Главная страница

Либертарианство. Библиотека фонда либеральная миссия новое издательствоdiv Murray N. RothbardFor a New LibertyThe Libertarian ManifestoLudwig von Mises InstituteAuburn, Alabama


Скачать 1.52 Mb.
НазваниеБиблиотека фонда либеральная миссия новое издательствоdiv Murray N. RothbardFor a New LibertyThe Libertarian ManifestoLudwig von Mises InstituteAuburn, Alabama
АнкорЛибертарианство
Дата21.09.2022
Размер1.52 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRothbard.pdf
ТипДокументы
#688256
страница34 из 36
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36
14
.По- добно тому,как не имеющие экономического образования обыватели наделе всегда пользуются экономическими теориями, только непродуманными и ошибочными,экономисты зачастую,не осознавая того, выходят за пределы своей компетенции и занимаются морализаторством, используя непродуманные и произвольные этические предпосылки.
Одним из примеров неявного морализаторства экономистов для Ротбарда являются их выступления в пользу экономического роста и ведущих к нему мер. Делая это, экономисты выходят за пределы ценностно-нейтральной науки, которая всего лишь объясняет последствия различных действий, ноне говорит, что человек должен ценить и к чему стремиться. Последнее — это предмет этики.
Ротбард показывает, что так как экономический рост является отношением будущих жизненных стандартов к нынешними так как рост будущих стандартов требует сбережения и инвестиций, те. временного отказа от удовлетворения нынешних потребностей, то экономический рост не является безусловным благом:
чем больше его, тем лучше. Иначе почему мы должны довольствоваться 5%-ным ростом,а не затянуть пояса и достичь роста в На полностью свободном рынке каждый человек выбирал бы для себя наиболее устраивающее его соотношение между текущими бу-
В АД ИМ НОВИ КО В 3 7 0 |
14
Ротбард М. Власть и рынок. Челябинск Социум, 2002. С. 391.
15
Rothbard M.N. Man, Economy and State with Power and Market. Auburn, AL:
Ludwig von Mises Institute, 2009. P. 962.
дущим потреблением (сбережениями).Не исключено даже,что некто мог бы разумно предпочесть росту спад, те. преобладание текущего потребления над будущим.Но раз так,то государственная политика ускорения роста, направленная на принуждение людей к сбережениями инвестициям или к изъятию их денег для осуществления государственных инвестиций, не повышает, а понижает уровень жизни.Но почему необходимо принуждать людей жертвовать одной ценностью ради другой Не лучше ли приватизировать экономический рост Если такая причина и существует, то ее нельзя найти в ценностно-нейтральной экономической науке. Ее можно искать только в области этики,но экономисты обычно небе- рут на себя этот труд и силой налагают свои этические взгляды на других членов общества».
Даже если не соглашаться с этическими взглядами самого
Ротбарда, едва ли можно отрицать наличие поставленной им проблемы в основе любого высказывания о желательной экономической политике лежит этическое суждение, а раз так, то оно,
как и утверждения экономической теории,должно иметь серьезное обоснование. Возможно, эта идея не предоставляет немедленного списка потребных реформ, зато выдвигает условие достаточного этического основания»,без выполнения которого благонамеренные инициативы преобразований остаются произвольными личными фантазиями и подлежат выбраковке.
Почему политики требуют от нас энергосбережения, ноне пищесбережения? Или почему необходимо повышать «ИКТ-ем- кость экономики — долю сектора ИКТ в ВВП, — а энергоемкость понижать И почему монополисты должны лишаться права свободно назначать цену и выбирать партнеров, которым обладают все остальные собственники Значение постановки этих вопросов об этических основаниях и ответа на них больше,чем обычно принято думать, и это один из важнейших уроков Ротбарда для российской экономической политики.
Справедливое государство
Вклад России в мировую политическую философию весьма необычен. Мировой известности в качестве теоретиков
добились,
пожалуй, лишь анархисты — Петр Кропоткин, Михаил Бакунин ив меньшей степени) Лев Толстой. Ссылки на других авторов можно встретить весьма редко. В известной своим этатизмом стране это выглядит парадоксом, но противоречие здесь мнимое.
Ч ТОНАМ МОЖЕТ ДАТЬ РОТ БАРД На протяжении веков российская действительность давала мало оснований для присущей многим западным либералам надежды использовать государство для каких-либо полезных целей.
