Философия. Философия_ответы. Билеты для кандидатского экзамена по истории и философии науки в группе Хмелевской
Скачать 2.28 Mb.
|
45 сущности многих загадочных явлений. Не смотря на это, электромагнитная картина мира подарила нам очень многое, без чего мы не можем представить современную жизнь: спосо- бы получения и использования электрической энергии, к примеру, электрическое освещение (без которого уже немыслимы наши жилища) и отопление, современные электромагнитные средства связи (радио, телефон, телевидение). Без радиосвязи, например, уже невозмож- но существование современных государств, функционирование транспорта и производства, немыслимо даже повседневное общение людей. 1.16 Философские парадигмы научной рациональности. ( Яковлев стр 26–31,38) Рациональное — нечто, открываемое, обосновываемое разумом. (Антоним: иррациональное — эмоции, воля, магическое, мистическое, сакральное, все то, что необъяснимо с позиции разума). Исторический аспект рациональности: эволюция от мифов до научных теорий. Социокультурный аспект: особенности понимания законов природы. Далее введем важные понятия: Парадигма (Т. Кун) — «признанные всеми научные достижения, которые в течение опре- деленного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» → в дальнейшем: «не только фундаментальные положения, понятия, но и методы, применя- емые научным сообществом + критерии оценок научных результатов». (Т. Кун «Структура научных революций») Исследовательская программа (И. Лакатош) — последовательность (цепочка) опреде- лённых теорий, связанных общепринятыми, базисными положениями («ядро теории»). Ряд гипотетических вспомогательных положений («защитный пояс ядра теории» + определён- ные правила, с помощью которых объясняются новые факты и защищается «ядро теории»). Креативный потенциал программы «позитивная и негативная эвристика». См. вопрос по Лакатошу Философские парадигмы — мировоззренческие и методологические. (P.S. у Яковлева в учебнике «методологические программы» и это к вопросу 17 , но не раз встречала именно понятие методологические парадигмы, поэтому продублирую тут их тоже). Мировоззренческие парадигмы Античности. В основе каждой парадигмы лежит свое представление об «архэ» исходном элементе мироздания: • фиксизм • циклизм • эволюционизм • креационизм 1. Парадигма фиксизма Элейская школа философии о бытии и теория Платона о мире идей. Бытие вечно, неделимо, неподвижно. Мир устроен рационально, он неподвижен, и мо- жет быть вечен. «Всё, что можно мыслить, существует». «Небытие нельзя мыслить». Парменид полагает бытие единым «ничто сущее не возникает и не уничтожается, это нам только кажется, . . . мыслить и быть — одно и то же. 46 Платон: идеи — вечные неизменные образцы-эталоны. Доминирующая долгое время парадигма в космологии (Птолемей, Ньютон, Эйнштейн), в биологии (Линней). Современные понятия «Теории всего» — Мультиверса (Метагалактика). 2. Метафизическая парадигма циклизма Гераклит, стоики Цикл мироздания: Всё имеет развитие, но в конечном счете приходит в одну и ту же точку. Первооснова всего сущего — субстанция огня. Логос. Продолжительность одного цикла существования космоса 10800 лет. Стоики: в основе мироздания огнедышащая первоматерия — пневма, которая порож- дает три вещи: Бог — Логос — Разум. Космос существует мировой год → «мировой» пожар → возрождение. Бытие определяется не только прошлыми событиями, но и будущими. Необходимость в развитии последовательности событий. Был сформулирован важный креатив единства законов мироздания, включал законы поведения человека (идея возможности полного описания и объяснения мира) оказал влияние на натурфилософиские идеи Кузанского, Бруно, французских материали- стов. Современные идеи цикличности в геологии, химии, климатологии, биологии. 3. Эволюционистская парадигма. Эмпедокл: объяснение разнообразия живых организмов через скачки, соединения те- лесных органов и организмов. «Архэ» — 4 природных элемента + динамика движе- тельных сил (любовь и вражда). Первая эволюционная картина мира: отдельные органы — монстры — гермафроди- ты — однополые существа. В дальнейшем: биологические теории эволюции (Ламарк, Дарвин) Развитие всего в результате самоорганизации, естественного отбора. Космогенетическая теория Лапласа. Парадигма глобальной эволюции в науке заклю- чается в самоорганизации различных форм и структур в космологии, биологии, гео- логии и культуре. В настоящее время + эволюционная эпистемология. 