Yuryeva_M_V_Tsvetovedenie (без защиты). Ц ветоведение
Скачать 5.05 Mb.
|
8.2. Цвет при освещении цветным светом Цветной свет не менее важен, чем материал-цветоноситель. К цветному свету относятся цвета солнечного спектра и цвета накаливания. По чистоте цвета любые окрашенные поверхности уступают окраске с помощью цветного света и не могут достигнуть чистоты спектральных цветов. Источники цветного света, как и белого света, могут быть естественными и ис- кусственными. Цветной свет дает возможность создания интересных цветовых эф- фектов, обладает способностью обобщать цветовой облик. Эффекты достигаются при помощи либо цветных витражей, либо специальных осветительных приборов. При движении Солнца его цветные лучи то окрашивают хроматические поверх- ности в разные цвета, то попадают на ахроматические поверхности. Облако, засло- нив Солнце, гасит цветовое освещение, погружая пространство в полумрак. Еще Леонардо да Винчи отмечал явление цветовой индукции: «Цвет поверхно- сти каждого тела зависит от цвета противостоящего ему предмета. Цвета освещен- ных предметов отражаются на поверхностях друг у друга.» И. Ньютон в «Лекциях по оптике» так пишет о роли освещения в воспринимае- мом глазом цвете предметов: «Следует обратить внимание на то, что тело отражает свой собственный цвет при падении различных цветов по отдельности обильнее все- го. Так, киноварь блестит больше всего в красном цвете, в зеленом меньше, а еще меньше в голубом. Так, индиго блестит ярче всего в фиолетовом и синем свете и блеск его постепенно убывает по мере непрерывного переноса через промежуточные ступени в красный свет. … Если желтый свет падает на синее тело, то тело не желте- ет, а скорее зеленеет, так как многие из зеленоватых лучей, скрывающихся в сем желтом свете, способны отражаться, как и желтоватых. Также красное тело может казаться желтым в зеленом свете и зеленым в синем свете, если только свет не хо- рошо очищен от других примешанных цветов.» С учетом цветовой индукции задача использования цветного света главным об- разом сводится к поискам соответствия цветности освещения образу интерьера. Белые или серые поверхности окрашиваются в цвет освещающего их света. Цветные поверхности цветной свет окрашивает иначе. Например, красные поверх- ности при красном освещении становятся насыщеннее, при зеленом – почти полно- стью ахроматизируются. PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 97 9. Цвет и функция: их взаимосвязь В природе человек встречается с бесконечным разнообразием цветовых гармо- ний, которые недоступны самой дерзновенной фантазии. Достаточно вспомнить феерическую картину северного сияния, или игру солнечного света в кристаллах, или же радугу – природный эталон цветовой гармонии. Именно в восприятии картин и красок природы нужно искать истоки прекрасного, цветовой гармонии, эмоцио- нальной чуткости. Принцип гармонии прежде всего относится к эстетике цвета, воплощает в себе художественное начало и является обязательной и первичной целью композиции. Красота цветовых отношений – синоним гармонии. Разнообразие цветовых сочетаний в природе играет в жизни организмов огром- ную роль. Для одних это проявляется в умении слиться с окружающей природой, чтобы избежать встречи с хищником или, наоборот, напасть незаметно, для других яркая контрастная окраска служит как бы сигналом и предупреждением о их несъе- добности. В искусственной среде, создаваемой дизайнерами при проектировании промыш- ленных изделий массового производства: посуды, мебели, электроприборов, интерь- еров, так же как и в природной среде, должны быть уравновешены красота и польза. Организация и цветовое решение искусственной среды определяются ее функцио- нальным назначением. Другими словами, какие бы цели не преследовало цветовое решение в каждом конкретном случае, оно должно соответствовать назначению. Примером грамотного функционального использования психофизиологических свойств цвета могут служить дорожные знаки: красный цвет – активный, раздра- жающий, привлекающий внимание, применяется для сигналов, предупреждающих об опасности: запрещающий движение красный цвет светофора, все запрещающие знаки красного цвета; желтый цвет – для знаков информационных: желтый свет све- тофора, знаки приоритета; голубой цвет (спокойный) – для предписывающих и ин- формационных знаков: знаки сервиса; зеленый цвет (спокойный) – для знаков осо- бых предписаний и разрешающего движение знака светофора; черно-белый цвет – для знаков дополнительной информации. Цвет и цветосочетания могут содействовать протеканию функциональных про- цессов, создавать оптимальную светоцветовую среду, зрительный комфорт и соот- ветствующее настроение. Эти условия обеспечивают такие параметры, как цветовая гамма, цветовой контраст, количество цвета, коэффициенты отражения цветовых поверхностей. Между красотой цветового решения и утилитарной функцией нет прямой зави- симости. Прекрасное и полезное здесь не тождественны. Но специфика искусства заключается в постоянных поисках именно такого тождества. Обобщенно суть эсте- тического взаимодействия между цветом и функцией состоит в том, что функция может придавать цветовому решению смысловое значение, а цветовое решение спо- собно выразить функцию в художественной форме. PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 98 Среди собственных выразительных свойств цвета – цветового тона, светлоты, чистоты, насыщенности, фактурности, гаммы вызываемых им чувств и ассоциаций (возбуждения или угнетения, тепла или холода, влажности или сухости, тяжести или легкости, выступания или отступания, плотности или растворения в пространстве) – всегда можно ассоциативным путем отыскать такие, которые бы убедительно до- полняли функцию объекта, создавали единство цвета и назначения. Здесь важную роль играют психология восприятия зрительных образов, ассоциативное воображе- ние. Цвет перестает восприниматься красивым, если положительная оценка инфор- мации, полученной посредством органов зрения, опровергается осязанием или ины- ми органами чувств. Так, синий водопроводный кран горячей воды – не просто парадокс, а ложная информация, угрожающая неприятностью: можно невольно обжечься, а пострадав- ший красоту цвета не оценит. Красно-оранжевый холодильник воспринимается критически хотя бы потому, что эта окраска хуже, чем белая, отражает тепловые лучи, ухудшая тем самым рабо- ту холодильника, противоречит назначению и прочно сложившемуся представлению о предмете, о холоде, о требованиях гигиены. Информация о назначении предмета, которую несет цвет, должна быть правдивой. При самой совершенной гармонии интерьера, решенного в темно-синей и фио- летовой гамме, он кажется эстетически неоправданным и некрасивым при соверше- нии, например, церемонии бракосочетания. Яркий, чистый интенсивный красный цвет стен зала с картинами в золоченых рамах и черным цоколем при большом цветовом и светлотном контрасте придает интерьеру нарядность и торжественность, но колористические достоинства картин при этом утрачиваются. Цвет и функция не соответствуют друг другу. Таким образом, предпочтение необходимо отдавать требованиям, играющим в каждом конкретном случае главенствующую роль. Например, оптимальный с точки зрения функции белый цвет холодильника может не соответствовать общему цвето- вому решению помещения. Тогда, вопреки функции, но в интересах создания цвето- предметного ансамбля он может быть окрашен несвойственным ему цветом. В цветовой гамме помещений, предназначенных для длительного пребывания людей, – школьных классах, лекционных аудиториях, цехах промышленных пред- приятий, читальных залах библиотек, офисах – не должны преобладать активные, насыщенные, тяжелые цветовые тона – пурпурные, красные, оранжевые и им подоб- ные. Красивые сами по себе, такие сочетания будут находиться в противоречии с функцией помещения, вследствие чего резко снизится их эстетическое восприятие. Здесь желательны светлые или среднесветлые, ненавязчивые, малонасыщенные цве- та при малом и среднем контрасте по цветовому тону и светлоте. Нежелательно ис- пользовать горячие красно-оранжевые цвета в помещении с избыточным солнечным освещением, создающим перегрев. Дискомфорт можно компенсировать, применив холодные цветосочетания. PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 99 Словарь терминов АДАПТАЦИЯ СВЕТОВАЯ – снижение чувствительности глаза к свету при большой яркости поля зрения. Адаптация темновая – повышение чувствительности глаза к цвету при малой яркости. Хроматическая адаптация – снижение чувстви- тельности глаза к цвету при более или менее длительном наблюдении его. Причем изменяются следующие характеристики: насыщенность цветов снижается или к цвету подмешивается серый, светлые тона темнеют, темные – светлеют, теплые – холодеют, а холодные – теплеют. А́ТЛАС ЦВЕТОВ – систематизированный набор разноокрашенных образцов, служащих цветовыми эталонами, и предназначенный для измерения цветов объектов путем визуального сравнения. Сравнение производится в условиях идентичного ос- вещения. Процедура измерения сводится к подбору для измеряемого цвета наиболее сходного с ним из атласа. АХРОМАТИЧЕСКИЕ ТОНА, АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА (от греч. а – отрицательная частица и chroma – цвет; achromatic – бесцветный) – тона (видимые излучения, свет), не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (яркости); цвета, лишенные цветового тона в смысле восприятия. Ах- роматические цвета характеризуются нулевыми значениями чистоты и насыщенно- сти цвета. Они воспринимаются, как серые (от белого до черного) с отсутствием цветовых оттенков. Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наи- более темным – черный. Можно заметить, что при максимальном снижении насы- щенности тон (отношение к определенному цвету спектра) оттенка становится не- различимым. ВАЛЕР (от лат. valer – иметь силу, стоить) – в искусстве живописи тональный нюанс, тонкое различие одного и того же цвета по светлоте. Валеры достигаются техникой лессировки. Они позволяют добиваться богатых цветовых отношений, тончайших нюансов и неуловимых переходов цвета, поэтому у художников сущест- вует выражение по отношению к такой живописи «писать валерами». Мастерски ис- пользовали живопись валерами для передачи взаимосвязи фигур, предметов со све- том и воздухом такие художники, как Д. Веласкес, Я. Вермеер, К. Коро, Ж.-Б. Шарден, В. Суриков. ГАММА ЦВЕТОВАЯ (от названия третьей буквы греч. алфавита, обозначав- шей крайний нижний тон средневекового музыкального звукоряда, а затем и весь звукоряд) – ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Различают теплые, горячие, холодные, яр- кие, блеклые, светлые и другие цветовые гаммы. Например, холодная цветовая гам- ма получается путем использования цветов с холодным оттенком; теплая цветовая гамма – путем использования цветов с теплым оттенком. Смешанная и нейтральная цветовые гаммы – это равновесие в композиции теплых и холодных (смешанная) или отсутствие теплых и холодных (нейтральная) оттенков. В смешанной и ней- тральной цветовых гаммах не должно происходить перевешивания холодных или теплых оттенков. PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 100 ГАРМОНИЯ – это философско-эстетическая категория, означающая целост- ность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты. ГРИЗАЙЛЬ (франц. grisaille, от gris – серый) – однотонная, монохромная жи- вопись. Применяется в учебных целях, для имитации скульптурного рельефа, для декоративных работ. Гризайлью называется однотонная живопись не только серого, но и любого другого цветового оттенка (коричневого, синего и т.п.). В станковой живописи гризайль может применяться для подмалевков и эскизов. Особенно неза- менима техника гризайли в процессе создания декоративных росписей или панно, в которых живописными средствами достигается впечатление объемной рельефной лепки. Гризайль вошла в моду в XIV в.: скульпторы в своих подготовительных ри- сунках стремились с помощью светотени создать впечатление рельефа, используя при этом лишь одну краску, серую или желтоватую, по цвету напоминающую ка- мень. Орнаменты и фигурки амуров, выполненные этими средствами, также укра- шают интерьеры многих дворцов эпохи классицизма. А в эпоху Возрождения в Ли- може во Франции в технике гризайли выполнялись расписные эмали. ДАЛЬТОНИЗМ – частичная цветовая слепота, один из видов нарушения цвето- вого зрения. Дальтонизм впервые описан в 1794 Дж. Дальтоном, который сам стра- дал этим недостатком. Дальтонизм встречается у 8% мужчин и у 0,5% женщин. В сетчатой оболочке глаза существуют три элемента, каждый из которых воспринима- ет только один из трех основных цветов (красный, зеленый, фиолетовый), смешени- ем которых получаются все воспринимаемые нормальным глазом оттенки. Это нор- мальное, так называемое трихроматическое цветоощущение. При выпадении одного из этих элементов наступает частичная цветовая слепота – дихромазия. Лица, стра- дающие дихромазией, различают цвета главным образом по их яркости; качественно они способны отличать в спектре лишь «теплые» тона (красный, оранжевый, жел- тый) от «холодных» тонов (зеленый, синий, фиолетовый). Среди дихроматов разли- чают слепых на красный цвет (протанопия), у которых воспринимаемый спектр уко- рочен с красного конца, и слепых на зеленый цвет (дейтеранопия). При протанопии (собственно дальтонизме) красный цвет воспринимается более темным, смешивается с темно-зеленым, темно-коричневым, а зеленый – со светло-серым, светло-желтым, светло-коричневым. При дейтеранопии зеленый цвет смешивается со светло- оранжевым, светло-розовым, а красный – со светло-зеленым, светло-коричневым. Слепота на фиолетовый цвет – тританопия – встречается крайне редко и практиче- ского значения не имеет. При тританопии все цвета спектра представляются оттен- ками красного или зеленого. Расстройства цветового зрения выявляют при помощи специальных таблиц или спектральных приборов. Исследование цветового зрения имеет важное значение при профессиональном отборе лиц для работы на транспорте, в авиационной, морской службах, в химической, полиграфической, текстильной и других отраслях промышленности. ЗАКОНЫ СИНТЕЗА ЦВЕТА – законы, являющиеся базой научной теории о синтезе цвета. Сформулированы Г. Грассманом в 1853 г. Законы синтеза цвета включают: 1) закон трехмерности – любой цвет однозначно выражается тремя цве- тами, если они линейно независимы (линейная независимость заключается в том, что нельзя получить никакой из указанных трех цветов сложением двух остальных); PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 101 2) закон непрерывности – при непрерывном изменении излучения цвет изменяется также непрерывно (не существует такого цвета, к которому невозможно было бы по- добрать бесконечно близкий); 3) закон аддитивности – цвет смеси излучений зависит только от их цветов, но не от спектрального состава. ИНДУКЦИЯ ЦВЕТОВАЯ – изменение цвета под воздействием другого цвета. Существуют два вида индукции, вызывающих отрицательное и положительное вза- имное влияние цветов. При отрицательной индукции характеристики двух цветов изменяются в противоположных направлениях, при положительной индукции харак- теристики сближаются. КОЛОР ФИЛД (от англ. color field painting – живопись цветовых полей) – на- правление в абстрактной живописи 1950 – 1960-х годов. Термин используется для характеристики монохромной живописи, в которой цвет освобожден от формы и композиция строится на перепадах интенсивности тона. Представителями живописи стиля колор филд 1950-х годов являются И. Келли, Эд. Рейнхардт, 1960-х годов – Б. Ньюмен. КОЛОРИСТИКА – это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности. КОЛОРИТ (от лат. color – цвет) – общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведе- ния, его цветовой строй. Главное достоинство колорита – богатство и согласован- ность цветов. Колорит – важнейший компонент художественного образа. Он – одно из средств художественной выразительности в живописи, цветной графике, во мно- гих произведениях декоративного искусства. Он помогает художнику передать на- строение грустное, тревожное, спокойное и др. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным. Чувство колорита – очень ценный дар. Выдающимися русскими художниками-колористами были И. Репин, В. Суриков, К. Коровин, М. Врубель, Ф. Малявин, В. Борисов-Мусатов и др. КОНТРАСТ (от франц. contraste < лат. contrarius – лежащий напротив, проти- воположный) – степень тонового различия между областями изображения, характе- ристика черно-белого или цветного изображения. КОНТРАСТ ЦВЕТОВ (или ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ) – изменение воспри- ятия цвета в зависимости от предварительно наблюдавшихся или от окружающих цветов. Различаются два основных вида контраста цветов: хроматический, или цве- товой (когда изменяется цветовой тон или насыщенность цвета, или и то, и другое) и светлотный (когда изменяется светлота цвета). Ахроматические цвета имеют только светлотный контраст. ЛЕССИРОВКА – прием живописной техники, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего красочного слоя. Лессировка позволяет: - изменить, усилить или ослабить цветовые тона; - достигнуть легкости и звучности тона; - обогатить колорит, придать ему большее единство и гармонию. Обычно лессировкой заканчивалось исполнение картины в XVI – XIX вв. ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ – в живописи основной и неизменный цвет изображае- мых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воз- PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 102 действием освещения, воздушной среды, рефлексов от окружающих предметов и т.д. Как понятие локальный цвет впервые выделен Леонардо да Винчи в его «Книге о живописи». Применение локального цвета характерно для живописи средневековья, Раннего Возрождения и классицизма. Локальный цвет был отвергнут импрессиони- стами, но вновь используется многими направлениями искусства XX в. (например, экспрессионизмом). |