Yuryeva_M_V_Tsvetovedenie (без защиты). Ц ветоведение
Скачать 5.05 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Московский государственный институт электронной техники (технический университет) М.В. Юрьева Ц ВЕТОВЕДЕНИЕ Учебное пособие Утверждено редакционно-издательским советом института Москва 2010 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 2 УДК 73/76:004.92(07) Ю85 Рецензенты: канд. иск., проф. В.Е. Барышева; канд. пед. наук М.В. Дараган Юрьева М.В. Ю85 Цветоведение: уч. пособие. – М.: МИЭТ, 2010. – 172 с.: ил. ISBN 978-5-7256-0583-9 Изложены основы теории цвета, методы и способы построения цветовых соче- таний, базирующиеся на законах хроматической гармонии и принципах построения многоцветных композиций. Затронуты вопросы психологического воздействия цветосочетаний. Рассмотрены закономерности взаимного влияния цвета и формы, цвета и функции предмета, а также влияния освещения на цвет и его восприятие. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Дизайн», а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами использования цвета в дизайне. ISBN 978-5-7256-0583-9 © МИЭТ, 2010 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 3 Оглавление Предисловие ........................................................................................................................ 5 1. Цвет – это жизнь ............................................................................................................. 7 1.1. Человек и цветовая среда ....................................................................................... 7 1.2. Оправданная мера цветности ................................................................................ 9 1.3. Развитие цветовых систем ................................................................................... 11 2. Цветовые средства ....................................................................................................... 19 2.1. Изобразительные возможности тона .................................................................. 19 2.2. Трехтоновые ахроматические композиции ....................................................... 21 Упражнения ......................................................................................................................... 23 3. Общие сведения о цвете .............................................................................................. 25 3.1. Основные теории цветового зрения ................................................................... 25 3.2. Цветовое тело Оствальда ..................................................................................... 27 3.3. Смешение цветов .................................................................................................. 28 3.4. Контраст ................................................................................................................ 29 Упражнение .................................................................................................................. 32 4. Гармонические сочетания .......................................................................................... 33 4.1. Построение хроматических сочетаний цветов .................................................. 39 4.2. Однотоновые гармонические сочетания ............................................................ 43 4.3. Гармонические сочетания родственных цветов ................................................ 44 4.4. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов .......................... 45 4.5. Гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов .............. 46 Упражнения .................................................................................................................. 47 5. Принципы построения многоцветных композиций .............................................. 49 5.1. Гармонические системы цветовых рядов .......................................................... 50 5.2. Основные типы колоритов .................................................................................. 51 5.3. Цветовые закономерности композиции ............................................................. 53 Упражнения .................................................................................................................. 55 6. Семантика цвета ........................................................................................................... 57 6.1. Символика цвета ................................................................................................... 57 6.1.1. Красный цвет ............................................................................................. 57 6.1.2. Белый цвет .................................................................................................. 58 6.1.3. Черный цвет ............................................................................................... 59 6.1.4. Зеленый цвет ............................................................................................... 59 6.1.5. Желтый цвет .............................................................................................. 60 6.1.6. Синий цвет .................................................................................................. 60 6.1.7. Фиолетовый цвет ...................................................................................... 61 6.1.8. Пурпурный цвет ......................................................................................... 62 6.1.9. Серый цвет ................................................................................................. 62 6.1.10. Оранжевый цвет ...................................................................................... 62 6.1.11. Коричневый цвет ...................................................................................... 63 6.2. Ассоциативные обозначения цветов и оттенков (в прошлом и современности) ................................................................................................. 63 6.3. Характеристики психофизиологического воздействия основных цветов ...... 71 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 4 6.4. Свойства цветов, обусловливающие их психофизиологическое воздействие .......................................................................................................... 72 6.4.1. Иллюзорные свойства цвета .................................................................... 76 6.4.2. Психофизиологическое воздействие цвета ............................................. 76 6.4.3. Пространственное воздействие цвета ................................................... 79 6.4.4. Психологические особенности воздействия различных цветосочетаний ......................................................................................... 81 Упражнения ................................................................................................................. 82 7. Закономерности взаимодействия цвета с линейной и объемной формами ...... 83 7.1. Форма и цвет ......................................................................................................... 83 7.2. Цвет и линейные формы ...................................................................................... 85 7.3. Цвет и ограждающие поверхности ..................................................................... 87 7.4. Цвет и объемная форма ........................................................................................ 90 Упражнения .................................................................................................................. 91 8. Взаимодействие цвета и освещения .......................................................................... 92 8.1. Цвет при белом освещении ................................................................................. 93 8.2. Цвет при освещении цветным светом ................................................................ 96 9. Цвет и функция – их взаимосвязь ............................................................................. 97 Словарь терминов ............................................................................................................ 99 Литература ....................................................................................................................... 107 Приложение (цветные иллюстрации) ............................................................................ 109 PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 5 Предисловие Целью учебного пособия является раскрытие основ теории цвета, методов и спо- собов построения цветовых сочетаний, основанных на законах хроматической гар- монии. Пособие состоит из девяти глав и практических упражнений. Учебное пособие начинается с анализа влияния цвета на повседневную жизнь человека, истории развития цветовых систем в разные времена у различных народов, а также истории создания оптимально-удобной цветовой системы для работы ху- дожников и дизайнеров. Большое внимание уделяется цветовым средствам композиции, понятиям «тон», «взаимодействие светлот», «трехтоновость композиции», «цветовые про- порции». Кроме того, в пособии рассматривается общее понятие цвета, освещается теория восприятия цвета, исследуются качественные характеристики цвета и взаи- мосвязи основных характеристик, принципы смешения цветов, контрасты между ними. Рассматриваются теория гармонических сочетаний цвета и способы по- строения этих сочетаний, принципы построения многоцветных композиций с ис- пользованием систем цветовых рядов, основных типов колоритов и цветовых зако- номерностей. От теории ассоциативного восприятия цвета, сложившихся традиций и индиви- дуальных особенностей, психологии воздействия основных цветов и распространен- ных цветосочетаний осуществляется переход к закономерностям и взаимодействию цвета с линейной и объемной формами, влиянию членения формы на ее зрительное цветовое восприятие. Рассматривается также взаимодействие цвета и освещения, анализируются другие факторы, которые необходимо учитывать при создании ком- позиции, где свет является одним из ведущих элементов. Завершается пособие рас- смотрением взаимосвязи цвета и функции предмета, окрашенного цветом. Теоретический материал сопровождается практическими упражнениями. Большая часть иллюстрационного материала пособия составлена на основе студенческих работ. Наряду с этим используются другие источники заимствова- ния с обязательным указанием имени автора. Предмет «Цветоведение» рассматривается в пособии как дисциплина, необхо- димая для развития у студентов гармоничного цветовосприятия, а также выработки профессиональных навыков в использовании цвета. Основой материала учебного пособия является курс лекций (с практическими занятиями), прочитанных автором в течение десяти лет для студентов, обучающихся по специальности «Дизайн» в МИЭТ. PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 6 Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающих- ся по специальности 070601 «Дизайн», а также для широкого круга читателей, инте- ресующихся вопросами использования цвета в дизайне. PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 7 1. Цвет – это жизнь Прежде всего попробуем определить, что такое цвет. Многочисленные оценки феномена цвета и цветового видения можно свести к одному простому определе- нию: цвет есть совокупность психофизиологических реакций человека на световое излучение, исходящее от различных самосветящихся предметов (источников света) либо отраженное от поверхности несамосветящихся предметов, а также (в случае прозрачных сред) прошедшее через них. Таким образом, человек имеет возможность видеть окружающие его предметы и воспринимать их цветными за счет света – по- нятия физического мира, но сам цвет уже не является понятием физики, поскольку это есть субъективное ощущение, которое рождается в нашем сознании под действи- ем света. Очень точное и емкое определение цвета дали Д. Джадд и Г. Вышецкий в [14]: «… сам по себе цвет не сводится к чисто физическим или чисто психологическим явлениям. Он представляет собой характеристику световой энергии (физика) через посредство зрительного восприятия (психология).» 1.1. Человек и цветовая среда С древнейших времен цвет является для человека неисчерпаемым источником эмоциональных ощущений и эстетических переживаний. Без цвета мы не можем представить себе окружающий нас мир. Большую часть познаний о мире мы получа- ем, воспринимая цвет, который еще на заре цивилизации служил средством инфор- мации, символом определенных понятий. Использование цвета является показателем развития культуры общества и сейчас трудно назвать область человеческой деятельности, где бы не использо- вался цвет. Цвет оказывает влияние на условия жизни человека, облегчая или усложняя их. Поэтому, стремясь сделать цвет союзником, необходимо создавать цветовую гармо- нию той среды, в которой обитает человек, - это окрашенное определенным образом пространство, предметы обихода, одежда, продукты питания, освещение. Даже зву- кам люди придают те или иные цветовые характеристики. В художественной деятельности активно проявляется тенденция выведения цве- та за границы привычного применения: в изобразительном искусстве, театре, при- кладном искусстве. Цвет широко применяется в фотографии, кино, телевидении (че- го не было на заре возникновения этих видов искусства), часто обращаются к цветовой окраске звучания в музыке, с недавних пор используют эмоциональное воздействие цвета на человека в медицине, активно стал использоваться цвет и в компьютерных технологиях. Неисчерпаемые возможности цвета находят успешное применение в архитекту- ре и ландшафтном проектировании. Своеобразный характер использования цвета в виде цветовых плоскостей, красочных орнаментальных композиций, монументаль- PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 8 но-декоративных росписей, а также те или иные предпочтения в цветовых сочетани- ях являются основой различных стилей, оформившихся в разные эпохи. Изучая особенности человеческого глаза, ученые выяснили, что глаз способен различать от 10 тысяч до миллиона (по различным данным) цветовых оттенков, ко- торые могут давать нашим чувствам определенную направленность. С разным цве- том у людей всегда связаны различные представления, цвет может ассоциироваться с нашим самочувствием и настроением. Многие понятия «окрашены» цветом. Мы часто употребляем такие выражения, как «средь бела дня», «черная неблагодарность», «серые будни», «смотреть на жизнь сквозь розовые очки», «радужные мечты», «тоска зеленая» и т.п. Все эти выражения несут в себе определенные чувства, настроения. Цвет способен вызвать у нас раз- дражение, чувство радости, покоя, уныния, печали. Например, зеленый цвет успо- каивает, красный является раздражителем, фиолетовый вызывает ощущение печали. Цвет часто выступает в качестве символа, средства обозначения возраста, эстетиче- ских переживаний. Так, красный цвет означает «красивый, молодой», например, красна девица, красный молодец, Красная площадь; зеленый цвет – символ незрело- сти, например, молодо-зелено. Обобщая вышесказанное, можно выделить главное: цвет – это жизнь, и мир без красок представляется нам мертвым. Природа цвета может изучаться с различных позиций. Так, физики исследуют энергию электромагнитных колебаний и сущность све- товых квантов; возможность разложения белого света в цветовой спектр при его преломлении призмой. Они изучают смешение цветного света, спектры различных элементов, частоту колебаний и длину электромагнитных волн, воспринимаемых как различные цвета. Классификация цвета также относится к области физических изме- рений. Химики изучают молекулярное строение цветных минералов или пигментов, проблемы их устойчивости к выцветанию. Их интересуют процессы изготовления растворителей, связующих веществ и синтетических красителей. В настоящее время химия красок охватывает широкую область промышленных исследований. Однако современный интерес к цвету часто носит визуально-материальный ха- рактер и игнорирует смысловые и духовные переживания. А ведь цвет и излучаемая им энергия действуют на нас положительно или отрицательно, независимо от того, сознаем мы это или нет. Старые мастера в своих произведениях использовали цвет для создания мистической атмосферы, так как цвет переживается не только зритель- но, но и психологически, и символически. Современные психологи исследуют проблемы влияния цветового воздействия на нашу психику и душевное состояние. Символика цвета, его субъективное вос- приятие и различное к нему отношение также являются важными темами для психологов. Физиологи изучают разное воздействие света и цвета на наш зрительный аппа- рат – глаза и мозг, их анатомические связи и функции. При этом выявление особен- ностей приспособления глаза к свету и темноте, хроматического видения занимает в их исследованиях очень важное место. Живописцы, желающие постичь эстетическую сторону воздействия цвета, также должны владеть знаниями в области физиологии цвета. Наибольшее значение для PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 9 создания художественного образа имеют отношения между цветовой реальностью и цветовым воздействием, между тем, что воспринимается глазом, и тем, что возника- ет в сознании человека. Оптические, эмоциональные и духовные проявления цвета в искусстве живописи взаимосвязаны. Эффекты разнообразного воздействия цвета и возможность управлять ими яв- ляются основой эстетического учения о цвете. При этом проблемы субъективного восприятия цвета оказываются очень важными в художественном воспитании, ис- кусствоведении, архитектуре, а также в области рекламы, моды, дизайна [21]. |