Философия. Философия_ответы. Билеты для кандидатского экзамена по истории и философии науки в группе Хмелевской
Скачать 2.28 Mb.
|
Общее расширение культурного горизонта Европы → расширение круга образованно- го населения. 4. Религиозные причины: Прежде всего, ослабление официальной религии (католициз- ма): то, что было незыблемым в Средние века, стало подвергаться сомнению. И не только со стороны гуманистов (Лоренцо Вало), но и среди самих религиозных деяте- лей пошли разногласия, уличали пап, папы очень рьяно боролись за власть. Начала раздражать помпезность католической религии, церковь владела землями, накапли- вала богатства, торговала индульгенциями. Это привело к появлению реформации (лютеранство, кальвинизм). Появилась новая степень свободы для человека, размыш- лять куда ему примкнуть, человек в результате этого становится более свободным. На реформацию появляется контрреформация (орден иезуитов, инквизиция, индекс запрещённых книг). Сложилась ситуация, когда юг Европы остался католическим, а север Европы стал центром реформации. Реформаторы провозглашали отход от неко- торых важнейших церемоний и постулатов католицизма. Изменилась трактовка бога, бог не через церковь, а бог в душе каждого, некая мистическая вещь, есть в тебе ве- ра — всё, никакая церковь тебе не нужна. Критерий божьей благодати — успех твоей реальной жизни. Здесь перечислены основные причины, существуют разные мнения на тему того, как комбинация этих причин и факторов послужила катализатором столь уникального и быст- рого развития Европейской Цивилизации в Эпоху Возрождения. Роль искусства Живопись. Появляется раньше науки. Такие великие фигуры, как Рембрандт, Микеланджело, Ти- циан, Рафаэль, Леонардо Да Винчи сыграли большую роль в гуманизации Европы. Резкое изменение в сфере искусства, с позиции гуманизма (человечности): то, что было в Греции. Возродив традицию изображения человеческого тела, вносят новое, (например станковую живопись) в античности (расписывали соборы, здания, мозаики различного рода). У евро- пейцев появляются картины как сами по себе, которые имеют собственное самодостаточное значение. Появляется проблема: как писать, появление правил (Леонардо Да Винчи: мате- матический подход к искусству, правила золотого сечения, пропорций, перспективы). Литература. XIV в: Данте Алигьери «Божественная комедия» критика католической церкви. Судьба не предопределена рождением в определенном сословии, а зависит от стремления человека к знаниям. Ещё один важнейший элемент искусства — лирическая поэзия. (Петрарка — образец, сонеты прекрасной даме). Образ женщины из Средневекового «сосуда зла», «слуга дьяво- ла» → символ любви, света, материнства. Художники и Скульпторы: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микелянджело: образы женщин-мадонн. Идеи Ренессанса 1. Антропоцентризм: 28 онтологический — человек является венцом Вселенной, но это просуществовало только до Коперника; аксиологический — человек — самоценность, ослабление связи человека с церковью; эпистемологический — «есть много всего непознанного, но нет ничего непознаваемого», нет границ мира, следовательно, нет границ познания и познание — богоугодное дело; прагматический — на основе познания управлять своей судьбой, к античным фатум — судьба, рок прибавляется фортуна. Самоценность индивидуальной жизни. 2. Появление теорий государственного устройства. Макиавелли — на основе частной собственности, исконная природа человека — эго- истическая, и вывод, что нет общей морали, человек призван защищать и заботится только о самом себе, тем более это касается политиков. Отделяет политику от мора- ли. Правитель — хитрый как лисица и свирепый как лев. Цель правителя захватить и удержать власть. Выдвигает тезис: сила — основа права. Нет универсальных за- конов, любые законы делаются теми, кто обладает реальной властью и богатством в обществе. В ответ появляются утопии Томаса Мора и Кампанеллы, где наоборот устройство государства ставится в зависимости от общественной собственности, от уравненитель- ного распределения продуктов деятельности, и облегчения самой трудовой деятельно- сти благодаря технике. Появляются произведения, которые свидетельствуют о новом уровне сознания — ирония, сарказм по отношению к власти и системе общественного устройства (Эразм Ротердамский «Похвала глупости», в саркастической форме гово- рит, что глупость важная и ценная вещь) и Мишель Монтень подвергает сомнению достижения науки схоластики. Позволило раскрепостить сознание человека и далее мы видим обращение к научно-естественным идеям. 