Многие чувства анархистов легко разделить и российской интеллигенции,и вообще любому живущему в России человеку.Ед- вали можно считать исключительной собственностью анархистов многие соображения П. Кропоткина: что от колыбели до могилы мы все время в тисках государства что нет отрасли государственной деятельности,«которою бы не возмущались все,имеющие к ней прикосновение ив которой «государство,после многих веков существования и работы, не показало бы полной своей несостоятельности что государство,призванное быть защитником слабых против сильных, является оплотом богатых против эксплуатируемых»;
что наше воспитание убивает в нас всякое стремление к свободе и самостоятельности и вместо того, чтобы самим преобразовывать все, признанное негодным у нас привыкли требовать издания закона. Стала ли непроходимой дорога между двумя деревнями, крестьянин требует закона о проселочных дорогах. Обошелся ли грубо с кем-нибудь лесной сторож, оскорбленный требует издания закона,предписывающего вежливость лесным сторожам»
17
.С некоторыми различиями в стилистике их мог бы написать и современный российский коммунист, и либерал, и даже охранитель.
В этом смысле Ротбард очень русский по духу автор — темы аморальности и несостоятельности государства во всех областях его деятельности являются не побочными соображениями,а стержнем большинства его работ. Как и для русских анархистов, для Ротбарда его собственное государство оказалось важным «вдохновителем»,
хотя и по несколько другим причинам:
Либертарианец в высшей степени реалистичен, потому что только он один в полной мере понимает природу государства и его властолюбия. Настоящим непрактичным утопистом является скорее выглядящий реалистом консерватор, верящий в ограниченное правительство. Консерватор продолжает твердить, что полномочия центрального правительства должны быть строго ограничены конститу-
В АД ИМ НОВИ КО В 3 7 2 |
16
Кропоткин ПА. Разложение государства // Кропоткин ПА. Речи бунтовщика. М Книжный дом «Либроком», 2009. C. 6–7.
17
Кропоткин ПА. Закон и власть // Там же. C. 108.
цией. Неустанно сетуя на искажение первоначальной
Конституции и на расширение федеральной власти после года, он неспособен извлечь правильные уроки из этого перерождения.Идея строго ограниченного конституционного правительства была замечательным экспериментом, однако он провалился даже при очень благоприятных обстоятельствах. Но какие тогда есть основания рассчитывать, что другой подобный эксперимент не будет ждать та же участь Нет, по-настоящему непрактичным утопистом является именно консервативный сторонник экономической свободы, человек, который наделяет центральное правительство силой и правом принимать решения, а потом говорит Держи себя в рамках!»
Но если эксперимент по созданию ограниченного правительства провалился при очень благоприятных обстоятельствах в США, тем более сложно поверить в его успех в современной России. Для Рот- барда утопизм любых подобных предложений очевиден:
Представим, что мы начинаем все с нуля, что нас миллионы и что мы, обладая достаточным уровнем знания и опыта,
попали на Землю с какой-то другой планеты. Начинается споротом, как организовать защиту (суди полицию. Кто- то предлагает Давайте отдадим все наше оружие Джо
Джонсу и его родне. Пусть они разрешают все споры между нами. Тогда Джонсы смогут защитить всех нас от агрессии и мошенничества. Когда Джонсы смогут принимать окончательные решения по всевозможным спорам, мы будем защищены друг от друга. А еще нужно разрешить
Джонсам получать доход за свои ценные услуги с помощью оружия — пусть они с помощью принуждения добывают столько, сколько захочется. Очевидно, что в ситуации такого рода подобное предложение будет дружно высмеяно.
Ведь каждый поймет, что при этом раскладе никто из нас не сможет защитить себя от агрессии или хищничества самих Джонсов.
Но если у государства много недостатков, это не означает, что у анархии их окажется меньше или что она будет хоть сколько- нибудь работоспособна. Здесь Ротбард обращается к наблюдению,
Ч ТОНАМ МОЖЕТ ДАТЬ РОТ БАРД которое хорошо знакомо теоретикам международных отношений на протяжении не одного столетия:
Мы живем, да и всегда жили в мире международной анархии, в мире склонных к насилию национальных государств, не сдерживаемых каким-нибудь международным правительством.
(Ср. у Локка: Все государи и правители независимых государств во всем мире находятся в естественном состоянии»
18
.)
Получается,по отношению друг к другу государства уже находятся в состоянии анархии и это не порождает войны всех против всех.Не разумно ли тогда предположить,что подобно тому,как достаточно мирно сосуществуют сегодняшние государства в отсутствие мирового правительства, смогут сосуществовать без национальных правительств и отдельные части нынешних государств?
И так далее,вплоть до отдельных людей и их добровольных объединений В таком мире, по мнению Ротбарда, на месте государственной монополии на правоохрану возникли бы конкурирующие поставщики охранных и судебных услуг.
