Главная страница
Навигация по странице:

  • Таблица 7.1

  • Цвет и объемная форма

  • Упражнения Упражнение 1.

  • Упражнение 2.

  • 8.1. Цвет при белом освещении

  • Yuryeva_M_V_Tsvetovedenie (без защиты). Ц ветоведение


    Скачать 5.05 Mb.
    НазваниеЦ ветоведение
    АнкорYuryeva_M_V_Tsvetovedenie (без защиты).pdf
    Дата25.05.2018
    Размер5.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаYuryeva_M_V_Tsvetovedenie (без защиты).pdf
    ТипУчебное пособие
    #19644
    страница11 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
    7.3.
    Цвет и ограждающие поверхности
    Все многообразие поверхностей, имеющих геометрический вид, можно разде- лить на плоскостные, выпуклые и вогнутые поверхности. Цветовое решение каждой из них имеет свои особенности, но и характер поверхности влияет на восприятие цвета. Очертания каждой из ограждающих поверхностей обычно простое – в виде
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    88 прямоугольника, квадрата, трапеции, треугольника, круга, полукруга и другой гео- метрической фигуры. Для выявления формы полихромия может подчеркнуть осо- бенности геометрического вида пола, стен и других поверхностей интерьера:
    • одноцветной равномерной окраской всей плоскостной поверхности в преде- лах ее границ –при освещении рассеянным светом, а выпукло-вогнутой поверхности – при боковом освещении;
    • контрастным соотношением цвета поверхности по одному или по нескольким свойствам с прилегающими цветными поверхностями;
    • интенсивным цветным контуром, повторяющим очертание поверхности;
    • контрастным соотношением цветных материалов и способов отделки поверх- ности и прилегающих поверхностей.
    С помощью этих приемов полихромии можно значительно повысить вырази- тельность таких свойств формы, как целостность и статичность квадрата, направлен- ность прямоугольника, устойчивость трапеции и треугольника, замкнутость круга.
    Среди основных свойств цветов и особенностей их психофизиологического воз- действия без труда можно отыскать характеризующие перечисленные свойства формы.
    С помощью цвета можно многими способами членить поверхность, иллюзорно изменяя ее вид [34].
    Блестящая фактура цветовой плоскости из-за бликов и зеркального отражения света искажает саму плоскость и восприятие ее цвета. Растяжка цветового тона по ширине или по высоте плоскости, сгущение или разряжение цвета также деформи- руют плоскость в горизонтальном или вертикальном направлении, «утяжеляют» или
    «облегчают» ее, придают ей динамичный характер.
    При выборе цвета плоскости нужно учитывать ее материальную структуру. Так, крупнофактурная плоскость, окрашенная в независимые отступающие цвета, может утратить свой характер, потому что «выступание» крупной фактуры противоречит
    «отступанию» независимого цвета.
    Членение плоскости наиболее активно при сильном светлотном контрасте, т.е. когда различные цвета, членящие поверхность, резко различаются по светлоте. Ак- тивность членения возрастает, если большой светлотный контраст сопровождается контрастами по цветовому тону, насыщенности, чистоте и фактурности.
    Большими композиционными возможностями обладает сама линия стыка двух цветов, членящих поверхность. В зависимости от общей композиционной задачи она может придавать сопоставляемым цветам самые различные очертания — от про- стейших контуров до сложных орнаментальных переплетений, способствуя при этом объединению цветов (см. рис.П70).
    Однако не только цвет влияет на восприятие формы поверхности, но и сама эта форма влияет на восприятие цвета и цветосочетаний. Один и тот же цвет на плоско- стях различного очертания воспринимается по-разному и разное выражает.
    При одинаковых площадях и одинаковом цвете нескольких плоских фигур наи- более контрастными с цветным фоном будут восприниматься фигуры с самым большим периметром.
    Два одинаковых квадрата – светло-голубой и темно-зеленый – невозможно уравновесить из-за их резко различных «весовых» характеристик. Но если коричне-
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    89 вый квадрат заменить ровной по площади линейной формой или расчленить его на несколько мелких форм, то это станет вполне возможным (см. рис.П71).
    Гармонический по светлоте или по цветовому тону ряд из одинаковых по пло- щади и по форме прямоугольников гораздо целостнее, чем ряд из различных фигур – квадрата, круга, треугольника и т.п. Здесь целостность цветов ослаблена отсутстви- ем целостности форм. Однако и в этом случае цвет все же влияет на объединение различных форм.
