Главная страница

Философия. Философия_ответы. Билеты для кандидатского экзамена по истории и философии науки в группе Хмелевской


Скачать 2.28 Mb.
НазваниеБилеты для кандидатского экзамена по истории и философии науки в группе Хмелевской
АнкорФилософия
Дата23.06.2022
Размер2.28 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаФилософия_ответы.pdf
ТипДокументы
#611233
страница14 из 31
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   31
Таким образом, эта программа уже начала выполняться. Например, в спинорной тео- рии;
2. Если окажется, что прошлое, настоящее и будущее, а также направление времени не имеют какого-то принципиального физического значения. Подобная трактовка появ- ляется, например, в теории спиновых сетей: «странное «время, текущее вспять» в условиях квантового перепутывания есть всего лишь отражение этого безразличия к направлению течения времени, присущего спиновым сетям». А также: как счита- ет де Витт: «В квантовой теории гравитации сама геометрия пространства-времени должна беспрерывно флуктуировать, так что может стереться даже различие между прошлым и будущим»;
3. Если в теоретической физике с течением времени процедура конструирования будет полностью доминировать и всё больше будет появляться моделей с любым физическим содержанием, которое не сможет быть ни верифицировано, ни фальсифицировано в течение неопределенно долгого (большого) времени. В этом случае станет неэффек- тивным понятие эмпирического времени, т.е. время как характеристика физических
(феноменологических) процессов: к этой характеристике просто не будут больше об- ращаться. Существенно, что время здесь рассматривается исключительно как реля- ционный феномен.
73

Принципиальную важность приобретает вопрос о том, присуще ли время природе? Су- ществует ли оно объективно и какова его природа: она реляционна, субстанциональна, или
. . . ? И здесь, конечно, должны быть крайне важны и интересны любые аргументы, хотя бы отчасти проясняющие эту ситуацию.
Между этими двумя программами существуют различия.
1. В неметрической физике и пространство, и время продолжают существовать. Но они приобретают радикально другую форму: эмерджентно-дискретную. При этом они ис- чезают из феноменологической физики.
2. В физике без времени время отсутствует принципиально. Это — какая-то принципи- ально другая физика.
1.24
Натурфилософские и позитивистские концепции XVIII–XIX
вв.
Философские программы:
1. натурфилософские программы ориентированы на онтологию, на осмысление бытия,
основываются уже в большей степени на науке, но не всегда.
2. Позитивистские программы, акцентируют внимание на методологии. Философия долж- на стать рефлексией над наукой, философия не должна напрямую исследовать мир, а должна исследовать, как исследует наука этот мир. Собирание основных принципов,
которые использует наука и результаты. Быть фактором, который объединяет науку.
Монтескье: (Персидские письма и др.) Объективные законы мироздания познаваемы,
и у человека имеются для этого способности. Критика современной ему Франции за то, что правящие превращают подчинённых в нищих и рабов, идеал государства — чтобы каждый принимал участие в управлении. Критика католического духовенства, призыв к веротер- пимости. Пример — Рим: когда была демократия, процветал, когда узурпаторство — пал.
Считал, что существует географический детерминизм форм правления (климат, рельеф,
плодородие почвы).
Вольтер: «Философские письма» «Метафизические размышления» «Философия исто- рии». Аргументы в пользу деизма (и развитие теории Ньютона):
1. Материи не присуще движение, значит, оно было привнесено Богом изначально.
2. Живые и неживые существа не развиваются — фиксизм, значит, были сотворены такими Богом.
3. Конечные причины бытия связаны с целями творения.
4. Чувства и мысли животных не являются результатом развития, а были привнесены
Богом.
Затем изменил взгляды в сторону пантеизма. Бог должен карать то, что не карается право- судием, приносить утешение, быть гарантом нравственного правопорядка (уздать верхи).
У него была попытка создать всемирную историю, которая, в отличие от предшествую- щих ему, включала бы в себя все страны (а не только христианские), описывала бы жизни народа (а не только правителей), содержала бы информацию о культурных, научных, ма- териальных достижениях.
74

Руссо: пересмотрел свои взгляды, после чего появился Общественный договор: Суверен- народ, его суверенитет неотделим, он правит через народное собрание. Сторонник договор- ного происхождения государства. Науки свидетельствуют о развитие темных сторон чело- вечества. Его лозунг — назад к природе. Люди рождаются испорченными, но они были бы во много раз хуже, если бы рождались учёными.
Кондильяк: осязание — учитель всех других чувств, был сенсуалистом.
Дидро: воскрешает идеи Эмпедокла, который предположил, что мир живых организ- мов не создан раз и навсегда, а эволюционировал и изменялся (фактически атеист). Дидро также принадлежит первая догадка о связи магнитных и электрических явлений. Три спо- соба познания: наблюдение, размышление, эксперимент (сбор, анализ и проверка фактов).
Гипотезы должны быть непротиворечивыми, обоснованными, предполагать проверку опы- том. Активность присуща материи: закон всемирного тяготения, инерция, т.е. сопротивле- ние воздействию. Трансформистское учение о природе, как у Эмпедокла — собирались из органов организмы, выживали наиболее приспособленные. У всех: и живых, и неживых,
состоящих из материи есть чувствительность (у кого-то она больше, у кого-то — меньше).
Более сложные организмы произошли из более простых путём трансформации.
Гольбах: систематизатор всех идей французского материализма, его книга — «Система природы». Всё обусловлено естественной необходимостью. Человек не свободен как биоло- гическое существо, но обладает некоторой свободой как социальное. Материи свойственно движение: есть движение, обусловленное физико-химическими причинами, есть — биоло- гическими. Есть движение внешнее (воспринимаемое органами чувств), есть внутреннее.
Переработал концепцию причины Юма: причина — это тело или существо природы, вызы- вающее движение другого тела или производящее в нём какие-либо изменения.
Гельвеций: разрабатывает материалистическою теории познания, всё наше знание вы- ходит из опыта, все наши умственные способности являются продолжением и развитием нашего сенсорного опыта. Гельвеций считал, что умственные способности не являются неиз- менными, их можно усовершенствовать путём воспитания и образования.
Ламетри: врач. Душа — психическая функция высокоорганизованной материи (моз- га). Чувства и умственные способности в меньшей мере, но присущи так же и животным.
Продолжая Декарта: человек — самозаводящаяся машина, может функционировать при поломках (повреждениях органов), может мыслить и чувствовать.
Идеи натурфилософов:
1. Отказ от понимания материи как некой первичной субстанции. (материя = природа).
2. Движение — атрибут природы.
3. Структурность мира, к разным структурам должны применятся разные способы ис- следования, отказ от принципа редукционизма.
4. Причинность (выдвинута Гольбахом, потом развита Лапласом). Душа — часы, кото- рые разбиваются, если человек умирает.
5. Поддержка идей атомизма и механицизма.
6. Проблема самой жизни, откуда жизнь:
(a) материалисты (Дидро) — существуют некие исходные живые молекулы, глухая чувствительность, и камень чувствует, всё одушевлено. В XX веке эту позицию предлагали космисты Циолковский, Вернадский (жизнь — атрибут материи).
(b) второй подход пандермия — жизнь занесена на землю из космоса.
75

(c) Самозарождение жизни (в муке червяки). Точку поставил Пастер (уже 19 век)
показал, что в современных условиях живое происходит только из живого, если это и было, то давно и при других условиях, и жизнь принципиально отличается от органики.
7. Происхождение человека. Было предположение, что предками людей были обезьяны
(Ламетри — можно вырастить из шимпанзе маленького парижанина).
8. Процесс познания, который французские материалисты оценивают со знаком плюс
(кроме Руссо). Гольбах говорил, что до сущности вещей человечество не доберется ни- когда, предел познания существует. (Современные физики некоторые тоже так сморят на это).
1.24.1
Натурфилософские программы
Фихте: принцип активного конструирования. Задаётся только творческий потенциал само- го субъекта, сама природа конструируется. Первый этап этой конструкции — это осознание субъектом своего «я», как некой изначальной субстанции, противопоставление «я» «не-я» —
собственно мир. Он вторичен по отношению к субъекту, следовательно, конструируется.
Синтез «я» и «не-я», который дает «суперЯ», на основе которого и возможно существова- ние отдельного «я» и «не-я» как окружающего мира.
Каждая наука не может обосновать самую себя, для этого нужен выход за её пределы, и с этих позиций должна существовать некая высшая наука, которую он называет наукоуче- ние. Ни один волосок с головы человека не может упасть без причины, ни одна молекула в волне шторма не является беспричинной, всё имеет свою причину, и природа жестко детер- минирована. Ученый — человек, без которого невозможен прогресс и даже существование общества. Учёный должен быть и популяризатором своих идей.
Фридрих Шеллинг: Натурфилософия является необходимым дополнением к физике,
её теоретическим фундаментом. Он очень пристально наблюдает за развитием современной ему науки (Лавуазье, и Пристли, Кулона, Гальвани и Вольта, открытия урана Гершелем).
Теперь сама натурфилософия строится с учётом достижений естествознания.
Природа возможна, потому что в ней изначально заложены некие априорные принци- пы. Шеллинг различает три таких принципа: это магнетизм, электричество, химические реакции. Мир изначально устроен полярно. Эволюция — это движение от одного априор- ного принципа простейшего магнетизма через электричество к химизму и далее появление некоего живого начала; а инволюция — предварительное образование исходных принципов до самого процесса эволюции.
Принцип тождества — природа и трансцендентальный субъект становятся одним и тем же: равновероятно и равнотождественно идти к априорным принципам как от самого субъ- екта, так и от природы.
Гегель: Как абсолютный идеалист Гегель признаёт некое исходное трансцендентальное начало, которое он называет как Абсолютный дух. Движение в чистой логике осуществля- ется через триады (анализ: тезис-антитезис-синтез) — это абсолютный механизм развития через три основные закона, которые так и получают название законов диалектической ло- гики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Три закона диалектики — первый этап развития Абсолюта внутри самого себя. Второй этап — это этап перехода Абсолюта в свое инобытие (в природу). Третий этап развития Абсолюта — это возвращение духа опять к самому себе, но после природы в культуре.
76

Вот, скажем, Гегель отрицает атомизм на основе того, что атомизм всегда подразумевает пустоту, чтобы атомы могли двигаться, а пустоты, по Гегелю, быть не может, потому что дух уже в природе побывал. Он выступает не только против Ньютона, корпускулярной теории света, но и против Гюйгенса. Он отрицает электричество как некое физическое явление и считает его проявлением духовного начала. Он не признает простейшую формулу воды, то есть не считает, что вода может быть разложима на водород и кислород.
Фейербах: Натурфилософией как таковой не занимается, критикует религию, прежде всего христианство, поддерживает ту точку зрения, что истинным бытием является сама природа, в природе видит человека, человек выходит из природы, но в то же время является особым существом, которое обладает всем комплексом качеств, как духовных так и физи- ческих. Фейербах становится основоположником антропологии, строит всю философию на анализе человека.
Диалектический материализм: соединяли диалектику Гегеля с французским мате- риализмом. Есть наиболее общие законы, которые применимы ко всем сферам действитель- ности. Энгельс формулирует в качестве этих общих законов законы диалектики — это наи- более общие законы о природе, обществе и мышлении. Мир — это самодостаточная, вечная материя, где есть свои законы сохранения. Энгельс в своих работах выдвигает следующую классификацию форм движения материи, каждая из которых, по идее, должна соответство- вать комплексу наук, которые её будут изучать. Это — механическая форма (передвижение тел в пространстве), физическая (это движение атомов и молекул), химическая (сложных молекулярных соединений), биологическая (биохимические реакции на уровне клетки и все- го организма) и, наконец, социальная форма (то есть движение на уровне общественных форм). Постулируется, что каждая высшая форма основывается на низших, но, с другой стороны, законы высших форм нельзя свести к законам низших форм (см.
Редукционизм
).
Многие современные исследователи оценивают диалектический материализм не просто как натурфилософскую программу, но и как позитивистскую программу в связи с внимани- ем к познанию: разделение познания на эмпирическое и теоретическое, попытка провести демаркационную линию и установить связь между ними; чувственного и рационального;
классификация истины на относительную и абсолютную, приоритет отдаётся относитель- ной истине в связи с неисчерпаемостью и вечностью самого материального мира; постули- рование истины как конкретного утверждения в определённом социально-культурном кон- тексте, все истины науки с точки зрения диалектического материализма в определённой степени относительны, а значит, конкретны, поскольку сформулированы в данное время, в данном месте данными людьми.
Натурфилософия вульгарного материализма. Фохт, Малишот и Бюхнер. Отверга- ют саму диалектику в природе, а главное выводят сознание как продукт химических реак- ций, которые зависят от пищи, внешней среды и прочее, чистый биологизм. (мозг выделяет мысль как печень выделяет желчь). Эта натурфилософская линия основывалась на неко- торых рациональных началах; опора на известные научные факторы, попытка построить некую систему.
«Первый» позитивизм (XIX век)
Представители: О.Конт (1798–1857), Д.С.Милль (1806–1873), Г.Спенсер (1820–1903) и др.
Позитивизм — мировоззренческая установка «опытного» естествознания и науки в целом.
Позитивизм — философское направление, основанное на принципе, что всё подлинное,
«положительное», позитивное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук (и их синтетических объединений), и что философия как особая наука,
претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существо- вание.
Задача философии — систематизация научных знаний, общие выводы из естественных
77
и общественных наук. Ничего общего с традиционной метафизикой! Поэтому отвергается как материализм, так и идеализм. Пережитки «мета физики» (например, претензии на раскрытие причин и сущностей), должны быть удалены и из науки. Основной метод науки —
феноменологический (описательное обобщение), постановка эксперимента, а затем попытки обобщить результаты.
Конт: наблюдение и эксперимент — универсальные средства познания.
Закон трёх стадий интеллектуального развития человечества: теологической, метафизи- ческой, позитивной. Позитивное знание — накопление и обобщение наблюдений в законы —
устойчивые и повторяющиеся связи и отношения между явлениями. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и, формулируя законы, отвечает не на вопрос «почему», а лишь на вопрос «как».
Закон подчинения воображения наблюдению: все теории должны опираться на экспе- римент. Универсальный метод познания — эксперимент. Теория возможна, если свести к опыту.
Энциклопедический закон. Конт выделяет следующие науки: математика, астрономия
(наблюдение), физика (эксперимент), химия (эксперимент), физиология (биология), социо- логия (социальная физика) (Конт основал), социология морали. Принципы классификации наук:
1. от простого к сложному,
2. от абстрактного к конкретному,
3. от древнего к новому. Нет логики, психологии, исторических наук, философии. Но- вая позитивная философия — система однородной науки, а не сумма других наук, а выявление наиболее общих принципов других дисциплин и сведение их к минимуму.
Нельзя всё вывести из одного принципа или закона. Философия должна приводить законы и принципы всех дисциплин к их наименьшему числу, единству. Законы науки:
всякое знание относительно, т.к. опыт не завершён.
Спенсер: Учение об эволюции (всего): в своём учении об эволюции он опирается в основном на механику Ньютона, три его закона и закон гравитации (основные понятия притяжение, отталкивание, сила), а также закон сохранения вещества, закон сохранения движения — постулаты человеческого разума. Все изменения подчинены закону эволюции.
Этапы эволюции.
1. Интеграция вещества (переход от бессвязаного к связанному, образ облаков),
2. Дифференциация (переход от однородного к разнородному, образ различных органов тела, разделение труда в обществе),
3. Увеличение порядка (переход от неопределённого к определённому).
Закон эволюции. Эволюция — интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения, при этом вещество переходит в состояние бессвязной неопределённой однород- ности в связанную определённую разнородность. При этом движение претерпевает те же изменения. Эволюция — это не конечный этап. Действия сил уравновешивают друг друга и состояние равновесия, но так как система в окружении других систем под внешним воз- действием, система распадается, распад сменится новым этапом эволюции. Т. о. круговое развитие эволюции и распад. Пределом всех перемен, составляющих эволюцию, после мно- гих колебаний, является «совершенство» или «равновесие» сил. Всякое равновесие лишь
78
относительно и временно. В области явлений идет ритмическое чередование равновесий.
Круговорот.
Милль: Занимался разработкой методов индукции. Указывал на отсутствие ценности метода дедукции, т.к. она лишь осуществляет переход от общего к частному и не может дать принципиально нового знания. Новое знание только из опыта и индукции. Используя идеи Ф. Бэкона, предложил 4 метода индукции, установления причин связей и явлений.
Причина — одно явление или совокупность явлений с неизменным и постоянством вызы- вающее одно или совокупность новых явлений. 4 индуктивных метода: сходства, различия,
сопутствующих изменений, остатков.
1. Метод сходства/подобия. Если совокупность обстоятельств приводит к обстоятельству
D : A + B + C → D; K + A + F → D; N + P + A → D, то выводом является то, что обстоятельство A является причиной D: A → D.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   31


написать администратору сайта