Аргументы Ротбарда в пользу либеральной версии анархизма («анархо-капитализма»),которые он высказывал в книгах К новой свободе и Этика свободы, оказали значительное влияние на либертарианское движение в США ив частности, на Либертариан- скую партию (возможно,самую крупную из альтернативных партий США, но все равно небольшую. Благодаря Ротбарду, анархизм приобрел респектабельность среди политических философов. Этот статус дала анархизму ставшая классической работа Роберта Нозика
«Анархия, государство и утопия, написать которую, по словам автора, его побудил долгий разговор с Мюрреем Ротбардом»
19
Понять потенциальную философскую привлекательность анархизма несложно, если учесть, что анархизм является для политических авторитетов тем,чем является атеизм для авторитетов рели- гиозных,а скептицизм — для научных»
20
.Философский анархизм (это
В АД ИМ НОВИ КО В 3 7 4 |
18
Локк Дж. Два трактата оправлении. М Канон РООИ Реабилитация. С. 225.
19
Нозик Р. Анархия, государство и утопия. М ИРИСЭН, 2008. С. 17.
20
Sylvan R., Sparrow R. Anarchism // A Companion to Contemporary Political
Philosophy / Ed. by R.E. Goodin, P. Pettit, T. Pogge. Malden, MA: Blackwell, 2007. P. 258.
устоявшийся термин) отказывается от идеи,что у людей есть универсальная моральная обязанность выполнять законы — приказы государства независимо от их содержания и иных обстоятельств.
Государство — это просто одно из множества человеческих объединений, и сложно обосновать, почему приказы российского государства должны иметь большую моральную силу, чем, скажем, указания католической церкви, «Газпрома» или правительства любого другого государства, и почему для их реализации государство имеет право применять насилие — право,отсутствующее у других объединений.
Для верного понимания мысли Ротбарда в этом месте стоит сделать две существенные оговорки. Если государство не обладает таким авторитетом, что любое одобренное им правило становится морально обязывающим, это не означает, что вообще не существует источников моральной обязательности правил. Для Ротбарда такой источник есть ион содержится в самом естестве человека,ко- торое требует, чтобы он мог ставить собственные цели и использовать соответствующие методы их достижения. При этом насилие над этим процессом,его искажение глубоко противоречат тому,
что в соответствии с природой человека необходимо для его жизни и процветания. Ротбард отрицает моральный релятивизм и уверен, что в области этики есть объективная истина и что она может быть открыта при помощи разума в соответствии с естественными законами человеческой природы»
21
В тоже время, и это другая оговорка, либертарианство Рот- барда — не этическая система, а правовая философия. Ротбард не ставит своей целью дать указания к тому, как поступать в той или иной ситуации, — это является задачей этики. Ротбард также не уравнивает аморальное и запрещенное — если аморальное действие не связано с инициированием насилия, оно разрешено. Рот- бард касается лишь политической проблемы оправданного применения силы оно справедливо только по отношению к тому, кто первым применил силу. Показателен пример Ротбарда, пересказанный его учеником Уолтером Блоком:
Предположим, что всемогущие, но злые марсиане угрожают превратить всю Землю в пыль и уничтожить все ее население, если кто-нибудь не убьет нив чем неповинного Джо
Блоггса. Можно считать правильными действия сделавше-
Ч ТОНАМ МОЖЕТ ДАТЬ РОТ БАРД го это человека в том смысле, что он спасет весь мир от гибели. Но согласно либертарианской доктрине он виновен в преступлении и подлежит справедливому наказанию.
Посмотрим на это сточки зрения нанятого Блоггсом телохранителя. Конечно, его действия по предотвращению убийства клиента были бы оправданными
22
Видно, что свобода у Ротбарда — это вовсе не «вседозволенность».
Наоборот, она основана на последовательной защите права и прав человека, в чем в России никогда не усердствовали даже либералы.
В начале прошлого века известный юрист Б. Кистяковский писал:«Русская интеллигенция никогда не уважала права,никогда не видела в нем ценности, отдавая предпочтения нравственности, научной истине и религиозным соображениям
23
.С тех пор немногое изменилось. Хотя мало кто из российских либералов поддержал бы законодательную дискриминацию по признаку пола,национальности или социальной принадлежности, едва ли найдется среди них и тот,
кто выступит против дискриминации «монополистов»,которых антимонопольный закон лишает права, имеющегося у всех прочих собственников права устанавливать цену и определять другие условия продажи своего товара. В столкновении целесообразности с правами собственности целесообразность легко выигрывает,и это принципиальный порок для либерального мировоззрения.
Не так сложно выступать за права человека, свободу и собственность, если это пользуется поддержкой населения, считается нраственным и к тому же ведет к процветанию. Но если некто при столкновении прав с популярностью, моралью или процветанием предпочитает последние, то именно они и являются его высшими принципами, и только они на практике определяют его поведение.