    Если несколько форм, лишенных единства, окрасить в один цвет, может возник- нуть впечатление некоторого их объединения. Среди различных форм будет выде- ляться их цветовая общность.
    Если нарастание цветового напряжения в равноступенном ряду сопровождается ритмическим нарастанием форм, целостность ряда возрастает (см. рис.П72).
    В цветовом решении необходимо учитывать величину цветовой поверхности, ее влияние на восприятие цвета, а также восприятие ее размеров и иных свойств в зави- симости от цвета. Малые цветовые поверхности в этом отношении относительно безопасны, большие – порождают проблемы.
    Из двух равных по площади плоскостей светлая будет восприниматься в своих действительных размерах, очень темная будет казаться меньше их. Темный насы- щенный и фактурный цвет зрительно «утяжеляет» плоскость, делает ее меньше.
    Крупные членения, воспринимаемые на расстоянии, уменьшают плоскость, мелкие – увеличивают.
    В зависимости от площади цветовой поверхности, ее композиционного значения в конкретном случае различают основные, вспомогательные и акцентные цвета или соответственно основные, вспомогательные и акцентные цветовые поверхности.
    Самую большую площадь занимают основные поверхности – стены, потолки, полы. Их доминирующее положение требует учета многих условий.
    Прежде всего при большой площади стен их цвет активно влияет на освещен- ность помещения, так как основная масса света отражается именно от них. Следова- тельно, светлота цвета должна выбираться в соответствии с заданными условиями освещенности.
    Цветовой тон стен при их большой площади (это особенно касается спектраль- ных цветов) активно контрастно воздействует на цветные объекты, на общее впечат- ление от помещения, на его пространственную характеристику, на всю гамму ассо- циаций (выступание или отступание, весомость, тепловое, возбуждающее, успокаивающее или угнетающее воздействие).
    Большие цветовые плоскости должны быть малонасыщенными по цвету в по- мещениях для длительного пребывания людей, так как они активно воспринимаются и постоянно находятся в поле зрения. Яркий цвет может создавать крайне нежела- тельные цветовые рефлексы на различные предметы, искажать их подлинный цвет и даже форму, быстро утомлять зрение и как бы подавлять остальные цвета.
    В табл.7.1 представлены различные схемы членения плоскости и особенности зрительного восприятия плоскости. На рис.П73 – П76 приведены примеры студенче- ских работ по созданию пространственных иллюзий путем различных членений плоскости.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    90
    Таблица 7.1
    Зависимость плоскостной формы от линейных членений цветом
    Схема членения
    Особенности восприятия
    Схема членения
    Особенности восприятия
    7.4.
    Цвет и объемная форма
    Объемная форма в зависимости от соотношения трех ее измерений, так же как и пространство, может быть статичной или динамичной. Трехмерность объемной формы, в отличие от трехмерности пространства, создает представление о массе, ко- личестве вещества, заключенного в данном объеме, тяжести и т.п.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    91
    Цвет либо подчеркивает характерные особенности формы, либо исправляет ее не- достатки, либо деформирует ее в мере, диктуемой общим решением. Например, куб – форма, олицетворяющая объемность и массу, поэтому его нельзя решать в легких или прозрачных материалах, в бесфактурных, независимых, отступающих цветах.
    Однако в практике возможна ситуация, когда подобное решение возможно и необходимо. Достаточно представить себе ограниченное пространство, загромож- денное тяжелыми кубами. Неблагоприятную реальность здесь компенсируют цве- том, хотя бы иллюзорно ослабляя впечатление тяжести и громоздкости.
    В подобной ситуации цвет выступает как психологический компенсатор недос- татков формы, нейтрализует ее нежелательные особенности.
    Цвет объемной формы влияет и на четкость восприятия ее особенностей. Так, красная форма воспринимается менее четко, чем зеленая или голубая. Два одинако- вых куба будут выглядеть разными, если один окрасить в белый или теплый, а дру- гой в черный или холодный цвет. Белый или теплый цвет будет казаться больше и ближе черного или холодного цвета, а белый, кроме того, более легким, чем черный.
    Для иллюзорной деформации объема цветом используют пространственные свойства цветов.
    Местоположение объемной формы, активной по цвету или светлоте, существен- но влияет на восприятие глубинности пространства. Находясь в глубине пространст- ва, в конечной его точке, такая форма способствует впечатлению глубинности, в се- редине пространства она членит его на две части, снижая впечатление глубинности, в начальной его точке крупная форма, заслоняя собой пространство, доминирует над ним. При этом, кроме объема, активную роль играет большой контраст по всем ха- рактеристикам цвета между главной формой и пространством.
    Итак, цвет, взаимодействуя с объемной формой, может: выявить геометрический вид, величину и четкость восприятия формы; расчленить форму, подчеркнуть в ней главное и ослабить второстепенное; иллюзорно изменить представление о геометри- ческом виде и величине формы; подчинить форму пространству или пространство форме; объединить формы или расчленить их на родственные группы, установить соподчиненность между ними; выделить одну форму из массы других, придать ей значимость либо, наоборот, растворить; содействовать выявлению особенностей пространства при помощи целенаправленной группировки форм.
    Упражнения
    Упражнение 1.
    На листах бумаги формата А4 выполнить любыми кроющими красками (гуашь, темпера) цветовые композиции в теплой, холодной и нейтральной гамме с использованием прямолинейного членения плоскости по вертикальным и горизонтальным направлениям с учетом пропорциональных соотношений частей друг к другу и к целому.
    Примеры выполнения – рис.П77, П78.
    Упражнение 2.
    На листах бумаги формата А4 выполнить любыми кроющими красками (гуашь, темпера) цветовые композиции в теплой, холодной и нейтральной гамме с использованием членения плоскости кривыми линиями с учетом пропор- циональных соотношений частей друг к другу и к целому.
    Примеры выполнения – рис.П79 – П81.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    92
    8.
    Взаимодействие цвета и освещения
    Значение освещения для передачи цвета трудно переоценить. В сущности, мы и видим только то, что хотя бы как-то освещено, да и сам цвет – это тоже следствие взаимодействия освещения и зрения. Гегель писал в «Лекциях по эстетике» [10]:
    «Если мы спросим, каков тот физический элемент, которым пользуется живопись, то это свет как всеобщее средство видимого проявления предметности вообще».
    В эстетике, где свет и цвет выступают как самостоятельные и независимые друг от друга эстетические категории, проблема взаимосвязи света и цвета имеет свои особенности. Это подтверждается прежде всего разделением изобразительного ис- кусства на графику, где основным элементом выразительности служит тон в виде контраста темного и светлого, и живопись, где действительность изображается через многоцветье красок. Примерно так же соотносятся между собой черно-белое и цвет- ное кино, фотография и телевидение. Если же черно-белое изображение подвергнуть более глубокому анализу, то можно прийти к выводу, что и посредством черного и белого можно выражать цветовые качества предметной действительности. Но при этом цветное изображение имеет дело не только с цветом, но и со светлотными раз- личиями: свет и цвет как бы вступают между собой в различные взаимоотношения и нередко борются за право играть главную роль в арсенале художественных средств.
    До сих пор в лексиконе художников, когда речь идет о живописи, часто понятию
    «свет» противопоставляется понятие «цвет». При этом первому обычно отводят главную роль в моделировке объемной формы предметов и создании эффектов оп- ределенной глубины, а второму приписывают функцию преимущественно украша- тельскую, декоративную. Например, в истории живописи длительное время цвет рассматривали как свойство поверхности, а свет как что-то чисто внешнее, наклады- ваемое на эту поверхность. И сегодня многие по-прежнему убеждены, что дело об- стоит именно таким образом. В действительности же цвет точно так же, как и свет, участвует в моделировании формы и в построении пространства, и светотень не мо- жет быть бесцветной.
    Художники Раннего Возрождения в Италии создавали свои сюжетные компози- ции всегда как бы в залитой светом среде. Они не чувствовали, что мир вообще по- гружен во мрак и лишь различные источники света делают его видимым. И только после открытия и использования приемов освещения, основанных на принципах со- отношения света и тени, создающих ощущение объемности и глубины, это стало очевидным для большинства художников.
    Караваджисты и вслед за ними Рембрандт совсем иначе трактовали свет, чем ху- дожники Раннего Возрождения. Свет у них выступал в роли формообразующего элемента, как средство выразительности.
    Леонардо да Винчи рекомендовал художникам располагать источник света та- ким образом по отношению к оси зрения, чтобы светлый фон размещался за теневой стороной предмета, а темный – за светлой. Дальнейшее развитие этого правила при- вело к возникновению известного приема – прикрывать источник света каким-либо предметом, находящимся между ним и зрителем.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    93
    И все же художники-живописцы чаще всего изображали предметы при боковом освещении: оно наиболее четко выявляет объемную форму, фактуру, пространство и цвет. При боковом освещении предмет делится на две части: освещенную и затенен- ную, которые находятся между собой в сложном взаимодействии. С одной стороны, они как бы отрицают друг друга, а с другой – стремятся к единству, основой которо- го служит принадлежность общей объемной форме.
    Все современные виды изобразительных искусств, несмотря на различную тех- нику воспроизведения видимой действительности, подходят одинаково к проблеме освещения. Поэтому многовековой и необыкновенно обширный опыт живописи в этом деле всегда будет полезен для фотографии, кино и телевидения. А. Головня пи- сал: «Именно художественные задачи определяют сейчас техническую систему ос- вещения. Установка света только для общей видности объекта и возможностей экс- понирования устарела и никого сейчас не удовлетворяет.» [12].
    8.1.
    Цвет при белом освещении
    Свет и цвет неразделимы. На примере любого интерьера можно проследить за- висимость цвета и света в пространстве. Средства цветовой композиции (цветовой тон, светлота, насыщенность, чистота, фактурность), психофизиологическое воздей- ствие каждого цвета в отдельности и всего интерьера находятся в строго закономер- ной зависимости от освещения [34].
    Подлинный цвет, определяемый колометрически, под действием света превра- щается в цвет обусловленный. В этом заключается главная и наиболее общая зако- номерная зависимость цвета и света.
    В комнате, стены которой были выкрашены в «английский красный», одна стена отличалась от других, хотя была окрашена тем же цветом. Причина изменения цвета заключалась в падении на эту стену лучей солнечного света, отраженных от зеленых крон деревьев, растущих перед окнами.
    Свет влияет на восприятие цвета и цветосочетаний, но и цвет влияет на осве- щенность. Взаимодействуя, они совместно определяют и восприятие всей цветовой среды. Это взаимное влияние зависит от спектрального состава, яркости и стабиль- ности источника света, его расположения и способа светораспределения.
    Функциональная сторона освещения – задача светотехников. Эстетический ас- пект освещения – обязанность архитектора. Эстетические упущения могут зрительно деформировать или полностью разрушить архитектурную форму, исказить цветовое решение.
    Свет классифицируется как белый и цветной, а по характеру происхождения – как естественный и искусственный.
    Основные источники естественного белого света – прямые солнечные лучи и атмосфера. Необходимый уровень освещения интерьера этими источниками уста- навливается в зависимости от функциональных, гигиенических и эстетических тре- бований, достигается устройством и ориентацией светопроемов в стенах (окон) – бо- ковой свет и в потолке – верхний свет.
    Главная особенность белого света – непостоянство спектрального состава и яр- кости.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    94
    Прямые солнечные лучи при ориентации окон на юг, запад, восток создают в интерьере определенный психологический тонус, приподнятое, радостное настрое- ние, разнообразят полихромную среду помещения, вызывают на монохромных по- верхностях живописную игру цветных оттенков, света и тени, яркие блики и цвет- ные рефлексы, вносят веселый беспорядок в цветовую гармонию. Все это меняется при движении Солнца в течение дня, зависит также от времени года, географической широты, климатических особенностей погоды и многих других причин. При этом возможны и нежелательные явления – ослепление из-за отражения яркого света от цветных поверхностей с блестящей фактурой, искажение формы из-за бликов и не- естественных теней при нескольких источниках освещения. Такая изменчивость мо- жет быть даже недопустимой в музейных помещениях, где все экспонаты должны всегда находиться в стабильных, строго определенных световых условиях.
    В повседневной жизни человек, лишенный остроты цветового видения, свойст- венной, например, художнику, обычно не замечает постоянной изменчивости свето- вой среды. Он как бы удерживает в сознании некую усредненную картину.
    Рассеянный солнечный свет, поступающий через окна, ориентированные на се- вер, или через потолочные фонари, более стабилен, чем освещение прямыми сол- нечными лучами. Он создает наилучшие условия для восприятия оттенков цвета и цветовых сочетаний, имеет мягкий, спокойный характер, не утомляет зрение, не соз- дает густых теней.
    Основные источники искусственного белого света – лампы накаливания, газо- разрядные лампы, в том числе люминесцентные дуговые лампы. Недостатком ламп накаливания является преобладание в их составе лучей длинноволновой части спек- тра, поэтому освещение лампами накаливания имеет несколько желтоватый оттенок, что заметно сказывается на восприятии цвета объектов, освещенных этим светом.
    Газоразрядные лампы создают освещение нужного спектра.
    Главное преимущество искусственного белого света – стабильность его спектра и яркости, делающая устойчивым восприятие цветового решения, использованного художником или дизайнером.
    Итак, обычно при свете лампы накаливания теплые красные, оранжевые, желтые цвета светлеют, светлота теплых зеленых не изменяется, холодные зеленые, синие и фиолетовые цвета темнеют, темно-синий трудно отличить от черного, светло- желтый – от белого. Сочетание желтого с голубым может выглядеть как сочетание желтого с зеленым. Таким образом, свет активно влияет на восприятие цветов в ин- терьере и на сочетание цветов.
    Поэтому принято окрашивать помещения, обращенные окнами на север, северо- восток и северо-запад, в теплые тона, компенсирующие холодную голубизну осве- щения. При направлении окон на юг, юго-восток и юго-запад окраска в холодные тона ослабляет нежелательную теплоту прямого солнечного света при его избытке.
    Целостность цветовой композиции может быть утрачена при изменении осве- щения. При достаточном освещении хорошо выявляются основные свойства цветов
    (цветовой тон, чистота, насыщенность) и их соотношение. При слабом освещении цвета тускнеют, холодные становятся трудноразличимыми. При сильном снижении освещения желтые цвета очень темнеют, а красные темнеют сильнее желтых. Хо- лодные синие и голубые цвета кажутся светлее. При большой насыщенности светом
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    95 цвета теряют свою насыщенность и становятся блеклыми. Наиболее изменчив фио- летовый цвет, наименее изменчив красный.
    Необходимо помнить, что в зависимости от своей величины, мощности и степе- ни удаленности от освещаемых объектов источники образуют различные условия освещенности, разнообразные световые эффекты. Но главное, чем источник света может интересовать художника, – это то, что он определяет систему освещенности изображаемой предметной ситуации.
    Меняя свое положение по отношению к предмету, источник света по-разному определяет характер распределения светотени на предмете. Когда он расположен на оси зрения наблюдателя, т.е. фронтально относительно освещаемого предмета, то создаваемое им освещение дает возможность отчетливо видеть как очертания общей формы предмета, так и контуры отдельных его частей, а также фактуру поверхности, градации светотени и цвета. Но при этом снижается видимая объемность формы и хуже прочитывается пространственная глубина, так как разница в яркости между ос- вещенной частью предмета и фоном будет незначительной. Когда же источник за- нимает диаметрально противоположное по отношению к наблюдателю место, нахо- дясь за предметом, то возникает тот эффект освещения, который принято называть "контражуром", – предмет воспринимается силуэтом, поскольку он весь оказывается в зоне тени, и его детали будут слабо различимы; при этом контраст между сильно освещенным фоном и затененной передней поверхностью предмета четко разделит видимое на два пространственных плана.
    Концентрированный свет, излучаемый точечным источником, в наибольшей ме- ре характеризует объемно-пластические качества модели. Художник, стремившийся к выражению пластической формы, к пластическому идеалу, как правило, прибегал к освещению модели четко направленным светом. Чаще же всего поэтому живопис- цы изображают предметы при боковом освещении – оно наиболее четко выявляет объемную форму объектов, их фактуру и цвет. При боковом освещении предмет ви- зуально разделяется как бы на две части – освещенную и затененную, находящиеся между собой в сложном взаимодействии: они, с одной стороны, как бы отрицают друг друга, а с другой – стремятся к единству, основой которого служит принадлеж- ность общей объемной форме.
    Рассеянный же свет уплощает форму, создает мягкость и пространственность и потому более импонирует художникам с собственно живописными устремлениями.
    Наибольшими возможностями для выявления пластических особенностей фор- мы обладает верхний свет, при котором отсутствует заметное разграничение света и тени и все части объемной формы воспринимаются равномерно освещенными.
    При создании цветовой композиции необходимо учитывать определенные фак- торы:
    1) преимущественное освещение интерьера дневным или искусственным светом либо в равной степени и тем, и другим на севере с коротким световым днем и про- должительной зимой заставляет дизайнеров ориентироваться на искусственный свет, на юге – на дневное освещение;
    2) при дневном освещении – характер источника света (прямые солнечные лучи из окон, направленных на юг, и рассеянный свет из окон, направленных на север);
    3) при искусственном освещении – вид источника света (какие лампы использу- ются);
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    96 4) интенсивность освещения;
    5) направленность света;
    6) рефлексы, возникающие под воздействием насыщенной окраски;
    7) присутствие, кроме обычного освещения, цветного света (цветные колбы ламп, цвет абажуров, витражи);
    8) недопустимость использования трудноразличимых сочетаний цветов (при ис- кусственном освещении).
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта