Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнение 2.

  • Упражнение 3.

  • Упражнение 4.

  • Упражнение 5.

  • Упражнение 6.

  • 5.1. Гармонические системы цветовых рядов

  • 5.2. Основные типы колоритов

  • 5.3. Цветовые закономерности композиции

  • Yuryeva_M_V_Tsvetovedenie (без защиты). Ц ветоведение


    Скачать 5.05 Mb.
    НазваниеЦ ветоведение
    АнкорYuryeva_M_V_Tsvetovedenie (без защиты).pdf
    Дата25.05.2018
    Размер5.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаYuryeva_M_V_Tsvetovedenie (без защиты).pdf
    ТипУчебное пособие
    #19644
    страница6 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    Упражнения
    Упражнение 1. На листе бумаги формата А4 любыми кроющими красками (гу- ашь, темпера):
    • выполнить главный цветовой круг (см. рис.П14), основой которого являются основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый), расположенные по вершинам диаметров, и дополнительные цвета, расположенные между основными;
    • путем добавления к каждому из полученных цветов небольшой части белого получить внутренний круг с разбеленными оттенками;
    • добавив еще большее количество белого к каждому разбеленному цвету, полу- чить еще один внутренний круг, где цвета стремятся к белому;
    • вернуться к основному цветовому кругу и путем добавления к каждому цвету черного получить внешний зачерненный цветовой круг;
    • добавив еще большее количество черного к каждому зачерненному цвету, по- лучить самый внешний цветовой круг, где цвета стремятся к черному.
    Количество кругов может не ограничиваться пятью основными, а быть большим – как снаружи, так и внутри.
    Упражнение 2. На листах бумаги формата А4 любыми кроющими красками
    (гуашь, темпера) построить четыре однотоновые гармонии с использованием трех цветов одного цветового тона (контраст по светлоте и насыщенности).
    Рисунок произвольный с соблюдением пропорциональных отношений тонов.
    Примеры – рис.П17 – П23.
    Упражнение 3. На листах бумаги формата А4 любыми кроющими красками
    (гуашь, темпера) построить гармонические сочетания родственных цветов двух групп:
    • с применением ослабленных светлот и насыщенностей (ряды цветового круга 4 и 5, рис.П14);
    • с применением затемненных цветов (ряды цветового круга 1 и 2, рис.П14).
    Рисунок произвольный с соблюдением пропорциональных отношений тонов.
    Упражнение 4. На листах бумаги формата А4 любыми кроющими красками
    (гуашь, темпера) построить гармонические сочетания родственно-контрастных цве- тов четырех групп (разные светлотные отношения и насыщенности).
    Рисунок произвольный с соблюдением пропорциональных отношений тонов.
    Примеры – рис.П28 – П32.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    48
    Упражнение 5. На листах бумаги формата А4 любыми кроющими красками
    (гуашь, темпера) построить гармонические сочетания контрастно- дополнительных цветов (три-четыре цвета) разной насыщенности из разных чет- вертей цветового круга.
    Рисунок произвольный с соблюдением пропорциональных отношений тонов.
    Примеры – рис.П33 – П36.
    Упражнение 6. На листах бумаги формата А5 гуашью выполнить композиции с уравновешенными контрастными цветами: красный – зеленый, синий – оранжевый, фиолетовый – желтый.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    49
    5.
    Принципы построения многоцветных композиций
    Любая многоцветная композиция всегда представляет собой сложное явление в области искусства. Сложность заключается в эстетических закономерностях органи- зации произведения как целостной художественной системы. Когда перед художни- ком стоит задача выразить определенный художественный замысел, композиция яв- ляется средством, способом, с помощью которого он этот замысел реализует.
    Соблюдение в художественном произведении закона единства содержания и формы является условием его целостности. Только когда идейно-эмоциональное со- держание и художественная форма гармонично сочетаются, можно говорить о худо- жественном произведении.
    В своей практической работе над композицией художник вынужден решать, что является главным, а что второстепенным в создаваемой композиции, от чего нужно полностью или частично отказаться, а на чем акцентировать внимание.