Увы,различные ценности зачастую противоречат друг другу,и если нам неблизко право в качестве высшей ценности,если в каждом отдельном случае мы готовы оценивать его при помощи некоторого критерия, то мы не избегаем морального выбора, а делаем его в пользу этого критерия как высшей ценности.
В АД ИМ НОВИ КО В 3 7 6 |
22
Block W. Libertarianism and libertinism // Journal of Libertarian Studies.
Vol. 11. № 1 (1994). P. 118 (рус. пер Блок У.
Либертарианство и либертинизм
[http://www.libertarium.ru/libertarium/43259]).
23
Кистяковский Б.А. В защиту права // Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб.: РХГИ, 1999. СИ тут Ротбард позволяет в новом свете увидеть беспокоящие многих в России проблемы бесправия и несправедливости эти проблемы — наших рук дело. Если мы не ставим права и справедливость во главу угла, то мы их и не получаем. А также, добавил бы
Ротбард,не получаем и многое другое обычно практичность и мораль, естественные права и общее процветание идут рука об руку».
Жертвуя правами,мы жертвуем основой цивилизованного сосуще- ствования.
Но как быть, если мы уже за права Здесь и возникает обозначенная Ротбардом в Что делать необходимость среднего пути между уклонизмом (оно же сектантство) и оппортунизмом. Сектанты, осуждая любое постепенное продвижение к цели делают невозможным достижение цели даже в самом отдаленном будущем. Позиция сектанта в чем-то благородна, но все же неэффективна и опасна для нормального развития идей. Мэйн- стрим обычно игнорирует сектанта, ион, как пишет Дэн Кляйн, лишается интеллектуальных сдержек и дисциплины, налагаемых друг на друга в диалоге критиками и оппонентами»
24
Другая опасность — оппортунизм. Оппортунисты сосредоточиваются настрого постепенных и достижимых целях,
которые имеют шанс быть немедленно понятыми»,но,«сконцент- рировавшись на ближайшей цели, помогают ликвидировать конечную цель и базу своей поддержки «Кто,скажите,пойдет на баррикады за двухпроцентное снижение налогов?»
Если в России имена либеральных сектантов, верно или ошибочно, смогут назвать только самые внимательные политические наблюдатели, то нарисованный Ротбардом образ оппортуниста более легко узнаваем:
Гринспен готов высказаться в пользу золотого стандарта только в том случае, если будут соблюдены все остальные условия бюджет сбалансирован, торговля свободна, проблема инфляции решена, все исповедуют правильную философию и т.д. Точно также он мог бы сказать, что поощряет свободную торговлю только в том случае, если будут соблюдены все необходимые условия сбалансированный бюджет, слабые профсоюзы, наличие золотого стандарта,
Ч ТОНАМ МОЖЕТ ДАТЬ РОТ БАРД
правильная философия и пр. Иными словами, его высокие философские принципы никогда не будут применены им на практике
25
Идеал Ротбарда — человек,который в любой момент готов нажать на гипотетическую кнопку, которая мгновенно ликвидировала бы все поползновения на свободу, пусть он прекрасно знает, что в реальности такой кнопки нет и едва ли полная свобода когда-ни- будь сможет возникнуть вдруг, в результате однократного усилия.
Если человек неготов нажать кнопку — аналог волшебной палочки в лишенной практических затруднений ситуации,значит восстановление справедливости не является для него главным. Вы только представьте, — пишет Ротбард, — что борец за отмену рабства сказал Я требую отмены рабства, но только через десять лет. Ведь тем самым предполагается, что было бы неправильно отменить рабство через восемь или девять лет,не говоря ужо том,что- бы сделать это немедленно, а потому лучше, чтобы оно длилось чуть дольше. Но это означало бы, что соображения справедливости отринуты и что достижение идеала не является больше для аболициониста (или либертарианца) главной целью. По сути дела, и для того, и для другого это означало бы, что они выступают за продление преступного и несправедливого режима».
Российская элита традиционно отдает должное свободе и признает,что она в принципе лучше несвободы.Однако немедленно нажимать на имеющиеся у нее кнопки и приносить свободу в те или иные сферы жизнедеятельности отказывается, ссылаясь на соображения безопасности, национальные особенности и текущий момент. Нередко эти же соображения оправдывают дальнейшее временное (разумеется) ограничение свободы,и это вечное пребывание в кабале многим также представляется чем-то вроде русской национальной особенности.
Если политический анализ американца Ротбарда должен сообщить русским что-то важное, то вероятно это то, что происходящее не национальная особенность русского народа, а универсальная особенность правительств требовать от них самоограничения это утопия. Полномочия правительств почти всех стран, подобно Вселенной в представлениях многих астрофизи-
В АД ИМ НОВИ КО В 3 7 8 |
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36


написать администратору сайта