемлять чужие интересы [3]. Цель уверенного поведения — само актуализация. Уверенный человек может высказывать свои пожелания или просьбы к другому человеку изменить что-либо, он способен говорить об этом прямо и выслушивать несогласие или возражения, не теряясь. Дефицит уверенности проявляется в агрессивности или неуверенном поведении. Для агрессивного поведения характерна тенденция выражать свои мысли, чувства иже лани я в форме требований и приказов, обвинений и оскорблений стремление перекладывать ответственность за свои действия на других, подавлять иные мнения и утверждать свою точку зрения как определяющую при решении проблем, делать выбор за других. Цель агрессивного поведения — принуждение и наказание. Неуверенное поведение чаще всего реализуется в форме пассивно-аг­
рессивного поведения, которому свойственны
• неумение или нежелание прямо выразить свои мысли и чувства
• непризнание ответственности за свои действия путем избегания выбора, предоставления этого права другим
• жертвование своими интересами при решении проблем
• боязнь задеть чужие интересы из-за внутренней, часто неосознаваемой убежденности во враждебности окружающего мира. Кроме того, целью неуверенного поведения во многих случаях становится манипулирование, те. попытки скрыто управлять мыслями и чувствами окружающих и подчинять их своим интересам. Пассивно-агрессивное поведение в межличностных отношениях часто направлено на то, чтобы наказать другого человека косвенным способом, вызывая у него чувство вины. Скажем, человек не говорит прямо о своем желании, но делает это косвенно, намеками, с некоторыми опасениями и тревогой либо вообще не делает попыток добиться желаемого, например молчит. Преобладание такого паттерна поведения обычно приводит человека к неудовлетворенности своими взаимоотношениями с другими людьми, он все больше копит в себе невысказанные обиды. Окружающие, в свою очередь, начинают избегать контактов с ним, устав от чувства вины, — постоянного спутника взаимоотношений с этим человеком. Неуверенность и агрессивность не противоположные качества — это две разные формы проявления дефицита уверенности в себе. Эмпирические исследования показали, что пассивность и неуместная агрессивность связаны с тревогой и враждебной установкой по отношению к окружающим людям. Оба этих поведенческих паттерна негативно сказываются на психическом и физическом здоровье индивида, на благополучии и здоровье его семьи и другого близкого окружения [3].

116 Раздел II. Физическое, психическое и социальное здоровье Уверенный человек в определенной мере независим от окружения. Психологически устойчивый человек способен удерживать баланс между силой собственного влияния и чувствительностью кв ли я ни ю со стороны. Нарушение этого баланса, а тем более крайности снижают эффективность межличностных контактов, устраняют возможность позитивного эмоционального насыщения от общения и тем самым снижают переживания социального благополучия. Под социальным благополучием мы понимаем удовлетворенность своим социальным статусом и состоянием общества, к которому принадлежит индивид, удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении. Социальное благополучие — неотъемлемая составляющая субъективного благополучия, от которого напрямую зависит здоровье индивида. Вера в магические силы магическая направленность сознания) Рациональная вера и вера в Бога, не сопровождающаяся убеждением в собственном бессилии, поддерживают такие ценности, как терпение, упорство, ориентируют на длительные усилия и собственную активность, напр и н яти е всей ответственности за себя или хотя бы ее разделение. Вера в магические силы означает полное непринятие ответственности за себя, ожидание волшебных преображений и помощи магических сил в решении жизненных задач. Маг или мистик принимает иррациональную веру, нов абсолюта в самого себя. Он сам для себя абсолют. Фр ом м замечает, что для иррациональной веры психологически вполне верно высказывание Верую, ибо абсурдно. Если кто-то делает заявление, звучащее разумно, он делает то, что, в принципе, может сделать каждый. Но если он осмеливается сделать заявление, абсурдное с разумной точки зрения, то самим этим фактом он демонстрирует, что вышел за пределы здравого смысла и, значит, обладает магической силой, ставящей его над человеком среднего уровня. Вера в магические силы освобождает от ответственности, устраняет тревогу, вызываемую возможной ошибкой при принятии решений, поскольку решения не принимаются. Жизненно важные решения предопределены судьбой. Через гадалку, ясновидца, астролога слышен голос судьбы, ему необходимо повиноваться. Вера в Бога для многих мало приемлема, поскольку абстрактна, настраивает людей на длительную работу над собой, смирение, на борьбу со страстями, с грехом. Все это возможно, если личность направляема дальними мотивами, если есть способность двигаться к дальним целям, путь к которым долог. Люди ста к ими личностными особенностями составляют меньшинство. Вера в магические силы возникает при малоразвитых, фрагментарных религиозных представлениях, нос выраженной потребностью переживать религиозные чувства. Религиозные чувства, как и любые другие, должны иметь какой-либо энергетический источник. Религиозная практика той или иной традиционной конфессии не дает энергии для этих чувств. В ней мало новизны, щекочущей нервы неопределенности, остроты переживаний. Многое из этого человек находит в секте. Секта изолированна, поэтому более сплочена, в ней интенсивнее общение, выше требовательность к членам. Жизнь секты порождает впечатление большей наполненности особым смыслом, особыми трудностями.
Глава 5. Психологическая устойчивость личности Вера в магию связана и с ожиданием, страстным желанием чуда. Под влиянием самовнушения и внушения магов разного рода человек начинает чаще находить маленькие или большие чудеса. Магическое мышление уходит корнями в язычество. В религиозном чувстве языческой веры доминирует страх перед неизведанным. В ней мало надежды. Вера в Абсолют избавила от этого и поселила в душе человека надежду. Избавила его от принижения и уменьшила страх, но оставила страх перед Богом. Этот страх не принижающий. Он не тоже самое, что совесть, но идет с ней рядом. Выбор ориентира веры обусловлен личностными особенностями, социальным окружением, характером текущей жизненной ситуации и рядом других факторов. Религиозная ориентация ГО л л порт настаивал на необходимости различать две формы религиозной ориентации внешнюю и внутреннюю. При внешней религиозной ориентации религия для многих людей — привычка или же родовое изобретение, используемое для церемоний, для удобства в семье, для личностного комфорта Это нечто, нужное для того, чтобы его использовать а не для того, чтобы ради него жить Оно может быть способом повышения статуса, поддержания уверенности в себе. Оно может быть использовано как защита от реальности, как божественное одобрение образа жизни. Подобное чувство дает мне уверенность в том, что Бог видит вещи такими же, какими их вижу я. Человек с внешней религиозной ориентацией обращен к Богу, ноне отстранен от себя. Этот тип религиозности по сути своей — щит для центриро­
ванности на себе [16, с. 1 0 9 ] . Подобный тип религиозности коррелирует с наличием у человека большого количества предрассудков. Внутренняя религиозная ориентация не является ни способом для борьбы со страхом, ни формой социабельности или конформности, ни средством реализации желаний. Все эти мотивы вторичны. Этнические отношения, частная жизнь, личные проблемы, чувство вины, онтологическая тревога — все это регулируется всеобъемлющим обязательством, до некоторой степени интеллектуальным, но более всего фундаментально мотивационным. Это обязательство целостно, оно покрывает весь опыт личности, как научный, таки эмоциональный. Такая религия существует не для того, чтобы служить человеку удобным инструментом, скорее человек обязан служить ей [ 1 5 , с. 109]. О л л порт был уверен, что сохранению психического здоровья человека способствует внутренняя, а не внешняя религиозная ориентация. Он обращал внимание на то, что в соответствии с этой гипотезой внутренняя религиозная ориентация не может существовать для того, чтобы исполнять терапевтическую или профилактическую роль. Она не предназначена для использования. Страдалец может стремиться только к религии, а не к лечению самому по себе. Если его религиозная ориентация глубоко интериори- зирована, ей будут сопутствовать и нормальная психика, и спокойствие в отношениях с окружающими [16, с. 1 0 9 ] .

1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   84


написать администратору сайта