Главная страница
Навигация по странице:

  • 6.2. Ассоциативные обозначения цветов и оттенков ( в прошлом и современности)

  • Yuryeva_M_V_Tsvetovedenie (без защиты). Ц ветоведение


    Скачать 5.05 Mb.
    НазваниеЦ ветоведение
    АнкорYuryeva_M_V_Tsvetovedenie (без защиты).pdf
    Дата25.05.2018
    Размер5.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаYuryeva_M_V_Tsvetovedenie (без защиты).pdf
    ТипУчебное пособие
    #19644
    страница8 из 14
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14
    6.1.11. Коричневый цвет
    Судьба коричневого цвета и его роль в культуре сходны с судьбой серого.
    В природе коричневый цвет распространен и ценится людьми. Это цвет глинистых почв. Коричневым цветом окрашены многие птицы и животные – носители драго- ценных мехов и кож.
    В древности и в Средние века этому цвету придавали негативный смысл. Корич- невые туники носили рабы в Древнем Риме. Для высшего общества этот цвет был запретным.
    В средневековой Европе этот цвет считался самым уродливым.
    Мастера стиля модерн выражали этим цветом настроение грусти, увядания, предчувствия смерти, усталости и тоски.
    В конце XX века коричневый колорит оставался чуть ли не обязательным для мастеров метафизической живописи и многих жанров прикладного искусства.
    6.2.
    Ассоциативные обозначения цветов и оттенков
    (
    в прошлом и современности)
    Антропологи Брент Берлин и Пол Кей в 60-е годы прошлого века обосновали теорию о том, что основных названий цвета в любом развитом языке всего один- надцать. По их мнению, существует семь стадий развития цветовой терминологии, отражающих последовательность появления каждого слова. Так, на первой стадии появляются только два базовых обозначения (белый и черный), на второй к ним при- соединяется обозначение красного цвета, на третьей – пятой стадиях добавляется по одному слову из трех: синий, зеленый и желтый (для разных языков последователь- ность развития этих трех цветообозначений может быть различной), на шестой ста- дии всегда возникает обозначение коричневого, а высшая, седьмая, стадия всегда оз- наменована появлением сразу четырех номинаций – розовый, оранжевый,
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    64
    фиолетовый и серый. В русском же языке, по мнению многих исследователей, к гамме основных наименований цвета следует причислить еще и голубой цвет.
    Однако с развитием языка происходит и развитие системы цветообозначений.
    К рубежу ХХ – ХХI веков в словарном запасе русского языка уже хранится множе- ство наименований для обозначения оттенков, например, голубого цвета: это и бер-
    линская лазурь, и блераймондовый, и бусый, и жандарм, и лазоревый, и таусинный, и электрик… И десятки других! Многие из таких цветонаименований ныне уже не употребляются или употребляются крайне редко, так что при чтении классической литературы нам приходится ломать голову над тем, например, что имел в виду
    И.С. Тургенев, сообщая в романе «Отцы и дети» о том, что «Павел Петрович вер- нулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цве- та»… Ибо в нашем сознании не укладывается, как это красивое может иметь дикий цвет… Тогда как прилагательное дикий в тургеневскую эпоху было именно цвето- обозначением, называло серый цвет со стальным оттенком или сочетание светло- серого и бледно-голубого.
    Сегодня же, с развитием рекламного бизнеса, число наименований цвета растет едва ли не с каждым днем. Разумеется, учесть все цветонаименования такого рода представляется задачей непосильной. Однако в словаре [16] Друговейко-Должанская делает попытку описать наименование цветов и оттенков, уже вышедших из повсе- дневного употребления, но встречающихся в литературных произведениях, а также наиболее употребительные из современных символических наименований цветов ав- томобиля и краски для волос и др., поскольку многие из таких слов перешли из тер- минологической сферы в разговорную речь, а затем и в литературные тексты.
    Далее приведено объяснение названий некоторых цветов и цветовых оттенков из
    [6, 16, 32].
    Авантюрин – промышленный цветовой оттенок (ПЦО) черного.
    Аделаида – красный оттенок лилового; по другим источникам, темно-синий. В
    40 – 50-х годах XIX века употреблялось в печати: встречается у Тургенева («цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида») и Достоевского («Так этот галстух аделаидина цвета? – Аделаидина-с. – А аграфенина цвета нет?»).
    Адреатика – ПЦО голубого.
    Адрианопольский – ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
    Адского пламени, адского огня – лиловый оттенок красного, или перламутрово- красный, или черный с красными разводами.
    Аквамарин – цвет морской волны (зелено-голубой) с преобладающим голубым оттенком.
    Алебастровый – бледно-желтый с матовым оттенком.
    Ализариновый – цвет красных ализариновых чернил.
