Yuryeva_M_V_Tsvetovedenie (без защиты). Ц ветоведение
Скачать 5.05 Mb.
|
МАНСЕЛЛА СИСТЕМА ЦВЕТОВ – трехмерная система координат для клас- сификации цветов, построенная в согласии с тремя психофизическими характери- стиками: цветовым тоном, насыщенностью и яркостью. МОДЕЛИРОВКА (от итал. modellare – лепить) – воспроизведение объемно- пластических и пространственных свойств предметов в произведении искусства при помощи светотеневых и цветовых градаций, контрастов, оптических свойств теплых и холодных тонов, лепки мазками. Классический прием передачи на плоскости трехмерного объема предмета. В живописи и рисунке иллюзия выпуклости достига- ется штриховкой или градацией тонов, передающих различные валеры тени и света, распределяющиеся по поверхности предмета. Переход от темных к более светлым тонам проходит через зоны холодных полутонов, более или менее тонкие нюансы которых стараются уловить разницу в освещении. Моделировка формы осуществля- ется с таким расчетом, чтобы передать объем и материал каждого предмета цвето- выми оттенками, возникшими в результате влияния общего освещения и окружения. МОНОХРОМИЯ (от греч. monos – один и chroma – цвет) – буквально – одно- цветность. В изобразительном искусстве монохромный – выполненный одним цве- том. Термин «монохромия» часто употребляется по отношению к произведениям, выполненным в одном тоне какого-либо цвета или его тональных градациях (окра- шенным в один цвет). В колористике так называется цветовая композиция (система), в которой доминирует какой-либо один хроматический цвет или его оттенки по цве- товому тону, яркости или насыщенности. В том и другом случае композицию могут дополнять ахроматические цвета. НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА – величина, характеризующая степень выражен- ности цветового тона хроматических цветов. Характеристика цвета, определяющая его чистоту. Насыщенность цвета можно рассматривать и как степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цве- та. При пониженном освещении число различимых цветов и градаций насыщенности заметно сокращается. ОСВЕЩЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ СВЕТА. При свете лампы накаливания (теплый цвет) длинноволновые цвета становятся теплее и насыщеннее, светлота их повышается; коротковолновые (от голубого до фиолетового) тускнеют, теплеют, становятся сероватыми (приглушенными). При свете люминесцентных ламп выигрывают коротковолновые цвета и холодные зеленые: их насыщенность и яркость возрастают. Длинноволновые цвета теряют насыщенность, холоднеют и мо- гут быть искажены фиолетовым цветом. ОТТЕНОК (ТОНАЛЬНОСТЬ, НЮАНС) – цвет, получаемый из чистого цвета добавлением белого или черного, а также небольшого количества другого цвета. От- тенок является дополнительной характеристикой цветового тона. PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 103 ПАЛИТРА (от франц. palette – пластинка) – небольшая тонкая и легкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. Часто палитра имеет отверстие для большого пальца руки. В переносном смысле «палитра» означает точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей работе, а также набор цветов, типичных для некоторой картины, для произведений определенного художника или художест- венной школы (синоним такого словоупотребления – «цветовая гамма»). ПЕРСПЕКТИВА ЦВЕТОВАЯ (тональная перспектива) – исчезновение четко- сти и ясности очертаний объекта по мере удаления от глаз наблюдателя, сопровож- даемое уменьшением насыщенности цвета объекта, при котором: - в отдалении цвет теряет свою яркость; - контрасты светотени смягчаются; - глубина кажется более светлой, чем передний план. ПОЛИХРОМИЯ (от греч. polys – многочисленный и chroma – цвет) – много- цветная раскраска или многоцветность материала в архитектуре, скульптуре, деко- ративном искусстве. Раскраска многими цветами особенно характерна для изделий народного и декоративно-прикладного искусства. Полихромный орнамент более по- пулярен, чем монохромный. Полихромия часто использовалась в архитектуре и изо- бразительном искусстве Древнего Египта и античности. Различные сооружения, скульптурные рельефы, статуи, бюсты могли быть раскрашены несколькими яркими цветами. В настоящее время цвет все активнее входит в скульптуру, особенно в мел- кую пластику. ПУАНТИЛИЗМ (от франц. pointiller – писать точками) – художественный при- ем в живописи: письмо раздельными четкими мазками (в виде точек или мелких прямоугольников); наносимые на холст чистые краски в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от механического смешения красок на палитре. Изобрел пуантилизм французский живописец Ж. Сера на основе научной теории до- полнительных цветов. Оптическое смешение трех чистых основных цветов (крас- ный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный – зеленый, синий – оранжевый, желтый – фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механи- ческая смесь пигментов. Пуантилистическая техника помогла создать яркие, контра- стные по колориту пейзажи П. Синьяку и тонко передающие нюансы цвета полотна Ж. Сера, а также повысить декоративность картин многим их последователям, на- пример итальянскому живописцу Дж. Балла. Пуантилизм – это живописный метод и возникшее на его основе течение в живописи постимпрессионизма. Другое название пуантилизма – дивизионизм (от лат. divisio – разделение, дробление). СВЕТ – видимая область спектра электромагнитных излучений. СВЕТЛОТА – субъективный признак, характеризующий ощущения объективной величины яркости. Ахроматические цвета, т.е. серые, белые и черные, характеризуют- ся только светлотой. Начало и конец ряда ахроматических цветов – это белое и чер- ное. Хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим цве- том: чем меньше насыщенность хроматического цвета, тем ближе он к ахроматическому и тем легче найти соответствующий ему по светлоте ахроматиче- ский цвет. СПЕКТР ИЗЛУЧЕНИЯ – излучение, представленное в виде совокупности мо- нохроматических излучений, имеющих определенную длину волны (частоту). Длина PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 104 волны света убывает от красного к фиолетовому, поэтому иногда красный и оранже- вый цвета называют длинноволновой группой цветов, а голубой, синий и фиолето- вый – коротковолновой. СУМИ-Э (от япон. суми – тушь, э – картина, живопись) – тип японской моно- хромной живописи, похожей на акварель. Это направление было завезено из сунско- го (960 – 1279) и юаньского (1279 – 1368) Китая и культивировалось в крупных дзэнских монастырях Камакура и Киото. К концу XIV века монохромная пейзажная живопись стала основным и наиболее почитаемым в дзэнских монастырях жанром изобразительного искусства. Минте (1352 – 1431) и Дзесэцу (начало XV века) выра- ботали основные формы пейзажного жанра. СФУМАТО (от итал. fumo – дым) – характер мягкого перетекания тонов в жи- вописи. Наложенные в манере сфумато цвета как бы растворяются друг в друге, не образуя четких границ и производя эффект туманной дымки. Леонардо да Винчи – величайший мастер этого метода – продемонстрировал блестящие возможности тон- ких градаций света и тени в своей знаменитой картине «Мона Лиза (Джоконда)». ТОН (от греч. tonos – напряжение, повышение голоса, ударение) – одна из ос- новных характеристик цвета, наряду с насыщенностью и светлотой, определяющая его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой», «лиловый», «коричневый» и т.д.; различия в названиях красок указывают в первую очередь на цветовой тон. Тон определяется характером распределения из- лучения в спектре видимого света, причем главным образом положением пика излу- чения, а не его интенсивностью и характером распределения излучения в других об- ластях спектра. Тон зависит от интенсивности цвета и его светосилы. При помощи отношений различных тонов в рисунке передается объемность формы, положение в пространстве и освещение предметов. Тоном также передается то различие предме- тов по светлоте, которое обусловлено в натуре разнообразием их цвета и материала. В живописи тоном называется также основной оттенок, обобщающий и подчи- няющий себе все цвета произведений и сообщающий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбираются с расчетом на объединение цветов общим тоном. В зависимости от преобладания тех или иных цветов и различия в их сочетаниях тон в картине может быть серебристым, золотистым, теплым или холодным и т.д. В бо- лее широком смысле в обиходной речи тон нередко заменяет понятия «цвет», «отте- нок», «цветовая гамма», «колорит». ХРОМАТИЧЕСКИЙ ЦВЕТ – излучение (в пределах видимого спектра), вос- принимаемое с цветным оттенком. Любые цвета, за исключением ахроматических, которые дополнительно характеризуются цветностью или определенными значе- ниями цветового тона и насыщенности. ЦВЕТ – одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Цвет – это определенный вид пси- хических переживаний, возникающих благодаря как поступающему в глаза внешне- му излучению (пропусканию, отражению), так и механическому воздействию на гла- за (удар, давление), или внутреннему представлению этого вида переживания в полной темноте (с закрытыми глазами, в воображении, во сне). ЦВЕТ (физико-психологическое объяснение) – качество потока излучения в видимой для человека части спектра, одно из свойств объектов материального мира, PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 105 воспринимаемое как зрительное ощущение. Зрительные ощущения возникают под действием на органы зрения излучений видимого диапазона. Диапазон длины волны зрительных ощущений находится примерно в пределах 400 – 700 нм. Физические свойства излучения тесно связаны со свойствами вызываемого ими ощущения: с из- менением мощности изменяется светлота, а с изменением длины волны – цветность. Характер ощущения цвета зависит как от суммарной реакции чувствительных к цве- ту рецепторов глаза (человека), так и от соотношения реакций каждого типа рецеп- торов. Суммарная реакция чувствительных к цвету рецепторов глаза определяет светлоту, а соотношение ее долей – цветность. Характеристиками цвета являются цветовой тон, насыщенность и светлота. ЦВЕТ В ФИЗИКЕ – различное число колебаний световых волн данного источ- ника света воспринимается нашим глазом в виде определенных ощущений, которые мы называем цветовыми. Некоторые источники света испускают лучи только одина- ковых колебаний и потому простого гомогенного цвета, например, пламя натрия – желтого, лития – красного, таллия – зеленого. Белый цвет солнечного луча не про- стой, а сложный, и призмой может быть разложен на ряд цветных полос – спектр. Белый цвет ощущается не только при одновременном проникновении в сетчатку всех лучей спектра, но и при сочетаниях в определенных количествах только крас- ных и зеленых, или только желтых и синих, или красных, зеленых и фиолетовых. Цвета, образующие при сочетании белый цвет, называются взаимнодополни- тельными. Вообще все цвета можно составить из соответственной смеси трех основ- ных цветов спектра: красного, зеленого и фиолетового. Естественный цвет тел зави- сит от отражения одних лучей и поглощения других лучей спектра; тело нам кажется белым, если оно одинаково хорошо отбрасывает все лучи спектра, черным – если оно совершенно поглощает все лучи; красное стекло пропускает только красные и оранжевые лучи и поглощает все другие. Наименования многих цветов произошли от названия объектов, окраска которых очень сильно выражена: малиновый, розовый, изумрудный. Нередко даже цвет ис- точника света описывает цвет какого-либо характерного несветящегося объекта: кроваво-красный диск Солнца. ЦВЕТ В ИСКУССТВЕ – художественное выражение человеком его способно- сти к восприятию действительности во всем богатстве красок. Цвет выступает в свя- зи с такими элементами художественной формы, как композиция, пространство, фактура, колорит, пронизывая всю сферу материального воплощения произведений искусства. Цвет может характеризовать степень отдаленности объекта в картинном пространстве (цветовая перспектива), его связь с другими объектами и окружающей средой, материальные свойства отдельного объекта или его частей, общий эмоцио- нальный строй художественного образа. Цвет может образовывать условные систе- мы, имеющие символическое значение (особенно на ранних ступенях развития куль- туры или в средневековье). В отдельные эпохи в развитии мирового искусства складываются свои, характерные для этой эпохи, представления об использовании цвета, связанные с понятиями стиля, направления, творческого метода. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ – комплексная наука о цвете, включающая систематизиро- ванную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природ- ный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории ис- кусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры. PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 106 ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ (цветное зрение, цветовосприятие) – способность глаза че- ловека и многих видов животных с дневной активностью различать цвета, т.е. ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов. ЦВЕТОВОЕ УТОМЛЕНИЕ – снижение цветовой чувствительности сетчатки, возникающее при длительном воздействии цвета на глаз, вплоть до такого состоя- ния, когда два разных цвета воспринимаются как одинаковые. Под воздействием цветового утомления цветовое ощущение может изменяться до неузнаваемости. Утомляющее действие цвета пропорционально его количеству. В понятие «утомле- ние» входят: функция цветового пятна, яркость, цветовой контраст, насыщенность, размеры пятна, время наблюдения. При прочих равных условиях наименьшее утом- ление будет у синего и желтого, наибольшее – у красного и оранжевого. ЦВЕТОВОЙ ТОН – субъективный признак цвета, который познается через ощущения и определяется словами «синий», «зеленый», «красный», «желтый» и т.д. Обозначается усредненной длиной волны, которая соответствует определенному участку спектра. Цветовой тон зависит от избирательного спектрального пропуска- ния прозрачных предметов и избирательного спектрального отражения непрозрач- ных предметов, рассматриваемых в отраженном свете. В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с цветом хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли от объектов с характерным запоминающимся цветом, например, «малиновый», «вишневый», «изумрудный», «лимонно-желтый» и т.д. ЦВЕТНОСТЬ – совокупная характеристика хроматического цвета. Цветности соответствуют определенные значения цветового тона и насыщенности. ЧИАРОСКУРО – стиль, прием освещения, основанный на принципах соотно- шения света и тени; создает ощущение объемности и глубины. ЯРКОСТЬ – световая величина в светотехнике, характеризующая излучение ис- точника света или элемента его светящейся поверхности в определенном направле- нии. Количественно оценивается отношением силы света источника в рассматривае- мом направлении к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению. Характеристика цвета, определяющая его интенсивность. PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 107 Литература 1. Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве: В 2-х т. (Трактат «О живописи», гла- ва в т. 1). – M.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1937. 2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974. 3. Басманов В. Тоновый контраст. Уроки изобразительного искусства // Юный художник. – 1980. – № 6. 4. Басманов В. Цветовой контраст. Уроки изобразительного искусства // Юный художник. – 1980. – № 7. 5. Беда Г.В. Живопись: уч. пособие. – М.: Просвещение, 1986. 6. Большая советская энциклопедия. – 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1978. 7. Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2004. 8. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1965. 9. Гармония цвета. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2005. 10. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике: В 2-х т. – М.: Наука, 2007. 11. Гете И. Учение о цвете // Избранные сочинения по естествознанию: Пер. И.И. Канаева / Под ред. акад. Е.Н. Павловского. – М.: АН СССР, 1957. 12. Головня А. Свет в искусстве оператора. – М.: Госкомиздат, 1945. 13. Дерибере М. Цвет в жизни и деятельности человека. – М.: Сов. художник, 1964. 14. Джадд Д., Вышецкий Г. Цвет в науке и технике. – М.: Мир, 1978. 15. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль, 1973. – Т. 2: Ли Цзы. 16. Друговейко-Должанская С.В. Словарь цветообозначений русского языка, 2007. (Электр. версия А.А. Белокуров, www.gramma.ru). 17. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок. – М.: Инфра-М, 2006. 18. Железняков В.Н. Цвет и контраст: Технология и творческий выбор. – М.: ВГИК, 2001. 19. Живопись: уч. пособие. – М.: Владос, 2001. 20. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. – М.: Искусство, 1986. 21. Иттен И. Искусство цвета. – М.: Д. Аронов, 2001. 22. Кандинский В. О духовном в искусстве. – М.: Архимед, 1992. 23. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 24. Кондратьева К.А. Цвет в художественном конструировании. – М.: МВХПУ, 1984. 25. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. – Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. – 704 с. 26. Люшер Макс. Цветовой тест Люшера. – М.: ЭКСМО, 2005. 27. Миронова Л.Н. Учение о цвете. – Мн.: Вышейшая школа, 1993. 28. |