Главная страница
Навигация по странице:

  • Группы гармонических сочетаний родственных цветов

  • Группы гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов.

  • Группы гармонических сочетаний контрастных цветов

  • Группы гармонических сочетаний нейтральных в отношении родства и

  • 4.2. Однотоновые гармонические сочетания

  • 4.3. Гармонические сочетания родственных цветов

  • 4.4. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов

  • 4.5. Гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов

  • Yuryeva_M_V_Tsvetovedenie (без защиты). Ц ветоведение


    Скачать 5.05 Mb.
    НазваниеЦ ветоведение
    АнкорYuryeva_M_V_Tsvetovedenie (без защиты).pdf
    Дата25.05.2018
    Размер5.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаYuryeva_M_V_Tsvetovedenie (без защиты).pdf
    ТипУчебное пособие
    #19644
    страница5 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    4.1.
    Построение хроматических сочетаний цветов
    Чтобы выявить основные закономерности построения цветовых гармонических сочетаний, прежде всего нужно привести в систему все цвета и их оттенки.
    Как отмечалось, естественной шкалой цветовых тонов является спектр солнеч- ного света, в котором цвета располагаются в определенной последовательности. При внимательном рассмотрении спектра можно заметить в его синем конце некоторую красноватость, а в красном – синеватость. Смешение крайних спектральных цветов
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    40 дает ряд переходных тонов пурпурных цветов. Если добавить эти пурпурные тона к спектру и замкнуть его в кольцо, то получится естественный цветовой круг с той же последовательностью цветовых тонов, что и в спектре.
    Исходя из эмоционального восприятия цветов, можно все цвета разделить на две группы – теплые и холодные. При этом из всех цветов выделяются четыре главных: желтый, красный, синий, зеленый. Только эти четыре цвета не содержат никаких примесей соседних с ними в цветовом круге цветов и оттенков.
    Если взять цветовой круг, построенный на основе главных цветов, расположив их по вершинам диаметров, то между ними образуются промежуточные цвета, полу- ченные путем смешения главных.
    На рис.П14 показан главный цветовой круг, разработанный В.М. Шугаевым [42].
    В основу построения главного цветового круга положены четыре цвета – желтый, синий, красный, зеленый. Все они являются нейтральными, поскольку каждый из них не содержит в себе никаких примесей других главных цветов. Располагаются в цветовом круге пары главных цветов (желтый и синий, красный и зеленый) на кон- цах двух взаимно перпендикулярных диаметров. Следовательно, они являются кон- трастными и дополнительными (цвета называются дополнительными, если при оп- тическом смешении дают ахроматический цвет).
    Главный цветовой круг является системой цветовых кругов, каждый из которых состоит из 24 цветовых тонов, по существу представляет собой проекцию цветового конуса на плоскость. Средний круг – главный – составлен из цветов наибольшей на- сыщенности. Два внутренних круга состоят из тех же цветовых тонов, но с посте- пенно убывающей насыщенностью. Два наружных круга по сравнению с основным характеризуются постепенным затемнением цветовых тонов. Каждый из 24 цвето- вых тонов состоит из пяти светлотно-теневых градаций. Подобный однотоновый ряд можно получить, если постепенно примешивать к любому хроматическому цвету белый или черный цвет.
    В 1865 году художник Рудольф Адамс изобрел аппарат для определения гармо- нических цветовых сочетаний – «хроматический аккордеон» [19]. «Цветовой аккор- деон» Адамса (рис.4.1) состоял из цветового круга, разделенного на 24 сектора, а каждый из секторов был разделен на 6 степеней по светлоте. К цветовому кругу бы- ли изготовлены пять шаблонов, в которых были симметрично вырезаны 2, 3, 4, 6 и
    8 отверстий по размерам секторов. Передвигая шаблоны с отверстиями, можно было получать различные цветовые комбинации, которые Адамс назвал «симметричными аккордами». При этом Адамс считал, что эти аккорды не обязательно могут полу- читься гармоничными, однако являются основанием для выбора различных гармо- нических сочетаний цветовых тонов.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    41
    Рис.4.1.
    «Цветовой аккордеон» Р. Адамса
    Рудольф Адамс сформулировал в 1865 году следующее основные принципы цветовой гармонии.
    1. В гармонии должны быть заметными по крайней мере первоначальные эле- менты многообразия цветовой области: красный, желтый и синий. Будь они нераз- личимы, как это было бы в черном, сером или белом цвете, то было бы единство без многообразия, т.е. количественное отношение красок.
    2. Многообразие тонов должно достигаться также через разнообразие светлого и темного и через изменения в цвете.
    3. Тона должны находиться в равновесии таким образом, чтобы ни один из них не выделялся. Этот момент охватывает качественные отношения и составляет цвето- вой ритм.
    4. В больших комбинациях цвета должны по порядку следовать друг за другом так, чтобы естественная связь по степени их родства имела место, как в спектре или радуге. В следовании тонов выражается движение мелодии цветового единства.
    5. Чистые краски следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех частях, на которые глаз в первую очередь должен быть направлен.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    42
    Теория гармонических цветовых сочетаний Адамса имела ценность для практи- ки живописи.
    На основе цветового круга можно выделить четыре основные группы гармони- ческих сочетаний, систематизированных В.М. Шугаевым [42]:
    - однотоновые;
    - родственных цветов;
    - родственно-контрастных цветов;
    - контрастных и дополнительных цветов.
    Новая теория гармонических сочетаний цветовых тонов (И.Н. Стор) основыва- ется на треугольнике гармонических сочетаний (см. рис.П15).
    Группы гармонических сочетаний родственных цветов.
    Гармонические соче- тания родственных цветов можно получить, сочетая цвета, расположенные по сто- ронам треугольника и находящиеся в интервале между основным и промежуточным цветами.
    Используя модель расположения цветов в треугольнике, можно получить шесть групп гармонических сочетаний родственных цветов, которые включают следующие цвета:
    1) желто-оранжевый;
    2) оранжево-красный;
    3) красно-фиолетовый;
    4) сине-фиолетовый;
    5) сине-зеленый;
    6) желто-зеленый.
    Группы гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов.
    Соче- тания родственно-контрастных цветов можно получить, сочетая цвета, расположен- ные в половине треугольника, разделенного биссектрисой, так как на конце биссек- трисы лежит промежуточный цвет, дополнительный к основному.
    Используя модель расположения цветов в треугольнике, можно получить шесть групп родственно-контрастных цветов, включающих следующие цвета:
    1) желто-фиолетовый – красный – оранжевый;
    2) желто-фиолетовый – синий – зеленый;
    3) синий – оранжевый – красный – фиолетовый;
    4) синий – оранжевый – желтый – зеленый;
    5) красный – зеленый – желтый – оранжевый;
    6) красный – зеленый – синий – фиолетовый.
    К сочетаниям родственно-контрастных цветов можно отнести сочетания трех цветов – одного основного и двух промежуточных, расположенных по двум сторо- нам треугольника. По отношению к основному промежуточные цвета являются род- ственными, а между собой – контрастными. Это следующиетриады родственно- контрастных цветов:
    1) желтый – зеленый – оранжевый;
    2) красный – оранжевый – фиолетовый;
    3) синий – зеленый – фиолетовый.
    Эти триады родственно-контрастных цветов входят как составной элемент в пе- речисленные выше шесть групп родственно-контрастных цветов и могут называться лишь подгруппами.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    43
    Группы гармонических сочетаний контрастных цветов.
    Гармонические сочетания контрастных цветов можно получить, проведя биссектрисы из всех уг- лов треугольника. На концах биссектрис лежат взаимно дополнительные цвета к основным.
    Используя модель расположения цветов в треугольнике, можно получить три группы гармонических сочетаний контрастных взаимно дополнительных цветов, включающие следующие цвета:
    1) желтый – фиолетовый;
    2) красный – зеленый;
    3) синий – оранжевый.
    Группы гармонических сочетаний нейтральных в отношении родства и
    контраста цветов. Нейтральными в отношении родства и контраста являются чис- тые основные цвета, лежащие в основе треугольника, – желтый, красный, синий.
    Возможны следующие группы гармонических сочетаний цветов, нейтральных в от- ношении родства и контраста:
    1) желтый – красный;
    2) желтый – синий;
    3) красный – синий;
    4) желтый – красный – синий.
    Нейтральной в отношении родства и контраста колористическая гармония мо- жет быть лишь в том случае, если применяются цвета чистые, без примеси оттенков, в противном случае вступают в силу другие виды гармонии.
    Этот тип гармонии цветов, нейтральных в отношении родства и контраста, не только многие зрители, но и искусствоведы воспринимают как контрастный.
    Для желтого, красного и синего цветов это можно объяснить, видимо, тем, что синий и желтый цвета в смеси дают зеленый, который является дополнительным к красному цвету.
    Четвертый тип гармонии нейтральных в отношении родства и контраста цветов обладает несомненной художественной выразительностью и широко применяется в живописи, декоративно-прикладном искусстве, дизайне.
    Таким образом, новая нормативная теория гармонических сочетаний цветов при использовании геометрического образа множества цветов в виде треугольника включает 19 различных групп гармонических сочетаний цветовых тонов. Общее ко- личество возможных гармонических цветовых сочетаний зависит от числа интерва- лов – промежуточных цветовых тонов – и может варьироваться в достаточно широ- ких пределах.
    4.2.
