Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые

  • Сборник статей. белгородский государственный институт искусств и культуры


    Скачать 4.63 Mb.
    Названиебелгородский государственный институт искусств и культуры
    АнкорСборник статей
    Дата12.04.2022
    Размер4.63 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаNKI_2021_3 tom.docx
    ТипДокументы
    #467265
    страница84 из 121
    1   ...   80   81   82   83   84   85   86   87   ...   121

    ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



    О.А. Киреева, П.О. Сайганов

    Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: vicerektor@bgiik.ru

    e-mail: saiganovpavel@yandex.ru
    Аннотация. В статье констатируется наличие проблемы низкой эффективности результатов обучения музыкальному фольклору обучающихся младшего школьного возраста, а также предлагается один из способов еѐ решения основанный на реализации потенциала интеграции музыкальных направлений: поп-музыки и фольклора. Такой подход способствует приобщению молодого поколения к музыкальному творчеству и расширению кругозора в мире музыки.

    Ключевые слова: музыкальный фольклор, поп-музыка, интеграция, обучение, мотивация.

    INTEGRATION OF MUSICAL DIRECTIONS AS A WAY TO MOTIVATE STUDENTS



    O.A. Kireeva, P.O. Saiganov Belgorod State University of Arts and Culture

    e-mail: vicerektor@bgiik.ru

    e-mail: saiganovpavel@yandex.ru
    Abstract. The article states the presence of a problem of low efficiency of the learning outcomes of musical folklore among students of primary school age, and also proposes one of the ways to solve it based on the realization of the potential of integration of musical directions: pop music and folklore. This approach helps to familiarize the younger generation with musical creativity and broaden their horizons in the world of music.

    Keywords: musical folklore, pop music, integration, learning, motivation.
    Важным периодом в развитии ребенка является младший школьный возраст. Трудно переоценить роль музыкального творчества в воспитании и становлении личности ребенка младшего школьного возраста. Но существуют проблемы в заинтересованности детей обучающихся в детской музыкальной школе к музыкальному творчеству, такому как фольклор. «Как показывает анализ этого вопроса в практике школы, в ряде случаев уже в первые же месяцы учения у ребенка снижается реальное стремление к учению» - констатирует в своѐм исследовании Т.Ф. Иванова [2].

    Через песенный музыкальный фольклор народ из поколения в поколение передаѐт свою неиссякаемую энергию, колоритность, задушевность, естественность, мудрость, завещая современному обществу нравственные и эстетические идеалы, которые мы должны бережно и аккуратно взяв в свои руки, приумножив и сохранив настоящее подлинное народно-песенное искусство, передать с любовью дальше, другим поколениям.

    Таким образом, перед нами стоит проблема на современном этапе развития общества привить, а главное сохранить для наших детей любовь к

    одному из музыкальных направлений в искусстве песенному фольклору, мотивировать их на изучение и пополнение копилки народной самобытности и идентичности. Ведь их каждый день окружает такое разнообразие музыкальных течений и направлений, что затеряться фольклорной песне в таком потоке очень легко, а тем более вытеснить еѐ из жизни подростка. Да и самому ребѐнку не справится с таким большим количеством информации в песенной культуре. Следовательно вопрос мотивации к изучению музыкального фольклора, который, к сожалению, сегодня «подчас идет стихийно, являясь, скорее, результатом достижений передовых преподавателей, чем предметом специальной, целенаправленной, систематической работы», должен быть изучен более детально [1].

    Анализ проблемы и ежедневная упорная работа в данном направлении, поможет разобраться и глубже проникнуть в детскую душу, привить любовь и привязанность к богатейшему источнику народной мудрости песенному фольклору.

    В рамках аналитической работы, воспользовавшись методом «Диаграмма Исикавы», мы проанализировали сформировавшуюся проблему и пришли к выводу о том, что одним из инструментов позволяющих еѐ решить может быть внедрение в образовательный процесс технологий, использующих взаимопроникновение разных музыкальных направлений, их объединение и обогащение (рис. 1). То есть процесс интеграции.
    Рисунок 1. Анализ проблемы низкой эффективности результатов обучения музыкальному фольклору с помощью диаграммы Исикавы.

    Термин «интеграция» в широком понимании подразумевает «процесс и результат взаимодействия обособленных структурных элементов какой-либо совокупности, приводящей к оптимизации связей между ними и к их объединению в одно целое, т.е. в единую систему, обладающую новым качеством и новыми потенциальными возможностями», то есть процесс объединения разрозненных объектов, в нашем случае, музыкальных направлений, в одно единое целое [3].

    Опираясь на историю прошлых лет периода 70х-90х годов 20 века можно сказать, что в данный период среди музыкальных исполнителей был особенно популярен джаз. Было модно интегрировать народные произведения с джазом. Результатом такой интеграции становились произведения, тема которых всеми узнаваема, но звучание современно и актуально. Следовательно, у учащихся проявлялся интерес к изучению народных пьес, тем самым расширялся репертуарный кругозор, и, в тоже время, интеграция с джазом позволяла повышать уровень музыкального мышления и навыков обучающихся. Примерами такой интеграции сегодня могут послужить музыкальные произведения таких композиторов как Евгений Дербенко и Виктор Новиков, произведения которых до сих пор пользуются популярностью среди исполнителей.

    Если окунуться еще глубже, то в творчестве русских композиторов 19-20 столетия Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А. Балакирева, А.К. Лядова, А.К. Глазунова и других можно заметить, интеграцию фольклорной музыки с классической. Христиансен Л. в своих трудах констатирует тот факт, что «Заимствование профессиональным искусством фольклорных источников нашло интенсивное развитие на протяжении всего XX столетия и продолжается вплоть до настоящего времени, являясь причиной значительного интереса к данной проблеме. Получившее наименование «новой фольклорной волны»», это явление и сегодня является актуальным и продолжает развиваться в русской музыкальной традиции [5, с. 199].

    В нашем случае должна произойти интеграция между традиционной фольклорной песней и песней современной в стиле поп, которая сегодня является самым распространенным и популярным направлением музыки. Это позволит познакомить детей с культурным прошлым своего народа и даст возможность узнать об особенностях современного звучания песен в народном стиле, которые смогли объединить в себе свойства русского песенного фольклора.

    Поп-музыка в переводе с английского означает популярная музыка, она является направлением современной музыки и видом массовой культуры. Характерные черты поп-музыки как массовой культуры это ритмичность, простота инструментальной части, основная форма композиции песня. Важную роль в поп-музыке играет электронная аппаратура, которая позволяет преобразовывать звуковой материал, тем самым создавая звучание современным. И как-раз звуковой материал поп-музыки нам и понадобится в

    процессе интеграции. За счет простоты, массовости и узнаваемости этот материал хорошо совмещать с текстовым материалом фольклорной музыки. Полученный симбиоз позволит мотивировать обучающихся проявлять интерес к фольклорному музыкальному творчеству, так как он будет звучать современно, необычно, популярно и привлекательно для современного поколения.

    Таким образом, по нашему мнению, в ситуации, когда «возрастает необходимость в творческом развитии подрастающего поколения, способного понять, оценить и преобразовать в своей практической деятельности окружающий мир» интеграция музыкального фольклора и поп-музыки даст возможность постепенно мотивировать и приобщать обучающихся к познанию богатейшего источника народной мудрости [4].
    Список литературы

    1. Волювач, Екатерина Викторовна. Формирование мотивации обучения младших школьников в классе фортепиано : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.

    - Краснодар, 2005. - 174 с.

    1. Иванова Татьяна Федоровна. Формирование мотивации достижения у детей младшего школьного возраста : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 Волгоград, 2005 188 с. РГБ ОД, 61:05-19/457

    2. Онушкин, В.Г. Образование взрослых. Междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев. – СПб.: ИОВ РАО, 1995. 232 с.

    3. Савельев Алексей Алексеевич. Педагогические условия формирования мотивации учения школьников на уроках музыки (На материале комплексного изучения предметов гуманитарно-эстетического цикла) : Дис канд. пед. наук : 13.00.01 : Ярославль, 1999 193 c.

    РГБ ОД, 61:00-13/12-7

    1. Христиансен Л. Из наблюдений над творчеством композиторов «новой фольклорной волны» // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1. 1972. С. 198–218.

    1   ...   80   81   82   83   84   85   86   87   ...   121


    написать администратору сайта