4. Креационистская парадигма. Анаксагор: идея мирового разума (Нус) упорядочивает семена мироздания. Творец изначально творит всё мироздание из ничего. (Ньютон — абсолютное про- странство, Дарвин — сами законы эволюции созданы Богом, Хокинг — Бог создал мир в те временные рамки, что описаны им) Древние греки: творение мироздания сопряжено с существующим исходным матери- алом (субстанцией). Средневековье: божественное сотворение мира из ничего. 47 Важная роль в философии творчества Платона — стрела времени (впервые появляется у Августина Блаженного). Августин: начало, необратимость и конец времени в смысле творения мироздания. Современное: космологи и физики рассуждают о «целесообразности и гармонии» фи- зических законов, исходной «информационной материи», «генетическом коде». Методологические парадигмы: 1. Формирование рефлексивного критического мышления, начало которому положили натурфилософы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), создав прин- ципиально новую «связку» учитель — ученик, когда ученик получил право критико- вать взгляды учителя, а учитель инициировал ученика на разработку новых идей; 2. Выделение специфических отличий теоретического мышления от обыденного опыта в элейской школе («эпистеме» и «докса», апории Зенона, мысленный эксперимент); 3. Программа методологии различения первичных и вторичных качеств объекта, «ис- тинного и тёмного знания» (школа атомизма); 4. Становление диалектики как метода исследования природы (Гераклит) и метода ве- дения научной дискуссии (майевтика Сократа, Платона); 5. Теоретическое моделирование: а) процесса научного творчества как коммуникативной практики учёных (диалектика Платона) и б) логически последовательного изложения научных результатов (аналитика Аристотеля); 6. Программы тематической классификации наук Платона (эмпирические, теоретиче- ские, диалектика), Аристотеля (теоретические, творческие, практические), Боэция (так называемый тривий: грамматика, диалектика, риторика; и так называемый квад- ривий: арифметика, геометрия, астрономия, музыка); 7. Методология различения гуманитарного и естественнонаучного знания (софисты); 8. Программа методологического сомнения и скептицизма (принципы классификации «троп» в школе пирронистов); 9. Методологические аспекты средневековой дискуссии о соотношении сущности и суще- ствования (проблема доказательства существования бога Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского); 10. Методология определения статуса универсалий, то есть наиболее общих понятий (но- минализм, реализм, концептуализм) и методологическое значение «бритвы» У. Окка- ма; 11. Программа генезиса теории двух истин в Восточной философии и её трансформации в метафизике средневековой Европы; 12. Программа различения иллюминативного знания (Сигер Брабантский) и схоластиче- ского метода (логические парадоксы — «Буриданов осёл», «Бог и пустота», «Бог и камень»). 48 1.17 Основные программы и категориальный аппарат античной и средневековой науки. ( Яковлев стр 33–39) Топ билет, для тех, кто любит много читать) Важнейшие категории, без которых не смогла бы существовать наука: космос, хаос, синергия(лол), парадигма, теория, потенциальное, актуальное, материя, атомы, идея, про- странство, время, энергия, причинность и проч. В античности философы поставили теоретические проблемы, разработали категориаль- ные модели и исследовательские программы, которые определили стратегические линии развития науки. Греческие ученые создавали модели космоса, их значение в том, что они предопределили важнейшую черту естествознания в целом: моделирование механизма природных явлений. В математике: стремление к точным, строгим, логическим суждениям (им было важно теоретическое обоснование). Одновременно с наработкой категориального аппарата проис- ходит становление тематических, методологических и дисциплинарных программ науки. 7 бинарных тематических программ Античности 1. Ядром первой пары программ, основанных на поиске первоначала («архе») мирозда- ния, лежали утверждения: а) в основе мира лежит материальное первоначало (боль- шинство досократиков); VS б) в основе мира находится нечто идеальное (пифагорей- цы, Платон, неоплатоники); в) компромиссный вариант — материальное и идеальное как неразрывное единство и основа мироздания (Аристотель, стоики). В современ- ной науке оппозиция выражается в дискуссиях о природе математических объектов и принципов науки — априорное VS апостериорное. 2. Программы, опирающиеся на постулирование принципа структурности: а) мир изна- чально дискретен (Демокрит, Эпикур, Платон); VS б) «природа не терпит пустоты» (элеаты, Аристотель, стоики); в) компромиссный вариант — мир и дискретен, и кон- тинуален (Анаксагор, неоплатоники). В XX веке программы нашли своё отражение в процессе осмысления сущности квантовых систем, в частности, в разработке принципа корпускулярно-волнового дуализма. 3. Программы взаимодействия и взаимосвязи всех составляющих компонентов мирозда- ния: а) элементы мира могут взаимодействовать между собой, не входя в прямое со- прикосновение (дальнодействие атомов под влиянием силы тяжести (Демокрит, Эпи- кур); VS б) «пневма заполняет мир, как мёд соты» (передача импульса от точки к точке (стоики, Аристотель); в) компромиссный вариант — взаимодействие макро- и микрокосмоса происходит одновременно через перманентную эманацию Единого и по- рождаемые им дискретные структуры Мирового Ума и Мировой Души — неоплато- ники). В современной физике обсуждаются возможности мгновенного (информаци- онного) взаимодействия (телепортации), а также разрабатывается теория бинарной геометрофизики. 4. Программы, в основе которых лежит метафизический принцип движения: «всё, что движется, движется чем-то»; перводвигатель должен иметь нематериальную приро- ду (Платон, Аристотель); VS б) движение есть естественный неотъемлемый атрибут самого мира (Гераклит, Демокрит, Эпикур); в) компромиссный вариант — движение существует лишь в мире явлений. Истинное бытие неподвижно, неизменно и вечно (элеаты). В настоящее время в этом плане в космологии интенсивно обсуждается при- чина ускоренного разбегания галактик. 49 5. Программы, исходящие из признания принципа причинности: а) «люди измыслили случай». Наш мир — это совокупность однозначных причинно-следственных связей (Гераклит, стоики, Демокрит); VS б) спонтанность, случайностность и вероятность лежат в фундаменте мироздания (Эпикур, Лукреций Кар); в) компромиссный вари- ант — первоимпульс имеет вероятностный (божественный) характер, а дальше мир развивается по объективным законам (Аристотель). Наш мир образовался случай- ностным образом, но в нём самом всё происходит строго причинно (Демокрит). 6. Программы, рассматривающие космоустройство: а) космос устроен целесообразно и гармонично. Земля — в центре мироздания (Эмпедокл, Платон, Пифагор, Аристо- тель); VS б) планета Земля не находится в центре мироздания. Может существовать множество миров, бесконечность космоса актуальна (Демокрит, Эпикур); в) компро- миссный вариант — Земля не является центром космоса, но космос гармоничен (Фи- лолай). 7. Программы, связанные с пониманием сущности жизни, природы души и её связи с телесностью: а) одухотворённость всего мироздания (натурфилософы, Платон, стои- ки); VS б) жизнь и дух присущи только органической природе (Аристотель); в) ком- промиссный вариант — душа состоит из особых атомов (атомисты). Эти программы нашли отражение в современных острых дискуссиях о происхождении жизни, взаи- мосвязи сознания и мозга (так называемая проблема mind-body), а также о введении сознания наблюдателя как соединительного звена между квантовым миром и миром культуры. Методологические программы Античности 1. Формирование рефлексивного критического мышления, начало которому положили натурфилософы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), создав прин- ципиально новую «связку» учитель — ученик, когда ученик получил право критико- вать взгляды учителя, а учитель инициировал ученика на разработку новых идей; 2. Выделение специфических отличий теоретического мышления от обыденного опыта в элейской школе («эпистеме» и «докса», апории Зенона, мысленный эксперимент); 3. Программа методологии различения первичных и вторичных качеств объекта, «ис- тинного и тёмного знания» (школа атомизма); 4. Становление диалектики как метода исследования природы (Гераклит) и метода ве- дения научной дискуссии (майевтика Сократа, Платона); 5. Теоретическое моделирование: а) процесса научного творчества как коммуникативной практики ученых (диалектика Платона) и б) логически последовательного изложения научных результатов (аналитика Аристотеля); 6. Программы тематической классификации наук Платона (эмпирические, теоретиче- ские, диалектика), Аристотеля (теоретические, творческие, практические), Боэция (так называемый тривий: грамматика, диалектика, риторика; и так называемый квад- ривий: арифметика, геометрия, астрономия, музыка); 7. Методология различения гуманитарного и естественнонаучного знания (софисты); 8. Программа методологического сомнения и скептицизма (принципы классификации «троп» в школе пирронистов); 50 9. Методологические аспекты средневековой дискуссии о соотношении сущности и су- ществования (проблема доказательства существования бога , Ансельма Кентерберий- ского и Фомы Аквинского); 10. Методология определения статуса универсалий, то есть наиболее общих понятий (но- минализм, реализм, концептуализм) и методологическое значение «бритвы» У. Окка- ма; 11. Программа генезиса теории двух истин в Восточной философии и её трансформации в метафизике средневековой Европы; 12. Программа различения иллюминативного знания (Сигер Брабантский) и схоластиче- ского метода (логические парадоксы — «Буриданов осёл», «Бог и пустота», «Бог и камень»). Содержание каждой программы может быть детально раскрыто на основе самостоя- тельной проработки и анализа соответствующего материала по истории философии (!) Дисциплинарные и образовательные программы Античности: Можно выделить становление следующих научных программ, а также наиболее выдаю- щихся учёных: • физика (Эратосфен, Гераклит Понтийский), • математика (Фалес, Пифагор, Платон, Филолай, Евклид, Диофант, Папп, Боэций), • механика (Архимед, Герон Александрийский), • астрономия (Аристарх Самосский, Гиппарх, Клавдий Птолемей), • биология (Анаксимандр, Эмпедокл, Аристотель), • оптика (Евклид, Архимед), • медицина (Гиппократ, Алкемеон), • география (Страбон), • история (Гесиод, Геродот, Ксенофан, Диоген Лаэртский, Плутарх). (Это все была Античность, но в вопросе есть ещё Средневековье. . . .) В Средние века, как пишет академик П.П. Гайденко «подготавливается целый ряд пред- посылок науки Нового времени: понятия пустоты, бесконечного пространства, бесконечного движения по прямой линии, а также требование устранить из объяснения, даже живой при- роды, телеологический принцип и ограничиться действующими причинами». Под физикой понималась в основном наука о движении в духе Аристотеля. Рассматри- вались причины его возникновения и уничтожения, а также качественные формы движений в подлунном и надлунном мирах. Отметим также симбиоз научного и магического в астрологии, алхимии, ятрохимии того времени. (P.S. Далее нужно немного порассуждать на тему магии, астрологии, волшебства, эликсира жизни, философского камня, оборотного зелья, в духе «Возьмем 3 унции ртути и прибавим к ним 5 унций злости», если Вы человек с фантазией или играли в компьютерные игры, то Вам точно не сотавит труда это сделать) Итак, в плане методологии: Общими характеристиками средневековой науки явились: 51 1. универсализм — всё мироздание есть божественное творение; 2. символизм — вещи существуют не сами по себе, а являются знаками, символами боже- ственной мудрости, для приобщения к которой необходим герменевтический анализ; 3. иерархизм — мироздание не однородно, а устроено по принципу от низшего к высшему, то есть по степени близости к божественному началу; 4. телеологизм — каждая вещь и всё мироздание в целом имеют определённое предна- значение, направляются к определённой цели, ведомой только Богу. ЧТО ИНТЕРЕСНО В организационном плане важным креативом стала иерархическая структура универси- тетского образования и управления образовательным процессом. Именно в эпоху Средневе- ковья формируются хорошо известные в настоящее время понятия — студенты, бакалавры, магистры, доценты, деканы, ректоры. В практику образования входят систематические кон- трольные работы, тесты, экзамены, защита дипломов и учёных степеней, присвоение учё- ных званий и др. В средневековых университетах сформировался единый язык будущей науки — латынь. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ Философские парадигмы рациональности и общефилософский метод критического рационализма явились основой для формирования первых исследова- тельских научных программ, которые можно классифицировать на тематические, мето- дологические, дисциплинарные и образовательные. Данные программы, возникнув в Ан- тичности, не прерывались и в эпоху Средневековья, хотя темп их развития существенно снизился. Был наработан также концептуальный аппарат, который впоследствии оказался необходимым для дальнейшего развития науки. 1.18 Научная революция XVII–XVIII вв. и становление механиче- ской картины мира. ( Яковлев стр 75) Научная революция XVII–XVIII вв. знаменует переход от социокультурной парадигмы антропоцентризма к парадигме наукоцентризма. Как считает известный историк науки В.С. Кирсанов, в результате революции наука возникла сразу во взаимосвязи всех составляющих: теоретического знания, его логического обоснования и математического описания, экспериментальной проверки, социальной струк- туры с сетью научных коммуникаций и общественным применением. Это было первое пря- мое и систематическое «вопрошание» природы. |