3. Гуманизм Понятие гуманизма становится центральным и важнейшим в философско-этической литературе → рождение гуманитарных наук. Суть понятий: человечность, человеко- любие состоит в обращении к человеку, как венцу мироздания. Человек не может быть не прекрасным и не совершенным. Благородство человека определяется не происхождением, а свойством его души. Доб- родетель исходит из природы человека и требует развития через образование и вос- питание. Вместо религиозного «человеческое тело — темница души» гуманисты возрождают восхищение природной красотой и совершенством человека. Лоренцо Вала («О наслаждении») Пико дела Мирандола («Речи о достоинстве человека») Джаноццо Монетти («О достоинстве и превосходстве человека») Главный императив гуманистов: «Помни о жизни» Краткие выводы (Основная идея ренессансной философии — идея гуманизма, противо- стоит в мировоззренческом плане теизму. На основе идеи гуманизма сформировалась па- радигма антропоцентризма. (человек — центр мироздания). Человеком надо восхищаться и возвышать его достоинства. Появляются первые кружки, потом академии. Первый период ренессанса связан с гуманитаристикой, всё внимание направлено на переводы античных ав- торов. Второй период — переход к естествознанию, как со стороны отдельных философов. Отметили позитивные идеи Николы Кузанского и Джордано Бруно. Существенно ослабили влияние церкви на мировоззрение современников. Главный вывод, что ренессанс оказался 29 фундаментом для построения новой науки, стремление вернуться к прошлому: грекам и их науке, привело к тому что появляется новая установка — наукоцентризм, если бы не было внутреннего раскрепощения человека, его творчества, то не было бы столько ученых и классической науки. 1.9 Общенаучные методы и принципы. Критический рационализм как специфическая черта научного метода. ( Яковлев стр 17–19, 23–24) В ходе истории формировались различные философские картины мира, определяющие содержание основных понятий, или, как их называют, универсалий культуры. Данные уни- версалии выражают (исторически изменяющееся) восприятие природы и её атрибутов: вре- мени, пространства, движения, причинности, случайности и др. Исторически формируются также соответствующие общенаучные принципы и методы исследований. Различают следующие философские картины мира: • космизм (Античность) • креационизм (Средневековье) • антропоцентризм (Возрождение) • наукоцентризм (Новое Время) • (В настоящее время экоцентристская философская картина мира) Каждая картина мира основывается на определённых принципах. (Например, принци- пы — мир состоит из неделимых атомов; их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; атомы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени — определили механическую картину мира) В истории развития науки принято выделять следующие научные картины мира: Аристотелевская картина мира → вторая половина XVII века Механическая (ньютоновская) → конец XIX века Электродинамическая → первая половина XX века Квантово-релятивистская Переход от механической к электродинамической в конце XIX века, а затем в первой половине XX века к квантово-релятивистской физической картине мира, был связан с из- менением системы онтологических принципов физики. Это пересмотр принципов недели- мости атомов, существования абсолютного пространства-времени, лапласовского принципа причинности. В настоящее время говорят о формировании новой информационной картины мира, свя- занной с последними открытиями в космологии и физике: тёмной материи, тёмной энергии, эффекта «разбегания галактик с ускорением», понятия «Мультиверса», переосмысления ро- ли прибора и сознания наблюдателя в квантовой физике и др. Философская классификация принципов современной науки: 1. Мировоззренческие принципы: признание объективности мира, его единства и изме- няемости, существование законов, их познаваемости и др. 2. Общенаучные принципы: сохранения, дополнительности, симметрии, причинности, инвариантности и др. 30 3. Конкретно-научные принципы: инерции, неопределенности, относительности, нело- кальности, несепарабельности и др. Природа философских и научных принципов остается неопределённой. Открыта дискус- сия на тему: «Являются ли эти принципы априорными? Которые открываются с помощью опытов и расчетов, но сами от них не зависят или это лишь теоретические конструкты, которые относительны и изобретаются в зависимости от решаемых проблем.» Принятая в философии классификация научных методов: Главнейшая парадигма рациональности проводит демаркационную линию между фи- лософией, наукой и религией. Греки сделали вывод о том, что может быть другой тип исследования, опирающийся на разум. Цепочка учитель — ученик претерпевает существен- ное изменение. Учитель в религии — основное, и чем древнее его идеи, тем правильнее. Любое отклонение от того, что написано в сакральных текстах является фактически ере- сью. Смысл религии как формы сознания состоит в том, чтобы канонизировать нечто и следовать этому беспрекословно. Философская парадигма рациональности принципиально изменяет положение вещей: допускается и поощряется критика, ученик инициируется с самого начала, чтобы он пошёл дальше своего учителя. На первом месте стоит дискус, принимается постулат о том, что ученик и учитель на равных, отличие в том, что учитель обладает большим количеством данных суммарных, но ученик может выдвигать новые идеи. Основа этой парадигмы — отделить совершенно новый вектор исследований, который опирается на то, что называется критическим рационализмом. Критический рационализм «Ко всему нужно подходить критически, с точки зрения ра- зума» — это квинтэссенция философского и научного методов. С помощью него выявляется и осмысливается проблема взаимосвязи: Чувственно воспринимаемое → умопостягаемое. Формируется рефлексивное мышление, связка «учитель-ученик», когда ученик имеет право критиковать учителя. Происходит отличие обыденного мнения («докса») от научного знания («эпистемо»), обыденного опыта от теоретического мышления. (P.S. Тут в продолжение рассуждений можно (нужно?) перечислить остальные методо- логические программы Античности из 17 вопроса , где 12 пунктов, хотя бы несколько: диа- лектика, как метод исследования; различие первичных и вторичных качеств объекта. . . .) 31 1.10 Философские проблемы современной науки. Предмет и осо- бенности. ” История науки без философии слепа, а философия науки без истории пуста — И. Лакатош “ ( Яковлев стр 15–17) Философские размышления о науке появляются вместе с возникновением науки. Однако в качестве целостного направления философия науки появляется лишь в середине XIX в. и проходит различные существенно различающиеся этапы. Введём определение: «Философия науки — это рефлексия над основаниями науки в це- лом, фундаментальными проблемами отдельных дисциплин, а также взаимосвязями науки и других областей социокультурного творчества». Иначе говоря, речь идёт об осмыслении науки как подсистемы в системе культуры и в контексте исторического развития научной деятельности. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания. Философия науки необходима как для отбора фактического материала из ис- тории науки, так и для разработки методологии исследования эпистемических элементов науки. («эпистеме» — научное знание). По мнению В.С. Стёпина (советский и российский философ и организатор науки, специ- алист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры, истории науки. Яковлев его часто цитирует), можно выделить три главных компонента ос- нований науки: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские осно- вания науки. Все они изменяются в ходе истории, и каждый из них имеет свою внутреннюю структуру. При этом выделяется двойная функция философских оснований науки — быть эвристикой научного поиска и средством адаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам. Общефилософские установки на осмысление природы научного знания, его критериев и идеалов можно сгруппировать следующим образом: • эссенциализм — феноменализм, • номинализм — концептуализм — реализм, • рационализм — эмпиризм, • априоризм — апостериоризм, • конструктивизм — объективизм. В общеметодологическом плане выделяются диахронный (исторический) и синхронный (логический) подходы к науке, а в философии науки используются два наиболее распро- странённых метода исследований: экстерналистский, иначе говоря, определение влияния социокультурных факторов на генезис и развитие науки, и интерналистский, то есть выяв- ление внутренней логики развития и смены научных теорий. 32 Философские принципы классификации современной науки на основе синхрон- ного (логического) подхода проводятся по следующим направлениям: • Степень влияния на общество и количественные параметры: малая наука — большая (с середины XX в. под большой наукой как правило понимают ту науку, которая фор- мировалась уже после Второй Мировой войны, когда появились проекты так называ- емых комплексных научных исследований. А малая наука — это по определению всё то, что существовало до большой науки, там был дисциплинарный подход, каждый занимался только своим делом и не лезли в дела соседнего); • Методы исследований науки: номотетические (генерализирующие, науки, пытающи- еся установить общие мировые закономерности, практически всё естествознание и прежде всего физика; ещё есть логикоматематические науки, теоретическое естество- знание) — идиографические (описывающие науки, или идиографические науки, где важнее не элемент установления общей закономерности, а стремление понять, осмыс- лить в том или ином историческом контексте те или иные события ); • Объекты исследований: науки естественные — гуманитарные — когнитивные — фор- мальные; • Значение и использование знания: науки фундаментальные — прикладные, среди ко- торых в настоящее время выделяется комплекс био-нано-инфо-когито-наук. Основные направления философии науки Основные отличия современной науки от других форм духовных, теоретических практик: 1. выход исследований в новые миры (микро- и мега-), за сферу обыденного опыта; 2. концептуальный аппарат, базирующийся на логико-математических дисциплинах; 3. обоснованная методология проводимых исследований и используемых принципов; 4. акцентирование внимания на проблемах, вытекающих как из внутренней логики раз- вития науки, так и значимости их решения для социума; 5. принципиально новая материально-приборная база, которая сама становится особым объектом научных исследований; 6. появление и бурное развитие новых направлений: технонауки, эконауки, эргонауки и мониторинговой науки, решающих проблемы оптимально эффективного и макси- мально комфортного существования человека в окружающей природной и социальной среде; 7. глобализация и стандартизация на научной основе процесса подготовки кадров с це- лью создания общества, основанного на экономике знаний. P.S. Оставила кусочек из написанных билетов про философию физики 33 Философия физики Особенности: Философия физики — часть философии науки. Но проблематика философии физики и проблематика философии конкретных наук отличаются от проблематики философии нау- ки. Например, позитивистов в первую очередь интересовала проблема структуры научного знания с его нюансами и связями. Постпозитивистов интересовало, как прирастает науч- ное знание. А философия физики в первую очередь интересуется основаниями физической науки и физического познания. Под основаниями можно понимать совокупность основных понятий, идей, принципов, законов, теорий и т.д. в физическом познании. Философские проблемы физики: 1. Проблематика, связанная с фундаментальными категориями (категории — наиболее общие понятия), «работающими» в физике (материя, пространство, время, движение, причинность, взаимодействие, случайность, структура и т.д.) 2. Проблематика, связанная с фундаментальными понятиями, старыми и новыми. На- пример, физическая бесконечность, многомерность, дальнодействие/близкодействие — старые; несепарабельность, квантовая корреляция, нелокальность — новые. 3. Проблематика, связанная с фундаментальными физическими теориями, а именно кван- товой механикой, теориями относительности, космологией: у всего этого есть свои философские проблемы. 4. Исследование фундаментальных принципов в физике, статуса физических теорий. Философские проблемы претерпевают эволюцию. Например, в XVIIв. философскими были проблемы природы тепла, природы электромагнетизма, свойства атомов, строение солнечной системы и т.д. В XIXв. к философии относили природу эфира, сущность элек- тромагнтиного поля, структуру атома, природу звёзд. . . Т.е. философов интересовали проблемы на переднем крае науки, по которым выдвига- лось много спорных гипотез и идей. Как только накапливался эмпирический материал и модели, это переходило в ведение соответствующих дисциплин. 1.11 Возможные границы научного познания. Вопрос по материалам Милова Ю. Обсуждение возможных границ научного познания связано с анализом его реальных и потенциальных пределов. Взгляд на возможности науки исторически менялся, и эта эво- люция была обусловлена, с одной стороны, уровнем развития самой науки, а, с другой, — социальным положением науки в обществе, её ролью в общественном разделении труда, в системе социальных ценностей. Дж. Хорган много и достаточно содержательно пишет о позитивных сторонах науки, тем не менее, в своей ставшей широко известной книге «Конец науки» он делает значитель- ный акцент на том, что фундаментальная наука себя полностью исчерпала. В настоящее время неизвестно никаких убедительных аргументов, тем более не известно ни одного дока- зательства в пользу приближения или наступления «конца науки». Все те аргументы Дж. |