    Альмандиновый – темно-вишневый.
    Альпийский – ПЦО белого.
    Акажу – цвет «красного дерева», от франц. аcajou.
    Амарантовый – цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия расте- ния «амарант» – красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец – красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.
    Аметист – ПЦО сиреневого.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    65
    Амиантовый – цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато- белый. Чаще всего – о цвете неба.
    Антилопа – ПЦО золотисто-бежевого.
    Афалина – ПЦО светло-зеленого с бирюзовым оттенком.
    Бакановый (баканный) – от «бакан» – багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.
    Багор – густо-красный с синеватым оттенком.
    Баклажан – ПЦО темно-фиолетового.
    Балтика – ПЦО синий с характерным глубоким оттенком.
    Барканский – один из оттенков красной гаммы (от баркан – плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа).
    Бистровый – густой коричневый, бурый (от бистр – прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).
    Бедра испуганной нимфы – оттенок розового. Возможно, возникло в начале
    ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет бедра нимфы – это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с приме- сью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мун- диров, но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицер- ский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский – «ляжкой испуганной Машки».
    Берилловый – по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
    Бисквитный – нежный серовато-зеленый.
    Бискр – цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
    Бисмарк-фуриозо – коричневый с красный отливом.
    Бисной – седой, серебристый.
    Бланжевый, или планшевый (от франц. blanc – белый) – кремовый оттенок белого.
    У Даля – тельный, телесный цвет.
    Блераймондовый – оттенок синего цвета (от франц. bleu – синий + имя Raymond).
    Блокитный – сине-голубой. По-украински «блакитный» – именно голубой.
    Блондовый – то же, что белобрысый (светловолосый, блондин).
    Болкатый – черный, темный.
    Бордоского вина – красно-фиолетовый.
    Бриз– ПЦО светло-зеленого с бирюзовым.
    Бристольский голубой – ярко-голубой.
    Брусничный – когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).
    Брусьяный, брусвяный – красный, багряный, цвета брусники.
    Брэнсолитеровый – оттенок коричневого.
    Буланый – серо-бежевый, желто-песочный или землисто-песочный.
    Бургундия – ПЦО красного.
    Бурнастый – то же, что бурый.
    Бусый – темный голубо-серый или серо-голубой.
    Вавилон – ПЦО серо-бежевого.
    Вайдовый – синий. Вайда использовалась вместо индиго.
    Валюта– ПЦО светло-серого со слабо выраженной примесью зеленого.
    Веселая вдова – оттенок розового.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    66
    Верблюжий – буровато-желтый.
    Вердепешевый – желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
    Вердепомовый – светло-зеленый, цвет незрелых яблок.
    Вердигри – зелено-серый, от франц. vert-de-gris.
    Вердрагоновый – [от франц. vert dragon – зеленый драгунский; зеленый цвет дра- гунской униформы; возможно другое понимание: dragon – дракон] – оттенок темно- зеленого.
    Вермильон – ярко-красный, цвета алой киновари, от франц. vermillion.
    Виктория – ПЦО ярко-красного.
    Винный – желтовато-красный.
    Влюбленной жабы – зеленовато-серый.
    Вороной – абсолютно черный (обычно о масти лошади). Вороная в загаре – ло- шадь, у которой концы волос отличаются по цвету: они как бы порыжели.
    Вороний глаз – черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
    Вощаный – цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
    Гавана – серый с оттенком коричневого, или наоборот.
    Гаити – или розовый, или ярко-синий.
    Гвоздичный – серый.
    Гелиотроповый – цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или жел- того цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
    Гиацинтовый – цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
    Гнедая масть – темно-рыжий.
    Голова негра – с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встреча- лись на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттен- ков получил такое название.
    Голубиной шейки – оттенок серого.
    Гороховый – серый или грязно-желтый.
    Гортензия – нежно-розовый.
    Гранат– темно-красный неметаллик с легким фиолетовым оттенком.
    Гридеперливый – жемчужный оттенок серого.
    Гуляфный – красный, цвета спелых ягод шиповника, но встречалось и определе- ние этого цвета, как розового.
    Гусиного помета (мердуа) – желто-зеленый с коричневым отливом.
    Двуличневый – с переливом, как бы двух цветов с одной стороны.
    Джало санто – желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
    Дикий, дикенький – светло-серый.
    Драконьей зелени – очень темный зеленый.
    Дроковый – желтый, цвет краски из цветка дрока.
    Дымный – устаревшая форма слова «дымчатый».
    Дюшес – ПЦО желто-зеленого.
    Жасмин– ПЦО белого с легким желто-зеленым оттенком.
    Жандарм – оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ века благодаря цве- ту жандармской формы.
    Жаркий – оранжевый, насыщенно-оранжевый.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    67
    Железный – примерно то же, что нынешнее «стальной».
    Жженого кофе – сложный оттенок коричневого.
    Жженого хлеба – сложный оттенок коричневого.
    Жиразол – молочный с радужным отливом, жиразол – старое название благо- родного опала.
    Жирафовый – желто-коричневый.
    Жонкилевый – цвет нарцисса.
    Зекрый – темный, светло-синий, сизый.
    Игуана – ПЦО зеленого (цвет бутылочного стекла).
    Изумрудный – темно-зеленый.
    Инкарнатный – цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.
    Ирис – ПЦО блекло-фиолетового.
    Искра – ПЦО красно-вишневого.
    Испуганной мыши – нежно-серый.
    Иудина дерева – ярко-розовый (Иудино дерево, или багряник, имеет ярко- розовые цветы).
    Какао-шуа – цвет горячего шоколада.
    Камелопардовый – желтовато-коричневый.
    Кардинал на соломе – сочетание желтого и красного (так французская аристо- кратия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об «ожерелье королевы»).
    Кармазинный, кармезинный – насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет ста- ринного тонкого сукна кармазина.
    Карминный, карминовый – оттенок ярко-красного.
    Кармелитовый, капуциновый – чистый оттенок коричневого.
    Касторовый – темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
    Кастрюльный – красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
    Каурый – рыжий с прожелтью (о масти лошади).
    Кипенный, кипенно-белый – белоснежный, цвет кипеня – белой пены, образую- щейся при кипении воды.
    Колумбиновый – сизый, от франц. colombin – голубь.
    Коралловый – красно-сиреневый.
    Кориандр – золотисто-коричневый.
    Коричный – то же, что коричневый.
    Королевский голубой — калька с англ. royal blue – ярко-голубой.
    Корсика – серо-зеленый.
    Кошенилевый – ярко-красный, слегка малиновый.
    Краплачный, краповый – ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски краппла- ка, добываемой из корня марены.
    Кумачовый – цвет кумача, ярко-красной хлопчатобумажной ткани.
    Купоросный – пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
    Кубовый – синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же – индиго).
    Куропаткины глаза – светло-красный.
    Лабрадоровый – цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
    Лавальер – желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтево- го, только в середине XIX столетия.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    68
    Лагуна – ПЦО сине-голубого.
    Лазурит – сине-фиолетовый.
    Лани (от названия животного) – желтовато-коричневый.
    Ламинария – ПЦО зеленого.
    Лесных каштанов – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
    Лилейный – нежно-белый, цвет белой лилии.
    Лондонского дыма – темно-серый.
    Лорд Байрон – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
    Лосинный – грязно-белый, цвета лосин.
    Лягушки в обмороке – светлый серо-зеленый.
    Магия – ПЦО темно-фиолетового.
    Магово-гуляфный – красно-розовый.
    Маджента – ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 году был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.
    Майский жук – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
    Майя – ПЦО розово-сиреневого.
    Мальборо – ПЦО красного.
    Маренго – серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при
    Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Напо- леона, по другим – ткани местного производства ручной работы были главным обра- зом темно-серого цвета.
    Маренго-клер – светло-серый.
    Марин, марина – цвет светлой морской волны, от франц. marine – морской.
    Маркизы Помпадур – оттенок розового. Маркиза принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в ре- зультате многочисленных экспериментов, назван в ее честь – Rose Pompadour.
    Массака – темно-красный с синим отливом. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака»: «На графине должно было быть масака бархатное платье».
    Медвежий (он же медвежьего ушка) – темно-каштановый оттенок коричневого.
    Медео – ПЦО голубого.
    Милори – темно-голубой, синий.
    Миндаль – ПЦО бежево-розового.
    Мираж – ПЦО серебристого с легким бледно-желтым или голубым оттенком в зависимости от освещения.
    Мов – розовато-лиловый.
    Мокрый асфальт – ПЦО серого.
    Монте-Карло – ПЦО ярко-синего.
    Мордоре, мардоре – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. На- звание происходит от франц. more dore – «позолоченный мавр». Этот цвет был осо- бенно модным в первой половине XIX века.
    Московского пожара – похож на цвет давленой брусники.
    Мурамный, муаровый – травянисто-зеленый.
    Мурена – ПЦО темного сине-зеленого.
    Накаратовый, накаратный – оттенок красного, «жаркий», алый; от франц. naca-rat.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    69
    Нептун – ПЦО темно-серого с синим.
    Нефритовый – насыщенный золотисто-желтый, как некоторые сорта чая.
    Облакотный – цвета облака.
    Оброщеный – багряный.
    Океан – ПЦО сине-фиолетового.
    Опатия – ПЦО охры.
    Орлецовый – красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.
    Опаловый – молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
    Орельдурсовый – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
    Осиновый – зеленый с сероватым оттенком.
    Офитовый – цвета офита, зеленоватого мрамора.
    Павлиний – синевато-лиловый.
    Палевый – розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille – «солома». Со- гласно Далю, палевый – соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
    Папирус – ПЦО серого с легким желтым оттенком.
    Парижская синь – ярко-синий.
    Парижский голубой – cветло-голубой.
    Парижской грязи – грязно-коричневый. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье «Картины Парижа».
    Парнасской розы – оттенок розового с фиолетовым отливом.
    Пелесый – темный, бурый.
    Перванш – бледно-голубой с сиреневым оттенком.
    Перловый – жемчужно-серый, от франц. perle – перл, жемчуг.
    Пирано – ПЦО красно-коричневого.
    Пицунда – ПЦО зелено-голубого.
    Померанцевый – апельсиновый с розовым.
    Порфирный, порфировый – пурпурный.
    Последний вздох жако – желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
    Плавый – светло-желтый. У Даля – изжелта-беловатый, бело-желтый, соломен- ного цвета.
    Празеленый – иссиня-зеленоватый.
    Праземный – цвета празема, светло-зеленого кварца.
    Примула – ПЦО блекло-желтого.
    Прюнелевый – оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовни- ка; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
    Пунцовый – ярко, густо или темно-алый (червчатый).
    Пюсовый – бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи – от франц. puce – блоха. Новый словарь русского языка описывает его как просто темно- коричневый.
    Ранжевый – то же, что оранжевый.
    Рапсодия – ПЦО сине-фиолетового.
    Резвая пастушка – оттенок розового.
    Редрый – бурый, рыжий, красноватый.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    70
    Розовый пепел – нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
    Савоярский – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
    Саврасый – светло-гнедой с желтизной.
    Сафари – ПЦОсветло-бежевого.
    Семги – оттенок розового.
    Селадоновый – серовато-зеленый.
    Сизый – цвет голубя, после просто синий.
    Силковый – голубой, васильковый.
    Сине-алый – темно-фиолетовый.
    Синетный – церковное слово, означающее «сплошь синий».
    Синявый – с синим отливом.
    Скарлатный – ярко-красный, от англ. scarlet.
    Слоновая кость – ПЦО бежево-желтого.
    Смурый – коричневый оттенок серого, грязно-серый.
    Соловый – серый. По этому цвету назван соловей.
    Сольферино – ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро- итало-французской войн в 1859 году.
    Сомо – розовато-желтый. Встречается в «Войне и мире».
    Старой розы – грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
    Стризовый – ярко-красный.
    Табачный – ПЦО зелено-коричневого.
    Талая вода – ПЦО бело-зеленого.
    Танго – оранжевый с коричневым оттенком.
    Таусинный – синий, от слова «павлин». Синевато-лиловый. Согласно Далю – темно-синий, согласно Новому словарю русского языка – темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты: тагашинный, тагашовый.
    Терракотовый – коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
    Торнадо – ПЦО красного.
    Триумф – вишневый металлик.
    Турмалиновый – темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.
    Фернамбук – изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.
    Фея – ПЦО голубого с легким сиреневым оттенком.
    Фисташковый – грязновато-зеленый.
    Фрез, фрезовый – цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно
    Новому словарю русского языка – розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise – земляника.
    Фуксии – насыщенный розовый.
    Цинковый – цвета цинка, синевато-белый.
    Чайная роза – ПЦО светлого бежево-розового.
    Чароит – ПЦО темного серо-фиолетового.
    Червчатый – смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
    Чермной – искрасна-рыжий.
    Чесучовый – цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
    Шампань – прозрачно-желтый, цвета шампанского.
    Шамуб – светлый рыже-коричневый, от франц. chamoi – верблюд.
    Шанжан – цвет с переливающимися оттенками.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    71
    Шарлах – ярко-красный, от названия краски.
    Шартрез – желто-зеленый.
    Шмальтовый – голубой, от названия краски, которую делали из толченого сине- го стекла (смальты).
    Экрю – цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.
    Электрик – цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.
    Электрон – ярко-голубой с прозеленью.
    Юбагрый (убагрый) – багровый, светло-багряный; светло-синий.
    Юфтевый – желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распростра- нен в первой четверти XIX века.
    Яхонтовый – красный, фиолетовый или темно-голубой.
    Даже в таком длинном списке невозможно перечислить все существующие цве- товые ассоциации, используемые художниками-дизайнерами. Важно уметь грамотно оперировать этими цветообозначениями при разработке цветовых решений проекта в той или иной области.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14


    написать администратору сайта