    Цвет, общий колорит композиции – одно из главных выразительных средств, ко- торое обладает большой силой эмоционального воздействия на человеческие чувст- ва. Важно подчеркнуть, что выразительность и богатство колорита непосредственно зависят от хроматического контрастирования цветов. Чтобы получить богатый сложный цвет на отдельных участках композиции, следует локальный цвет как бы разложить на составные части, на оттенки, контрастирующие между собой (напри- мер, простой зеленый цвет может состоять из теплого и холодного, желтоватого и синеватого оттенков). Хроматический контраст можно выразить противопоставле- нием теплого и холодного или красноватого и зеленоватого оттенков цветов. Такой хроматический контраст цветов легко обнаружить в сочетаниях родственно- контрастных и контрастных цветов, причем как сильнонасыщенных, так и слабона- сыщенных. Сближение светлот сопоставляемых цветов усиливает проявление любо- го хроматического контраста. Светлотный контраст более активен по сравнению с цветовым. Активность светлотного контраста неизбежно ведет к ослаблению звуча- ния цветовых отношений, и данную закономерность следует иметь в виду.
    Если в композиции участвуют несколько звучных цветовых тонов, сближенных по насыщенности, для целостности колорита их целесообразно соподчинить по на- сыщенности, отдав при этом предпочтение одному из цветов. Очень важной пробле- мой является достижение взаимодействия цвета и формы. Необходимо обратить внимание на взаимодействие графических средств. Так, одни мотивы изображаются линиями, а другие – пятном. Одно из этих средств должно доминировать.
    Одним словом, чем сложнее композиция, чем больше разных выразительных средств участвует, тем более явным становится, что их организация должна руко- водствоваться законом соподчинения.
    В процессе создания колористического замысла используется один из двух спо- собов работы над эскизами: живописно-пятновой или графический. В первом случае художник движется от общего к частному – этот способ целесообразно применять при создании сложных многоцветных композиций. Во втором случае художник движется от частного к общему – работа начинается с выявления части, наиболее
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    50 существенной в композиционном отношении, которая постепенно дополняется дру- гими элементами второстепенного плана и колористическими деталями, развиваю- щими общую идею колорита.
    Объединение различных частей композиции средствами цвета особенно важно как композиционный прием в «разбросанных» композициях. Колористических тем в сложной композиции может быть две или три; в этом случае задача сводится к тому, чтобы организовать их, выявить зависимость одной темы от другой.
    В композиции важны также месторасположение цвета и направление цветовых пятен. Так, синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимо- сти от того, расположен он в верхней или нижней части картины, слева или справа.
    В нижней части композиции синий цвет тяжел, в верхней части он кажется легким.
    Темно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяже- лого, неминуемого и грозного, а в нижней части он кажется спокойным и само собой разумеющимся. Желтый цвет в верхней части производит впечатление легкости и невесомости, в нижней части он бунтует, словно в заточении.
    Одной из основных задач композиции является обеспечение равновесия цвето- вых масс.
    Существуют различные способы акцентирования направлений внутри простран- ства картины – горизонтальные, вертикальные, диагональные, круговые и их сочета- ния. Каждое направление имеет свой смысл. Горизонтальное направление подчерки- вает тяжесть, протяженность пространства и его ширину. Вертикальное направление является полной противоположностью горизонтальному и выражает легкость, высо- ту и глубину. Точка пересечения горизонтали и вертикали предстает акцентом. Оба направления носят плоскостной характер и при одновременном использовании соз- дают чувство равновесия, прочности и материальной устойчивости. Диагональные направления создают движения и развивают пространство в глубину. Круг, принад- лежащий к «циркульным» формам, заставляет зрителя концентрировать свое внима- ние и одновременно вызывает ощущение движения.
    Реализуя какой-то замысел всеми перечисленными способами создания цвето- вых композиций, нельзя отказываться от интуитивных ощущений и ограничиваться строгими правилами.
    5.1.
    Гармонические системы цветовых рядов
    Простейшей гармонической системой являются равноступенные цветовые ряды, хроматические и ахроматические, состоящие из любого различимого количества градаций и основанные на последовательном изменении одной из основных харак- теристик цвета при неизменности других при закономерном или бессистемном их изменении.
    Равноступенный ряд по цветовому тону, светлоте, чистоте и насыщенности – это простейшая закономерность, основанная на нюансном, ритмическом изменении од- ной из характеристик, воспринимаемая как целостное и гармоническое явление, как внешний признак эстетического качества.
    Даже один цветовой тон имеет много оттенков, разнообразие которых зависит от количества различимых градаций. Равноступенный цветовой ряд – это также про-
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    51 стейшая линейная гармоническая система соотношений, основанная на постоянном приросте раздражения. Каждый цветовой элемент в ней отличается от предыдущего на одну и ту же величину. Чем величина ближе к порогу восприятия, тем плавней переход от начального к конечному элементу, тем совершенней гармония целого.
    Эстетическое воздействие однотональных рядов можно наблюдать в любом по- мещении в виде изменений локального цвета уходящих в глубину пространства по- верхностей, происходящих под влиянием линейной, цветовой и воздушной перспек- тивы.
    Чтобы ясно понять особенности построения рядов, необходимо обратиться к цветовому кругу. Цветовой круг служит для построения многих цветовых сочетаний, помогает изучению цветовых явлений, определению величины цветовых контрастов и контрастных гармоний многочисленных цветосочетаний.
    Плоскость круга (см. рис.П37) содержит разные варианты построения гармони- ческих рядов с помощью смешения пигментов друг с другом. При смешении двух дополнительных тонов образуются два ряда: однотональный ряд по чистоте и насы- щенности с переходными градациями от оптимального тона через ахроматический в центре круга и двухтональный ряд с переходными градациями между двумя допол- нительными оптимальными тонами через ахроматический тон в центре круга. В цен- тре ряда всегда возникает темно-серый цвет, отчего все промежуточные оттенки здесь более темные, менее чистые и более насыщенные.
    Таких рядов в плоскости круга можно построить столько, сколько в нем можно различить цветовых градаций (см. рис.П37). И вся плоскость круга будет заполнена производными от насыщенных цветовых тонов, менее чистыми, менее насыщенны- ми и более темными.
    На рис.П38 представлены: двуцветная гармоническая система соотношений на плоскости, образованная последовательным смешением каждого из шести оттенков красного ряда с шестью оттенками желтого ряда (а), а также двуцветные гармониче- ские системы соотношений, образованные по методу смешения желтого и синего, красного и синего рядов (б, в).
    Каждую из таких производных можно получить еще и различными вариантами смешения двух дополнительных насыщенных цветов. Линии такого смешения со- ставляют новый трехцветный ряд с переходными градациями между двумя цветами через искомый цвет.
    Таким образом, цветовой круг включает четыре различных типа рядов: много- цветный, одно-, двух- и трехцветный по цветовому тону, чистоте и насыщенности
    (см. рис.П39).
    5.2.
    Основные типы колоритов
    Под колоритом в цветоведении принято подразумевать систему цветов, их соче- таний и взаимоотношений в произведении (искусства или дизайна), образующих эс- тетическое единство и выражающих какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    52
    Общий цветовой тон, который мы называем колоритом, может возникнуть даже совершенно случайно, помимо воли художника, и может быть присущ любому соче- танию цветов.
    Из истории живописи следует, что если локальный цвет обусловлен связью с предметным цветом, то колористическая трактовка цвета предполагает конкретно- чувственное его восприятие и эмоциональное переживание. Но одновременно с этим происходит, хотя это и кажется парадоксальным, некоторое умаление роли цвета.
    Пока цвет использовался локально, он был более заметен, ярок; большую роль игра- ла и символика цвета. При колористическом решении цвет, разделяя свою вырази- тельную и изобразительную роль с другими средствами художественной вырази- тельности, несколько стушевывается, становится менее заметным и броским.
    Можно сказать, что колорит есть там, где присутствует созвучие цветов, которое сообщает произведению настроение и определенным образом влияет на содержание.
    Колорит в основе своей предполагает такую гармонию цветов, которая выражает некое оптическое целое, но это ни в коем случае не монохромность. Колорит – это особое качество произведения; необходимым условием для его существования явля- ется особая живописная интерпретация цвета, т.е. не простая комбинация предмет- ных цветов, а система валерных отношений. В колорите свет и цвет выступают в не- разрывном единстве.
    О колорите всего произведения можно говорить в том случае, когда выполняют- ся следующие условия:
    • одинаковая степень чистоты или смешанности цветов произведения;
    • обобщающий налет какого-либо цвета;
    • «световая вуаль», т.е. все цвета одинаково насыщены.
    Все многообразие цветовых систем может быть сведено к нескольким типам ко- лорита [28]:
    • насыщенный – яркий;
    • разбеленный (высветленный) – холодный, теплый;
    • ломаный – серый;
    • зачерненный (темный) – тусклый, теплый, холодный;
    • классический – гармонизированный.
    В насыщенном колорите (см. рис.П40, П41) используется небольшое число ос- новных цветов – красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный. Число цветов может быть сокращено до двух-трех и расширено за счет промежуточных цветов.
    Главный признак колорита – максимально возможная насыщенность его элементов.
    Насыщенный колорит встречается:
    • в примитивных культурах;
    • народном искусстве и живописи примитивистов;
    • «городском фольклоре»;
    • искусстве «китча»;
    • детском творчестве;
    • агитационном искусстве и рекламе;
    • авангардной живописи (кубизм, футуризм, поп-арт, оп-арт);
    • детском, молодежном, спортивном дизайне;
    • искусстве народов южных стран;
    • искусстве стран Балтийского региона;
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    53
    • геральдике;
    • карнавальном искусстве.
    У живописцев и поэтов середины ХХ века монохромия в насыщенном колорите с доминантой чистого цвета обычно выражает крайне напряженное состояние пси- хики, острые эмоции на грани истерики.
    Разбеленный колорит (см. рис.П42, П43) – примесь белого цвета к цветам произ- ведения. Особенно развился в Средневековье – в одежде, архитектуре, скульптуре и прикладных искусствах. Затем возродился в XVIII веке в стиле рококо как проявле- ние сословности. Часто использовался художниками модерна.
    Ломаный (серый) колорит (см. рис.П44, П45) характеризуется преобладанием цвета с примесью серого. Такие цвета всегда усложнены, им трудно подобрать на- звание. В них есть тонкость и изящество, они соответствуют изысканным вкусам, приятнее изощренному зрению, чем чистые и разбеленные цвета.
    Зачерненный колорит (см. рис.П46) – примесь черного цвета к цветам произве- дения. Наблюдается там, где нет ясности, происходят трагические события, при изо- бражении старости, угасания, «черных мыслей» – коричнево-черные школы, живо- пись Караваджо, Рембрандта, Веласкеса и др. Темный колорит говорит об упадке живописного начала – художник избегает цвета и пишет «асфальтом» (середина
    XIX века, картины академистов). В прикладном искусстве немало примеров, когда используются черные фоны в большом количестве (японские ширмы и чернолако- вые изделия, русское декоративно-прикладное искусство: жостовские подносы, па- лехские, мстерские миниатюры, белорусские расписные коврики и пр.). В этих слу- чаях черное не пугает мрачными ассоциациями, напротив, выявляет жизнерадостность или изысканную красоту орнаментов и фигур [7].
    Классический колорит (см. рис.П47) – классическое искусство и связанное с ним реалистическое искусство Нового времени. В нем широко используются чистые цве- та, но эти цвета подвергаются гармонизации – в них всегда присутствуют примеси других красок или просвечивания нижних слоев при лессировочной живописи.
    Классический колорит соответствует способностям и потребностям нормального зрения: в нем есть хроматические краски, без которых человеку трудно жить, но эти краски не утомляют глаз яркостью и насыщенностью.
    5.3.
    Цветовые закономерности композиции
    Цветовые средства композиции – это первичный материал, и пока этот материал не преобразован в эстетическую систему, возможности остаются нереализованными.
    Придать хаосу порядок, управлять средствами соответственно поставленной за- даче можно, лишь опираясь на цветовые закономерности композиции. Познав их, легче разгадать тайны гармонии и феномен формирования художественного образа.
    Отбор средств и закономерностей в каждом конкретном случае сугубо индиви- дуален и подвластен содержанию, практическому и идейно-художественному.
    Цвета воспринимаются не сами по себе, а как природные свойства материально- го мира. В представлении людей они всегда связаны с определенными предметами, их формой, материалом, освещением, назначением и т.д.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    54
    Цвет всегда воспринимается в цветосветовой среде, во взаимосвязи с ней, под- вергается ее воздействию и сам на нее влияет.
    Цвет нельзя обособить от формы, которой он принадлежит, ее функций, пара- метров и материала. Реакцию на цвет и форму очень трудно рассматривать порознь, хотя цвет воспринимается почти мгновенно, а элементы формы несколько позже.
    Закономерности абстрактных цветосочетаний должны быть осмыслены и соот- несены с конкретными объемами.
    Другими словами, изучая эстетическое воздействие цвета, необходимо рассмот- реть закономерности его многосторонних связей, прямых и обратных, – это цвет и цветосочетания, цвет и свет, цвет и объемно-пространственная форма, цвет и мате- риал, цвет и функция. Цвета могут быть гармонизированы в любой группе, но чаще всего это делается на уровне цвета и цветосочетания без соотнесения с конкретными объемно-пространственными формами и без учета других групп взаимосвязей. Не- посредственно в работе необходимо учитывать взаимодействие цвета с формой, по- этому следует рассматривать сочетание цветных поверхностей или цветных форм.
    Все многообразие цветных поверхностей можно условно объединить в несколь- ко типовых форм: первая форма (см. рис.П48, П49) – непосредственное соприкосновение цветов с четко различимой границей между ними (выделяет характер членения поверхности, форму, очертание, рисунок и величину цветовых пятен); вторая форма (см. рис.П50 – П54) – соприкосновение цветов с размытой грани- цей (переход от одного цвета к другому через ряд промежуточных градаций); третья форма (см. рис.П55) – соприкосновение цветов с разделяющим контуром, как в цветных витражах; четвертая форма (см. рис.П52, П56) – соприкосновение фигуры и фона с четкой или размытой границей между ними на плоскости или в пространстве; пятая форма (см. рис.П57) – загораживание друг друга цветными плоскостями, расположенными параллельно на разном расстоянии от зрителя и создающими ил- люзию глубинности (стиль барокко – обманки, анфилады); шестая форма (см. рис.П58) – соприкосновение цветов, не имеющих общей гра- ницы, но воспринимаемых в пределах угла зрительного охвата (растяжка); седьмая форма – соприкосновение цветов, воспринимаемых последовательно, не попадающих в поле зрения (характерно для восприятия отдельных помещений, ко- торые зрительная память синтезирует в целостный зрительный образ (голубая ком- ната и т.д.)); восьмая форма (см. рис.П59 – П61) – особые виды сопоставлений, вызывающие эффект оптического смешения цветов. К ним относятся:
    • равномерное чередование различных цветных точек, как в цветной печати, технике пуантилизма или в некоторых видах обоев;
    • чередование параллельных разноцветных линейных форм и интервалов либо тонких близкорасположенных цветных линий;
    • переплетение мелких разноцветных сеток (в тканях, некоторых видах обоев).
    При определенных цветовых соотношениях впечатление цветового разнообра- зия и цветной активности может быть создано даже ограниченным количеством цве- тов. Можно также добиться ощущения яркости, пользуясь тусклыми цветами.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    55
    Чистота цвета заметно возрастает в окружении менее насыщенных, более тем- ных или контрастных цветов. Художникам хорошо известна разница между видом первого мазка краски на чистом холсте и тем, как он выглядит в окружении других мазков.
    При помощи специально подобранных соотношений цветов можно все цветовые элементы удержать в одной плоскости или создать впечатление криволинейности, лишить форму объемности или плоскость превратить в объем.
    От степени контрастности цветовых соотношений зависит характер восприятия композиции – мгновенный, как в плакате, или длительный, как в многоцветном ин- терьере.
    Именно цветовые соотношения могут предельно выражать различные состояния и оттенки чувств – напряжения или расслабленности, энергии или пассивности, воз- буждения или угнетения, душевного подъема или подавленности. Эти соотношения должны иметь закономерный и целостный характер, быть системой, свободной от случайностей.
    Поиски системы целостных соотношений основываются на общих закономер- ностях композиции, а также на структурных закономерностях цветосочетаний.
    К специфическим природным структурным закономерностям, свойственным собственно цветам и цветосочетаниям, относятся: одновременный и последователь- ный контраст цветов; гармоническая система рядов; условия объединения и расчле- нения цветов; цветовой контраст; цветовая гамма и цветовая тональность; психоло- гические особенности воздействия различных цветосочетаний.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта