Философия. Философия_ответы. Билеты для кандидатского экзамена по истории и философии науки в группе Хмелевской
Скачать 2.28 Mb.
|
4. формы организации научных исследований — дисциплинарная и проблемная; 5. правовые и морально-этические регулятивы научной деятельности : научный этос , то есть этические нормы поведения учёных, а также формы связи науки с другими со- циальными институтами; 6. структурные принципы: (a) исполнение социально значимых заданий и свобода научного творчества; (b) самоорганизация научного сообщества и государственное планирование и управ- ление развитием науки. 1.7.1 Иррацонализм С середины XIX века проявляется иррационалистическое философское направление (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, 3. Фрейд, О. Шпенглер), в рамках ко- торого в основном разрабатываются антисциентистские программы. В целом философы этого направления считают, что развитие науки отнюдь не связано с духовным развитием человека, его нравственным совершенствованием и, следовательно, с прогрессом общества. Сёрен Кьеркегор (1813–1855) Один из предшественников философии экзистенциализ- ма в своих работах («Болезнь к смерти», «Понятие страха», «Страх и трепет», «Или — или», «Понятие иронии») попытался вскрыть некие сущностные внеисторические константы (эк- зистенциалы) человеческой духовности. 22 Страх перед смертью рассматривался датским философом как определяющий фактор поведения человека, преодолеть который он может, только достигнув религиозной стадии своего нравственного развития. Анализируя субъективную диалектику состояний челове- ческого духа, Кьеркегор стремится показать, что лишь вера в трансцендентного Бога, рас- крываемая Кьеркегором в библейской притче об Аврааме и Исааке, а отнюдь не наука способна придать смысл человеческой жизни. Отсюда пренебрежительное отношение фи- лософа к открываемым наукой законам и техническим новациям того времени, в частности к паровым машинам. А. Шопенгауэр (1788–1860) В своём главном произведении «Мир как воля и пред- ставление» утверждает, что все открытия в естествознании различных природных сил в конечном счёте обосновывают основной принцип его философии — за всеми явлениями в природе стоит агрессивная мировая воля. Этот принцип находит своё развитие в так называемом законе достаточного основания, охватывающем, по Шопенгауэру, все области мира явлений. Четвероякая градация этого закона выступает следующим образом: закон бытия описывает все объекты в пространстве и времени, закон причинности говорит об эмпирической связи явлений, закон логического основания — о необходимой связи понятий, а закон мотивации — о целесообразности пове- дения живых организмов. Мировая воля задаёт первоимпульс развитию мироздания, и она же выражает эгоистическую природу человека. Мировая воля определяет вектор развития общества на достижение всё большего количества материальных благ, то есть потребитель- ский образ жизни, и ведёт социум к саморазрушению. Наука и технические достижения играют, с точки зрения Шопенгауэра, негативную роль, поскольку лишь ускоряют этот процесс. Ф. Ницше (1844–1900) Важные произведения: «Так говорил Заратустра», «Весёлая наука», «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла». Философ в значительной мере испытал влияние теории Ч. Дарвина о борьбе за суще- ствование в живой природе. Науку он рассматривает как одну из сфер такой борьбы, как одно из орудий в борьбе человеческих воль за власть. Христианство для него есть показа- тель деградации волевого импульса европейской культуры, что неизбежно должно привести к величайшим потрясениям — мировым войнам. Любое знание, по словам Ницше, — «чело- веческое, слишком человеческое. . . ». Наука не может претендовать на объективную истину, поскольку среди учёных идёт тоже непрерывная борьба за власть. З. Фрейд (1856–1939) Получил медицинское образование, имел звание доктора меди- цины, являлся иностранным членом Лондонского королевского общества. Основные про- изведения: «Лекции по психоанализу», «Сны и сновидения», «Я и Оно», «По ту сторону принципа удовольствия». Необходимо различать психоанализ как определённое направление в психологии и фи- зиологии высшей нервной деятельности, пионером которого несомненно является Фрейд, и фрейдизм как философскую концепцию, пытающуюся объяснить всю человеческую куль- туру, в том числе и науку, исходя из принципов бессознательного и либидо. Психоанализ, несмотря на неутихающую критику его противников, довольно прочно вошёл в медицинскую практику как один из методов лечения различных психических дис- функций. Фрейд ввёл в практику психологии и медицины такие понятия, как эдипов ком- плекс и комплекс электры, свободные ассоциации, трансфер, защитные механизмы и др. Фрейдизм же настаивает на том, что все великие достижения культуры, включая научные открытия, сделаны людьми, сумевшими сублимировать свою половую энергию (либидо) в 23 духовную творческую деятельность. Таким образом, рациональность самой науки, соглас- но фрейдизму, зиждется на иррациональности «кипящего котла» сферы бессознательного и так называемом законе сохранения психической энергии. А. Бергсон (1859–1941) Важные работы: «Материя и память», «Творческая эволюция», «Два источника морали и религии». В работе «Творческая эволюция» французский философ разрабатывает натурфилософ- скую концепцию, альтернативную теории Дарвина. С его точки зрения, «слепыми» мута- циями (пробами и ошибками) нельзя объяснить направленность эволюции, поскольку за сравнительно небольшое время в итоге появляется человек, обладающий сложнейшей и очень эффективной когнитивной системой. Бергсон предполагает наличие некоего взрыва идеальной субстанции, который дал начальный импульс, творческий порыв, чью природу наука ещё не знает. Этот порыв порождает жизнь сразу по нескольким направлениям — растения, животные, человек. Известный образ Бергсона: эволюция разорвавшаяся грана- та, каждый осколок которой продолжает спонтанно разрываться на другие фрагменты. Известна дискуссия по проблеме времени Бергсона с Эйнштейном, который считал, что время — гигантская иллюзия, а не физическая реальность. Время — это лишь то, что пока- зывают стрелки на циферблате часов. Бергсон же утверждал, что время носит креативный характер, так как всё может развиваться лишь во времени. Время в физике, согласно Берг- сону, берётся лишь операционально, то есть в качестве способа измерения. Такой подход философ назвал кинематографическим методом, который не имеет ничего общего с реаль- ным необратимым временем. В непонимании истинной природы времени, его «чистой дли- тельности» Бергсон видел ущербность науки, прежде всего физики. Метафизическая идея Бергсона нашла отражение в работах по современной синергетике лауреата Нобелевской премии И. Пригожина. О. Шпенглер (1890–1936) Основные произведения «Закат Европы», «Человек и маши- на». Шпенглер критикует известную концепцию триады мирового исторического процесса: Античность Средневековье, Новое время. С его точки зрения, схема Европоцентризма не от- вечает реальному историческому развитию различных культур. В плюрализме культур, по- нимаемых как живые организмы со своими духовными началами и этапами жизнедеятель- ности, Шпенглер видит потенциальную возможность общего прогресса мировой истории. Он выделяет восемь культур в истории: египетская, индийская, китайская, вавилонская, греко-римская, арабская, западноевропейская и культура майя, каждая из которых имеет свои принципиальные особенности — «душу», время и место в истории. Каждая культура перерождается в цивилизацию, как последнюю затухающую стадию жизни социокультур- ного организма. Естествознание, целью которого становится покорение природы, типично только для европейской культуры, в основе которой лежит «фаустовская мятущаяся душа» в её стрем- лении к покорению пространства и времени. Отсюда и европейская математика, где есть иррациональные, комплексные числа, принципиально отличается от рациональной матема- тики Античности и позиционного счисления Индийской и Арабской культур. В работе «Человек и машина» Шпенглер связывает кризис европейской культуры с бурным развитием на базе науки различных технических устройств. Техника, с его точки зрения, в недалёком будущем станет тем троянским конём, который погубит европейскую культуру. Философ предсказал появление мегамашины — планетарной техники, — лишь по видимости облегчающей жизнь человека, а в действительности закабаляющей и пора- бощающей его как физически, так и умственно. Гибель западноевропейской культуры, по 24 мнению Шпенглера, предопределена. Возможно далее появление новой русско-сибирской культуры. Э. Гуссерль (1859–1938) Немецкий философ, создатель современной феноменологии. Защитил диссертацию по математике у К. Вейерштрасса и работал у него ассистентом. Основные книги: «Логические исследования», «Философия как строгая наука», «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». Гуссерль, отталкиваясь от учения Ф. Бэкона об идолах, считает, что для адекватно- го постижения мира необходимо очистить сознание человека от всех привходящих фило- софских убеждений и дойти до неких очевидностей, коренящихся в глубинах человеческо- го сознания. Совокупность предварительных процедур по очищению сознания от наивно- реалистических постулатов науки и философии относительно мира и самого человека, то есть как бы «вынесение их за скобки» обозначается термином «эпохэ». Феноменологиче- ская редукция как оригинальный метод ведёт, согласно Гуссерлю, к усмотрению сущно- стей, так называемые «ноэмы». Интенциональность, иначе говоря, направленность процес- са познания на выявление этих сущностей, определяется понятием «ноэзиса». Пример: все треугольники — частный случай идеи треугольника, которая как идея даётся через ин- туицию. С точки зрения Гуссерля, наука находится в кризисе, поскольку не отвечает на основные вопросы существования человечества. Не случайно Гуссерля считают одним из предшественников философии экзистенциализма. Виновником того, что наука уходит от коренных проблем человека является, по его мнению, Галилей, так как именно он выделил абстрактное физико-математическое направление в науке и акцентировал на нём внимание. А далее все смысловые императивы науки сконцентрировались в этой области. Сверхзадача Гуссерля — дополнить существующую науку трансцендентальной феноменологией. 1.7.2 Экзистенциализм ( Яковлев стр 142) М. Хайдеггер (1889–1976) Экзистенциализм явился продолжением и развитием идей феноменологии Гуссерля. Его ученик М. Хайдеггер (1889 — 1976) в своей известной работе «Бытие и время» поставил вопрос о существовании так называемых экзистенциальных ис- тин, в принципе недоступных для научного познания. Главная из них — это проблема ничто, которую нельзя решить с помощью науки, поскольку она всегда имеет дело с нечто суще- ствующим. Понимание того, что ничто реально, осознаётся двояким образом. Во-первых, через язык, поскольку в любом языке всегда есть возможность утверждать что-то или от- рицать. Не случайно Хайдеггер говорит, что язык — это «дом бытия» человека. Во-вторых, ничто обнаруживается в ходе жизненного цикла самого человека, так как его бытие, хотя и является открытым проектом («здесь и сейчас»), в конечном счёте, направлено к смерти (небытию), перед которой он испытывает экзистенциальный страх. Вторая экзистенциальная проблема — осознание (познание) себя самого, проблема «я», собственной идентификации. Что такое «я»? Этой проблемой никакая наука не занимается, поскольку «я» в принципе нельзя разделить («расщепить») на объект и познающего этот объект субъекта. С точки зрения Хайдеггера, познание «я» возможно лишь через раскрытие бытия (экзистенции) человека, его фундаментального атрибута — свободы. Экзистенция неотъемлемым образом связана с понятием свободы. Человек без свободы не существует как человек, но свобода человека не выводится из его материальной оболочки. Свобода — рефлексивное экзистенциальное понятие, неуловимое для науки. Наука же не мыслит, а только считает. 25 К. Ясперс (1883–1969) Основные произведения: «Духовная ситуация эпохи», «Смысл и назначение истории». Философ усиливает позицию Хайдеггера, когда вводит понятие «пограничных ситуа- ций». Это ситуации между жизнью и смертью человека, когда человек чувствует необхо- димость выбора, а выбор — показатель свободы. В обычной жизни человек боится выбора, он использует в стандартных ситуациях готовые социальные роли, которые циркулируют в обществе. А в пограничной ситуации всё зависит от выбора самого человека, поскольку не выбирать нельзя. Именно в такой ситуации человек осознаёт, что он свободен экзистен- циально. Ясперс также выдвигает и обосновывает важную мысль об «осевом времени» человече- ства, имея ввиду практически одновременное (VIII–VII вв. до н.э.) появление философских учений в Индии, Китае и Греции. С точки зрения Ясперса, это предопределило всё даль- нейшее развитие человеческой цивилизации, в том числе и формирование науки, поскольку главной заслугой философии явилось разработка метода критического мышления. Ж.П. Сартр (1905–1980) считал своим учителем М. Хайдеггера. Основные произведе- ния: «Бытие и ничто», «Проблема метода», «Экзистенциализм — это гуманизм». Сартр утверждал, что наука использует только аналитические методы. Эти методы рас- членяют объект до последних элементов, но тем самым теряют его целостность, что особен- но важно при изучении живых организмов, социальных структур и самого человека. Фран- цузский философ предлагает использовать так называемый прогрессивно-регрессивный метод. Согласно этому методу, задаются некие исходные оппозиции, в рамках которых можно исследовать объект на данном этапе его развития. Движение от одной оппозиции к другой (от целостных систем к их элементам и обратно), то есть прогресс и регресс, есть суть научного исследования сложных объектов. В этом плане Сартр стремится до- полнить марксистскую теорию развития общества, которая, с его точки зрения, рассмат- ривает общества в истории лишь как макросистемы, которые определяются в качестве общественно-экономических формаций, где отдельный человек теряет свою экзистенци- альную сущность — свободу. Но в реальности человек, по Сартру, «обречён на свободу», поскольку его «существование предшествует его сущности». Поэтому марксизм, с точки зрения Сартра, необходимо дополнить психологическими теориями и, прежде всего, психо- анализом. А. Камю (1913–1960) Основные философско-литературные работы: «Чума», «Посто- ронний», «Миф о сизифе», «Бунтующий человек». Камю развивает мысли Б. Паскаля об абсурдности кратковременной человеческой жиз- ни и научных исследований в сравнении с вечностью и бесконечностью природного мира. С этой точки зрения, согласно Камю, человеку всё равно, кто прав: Птолемей или Копер- ник. Наука не элиминирует, а скорее умножает иррациональность мира, создавая всё более и более разрушительное оружие. Абсурдно и поведение человека, а рациональность его мышления оказывается мифом, когда возникают неожиданные ситуации («Чума»). Основной вопрос, который встаёт перед каждым человеком — «А стоит ли жить в этом абсурдном мире?». Однако, в отличие от Паскаля, который обратился за поддержкой к Богу, атеист Камю считает, что жить всё равно нужно, даже если надеяться не на что. Свободный человек должен выбрать не суицид, а бунт против абсурдности мира — абсурдом абсурд поправ. Далее материалы Макуренковой А. 26 1.8 Философские идеи Ренессанса как теоретический базис станов- ления новоевропейской наук. ( Яковлев стр 46–53) «Ренессанс» («Возрождение»): понятие появилось в Европейской литературе XV–XVI вв. Возрождение = возобновление и переосмысление культурных ценностей и традиций греко-римской цивилизации, являющихся образцом и венцом развития науки, против куль- туры «мрачного Средневековья» (Средневековье — в центре Бог, а человек рассматривается с уничижительных позиций, жизнь — преджизнь, настоящее начинается после смерти, по- стоянное ожидание страшного суда.) Общее понятие Ренессанс — ретроспективное описание процессов подъема духовной ак- тивности в разное время и в разных странах Ренессанс XIV–XVI вв XIV–XVвв (ранний — гуманитарный, всё внимание направлено на переводы античных авторов) XVIв (поздний, где появляется интерес к естествознанию) Гуманитарный период ренессанса подготовил естественнонаучный период и стал фун- даментом классической науки. Классический ренессанс зародился в Италии в конце XIV в. Западная Европа XV–XVI вв. ИТОГИ: 1. Переход к новому типу цивилизационного развития, в основе принципы: гуманизма, активизма, светского образования, научного познания. 2. Коренное переосмысление мировоззренческих универсалий 3. Переход Средневековый теоцентризм → антропоцентризм. Основные причины появления Ренесанса: 1. Социально-экономические: Рост городов, числа зажиточных граждан. Свободные, са- мостоятельные города: Флоренция, Венеция, Генуя (Шёлковый путь). Появляются первые научные сообщества. Меняется система образования (в античности не было систематичного образования, в средневековье образованием занимались монастыри — хранители. Было очень ограничено, фактически для тех людей которые повящали себя богу, благородные люди имели или частных учителей или вообще этим пренебрегали, что-то изучать серьёзно, значит обрекать себя на интеллектуальное рабство). Появля- ются первые предприятия нового типа (мануфактурный тип производства), цеховые общины и разделение труда. Демократические процессы: отмена крепостничества. 2. Технические новации: Использование энергии ветра, воды. Создание механических часов → переоценка категорий времени и денег «Время-деньги». Время для средне- вековья — некие биологические ритмы, звон колоколов по которым надо исполнять религиозные процедуры, а в Ренессансе время — ключевое понятие в плане того что- бы успеть как можно больше в этой жизни, появляются часы на ратуше в городах. Деньги становятся решающим фактором для определения статуса человека. (меркан- телизм, потребительство). Важнейшие изобретения — изобретение печати, компаса и пороха 27 3. Кросскультурные причины: Крестовые походы, падение Константинополя → приток греческой интеллигенции. Переводя с арабского на латынь, Европа получает Ари- стотеля, Платона и других мыслителей и ученых. Путешествия, великие открытия путешественников (Америка), Войны между Европейскими странами, через войны появляется возможность знакомства европейцев с античным миром. (Александрия). |