    Однотоновые гармонические сочетания
    Однотоновые гармонии цветов (в литературе они называются также гармониями теневых рядов) (см. рис.П16) по сути очень близки к ахроматическим гармониям.
    Отличие заключается лишь в том, что основу гармонических сочетаний цветов со- ставляет какой-либо один цветовой тон, который в тех или иных количествах при- сутствует в каждом из цветов. Контрастируют же эти цвета только по светлоте и на- сыщенности.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    44
    Общий цветовой тон придает однотоновым сочетаниям цветов спокойный, уравновешенный характер.
    Рассмотрим теневой ряд одного из цветов в главном цветовом круге (см. рис.П14). В зависимости от задачи гармония может быть организована в разных светлотных диапазонах, например, 2, 8 – 14; 5, 8 – 11 и т.д. Примерами однотоновой гармонии являются рис.П17 – П23 [23].
    Если сопоставляемые цвета одинаково отстоят один от другого, сочетание пред- ставляет собой гармонию равноступенного контраста. Такое сочетание вызывает ощущение особого покоя, стабильности. Если цвета отделены один от другого раз- ными интервалами, контраст по светлоте и насыщенности выражается сильнее; ди- намические отношения между цветами вносят в композицию элемент активности, напряженности. В этом случае однотоновые гармонии называют гармониями дина- мического контраста.
    Обычно при организации однотоновой гармонии динамического контраста два выбираемых цвета должны отделяться небольшим интервалом; третий же цвет дол- жен находиться от первых двух на большом расстоянии. Именно поэтому третий цвет активно контрастирует с первыми двумя, а в композиции активно прочитывает- ся или светлый, или темный рисунок.
    Для однотоновых гармоний очень важно отношение площадей, занятых соче- таемыми цветами. В случае примерно одинакового распределения всех трех площа- дей утверждается идея статики. В случае контраста площадей естественно подчерк- нуть и контраст по светлоте и насыщенности.
    4.3.
    Гармонические сочетания родственных цветов
    К родственным цветам относят все промежуточные цвета одной четверти цвето- вого круга, включая один из главных цветов, их образующих (см. рис.П14). Главные цвета, расположенные рядом, не являются родственными, но каждый из них по от- ношению к промежуточным цветам, примыкающим к нему, может рассматриваться как родственный. Таким образом, родственные цвета объединяет наличие в них примесей одного из главных цветов.
    В цветовом круге имеются четыре группы родственных цветов: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные и сине-зеленые.
    Существующее мнение о том, что любые два цвета, которые в цветовом круге расположены рядом или близко отстоят один от другого, являются родственными,
    ошибочно. Убедиться в этом можно, сравнив две пары 4 – 6 и 6 – 8 из цветового кру- га (см. рис.П14). Если оба цвета первой пары образуют два главных цвета – желтый и красный, взятые в разных отношениях, то в цвета второй пары входит красный цвет при 17% желтого в одном случае и синего – в другом случае (желтый и синий являются контрастными). Ощущения, которые вызывают цвета обеих пар, не могут быть одинаковыми; цвета 6 и 8 родственными не являются.
    Гармонии родственных цветов основываются на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов. Примерами таких гармоний могут служить рис.П24 – П27.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    45
    Родственные сочетания цветов – это сравнительно сдержанная, уравновешенная, спокойная колористическая гамма, особенно когда они не содержат светлотных кон- трастов.
    Отличие цветов основывается не столько на разнице цветовых тонов, сколько на наличии примесей белого и черного цвета, что способствует гармонизации цве- тов. Под цветовой гармонией подразумевается цветовое равновесие, т.е. соотноше- ние цветов, при котором они не кажутся чуждыми один другому. Речь идет о зри- тельном равновесии одного из главных цветов, входящих в состав двух сопоставляемых цветов.
    Уравновесить один из главных цветов можно лишь при условии изменения
    (уменьшения) насыщенности того цвета, в котором количество главного цвета больше. Следовательно, гармония связана с изменением насыщенности и светлот- ных отношений.
    Возьмем, к примеру, цветовое сочетание желтый – оранжевый – оранжево- красный: желтый разбеливается сильно, оранжевый разбеливается чуть меньше, оранжево-красный остается – в результате количество желтого в трех цветах ста- новится примерно одинаковым. Эту же задачу можно решить с помощью черного цвета.
    Не случайно сочетание родственных цветов одинаковой насыщенности – явле- ние редкое. Композиции, построенные по этому принципу, хотя и смотрятся броско, но характеризуются некоторой грубостью колорита. Чаще на практике встречаются затемненные или высветленные насыщенности родственных цветов.
    Гармонии родственных цветов возникают не только тогда, когда количество главного цвета в сочетаемых компонентах одинаково. Существуют иные отношения количеств главного цвета в сочетаемых компонентах (1:2, 2:3, 2:4 и т.д.). Важней- шим условием гармонизации цветов являются пропорции и форма площадей, зани- маемых сочетаемыми цветами. Наибольшая гармонизация выбранных цветов дости- гается путем добавления или уменьшения примесей белого и черного в выбранных цветах с одновременным изменением их количества по площади.
    4.4.
    Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов
    Сочетания родственно-контрастных цветов представляют самый обширный вид цветовой гармонии.
    В системе цветовых рядов родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Это теплые желто-красные, желто-зеленые, холодные сине- зеленые, сине-красные, теплые желто-зеленые и холодные сине-зеленые, теплые желто-красные и холодные сине-красные цвета.
    Всего существует четыре группы родственно-контрастных цветов. Первая груп- па: желто-красные и желто-зеленые; вторая группа: желто-красные и красно-синие; третья группа: красно-синие и сине-зеленые; четвертая группа: сине-зеленые и зеле- но-желтые.
    На примере первой группы рассмотрим отношения цветов. Имеется некоторое количество общего желтого (это роднит цвета). Одновременно присутствует в жел-
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    46 то-красных цветах красный, а в желто-зеленых – зеленый контрастный и дополни- тельный красному цвет.
    Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов разных групп харак- теризуются повышенной цветовой активностью и сложностью (см. рис.П28 – П32).
    Далеко не все сочетания родственно-контрастных цветов в одинаковой степени гар- моничны. Особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, которые распо- лагаются на цветовом круге на концах вертикальной и горизонтальной хорд. Это объясняется тем, что между такими парами родственно-контрастных цветов сущест- вует двойная связь: они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов.
    Один вид цветовой гармонии может образовываться сочетанием цветов, распо- ложенных в вершинах вписанного в цветовой круг равностороннего треугольника. У этого треугольника одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру; в противостоящей указанной стороне вершине расположен главный цвет, контрастно-дополнительный тому главному цвету, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов. В каждой триаде цветов два родственно- контрастных цвета уравновешены двойной связью, объединяющей контрастирую- щие главные цвета. Третий главный цвет лучше затемнить или разбелить.
    Другой вид гармонических сочетаний трех цветов – два родственно- контрастных цвета и третий цвет – главный, объединяющий два первых цвета.
    Чтобы добиться большей гармоничности сочетания цветов данной триады, можно уменьшить количество чистого главного цвета его затемнением или высвет- лением.
    Еще один вид гармонических триад образуют цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников, при условии, что два катета соединяют пары родст- венно-контрастных цветов (катеты параллельны горизонтальному или вертикально- му диаметру).
    Сочетания четырех родственно-контрастных цветов образуются на базе вписан- ного прямоугольника, каждая из сторон которого связывает два родственно- контрастных цвета. Наиболее тесные и активные связи возникают между цветами, когда прямоугольник заменяется квадратом. Цвета, расположенные по диагоналям прямоугольника или квадрата, являются контрастно-дополнительными.
    4.5.
    Гармонические сочетания контрастных
    и дополнительных цветов
    Гармоническая уравновешенность цветовых тонов может быть обусловлена по- хожестью, родственностью их по цветовому тону (родственные цвета) или, наобо- рот, известной противоположностью, несходством (родственно-контрастные цвета).
    В таких сочетаниях цвета не связывает никакая степень родства, они расположены в противоположных четвертях цветового круга.
    Гармоничность дополнительных цветов уравновешивается их противоположны- ми антагонистическими качествами.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    47
    Поскольку дополнительные и контрастные цвета обладают наиболее полярными свойствами, их гармонические сочетания характеризуются наибольшей активно- стью, напряженностью и динамичностью (см. рис.П33 – П36).
    Для достижения гармонического сочетания контрастных цветов следует сначала выбрать исходный цвет, затем по цветовому кругу определить соответствующий ему контрастный цвет. При этом один цвет (исходный) лучше взять предельно насыщен- ным. Кроме того, рекомендуется брать цвета, сближенные по светлоте (активный светлотный контраст снимает цветовую напряженность). Третий цвет в сочетании может быть определен из теневого ряда любого из контрастирующих цветов.
    При гармонии контрастных и дополнительных цветов к обоим цветам или одно- му из них можно добавлять ахроматический цвет (белый или черный).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта